Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Развитие военного производства в США и Англии в 1939-1945 гг.

Военное производство в США и Англии развертывалось крайне противоречиво. На него влияли не только требования вооруженной борьбы, но и классовые интересы монополистической буржуазии, ее стремление устранить с мирового рынка наиболее опасных конкурентов и обеспечить максимальные прибыли. Монополисты не хотели рисковать и не спешили вкладывать средства в сооружение новых военных заводов. Поэтому подавляющую часть таких капиталовложений осуществляло государство, причем доля их была тем больше, чем важнее отрасль в военном отношении.

Из всех воевавших стран в самом благоприятном положении находилась военная экономика США, что объясняется рядом обстоятельств. Одно из них состоит в значительном удалении территории США от основных театров военных действий. Важное значение имело и то, что Соединенные Штаты вступили в войну, имея достаточные запасы сырья, большие резервы рабочей силы и производственных мощностей. В 1939 г. в стране насчитывалось 9,5 млн. безработных, или шестая часть численности рабочей силы {244}. Промышленные предприятия были загружены, как правило, не на полную мощность, на них далеко не в полной мере использовалось имевшееся оборудование. Война породила своеобразный военно-промышленный бум, которого не знала история Соединенных Штатов. За четыре года войны промышленное производство выросло в два с лишним раза, что заметно превышает соответствующие темпы периода первой мировой войны.

Особенно быстро росло военное производство и расширялись отрасли, непосредственно связанные с выпуском военной продукции. Выплавка первичного алюминия, в котором авиационная промышленность испытывала растущую потребность, увеличилась за 1939 — 1943 гг. почти в шесть раз. Производство синтетического каучука было фактически создано заново. Значительно возросло строительство торговых судов различных типов.

В результате расширения военного сектора существенные изменении произошли в структуре американской экономики. В 1942 г. 55 процентов промышленной продукции США шло на нужды войны (в 1941 г. — 22 процента) {245}. Общая картина производства военной техники представлена в таблице 8.

Данные таблицы показывают, что максимальный уровень производства орудий, танков и боевых кораблей был достигнут в 1943 г., а боевых самолетов в 1944 г. Темпы роста выпуска военной продукции могли быть и более внушительными. Так, основные отрасли американской промышленности и спустя два года после начала второй мировой войны не были полностью загружены. Монополии стремились нажиться на выпуске товаров гражданского назначения и не спешили с реализацией военных программ. В 1940 г., когда война уже охватила почти всю Западную Европу, США только начинали разворачивать военную промышленность. Вплоть до конца 1941 г. американская автомобильная и тракторная промышленность производила в несколько раз больше моторов для гражданских целей, нежели для военных автомашин и танков. Американские промышленники продолжали выпускать легковые автомобили с хромированными деталями, хотя хром — один из самых дефицитных материалов.

Первое время расширение военного производства шло главным образом за счет более полной загрузки неиспользуемых производственных [180] мощностей. Военная промышленность выполняла заказы на производство военной техники, поступавшие от Англии и Франции. Толчком к принятию новых военных программ и интенсивному расширению военного производства послужило вступление США в войну.

Таблица 8. Производство важнейших видов военной техники в США {246}

Военная техника

1941 г., декабрь

1942 г.

194.4 г.

1944 г.

1945 г., январь — август

Всего

Винтовки и карабины, тыс. шт.

37,9

1541,7

5683,0

3489,3

1578,1

12330,0

Пистолеты-пулеметы, тыс. шт.

41,6

651,1

686,4

347,5

206,7

1933,3

Пулеметы всех видов, тыс. шт.

20,4

662,3

830,0

798,8

302,8

2614,3

Орудия всех видов и калибров, тыс. шт.

3,4

187,6

220,9

103,0

34,0

548,9 {~1}

Минометы, тыс. шт.

0,4

11,0

25,8

24,8

40,1

102,1

Танки и САУ, тыс. шт.

0,9

27,0

38,5

20,5

12,6

99,5

Боевые самолеты, тыс. шт.

1,4

24,9

54,1

74,1

37,5

192,0

Боевые корабли основных классов, ед.

5

141

262

217

113

738

{~1} Из общего числа орудий около половины составляли морские и авиационные пушки малых калибров.

Чтобы увеличить выпуск вооружений, были проведены такие мероприятия, как переход на многосменную работу, перевод предприятий, выпускавших гражданские изделия, на производство военной продукции, расширение производственных мощностей существующих и строительство новых военных заводов. Только для развертывания авиационной промышленности правительство выделило 3,5 млрд. долларов, а всего к июню 1945 г. на строительство и оборудование новых заводов было затрачено примерно 26 млрд. долларов.

Военное производство основывалось на широкой кооперации. Так, в производстве бомбардировщиков Б-29 участвовало 248 заводов. Авиационная промышленность, поглощавшая подавляющую часть средств по военным программам, выпустила большое количество различных самолетов, причем более половины из них за последние полтора года войны.

Бронетанковая промышленность США выпускала преимущественно средние и легкие танки. Некоторые типы американских танков оказались недостаточно удачными в конструктивном отношении и были сняты с производства.

