Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Развитие военных сил СССР, США и других стран после второй мировой

В авангарде сил, борющихся за предотвращение новой мировой войны, выступают Советский Союз и другие страны социалистического содружества, В основе их миролюбивой внешней политики лежит вывод марксизма-ленинизма о возможности предотвращения мировой войны и исключения ее из жизни человечества. Эта возможность обусловлена основными чертами и закономерностями современной эпохи и непосредственно связана с коренным изменением соотношения сил на мировой арене в пользу реального социализма и демократии, возрастанием роли народных масс в решении исторических задач.

И если на протяжении нескольких десятилетий после окончания второй мировой войны империалистические круги не решились развязать новую мировую войну, то прежде всего благодаря растущей экономической и оборонной мощи Советского Союза, других стран социалистического содружества, их целеустремленной, миролюбивой внешней политике.

Борьбу за упрочение мира Советский Союз развернул сразу же после окончания второй мировой войны. Руководствуясь принципом мирного сосуществования, СССР направлял усилия на решение первоочередных задач международной жизни. Советское правительство внесло ряд предложений о запрещении ядерного оружия и о контроле над соблюдением этого запрещения.

Другим направлением в борьбе СССР за укрепление мира были его усилия по заключению соглашения о сокращении, вооруженных сил и вооружений общего типа. Еще в 1946 — 1948 гг. Советский Союз неоднократно выступал с инициативой о сокращении вооружений и вооруженных сил [440] постоянных членов Совета Безопасности — США, Великобритании, СССР, Франции и Китая. Однако советские предложения о разоружении не были реализованы из-за отрицательной позиции западных держав, и прежде всего США.

В середине 50-х годов СССР предпринял новую важную инициативу. Весной 1955 г. в Комиссию ООН по разоружению были направлены советские предложения, создававшие реальную основу для принятия согласованных решений по разоружению. Более того, в период 1955 — 1958 гг. численность Вооруженных Сил Советского Союза была уменьшена на 2 млн. 140 тыс. человек {490}. Но западные державы были глухи и к этой инициативе. Как в вопросе о запрещении атомного оружия, так и применительно к обычным вооружениям они ставили на первое место проблему контроля за вооружением, подменяя ею вопрос о сокращении вооружений.

Несмотря на то что в конце 40 — начале 50-х годов не удалось добиться осуществления выдвинутых предложений, борьба СССР за разоружение имела важное значение. Она сплачивала народы на защиту мира и международной безопасности, препятствовала агрессивным действиям империализма.

 

Вопрос о всеобщем и полном разоружении был поставлен Советским Союзом на XIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1959 г., а затем получил детальную разработку в советском проекте договора о всеобщем и полном разоружении, внесенном в Комитет по разоружению в 1962 г. Значение выдвинутой СССР программы разоружения в качество практической задачи заключается в том, что в ней четко сформулирована конкретная долгосрочная цель, указаны практические пути ее достижения {491}.

В 60-х годах социалистические страны выступили с новыми политическими и дипломатическими инициативами, направленными на избавление человечества от опасности истребительных войн. Был заключен ряд международных договоров и соглашений по ограничению гонки вооружений: Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 г.), Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.), Договор о нераспространении ядерного оружия (1969 г.).

Правительства социалистических стран продолжали борьбу и за принятие частичных мер по разоружению: сокращение военных бюджетов, вывод или сокращение иностранных войск, находящихся на чужих территориях, создание безъядерных зон. Их инициативы поддержали все миролюбивые силы. В «Воззвании в защиту мира», единодушно принятом в июне 1969 г. в Москве международным Совещанием коммунистических и рабочих партий, подчеркивалось, что «прочный мир немыслим без прекращения гонки вооружений» {492}. В борьбе за мир и разоружение наметился определенный перелом, переход в международных отношениях от взрывоопасной конфронтации к разрядке и сотрудничеству.

