С незапамятных времен протославянские и антские племена жили
в контакте с иными национальными группами. Ни разу до киевского периода славяне
не колонизировали всю территорию Западной Евразии, и даже в киевский период
русские не смогли заселить всю политически подчиненную им территорию. Более
того, «русские» девятого и десятого веков сами представляют этнически смешанную
группу, вследствие присутствия шведского элемента.
Тем не менее, новые ватаги скандинавских воинов, нанимаемые
время от времени русскими князьями, постоянно увеличивали скандинавский
элемент, и их поток иссяк лишь в конце одиннадцатого столетия. Некоторые из
варягов оставались на Руси лишь временно и должны таким образом рассматриваться
скорее как чужаки, нежели как национальные меньшинства. Другие, поселившиеся на
Руси постоянно, последовали по стопам древнешведского племени русь и быстро
растворились в славянском море. Итак, хотя в Киевской Руси было значительное
количество людей скандинавского происхождения, никакого национального
меньшинства они никогда не составляли.
Наиболее крупным национальным меньшинством в киевский период
были финны. Различные финские племена занимали северные и восточные регионы
России с незапамятных времен[254].
Некоторые из них были вытеснены с их мест процессом славянской колонизации,
другие – совершенно русифицированы. Суздальское княжество в особенности стало
плавильным тиглем, и из смешения славян и финнов сформировалось ядро так
называемой «великорусской» ветви восточных славян, с тем чтобы принять
лидерство над русскими в московский период. Многие национальные характеристики
великоросса должны быть объяснены финским элементом в его крови[255].
В то время как некоторые финские племена исчезли в ходе
славянской экспансии, многие другие оказались способными сохранить
самобытность, хотя одно за другим они должны были присоединиться к русской
федерации, за исключением западных финнов в Финляндии, в конце концов
завоеванных шведами.
Согласно истории о «призыве варягов»,[256] последние
были приглашены совместно «русскими» (русь), словенами, кривичами и тремя
финскими племенами – чудью, меря и весь. В то время, в середине девятого века,
существовала сильная славяно‑финская федерация в Северной Руси. Чудь и
меря также упоминаются как участники византийской кампании Олега в 907 г. Это –
последнее упоминание о меря, которые были полностью русифицированы в течение
десятого века.
С обращением Руси в христианство финские племена, которые
жили в теснейшей близости с русскими, были в конечном итоге крещены; другие, в
основном малые, племена в более отдаленных районах оставались языческими
длительное время, некоторые из них были необращенными даже ко времени революции
1917 г. Из‑за власти шаманов среди финских племен христианство
встретилось с наиболее сильной оппозицией именно в смешенных финско‑славянских
регионах Северной Руси. В результате обращения воcточных финнов в греческую
православную веру, а западных финнов к римскому католицизму (позднее к
лютеранству), был установлен религиозный и культурный барьер между двумя
ветвями финнов, который просуществовал до настоящего времени.
Литовцы должны здесь быть упомянутыпосле финнов[257].
Уже в одиннадцатом веке литовское племя голядь (галинды) обитало в Центральной
Руси, в бассейне рек Угра и Протва, обе из которых были притоками Оки. Согласно
«Повести временных лет», голядь были побеждены Изяславом I в 1058 г. После
этого они постепенно слились с русскими. В десятом и одиннадцатом веках русские
также пришли во взаимодействие с ятвягами (ятвинги), одним из основных
литовских племен, жившим между русскими и поляками. Некоторые ятвяги были
завоеваны Владимиром I и Ярославом I; другие были подчинены волынским князем
Романом в конце двенадцатого столетия. Кажется, однако, что даже те ятвягские
роды, которые должны были признать превосходство русских князей, сумели
сохранить свое национальное своеобразие.
В то время как финны и литовцы составляли важную часть
этнического фона Северной, Северо‑западной и Восточной Руси, евреи, хотя
и значительно менее многочисленные, играли важную роль в жизни Южной Руси.
Еврейские колонии существовали в регионе Транскавказа, на Таманском полуострове
и в Крыму по крайней мере с пятого века н. э., если не раньше. В восьмом и
девятом веках еврейские миссионеры были активны в Хазарии, и около 865 г.
хазарский каган и многие из его знати были обращены в иудаизм. Итак,
значительное число евреев, поселившихся в Южной Руси в этот период, должно было
быть хазарского происхождения,
Не считая Таманского полуострова, с которого русские должны
были уйти в конце одиннадцатого века, и Крыма, который они покинули столетием
ранее, главным центром иудаизма древней Руси был Киев. Еврейская колония
существовала там[258]
с хазарского периода. В двенадцатом веке одни из городских ворот Киева были
известны как Еврейские ворота, что является свидетельством принадлежности
евреям этой части города и значительного их количества в Киеве.
Евреи играли значительную роль как в коммерческой, так и в
интеллектуальной жизни Киевской Руси[259].
По крайней мере один из русских епископов этого периода Лука
Жидята из Новгорода был, как мы можем полагать, еврейского происхождения.
