Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

О развитии конкуренции на агропродовольственных рынках России

1.  Ситуация на рынках агропродовольственного комплекса

Развитие отечественного агропродовольственного комплекса ограничивается специфическими особенностями отрасли в целом (природно-климатические условия). В этой связи устойчивость сельскохозяйственного производства ниже, чем в других отраслях, что определяет наличие высокого уровня предпринимательских рисков в отрасли. Продолжительный производственный цикл определяет инерционность предложения сельскохозяйственной продукции при изменении цен.

Существенным ограничителем является неопределенность ситуации в связи с сезонностью производства. Это приводит к неравномерному уровню предложения продовольственной продукции в течение года и трудностью в прогнозировании долгосрочной рыночной конъюнктуры. Значительная доля продукции (овощи, молоко) является скоропортящейся, требует специальных условий хранения и срочной реализации, что существенно изменяет конкурентную ситуацию в период ее массового поступления на рынок.

Фактором, существенно обострившим ситуацию в отрасли, стал экономический кризис. Однако, благодаря принятым мерам по улучшению экономических условий функционирования сельского хозяйства, в том числе реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и пакета антикризисных мер, в текущем году отрасль сохранит положительную динамику и необходимые условия для развития конкуренции.

В то же время развитие конкуренции в сельском хозяйстве ограничивает такие факторы, как низкий уровень развития кооперации, излишние административные барьеры, а также отсутствие развитой инфраструктуры (недостаток хранилищ, складов, пунктов первичной переработки продукции, средств связи, неудовлетворительное состояние дорожной сети).

На развитие зернового комплекса существенное влияние оказывает мировая конъюнктура. Начиная с 2005 года наблюдался устойчивый рост производства зерновых культур. Во второй половине 2007 года неурожаи в ряде стран – производителей зерна (Австралии, США, странах ЕС) привели к значительному росту мировых цен на зерновые (в 2 раза), что, в свою очередь, стимулировало увеличение российских экспортных поставок и вызвало расширение посевных площадей. В 2009 году вследствие неблагоприятных агрометеорологических условий, которые наблюдались в ряде регионов Поволжья и Юга России, валовой сбор зерна может быть на 12% ниже уровня предыдущего года, но все равно на достаточно высоком уровне (95 млн. тонн).

Благодаря улучшению агротехники возделывания культуры и защите внутреннего рынка от импортного сахара-сырца наиболее заметные изменения произошли в свекловичном секторе. Средняя урожайность сахарной свеклы за 2005-2008 гг. по сравнению со средним показателем 2001-2004 гг. увеличилась
на 37 процентов. В 2008 году в сахарной отрасли был зафиксирован исторический рекорд производства сахара-песка из сахарной свеклы (3,5 млн. тонн). В 2007-2008 годах в структуре производства сахара-песка доля сахара-песка, выработанного из сахарной свеклы, составила 53%-59,3% соответственно против 44,7% в 2005 году.

В животноводстве позитивные тенденции наметились с 2006 года. Выход на проектную мощность свиноводческих и птицеводческих комплексов, инвестиции в которые осуществлялись в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК», способствовал росту производства скота и птицы на убой в 2008 году к 2007 году на 6,7%, в январе-ноябре 2009 г. к январю-ноябрю 2008 г. – на 7% за счет инвестиционно-привлекательных отраслей птицеводства и свиноводства. Особенно высокие темпы роста в настоящее время демонстрирует птицеводство.

Существенную роль в этом сыграли и меры, связанные с сокращением квот на импорт мяса, и девальвация рубля, приведшая к заметному удорожанию импортной продукции, и неопределенная ситуация, связанная с распределением квот в начале 2009 года. Действия Россельхознадзора, направленные на временное ограничение ввоза свинины с территорий, где зафиксированы вспышки так называемого свиного гриппа, также придали дополнительный импульс развитию свиноводства.

