Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Развитие автомобильных кластеров в России

10.1 Диагностика текущей ситуации

В настоящее время производство  автомобильной техники в России географически размещено в различных федеральных округах – Северо-западном, Центральном, Приволжском; сборочные производства присутствуют в Калининградской области, Таганроге, Екатеринбурге, Новосибирской области, в конце 2009 г. начато производство автомобильной техники в Дальневосточном регионе. При этом основная концентрация сосредоточена в Европейской части России.

Традиционные отечественные автомобильные заводы, созданные как самодостаточные полномасштабные комплексные производства, включающие полный цикл всех технологических переделов (от первичной обработки сырья и материалов до конечного продукта), являются градообразующими (ОАО «АВТОВАЗ» – г. Тольятти, ОАО «КАМАЗ» –
г. Набережные Челны). Реструктуризация данных компаний напрямую сопряжена с обеспечением социальной стабильности данных регионов.

В настоящее время уже практически сформировались 3 ключевых автомобильных кластера[3] (по месту концентрации производств конечной продукции):

1) Приволжский:

·     г. Тольятти / г. Самара

·     г. Набережные Челны / ОЭЗ «Алабуга»

·     г. Ульяновск

·     г. Нижний Новгород

2) Центральный

·     г. Москва / г. Калуга

·     г. Владимир

3) Северо-западный:

·     г. Санкт-Петербург

·     г. Великий Новгород / г. Псков

10.2 Предложения по мерам развития автомобильных кластеров

Автомобильные кластеры являются одним из ключевых факторов успеха автомобильной индустрии, что подтверждается практикой зарубежных стран. Создание отраслевых кластеров приносит значительную выгоду для всех его участников, в основном по следующим направлениям:

·    экономия на логистике, благодаря географической близости (близость и большое количество поставщиков);

·    синергия в области НИОКР;

·    экономическая стабильность;

·    снижение затрат на развитие рынка (близость потенциальных клиентов);

·    снижение затрат на закупки;

·    снижение затрат на подготовку персонала (близость университетов).

Все автомобильные кластеры в России не обладают в полной мере ключевыми факторами успеха либо обладают ими на ограниченном уровне. В то же время отсутствие выраженной кластерной политики не позволяет полностью использовать преимущества развитых автомобильных кластеров зарубежных стран – (Детройт (США), Валенсия (Испания), Уэльс и Вест Мидландс (Великобритания), Эмилия-Романия (Италия), Саксония-Анхальт, Сев. Рейн-Вестфалия, Кемниц-Цвикау (Германия) и др.

Для развития факторов успеха возможен ряд шагов со стороны государства, субъектов Российской Федерации и ключевых автопроизводителей. Шаги по развитию автомобильных кластеров в России представлены в таблице № 6.

Благоприятные возможности для развития кластерных проектов в автомобилестроении открывает использование потенциала особых экономических зон технико-внедренческого, промышленно-производственного типов, создаваемых в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Однако на данный момент лишь на территории одной из зарегистрированных ОЭЗ – «Алабуга», организовано группой «Соллерс» производство автомобильной техники.

Эффективные механизмы финансирования проектов развития кластеров заложены в деятельности ряда институтов развития, включая Инвестиционный фонд Российской Федерации, государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Российская венчурная компания», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

В то же время, стадии практической реализации достигла лишь относительно небольшая часть проектов развития кластеров. По ряду  приоритетных направлений кластерной политики работы еще не начаты:

- не созданы механизмы методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки развития кластеров;

- отсутствует необходимая координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики;

- ограничен набор инструментов финансовой поддержки кластерных проектов из бюджетных источников.

В связи со значительным отставанием развития кластерных инициатив, реструктуризацией автомобильных производств полного цикла, выводящих заготовительные, вспомогательные производства и ряд производств автомобильных компонентов в самостоятельный бизнес, а также внедрение нового высокопроизводительного оборудования (в том числе промышленных роботов) в ближайшее время необходимо повысить эффективность использования потенциала территориальных производственных кластеров, как одного из приоритетных направлений повышения конкурентоспособности автомобилестроения.

В то же время развитие российских автомобильных кластеров позволит реализовать международную интеграцию российских кластеров в том числе через проект Евросоюза «Европейская сеть стратегии автомобилестроения» (EASN)[4], предусматривающий три направления исследований в рамках проекта:

•  кадры - профессиональные компетенции, в которых будет нуждаться автомобильная промышленность ЕС на горизонтах 5, 10, 15 и 20 лет (Skills);

•  инновации – развитие конкурентных преимуществ автомобильной промышленности ЕС через НИОКР (Innovations);

•  кластеры – создание условий для кооперации конкурирующих европейских автомобильных регионов и кластеров в интересах автомобильной промышленности ЕС (Clusters).