70-е годы вошли в историю как период оздоровления международных отношений, спада «холодной войны», создания более благоприятных объективных предпосылок для решения спорных вопросов и конфликте путем справедливого мирного урегулирования. В 1971 г. был заключен международный Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного и других видов оружия массового уничтожения. [441]

В 1972 г. заключена Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и его уничтожении. В 1977 г. была подписана международная Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду.

Важным этапом внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности СССР явилось подписание долгосрочных договоров и соглашений с рядом капиталистических стран. Большой вклад в процесс перестройки международных связей и налаживание деловых контактов между Востоком и Западом внесли личные встречи глав государств и правительств, других государственных деятелей.

Общепризнано, что международная обстановка, решение вопросов разоружения, как и ряда других важных проблем, связанных с достижением международной разрядки, во многом зависят от состояния советско-американских отношений. Учитывая это, Советский Союз прилагал и прилагает большие усилия к тому, чтобы эти отношения соответствовали интересам обоих государств и их народов, делу мира и прогресса во всем мире. Практика показывает, что в, тех случаях, когда руководители Соединенных Штатов проявляли благоразумие и трезвость в оценке обстановки, стороны в ходе переговоров на различных уровнях находили дорогу к взаимоприемлемым решениям и соглашениям. В 1971 г. между СССР и США подписано Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны, в 1972 г. — советско-американские соглашения — Договор об ограничении систем противоракетной обороны (протокол к нему — в 1974 г.), а также Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), в 1973 г. — Соглашение о предотвращении ядерной войны, в 1974 г. — Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и в 1976 г. — Договор о подземных ядерных взрывах в мирных целях.

СССР в отношениях с США продолжал проводить принципиальную и конструктивную линию. Однако администрация Соединенных Штатов сделала ставку на разрушение того положительного, что с большим трудом удалось достичь. В результате двусторонние связи по ряду направлений оказались отброшенными назад, вступление в силу подписанного в 1979 г. Договора ОСВ-2 было заморожено, прерваны переговоры по некоторым вопросам ограничения вооружений.

Состояние отношений между СССР и США, острота международных проблем диктуют необходимость не конфронтации, а активного диалога на всех уровнях. Это единственно разумный путь, отвечающий интересам народов обеих стран и человечества в целом.

Внешнеполитическая деятельность стран социалистического содружества, основанная на ленинской концепции мирного сосуществования, определяется съездами правящих марксистско-ленинских коммунистических и рабочих партий. Реализуя их решения, страны социалистического содружества активно выступают за нормализацию межгосударственных отношений.

В Европе, где особенно заметен контраст между двумя линиями во внешней политике — социалистической и империалистической, страны социализма прилагают настойчивые усилия для неукоснительного выполнения Хельсинкских договоренностей всеми участниками совещания. Советский Союз и другие государства — члены Варшавского Договора выступают с развернутой программой действий, призванных способствовать преодолению разделения Европы на военно-политические группировки, повышению степени доверия в отношениях между всеми европейскими государствами.

Страны Варшавского Договора предлагают Западу договориться о [442] том, чтобы с определенной согласованной даты ни одно государство или группировка государств в Европе не увеличивали численность своих вооруженных сил в районе, определенном Заключительным актом Общеевропейского совещания. Социалистические страны высказываются также за заключение между всеми государствами — участниками совещания в Хельсинки договора о неприменении первыми ядерного оружия друг против друга на суше, на море, в воздухе и в космическом пространстве {493}. Они предлагают ядерным державам отказаться от применения ядерного оружия против тех европейских государств, которые не обладают таким оружием и не имеют на своей территории иностранного ядерного оружия. Страны социализма выступают за созыв Европейской конференции по военной разрядке, а также с другими мирными инициативами, относящимися не только к Европе в целом, но и к отдельным ее районам.

