1. Ситуация на рынках
агропродовольственного комплекса
Развитие
отечественного агропродовольственного комплекса ограничивается специфическими
особенностями отрасли в целом (природно-климатические условия). В этой связи
устойчивость сельскохозяйственного производства ниже, чем в других отраслях,
что определяет наличие высокого уровня предпринимательских рисков в отрасли.
Продолжительный производственный цикл определяет инерционность предложения сельскохозяйственной
продукции при изменении цен.
Существенным
ограничителем является неопределенность ситуации в связи с сезонностью
производства. Это приводит к неравномерному уровню предложения
продовольственной продукции в течение года и трудностью в прогнозировании
долгосрочной рыночной конъюнктуры. Значительная доля продукции (овощи, молоко)
является скоропортящейся, требует специальных условий хранения и срочной
реализации, что существенно изменяет конкурентную ситуацию в период ее массового
поступления на рынок.
Фактором,
существенно обострившим ситуацию в отрасли, стал экономический кризис. Однако,
благодаря принятым мерам по улучшению экономических условий функционирования
сельского хозяйства, в том числе реализации Государственной программы развития
сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и пакета антикризисных мер, в текущем
году отрасль сохранит положительную динамику и необходимые условия для развития
конкуренции.
В то же
время развитие конкуренции в сельском хозяйстве ограничивает такие факторы, как
низкий уровень развития кооперации, излишние административные барьеры, а также
отсутствие развитой инфраструктуры (недостаток хранилищ, складов, пунктов
первичной переработки продукции, средств связи, неудовлетворительное состояние дорожной
сети).
На
развитие зернового комплекса
существенное влияние оказывает мировая конъюнктура. Начиная с 2005 года
наблюдался устойчивый рост производства зерновых культур. Во второй половине 2007
года неурожаи в ряде стран – производителей зерна (Австралии, США, странах ЕС)
привели к значительному росту мировых цен на зерновые (в 2 раза), что, в свою
очередь, стимулировало увеличение российских экспортных поставок и вызвало
расширение посевных площадей. В 2009 году вследствие неблагоприятных
агрометеорологических условий, которые наблюдались в ряде регионов Поволжья и
Юга России, валовой сбор зерна может быть на 12% ниже уровня предыдущего года,
но все равно на достаточно высоком уровне (95 млн. тонн).
Благодаря
улучшению агротехники возделывания культуры и защите внутреннего рынка от
импортного сахара-сырца наиболее заметные изменения произошли в
свекловичном секторе. Средняя
урожайность сахарной свеклы за 2005-2008 гг. по сравнению со средним показателем
2001-2004 гг. увеличилась
на 37 процентов. В 2008 году в сахарной отрасли был зафиксирован исторический
рекорд производства сахара-песка из сахарной свеклы (3,5 млн. тонн). В
2007-2008 годах в структуре производства сахара-песка доля сахара-песка,
выработанного из сахарной свеклы, составила 53%-59,3% соответственно против
44,7% в 2005 году.
В животноводстве позитивные тенденции
наметились с 2006 года. Выход на проектную мощность свиноводческих и
птицеводческих комплексов, инвестиции в которые осуществлялись в рамках
приоритетного национального проекта «Развитие АПК», способствовал росту
производства скота и птицы на убой в 2008 году к 2007 году на 6,7%, в январе-ноябре
2009 г. к январю-ноябрю 2008 г. – на 7% за счет инвестиционно-привлекательных
отраслей птицеводства и свиноводства. Особенно высокие темпы роста в настоящее
время демонстрирует птицеводство.
Существенную
роль в этом сыграли и меры, связанные с сокращением квот на импорт мяса, и
девальвация рубля, приведшая к заметному удорожанию импортной продукции, и
неопределенная ситуация, связанная с распределением квот в начале 2009 года. Действия
Россельхознадзора, направленные на временное ограничение ввоза свинины с
территорий, где зафиксированы вспышки так называемого свиного гриппа, также придали
дополнительный импульс развитию свиноводства.
Исключение
составляет производство крупного рогатого скота. В январе-
ноябре 2009 г. по отношению к аналогичному периоду 2008 г. производство
говядины сократилось на 14,6%. Действующая система таможенно-тарифного
регулирования наряду с низким уровнем собственного производства, отсутствием
крупных инвестиционных проектов, а также высокой долей импортозависимости
способствует формированию высокой внутренней цены на продукцию.
Низкая
инвестиционная привлекательность молочного
животноводства и невысокий уровень спроса на протяжении последних лет являются
причиной стагнации молочного сектора. За последние годы в молочном секторе
наблюдалось усиление влияния конъюнктуры внешнего рынка: обострение конкуренции
между отечественными, белорусскими и украинскими производителями молочной
продукции. На взаимоотношения участников рынка существенно повлияло принятие Федерального
закона от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную
продукцию».
