4.1 Описание основных альтернативных сценариев развития
автомобилестроения России
В рамках Стратегии рассматриваются и моделируются четыре
основных возможных сценария развития автомобильной отрасли в России.
Альтернативные сценарии основаны на прогнозах развития автомобильного рынка до
2020 года по четырем ключевым сегментам рынка автотранспортных средств:
легковых автомобилей, легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и
автобусов. Определение сценариев основано на двух ключевых показателях
автомобильного рынка: доле импорта на внутреннем рынке и соотношении экспорта
автотранспортных средств к внутреннему рынку. Данные показатели предполагают
четыре возможных варианта существования и развития автомобильных рынков.
Высокая доля импорта и
высокая доля экспорта. Такие показатели обычно
характерны на рынках, которые с одной стороны, не имеют значительных барьеров
для импортных автомобилей и, с другой стороны, являются важными глобальными
центрами производства автомобилей. Примерами таких рынков являются страны
восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша и т.д.) и Испания.
Высокая доля импорта и
низкая доля экспорта. Такие показатели обычно
характерны на рынках, где национальные производители неконкурентны на мировом
уровне и локализация полноценного производства невыгодна для международных
производителей. В текущем положении находятся рынки легковых и грузовых
автомобилей России.
Низкая доля импорта и
высокая доля экспорта. Такие показатели
характерны на рынках, где существует высокий уровень защиты внутреннего рынка,
но где национальные автопроизводители высоко конкурентны на мировом уровне.
Примерами таких рынков являются Южная Корея и Япония.
Низкая доля импорта и
низкая доля экспорта. Такие показатели
характерны для стран, где национальные или локализованные международные производители
слабо конкурентные на мировом уровне, и где правительство активно реализует
политику локализации производства для потребления на внутреннем рынке.
Примерами таких рынков являются Бразилия и Китай. Эти характеристики имеют
рынки легких коммерческих автомобилей и автобусов в России.
Исходя из представленных четырех вариантов
развития автомобильных рынков, возможна реализация четырех основных сценариев
развития автомобильной отрасли России:
Сценарий
«Инерционный», условно именуемый «Текущий вектор», предполагает
продолжение текущих тенденций на автомобильном рынке без существенных
изменений. В данном сценарии роль государства заключается в продолжении
стимулирования проведения отдельных НИОКР, поддержание текущего уровня тарифов
на ввоз готовых автомобилей, повышение степени локализации производства,
субсидирования и иной поддержке производителей автокомпонентов. Сценарий
приведет к дальнейшему повышению доли импорта на российском рынке и снижению
доли экспорта продукции российского производства с последующей деградацией
национальной автомобильной промышленности.
Сценарий
«Умеренно инновационный», условно
именуемый
«Партнерство»,
предполагает реструктуризацию автомобильной отрасли с целью повышения
способности российской автоиндустрии удовлетворить спрос на местном рынке.
Ключевыми элементами реструктуризации будут являться: активное привлечение
иностранных партнеров, организация многочисленных СП.
В данном сценарии акцент деятельности
государства направлен на: поощрение сотрудничества российских и зарубежных
компаний и развитие государственно-частного партнерства в НИОКР; финансирование
части затрат НИОКР национальным компаниям; предоставление государственных
гарантий по кредитам на покупку лицензий и разработку НИОКР; поощрение создания
СП с зарубежными производителями; ограничение доли иностранных партнеров в СП
на уровне 50%; стимулирование более высокого уровня локализации и увеличения мощностей по производству
автомобилей; предоставление длинных кредитных ресурсов с одновременной
компенсацией части процентной ставки; поощрение создания СП и консолидации производителей
автокомпонентов; разработку нормативных требований по средней степени
локализации автомобилей и ключевых автокомпонентов – не менее 50% через 3-5 лет
после начала производства; использование механизма переработки для внутреннего
потребления.
