Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Оценка рисков, этапы реализации реализации стратегии развития автомобильной промышленности в России

5 Оценка рисков реализации Стратегии

Реализация Стратегии развития автомобильной промышленности России на период до 2020 года сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов.

Глобальные риски. Мировая автомобильная промышленность  подвержена цикличности развития рынков и, соответственно, производства автомобильной техники. При этом настоящая Стратегия в целом исходит из предположения, что модель мирового развития автоиндустрии вообще и российской промышленности в частности будет носить линейный характер до 2020 года и останется одной из самых  инновационноёмких отраслей мировой экономики.

Процессы глобализации в автомобильной промышленности получили наиболее выраженное воплощение: в последние годы в целях обеспечения экономии масштабов производства создаются крупнейшие глобальные автопромышленные альянсы, в том числе, для проведения совместных перспективных НИОКР. В период текущего мирового экономического кризиса национальные производители получают беспрецедентную финансовую государственную поддержку, направленную на достижение будущих конкурентных преимуществ на глобальном рынке.

Макроэкономические риски. Сохранение тенденций по снижению темпов роста мировой и национальной экономики, а также уровня инвестиционной активности, высокий уровень инфляции или чрезмерное укрепление курса национальной валюты, вероятность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры цен на сырье и технологии, высокие проценты по кредитам, последствия мирового финансово-экономического кризиса могут оказать существенное негативное воздействие на ожидаемые результаты реализации Стратегии.

Рост государственной экономики пока не принял устойчивого характера, и он во многом базируется на воспроизводстве прежней сырьевой модели развития. Это может привести к росту стоимости заимствований и необходимости повышения Банком России ставки рефинансирования, что осложнит поддержание финансирования мероприятий Стратегии на планируемом уровне. Начавшееся сворачивание мер стимулирования экономики также несет риск возобновления спада в тех ее секторах, где рост носит неустойчивый характер.

Низкий уровень жизни населения России (четверть населения живет за чертой бедности), недостаточный уровень развития внутренней инфраструктуры создают дополнительные риски устойчивому росту.

Наиболее существенное влияние на реализуемость поставленных задач оказывают внутренние отраслевые риски, непосредственно связанные с проведением программных мероприятий.

Законодательные риски. Правовые пробелы в законодательной и нормативной правовой базе ограничивают действия федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также способность хозяйствующих субъектов эффективно реагировать на меняющуюся рыночную ситуацию с учетом перспектив, возможностей и потребностей развития. Требуют развития нормативные правовые документы в области технического регулирования, налогового и бюджетного законодательства. В этой связи многие мероприятия Стратегии рассчитаны на существенные изменения в действующей нормативной правовой базе.

Финансовые риски в основном обусловлены следующими факторами:

•   неудовлетворительное текущее финансовое положение компаний российской автомобильной отрасли (низкая прибыльность / убыточность текущего производства);

•   отсутствие у компаний активов, свободных от залога (невозможность предоставить банкам обеспечение из активов «вне проекта»);

•   высокая финансовая нагрузка на компании (практически все компании на данный момент «закредитованы»);

•   источник возврата новых кредитов (преимущественно / исключительно доходы, генерируемые за счет новых инвестиций в отрасль (компанию));

•   сроки окупаемости инвестиций составляют от 5 до 10 лет.

Техногенные и экологические риски. С учетом того, что степень износа основных фондов составляет около 60%, велика вероятность техногенных аварий и нанесения ущерба окружающей среде.

Инновационные риски.

Среди инновационных рисков необходимо учитывать следующие:

•   недофинансирование НИОКР будет сдерживать разработку и внедрение технологий, а также выведение новых продуктов на рынок;

•   риски неэффективности передачи прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с привлечением средств федерального бюджета, для промышленного использования во многом определяются несовершенством действующей практики закрепления прав на результаты научно-технической деятельности, выполняемой по государственному заказу, за Российской Федерацией;

•   иностранные производители не стремятся реализовывать прогрессивные технологии в российском производстве.

•   технологические риски проведения НИОКР, обусловленные техническим состоянием исследовательского, испытательного оборудования, а также оборудования опытного производства.

На минимизацию инновационных рисков также должны быть направлены  мероприятия, предусматривающие экономически обоснованную модернизацию научно-исследовательской и опытно-экспериментальной базы научных и инжиниринговых организаций автомобилестроения.