Исключение составляет производство крупного рогатого скота. В январе-

ноябре 2009 г. по отношению к аналогичному периоду 2008 г. производство говядины сократилось на 14,6%. Действующая система таможенно-тарифного регулирования наряду с низким уровнем собственного производства, отсутствием крупных инвестиционных проектов, а также высокой долей импортозависимости способствует формированию высокой внутренней цены на продукцию.

Низкая инвестиционная привлекательность молочного животноводства и невысокий уровень спроса на протяжении последних лет являются причиной стагнации молочного сектора. За последние годы в молочном секторе наблюдалось усиление влияния конъюнктуры внешнего рынка: обострение конкуренции между отечественными, белорусскими и украинскими производителями молочной продукции. На взаимоотношения участников рынка существенно повлияло принятие Федерального закона от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».

Использование земельного фонда Российской Федерации

Одним из определяющих факторов развития конкуренции в агропромышленном комплексе является структура прав на земли сельскохозяйственного назначения. К таким землям относятся земли за границами населенных пунктов, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Они выступают в качестве основного средства производства в сельском хозяйстве, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их площади и повышение плодородия почв.

На 1 января 2008 г. площадь земель сельскохозяйственного назначения составила 403,2 млн. га. К данной категории отнесены земли, предоставленные различным сельскохозяйственным предприятиям и организациям (товариществам и обществам, кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, научно-исследовательским институтам). В нее также входят земельные участки, предоставленные гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных.

На конец 2007 г. общее количество земель сельскохозяйственного назначения, за исключением пашен, составило 11 740,7 тыс. га, что на 424,9 тыс. га больше, чем в 2006 г.

Распределение земельного фонда по угодьям

К началу 2008 г. у сельскохозяйственных предприятий находилось в пользовании 190,5 млн. га, или 86,4% всех сельскохозяйственных угодий, имевшихся в Российской Федерации. Из них 67,4% использовались сельскохозяйственными предприятиями, 32,6% находились в пользовании граждан.

В то же время необходимо отметить, что на протяжении более 10 лет наблюдается ежегодное сокращение площади сельскохозяйственных угодий в целом по стране[1]. Основной причиной уменьшения площади продуктивных земель в границах Российской Федерации является неудовлетворительное экономическое состояние сельского хозяйства. Ввиду отсутствия достаточных финансовых средств у производителя сельскохозяйственной продукции не выполняются элементарные мероприятия по сохранению и повышению плодородия почв, не соблюдается проведение мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий, допускается длительное неиспользование земель, что в результате приводит к потере продуктивности ценных земель.

В 2007 г. общая площадь сельскохозяйственных угодий, находившихся у сельхозтоваропроизводителей, сократилась на 46,2 тыс. га.

Распределение земель сельскохозяйственного назначения

По данным на 1 января 2008 г., значительная часть земель сельскохозяйственного назначения находилась в государственной и муниципальной собственности – 274,8 млн. га (68,1%), в собственности граждан – 121,6 млн. га (30,2%), в собственности юридических лиц – 6,8 млн. га (1,7%).

Из всех земель, находящихся в частной собственности, на долю земель сельскохозяйственного назначения приходилось 97,1% (128,4 млн. га), из них 85,6% составляли земли доли граждан в общей собственности на землю.

В результате мероприятий по разграничению государственной собственности на землю в собственности Российской Федерации зарегистрировано 3,2 млн. га, из них представлено юридическим лицам в пользование 2,3 млн. га и аренду – 0,5 млн. га. В собственности субъектов Российской Федерации находилось 5,2 млн. га, из них 1,9 млн. га земель представлено юридическим лицам в аренду, 0,9 млн. га – в пользование. В муниципальной собственности зарегистрировано 1,2 млн. га, из них представлено гражданам во владения 24,4 тыс. га, аренду – 0,2 млн. га и юридическим лицам в пользование – 45,8 тыс. га, аренду – 0,9 млн. га.

