Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Закрепление политических итогов второй мировой войны

Годы, отделяющие человечество от второй мировой войны, были насыщены острой борьбой политики мира, мирного сосуществования, разрядки, проводимой странами социалистического содружества, и политики конфронтации, нагнетания напряженности, балансирования на грани войны, [409] которой придерживаются наиболее реакционные империалистические круги. В этой борьбе по вине империалистических государств были опасные и даже критические моменты.

Тот исторический факт, что империалистам не удалось навязать человечеству новую мировую войну, что в международных отношениях был сделан поворот от «холодной войны» к разрядке, означал большую победу миролюбивых сил. Впервые за послевоенные годы появились реальные надежды на устойчивый и длительный мир. «Мы сумели своим весом, — говорил Л. И. Брежнев, — своей политикой повлиять на международный климат, сделать его менее суровым. Целое десятилетие международные отношения развивались под знаком разрядки. Это — самое ценное достижение семидесятых годов. Оно есть плод настойчивых совместных усилий Советского Союза, братских стран социализма, всех здравомыслящих сил современности» {422}.

Историческую роль в мобилизации всех сил мира и прогресса на борьбу против опасности новой мировой войны, за нормализацию и улучшение международной обстановки сыграла Программа мира, разработанная XXIV съездом и развитая XXV съездом Коммунистической партии Советского Союза {423}. Обращенная не только к государствам, но и к мировой общественности, она определила кардинальные проблемы мировой политики и реальные пути их решения, открыла перед народами новые перспективы обеспечения прочного мира и международной безопасности. Суть Программы мира — укрепление единства братских социалистических государств, наращивание их активного совместного вклада в укрепление мира; прекращение гонки вооружений и переход к разоружению; ликвидация остающихся военных очагов; углубление разрядки международной напряженности, ее воплощение в конкретные формы взаимовыгодного сотрудничества между государствами независимо от их социального строя, полное претворение в жизнь Заключительного акта Общеевропейского совещания и развитие мирного сотрудничества в Европе; обеспечение безопасности в Азии; заключение всемирного договора о неприменении силы в международных отношениях; полная ликвидация всех остатков системы колониального угнетения, всех очагов колониализма и расизма; устранение дискриминации и любых искусственных препятствий в международной торговле. Программа мира, воплотившая в себе опыт борьбы мирового социализма, международного коммунистического движения, всех миролюбивых сил за сохранение мира, предотвращение новой мировой катастрофы, стала действенным фактором мировой политики.

Заседание Комитета министров обороны государств - участников Варшавского договора
Заседание Комитета министров обороны государств - участников Варшавского договора

Начавшийся процесс разрядки представлял собой утверждение политики, основанной на принципах мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Разрядка означала прежде всего преодоление «холодной войны», переход к нормальным, ровным отношениям между государствами. Она выражалась в готовности сторон решать разногласия и споры не силой, не угрозами и бряцанием оружием, а мирными средствами, за столом переговоров. Разрядка — это определенное доверие и умение считаться с законными интересами друг друга.

Переход от «холодной войны» к разрядке был следствием глубоких изменений в соотношении сил на мировой арене, результатом активной и последовательной миролюбивой внешней политики СССР и других стран социализма. Фактором сдерживания агрессивных устремлений империализма и реакции стало достижение военно-стратегического равновесия между СССР и США, Варшавским Договором и НАТО. [410]

На рубеже 60 — 70-х годов разрядка напряженности наметилась прежде всего в Европе. И это не случайно. Именно в Европе наиболее сильны позиции социализма, воздействие согласованной политики социалистических государств. Их настойчивыми усилиями впервые за послевоенный период были созданы реальные предпосылки для подлинного прогресса в обеспечении и упрочении мира.

Немаловажным фактором начавшейся разрядки стал реалистический подход ряда руководителей европейских капиталистических государств к оценке изменившейся действительности, их понимание необходимости ослабления международной напряженности и урегулирования отношений с социалистическими странами. В этом повороте капиталистических стран далеко не последняя роль принадлежала их прогрессивной общественности, которая постоянно напоминала, что именно на Европейском континенте возникли две мировые войны, требовала принятия эффективных мер для укрепления мира.

На путь более тесного сотрудничества с социалистическими странами вступила во второй половине 60-х годов Франция. Установившийся между Францией и СССР регулярный обмен визитами на высшем уровне способствовал поступательному развитию двусторонних отношений, возрастающему вкладу обеих стран в решение европейских дел на принципах мирного сосуществования. Характерно, что во время советско-французских встреч главы государств неоднократно обращались к опыту второй мировой войны, когда была заложена основа для прочного сотрудничества СССР и Франции.