Важными шагами на пути разрядки в Европе стали советско-французское соглашение по вопросу о предупреждении случайного или несанкционированного применения ядерного оружия (1976 г.), соглашение между правительствами СССР и Великобритании о предотвращении случайного возникновения ядерной войны (1977 г.) {494}, подписание на высшем уровне программы дальнейшего развития сотрудничества между Советским Союзом и Францией в пользу разрядки и мира (1979 г.) {495}.

Существенное значение имеет обеспечение мира в Азии, где в последние десятилетия неоднократно вспыхивали кровопролитные войны. Страны социалистического содружества всесторонне учитывают роль азиатских государств в мировой политике, интересы этого континента в целом и каждого из его народов в отдельности. СССР стал инициатором предложения о создании системы безопасности в Азии. Социалистические страны поддерживают усилия по улучшению взаимоотношений между азиатскими государствами. В интересах укрепления мира и стабильности в Азии Советский Союз выступает за нормализацию отношений между СССР и Китаем на основе принципов, сформулированных на съездах КПСС и в выступлениях Л. И. Брежнева в Ташкенте и Баку в марте и сентябре 1982 г.

Социалистические страны приложили большие усилия для урегулирования ближневосточного кризиса. Они решительно осуждают агрессивную политику Израиля и международного сионизма, действующих в теснейшем союзе с самыми реакционными силами империализма США, выступают за полное освобождение всех захваченных Израилем арабских земель, восстановление законных прав арабского народа Палестины, включая право на создание собственного государства, обеспечение независимого существования и развития всех стран этого региона.

Страны социалистического содружества ведут неослабную борьбу за продолжение процесса политической разрядки, за ее дополнение разрядкой военной. Сложившееся военно-стратегическое равновесие между СССР и США, между Варшавским Договором и НАТО является тем условием, которое позволяет вести переговоры и добиваться позитивных взаимосогласованных решений по вопросам ограничения и сокращения стратегических вооружений, разоружения и в конечном счете недопущения новой мировой войны.

Развитие событий в мире подтверждает, что социализм и мир неразделимы. Программой мира для 80-х годов, принятой XXVI съездом КПСС, предусмотрены конкретные меры, выдвинуты конструктивные предложения, [443] касающиеся как ракетно-ядерного, так и обычных типов вооружений, сухопутных войск, морских и воздушных сил, устранения очагов конфликтов, мирного решения спорных международных проблем. «Мы, — говорил на XXVI съезде партии Л. И. Брежнев, — продолжаем борьбу за радикальное оздоровление международной обстановки. Надежным компасом здесь была и остается Программа мира, провозглашенная XXIV и XXV съездами КПСС» {496}.

Вместе с СССР активную борьбу за мир ведут и другие страны социалистического содружества. На съездах братских коммунистических партий коммунисты этих стран горячо поддержали важные инициативы КПСС по обеспечению прочного мира, выразили готовность вместе с СССР вносить свой вклад в дело разрядки международной напряженности, предотвращения новой мировой войны.

Полную и единодушную поддержку в странах социалистического содружества получило Обращение Верховного Совета СССР «К парламентам и народам мира» 23 июня 1981 г. в связи с 40-летием со дня нападения гитлеровской Германии на Советский Союз. «История, — говорится в Обращении — преподала суровый урок. Слишком дорогую цену заплатили народы за то, что не удалось предотвратить войну, вовремя отвести нависавшую угрозу. Нельзя допустить, чтобы трагедия повторилась. Нужно и возможно сделать все, чтобы не допустить новой мировой войны» {497}. Советский Союз выдвинул далеко идущие предложения, которые служат одной цели — найти взаимоприемлемую договоренность, избавить Европу от опасности ядерного пожара. СССР выступил за то, чтобы в Европе не было никакого ядерного оружия — ни средней дальности, ни тактического. Вопрос о ядерном оружии в Европе — это вопрос не только о будущем континента, о судьбах сотен миллионов людей населяющих его. Это и вопрос о судьбах всеобщего мира.

