Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Тактика капиталистических стран антигитлеровской коалиции во второй мировой

На развитие военного искусства США, Великобритании и Франции непосредственное влияние оказывали как военно-стратегические факторы, так и особенности политического, экономического, военно-технического характера и географическое положение каждого из этих государств. Вместе с тем в их военно-теоретических взглядах имелось много общего. Ото объясняется в первую очередь общностью классовых позиций правящих кругов США. Великобритании и Франции, приверженностью подавляющей части командного состава к опыту первой мировой войны, а также примерно одинаковым уровнем технической оснащенности их вооруженных сил.

В военных доктринах западных государств доминировала идея направить агрессию фашистской Германии против СССР. Выполнению этой политической установки, по мнению военных теоретиков и верховного командования Англии и Франции, наиболее полно соответствовало создание очагов военной напряженности вдали от границ Англии и Франции, особенно в Восточной Европе, чтобы добиться распыления сил вермахта и до минимума сократить потенциальные возможности Германии вести войну на Западе.

Поворот фашистской военной машины с востока на запад считался маловероятным. Но даже в том случае, если он произойдет, силы Германии, как полагали англо-французские военные круги, будут уже истощены. Они рассчитывали длительной позиционной обороной выиграть время для перестройки промышленности и лишь на завершающих этапах войны при благоприятных военно-политических условиях осуществить наступательные действия.

В связи с этим стратегическая оборона (обладавшая но опыту первой мировой войны якобы неоспоримым «превосходством» над наступлением) рассматривалась как основной вид стратегических действий на первом этапе войны в Европе. Сплошной позиционный фронт, опиравшийся на линию Мажино, считался непреодолимым. Фетишизация опыта первой мировой войны в сочетании с антисоветизмом и классовой ограниченностью не позволили военно-политическому руководству стран англо-французской коалиции вскрыть возможный характер будущей войны и на основе этого создать научно обоснованную военную доктрину. Все это привело к серьезным ошибкам в подготовке вооруженных сил к войне в целом, стратегическом развертывании сухопутных войск и авиации, способах борьбы с танковыми группировками противника, в использовании резервов.

Несмотря на провозглашение превосходства обороны над наступлением, англо-французская коалиция не имела четко выраженных взглядов на ведение оборонительных действий крупного масштаба с учетом развития новых средств борьбы. Такие вопросы, как заблаговременная подготовка оборонительных полос в глубине страны, создание крупных резервов для нанесения контрударов по группировкам противника и другие, не были [311] разработаны теоретически и не получили практического решения в ходе начавшейся войны.

Оборона союзников не выдержала массированных ударов немецких танковых соединений, авиации, действий воздушных десантов в первые же дни наступления фашистской Германии на Западе. В результате внезапных ударов по аэродромам фашистской авиации удалось в самом начале войны полностью захватить господство в воздухе и затем сосредоточить главные усилия против сухопутных войск в целях содействия быстрому продвижению своих танковых и моторизованных соединений. Первоначальным успехам вермахта способствовали ошибки англо-французского командования в стратегическом развертывании, заключавшиеся в равномерном распределении войск и особенно стратегических резервов по всему фронту. Сказались и крупные просчеты англо-французского командования в определении направления главного удара противника: прорыв его танковой группировки в самом слабом звене французской обороны (гористой местности Арденн, считавшейся труднодоступной для танков) явился для союзников полной неожиданностью.

Англо-французскому командованию не удалось восстановить прорванный фронт обороны. Не располагая танковыми и моторизованными соединениями, способными к быстрому маневру на угрожаемые направления, а также сильными резервами для нанесения мощных контрударов, оно не смогло ликвидировать прорыв высокоподвижных группировок противника, которые устремились к побережью Ла-Манша. Запоздалая попытка сформировать в ходе боевых действий несколько танковых дивизий и использовать их против наступавшей группировки вермахта не дала положительных результатов. Полностью подтвердилась недооценка значения массированного использования танков.

Несмотря на попытки не допустить продвижения противника в центральные районы Франции, англо-французское командование не смогло решить проблему создания нового стратегического фронта в глубине страны. Спешно создаваемая новая оборонительная полоса вдоль рек была плохо оборудована в инженерном отношении, имела недостаточные плотности противотанковых средств, слабую противовоздушную оборону. Не полностью укомплектованные войска имели одноэшелонное оперативное построение и не могли остановить противника, обладавшего большой ударной силой.