Поворот во внешней политике ФРГ в конце 60-х годов облегчил заключение важных политических договоров и соглашений между СССР и ФРГ, ПНР и ФРГ, ГДР и ФРГ, ЧССР и ФРГ. Вступление в начале 70-х годов этих договоров в силу в значительной степени нормализовало положение в Европе; европейские границы, сложившиеся в результате разгрома фашистской Германии, получили окончательное международно-правовое закрепление.

Общая активизация отношений между социалистическими и капиталистическими странами Европы выразилась в резком росте товарооборота социалистических стран с ФРГ, Францией, Финляндией, Италией и другими капиталистическими государствами. Возникли новые формы экономических связей (соглашения на компенсационной основе, долгосрочные экономические договоры), наладились научно-технические и культурные связи.

Практически ни одно западноевропейское государство не оказалось в стороне от процесса нормализации отношений с социалистическими странами.

Решающее значение для утверждения принципов мирного сосуществования, ослабления угрозы новой мировой войны и укрепления мира имело улучшение отношений между СССР и США. Положительные сдвиги в этих отношениях содействовали оздоровлению международного климата в целом. Комплекс подписанных советско-американских документов заложил политическую и правовую основу для развития взаимовыгодного советско-американского сотрудничества в различных областях, для решения мирными средствами разногласий и спорных вопросов между двумя державами.

Заключение договоров, соглашений и других документов между СССР и США в определенной мере уменьшало опасность возникновения ядерной войны. Правда, по вине американских правящих кругов отношения между двумя странами даже в условиях начавшейся разрядки складывались неровно. Руководство США стремилось использовать разрядку в интересах упрочения позиций американского империализма. Непоследовательность [411] внешней политики США дестабилизировала отношения между государствами.

В начале 70-х годов активизировались отношения СССР с Японией. В 1974 г. был подписан межправительственный протокол о предоставлении Японией банковского кредита Советскому Союзу, а затем заключены генеральные соглашения о советско-японском сотрудничестве на компенсационной основе. Началась реализация соглашения о товарообороте и платежах, о прямом воздушном сообщении. Стали проводиться совещания советско-японского и японо-советского комитетов по вопросам делового сотрудничества. Япония вошла в тройку крупнейших торговых партнеров СССР из числа развитых капиталистических стран.

Однако по вине японской стороны торгово-экономические отношения между СССР и Японией не стали стабильными. Трудности на пути дальнейшего развития советско-японских отношений создаются теми силами, которые выступают за возрождение в Японии милитаризма. Они пытаются связать недружественные по отношению к СССР кампании с отсутствием мирного договора между Японией и Советским Союзом.

Правительство СССР предложило правительству Японии обменяться мнениями и подписать советско-японский договор о добрососедстве и сотрудничестве, не прекращая переговоров по мирному договору. Но правительство Японии уклоняется от рассмотрения этого предложения. Одной из причин отсутствия мирного договора являются необоснованные и беспочвенные территориальные притязания Японии к СССР. После второй мировой войны ее правящие круги пошли на предоставление своей территории для размещения иностранных военных баз, заключение с другими государствами договоров, направленных против СССР.

Вместе с тем позитивные перемены в международных отношениях позволили перенести в плоскость практического решения те проблемы, которые достались в наследство от второй мировой войны. Прежде всего это относится к Европе.

По инициативе Советского Союза и других стран социалистического содружества большинство европейских государств высказалось за созыв Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству. На Варшавском (январь 1965 г.) совещании Политического консультативного комитета государств — участников Варшавского Договора впервые было выдвинуто предложение о созыве Общеевропейского совещания по безопасности в Европе. На совещании ПКК в Бухаресте (июль 1966 г.) была принята Декларация об укреплении мира и безопасности в Европе, в которой отмечалась необходимость созыва Общеевропейского совещания.

Призывы Варшавского и Бухарестского совещаний поддержала собравшаяся в Карловых Варах конференция коммунистических и рабочих партий Европы (апрель 1967 г.). Она подчеркнула, что мир и безопасность на континенте могут быть укреплены лишь совместными действиями всех демократических и миролюбивых сил. В марте 1969 г. в Будапеште государства — участники Варшавского Договора обратились ко всем европейским странам с предложением приступить к практической подготовке Общеевропейского совещания. В октябре того же года в Праге на встрече министров иностранных дел этих государств были выдвинуты конкретные предложения о повестке дня, месте и сроках созыва совещания. Вскоре развернулись переговоры и консультации с правительствами западных стран. Важную инициативу проявила Финляндия, предложившая свои услуги по организации встречи европейских стран, США и Канады.

Совещание проводилось в три этапа в период 1973 — 1975 гг. с участием руководящих деятелей 33 европейских государств, а также США и Канады. В Заключительном акте его участники взяли на себя обязательство рассматривать «как нерушимые все границы друг друга, как и границы [412] всех государств в Европе... воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы... воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника» {424}. Перечисленные положения соответствуют двусторонним договорам социалистических стран с ФРГ, являются нормой, признаваемой всеми европейскими странами, а также США и Канадой.