Использование земельного фонда Российской Федерации
Одним из
определяющих факторов развития конкуренции в агропромышленном комплексе
является структура прав на земли сельскохозяйственного назначения. К таким
землям относятся земли за границами населенных пунктов, предоставленные для
нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Они выступают в
качестве основного средства производства в сельском хозяйстве, имеют особый
правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их площади и
повышение плодородия почв.
На 1 января
2008 г. площадь земель сельскохозяйственного назначения составила 403,2 млн.
га. К данной категории отнесены земли, предоставленные различным
сельскохозяйственным предприятиям и организациям (товариществам и обществам,
кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям,
научно-исследовательским институтам). В нее также входят земельные участки,
предоставленные гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства,
личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства,
сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных.
На конец
2007 г. общее количество земель сельскохозяйственного назначения, за
исключением пашен, составило 11 740,7 тыс. га, что на 424,9 тыс. га больше,
чем в 2006 г.
Распределение земельного фонда по угодьям
К началу
2008 г. у сельскохозяйственных предприятий находилось в пользовании 190,5 млн. га, или 86,4% всех сельскохозяйственных
угодий, имевшихся в Российской Федерации. Из них 67,4% использовались сельскохозяйственными
предприятиями, 32,6% находились в пользовании граждан.
В то же
время необходимо отметить, что на протяжении более 10 лет наблюдается ежегодное
сокращение площади сельскохозяйственных угодий в целом по стране[1].
Основной причиной уменьшения площади продуктивных земель в границах Российской
Федерации является неудовлетворительное экономическое состояние сельского
хозяйства. Ввиду отсутствия достаточных финансовых средств у производителя
сельскохозяйственной продукции не выполняются элементарные мероприятия по
сохранению и повышению плодородия почв, не соблюдается проведение
мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий, допускается
длительное неиспользование земель, что в результате приводит к потере
продуктивности ценных земель.
В 2007 г.
общая площадь сельскохозяйственных угодий, находившихся у
сельхозтоваропроизводителей, сократилась на 46,2 тыс. га.
Распределение земель сельскохозяйственного
назначения
По данным на
1 января 2008 г., значительная часть земель сельскохозяйственного назначения
находилась в государственной и муниципальной собственности – 274,8 млн. га
(68,1%), в собственности граждан – 121,6 млн. га (30,2%), в собственности
юридических лиц – 6,8 млн. га (1,7%).
Из всех
земель, находящихся в частной собственности, на долю земель
сельскохозяйственного назначения приходилось 97,1% (128,4 млн. га), из них
85,6% составляли земли доли граждан в общей собственности на землю.
В результате
мероприятий по разграничению государственной собственности на землю в
собственности Российской Федерации зарегистрировано 3,2 млн. га, из них
представлено юридическим лицам в пользование 2,3 млн. га и аренду – 0,5 млн.
га. В собственности субъектов Российской Федерации находилось 5,2 млн. га, из
них 1,9 млн. га земель представлено юридическим лицам в аренду, 0,9 млн. га – в
пользование. В муниципальной собственности зарегистрировано 1,2 млн. га, из них
представлено гражданам во владения 24,4 тыс. га, аренду – 0,2 млн. га и
юридическим лицам в пользование – 45,8 тыс. га, аренду – 0,9 млн. га.
За отчетный
год в структуре форм собственности на землю произошли изменения в сторону
сокращения площадей государственных и муниципальных земель. На уменьшение
площади существенное влияние оказала ситуация, сложившаяся в Башкирии и Калмыкии.
Увеличение площади земель общей долевой собственности в республиках связано с
приватизацией земель сельскохозяйственных предприятий. В установленном порядке
320 тыс. граждан стали обладателями доли в праве общей собственности на
земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на площади 2,1
млн. га в Республике Башкортостан и 283,1 тыс. га передано в долевую
собственность гражданам на территории Республики Калмыкия.
Одновременно
продолжаются оформление гражданами прав на землю в соответствии с требованиями
действующего законодательства, уточнение принадлежности земель
коллективно-долевой собственности, выкуп земельных участков юридическими лицами
для сельскохозяйственного производства.
Использование земель производителями
сельскохозяйственной продукции
По данным на 1 января
2008 г., у предприятий, организаций и граждан, занимающихся
сельскохозяйственным производством, в использовании числилось 548,6 млн. га
земель, из них земли сельскохозяйственного назначения составили более 356,6
млн. га (65%). На землях поселений для сельскохозяйственных целей
использовалось 8,5 млн. га.