В целом неудачи англо-французских войск в кампании 1940 г. в значительной степени были следствием пассивности обороны. Несмотря на то что на территории Франции союзники превосходили противника в личном составе, численности дивизий, танков и артиллерии и имели примерно равное количество самолетов, они потерпели сокрушительное поражение.

Пассивный характер был свойствен военному искусству английской армии и при ведении оборонительных операций на «периферийных» театрах. Так, на североафриканском фронте (в районе Бир-Хакейма) в мае 1942 г. английские войска имели приблизительно равную с противником численность личного состава, артиллерии и авиации и более чем в два раза превосходили его в танках. Однако фашистские дивизия, воспользовавшись безынициативностью англичан и разрывами в их обороне, обошли сильно укрепленный район и нанесли им тяжелый урон.

Для военного искусства английских войск в первые годы войны наиболее характерны сдерживающие действия. При прорыве фронта или выходе противника во фланг и тыл они сразу же, если позволяла обстановка, отходили на значительное расстояние (например, от Бир-Хакейма к Эль-Аламейну — на (500 км). Упорное сопротивление они оказывали лишь на отдельных рубежах. При этом основные силы занимали главную полосу [312] обороны, которая строилась по системе опорных пунктов и узлов сопротивления. Резервы, предназначенные для нанесения контрударов, располагались, как правило, за главной полосой.

Недостаточность опыта ведения крупных оборонительных операций на континентальных театрах военных действий сказалась на действиях сухопутных войск Великобритании и США зимой 1944/45 г., когда вермахт предпринял наступление в районе Арденн. Удар противника вызвал замешательство в штабах союзников и поспешное отступление их войск. Прорвав оборону, ударные группировки немцев продвинулись на глубину до 100 км. Таким образом, и на заключительном этапе войны выявился невысокий уровень искусства союзных армий в ведении крупных оборонительных операций, в частности в организации разведки и подготовке резервов. Их войска были весьма чувствительны к внезапным атакам противника и обычно не выдерживали ударов в тактической зоне обороны. Более активное их сопротивление начиналось лишь в оперативной глубине. При этом большая роль отводилась авиации, которая наносила по противнику массированные удары. Широкий маневр силами применялся главным образом тогда, когда прорыв немецко-фашистских войск осуществлялся на узком участке фронта, а на других направлениях активных боевых действий не велось.

Стратегическое наступление вооруженных сил США и Англии в годы войны развертывалось на различных театрах военных действий. Чаще всего оно начиналось совместными операциями армии и флота с целью вторжения на континент или захвата стратегически важного островного района.

В Западной Европе стратегическое наступление началось Нормандской десантной операцией в июне 1944 г. Как и во всех других операциях, при ее подготовке главное внимание уделялось созданию подавляющего превосходства в силах и средствах, обеспечению господства в воздухе и на море, накоплению запасов материально-технических средств. Благодаря широкой системе маскировки, дезинформации и учету метеорологических условий союзникам удалось скрыть начало и в какой-то мере район высадки своих войск, что способствовало захвату плацдармов.

В кампаниях 1944 г., а затем 1945 г. стратегическое наступление на Западноевропейском ТВД состояло из ряда последовательных по фронту и в глубину наступательных операций. В них принимали участие войска трех групп армий при активной поддержке авиации и военно-морских сил.

Наступление сухопутных войск начиналось после надежного огневого подавления обороны противника, для чего кроме артиллерии привлекались крупные силы тактической и стратегической авиации.

За 5 — 10 суток до начала операции осуществлялась предварительная авиационная подготовка, в ходе которой наносились массированные удары по районам сосредоточения войск, пунктам управления, аэродромам, узлам коммуникаций и объектам тыла противника на глубину 300 км и более. Перед атакой пехоты и танков проводилась непосредственная авиационная и артиллерийская подготовка.