Подписанный 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительный акт совещания содержит принципы, призванные создать надежную основу безопасности в Европе, исключить агрессию и любые виды насилия из международных отношений. Он провозгласил суверенное равенство государств, уважение прав, включая право свободного выбора и развития политических, социальных, экономических и культурных систем, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость послевоенных границ, территориальную целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела друг друга, равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, сотрудничество между государствами и добросовестное выполнение обязательств по международному праву {425}.

Успешное завершение работы Общеевропейского совещания явилось свидетельством роста международного авторитета стран социализма, их согласованной внешней политики, итогом усилий демократической общественности западных стран, выступающей в поддержку разрядки и международной безопасности.

Это совещание — знаменательное событие в истории Европы, которая на протяжении столетий была узлом самых взрывоопасных международных противоречий, а в XX веке — главным театром военных действий двух опустошительных мировых войн. Впервые в послевоенные годы в масштабе всего европейского региона был сделан крупный шаг по пути перестройки международных отношений на основе мирного сосуществования.

Общеевропейское совещание не только подвело необходимый политический итог второй мировой войне, но и наметило перспективу сотрудничества европейских государств на многие годы вперед, выявило потенциальные возможности мирного урегулирования проблем всеобщего характера.

Путь государств и народов к урегулированию на справедливой демократической основе послевоенных проблем и закреплению политических итогов войны оказался тернистым и длительным. Острая борьба, продолжавшаяся на протяжении всех лет со дня Победы до Общеевропейского совещания в Хельсинки, завершилась торжеством разума и доброй воли. Подписание Заключительного акта всеми участниками совещания явилось одним из важных событий в международных отношениях современности. Перед народами открылись благоприятные перспективы жить в обстановке мира и сотрудничества. Документы, подписанные в Хельсинки, закрепили итоги второй мировой войны в Европе на международно-правовом уровне.

Страны социалистического содружества твердо придерживались и придерживаются взятого в Хельсинки курса. Предложения, содержащиеся в документах Политического консультативного комитета стран Варшавского Договора, Комитета министров иностранных дел, — яркое свидетельство их неизменной приверженности политике разрядки в Европе и [413] во всем мире. Миролюбивый характер внешней политики Советского Союза закреплен в его Основном Законе — Конституции СССР. Особая глава Конституции содержит положения, которые соответствуют обязательствам, взятым на себя Советским Союзом по международным соглашениям, в том числе по Заключительному акту.

По мере развития процесса разрядки в политической и экономической сферах все в большей степени становилась очевидной необходимость разрядки в военной области, ибо гонка вооружений грозила подорвать достижения первой половины 70-х годов. Вот почему Советский Союз в середине 70-х годов направлял свои действия прежде всего на достижение соглашений о сокращении вооружений и вооруженных сил.

Однако США и их союзники по НАТО развернули на рубеже 70 — 80-х годов яростную кампанию против разрядки. Взяв курс на обострение международной обстановки и наращивание гонки вооружений, они попытались изменить сложившееся соотношение сил и военное равновесие в свою пользу. В США были приняты новые военные программы, резко возрос военный бюджет. Соединенные Штаты Америки стали добиваться усиления военных приготовлений от своих союзников по НАТО.

Прикрываясь мифом о «советской угрозе», империалистические круги США и других стран НАТО разработали программу размещения в Западной Европе новых видов американского ядерного оружия. США обострили положение во многих районах земного шара, направив войска на Ближний и Средний Восток, вмешиваясь в дела стран Африки и развернув наступление против демократических сил в странах Латинской Америки.

В результате всех этих действий международное положение осложнилось. Политике конфронтации, активно поддерживаемой и субсидируемой финансовой олигархией США, военно-промышленным комплексом, Советский Союз противопоставил твердую политику мира и приверженность разрядке. На это направлены многочисленные мирные предложения СССР, всего социалистического содружества. Придавая большое значение продолжению процесса, начатого в Хельсинки, Советский Союз добивается выполнения решений Общеевропейского совещания во всем их объеме, стремится к углублению процесса разрядки в Европе. Политику защиты мира и международной безопасности СССР сочетает с твердым и решительным отпором агрессивным устремлениям империализма. Социалистическое содружество надежно защищает завоевания социализма, поддерживает все силы, борющиеся за демократию, социальный прогресс и национальное освобождение, пресекает агрессивные происки реакции.

Итак, закрепление победы над фашистским блоком являлось одной из важнейших задач прогрессивных сил планеты в послевоенный период. Это были годы коренных социально-политических преобразований в мире, нарастающей борьбы народов и прогрессивных государств против военной опасности, за предотвращение новой мировой войны, за мир, демократию и социализм.

Оглавление. Итоги и уроки Второй мировой войны

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.