В отчетном году площадь,
закрепленная за предприятиями, организациями и гражданами, занимающимися
сельскохозяйственным производством, увеличилась на 16,4 млн. га. Решающее
влияние на изменение площади оказало отражение ранее не учитываемых земель,
выявленных в результате инвентаризации земель,
проведенной на территории вновь образованного субъекта Российской Федерации -
Красноярского края.
В европейской части
страны в 2007 г. продолжалось перераспределение земель между юридическими и
физическими лицами, занимающимися сельскохозяйственным производством.
Использование земель для
сельскохозяйственного производства в 2007 г. осуществлялось предприятиями и
организациями различных организационно-правовых форм. Большинство из них
представляли собой сельскохозяйственные коммерческие организации.
В 2007 г. вне
зависимости от формы хозяйствования повсеместно функционировали
сельскохозяйственные предприятия и организации, осуществляющие свою деятельность
на землях различных форм собственности. При этом в границах реорганизованных
предприятий использовались земли, находившиеся в частной собственности, – 4,5
млн. га, общей собственности –
86,5 млн. га, государственной и муниципальной собственности – 359,8 млн. га. В
составе общей собственности на землю долевая собственность составила 85,5 млн.
га (98,8%), совместная – 1 млн. га (1,2%).
Земли общей долевой
собственности состояли на 99% из земель долей граждан, в том числе
невостребованных – 28%. Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения,
на которые юридические лица
зарегистрировали долю в праве общей собственности, составила 269,4 тыс. га.
Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным
образованиям принадлежали доли в праве общей собственности на земельные участки
из земель сельскохозяйственного назначения на площади 335,1 тыс.га.
Для земледельческих
территорий наиболее распространенной формой хозяйствования к концу 2007 г.
оставались производственные кооперативы, имеющие много общего с прежними
колхозами. Они использовали более 40% земель, находящихся у всех предприятий и
организаций – производителей сельскохозяйственной продукции. Хозяйственные
товарищества и общества использовали около 38% таких земель, государственные и муниципальные
предприятия – более 6%, подсобные сельские хозяйства промышленных предприятий –
0,7%.
Более половины земель
как в производственных кооперативах, так и в хозяйственных товариществах и
обществах находились в общей собственности, из них около 99% находились в общей
долевой собственности.
В северных регионах
страны основными производителями сельскохозяйственной продукции являются
государственные и муниципальные унитарные предприятия. Они использовали более
49% земель, представленных предприятиями для сельскохозяйственного
производства. Общественно-родовыми хозяйствами, занимающимися традиционным
промыслом, использовалось 21% земель, производственными кооперативами – более
18%, хозяйственными товариществами и обществами – более 11%. Земли этих предприятий
находятся в основном в государственной и муниципальной собственности и предоставлены
производителям сельскохозяйственной продукции на праве аренды или пользования
(постоянного (бессрочного) или безвозмездно срочного).
Основными видами
сельскохозяйственного производства в северных регионах являются северное
оленеводство, охота, рыболовство. Доля данных земель составила 93,9% от площади
земель, предоставленных гражданам для сельскохозяйственных целей в этой части страны. В силу
природно-климатических условий площади, отведенные в этих районах под
крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство, садоводство и
огородничество, незначительны (0,8 млн. га).
В целом по России
гражданами для производства сельскохозяйственной продукции использовалось 92,2
млн. га, или 16,8 всех земель, представленных для сельскохозяйственных целей. К
землям граждан отнесены участки, представленные для ведения крестьянского
(фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства,
животноводства, сенокошения и выпаса скота, участки при индивидуальных жилых
домах, служебные наделы, дачные участки и земли традиционного промысла, земли
собственников земельных долей и земельных участков, не вошедших в состав
земель, используемых предприятиями и организациями.
2.
Меры, направленные на
стимулирование развития конкуренции в отрасли
Снижение административных барьеров
Российская экономическая система характеризуется высокой
степенью административного регулирования экономики, что замедляет развитие
данного сектора экономики. В число существенных административных барьеров входят
сложное для понимания и применения законодательство, противоречия между
законодательством на федеральном, региональном и местном уровнях, избыточное
инспектирование и контроль.
Основными
путями снижения указанных барьеров являются: совершенствование законодательства, введение
четко прописанных инструкций по контролю, увеличение прозрачности процессов
лицензирования и сертификации, устранение дублирования функций органами
исполнительной власти (как федеральными, так и региональными).