Для содействия наступающим войскам широко применялись тактические и оперативные воздушные десанты в глубину обороны противника. Это позволяло активно воздействовать на его тылы и дезорганизовать оборону. Действия воздушных десантов обычно начинались внезапной атакой важнейших объектов противника. Для достижения внезапности проводились мероприятия по дезинформации противника: наносились отвлекающие удары бомбардировочной авиации, выбрасывались ложные десанты, сбрасывались дипольные отражатели для имитации больших групп самолетов создавались шумовые эффекты, полет транспортно-десантных [313] средств осуществлялся, как правило, по ломаному маршруту с различным профилем и на малых высотах.

Обладая общим превосходством над немецко-фашистскими войсками на Западе в 1945 г. (по пехоте — в 2 — 2,5 раза, по танкам — в 4 — 5, по авиации — в 10 — 20 раз), американо-английское командование создавало на направлении главного удара еще больший перевес и силах. Несмотря на это, темпы прорыва вражеской обороны редко превышали 2 — 3 км в сутки. Наступление велось, как правило, последовательным продвижением от рубежа к рубежу, глубокие прорывы крупных танковых группировок в тыл противника не предпринимались. Встретив сопротивление, войска обычно останавливались и возобновляли наступление после массированных ударов авиации и артиллерии по очагам обороны. Крайняя осторожность американских и английских войск при наступлении давала возможность противнику своевременно выводить силы из-под ударов и располагать их на подготовленных в тылу рубежах.

На Тихоокеанском ТВД наступление союзников велось методом захвата островов и архипелагов с целью постепенного приближения к территории Японии. Оно проводилось в течение длительного времени и в невысоких темпах. В ходе операции наносились удары по воздушным и морским силам противника, высаживались десанты на острова с целью захвата находившихся там авиационных и военно-морских баз.

Военное искусство США и Англии обогатилось большим опытом проведения крупных морских десантных операций. Американские и английские войска высадили более 30 десантов оперативного и стратегического значения. Характерными особенностями десантных операций являлось то, что все они готовились многие месяцы и проводились в условиях полного превосходства над противником в силах флота, авиации и сухопутных войск. Каждая десантная операция включала следующие этапы: предварительную авиационную и артиллерийскую подготовку, сосредоточение и посадку войск на суда, переход десанта морем, непосредственную авиационную и артиллерийскую подготовку, высадку десанта и его действия на захваченном плацдарме. Большое внимание уделялось всем видам обеспечения: оперативному (разведка, маскировка, прикрытие), материально-техническому, специальному (навигационное, гидрографическое, гидрометеорологическое, аварийно-спасательное), а также организации противовоздушной, противолодочной и противоминной обороны.

Силы и средства, привлекаемые для десантных операций, рассредоточивались на широком фронте, во многих портах. Для перевозки десанта морем применялись дна способа: «берег — берег», когда расстояние до района высадки было сравнительно небольшим и войска перевозились на высадочных средствах, и «корабль — берег», когда войска вначале перевозились на транспортах, а в районе высадки перегружались на высадочные средства. Для авиационной поддержки десанта, а также прикрытия его на переходе морем и в районе высадки привлекались крупные силы авиации. Авианосные соединения флота вели борьбу за господство в воздухе и на море в районе операции, участвовали в проведении предварительной и непосредственной авиационной подготовки, осуществляли авиационную поддержку десантируемых войск при действиях их на берегу.

Соединения авианосцев и крупных артиллерийских кораблей совместно со стратегической авиацией начинали наносить удары по вражеским аэродромам и кораблям в базах, а также по противодесантной обороне побережья за два-три месяца до высадки десанта. Для непосредственной артиллерийской подготовки высадки и поддержки десантных войск широко применялись линкоры, крейсеры, эсминцы, а также малые корабли и суда с реактивным вооружением. Артиллерийская подготовка обычно продолжалась от одного часа до трех суток, авиационная подготовка — нередко [314] до пяти суток. Оперативное построение и боевые порядки десанта состояли, как правило, из двух эшелонов. В первый эшелон входили сильные передовые отряды, в которые включались плавающие танки, бронемашины: и транспортеры, подразделения и части «рейнджере» и «коммандос».

Благодаря широкому использованию специальных десантно-высадочных средств и значительному превосходству в силах американо-английским войскам удавалось достигать довольно высоких темпов высадки морских десантов на необорудованное побережье. Действия с моря сочетались с выброской парашютных десантов.

