Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Альтернативные сценарии развития автомобильной отрасли в России

4.1 Описание основных альтернативных сценариев развития автомобилестроения России

В рамках Стратегии рассматриваются и моделируются четыре основных возможных сценария развития автомобильной отрасли в России. Альтернативные сценарии основаны на прогнозах развития автомобильного рынка до 2020 года по четырем ключевым сегментам рынка автотранспортных средств: легковых автомобилей, легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов. Определение сценариев основано на двух ключевых показателях автомобильного рынка: доле импорта на внутреннем рынке и соотношении экспорта автотранспортных средств к внутреннему рынку. Данные показатели предполагают четыре возможных варианта существования и развития автомобильных рынков.

Высокая доля импорта и высокая доля экспорта. Такие показатели обычно характерны на рынках, которые с одной стороны, не имеют значительных барьеров для импортных автомобилей и, с другой стороны, являются важными глобальными центрами производства автомобилей. Примерами таких рынков являются страны восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша и т.д.) и Испания.

Высокая доля импорта и низкая доля экспорта. Такие показатели обычно характерны на рынках, где национальные производители неконкурентны на мировом уровне и локализация полноценного производства невыгодна для международных производителей. В текущем положении находятся рынки легковых и грузовых автомобилей России.

Низкая доля импорта и высокая доля экспорта. Такие показатели характерны на рынках, где существует высокий уровень защиты внутреннего рынка, но где национальные автопроизводители высоко конкурентны на мировом уровне. Примерами таких рынков являются Южная Корея и Япония.

Низкая доля импорта и низкая доля экспорта. Такие показатели характерны для стран, где национальные или локализованные международные производители слабо конкурентные на мировом уровне, и где правительство активно реализует политику локализации производства для потребления на внутреннем рынке. Примерами таких рынков являются Бразилия и Китай. Эти характеристики имеют рынки легких коммерческих автомобилей и автобусов в России.

Исходя из представленных четырех вариантов развития автомобильных рынков, возможна реализация четырех основных сценариев развития автомобильной отрасли России:

Сценарий «Инерционный», условно именуемый «Текущий вектор», предполагает продолжение текущих тенденций на автомобильном рынке без существенных изменений. В данном сценарии роль государства заключается в продолжении стимулирования проведения отдельных НИОКР, поддержание текущего уровня тарифов на ввоз готовых автомобилей, повышение степени локализации производства, субсидирования и иной поддержке производителей автокомпонентов. Сценарий приведет к дальнейшему повышению доли импорта на российском рынке и снижению доли экспорта продукции российского производства с последующей деградацией национальной автомобильной промышленности.

Сценарий «Умеренно инновационный», условно именуемый «Партнерство», предполагает реструктуризацию автомобильной отрасли с целью повышения способности российской автоиндустрии удовлетворить спрос на местном рынке. Ключевыми элементами реструктуризации будут являться: активное привлечение иностранных партнеров, организация многочисленных СП.

В данном сценарии акцент деятельности государства направлен на: поощрение сотрудничества российских и зарубежных компаний и развитие государственно-частного партнерства в НИОКР; финансирование части затрат НИОКР национальным компаниям; предоставление государственных гарантий по кредитам на покупку лицензий и разработку НИОКР; поощрение создания СП с зарубежными производителями; ограничение доли иностранных партнеров в СП на уровне 50%; стимулирование более высокого уровня локализации  и увеличения мощностей по производству автомобилей; предоставление длинных кредитных ресурсов с одновременной компенсацией части процентной ставки; поощрение создания  СП и консолидации производителей автокомпонентов; разработку нормативных требований по средней степени локализации автомобилей и ключевых автокомпонентов – не менее 50% через 3-5 лет после начала производства; использование механизма переработки для внутреннего потребления.

Данный сценарий приведет к значительному понижению доли прямого импорта при сохранении или возможном росте текущей доли экспорта.

Сценарий «Инновационно-активный», условно именуемый «Крупный экспортер», предполагает своей целью вывод российской автомобильной индустрии на уровень глобальной конкурентоспособности путем существенной реструктуризации автомобильной отрасли, обширных инвестиций в модернизацию российских активов и в НИОКР, а также умеренное ужесточение заградительных мер для импорта на внутреннем рынке.