Массовое производство артиллерийско-стрелкового вооружения началось в 1942 г. Но уже во второй половине следующего года произошло сокращение выпуска артиллерийского вооружения, в том числе зенитных орудий. Затем в связи с расширением военных действий в Европе было увеличено производство некоторых артиллерийских систем и минометов. С середины 1944 г. наметилось снижение размеров военного производства, так как англо-американские войска уже располагали весьма внушительными запасами военной техники. [181]

США вложили много средств в создание атомного оружия. К этим. работам было привлечено около 4 тыс. ученых и специалистов. Крупных затрат потребовало создание производственной базы по изготовлению атомной бомбы. Па постройку заводов с диффузионной и электромагнитной установками, а также сборочного завода ушло около 1,2 млрд. долларов. Всего на осуществление атомной программы было израсходовано 2 млрд. долларов {247}.

При оценке экономических усилий США в войне напрашивается вывод, что но столько американская экономика работала в целях скорейшего разгрома врага, сколько война работала на американские монополии. Война в необычайной степени усилила власть крупного капитала. Интересы монополий, оказывавших возрастающее влияние на политику, находили непосредственное отражение в военных программах.

В годы войны американская администрация провела ряд организационно-технических мероприятий, направленных на расширение масштабов военного производства. Военную промышленность США отличали высокая степень концентрации, многообразие типов и образцов выпускаемого вооружения, широкое привлечение гражданских фирм к массовому производству военной техники.

В менее благоприятном положении по сравнению с США, хотя и в неизмеримо лучших условиях, чем Советский Союз, находилась экономика Англии. Британская промышленность испытывала некоторую нехватку рабочей силы; страна оказалась в прямой зависимости от состояния морских коммуникаций, импорта дефицитного сырья, топлива, продовольствия. Во второй половине 1940 — начале 1941 г. ее индустриальные центры подверглись интенсивным бомбардировкам германской авиации.

Расширение военного производства в Великобритании осуществлялось довольно медленно. Перевод промышленности на военные рельсы, начавшийся еще до войны, занял несколько лет. Нехватка металла, топлива, хронический кризис в угольной промышленности, сокращение импорта, недостаток валютных средств сказались на работе многих отраслей военной промышленности. Поэтому правящие круги стремились в наибольшей степени использовать материальные ресурсы и продукцию своего американского партнера, а также стран, входивших в Британскую империю.

Почти половина всей военной продукции Англии шла на обеспечение потребностей военно-воздушных сил {248}. Причем значительные средства направлялись на расширение выпуска наиболее сложных и дорогостоящих типов самолетов, прежде всего тяжелых и средних бомбардировщиков. В первый период войны английские истребители и бомбардировщики имели недостаточную скорость и сравнительно слабое вооружение, уступая в этом отношении немецкой авиации.

Английское судостроение, хотя и увеличило выпуск транспортных судов, имевших важное значение для обеспечения перевозок стратегического сырья, вплоть до 1944 г. не успевало восполнять потери {249}. Это заставляло правительство сокращать программы сооружения боевых кораблей и переключать ресурсы на строительство и ремонт транспортов. Великобритания смогла компенсировать потери в них лишь благодаря внешним поставкам, прежде всего из США.

Общее представление о динамике разлития английского военного производства дает таблица 9. [182]

Таблица 9. Производство важнейших видов военной техники в Великобритании {250}

Военная техника

1939 г., сентябрь — декабрь

1940 г.

1941 г.

1942 г.

1943 г.

1944 г.

1945 г., январь — август

Всего

Винтовки и карабины, тыс. шт.

18,3

78,5

594,9

909,8

547,4

227,4

2457,1

Пистолеты-пулеметы, тыс. шт.

6,4

1438,3

1572,4

671,5

231,3

3919,9

Пулеметы всех видов, тыс. шт.

19,0

101,9

193,4

283,8

200,5

125,3

14,7

938,6

Орудия всех видов м калибров, тыс. шт.

1,4

10,2

33,1

106,1

118,2

92,8

27,9

389,7

Минометы, тыс. шт.

1,3

7,6

21,7

29,2

17,1

19,0

5,0

100,9

Танки и САУ, тыс.

0,3

1,4

4,8

8,6

7,5

4,6

2,1

29,3

Боевые самолеты, тыс. т.

1,3

8,6

13,2

17,7

21,2

22,7

9,9

94,6

Боевые корабли основных классов, ед.

13

52

69

114

85

76

32 {~1}

441

{~1} Включая сентябрь 1945 г.

Как видно из данных таблицы, в большинстве отраслей самый высокий уровень военного производства был достигнут в 1943 г. Военные программы неоднократно пересматривались, выпуск отдельных сметем то увеличивался, то вновь сокращался.