Данный сценарий приведет к значительному
понижению доли прямого импорта при сохранении или возможном росте текущей доли
экспорта.
Сценарий
«Инновационно-активный», условно
именуемый «Крупный экспортер»,
предполагает своей целью вывод российской автомобильной индустрии на уровень
глобальной конкурентоспособности путем существенной реструктуризации
автомобильной отрасли, обширных инвестиций в модернизацию российских активов и
в НИОКР, а также умеренное ужесточение заградительных мер для импорта на
внутреннем рынке.
В данном сценарии деятельность государства
будет направлена на: финансирование большей части затрат на НИОКР национальным
компаниям; предоставление государственных гарантий по кредитам на разработку
НИОКР; субсидирование российских разработок и закупки иностранной ИС (либо
покупку инжиниринговых компаний); создание центра НИОКР с целью унификации
компонентной базы по HCV и автобусам;
активное размещение государственных заказов; предоставление длинных кредитных
ресурсов с одновременной компенсацией
части процентной ставки; разработку и проведение комплексной программы
поддержки экспорта; инвестиции и предоставление экспортных субсидии на
произведенные в России компоненты; разработку и реализацию директивных
требований по локализации ключевых автокомпонентов.
Данный сценарий может привести к
значительному понижению доли импорта, а также к значительному повышению доли
экспорта.
Сценарий
«Инновационно-пассивный», условно
именуемый «Закрытый рынок», который
предполагает установление заградительных мер защиты от импорта внутреннего
рынка со значительным государственным участием в развитии автомобильной
отрасли. Данный сценарий может привести к практически полному отсутствию доли
импорта, а также к практически полному отсутствию доли экспорта. Однако такой
сценарий не реализуем в существующих политических реалиях, в связи с чем, он
был исключен из рассмотрения.
Основные прогнозные характеристики реализации сценариев
развития автомобильной отрасли в Российской Федерации представлены в таблице №
4.
4.2 Выбор сценариев
развития автомобильной отрасли
в Российской Федерации
Ввиду значительного различия между сегментами
автомобильного рынка и состояния действующих производств, детализация
сценариев проведена по ключевым сегментам автомобильного рынка в
России:
- легковых автомобилей;
- легких коммерческих автомобилей;
- грузовых автомобилей;
- автобусов;
- автокомпонентов.
Анализ сценариев развития по каждому из
сегментов производства автомобилей проведен, исходя из следующих текущих
параметров и консенсус-прогноза экспертов и автопроизводителей:
·
размер внутреннего
рынка;
·
доля и объемы импорта к
2020 году;
·
внутренне производство,
рассчитанное с учетом:
- доли и объемов экспорта;
- распределения объемов внутреннего производства между
различными категориями производителей, а именно российскими независимыми ОЕМ (такими как, ОАО «АВТОВАЗ»), совместными
предприятиями между российскими ОЕМ и иностранными (например, проект Фиат-Соллерс), и иностранными ОЕМ,
осуществляющими проекты в России (Форд);
Таблица № 4 – Прогноз реализации сценариев развития
автомобильной отрасли по ключевым сегментам к 2020 году.
Сценарий
Сегмент рынка
|
«Текущий вектор»
|
«Партнерство»
|
«Закрытый рынок»
|
«Крупный экспортер»
|
Производство конечной продукции
(OEM)
|
Структура/ Организация
|
Российские OEM в основном работают в качестве
производителей автомобильной техники иностранных брендов по контракту
|
Российские OEM интегрированы в глобальные группы,
несколько иностранных производств OEM локализовано
|
Российские OEM обладают монополией – собственная /
лицензированная интеллектуальная собственность
|
Российские OEM – независимые или
в партнерстве с глобальными OEM. Конкурентоспособны на глобальном уровне
|
Рыночный акцент
|
Национальное производство удовлетворяет лишь около 50% спроса, остальное импортируется
|
Производство в России нацелено на удовлетворение
внутреннего спроса – малый объем импорта и экспорта
|
Импорт очень мал, российские OEM производят
продукцию только для внутреннего
рынка
|
Ориентировка на экспорт, более 1/3 собранных в России
автомобилей экспортируется
|
Степень консолидации
|
Один или нескольких небольших, маломасштабных OEM, не
имеющих собственной интеллектуальной собственности и моделей
|
2 (или больше) OEM входят в глобальные группы, заимствуют
платформы и прочую интеллектуальную собственность.
|
2-3 независимых OEM.