В борьбе за реализацию Программы мира Советский Союз твердо противодействует силам агрессии, политике империализма, защищает интересы мирового социалистического содружества, оказывает поддержку освободившимся странам, всем революционным силам современности.

Гарантией предотвращения новой мировой войны наряду с активной борьбой народов за мир выступает совокупная мощь социалистических стран, их высокая обороноспособность. Опираясь на них, страны социализма, с одной стороны, сковывают империализм, ограничивают его возможности экспортировать контрреволюцию, а с другой — оказывают экономическую, политическую и другую помощь народам, борющимся за свободу и независимость, мир и безопасность.

Важные задачи по повышению обороноспособности стран социализма, их активной деятельности в пользу мира и разрядки решает Организация Варшавского Договора — добровольный союз стран социалистического содружества, основанный на их равноправии, уважении независимости и суверенитета, невмешательстве во внутренние дела друг друга. Общие социально-политические, экономические, идейные и военно-стратегические основы военно-политического сотрудничества этих стран обусловливают единство и авторитет проводимой Организацией Варшавского Договора политики мира.

В отличие от агрессивных империалистических блоков Организация Варшавского Договора образована исключительно в целях безопасности каждого из участников этой организации и всего социалистического содружества. Она является основой тесного многостороннего сотрудничества [444] европейских социалистических стран во внешней политике и обороне. Вместе-с тем в интересах укрепления мира и безопасности договор открыт для других государств, независимо от их общественного и государственного строя.

Варшавский Договор — надежный инструмент укрепления обороноспособности стран социализма, непреодолимый барьер на пути агрессивных устремлений империализма. «...Наш братский союз, — подчеркнуто в Декларации, принятой на совещании Политического консультативного комитета государств — участников Варшавского Договора в 1980 г., входящие в него государства, взаимодействуя и сотрудничая с другими государствами, со всеми миролюбивыми силами, уверенно и эффективно решают жизненно важные задачи — не допустить развязывания войны в Европе, всемерно способствовать укреплению мира, ослаблению международной напряженности, развитию равноправного мирного сотрудничества между государствами» {498}.

Возглавляет деятельность Организации Варшавского Договора Политический консультативный комитет (ПКК). На его совещаниях, проходящих на высшем уровне — с участием руководителей коммунистических и рабочих партий и глав правительств, — проводятся консультации и принимаются решения по всем важным для участников международным общеполитическим проблемам. ПКК рассматривает также вопросы укрепления обороноспособности, совершенствования Объединенных вооруженных сил и другие. В качестве органов Политического консультативного комитета действуют Комитет министров иностранных дел и Объединенный секретариат.

Система руководства Объединенными вооруженными силами эффективно сочетает деятельность национальных и объединенных органов управления. Большую работу проводят Комитет министров обороны, Объединенное командование, Военный совет, Штаб, Технический комитет. Военный научно-технический совет и другие органы Объединенных вооруженных сил стран — участниц Варшавского Договора. Взаимодействие органов управления войсками осуществляется в обстановке братской дружбы, что служит наглядным проявлением социалистического интернационализма. Благодаря заботе коммунистических и рабочих партий и правительств союзных государств механизм военно-политического сотрудничества Организации Варшавского Договора постоянно совершенствуется.

В состав Объединенных вооруженных сил входят сухопутные войска, войска противовоздушной обороны, военно-воздушные силы и военно-морские флоты.

В результате роста материально-технической базы вооруженных сил государств — участников Варшавского Договора, оснащения войск современными видами военной техники оборонное могущество этих государств постоянно укрепляется. Огневая мощь, ударная сила, маневренность, способность вооруженных сил к выполнению сложных боевых задач по защите интересов стран Варшавского Договора находятся на высоком уровне. На учениях и маневрах братские армии совершенствуют боевое мастерство, приумножают славные традиции интернациональной солидарности.