Между производством взаимосвязанных видов продукции (артиллерийские системы и боеприпасы) иногда возникали диспропорции. Освоение новых типов танков сильно затягивалось: разработанный еще до войны тяжелый танк «Черчилль» прошел испытания и был запущен в производство лишь в 1943 г. Поскольку английские войска длительное время, не вели активных наступательных действий, образовался избыток некоторых видов военной техники. Так, в военно-воздушных силах накопилось большое количество резервных само лотов.

Направленность и характер экономического развития были тесно связаны с политическими расчетами и стратегическими планами британского империализма. Правящие круги и монополистический капитал проявляли необычайную озабоченность перспективами британской экономики после войны. С одной стороны, английское политическое руководство тормозило открытие второго фронта в Европе, ссылаясь, в частности, на якобы недостаточную обеспеченность операции материальными средствами, а с другой — намного раньше, чем в других странах, приступило к проведению частичной реконверсии.

На развитие британской военной экономики оказывали влияние нехватка собственных ресурсов для восполнения потерь, особенно в транспортных средствах и вооружении, неоднократный пересмотр военных программ, широкое использование внешних поставок для снабжения армии. Во время войны Британская империя произвела 79 процентов всего вооружения, а остальное было покрыто за счет поставок из США.

Канада — один из крупнейших английских доминионов — играла роль своеобразного «арсенала транспорта» для США и Англии. Кроме того, она снабжала буржуазные страны антигитлеровской коалиции сырьем, продовольствием, военными материалами. За годы войны промышленное производство Канады увеличилось в 2.5 раза. Подавляющая часть [183] ее военной продукции направлялась в метрополию, страны Британской империи и США. Всего в Канаде было произведено свыше 16 тыс. самолетов (боевых и учебных), 38 тыс. бронетранспортеров и танков, 24 тыс. полевых и зенитных орудий, более 3 тыс. десантных судов, сотни эскортных кораблей, тральщиков и буксиров {251}.

Франция после вступления в войну и вплоть до своего поражения в июне 1940 г. практически не успела осуществить перестройку экономики на военный лад. Фашистская Германия захватила ее стратегические запасы цветных металлов, значительную часть транспортных средств и промышленного оборудования.

Экономика Франции попали под прямой или косвенный контроль рейха. Ее военные предприятия выполняли заказы вермахта. Такие отрасли промышленности, как авиационная, приборостроение, производство крупных кузнечных и штамповочных прессов почти целиком, а автомобильная промышленность на две трети работали на Германию. В ходе войны производственные мощности судостроения и нефтепереработки были приведены в негодность, а промышленные области Эльзас и Лотарингия насильственно присоединены к рейху. В год освобождения Франции от оккупации общий уровень промышленного производства составил около трети довоенного.

Оккупация фашистско-милитаристским блоком западноевропейских государств, а также некоторых стран Восточной и Юго-Восточной Азии сузила возможности антигитлеровской коалиции использовать внешние ресурсы и вместе с тем повысила экономическое значение других районов и целых континентов. Острая борьба шла, например, за ресурсы африканских государств. Великобритания получала оттуда железную руду, цветные металлы, бокситы, натуральный каучук, сельскохозяйственное сырье; Соединенные Штаты — марганец, хром, олово, алмазы, урановую руду. Народы Азии, Африки, Латинской Америки, Австралии, Новой Зеландии обеспечивали буржуазные страны антигитлеровской коалиции цепным сырьем, продовольствием, различными видами готовой продукции и тем самым участвовали в материальном обеспечении борьбы за победу над агрессорами.

В Китае промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли хозяйства еще до начала второй мировой войны находились в состоянии серьезного кризиса. В 1938 г. в районах, оккупированных Японией, оказались подавляющее большинство мощностей электростанций, механизированной добычи железной руды, вся металлургическая и машиностроительная промышленность, почти все текстильные и мукомольные предприятия Китая. Только часть промышленных предприятий была эвакуирована в тыловые районы и приведена в действие. Японские войска захватили также большую часть железнодорожной сети страны.

В течение военных лет промышленность в Китае развивалась слабо. Основными источниками материального обеспечения многомиллионных вооруженных сил гоминьдановской армии и войск, руководимых КПК, были национальное производство на небольших военных заводах и в войсковых мастерских, военная помощь Советского Союза, поставки по ленд-лизу и трофеи, захваченные у противника. Все это в конечном счете помогло китайскому народу в длительной и тяжелой войне. Однако внутренние ресурсы и поставки союзников не обеспечивали в достаточной мере действующие армии, которые постоянно ощущали острую нужду в вооружении, боеприпасах и продовольствии.

Итак, если в первый период войны страны — впоследствии участницы антифашистской коалиции, обладая более высоким промышленно-экономическим [184] потенциалом, не сумели объединить ресурсы и достичь превосходства в средствах вооруженной борьбы, то в последующем соотношение военно-экономических сил существенно изменилось. Развернув массовое производство вооружений, США и Великобритания сосредоточили усилия прежде всего на выпуске авиационной техники, строительстве флота, обеспечении транспортных коммуникаций. По общему объему военного производства они превзошли выпуск военной продукции в Германии, Италии и Японии, вместе взятых.

Оглавление. Итоги и уроки Второй мировой войны

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.