В данном сценарии деятельность государства будет направлена на: финансирование большей части затрат на НИОКР национальным компаниям; предоставление государственных гарантий по кредитам на разработку НИОКР; субсидирование российских разработок и закупки иностранной ИС (либо покупку инжиниринговых компаний); создание центра НИОКР с целью унификации компонентной базы по HCV и автобусам; активное размещение государственных заказов; предоставление длинных кредитных ресурсов с одновременной компенсацией  части процентной ставки; разработку и проведение комплексной программы поддержки экспорта; инвестиции и предоставление экспортных субсидии на произведенные в России компоненты; разработку и реализацию директивных требований по локализации ключевых автокомпонентов.

Данный сценарий может привести к значительному понижению доли импорта, а также к значительному повышению доли экспорта.

Сценарий «Инновационно-пассивный», условно именуемый «Закрытый рынок», который предполагает установление заградительных мер защиты от импорта внутреннего рынка со значительным государственным участием в развитии автомобильной отрасли. Данный сценарий может привести к практически полному отсутствию доли импорта, а также к практически полному отсутствию доли экспорта. Однако такой сценарий не реализуем в существующих политических реалиях, в связи с чем, он был исключен из рассмотрения.

Основные прогнозные характеристики реализации сценариев развития автомобильной отрасли в Российской Федерации представлены в таблице № 4.

4.2 Выбор сценариев развития автомобильной отрасли в Российской Федерации

Ввиду значительного различия между сегментами автомобильного рынка и состояния действующих производств, детализация сценариев проведена по ключевым сегментам автомобильного рынка в России:

-     легковых автомобилей;

-     легких коммерческих автомобилей;

-     грузовых автомобилей;

-     автобусов;

-     автокомпонентов.

Анализ сценариев развития по каждому из сегментов производства автомобилей проведен, исходя из следующих текущих параметров и консенсус-прогноза экспертов и автопроизводителей:

·    размер внутреннего рынка;

·    доля и объемы импорта к 2020 году;

·    внутренне производство, рассчитанное с учетом:

-    доли и объемов экспорта;

-    распределения объемов внутреннего производства между различными категориями производителей, а именно российскими независимыми ОЕМ (такими как, ОАО «АВТОВАЗ»), совместными предприятиями между российскими ОЕМ и иностранными (например, проект Фиат-Соллерс), и иностранными ОЕМ, осуществляющими проекты в России (Форд);

Таблица № 4 – Прогноз реализации сценариев развития автомобильной отрасли по ключевым сегментам к 2020 году.

Сценарий

Сегмент рынка

«Текущий вектор»

«Партнерство»

«Закрытый рынок»

«Крупный экспортер»

Производство конечной продукции (OEM)

Структура/ Организация

Российские OEM в основном работают в качестве производителей автомобильной техники иностранных брендов по контракту

Российские OEM интегрированы в глобальные группы, несколько иностранных производств OEM локализовано

Российские OEM обладают монополией – собственная / лицензированная интеллектуальная собственность

Российские OEM – независимые или в партнерстве с глобальными OEM. Конкурентоспособны на глобальном уровне

Рыночный акцент

Национальное производство удовлетворяет лишь  около 50% спроса, остальное импортируется

Производство в России нацелено на удовлетворение внутреннего спроса – малый объем импорта и экспорта

Импорт очень мал, российские OEM производят продукцию  только для внутреннего рынка

Ориентировка на экспорт, более 1/3 собранных в России автомобилей экспортируется

 

Степень консолидации

Один или нескольких небольших, маломасштабных OEM, не имеющих собственной интеллектуальной собственности и моделей

2 (или больше) OEM входят в глобальные группы, заимствуют платформы и прочую интеллектуальную собственность.

2-3 независимых OEM.

Малый масштаб на глобальном уровне

 

1 крупный консолидированный российский независимый OEM и несколько нишевых производителей

 

Производство автомобильных компонентов (OES)

Иностранные производители

Незначительное присутствие, поставки только иностранным OEM

 

Сильное присутствие иностранных OES, многочисленные СП с российскими  компаниями.

Акцент на имеющиеся иностранные OEM, низкий уровень локализации

Большинство крупнейших OES присутствуют в России, акцент на поставки российским OEM

Российские производители

Неконкурентны, поставки только запчастей устаревших российских моделей, деградация отрасли

СП российских OES с иностранными партнерами

 

Акцент только на российские OEM.