Коммерческие риски. К этому виду рисков относятся риски, связанные с цикличностью спроса на автомобильную продукцию, которые усиливаются из-за наличия большого количества конкурирующих отечественных и зарубежных автопроизводителей и недооценки возможных конкурентов. Сюда же следует отнести риски невыполнения обязательств при осуществлении коммерческих сделок, риски выбора стратегических партнеров и поставщиков комплектующих изделий и материалов, риски маркетинговых ошибок по оценке внутренней рыночной перспективы, а также риски «позднего вывода» нового продукта на рынок.

Социальные риски. Решение задач Стратегии, с одной стороны, потребует притока управленческого и производственного персонала, адаптированного к новым реалиям ведения автомобильного бизнеса, а с другой, реструктуризация и модернизация автомобильных производств неизбежно приведет к сокращению занятых в автомобильной отрасли и связанное с этим возникновение социальной напряженности в отдельных регионах. Снизить данные риски можно путем эффективной реализации проектов развития автомобильных кластеров – поддержкой региональных кластерных инициатив – путем формирования скоординированных с предприятиями программ целевой подготовки и переподготовки кадров.

К социальным рискам также следует отнести сохранение вредных производств, травматизм, скрытую безработицу, переход наиболее компетентных и информированных работников российских предприятий в представительства зарубежных компаний.

Недостаточно эффективное решение этих задач способно воспрепятствовать реализации настоящей Стратегии в полном объеме.

6. Основные этапы и мероприятия по реализации Стратегии развития автомобильной промышленности России

Для решения поставленных задач по достижению основных целей Стратегии необходимо осуществить комплекс мер, при непосредственном государственном участии, определяемом в соответствии с выбранными сценариями. Отнесение мероприятий к тому или иному этапу означает максимальную концентрацию внимания и ресурсов в этом временном интервале и получение соответствующего эффекта.

Для большинства мероприятий Стратегии необходимо проведение предварительных действий, а также систематический мониторинг эффективности их реализации для обеспечения своевременных  корректирующих воздействий.

6.1. Основные этапы реализации Стратегии

Настоящая Стратегия предусматривает реализацию трех основных этапов:

I этап – 2010 год

Цели и задачи этапа: преодоление кризисных явлений в автомобильной промышленности, выбор стратегических партнеров, формирование нормативной базы для стимулирования локализации высокотехнологичных производств автомобильной техники и автокомпонентов, развитие национальной базы НИОКР и интеллектуальной собственности. (Комплекс мероприятий по реализации
I этапа указан в приложении к Стратегии).

II этап – 2011–2014 годы.

Цели и задачи этапа: посткризисное восстановление отрасли в условиях роста рынка; формирование базы инновационного развития; реализация важнейших инновационных и инвестиционных проектов в отрасли.

III этап – 2015–2020 годы.

Цели и задачи этапа: развитие конкурентоспособной промышленности в условиях стабилизации рынка, формирование внутренних источников инновационного развития.

6.2. Комплекс мер по реализации Стратегии развития автомобильной промышленности на территории Российской Федерации

Весь комплекс предлагаемых в рамках Стратегии мер можно разделить на два условных блока:

1)     формирование рыночных условий развития производства на территории Российской Федерации и стимулов по обновлению парка;

2)     финансовое оздоровление и формирование условий устойчивого инновационного развития автомобильной промышленности России, повышение инвестиционной привлекательности предприятий отрасли, обеспечение коммерческой эффективности привлеченных инвестиций.

Реализация Стратегии требует активного государственного участия. Государственное регулирование будет являться одним из ключевых инструментов реализации целевых сценариев развития.

6.2.1 Комплекс мер по формированию рыночных условий развития производства на территории Российской Федерации

Основную роль государства можно определить как влияние на следующий ряд ключевых параметров российского автомобильного рынка:

·    стимулирование спроса для восстановления и органического роста внутреннего рынка;

·    умеренные тарифные и нетарифные меры по ограничению импорта;

·    повышение инвестиционной привлекательности;

·    обеспечение коммерческой эффективности привлеченных инвестиций;

·    гармонизация технического и таможенного законодательства в рамках Таможенного союза;

·    развитие законодательства и  нормативной правовой базы в области автомобилестроения;

·    поддержка экспорта продукции российского автомобилестроения;

·    совершенствование системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств.