Малый масштаб на глобальном уровне
|
1 крупный консолидированный российский независимый OEM
и несколько нишевых производителей
|
Производство
автомобильных компонентов (OES)
|
Иностранные производители
|
Незначительное присутствие, поставки только
иностранным OEM
|
Сильное присутствие иностранных OES, многочисленные СП
с российскими компаниями.
|
Акцент на имеющиеся иностранные OEM, низкий уровень
локализации
|
Большинство крупнейших OES присутствуют в России,
акцент на поставки российским OEM
|
Российские производители
|
Неконкурентны, поставки только запчастей устаревших
российских моделей, деградация отрасли
|
СП российских OES с иностранными партнерами
|
Акцент только на российские OEM.
|
Конкурируют с иностранными компаниями
|
НИОКР
|
Роль российской НИОКР
|
НИОКР существует только на уровне производственных
площадок
|
Россия – часть глобальной сети НИОКР иностранных ОЕМ,
со специализированными компетенциями
|
НИОКР только у российских OEM
|
Полномасштабные подразделения НИОКР российских OEM
|
Акцент НИОКР
|
Ограничен инженерным и технологическим обеспечением
производства
|
Акцент на имеющиеся в России преимущества
|
Акцент на разработку моделей для России
|
Акцент на разработку моделей / платформ для мирового
рынка
|
- оценки количества возможных производителей из числа
локальных для каждого из сценариев;
- количества иностранных производителей.
Оценка соответствия каждого из сценариев установленным
целям развития автомобильной отрасли в Российской Федерации с учетом
реалистичности их реализации показала, что сценарий «Крупный экспортер»
наиболее полно соответствует установленным государственным целям развития
отрасли, однако уровень его реалистичности относительно невысок и требует
значительных затрат для реализации.
С другой стороны, сценарий «Партнерство» несколько меньше
соответствует установленным целям, но характеризуется значительно более высоким
уровнем реалистичности.
Ключевыми участниками автомобильного рынка в России,
являются:
- потребители (П) – покупатели автотранспортных средств.
Основными интересами данной группы являются следующие факторы – недорогой,
удовлетворительного качества автомобиль, широкий выбор моделей, низкая
стоимость владения;
- работники (Р) – занятые напрямую в автомобильной отрасли
или в смежных отраслях. Ключевыми интересами данной группы являются
гарантированная занятость и стабильный доход;
- собственники (С) – владельцы активов по всей цепочке
создания стоимости в автомобильной отрасли. Для данной группы ключевыми
интересами являются: максимизация прибыли в относительно стабильной отрасли и
доходность на капитал;
- государство (Г). Ключевыми интересами государства являются:
обеспечение национальной и технологической безопасности; социальная
стабильность регионов; максимизация налоговых поступлений; продвижение на
национальном и международных рынках автомобилей отечественных торговых марок.
Анализ соответствия сценариев интересам участников
автомобильного рынка России выявил незначительную разницу между сценариями
«Крупный экспортер» и «Партнерство», заключающуюся в несколько более низком
удовлетворении интересов государства в сценарии «Партнерство». Наименьшее
соответствие интересам участников автомобильного рынка России показали сценарии
«Текущий вектор» и «Закрытый рынок».
При выборе
сценариев развития автомобильной отрасли проведена оценка их соответствия целям
настоящей Стратегии и интересам участников автомобильного рынка России.