 

Конкурируют с иностранными компаниями

 

НИОКР

Роль российской НИОКР

НИОКР существует только на уровне производственных площадок

Россия – часть глобальной сети НИОКР иностранных ОЕМ, со специализированными компетенциями

НИОКР только у российских OEM

 

Полномасштабные подразделения НИОКР российских OEM

 

Акцент НИОКР

Ограничен инженерным и технологическим обеспечением производства

Акцент на имеющиеся в России преимущества

Акцент на разработку моделей для России

 

Акцент на разработку моделей / платформ для мирового рынка

 

-    оценки количества возможных производителей из числа локальных для каждого из сценариев;

-    количества иностранных производителей.

Оценка соответствия каждого из сценариев установленным целям развития автомобильной отрасли в Российской Федерации с учетом реалистичности их реализации показала, что сценарий «Крупный экспортер» наиболее полно соответствует установленным государственным целям развития отрасли, однако уровень его реалистичности относительно невысок и требует значительных затрат для реализации.

С другой стороны, сценарий «Партнерство» несколько меньше соответствует установленным целям, но характеризуется значительно более высоким уровнем реалистичности.

Ключевыми участниками автомобильного рынка в России, являются:

 - потребители (П) – покупатели автотранспортных средств. Основными интересами данной группы являются следующие факторы – недорогой, удовлетворительного качества автомобиль, широкий выбор моделей, низкая стоимость владения;

 - работники (Р) – занятые напрямую в автомобильной отрасли или в смежных отраслях. Ключевыми интересами данной группы являются гарантированная занятость и стабильный доход;

 - собственники (С) – владельцы активов по всей цепочке создания стоимости в автомобильной отрасли. Для данной группы ключевыми интересами являются: максимизация прибыли в относительно стабильной отрасли и доходность на капитал;

 - государство (Г). Ключевыми интересами государства являются: обеспечение национальной и технологической безопасности; социальная стабильность регионов; максимизация налоговых поступлений; продвижение на национальном и международных рынках автомобилей отечественных торговых марок.

Анализ соответствия сценариев интересам участников автомобильного рынка России выявил незначительную разницу между сценариями «Крупный экспортер» и «Партнерство», заключающуюся в несколько более низком удовлетворении интересов государства в сценарии «Партнерство». Наименьшее соответствие интересам участников автомобильного рынка России показали сценарии «Текущий вектор» и «Закрытый рынок».

При выборе сценариев развития автомобильной отрасли проведена оценка их соответствия целям настоящей Стратегии и интересам участников автомобильного рынка России.

4.2.1 Сегмент производства легковых автомобилей

Для сегмента легковых автомобилей на территории Российской Федерации с учетом текущего состояния наиболее приоритетным сценарием развития является сценарий «Партнерство» (Рис. № 7).

Данный сценарий предполагает обеспечение около 80% потребительского спроса за счет внутреннего производства и незначительный объем экспорта (не более 8% от общего объема производства), преимущественно на рынки СНГ. Предполагается, что внутреннее производство будет разделено примерно в равных долях между российскими - 52% (1,65 млн. шт.) и иностранными локализованными производителями - 48% (1,5 млн. шт.).

Предполагается также, что на российском рынке будет два крупных российских производителя (в партнерстве с иностранными) и 4-5 крупных локализованных иностранных производителя. Реализацию сценария планируется структурировать без дополнительного повышения таможенных пошлин.

Модели сценариев развития рынка легковых автомобилей в России

Рис. № 7 – Модели сценариев развития рынка легковых автомобилей (увеличить изображение).

Реализация сценария предполагает организацию / модернизацию производства по следующим проектам:

В области производства легковых автомобилей:

·    проектам ОАО «АВТОВАЗ» по созданию нового поколения автомобилей на платформе «Kalina» (330 тыс. шт.), RF 90 класса «В» (330 тыс. шт.), класса «С» (330 тыс. шт.) и «4х4» (66 тыс. шт.);

·    проекту развития полного цикла производства легковых автомобилей ОАО «Группы ГАЗ» (150 тыс. шт.);

·    проекту производства легковых автомобилей FIAT- «Соллерс»
(до 500 тыс. шт.);

·    проектам развития других автопроизводителей (2х150 тыс. шт.);

·    проектам развития полного цикла глобальных автопроизводителей (800 тыс. шт.).