За отчетный год в структуре форм собственности на землю произошли изменения в сторону сокращения площадей государственных и муниципальных земель. На уменьшение площади существенное влияние оказала ситуация, сложившаяся в Башкирии и Калмыкии. Увеличение площади земель общей долевой собственности в республиках связано с приватизацией земель сельскохозяйственных предприятий. В установленном порядке 320 тыс. граждан стали обладателями доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на площади 2,1 млн. га в Республике Башкортостан и 283,1 тыс. га передано в долевую собственность гражданам на территории Республики Калмыкия.

Одновременно продолжаются оформление гражданами прав на землю в соответствии с требованиями действующего законодательства, уточнение принадлежности земель коллективно-долевой собственности, выкуп земельных участков юридическими лицами для сельскохозяйственного производства.

Использование земель производителями сельскохозяйственной продукции

По данным на 1 января 2008 г., у предприятий, организаций и граждан, занимающихся сельскохозяйственным производством, в использовании числилось 548,6 млн. га земель, из них земли сельскохозяйственного назначения составили более 356,6 млн. га (65%). На землях поселений для сельскохозяйственных целей использовалось 8,5 млн. га.

В отчетном году площадь, закрепленная за предприятиями, организациями и гражданами, занимающимися сельскохозяйственным производством, увеличилась на 16,4 млн. га. Решающее влияние на изменение площади оказало отражение ранее не учитываемых земель, выявленных в результате инвентаризации земель, проведенной на территории вновь образованного субъекта Российской Федерации - Красноярского края.

В европейской части страны в 2007 г. продолжалось перераспределение земель между юридическими и физическими лицами, занимающимися сельскохозяйственным производством.

Использование земель для сельскохозяйственного производства в 2007 г. осуществлялось предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм. Большинство из них представляли собой сельскохозяйственные коммерческие организации.

В 2007 г. вне зависимости от формы хозяйствования повсеместно функционировали сельскохозяйственные предприятия и организации, осуществляющие свою деятельность на землях различных форм собственности. При этом в границах реорганизованных предприятий использовались земли, находившиеся в частной собственности, – 4,5 млн. га, общей собственности –
86,5 млн. га, государственной и муниципальной собственности – 359,8 млн. га. В составе общей собственности на землю долевая собственность составила 85,5 млн. га (98,8%), совместная – 1 млн. га (1,2%).

Земли общей долевой собственности состояли на 99% из земель долей граждан, в том числе невостребованных – 28%. Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения, на которые юридические лица зарегистрировали долю в праве общей собственности, составила 269,4 тыс. га. Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям принадлежали доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на площади 335,1 тыс.га.

Для земледельческих территорий наиболее распространенной формой хозяйствования к концу 2007 г. оставались производственные кооперативы, имеющие много общего с прежними колхозами. Они использовали более 40% земель, находящихся у всех предприятий и организаций – производителей сельскохозяйственной продукции. Хозяйственные товарищества и общества использовали около 38% таких земель, государственные и муниципальные предприятия – более 6%, подсобные сельские хозяйства промышленных предприятий – 0,7%.

Более половины земель как в производственных кооперативах, так и в хозяйственных товариществах и обществах находились в общей собственности, из них около 99% находились в общей долевой собственности.

В северных регионах страны основными производителями сельскохозяйственной продукции являются государственные и муниципальные унитарные предприятия. Они использовали более 49% земель, представленных предприятиями для сельскохозяйственного производства. Общественно-родовыми хозяйствами, занимающимися традиционным промыслом, использовалось 21% земель, производственными кооперативами – более 18%, хозяйственными товариществами и обществами – более 11%. Земли этих предприятий находятся в основном в государственной и муниципальной собственности и предоставлены производителям сельскохозяйственной продукции на праве аренды или пользования (постоянного (бессрочного) или безвозмездно срочного).

Основными видами сельскохозяйственного производства в северных регионах являются северное оленеводство, охота, рыболовство. Доля данных земель составила 93,9% от площади земель, предоставленных гражданам для сельскохозяйственных целей в этой части страны. В силу природно-климатических условий площади, отведенные в этих районах под крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство, садоводство и огородничество, незначительны (0,8 млн. га).