Для устранения избыточных административных барьеров в
Минэкономразвития России создана Рабочая группа по снижению административных
барьеров в предпринимательстве, в рамках которой проработаны вопросы:
- исключения процедуры регистрации кормовых добавок;
- введения понятия «лекарственные средства для животных»;
- утверждения исчерпывающего перечня требований к
помещениям и оборудованию для соискателей лицензии на фармацевтическую
деятельность в сфере оборота лекарственных средств для животных;
- предъявления требований о подтверждении соблюдения
прав патентообладателей;
- предъявления требований о подтверждении «допуска
селекционных достижений к использованию» для таможенных целей;
- исполнения Россельхознадзором функций по «надзору за
исполнением селекционных достижений»;
- обязательной регистрации деятельности в области
племенного животноводства;
- лицензирования деятельности по переработке зерна;
- отмены требований наличия (предъявления)
фитосанитарного сертификата при перемещении зерна по территории Российской
Федерации;
- ограничений в получении разрешения на ввоз импортной
рыбной продукции.
Вместе с тем ряд выявленных Рабочей группой барьеров будет устранен в рамках работы с
законопроектами, в разработке которых принимает участие Минэкономразвития
России, в частности вопросы:
- дополнения понятийного аппарата в Федеральном законе «О
ветеринарии»;
- разделения надзорных функций государственной ветеринарной
службы и функции по оказанию платных услуг;
- отмены требований наличия карантинного сертификата при перемещении
продукции по территории Российской Федерации,
кроме случаев, когда продукция была произведена на карантинной территории;
- установления границ карантинных территорий в субъектах
Российской Федерации;
- демонополизации рынка профилактического обеззараживания
территории;
- изменения сроков действия карантинных сертификатов на подкарантинную
продукцию, находящуюся на территории Российской Федерации и не предназначенную
для целей экспорта;
- демонополизации процедуры выдачи «сертификата качества» на зерно,
продукты его переработки и компоненты комбикормов.
3. Развитие
инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции
Существенным
ограничителем развития конкуренции в отрасли является отсутствие инфраструктуры
сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольствия (первичная переработка,
хранение и транспортировка сельскохозяйственной продукции).
Однако в целях содействия местным
товаропроизводителям в продвижении их продукции на региональные
агропродовольственные рынки в субъектах Российской Федерации реализуются меры
по созданию региональных центров по
приемке, логистической и технологической переработке сельскохозяйственной
продукции.
В 27
регионах логистические центры уже функцианируют, вступают в эксплуатацию в
текущем году или находятся в стадии строительства. В субъектах Российской
Федерации продолжается разработка региональных концепций развития логистической
и технологической переработки сельскохозяйственной продукции.
Для достижения целей отраслевой целевой программой «Развитие
крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 годы»,
разработанной Минсельхозом России, предусматривается создание условий для развития
инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки
сельскохозяйственной продукции.
Доклад Минсельхоза России по данному
вопросу согласован с заинтересованными органами исполнительной власти и внесен
в Правительство Российской Федерации. Он предусматривает реализацию комплекса
мер по созданию региональных центров по приемке, логистической и
технологической переработке сельскохозяйственной продукции. Для реализации
предложенных мер требуется соответствующее решение Правительства Российской
Федерации.
Для
целей поддержки эффективных проектов,
направленных на развитие производственной инфраструктуры,
Минсельхозом
России утверждены и реализуются отраслевые целевые программы «Развитие
молочного скотоводства и увеличение производства молока в Российской Федерации
на 2009-2012 годы» и «Развитие мясного скотоводства России на 2009 – 2012 гг.»,
а также в целях увеличения производства сахара из собственных сырьевых ресурсов и максимального сокращения его импорта
разработана «Отраслевая программа развития свеклосахарного подкомплекса
России на 2010-2012 годы». Реализация указанных программ будет обеспечивать
необходимый уровень поддержки существующих эффективных проектов.
Кроме
того, с целью стимулирования объединений
сельхозтоваропроизводителей и обслуживающих отраслей, развития кооперации,
Минсельхозом
России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной
власти разработана Концепция развития сельскохозяйственной потребительской
кооперации, предусматривающая соблюдение экономических интересов объединяющихся
товаропроизводителей, достижение определенных выгод для членов кооперативов (в
том числе повышение прибыльности хозяйств).
В целях расширения
возможностей сельскохозяйственных товаропроизводителей по реализации
произведенной ими продукции органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации проводится работа по созданию на муниципальном уровне
сельскохозяйственных кооперативных рынков, обеспечивающих сельскохозяйственным
производственным кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам и
хозяйствам населения напрямую, без посредников, продажу своей продукции.
В
настоящее время необходимо ускорение доработки, согласования и принятия
Правительством Российской Федерации разработанной Концепции развития
сельскохозяйственной потребительской кооперации. Это позволит стимулировать
объединения сельхозпроизводителей и достичь необходимого уровня развития кооперации.