Обороноспособность стран — участниц Организации Варшавского Договора обеспечивается также высоким политико-моральным состоянием армий социалистических государств, объединением их военных усилий, использованием передового опыта в подготовке и обучении личного состава. [445]

Воины союзных армий — это идейно убежденные люди, хорошо физически закаленные, мастерски владеющие вверенным оружием. Их отличительная черта — безграничная верность делу социализма и коммунизма, преданность своему народу, интернациональному долгу.

Основой Объединенных вооруженных сил являются Советские Вооруженные Силы. По технической оснащенности, организационной структуре, системе управления и обеспечения они значительно превзошли уровень конца второй мировой войны и первых послевоенных лет.

Исходящая от империализма военная опасность обязывает СССР повышать свою обороноспособность, совершенствовать Вооруженные Силы. «Долг Вооруженных Сил СССР перед народом, — говорится в Конституции Союза Советских Социалистических Республик, — надежно защищать социалистическое Отечество, быть в постоянной боевой готовности, гарантирующей немедленный отпор любому агрессору» {499}. Советская Армия и Военно-Морской Флот защищают социалистические завоевания, суверенитет и территориальную целостность Советского государства, страны социалистического содружества и всеобщий мир. В истории не было армии, которая служила бы таким великим и гуманным целям.

Военной политике КПСС и Советского государства свойственны миролюбие и обеспечение эффективной обороны социалистического Отечества. Советская военная доктрина всегда исходила и исходит из принципов защитительных действий, то есть имеет сугубо оборонительную направленность. Это законодательно закреплено Конституцией СССР. Основой советской военной доктрины является защита социалистических завоеваний, мирного труда народа, суверенитета и территориальной целостности Советского государства и его союзников. СССР не стремится к военному превосходству и не угрожает никакому государству или группе государств. Стратегические ядерные силы Советского Союза никогда не назывались «стратегическими наступательными силами», как они называются в Соединенных Штатах Америки. Совершенствование Вооруженных Сил СССР осуществляется только в оборонительных целях. Этой линии Коммунистическая партия и Советское правительство строго и последовательно придерживались на всем протяжении истории СССР начиная с Великой Октябрьской социалистической революции.

Возросшие в послевоенные годы возможности советской экономики, достижения науки и техники, особенно ядерной физики, радиоэлектроники, кибернетики, химии, механики, расширили научно-технические основы боевой мощи Вооруженных Сил СССР. Постоянно укрепляется их материально-техническая база, совершенствуются техническое оснащение и организационная структура, повышаются мобильность, ударная сила и огневая мощь. Ныне Советская Армия и Военно-Морской Флот представляют собой гармоничное сочетание различных видов Вооруженных Сил и родов войск, основой боевой мощи которых являются ракетно-ядерное оружие и другая первоклассная техника.

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) — вид Вооруженных Сил, оснащенный ракетами различных типов, стал главным и решающим средством сдерживания агрессора, защиты Страны Советов и всего социалистического содружества и случае ядерного нападения. Совершенствование РВСН, их структуры, улучшение системы и средств управления осуществляются на базе достижений советской науки и техники.

Сухопутные войска — наиболее крупный по численности и разносторонний по боевому составу вид Вооруженных Сил СССР. Они обладают [446] высокой огневой и ударной мощью, маневренностью и самостоятельностью. Сухопутные войска состоят из родов войск, специальных войск и частей тыла. Ведущими родами войск являются мотострелковые, танковые, ракетные войска и артиллерия, войска противовоздушной обороны. Самостоятельно или во взаимодействии с другими видами Вооруженных Сил Сухопутные войска способны решать сложные задачи по разгрому противника. Основу их огневой мощи составляют ракетные части и подразделения оперативного и тактического назначения.

На вооружении Войск ПВО мощные зенитные ракетные комплексы различных систем, всепогодные сверхзвуковые истребители-перехватчики, современные радиолокационные станции, быстродействующая электронно-вычислительная аппаратура и другая техника. Это войска постоянной боевой готовности, способные немедленно приступить к выполнению ответственных боевых задач по защите населения, административно-политических и экономических центров страны, а также группировок Вооруженных Сил от средств воздушного нападения противника.

