Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Стратегическое руководство войсками США, Англии, Франции во второй мировой

В годы второй мировой войны получили развитие системы стратегического руководства вооруженными силами в США, Англии, Франции. [338]

В Соединенных Штатах Америки в период, предшествовавший войне, система стратегического руководства создавалась с учетом специфики военно-географического положения страны. Исходя из того, что военные действия будут вестись вне пределов Американского континента, военно-политическое руководство США рассчитывало иметь достаточно времени для отмобилизования вооруженных сил и перестройки системы стратегического руководства применительно к конкретным требованиям ведения войны.

Накануне второй мировой войны в CШA не было единого органа военного управления. Президент страны, будучи верховным главнокомандующим, руководил вооруженными силами через два министерства — военное и военно-морское. Координацией деятельности видов вооруженных сил занимался Объединенный совет — совещательный орган, подчиненный одновременно военному и военно-морскому министрам {360}. Оперативно-стратегическое руководство осуществлялось также по двум линиям: штаб армии управлял сухопутными войсками и армейскими ВВС, а штаб ВМС — силами военно-морского флота, морской авиацией и корпусом морской пехоты. Автономия каждого штаба затрудняла согласование совместных действий армии и флота.

С расширением фашистской агрессии в Европе правительство Рузвельта приняло ряд мер по совершенствованию системы военного руководства.

В целях улучшения управления вооруженными силами после вступления США в войну был образован комитет начальников штабов, ставший высшим органом стратегического руководства (февраль 19-42 г.) {361}. Этот комитет подчинялся непосредственно президенту и являлся его консультативным и исполнительным органом. Он разрабатывал предложения по общим вопросам военной стратегии, производству вооружения, распределению стратегического сырья, строительству и использованию вооруженных сил, организации взаимодействия сухопутных войск (армии), военно-морских сил и входившей в их состав авиации. На основе указаний президента комитет начальников штабов разрабатывал стратегические планы, издавал директивы и осуществлял руководство военными действиями на ТВД.

Постепенное подключение американских войск к военным действиям на Тихом океане, а затем в Западной Европе выдвинуло новые задачи по управлению оперативно-стратегическими группировками. Оно осуществлялось из Вашингтона через главные командования американских войск, действовавших на этих театрах. В 1942 г. в бассейне Тихого океана были созданы два командования: Тихоокеанское — в северной и центральной частях театра (главнокомандующий адмирал Ч. Нимиц) и Юго-Западного района Тихого океана (главнокомандующий генерал Д. Макартур). Каждый командующий отвечал за действия подчиненных ему войск и сил флота не только перед комитетом начальников штабов, но и перед главнокомандующим своего вида вооруженных сил.

Тихоокеанское главное командование адмирала Ч. Нимица, в составе которого в основном были силы флота, получало директивы, как правило, от начальника штаба ВМС и направляло непосредственно ему доклады и отчеты. Даже когда силы флота входили в группировку войск, которой командовал представитель армии, главнокомандующий сохранял ответственность перед начальником штаба ВМС. [339]

Стратегическая авиация США, выделенная в ходе войны в самостоятельный род сил, имела собственное командование, которое подчинялось командующему ВВС армии; при проведении воздушных операций против Германии и особенно против Японии она действовала зачастую независимо от главных командований на ТВД.

Американские группировки войск на Североафриканском, Средиземноморском и Западноевропейском театрах военных действий входили в состав объединенных союзных командований. Если это командование возглавлял английский генерал, то американские представители видов вооруженных сил сохраняли прямые линии связи со своими вышестоящими штабами и, таким образом, пользовались относительной самостоятельностью. Подобный механизм управления нередко приводил к трениям и открытым спорам между двумя союзными армиями.

В целом в годы войны стратегическое руководство США приобрело определенный опыт в управлении боевыми действиями крупных группировок войск на различных театрах, удаленных от территории страны, в использовании стратегической авиации и материально-техническом обеспечении войск. Большое влияние на систему стратегического руководства оказала коалиционная стратегия. Полученный в ходе войны опыт был положен в основу строительства вооруженных сил и, в частности, при принятии в 1947 г. «закона о национальной безопасности», который установил структуру вооруженных сил и систему стратегического руководства, сохранившуюся в основном в послевоенные годы.