Зависимость флота от стационарных баз снабжения и ремонта ограничивала возможности действий боевых кораблей, которые могли находиться в море без дозаправки лишь несколько недель. Это потребовало создания специальных мобильных соединений обслуживания («плавучие тылы»), повысивших боевую эффективность военно-морского флота США.

В практике военного искусства США и Англии значительное место занимали подготовка и ведение воздушных операций. Для действий по объектам глубокого тыла фашистской Германии и Японии использовались специально сформированные авиационные объединения и соединения. Так, в составе ВВС Англии имелось бомбардировочное командование, а США — стратегические воздушные армии. До середины 1943 г. действия американской стратегической авиации носили, по существу, экспериментальный характер. Темпы бомбардировок нарастали по мере приближения срока высадки в Северной Франции. По договоренности между союзниками английская авиация проводила ночные рейды против крупных городов Германии, а американская — дневные прицельные удары по промышленным предприятиям.

Опыт первых воздушных операций показал, что для их успешного проведения необходимы предварительное овладение господством в воздухе над всей территорией противника, непрерывность действий, концентрация усилий авиации на тех объектах военного и экономического потенциалов, уничтожение которых даст максимальный эффект в короткие сроки. Но до весны 1944 г. англо-американской авиации не удалось полностью добиться господства в воздухе, что определило низкую эффективность «воздушного наступления» на Германию. Не оправдались надежды на то, что мощные тяжелые бомбардировщики смогут самостоятельно бороться с истребителями противника, не подтвердились и расчеты на завоевание превосходства в воздухе путем разрушения авиационных заводов и уничтожения истребителей в воздухе. Вследствие больших потерь бомбардировщиков, особенно от немецких истребителей, американцы были вынуждены отказаться от продолжения дневных рейдов, а ночным полетам их летчики своевременно не были обучены. Пришлось принять срочные меры по выпуску истребителей дальнего сопровождения для прикрытия бомбардировщиков. Слабая результативность стратегических бомбардировок объяснялась и такими причинами, как распыление усилий авиации по многим объектам, значительные паузы между ударами, низкая точность бомбометания.

Повышению эффективности использования стратегических ВВС способствовал переход от действий малыми группами к массированным налетам. Проводились «челночные операции», в ходе которых удары наносились по объектам, расположенным на большом расстоянии от баз американской авиации с использованием аэродромов на территории союзных государств, в том числе и СССР. Возможность бомбардировщиков совершать полеты на большую дальность позволила им избирать маршруты не по кратчайшему расстоянию до цели, а с таким расчетом, чтобы дезориентировать посты управления и наведения немецких истребителей. Широко [315] применялись и другие меры дезинформации противника, чтобы распылить усилия его средств противовоздушной обороны. С этой целью выделялись специальные демонстративные группы, которые наносили отвлекающий удар по второстепенным целям, в то время как главные силы приближались к основному объекту.

Для обеспечения прорыва противовоздушной обороны противника применялась тактика так называемых «ковровых бомбардировок», когда сбрасывалось максимальное количество бомб на небольшой участок обороны за короткое время. Такой концентрированный удар не только разрушал оборону противника, но и на определенное время деморализовывал оборонявшиеся войска.

В ходе воздушных операций применялись средства пассивных помех работе радиолокационных станций противника, улучшалась система обеспечения полетов, наведения самолетов на цель, совершенствовались методы «слепого» бомбометания. Однако результативность ударов стратегической авиации союзников по экономическим объектам Германии оставалась низкой.

Особенности Тихоокеанского театра, преобладание водных пространств и их огромные размеры выдвинули перед американским командованием две основные задачи: вооружить ВВС новыми бомбардировщиками с большим радиусом действий и обеспечить их местами базирования. Эти задачи были решены после захвата Марианских островов, где к началу 1945 г. было сосредоточено около 350 самолетов Б-29. Первоначально против Японии применялась проверенная на Европейском театре военных действий тактика — массированные прицельные бомбовые удары с предельных высот в дневное время. Однако в длительных перелетах к Японским островам (до 16 часов полетного времени) бомбардировщики Б-29, не прикрытые истребителями, часто обнаруживались силами ПВО противника и несли большие потери.

