Искусство ткачества было известно восточным славянам, а до
них древним славянам, с незапамятных времен. Для производства пряжи
использовали лен и коноплю. В Киевской Руси с ростом населения, развитием
ремесел и торговли потребность в текстильной продукции быстро возрастала. Из
льняного и пенькового полотна делали мужскую и женскую одежду. Рост
благосостояния высших классов привел к определенному повышению качества жизни и
вкусу к роскоши. Появилась необходимость в тонком белье. Новые потребности
частично удовлетворялись импортными товарами, но также стимулировали
совершенствование технологий отечественных ремесел.
Кроме изготовления одежды, льняная и пеньковая пряжа были
необходимы для технических нужд. Огромный запас веревок требовался для изготовления
охотничьих и рыболовных сетей. Из холстины и парусины делали военные палатки.
Большое количество морской одежды и канатов шло на оснастку кораблей ежегодных
торговых караванов, курсировавших между Киевом и Византией, и новгородских
судов, ходивших в Балтийском море.
В Киевской Руси также производили пряжу и сукно из шерсти,
которые в основном использовали в зимней и верхней одежде. Для изготовления
головных уборов и зимней обуви применяли фетр. В киевский период на Руси не
существовало производства шелка – фактически до семнадцатого века. В киевские
времена шелковые изделия импортировали из Византии и с Востока.
Первоначально большая часть холстины и льняного полотна была
домотканая, а шерстяное сукно – домашнего валяния. Каждая семейная община
представляла собой мастерскую. Женщины пряли и ткали, а мужчины валяли сукно и
вили веревки. Когда, после крещения Руси, были основаны монастыри, монахи и
монахини сами производили полотно и сукно. В городах, по всей вероятности,
появлялось все больше профессиональных ткачей и валяльщиков, но, к сожалению,
очень мало говорится о них в доступных источниках того периода.
Скорняжное дело, надо полагать, было высоко развито в
киевские времена, так как меховая верхняя одежда являлась предметом первой
необходимости, особенно на севере Руси, в связи с суровостью климата. Кроме
того, меха носили как украшение. Нет никакого сомнения в том, что на Руси в тот
период были высококвалифицированные скорняки, однако существует очень мало
данных относительно технологии скорняжного дела в древней Руси.
О кожевенном деле в наших источниках содержится только
несколько упоминаний. В сатирической повести о посещении Новгорода Св. Андреем,
в которой описывается русская баня (см. Гл. X, раздел 5), упоминается, что
новгородские славяне мазали себя дубильной кислотой (квас уснянный ). История о поединке русского с печенежским
борцом, изложенная в «Повести временных лет» под 992 г., говорит, что русский
герой был кожевником.
Гончарное дело было известно русским славянам так же давно,
как и прядение. Они делали горшки и кувшины самых разных видов, некоторые из
них искусно украшали. С другой стороны, нет никаких определенных свидетельств,
что в Киевской Руси производили стекло.
Киевская Русь. Оглавление.