Советские Военно-Воздушные Силы оснащены реактивными сверхзвуковыми самолетами с ракетно-пушечным вооружением и радиоэлектронным оборудованием. ВВС совершенствуются в направлении роста боевых возможностей самолетов, увеличения скорости и дальности полета, повышения способности к преодолению противовоздушной обороны. Они обладают высокой маневренностью и мобильностью, способностью проникать в глубокий тыл противника и воздействовать на его объекты, применять эффективные средства поражения, в том числе ракеты различных классов и авиационные бомбы с ядерными и обычными зарядами, в любых условиях погоды, в разное время года и суток наносить внезапные удары с воздуха по крупным стационарным и малоразмерным подвижным целям.

Советский Военно-Морской Флот располагает атомными подводными лодками, надводными кораблями, морской ракетоносной и противолодочной авиацией и береговыми ракетно-артиллерийскими войсками, имеющими на вооружении современные ракеты различного назначения и другие виды оружия. Они способны наносить мощные удары по наземным объектам и группировкам военно-морских сил агрессора.

За послевоенные годы большие изменения произошли в воздушно-десантных войсках. Они оснащены авиадесантными самоходно-артиллерийскими средствами, ствольными и реактивными системами, мощным автоматическим оружием, средствами связи и управления.

Под влиянием научно-технического прогресса непрерывно совершенствуется Тыл Советских Вооруженных Сил.

КПСС успешно решает коренные проблемы военного строительства с учетом опыта Великой Отечественной войны и проверенных жизнью положений и выводов советской военной науки. «Партия придала планомерный, целеустремленный характер процессу качественных изменений в оснащении Вооруженных Сил, определила главные задачи в военно-технической области, решение которых обеспечивало наиболее полное удовлетворение нужд обороны. Это, во-первых, достижение тесного союза науки с производством в интересах создания самых эффективных образцов вооружений. Это, во-вторых, рациональное совершенствование различной боевой техники и оружия в соответствии с возрастающими требованиями современной войны. Это, в-третьих, переход к комплексной автоматизации управления войсками и системами вооружений» {500}.

Вооруженные Силы СССР находятся в постоянной боевой готовности. В военном отношении это означает их подготовленность к выполнению возложенных на них задач, то есть такое состояние армии и флота, при [447] котором они способны в любой момент выступить в защиту Родины, дать немедленный отпор любому агрессору, в морально-психологическом плане — внутреннюю морально-политическую и психологическую мобилизованность воинов, их способность проявить стойкость, мужество, героизм, боевое мастерство в самых критических ситуациях.

Важнейшей особенностью боеготовности Вооруженных Сил в современных условиях является небывалый рост значения фактора времени, вызванный коренными изменениями в военном деле. Оружие теперь стало особенно быстродействующим и разрушительным. В связи с этим боевая учеба во всех видах Вооруженных Сил СССР иродах войск строится с расчетом немедленной готовности к выполнению задач, поставленных перед ними.

Основой основ военного строительства в СССР и других странах социалистического содружества являются руководящая роль марксистско-ленинских партий, усиление партийного влияния на все стороны жизни и деятельности войск. Это обусловлено усложнением и расширением задач военно-экономической подготовки к отражению агрессии, изменением характера вооруженной борьбы, возросшим значением морального фактора и научного потенциала, расширением интернациональных функций Вооруженных Сил, потребностями дальнейшего укрепления боевого содружества братских армий в рамках Варшавского Договора.

В результате заботы Коммунистической партии, Советского правительства, всего советского народа Вооруженные Силы СССР обладают достаточной мощью, способностью и решимостью разгромить любого агрессора.

Оглавление. Итоги и уроки Второй мировой войны

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.