Иудаизм имел сильное влияние на русских в этот период, в результате чего
русские епископы, подобно Илариону Киевскому и Кириллу Туровскому, в своих
проповедях уделяли значительное внимание взаимосвязи иудаизма с христианством.
В то время как присутствие евреев в Южной Руси было, по
крайней мере частично, результатом хазарской экспансии, русские находились в
прямой связи через Тмутаракань с народом Кавказа, в особенности с ясами
(осетинами) и косогами (черкесами). Как нам известно, оба этих народа
признавали сюзеренитет Святослава I и позднее Мстислава Тмутараканского
(соответственно в десятом и одиннадцатом веках). Косоги составляли важный
элемент в дружине Мстислава, и он поселил некоторых из них в районе
Переяславля. Без сомнения некоторые из воинов‑ясов также присоединились к
его свите. Именно на этом фоне мы можем интерпретировать термин изгой в «Правде
Ярослава»[260].
Термин встречается во вводной части кодекса, в перечне людей, достойных
нормального вергельда. Очевидно, что упомянутый здесь изгой принадлежит к
верхнему слою среднего класса и не имеет ничего общего с вольноотпущенником,
находящимся под защитой Церкви, хотя последний также именуется изгоем.
Владимирский‑Буданов рассматривает изгоя «Русской Правды» как члена
княжеской дружины, и он, конечно, прав, он лишь не объясняет источник либо этой
категории княжеских вассалов, либо сам термин. Единственным ключом к значению
этого термина является его место в перечне. Изгой упоминается между (киевским)
русским и (новгородским) славянином. Термин в таком случае должен был иметь
этническое значение, и поскольку не существовало славянского племени под этим
именем, изгой должен был иметь неславянское происхождение.
До настоящего времени мы были на твердой почве; далее
следует лишь моя гипотеза. По моему мнению, термин изгой можно вывести из осетинского слова изкаи, что означает «чужой», «наемник» и также
«наемный работник». Если это так, то изгой должен был быть княжеским
«наемником» – членом дружины – осетинского или косогского происхождения.
После смерти Мстислава в 1036 г. его владение было
унаследовано Ярославом, и, предположительно, большинство вассалов Мстислава
были включены в свиту Ярослава, вследствие чего им гарантировался тот же
вергельд, что и членам дружины. Как раз в 1036 г., вероятно, подверглась
ревизии «Правда Ярослава», и как раз в это время в нее должен был быть введен
термин изгой [261].
С конца
одиннадцатого века отряды тюркских воинов и целые тюркские племена нанимались
русскими князьями как вспомогательные войска против половцев. Некоторые из этих
тюркских групп, такие как черные клобуки, берендеи, куи и многие другие,
постоянно поселились в Южной Руси. Их обычно называли «свои паганые»[262].
Среди всех их черные клобуки, поселившиеся в регионе реки
Рос к югу от Киева, находились в наиболее тесном контакте с русскими. В
середине двенадцатого столетия они даже играли важную политическую роль,
поддерживая князя Изяслава II против его противников. Предположительно все эти
тюркские племена сохраняли свою традиционнуюродовуюорганизацию.
В дополнение к «верным тюркам» малые группы независимых
тюркских народов – печенеги и половцы – неоднократно приводились на Русь как
военнопленные или наемники и рабы. Селения печенегов и половцев упоминаются в
русских источниках и оставили топонимические следы. Именно в этой связи может
быть рассмотрен термин хоп в
«Правде» сыновей Ярослава[263].
Термин упоминается в перечне различных категорий людей,
подчиненных юрисдикции князя, за убийство или травму которых князю должны были
выплачиваться штрафы. Параграф 26 краткой версии «Русской Правды» гласит:
"За смерда или хопа – пять гривен[264]. В
соответствующем разделе расширенного варианта «Русской Правды» холоп («раб») читается вместо хоп, и потому написание хоп обычно рассматривается как ошибка копииста.
Это объяснение вряд ли приемлемо. Эта часть «Правды» с очевидностью
рассматривает стандартную социальную пару, упомянутую в византийских правовых
учебниках: крестьянин (смерд )и пастух (хоп ).
Хоп – имя печенегского племени – хорошо известно со слов
Константина Багрянородного, так как русские обычно покупали лошадей и скот у
печенегов.[265]
Когда покупались большие стада, русскими должны были наниматься или покупаться
печенегские пастухи, с тем чтобы ухаживать за животными при перегоне и после
прибытия на место. Предположительно, большинство нанимаемых таким образом
пастухов принадлежали к племени хоп, отсюда и термин хоп, который сначала
означал «пастуха печенегского происхождения», а затем – пастуха вообще.
Как нам известно, в течение одиннадцатого столетия печенеги
были изгнаны и их заменили половцы. Половецкие пастухи также нанимались
русскими князьями. В двенадцатом веке термин хоп более не использовался, и ко времени
окончательного пересмотра «Правды», в конце двенадцатого века, он был заменен в
определенном роде схожим с ним – холоп
(«раб»). По совпадению пастухи князя обычно были его рабами; таким
образом между хопом и холопом существует внутренняя связь через социальные
значения двух терминов.
Киевская Русь. Оглавление.