Для реализации данного комплекса необходимо осуществление следующих мероприятий:

по стимулированию обновления парка автотранспортных средств и спроса на новую автомобильную технику, включая:

•     обеспечение регламентации пассажирских перевозок и перевозок опасных грузов в соответствии с современными требованиями;

•     внесение изменений в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», предусматривающих запрет на эксплуатацию в коммерческих целях для лицензируемых перевозок грузов и пассажиров, (по согласованию с Минтрансом России и при условии подготовки программ обновления парка автопроизводителями), в том числе:

начиная с 2011 г.:

–    грузовых автомобилей средней и большой грузоподъемности свыше 22 лет;

–    автобусов свыше 15 лет;

начиная с 2012 г.

–    легковых автомобилей свыше 20 лет;

–    грузовых легких коммерческих автомобилей (ЛКА) свыше 20 лет;

–    ЛКА на пассажирских маршрутах свыше 15 лет;

•     предоставление бюджетных ассигнований на субсидии торговым организациям на возмещение затрат в связи
с продажей физическим лицам новых автотранспортных средств российского производства взамен автотранспортных средств старше 10 лет, сдаваемых на утилизацию со скидкой;

по защите российского автомобильного рынка от импорта новых и подержанных автомобилей, а также автомобилей, не отвечающих требованиям действующих технических регламентов Российской Федерации, включая:

•     сохранение уровня установленных таможенных пошлин на ввоз автомобильной техники;

•     повышение эффективности механизмов оценки соответствия ввозимых автотранспортных средств иностранного производства  установленным требованиям безопасности, особенно поступающих из стран, не являющихся участниками Женевского соглашения 1958 г.;

•     усиление контроля за сертификационными центрами и испытательными лабораториями;

по поддержанию устойчивого спроса на продукцию предприятий российского автомобилестроения, в том числе:

•     формирование целевых параметров долгосрочного государственного заказа на автомобильную технику российского производства;

•     развитие системы потребительского кредитования и лизинговых операций на среднесрочную перспективу, (в том числе, через государственные и частные лизинговые компании) по приобретению автомобильной техники российского производства, с использованием субсидирования из средств федерального бюджета части кредитной / лизинговой процентной ставки;

по стимулированию развития экспорта, включая:

•     введение системы страхования экспортных контрактов российских производителей автомобильной техники;

•     содействие в создании единой сети экспортных представительств по дистрибуции запасных частей и сервиса для автотранспортных средств российского производства;

по формированию законодательной и нормативной правовой базы,
в том числе, в рамках Таможенного союза, в том числе:

•     принятие технического регламента в отношении обеспечения экологически безопасной утилизации вышедших из эксплуатации колесных транспортных средств и их составных частей;

•     проведение работ по гармонизации экологических требований
и требований по безопасности конструкции автотранспортных средств на едином пространстве Таможенного союза  на базе согласованных
с международными требованиями, принятых в Российской Федерации технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного постановлением Правительства РФ
от 10 сентября 2009 г. № 720, и технического регламента «О требованиях
к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение
на территории Российской Федерации вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного постановлением Правительства РФ
от 12 октября 2005 г. № 609;

•     разработка национальных стандартов в качестве доказательной базы для реализации технических регламентов.

Выполнение данного комплекса мер планируется к проведению на I этапе (2010г.) реализации Стратегии.

6.2.2 Комплекс мероприятий, направленных на финансовое оздоровление и формирование условий устойчивого инновационного развития автомобильной промышленной промышленности России.

Основными направлениями государственного участия в финансовом оздоровлении и формировании устойчивого инновационного развития автомобильной промышленности являются:

1)     содействие в разработке и реализации корпоративных программ реструктуризации отечественных автопроизводителей;

2)     стимулирование организации высокотехнологичных производств  автотранспортных средств и автомобильных компонентов на территории Российской Федерации, в том числе предоставление российским автопроизводителям долгосрочного финансирования на возвратной основе, в среднесрочной перспективе субсидирование процентной ставки привлекаемых заемных средств, и т.п.;

3)     развитие национальной базы НИОКР по ключевым направлениям / компонентам / технологическим решениям;

4)     разработка новых и модификация существующих образовательных программ и программ повышения квалификации для обеспечения автомобильной промышленности кадрами нового типа.