В целом по России гражданами для производства сельскохозяйственной продукции использовалось 92,2 млн. га, или 16,8 всех земель, представленных для сельскохозяйственных целей. К землям граждан отнесены участки, представленные для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, сенокошения и выпаса скота, участки при индивидуальных жилых домах, служебные наделы, дачные участки и земли традиционного промысла, земли собственников земельных долей и земельных участков, не вошедших в состав земель, используемых предприятиями и организациями.

 

2.  Меры, направленные на стимулирование развития конкуренции в отрасли

Снижение административных барьеров

Российская экономическая система характеризуется высокой степенью административного регулирования экономики, что замедляет развитие данного сектора экономики. В число существенных административных барьеров входят сложное для понимания и применения законодательство, противоречия между законодательством на федеральном, региональном и местном уровнях, избыточное инспектирование и контроль.

Основными путями снижения указанных барьеров являются: совершенствование законодательства, введение четко прописанных инструкций по контролю, увеличение прозрачности процессов лицензирования и сертификации, устранение дублирования функций органами исполнительной власти (как федеральными, так и региональными).

Для устранения избыточных административных барьеров в Минэкономразвития России создана Рабочая группа по снижению административных барьеров в предпринимательстве, в рамках которой проработаны вопросы:

- исключения процедуры регистрации кормовых добавок;

- введения понятия «лекарственные средства для животных»;

- утверждения исчерпывающего перечня требований к помещениям и оборудованию для соискателей лицензии на фармацевтическую деятельность в сфере оборота лекарственных средств для животных;

- предъявления требований о подтверждении соблюдения прав патентообладателей;

- предъявления требований о подтверждении «допуска селекционных достижений к использованию» для таможенных целей;

- исполнения Россельхознадзором функций по «надзору за исполнением селекционных достижений»;

- обязательной регистрации деятельности в области племенного животноводства;

- лицензирования деятельности по переработке зерна;

- отмены требований наличия (предъявления) фитосанитарного сертификата при перемещении зерна по территории Российской Федерации;

- ограничений в получении разрешения на ввоз импортной рыбной продукции.

Вместе с тем ряд выявленных Рабочей группой барьеров будет устранен в рамках работы с законопроектами, в разработке которых принимает участие Минэкономразвития России, в частности вопросы:

- дополнения понятийного аппарата в Федеральном законе «О ветеринарии»;

- разделения надзорных функций государственной ветеринарной службы и функции по оказанию платных услуг;

- отмены требований наличия карантинного сертификата при перемещении продукции по территории Российской Федерации, кроме случаев, когда продукция была произведена на карантинной территории;

- установления границ карантинных территорий в субъектах Российской Федерации;

- демонополизации рынка профилактического обеззараживания территории;

- изменения сроков действия карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию, находящуюся на территории Российской Федерации и не предназначенную для целей экспорта;

- демонополизации процедуры выдачи «сертификата качества» на зерно, продукты его переработки и компоненты комбикормов.

3.  Развитие инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции

Существенным ограничителем развития конкуренции в отрасли является отсутствие инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольствия (первичная переработка, хранение и транспортировка сельскохозяйственной продукции).

Однако в целях содействия местным товаропроизводителям в продвижении их продукции на региональные агропродовольственные рынки в субъектах Российской Федерации реализуются меры по созданию региональных центров по приемке, логистической и технологической переработке сельскохозяйственной продукции.

В 27 регионах логистические центры уже функцианируют, вступают в эксплуатацию в текущем году или находятся в стадии строительства. В субъектах Российской Федерации продолжается разработка региональных концепций развития логистической и технологической переработки сельскохозяйственной продукции.

Для достижения целей отраслевой целевой программой «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 годы», разработанной Минсельхозом России, предусматривается создание условий для развития инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции.

Доклад Минсельхоза России по данному вопросу согласован с заинтересованными органами исполнительной власти и внесен в Правительство Российской Федерации. Он предусматривает реализацию комплекса мер по созданию региональных центров по приемке, логистической и технологической переработке сельскохозяйственной продукции. Для реализации предложенных мер требуется соответствующее решение Правительства Российской Федерации.