Для развития масштабного производства автомобильных компонентов необходимо: выделить из предприятий производства компонентов; сконцентрировать основные мощности на производстве кузовов, двигателей, трансмиссий; создавать гибкие производства; развивать партнерские отношения с мировыми производителями.

Для развития отрасли производства автомобильных компонентов необходимо повышение уровня требований по локализации к автопроизводителям, работающим в режиме «промышленной сборки», а также развитие партнерства с мировыми производителями автокомпонентов, так как лишь  около 5% российских поставщиков соответствуют мировым стандартам, а их большая часть немасштабна.

Кроме того, издержки отечественных поставщиков на 10-15% выше, чем за рубежом.

В связи с нехваткой базовых технологий, таких как производство автомобильного листа, литье чугуна, цветных металлов необходимы масштабные инвестиции в сырьевые переделы.

Проблему нехватки дорожной и железнодорожной инфраструктуры, складских мощностей в регионах, а также неразвитой сети мультимодальных перевозок можно решить путем развития инфраструктуры, в том числе складской, повышением уровня конкуренции логистических компаний с учетом пересмотра тарифной базы технопарков и городов.

Также требуется создать развитую социальную инфраструктуру путем принятия мер, направленных на поддержку переездов, компенсации отдельных видов затрат для обеспечения большей подвижности персонала.

В связи с низким рейтингом Российской Федерации по шкалам прозрачности и некоррумпированности бизнеса необходимы государственные меры поддержки прозрачности бизнеса для создания конкурентной бизнес - среды.

Таблица № 6 – Шаги по развитию автомобильных кластеров в России

Ключевые факторы успеха кластера

Оценка текущего развития факторов успеха кластеров

Возможные шаги по стимулированию эффективности кластеров

Масштабное автопроизводство

Масштабы были достигнуты в ущерб гибкости производства.

 

Создание гибких производств.

Партнерства с мировыми производителями.

Развитие поставщиков

Лишь  около 5% российских поставщиков соответствуют мировым стандартам.

Большая часть поставщиков немасштабны, их издержки на 10-15% выше, чем за рубежом.

Повышение требований по локализации производства.

Партнерства с мировыми автопроизводителями.

 

База сырьевых переделов

Нехватка базовых технологий (автомобильный лист, литье чугуна, цветных металлов).

Масштабные инвестиции в сырьевые переделы.

 

Сотрудничество по НИОКР

OES не имеют собственной базы по НИОКР.

Низкий уровень сотрудничества и кооперации.

Нехватка независимых исследовательских и инжиниринговых  центров.

Государственная поддержка приоритетных НИОКР.

Координация и создание консорциумов по реализации проектов НИОКР.

Специализация на отдельных компетенциях.

Интеграция российских инжиниринговых центров  в международные исследовательские проекты.

Транспортная инфраструктура

Нехватка дорожной и ж/д инфраструктуры.

Нехватка складских мощностей в регионе.

Сложности в мультимодальных перевозках.

Развитие логистической инфраструктуры, в т.ч. транспортной, складской и пр.

Повышение конкуренции логистических компаний.

Оптимизация тарифной базы.

Поддерживающие (смежные) отрасли промышленности

Частичное присутствие поддерживающих (смежных) наукоемких отраслей (авиакосмос, химия, и т.п.).

Недостаточная межотраслевая кооперация.

Системное привлечение наукоемких отраслей.

 

Гибкость рабочей силы

Неразвитость и неравнозначность социальной инфраструктуры в различных регионах препятствует мобильности квалифицированного персонала.

Меры по поддержке переездов, компенсации отдельных видов затрат

Развитие региональной  социальной инфраструктуры.

Конкурентная бизнес среда

Низкий рейтинг России по показателям прозрачности и коррумпированности бизнеса

Государственные меры поддержки прозрачности и снижению уровня коррупции.

Государственная поддержка развития малого и среднего предпринимательства.

[3] Автомобильный кластер — это группа географически локализованных взаимосвязанных производственных компаний; поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг; объектов инфраструктуры: научно-исследовательских институтов, вузов, технопарков, бизнес-инкубаторов и других организаций, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Отличительным признаком эффективно действующих кластеров является выход инновационной продукции.

[4] EASN - European Automotive Strategy Network.

Оглавление. Стратегия развития автомобильной промышленности РФ на период до 2020 г.

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.