Положение изменилось после овладения островом Иводзима, на котором американцы сосредоточили истребители дальнего сопровождения. Это дало возможность применить новую тактику — бомбардировку объектов в ночное время со средних и малых высот. Во время воздушных налетов истребители прикрытия не только вели воздушные бои с противником, но и выполняли функции штурмовиков в борьбе с зенитной артиллерией. Союзники учли также специфику наземных целей в Японии — преобладание деревянных построек, окружавших промышленные предприятия. Вместо фугасных бомб применялись зажигательные (а позднее и напалмовые), с помощью которых выжигались целые города. Когда ПВО Японии была серьезно ослаблена, американская авиация перешла от прицельного бомбометания по отдельным объектам к бомбардировкам по площадям с малых высот. Такие действия фактически привели к уничтожению не только военно-промышленных объектов, но и жилых районов, приобретая характер терроризирующих акций против гражданского населения. Американская авиация сожгла около 100 японских городов, большинство которых не имело военных объектов.

К участию в стратегических бомбардировках Японии привлекалась и авианосная авиация. Обладая высокой маневренностью и автономностью действий, авианосные соединения могли наносить противнику неожиданные удары там, где другим родам авиации это сделать было трудно или даже невозможно.

Значительное развитие в годы войны получили приемы и способы ведения противовоздушной обороны. Этим вопросам наибольшее внимание уделялось в Англии. В условиях постоянной угрозы нападения вражеской авиации английское командование было вынуждено изыскивать пути усиления противовоздушной обороны Британских островов. [316]

В целях повышения эффективности борьбы с авиацией противника территория Великобритании была разделена на четыре района ПВО. Каждый район состоял из нескольких секторов с пунктами управления и центрами обработки данных, поступавших от постов воздушного наблюдения и оповещения. Секторные пункты управления имели непосредственную связь с оперативным центром, осуществлявшим общее руководство средствами ПВО, которые тесно взаимодействовали между собой. К зоне огня зенитной артиллерии вплотную примыкала зона ночного боя истребительной авиации (глубиной 35 — 40 км). Такая система повышала эффективность управления ПВО, особенно истребителями, и обеспечивала более надежный перехват самолетов противника. Развитая аэродромная сеть позволяла базировать истребительную авиацию как в непосредственной близости от защищаемых объектов, так и на дальних подступах к ним. Этим достигался не только широкий маневр истребителей на угрожаемые направления, но и наращивание усилий из глубины, особенно при отражении массированных налетов противника.

Высокое качество вооружения, взаимодействие истребительной авиации с зенитными средствами обусловили эффективность английской системы ПВО. Важную роль в этом сыграло широкое использование радиолокационных станций, что позволяло заблаговременно обнаружить самолеты противника при подходе к Британским островам и своевременно привести в полную готовность силы и средства ПВО.

В годы войны в Англии было создано, по существу, сплошное поле радиолокационного наблюдения на всей территории страны в радиусе 150 км от побережья. Одновременно уплотнялась группировка зенитных средств, улучшались условия для маневра авиацией, повышался уровень взаимодействия между всеми звеньями ПВО, создавались новые истребители (в том числе ночные) с мощным вооружением. В результате активного противодействия налетам фашистской авиации ей был нанесен значительный урон. При этом задачи ПВО Англии облегчались тем, что с началом военных действий против СССР основные силы немецко-фашистской авиации, особенно бомбардировочной, использовались на советско-германском фронте. Наряду с этим эффективность действий немецких бомбардировщиков по объектам Англии снижалась из-за того, что они имели сравнительно небольшую дальность полета, недостаточную бомбовую нагрузку и слабое вооружение.

В ходе войны перед английской ПВО встала проблема ведения борьбы с новыми средствами воздушного нападения — самолетами-снарядами Фау-1 и баллистическими ракетами Фау-2. Их применением фашистское руководство стремилось решить задачи, оказавшиеся непосильными для ВВС. Первоначально против самолетов-снарядов использовались прежние средства и способы без существенной перестройки системы ПВО. Но вскоре в секторе полетов Фау-1 была создана глубоко эшелонированная оборона с большим количеством зенитно-артиллерийских средств, истребительной авиации и аэростатов заграждения. Группы истребителей стали вести круглосуточное патрулирование в трех зонах, широко использовались радиолокационные станции и корабли радиолокационного дозора, входившие в этот сектор.