Для целей поддержки эффективных проектов, направленных на развитие производственной инфраструктуры, Минсельхозом России утверждены и реализуются отраслевые целевые программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Российской Федерации на 2009-2012 годы» и «Развитие мясного скотоводства России на 2009 – 2012 гг.», а также в целях увеличения производства сахара из собственных сырьевых ресурсов и максимального сокращения его импорта разработана «Отраслевая программа развития свеклосахарного подкомплекса России на 2010-2012 годы». Реализация указанных программ будет обеспечивать необходимый уровень поддержки существующих эффективных проектов.

Кроме того, с целью стимулирования объединений сельхозтоваропроизводителей и обслуживающих отраслей, развития кооперации, Минсельхозом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработана Концепция развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, предусматривающая соблюдение экономических интересов объединяющихся товаропроизводителей, достижение определенных выгод для членов кооперативов (в том числе повышение прибыльности хозяйств).

В целях расширения возможностей сельскохозяйственных товаропроизводителей по реализации произведенной ими продукции органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводится работа по созданию на муниципальном уровне сельскохозяйственных кооперативных рынков, обеспечивающих сельскохозяйственным производственным кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам и хозяйствам населения напрямую, без посредников, продажу своей продукции.

В настоящее время необходимо ускорение доработки, согласования и принятия Правительством Российской Федерации разработанной Концепции развития сельскохозяйственной потребительской кооперации. Это позволит стимулировать объединения сельхозпроизводителей и достичь необходимого уровня развития кооперации.

Перечень административных барьеров в сфере сельского хозяйства

1.  Зообизнес

Административный барьер

Характеристика административного барьера, его влияние на отрасль

Предложения

1.1

Регистрация кормовых добавок

Регистрация кормовых добавок является дорогостоящей и необоснованной процедурой.

В настоящее время регистрации подлежат не только добавки, содержащие лекарственные средства, но и простые добавки, не содержащие потенциально опасных ингредиентов (известь и т.д.).

Снятие указанного барьера позволит решить проблемы, имеющиеся в животноводстве. Например, для крупного рогатого скота быстрая реализация 5-6 кормовых добавок, составляющих основу новой технологии кормления дойных коров, позволит: снизить выбраковку коров на 20-30%; увеличить молочную продуктивность на 5-10%; повысить оплодотворяемость коров; снизить затраты концентратов на 30%; улучшить параметры качества молока.

Кроме того, оборот кормовых добавок контролируется на рыночной стадии. Так, в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О ветеринарии» кормовые добавки подлежат обязательной сертификации.

Регистрация всех кормовых добавок также противоречит полномочиям Минсельхоза России и Россельхознадзора, так как Положением о Минсельхозе России (п. 5.5.8), как и Положением о Россельхознадзоре
(п. 5.1.4) предусмотрены регистрация и контроль не всех кормовых добавок и кормов, а только изготовленных из генно-инженерно-модифицированных организмов

Поручить Минсельхозу России внести изменения в приказ Минсельхоза России от 1 апреля 2005 г. № 48 в части отмены регистрации кормов и кормовых добавок, не содержащих лекарственных средств и не изготовленных из генно-инженерно-модифицированных организмов

1.2

Отсутствие четкого определения «лекарственные средства для животных»

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 г. № 455 были внесены изменения в действующее Положение о лицензировании производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности, касающиеся производства и оборота лекарственных средств для животных, в рамках которого лицензирование было поручено Россельхознадзору.