4.2.1 Сегмент производства легковых
автомобилей
Для сегмента легковых автомобилей на территории Российской
Федерации с учетом текущего состояния наиболее приоритетным сценарием развития
является сценарий «Партнерство» (Рис. № 7).
Данный сценарий предполагает обеспечение около 80%
потребительского спроса за счет внутреннего производства и незначительный объем
экспорта (не более 8% от общего объема производства), преимущественно на рынки
СНГ. Предполагается, что внутреннее производство будет разделено примерно в
равных долях между российскими - 52% (1,65 млн. шт.) и иностранными
локализованными производителями - 48% (1,5 млн. шт.).
Предполагается также, что на российском рынке будет два
крупных российских производителя (в партнерстве с иностранными) и 4-5 крупных
локализованных иностранных производителя. Реализацию сценария планируется
структурировать без дополнительного повышения таможенных пошлин.
Реализация сценария предполагает организацию / модернизацию
производства по следующим проектам:
В области производства
легковых автомобилей:
·
проектам ОАО
«АВТОВАЗ» по созданию нового поколения автомобилей на платформе «Kalina» (330
тыс. шт.), RF 90 класса «В» (330 тыс. шт.), класса «С» (330 тыс. шт.) и «4х4»
(66 тыс. шт.);
·
проекту
развития полного цикла производства легковых автомобилей ОАО «Группы ГАЗ» (150
тыс. шт.);
·
проекту
производства легковых автомобилей FIAT- «Соллерс»
(до 500 тыс. шт.);
·
проектам
развития других автопроизводителей (2х150 тыс. шт.);
·
проектам
развития полного цикла глобальных автопроизводителей (800 тыс. шт.).
В
области производства силовых установок:
·
проекту
совместного производства двигателя К4/J Рено-АВТОВАЗ (450 тыс. шт.);
·
проекту
модернизации двигателя 1,8 л АвтоВАЗ (350 тыс. шт.);
·
проекту
модернизации двигателя 1,6 л АвтоВАЗ (380 тыс. шт.);
·
проектам
технического перевооружения производств по выпуску силовых агрегатов АвтоВАЗ;
·
проектам
производства других силовых агрегатов (включая моторы менее 1 л и 2-2,8 л
различных российских производителей (600 тыс. шт.), в том числе, производство
двигателей и КПП в рамках проекта FIAT – «Соллерс»
В
области производства автокомпонентов:
·
проектам по
производству дифференциалов, ШРУС, опор, тяг, шарниров, модулей подвески,
систем АБС, тормозных механизмов, рулевых систем, систем пассивной
безопасности, каркасов и компонентов сидений, генераторов и стартеров,
электромеханических приводов, переключателей и приборов, дверных панелей,
климатических систем, систем охлаждения, электронных систем управления,
выхлопных систем, прецизионных э/сварных труб и др.
В области НИОКР:
·
проектам по
разработке нового поколения ДВС на различных, включая альтернативные, топливах;
·
проектам по
разработке комбинированных энергоустановок и топливных элементов;
·
приобретения
лицензии на платформу RF 90;
·
проектам
совершенствования компонентной базы, совершенствования конструкции автомобилей
в рамках выполнения перспективных требований по экологической, пассивной,
активной безопасности, а также утилизации.
Для реализации сценария необходим общий объем инвестиций в
производственные мощности и НИОКР для указанного сегмента в размере 227,5 млрд.
руб. При этом планируется обеспечить объем производства легковых автомобилей,
включая автомобили иностранных марок – 3,15 млн. штук с долей автомобилей,
произведенных на территории Российской Федерации – 80 % рынка.
4.2.2 Сегмент производства легких
коммерческих автомобилей
Для сегмента легких коммерческих автомобилей на территории
Российской Федерации с учетом текущего состояния наиболее приоритетным является
сценарий «Партнерство» (Рис. № 8).