Система стратегического руководства Англии накануне войны строилась под влиянием многовекового развития и особенностей географического положения этой колониальной державы. Поскольку главную угрозу безопасности Британским островам англичане видели в фашистской Германии, одной из задач стратегического руководства Англии являлось обеспечение защиты метрополии и морских коммуникаций. В случае войны предполагалось использовать в военных действиях войска всех доминионов и основных колоний под единым имперским стратегическим руководством.

Верховным главнокомандующим вооруженными силами Британской империи номинально считался король, фактически им был премьер-министр, стоявший во главе военного кабинета. Этот кабинет решал широкий круг вопросов руководства войной, в том числе организации работы военной промышленности, обороны метрополии, использования людских ресурсов, строительства вооруженных сил в доминионах и колониях. На местах его указания и решения осуществлялись соответствующими министерствами (армии, военно-морских и военно-воздушных сил) через генерал-губернаторов, а в Индии — через вице-короля.

Высшим органом стратегического руководства был комитет начальников штабов, который разрабатывал планы операций на театрах и осуществлял контроль за ходом военных действий {362}. Его работой руководил премьер-министр (с мал 1940 г. — У. Черчилль). Решения комитета проводились в жизнь через штабы видов вооруженных сил, которые разрабатывали планы применения этих сил и непосредственно руководили их действиями.

Характерной чертой в английской системе стратегического руководства являлась слабая координация. «В течение всей второй мировой войны, — писал впоследствии английский военный теоретик Э. Кингстон-Макклори, — боевые действия трех видов вооруженных сил фактически [340] представляли собой не совместные операции, преследующие единую цель, а обособленные, плохо скоординированные действия, не связанные общностью задач» {363}. Примером слабого взаимодействия явилась неудачная операция английских вооруженных сил в Норвегии весной 1940 г. Руководство группировками английских войск осуществляли командования на ТВД (командование экспедиционных сил Великобритании в Европе, созданное в начале войны, командование вооруженных сил на Ближнем и Среднем Востоке и др.).

Система стратегического руководства Франции складывалась под влиянием опыта первой мировой войны и с учетом того, что ее вооруженные силы должны были непосредственно противостоять крупным сухопутным и воздушным силам Германии. Наряду с использованием трех видов вооруженных сил — сухопутных войск, авиации и военно-морского флота — предусматривалось привлечение к военным действиям национальных формирований некоторых колоний.

Вопросы подготовки страны к войне непосредственно решались в Совете национальной обороны, в который входили все члены кабинета министров, маршал Ф. Петэн, начальник генерального штаба, а с правом совещательного голоса — главнокомандующие видами вооруженных сил и начальник штаба колониальных войск.

С началом войны был образован военный комитет под председательством президента республики, являвшегося верховным главнокомандующим вооруженными силами Франции. В пего вошли премьер-министр, некоторые министры и главнокомандующие видами вооруженных сил. Основные решения по ведению войны принимались главой правительства, который с сентября 1939 г. одновременно являлся министром национальной обороны и министром армии. Координировать действия сухопутных сил, авиации и флота должен был генеральный штаб, но, ввиду того что главнокомандующие ВВС и ВМФ ему не подчинялись, он не смог, обеспечить согласованных действий видов вооруженных сил. Вся эта система военного руководства рухнула в результате поражения Франции летом 1940 г.

В июне 1943 г. в Алжире был создан Французский комитет национального освобождения, что означало одновременно учреждение верховного органа но руководству вооруженной борьбой. Сопредседателем, а затем председателем комитета стал генерал де Голль (главнокомандующий французской армией). Непосредственное руководство военными действиями французского экспедиционного корпуса в Италии, французскими внутренними формированиями, а позже 1-й французской армией, вошедшей в состав 6-й группы армий союзников, осуществлял главнокомандующий (с 1944 г. и председатель Временного правительства Французской Республики) через генеральный штаб.

Таким образом, особенностью систем стратегического руководства США, Англии и Франции в годы войны являлось то, что в этих странах осуществлялась централизация не только политических, но и военных функций в руках главы государства (или главы правительства). При соблюдении общего принципа централизма в высших органах руководства допускалась некоторая автономность оперативно-стратегического звена. Однако в деятельности исполнительных органов часто нарушалась согласованность, в решении стратегических и оперативно-стратегических задач проявлялась недостаточная оперативность, допускались просчеты в планировании. [341]

Оглавление. Итоги и уроки Второй мировой войны

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.