После внесения изменений в указанное Положение объектами лицензирования также стали зоомагазины и прилавки в сельских магазинах, реализующие средства для защиты кошек и собак (ошейники, спреи, шампуни) и другие профилактические средства бытового назначения, включенные Минсельхозом России в реестр лекарственных средств для животных. При реализации подобных профилактических средств, предназначенных для человека (от тараканов, клещей, комаров), не требуется лицензия на фармацевтическую деятельность

Поручить Минсельхозу России по согласованию с Минэкономразвития России и Минздравсоцразвития России:

1. Внести изменения в приказ Минсельхоза России от 1 апреля 2005 г. № 48 в части введения определения «лекарственные средства для животных», не допускающего включения в данное понятие гигиенических средств для животных.

2. Исключить гигиенические средства для животных (ошейники, спреи, шампуни и т.д.) из реестра лекарственных средств для животных

1.3

Отсутствие требований к помещениям осуществляющих фармацевтическую деятельность при обороте лекарственных средств для животных

Отсутствие нормативно-закрепленных требований к помещениям и оборудованию ветеринарных аптек, киосков и отделов в зоомагазинах, а также выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на лицензируемый вид деятельности затрудняет процедуру получения лицензий на осуществление фармацевтической деятельности в сфере оборота лекарственных средств для животных в Россельхознадзоре и Роспотребнадзоре

Поручить Минсельхозу России совместно с Минздравсоцразвития России утвердить исчерпывающий перечень требований к помещениям и оборудованию для соискателей лицензии на фармацевтическую деятельность в сфере оборота лекарственных средств для животных

2. Использование селекционных достижений

2.1.

Предъявление требований о подтверждении соблюдения прав патентообладателей

Ввиду внесения изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации 1993 г. ст. 20 («Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации отдельных товаров …могут быть запрещены исходя из соображений …защиты права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности…») была исключена.

Вместе с тем в настоящее время вывоз семян из Российской Федерации может осуществляться только на основании справки, полученной в Минсельхозе России.

Кроме того, Государственный реестр охраняемых селекционных достижений официально опубликован на сайте Госкомиссии Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений

Поручить Минсельхозу России и ФТС России:

1.  Исключить требование наличия регистрации семян сортов растений и племенного материала пород животных из Инструкции о ввозе на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации семян, сортов растений и племенного материала пород животных, утвержденной Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации
(№ 12-04/5) и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации (№ 01-23/8667)
8 мая 1997 г.

2.  Исключить подп. 5 п. 3.3 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных, подкарантинной продукции, утвержденного приказом Минсельхоза России
от 9 января 2008 г. № 1

2.2.

Предъявление требований о подтверждении «допуска селекционных достижений к использованию» для таможенных целей

Несмотря на то, что Федеральный закон
«О селекционных достижениях» утратил силу с 1 января 2008 г., а действующий Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит упоминаний о «допуске селекционных достижений к использованию», выписка из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, до настоящего времени признается необходимой как для получения импортного карантинного разрешения, так и непосредственно для ввоза на территорию Российской Федерации.

Порядок выдачи указанной выписки в настоящее время не регламентируется, в связи с чем, по информации участников рынка, получение данной выписки в Минсельхозе России занимает больше времени, чем соблюдение всех таможенных процедур

2.3.

Продолжение исполнения Россельхознадзором функции по «надзору за использованием селекционных достижений»

Несмотря на упразднение функции Россельхознадзора «по надзору за использованием селекционных достижений», ведомство продолжает осуществлять данную функцию. Для включения семян в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, необходимо пройти проверку на хозяйственную полезность («урожайность»)

Поручить Минсельхозу России исключить
п. 2.1 Порядка реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений, утвержденного приказом Минсельхозпрода России от 18 октября 1999 г. № 707, а также внести изменения в иные нормативные правовые акты в части отмены обязательной регистрации и апробации семян при дальнейшей реализации.

Поручить Россельхознадзору направить в территориальные органы разъяснения, что ст. 32 Федерального закона «О селекционных достижениях» утратила силу с 1 января 2008 г., а основанные на ней положения ст. 30 Федерального закона «О семеноводстве» от 17 декабря 1997. № 149-ФЗ в настоящее время не могут применяться, поскольку действующим законодательством Российской Федерации о селекционных достижениях (глава 73 Гражданского кодекса Российской Федерации) требование «допуска к использованию» не предусмотрено

3. Племенное животноводство

3.1.