Реализация указанных направлений предполагает на первом этапе (2010 г.) реализации Стратегии проведение следующих мероприятий (помимо мероприятий, предусмотренных разделом 6.2.1.) :

В сегменте «Автопроизводители»:

-   разработка и реализация плана глубокой локализации (в среднем не ниже 50 %, а по отдельным моделям не ниже 75);

-   разработка перечня / программы приоритетных инновационных и инвестиционных проектов автомобилестроительных компаний, определив объемы и источники финансирования, в том числе, по развитию автомобилестроения «двойного» назначения;

-   разработка программы развития военной автомобильной техники на период до 2020 года;

-   стимулирование и предоставление государственной поддержки процессам / программам вывода из состава промышленных производств непрофильных активов (включая социальные объекты), компонентных производств и переделов;

В сегменте «поставщики» (включая поставщиков силовых агрегатов):

-   консолидация принятия решений по выбору поставщиков;

-   стимулирование создания совместных предприятий 1 уровня с иностранными поставщиками (не менее 2 на компонент/узел/агрегат);

-   проведение предпроектных исследований по созданию новых и модернизации действующих компонентных производств и технологий;

-   инвестиции федерального и региональных бюджетов в создание технопарков для формирования базы поставщиков, в том числе, в соответствии с программой развития моногородов.

В сегменте НИОКР:

-   разработка перечня НИОКР в части развития энергоресурсосберегающих технологий, применения альтернативных видов топлива, повышения безопасности конструкции и экологии, определив объемы и источники финансирования;

-   рассмотрение вопроса о целесообразности создания национального научно-исследовательского и сертификационного центра автомобилестроения;

-   содействие в создании центров компетенций по разработке и предоставлению инжиниринговых услуг, в том числе, совместно с иностранными партнерами, с единой координацией.

На втором этапе реализации Стратегии (2011-2014 годы):

В сегменте «Автопроизводители»:

·    реализация инвестиционных проектов по модернизации / техническому перевооружению действующих и созданию новых производственных мощностей;

·    реализация мероприятий по поддержке спроса (раздел 6.2.1.);

·    создание условий формирования глубоких партнерств, в том числе, между российскими и иностранными производителями;

·    стимулирование повышения доли локализации на территории Российской Федерации высокотехнологичных производств автомобильной техники, в том числе, выработка новых повышенных требований по локализации для иностранных компаний, действующих в режиме «промышленной сборки»;

·    стимулирование развития системы / сети послепродажного обслуживания и сервисной сети 2-го уровня.

В сегменте «Поставщики» (включая поставщиков силовых агрегатов):

·    стимулирование и поддержка реструктуризации «ландшафта» российских поставщиков автокомпонентов от вертикальной к горизонтальной специализации;

·    стимулирование повышения доли локализации на территории Российской Федерации высокотехнологичных производств автомобильных компонентов, в том числе, выработка новых повышенных требований по локализации для иностранных компаний, действующих в режиме «промышленной сборки»;

·     содействие в обеспечении федеральной поддержки региональных инициатив развития автомобильных кластеров, предусматривающей софинансирование проектов по развитию инфраструктуры автомобильного производства (в том числе в рамках развития действующих и формирования новых промышленных особых экономических зон – промышленных парков), прежде всего, в Северо-Западном, Приволжском, Центральном федеральных округах;

·    разработка и реализация проектов развития производств сырьевых переделов (литейное, кузнечное и др.)

·    инвестирование в создание новых производств и разработку новых продуктов и технологий (с учетом мероприятий в сегменте «НИОКл).

В сегменте НИОКР:

·    государственная поддержка проведения и реализации отдельных инновационных проектов создания автотранспортных средств нового поколения в соответствии с перечнем НИОКР на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

·    проведение работ по развитию нормативной правовой базы, в том числе  в области технического регулирования;

·    содействие в приобретении  лицензий от иностранных компаний;

·    содействие в приобретении активов за рубежом;

·    государственная поддержка подготовки / переподготовки научно-исследовательских, инженерных, производственных и управленческих кадров, в том числе в зарубежных инжиниринговых и производственных центрах.

На третьем этапе реализации Стратегии (2015-2020 годы) основными мерами третьего этапа являются:

В сегментах «Автопроизводители» и «Поставщики» (включая поставщиков силовых агрегатов)

·    завершение срока действия защитных мер (2016-2017 г.) с дальнейшим поэтапным переходом на работу в рамках глобальных торговых соглашений с учетом интересов российского автомобилестроения;

·    завершение формирования «ландшафта» российских поставщиков автокомпонентов с вертикальной на горизонтальную специализацию;

·    внедрение мероприятий по стимулированию использования экологичного, ресурсо- и энергосберегающего, безопасного автотранспорта;

·    развитие дорожной инфраструктуры, а также инфраструктуры заправок альтернативными видами топлив.

В сегменте НИОКР

·    развитие системы подготовки научно-исследовательских, инженерных и производственных кадров под цели и задачи автомобильной промышленности.

Оглавление. Стратегия развития автомобильной промышленности РФ на период до 2020 г.

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.