Рассмотрены
два варианта сценария «Партнерство» - различающиеся по уровню тарифной защиты
рынка. В качестве основного был выбран сценарий без тарифной защиты, т.е. с
сохранением ставок ввозных таможенных пошлин, утвержденных Решением
Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 № 18. Данный сценарий
предполагает удовлетворение около 65%
спроса за счет внутреннего производства и небольшой объем экспорта (не более
14% от общего объема производства), преимущественно на рынки СНГ.
Предполагается, что внутреннее производство будет контролироваться
преимущественно российскими производителями, которые будут обеспечивать 91% (255 тыс. шт.) от общего объема
производства. Предполагается также, что на рынке будет два крупных российских
производителя (оба в партнерстве с иностранными производителями) и несколько
небольших локализованных иностранных производителей.
Реализация сценария предполагает организацию / модернизацию
производства по следующим проектам:
В области производства
легких коммерческих автомобилей:
· проектам развития полного цикла производства легких
коммерческих автомобилей «Соллерс»;
· проектам развития существующих мощностей производства
легких коммерческих автомобилей группы «Группы ГАЗ»;
В области производства
силовых установок:
· проектам производства «Группы ГАЗ» дизелей и двигателей с
искровым зажиганием, работающих на бензине и газообразных топливах (200 тыс.
шт.);
· проектам производства группы «Соллерс» дизелей и двигателей
с искровым зажиганием, работающих на бензине и газообразных топливах (200 тыс.
шт.).
В области производства
автокомпонентов:
· проектам по производству элементов интерьера/экстерьера,
заднего моста, бамперов, приборных панелей, фар, сидений, элементов подвески,
систем выпуска, элементов систем активной безопасности и топливных систем,
элементов рулевого управления и др.

В области НИОКР:
· проектам по разработке новых платформ для «Группы ГАЗ» и
группы «Соллерс»;
· проектам по развитию существующих продуктов «Группы ГАЗ» и
группы «Соллерс»;
· проектам по разработке нового поколения ДВС на различных,
включая альтернативные, топливах;
· проектам по разработке комбинированных энергоустановок и
топливных элементов;
· проектам совершенствования компонентной базы,
совершенствования конструкции автомобилей в рамках выполнения перспективных
требований по экологической, пассивной, активной безопасности, а также
утилизации.
Для реализации данного сценария необходим общий объем
инвестиций в производственные мощности и НИОКР для указанного сегмента в
размере – 48,4 млрд. руб. При этом планируется обеспечить объем производства
отечественных легких коммерческих автомобилей в количестве – 280 тыс. штук с
долей автомобилей, произведенных на территории Российской Федерации, – 65 %
рынка.
4.2.3
Сегмент производства грузовых автомобилей
Для сегмента производства грузовых автомобилей на
территории Российской Федерации с учетом текущего состояния наиболее
приоритетным является сценарий «Крупный экспортер» (Рис. № 9), предполагающий
сохранение действующих ставок ввозных таможенных пошлин.
Данный сценарий предполагает полное обеспечение российского
рынка за счет внутреннего производства (190 тыс. шт.), значительный объем
экспорта – более 30% (90 тыс. шт.) от общего объема производства, а также
производство российских автомобилей за рубежом в объеме около 100 тыс. шт. Доля российских
производителей будет составлять 80% от
общего объема производства, где 40 % доля российских независимых производителей
и 40% доля российских производителей в партнерстве с иностранными. Предполагается,
что на рынке будет два крупных российских производителя (один независимый и
один в партнерстве с иностранным) и 2-3 небольших локализованных иностранных
производителя.