В области производства силовых установок:

·    проекту совместного производства двигателя К4/J Рено-АВТОВАЗ (450 тыс. шт.);

·    проекту модернизации двигателя 1,8 л АвтоВАЗ (350 тыс. шт.);

·    проекту модернизации двигателя 1,6 л АвтоВАЗ (380 тыс. шт.);

·    проектам технического перевооружения производств по выпуску силовых агрегатов АвтоВАЗ;

·    проектам производства других силовых агрегатов (включая моторы менее 1 л и 2-2,8 л различных российских производителей (600 тыс. шт.), в том числе, производство двигателей и КПП в рамках проекта FIAT – «Соллерс»

В области производства автокомпонентов:

·    проектам по производству дифференциалов, ШРУС, опор, тяг, шарниров, модулей подвески, систем АБС, тормозных механизмов, рулевых систем, систем пассивной безопасности, каркасов и компонентов сидений, генераторов и стартеров, электромеханических приводов, переключателей и приборов, дверных панелей, климатических систем, систем охлаждения, электронных систем управления, выхлопных систем, прецизионных э/сварных труб и др.

В области НИОКР:

·    проектам по разработке нового поколения ДВС на различных, включая альтернативные, топливах;

·    проектам по разработке комбинированных энергоустановок и топливных элементов;

·    приобретения лицензии на платформу RF 90;

·    проектам совершенствования компонентной базы, совершенствования конструкции автомобилей в рамках выполнения перспективных требований по экологической, пассивной, активной безопасности, а также утилизации.

Для реализации сценария необходим общий объем инвестиций в производственные мощности и НИОКР для указанного сегмента в размере 227,5 млрд. руб. При этом планируется обеспечить объем производства легковых автомобилей, включая автомобили иностранных марок – 3,15 млн. штук с долей автомобилей, произведенных на территории Российской Федерации – 80 % рынка.

4.2.2 Сегмент производства легких коммерческих автомобилей

Для сегмента легких коммерческих автомобилей на территории Российской Федерации с учетом текущего состояния наиболее приоритетным является сценарий «Партнерство» (Рис. № 8).

Рассмотрены два варианта сценария «Партнерство» - различающиеся по уровню тарифной защиты рынка. В качестве основного был выбран сценарий без тарифной защиты, т.е. с сохранением ставок ввозных таможенных пошлин, утвержденных Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 № 18. Данный сценарий предполагает удовлетворение  около 65% спроса за счет внутреннего производства и небольшой объем экспорта (не более 14% от общего объема производства), преимущественно на рынки СНГ. Предполагается, что внутреннее производство будет контролироваться преимущественно российскими производителями, которые будут обеспечивать  91% (255 тыс. шт.) от общего объема производства. Предполагается также, что на рынке будет два крупных российских производителя (оба в партнерстве с иностранными производителями) и несколько небольших локализованных иностранных производителей.

Реализация сценария предполагает организацию / модернизацию производства по следующим проектам:

В области производства легких коммерческих автомобилей:

·    проектам развития полного цикла производства легких коммерческих автомобилей «Соллерс»;

·    проектам развития существующих мощностей производства легких коммерческих автомобилей группы «Группы ГАЗ»;

В области производства силовых установок:

·    проектам производства «Группы ГАЗ» дизелей и двигателей с искровым зажиганием, работающих на бензине и газообразных топливах (200 тыс. шт.);

·    проектам производства группы «Соллерс» дизелей и двигателей с искровым зажиганием, работающих на бензине и газообразных топливах (200 тыс. шт.).

В области производства автокомпонентов:

·    проектам по производству элементов интерьера/экстерьера, заднего моста, бамперов, приборных панелей, фар, сидений, элементов подвески, систем выпуска, элементов систем активной безопасности и топливных систем, элементов рулевого управления и др.

Модели сценариев развития рынка легких коммерческих автомобилей в России

Рис. № 8 Модели сценариев развития рынка легких коммерческих автомобилей (увеличить изображение)

В области НИОКР:

·    проектам по разработке новых платформ для «Группы ГАЗ» и группы «Соллерс»;

·    проектам по развитию существующих продуктов «Группы ГАЗ» и группы «Соллерс»;

·    проектам по разработке нового поколения ДВС на различных, включая альтернативные, топливах;

·    проектам по разработке комбинированных энергоустановок и топливных элементов;

·    проектам совершенствования компонентной базы, совершенствования конструкции автомобилей в рамках выполнения перспективных требований по экологической, пассивной, активной безопасности, а также утилизации.

Для реализации данного сценария необходим общий объем инвестиций в производственные мощности и НИОКР для указанного сегмента в размере – 48,4 млрд. руб. При этом планируется обеспечить объем производства отечественных легких коммерческих автомобилей в количестве – 280 тыс. штук с долей автомобилей, произведенных на территории Российской Федерации, – 65 % рынка.