Главная роль в борьбе с самолетами-снарядами принадлежала истребительной авиации и зенитной артиллерии ПВО. Вместе с тем опыт показал, что к борьбе с беспилотными средствами необходимо привлекать бомбардировочную авиацию для уничтожения стартовых позиций, предприятий и складов ракетостроительной промышленности.

Менее значительным был опыт английской противовоздушной обороны в борьбе с баллистическими ракетами Фау-2, против которых система ПВО того времени оказалась бессильной. Угроза их применения против [317] Англии была ликвидирована только после того, как были заняты районы стартовых площадок, с которых запускались Фау-2.

В ходе войны военно-политическое руководство США и Англии было вынуждено существенно пересмотреть ряд положений об использовании военно-морских сил и способах ведения боевых действий на море. Полагаясь на опыт первой мировой войны, командование союзников рассчитывало завоевать господство на море, делая главную ставку на крупные надводные корабли с артиллерийским вооружением. В соответствии с этими взглядами основное внимание в развитии флотов уделялось строительству линейных кораблей и крейсеров. Большие надежды возлагались, кроме того, на организацию и ведение блокады и нанесение ударов с моря по военным объектам противника на побережье.

Однако опыт первого же периода войны показал, что в борьбе за господство на море значение больших надводных кораблей — носителей крупнокалиберной артиллерии — резко упало. Главной ударной силой на море стала авиация. Первенство среди надводных кораблей перешло к авианосцам. Не оправдались надежды и на блокаду как эффективный способ завоевания господства на море.

Первое крупное морское сражение, в котором с обеих сторон в качестве ударной силы использовалась авианосная авиация, произошло в Коралловом море (1942 г.). В ходе его взаимные удары наносились только авиацией, за пределами дальности артиллерийского и торпедного оружия. Массированное использование авианосных торпедоносцев и бомбардировщиков показало их высокую эффективность в действиях по корабельным группировкам. Опыт этого и других сражений (у острова Мидуэй, у Марианских, Филиппинских островов), в которых главной ударной силой являлась авианосная авиация, внес существенные изменения во взгляды на применение родов сил флота. Господство на море было неотделимо от господства в воздухе. Это потребовало от союзников длительной борьбы, проведения операций по уничтожению авиационных и морских группировок противника, захвату баз и опорных пунктов.

Недооценка в предвоенные годы роли подводных лодок и уверенность военно-политического руководства Англии в том, что немецко-фашистский флот (уступавший в численности крупных надводных кораблей) вряд ли сможет нанести существенный урон ее морским перевозкам, привели к неожиданным для англичан результатам. Их военно-морские силы оказались не в состоянии полностью обеспечить безопасность жизненно важных коммуникаций в Атлантике. Потребовалось срочно решать сложный комплекс проблем, связанных с организацией борьбы с подводными лодками.

Главным способом защиты судоходства была проверенная еще в годы первой мировой войны система конвоев, которая наиболее надежно обеспечивала охрану транспортов в ходе систематической боевой деятельности ВМС союзников. Но она имела и существенные недостатки: сосредоточение большого количества судов в конвоях и следование их постоянными маршрутами облегчали их поиск, а также снижали оборачиваемость транспортов. Для обороны особо важных конвоев, когда противник сосредоточивал для борьбы с ними значительные силы, осуществлялись специальные «конвойные» операции (на Средиземном море, в Арктике).

Система противолодочной обороны на Атлантическом театре совершенствовалась путем расширения районов защиты судоходства и борьбы с подводными лодками на маршрутах их развертывания (Бискайский залив). Для поиска и уничтожения подводных лодок в Атлантике создавались поисково-ударные группы противолодочных кораблей, оснащенных гидроакустической и радиолокационной аппаратурой. На борьбу против [318] подводных лодок были привлечены также эскортные авианосцы; действуя в составе поисково-ударных групп, они стали одним из эффективных средств в системе противолодочной обороны.