Реализация сценария предполагает организацию / модернизацию
производства по следующим проектам:
В области
производства грузовых автомобилей:
· проектам по производству кабин ОАО «КАМАЗ» (200 тыс. шт.) и
«Группы ГАЗ»;
· проекту по производству мостов ОАО «КАМАЗ» (200 тыс. шт.);
· проекту по модернизации существующих мощностей по
производству грузовых автомобилей «Группы ГАЗ»;
· проекту по созданию полного цикла производства грузовых
автомобилей на Дальнем Востоке группы «Соллерс» (50 тыс. шт.).
В области производства силовых установок:
· проекту по производству на ОАО «КАМАЗ» силовых установок
мощностью 150-500 л.с. (200 тыс. шт.);
· проекту по производству «Группой ГАЗ» силовых установок
мощностью 130-315 л.с. (100 тыс. шт.);
· проектам по производству автоматических и механических КПП
на ОАО «КАМАЗ» (200 тыс. шт.) и механических КП «Группой ГАЗ» (100 тыс. шт.).
В области производства автокомпонентов:
· проектам по производству элементов топливной системы, ЦПТ,
раздаточных коробок, лонжеронного комплекса, рулевых приводов, элементов
интерьера/экстерьера, элементов электрики / электроники / автоматики и др.
· проекту по консолидации комплекса цветного литья.

В области НИОКР:
· проекту по разработке новой кабины для ОАО «КАМАЗ»;
· проектам по разработке нового поколения грузовых автомобилей
традиционного модельного ряда ОАО «КАМАЗ»;
· проектам по разработке нового поколения полноприводных грузовых автомобилей модельного ряда «Группы
ГАЗ»;
· проекту по разработке нового поколения среднетоннажного
грузового автомобиля для «Группы ГАЗ»;
· проекту по разработке мостов для «Группы ГАЗ»;
· проекту по разработке новой кабины для «Группы ГАЗ»;
· проектам по разработке нового поколения силовых установок,
работающих на традиционных и альтернативных топливах;
· проектам по разработке нового поколения трансмиссий (в том
числе и электромеханических);
· проектам совершенствования компонентной базы,
совершенствования конструкции грузовых автомобилей в рамках выполнения
перспективных требований по экологической, пассивной, активной безопасности, а
также утилизации.
Для реализации выбранного сценария необходим общий объем
инвестиций в производственные мощности и НИОКР для указанного сегмента в
размере – 136,1 млрд. руб. При этом планируется обеспечить объем производства
отечественных грузовых автомобилей в размере – 280 тыс. штук, из них более 30 %
произведенных автомобилей будут поставляться на экспорт – 90 тыс. шт.
4.2.4
Сегмент производства автобусов
Для сегмента автобусов на территории Российской Федерации с
учетом текущего состояния наиболее приоритетным сценарием развития является
сценарий «Крупный экспортер» (Рис. №
10).
Данный сценарий предполагает удовлетворение всего спроса за
счет внутреннего производства (27 тыс. шт. – 77% от общего объема производства)
и значительный объем экспорта (8 тыс. шт. – 23% от общего объема производства).
Предполагается, что доля независимых российских производителей будет
составлять 75% от общего объема
производства, российских производителей в партнерстве с иностранными – 23%, а
иностранных производителей – не более 2%. Также предполагается, что на рынке
будет 2-3 крупных независимых российских производителя, 2-3 российских
производителя в партнерстве с иностранным и 2-3 небольших локализованных
иностранных производителя.
Реализация сценария предполагает организацию / модернизацию
производства по следующим проектам:
В
области производства автобусов:
·
проектам
по модернизации существующих мощностей (покрасочные мощности, крупный пластик)
«Группы ГАЗ»;
В области производства автокомпонентов:
·
проектам
по производству элементов лонжеронного комплекса, рулевых приводов, элементов
интерьера/экстерьера, элементов электрики/электроники/автоматики и др.
В
области НИОКР:
·
проектам
по разработке нового поколения ДВС, работающих на традиционных и альтернативных
топливах;
·
проектам
по разработке нового поколения трансмиссий (в том числе и электромеханических);
·
проектам
по созданию модульных конструкций силовых установок (включая гибридные);
·
проектам
совершенствования компонентной базы, совершенствования конструкции автобусов в
рамках выполнения перспективных требований по экологической, пассивной,
активной безопасности, а также утилизации.