4.2.3 Сегмент производства грузовых автомобилей

Для сегмента производства грузовых автомобилей на территории Российской Федерации с учетом текущего состояния наиболее приоритетным является сценарий «Крупный экспортер» (Рис. № 9), предполагающий сохранение действующих ставок ввозных таможенных пошлин.

Данный сценарий предполагает полное обеспечение российского рынка за счет внутреннего производства (190 тыс. шт.), значительный объем экспорта – более 30% (90 тыс. шт.) от общего объема производства, а также производство российских автомобилей за рубежом в объеме  около 100 тыс. шт. Доля российских производителей будет составлять  80% от общего объема производства, где 40 % доля российских независимых производителей и 40% доля российских производителей в партнерстве с иностранными. Предполагается, что на рынке будет два крупных российских производителя (один независимый и один в партнерстве с иностранным) и 2-3 небольших локализованных иностранных производителя.

Реализация сценария предполагает организацию / модернизацию производства по следующим проектам:

В области производства грузовых автомобилей:

·    проектам по производству кабин ОАО «КАМАЗ» (200 тыс. шт.) и «Группы ГАЗ»;

·    проекту по производству мостов ОАО «КАМАЗ» (200 тыс. шт.);

·    проекту по модернизации существующих мощностей по производству грузовых автомобилей «Группы ГАЗ»;

·    проекту по созданию полного цикла производства грузовых автомобилей на Дальнем Востоке группы «Соллерс» (50 тыс. шт.).

В области производства силовых установок:

·    проекту по производству на ОАО «КАМАЗ» силовых установок мощностью 150-500 л.с. (200 тыс. шт.);

·    проекту по производству «Группой ГАЗ» силовых установок мощностью 130-315 л.с. (100 тыс. шт.);

·    проектам по производству автоматических и механических КПП на ОАО «КАМАЗ» (200 тыс. шт.) и механических КП  «Группой ГАЗ» (100 тыс. шт.).

В области производства автокомпонентов:

·    проектам по производству элементов топливной системы, ЦПТ, раздаточных коробок, лонжеронного комплекса, рулевых приводов, элементов интерьера/экстерьера, элементов электрики / электроники / автоматики и др.

·    проекту по консолидации комплекса цветного литья.

Модели сценариев развития рынка грузовых автомобилей в России

Рис. № 9 – Модели сценариев развития рынка грузовых автомобилей (увеличить изображение)

В области НИОКР:

·    проекту по разработке новой кабины для ОАО «КАМАЗ»;

·    проектам по разработке нового поколения грузовых автомобилей традиционного модельного ряда ОАО «КАМАЗ»;

·    проектам по разработке нового поколения полноприводных  грузовых автомобилей модельного ряда «Группы ГАЗ»;

·    проекту по разработке нового поколения среднетоннажного грузового автомобиля для «Группы ГАЗ»;

·    проекту по разработке мостов для «Группы ГАЗ»;

·    проекту по разработке новой кабины для «Группы ГАЗ»;

·    проектам по разработке нового поколения силовых установок, работающих на традиционных и альтернативных топливах;

·    проектам по разработке нового поколения трансмиссий (в том числе и электромеханических);

·    проектам совершенствования компонентной базы, совершенствования конструкции грузовых автомобилей в рамках выполнения перспективных требований по экологической, пассивной, активной безопасности, а также утилизации.

Для реализации выбранного сценария необходим общий объем инвестиций в производственные мощности и НИОКР для указанного сегмента в размере – 136,1 млрд. руб. При этом планируется обеспечить объем производства отечественных грузовых автомобилей в размере – 280 тыс. штук, из них более 30 % произведенных автомобилей будут поставляться на экспорт – 90 тыс. шт.

4.2.4 Сегмент производства автобусов

Для сегмента автобусов на территории Российской Федерации с учетом текущего состояния наиболее приоритетным сценарием развития является сценарий «Крупный экспортер»  (Рис. № 10).

Данный сценарий предполагает удовлетворение всего спроса за счет внутреннего производства (27 тыс. шт. – 77% от общего объема производства) и значительный объем экспорта (8 тыс. шт. – 23% от общего объема производства). Предполагается, что доля независимых российских производителей будет составлять  75% от общего объема производства, российских производителей в партнерстве с иностранными – 23%, а иностранных производителей – не более 2%. Также предполагается, что на рынке будет 2-3 крупных независимых российских производителя, 2-3 российских производителя в партнерстве с иностранным и 2-3 небольших локализованных иностранных производителя.