Обязательная регистрация деятельности в области племенного животноводства

Федеральный закон «О племенном животноводстве» определяет, что лица, желающие осуществлять деятельность в области племенного животноводства, должны проходить государственную регистрацию.

Закон определяет «основные требования для признания» и предполагает, что в ряде случаев ведомственными актами могут устанавливаться «дополнительные требования».

Вместе с тем такая деятельность в отношении животных - компаньонов (кошек, собак и т.д.) уже давно и достаточно успешно осуществляется самими участниками рынка и их ассоциациями.

Кроме того, регистрация предусмотрена не только для лиц, осуществляющих деятельность, но и самих животных. При этом такие животные без регистрации могут являться предметом сделок, но уже как товарный скот

Поручить Минсельхозу России совместно с Минэкономразвития России и Минпромторгом России передать функцию обеспечения деятельности в области племенного животноводства отраслевым союзам, для чего внести соответствующие изменения в Федеральный закон «О племенном животноводстве» и иные нормативные акты

4. Зерно

4.1

Осуществление деятельности по переработке зерна

Так как предприятия, осуществляющие хранение и переработку зерна, в определенных случаях являются пожароопасными и взрывоопасными объектами, при начале осуществления предпринимательской деятельности по переработке зерна необходимо получение лицензии на эксплуатацию предприятий в Ростехнадзоре и МЧС России

Поручить МЧС России, Минприроды России, Минэкономразвития России разработать и внести изменения в Федеральный закон
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части исключения дублирования регулирующих функций Ростехнадзора и МЧС России в отношении обеспечения взрывопожаробезопасности отдельных надземных производственных объектов

4.2

Отмена требований наличия (предъявления) фитосанитарного сертификата при перемещении зерна по территории Российской Федерации

При перемещении партии товара (зерна) по территории Российской Федерации сотрудники дорожно-патрульной службы МВД России, при осмотре автотранспорта, требуют предъявления фитосанитарного сертификата на груз, что усложняет своевременную доставку товара до места назначения. Данный порядок распространяется также на случаи транспортировки зерна от места сбора до элеватора, когда получение сертификата невозможно технически.

Срок действия фитосанитарных и карантинных сертификатов составляет не более 15 дней, решение о его выдаче принимается в течение 30 календарных дней со дня поступления и регистрации заявки

Поручить МВД России разместить на его официальном сайте, а также направить разъяснения во все органы внутренних дел субъектов Российской Федерации о том, что проверка наличия карантинного сертификата при перемещении зерна по территории Российской Федерации не входит в компетенцию сотрудников дорожно-патрульной службы

5. Рыба и морепродукты

5.1

Ограничение в получении разрешения на ввоз импортной рыбы

Аналогично процедуре инспектирования импортных площадок на мясо и мясную продукцию приказом Минсельхоза России от 6 октября 2008 г. № 453 «Об утверждении Правил организации ветеринарного надзора за гидробионтами, рыбой, морепродуктами и произведенной из них продукцией» был также введен порядок инспектирования зарубежных импортных площадок.

Однако одновременно с этим был введен разрешительный порядок осуществления деятельности по хранению, переработке и реализации импортной продукции из рыбы и морепродуктов на территории Российской Федерации. Реализация импортной продукции в отсутствие такого разрешения с 1 июня 2010 г. будет запрещена.

Для получения разрешения необходимо пройти процедуру обследования, при этом такой разрешительный порядок осуществления деятельности не предусмотрен федеральными законами.

Обращаем внимание, что аналогичное обследование для участников рынка, занимающихся отечественной рыбой, нормативными правовыми актами не предусмотрено

Поручить Минсельхозу России внести изменения в приказ № 453, исключив процедуру получения разрешений (актов обследования) на хранение, переработку и реализацию импортной продукции, прошедшей импортный ветеринарный контроль

[1] За 2007 г. сокращение составило 64,8 тыс. га.

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.