Для реализации выбранного сценария необходим общий объем
инвестиций в производственные мощности и НИОКР для указанного сегмента в
размере 23,6 млрд. руб. При этом планируется обеспечить объем производства
отечественных автобусов в размере 35 тыс. штук. Более 20 % произведенных автобусов – 8 тыс. шт. – будут
поставляться на экспорт.
4.2.5
Сегмент производства автомобильных компонентов
В сегменте поставщиков автокомпонентов на территории
Российской Федерации с учетом текущего состояния отрасли наиболее приоритетным
сценарием развития является «Партнерство». Это обусловлено практически полным
отсутствием современной локальной базы поставщиков и необходимостью привлечения
партнеров для создания СП и модернизации российских производителей.
Основные целевые показатели рынка автокомпонентов будут
зависеть от реализации сценариев развития сегментов рынка автотранспортных
средств и представлены выше для каждого сегмента.
Для реализации сценариев развития
сегментов автомобильного рынка России необходима реструктуризация ландшафта
российских поставщиков автокомпонентов с вертикальной на горизонтальную
специализацию. Существующая вертикальная специализация подразумевает построение
производителей категорий автокомпонентов под конкретного автопроизводителя. При
этом наблюдаются небольшие объемы и мощности производств, практически
отсутствует конкуренция, низкое качество продукции, нет стимула инвестировать в
новые продукты, а в долгосрочной перспективе обеспечить производство
автокомпонентов для новых отечественных и иностранных производителей.
Реструктуризация ландшафта российских поставщиков автокомпонентов по
горизонтальной специализации предполагает их укрупнение и специализацию по
категориям автокомпонентов с обеспечением поставок для нескольких
автопроизводителей. При этом планируется, что в каждой категории
автокомпонентов будут присутствовать 2-3 производителя, конкурирующих между
собой. Это позволит обеспечить больший объем производства, повысить качество и
степень локализации для иностранных производителей.
Для реализации выбранного сценария
необходим общий объем инвестиций в производственные мощности и НИОКР для
указанного сегмента в размере 148,5 млрд. руб., детали расходования и формы
поддержки подлежат дополнительному рассмотрению с учетом программы развития
моногородов.
Выводы
Таким образом, на территории Российской Федерации с учетом
текущего состояния промышленности наиболее приоритетным целевыми сценариями для
ключевых сегментов автомобильной отрасли являются:
- для сегмента
легковых и легких коммерческих автомобилей – ввиду нехватки собственной
ликвидности на развитие, отставания по интеллектуальной собственности и
технологической базе – сценарий «Партнерство»;
- для сегмента грузовых автомобилей, учитывая текущее
положение российских ОЕМ и их конкурентных преимуществ, наиболее эффективным
является сценарий «Крупный экспортер». В значительной мере данный сценарий
может реализоваться за счет прямых иностранных инвестиций;
- для сегмента автобусов целевым сценарием также является
«Крупный экспортер». Это обусловлено доминирующим положением российских ОЕМ,
наличием единой компонентной базы с грузовыми автомобилями, а также наличием
поддержки тарифными мерами;
- для поставщиков автокомпонентов наиболее перспективным
является сценарий «Партнерство», так как существующая база поставщиков
фактически должна быть отстроена с нуля с ориентацией на повышенные требования
совместных предприятий и локализованных иностранных OEM для каждого сегмента
автомобильного рынка Российской Федерации.
Развитие национальной автомобильной промышленности России
невозможно без наличия собственной базы НИОКР и интеллектуальной собственности
по ключевым элементам, автокомпонентам и индустриальным решениям.
Оглавление. Стратегия развития автомобильной промышленности РФ на период до 2020 г.