Реализация сценария предполагает организацию / модернизацию производства по следующим проектам:

В области производства автобусов:

·    проектам по модернизации существующих мощностей (покрасочные мощности, крупный пластик) «Группы ГАЗ»;

В области производства автокомпонентов:

·    проектам по производству элементов лонжеронного комплекса, рулевых приводов, элементов интерьера/экстерьера, элементов электрики/электроники/автоматики и др.

В области НИОКР:

·    проектам по разработке нового поколения ДВС, работающих на традиционных и альтернативных топливах;

·    проектам по разработке нового поколения трансмиссий (в том числе и электромеханических);

·    проектам по созданию модульных конструкций силовых установок (включая гибридные);

·    проектам совершенствования компонентной базы, совершенствования конструкции автобусов в рамках выполнения перспективных требований по экологической, пассивной, активной безопасности, а также утилизации.

Модели сценариев развития рынка автобусов в России

Рис. № 10 Модели сценариев развития рынка автобусов (увеличить изображение).

Для реализации выбранного сценария необходим общий объем инвестиций в производственные мощности и НИОКР для указанного сегмента в размере 23,6 млрд. руб. При этом планируется обеспечить объем производства отечественных автобусов в размере 35 тыс. штук. Более 20 %  произведенных автобусов – 8 тыс. шт. – будут поставляться на экспорт.

4.2.5 Сегмент производства автомобильных компонентов

В сегменте поставщиков автокомпонентов на территории Российской Федерации с учетом текущего состояния отрасли наиболее приоритетным сценарием развития является «Партнерство». Это обусловлено практически полным отсутствием современной локальной базы поставщиков и необходимостью привлечения партнеров для создания СП и модернизации российских производителей.

Основные целевые показатели рынка автокомпонентов будут зависеть от реализации сценариев развития сегментов рынка автотранспортных средств и представлены выше для каждого сегмента.

Для реализации сценариев развития сегментов автомобильного рынка России необходима реструктуризация ландшафта российских поставщиков автокомпонентов с вертикальной на горизонтальную специализацию. Существующая вертикальная специализация подразумевает построение производителей категорий автокомпонентов под конкретного автопроизводителя. При этом наблюдаются небольшие объемы и мощности производств, практически отсутствует конкуренция, низкое качество продукции, нет стимула инвестировать в новые продукты, а в долгосрочной перспективе обеспечить производство автокомпонентов для новых отечественных и иностранных производителей. Реструктуризация ландшафта российских поставщиков автокомпонентов по горизонтальной специализации предполагает их укрупнение и специализацию по категориям автокомпонентов с обеспечением поставок для нескольких автопроизводителей. При этом планируется, что в каждой категории автокомпонентов будут присутствовать 2-3 производителя, конкурирующих между собой. Это позволит обеспечить больший объем производства, повысить качество и степень локализации для иностранных производителей.

Для реализации выбранного сценария необходим общий объем инвестиций в производственные мощности и НИОКР для указанного сегмента в размере 148,5 млрд. руб., детали расходования и формы поддержки подлежат дополнительному рассмотрению с учетом программы развития моногородов.

Выводы

Таким образом, на территории Российской Федерации с учетом текущего состояния промышленности наиболее приоритетным целевыми сценариями для ключевых сегментов автомобильной отрасли являются:

 - для сегмента легковых и легких коммерческих автомобилей – ввиду нехватки собственной ликвидности на развитие, отставания по интеллектуальной собственности и технологической базе – сценарий «Партнерство»;

- для сегмента грузовых автомобилей, учитывая текущее положение российских ОЕМ и их конкурентных преимуществ, наиболее эффективным является сценарий «Крупный экспортер». В значительной мере данный сценарий может реализоваться за счет прямых иностранных инвестиций;

- для сегмента автобусов целевым сценарием также является «Крупный экспортер». Это обусловлено доминирующим положением российских ОЕМ, наличием единой компонентной базы с грузовыми автомобилями, а также наличием поддержки тарифными мерами;

- для поставщиков автокомпонентов наиболее перспективным является сценарий «Партнерство», так как существующая база поставщиков фактически должна быть отстроена с нуля с ориентацией на повышенные требования совместных предприятий и локализованных иностранных OEM для каждого сегмента автомобильного рынка Российской Федерации.

Развитие национальной автомобильной промышленности России невозможно без наличия собственной базы НИОКР и интеллектуальной собственности по ключевым элементам, автокомпонентам и индустриальным решениям.

Оглавление. Стратегия развития автомобильной промышленности РФ на период до 2020 г.

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.