Существенную роль в борьбе на морских коммуникациях сыграла оснащенная новейшими противолодочными средствами базовая авиация, которая использовала аэродромы на Бермудских, Азорских островах, а также в Исландии, Гренландии и Ньюфаундленде. Зона ее действий расширилась от Британских островов до восточного побережья США. Это дало возможность до минимума сократить не контролируемые союзной авиацией морские пространства. В результате напряженных усилий союзников эффективность действий немецких подводных лодок с середины 1943 г. стала падать. В 1944 г. против немецких подводных лодок действовали более 5 тыс. противолодочных кораблей специальной постройки (в том числе около 20 авианосцев), почти 20 тыс. малых судов, несколько тысяч самолетов. Защита и обеспечение трансатлантических перевозок стали более надежными. Но, несмотря на такое количество привлеченных сил, полностью устранить подводную угрозу не удалось до конца войны.

На тихоокеанских коммуникациях Японии активные действия в основном вели подводные силы СИГА. Довольно широко применялась также армейская авиация для минирования японских портов и подходов к ним. С 1944 г. стали активно использоваться авианосные соединения, которые самостоятельно, а иногда во взаимодействии с авиацией берегового базирования наносили внезапные удары по пунктам сосредоточения транспортов и по конвоям на переходе морем. В связи с тем что флот Японии не был готов к защите коммуникаций, американцам без значительных потерь удалось потопить более 2 тыс. японских транспортов. Однако морские коммуникации, связывавшие Японию с Маньчжурией и Кореей, оставались фактически вне сферы действий союзников. Это позволяло Японии не только укреплять Квантунскую армию, нацеленную против Советского Союза, но и доставлять людским путем стратегические грузы, что способствовало поддержанию боеспособности японских вооруженных сил.

Специфические особенности вооруженной борьбы в Азии наложили отпечаток на способы ведения военных действий противоборствующими сторонами. Определяющее влияние на военное искусство гоминьдановского Китая оказывали военно-политическая и экономическая обстановка в стране, а также сам характер китайского фронта, который не занимал ведущего места в вооруженной борьбе против Японии. Основные силы ее сухопутных войск, авиации и флота были сосредоточены против вооруженных сил США и Англии, а также у границ с СССР. На китайском фронте действовали преимущественно пехотные соединения, обладавшие сравнительно невысокими боевыми возможностями. В свою очередь экономическая и военная слабость Китая, обострение внутриполитических противоречий обусловили преимущественно оборонительный характер действий гоминьдановской армии.

Действия китайских войск сводились в основном к удержанию крупных городов, путей сообщения, горных проходов. На наиболее важных направлениях оборона создавалась на большую глубину и состояла из ряда оборонительных рубежей, однако она не отличалась устойчивостью. Из-за слабой технической оснащенности китайских войск плотность боевых средств в обороне была низкой. Попытка компенсировать недостаток военной техники сосредоточением крупных масс пехоты приводила лишь к большим потерям. В результате противник без особых усилий прорывал оборону, китайские войска были вынуждены отходить на сотни километров в глубь страны. [319]

В ходе оборонительных боев китайская армия пыталась наносить контрудары и переходить в контрнаступление, однако эти действия не отличались решительностью и в основном носили характер фронтального столкновения больших масс пехоты на отдельных направлениях при слабой поддержке артиллерии, авиации и ограниченном применении танков. Так, в операциях под Чанша (1940 — 1943 гг.) китайское командование предприняло попытку уничтожить прорвавшиеся группировки японских поиск, но из-за слабой маневренности и низкой боеспособности китайских войск эти операции не привели к успеху.

В целом военное искусство капиталистических государств — участников антигитлеровской коалиции исходило из расчетов на длительную, затяжную войну. Выжидательный характер их стратегии обусловил захват инициативы агрессором и крупные поражения Англии и США в начале войны. На последующих этапах вооруженной борьбы военно-политическое руководство этих стран было вынуждено пересмотреть многие концепции и положения, господствовавшие в их военном искусстве в довоенные годы, принять меры по усилению вооруженных сил, совершенствованию форм и способов военных действий. Эта перестройка осуществлялась в благоприятной военно-политической обстановке, когда главные силы фашистского блока были прикованы к советско-германскому фронту. Как в годы войны, так и после ее окончания англо-американское командование внимательно изучало опыт вооруженной борьбы на советско-германском фронте, используя его для совершенствования военного искусства в интересах решения тех задач, которые были поставлены перед их вооруженными силами.

Оглавление. Итоги и уроки Второй мировой войны

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.