Развитие базовых отраслей промышленности
России
Целью государственной политики в области развития базовых
отраслей промышленности является повышение глобальной конкурентоспособности
российского энергетического, нефтегазового, транспортного и тяжелого
машиностроения, а также станкоинструментальной промышленности и
горно-металлургического комплекса.
С целью обеспечения диверсификации и комплексного развития
российской экономики интенсивное развитие высокотехнологичных отраслей,
энергетической и транспортной инфраструктуры будет осуществляться за счет
преимущественного использования продукции российского машиностроения и
металлургии. Реализация данного принципа создаст условия для системного и
пропорционального развития российской экономики и обеспечения технологической
безопасности страны.
Приоритетными направлениями развития базовых отраслей
промышленности являются выравнивание условий конкуренции российских и
иностранных производителей на российском рынке и поддержка экспорта российской
промышленной продукции.
В рамках реализации указанных направлений будут
осуществляться следующие меры:
повышение эффективности таможенного администрирования и
оперативности применения мер таможенно-тарифного регулирования, включая
корректировку ввозных пошлин на технику и оборудование, аналоги которой
производятся в России;
создание условий для увеличения объемов долгосрочного
кредитования российских предприятий за счет субсидирования из средств
федерального бюджета процентных ставок по кредитам, предоставляемым российским
предприятиям в рамках проектов, ориентированных на внутренний рынок и
соответствующих приоритетам развития российской экономики;
совершенствование действующей системы лизинга
технологического оборудования для технического перевооружения предприятий,
включая внедрение механизмов государственной поддержки по уплате части затрат
на лизинговые платежи;
расширение практики кредитования финансовыми институтами
развития инвестиционных проектов развития новых производств;
создание условий для роста инвестиций в обновление основных
фондов и технологическую модернизацию за счет совершенствования амортизационной
политики, включая внедрение механизмов ускоренной амортизации;
использование механизмов налогового стимулирования в рамках
реализации приоритетных направлений промышленной политики;
стимулирование реализации проектов, связанных с внедрением
инновационных разработок, ресурсо- и энергосберегающих технологий, техническим
и технологическим перевооружением предприятий;
содействие разработке новой конкурентоспособной продукции в
рамках решения задачи по повышению энергоэффективности российской экономики;
государственная поддержка научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ по разработке базовых и прорывных технологий,
соответствующих требованиям рынка и отраслевым стратегиям;
развитие механизмов частно-государственного партнерства,
включая разработку и реализацию важнейших инновационных проектов;
совершенствование системы подготовки, переподготовки и
повышения квалификации кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности;
обеспечение поддержки российского экспорта промышленной
продукции, в том числе путем субсидирования процентных ставок по кредитам и
использования механизмов предоставления гарантий по рискам при проведении
экспортных операций, включая регулярную актуализацию перечня иностранных
государств, экспорту промышленной продукции в которые оказывается
государственная гарантийная поддержка;
дальнейшее развитие системы технического регулирования.
Реформирование естественных монополий
России к 2020 году
В сфере реформирования естественных монополий необходимо
обеспечить решение двух основных задач.
Первая задача - сокращение масштаба монополизации
инфраструктур, разделение естественно-монопольных и потенциально конкурентных
секторов.
В связи с тем что объекты инженерной инфраструктуры
(дороги, аэродромы, причальные сооружения, проводящие сети, системы
оперативно-диспетчерского управления и т.п.) являются в основном предметом
естественной монополии, функции по эксплуатации этой инфраструктуры,
производству и сбыту поставляемых по инфраструктурным объектам товаров и услуг
(электрическая и тепловая энергия, газ, нефть, нефтепродукты, услуги перевозки)
не должны быть монопольными.
Демонополизация таких секторов приведет к созданию стимулов
для снижения издержек и повышению качества поставляемых товаров и оказываемых
услуг. Реализация указанной задачи возможна при обеспечении прозрачности
условий приватизации (продажи) активов, их разукрупнения и поэтапного
дерегулирования соответствующих секторов.
Вторая задача - обеспечение равноправного и прозрачного
доступа всех экономических субъектов к объектам естественных монополий.
Получение доступа к услугам естественных монополий является
ключевым фактором для реализации инвестиционных проектов в большинстве секторов
экономики.
Отсутствие прозрачных правил доступа и ответственности за
необоснованный отказ в предоставлении монопольных услуг и информации о
возможностях инфраструктуры монополий присоединить новых потребителей или
увеличить потребление существующих создает возможность для злоупотреблений со
стороны естественных монополий и является препятствием для реализации многих
инвестиционных проектов.
Предполагается принять нормативные правовые акты,
обеспечивающие недискриминационный, прозрачный и максимально регламентированный
доступ к инфраструктуре во всех секторах естественных монополий. Одновременно
будет обеспечено создание механизмов, стимулирующих снижение издержек и рост
эффективности инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий.
В развитии и обновлении инфраструктуры государство в
существенной степени будет ориентироваться на частный капитал. Будут обеспечены
конкурентоспособные условия работы бизнеса в инфраструктурных проектах, прежде
всего, за счет новой тарифной политики. Долгосрочные тарифы будут гарантировать
инвесторам и кредиторам возвратность и рыночную доходность вложенных средств.
Уровень тарифа будет увязан с качеством оказываемых услуг. Регулятор будет
экономически стимулировать инфраструктурные компании к снижению издержек.
Развитие конкурентных преимуществ
России в транспортной инфраструктуре
Целью государственной политики в сфере развития транспорта
является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и
качества жизни населения, включая:
развитие современной и эффективной транспортной
инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных
издержек в экономике, формирование единого транспортного пространства страны;
повышение доступности и качества услуг транспортного
комплекса для населения;
повышение конкурентоспособности транспортной системы России
и реализацию транзитного потенциала страны;
повышение комплексной безопасности и устойчивости
транспортной системы;
снижение вредного воздействия транспорта на окружающую
среду.
Основными показателями достижения данных целей в
долгосрочной перспективе являются:
сокращение транспортоемкости валового внутреннего продукта
(без трубопроводного транспорта) в 2015 году на 20 процентов и в 2020 году - на
30 процентов по сравнению с 2007 годом;
увеличение экспорта транспортных услуг (без трубопроводного
транспорта) до 23,4 млрд.долларов США в 2015 году и до 41 млрд.долларов США в
2020 году по сравнению с 10,3 млрд.долларов США в 2007 году;
сокращение доли протяженности участков железнодорожных
линий, на которых имеется ограничение пропускной и провозной способности, до
0,5 процента в 2015 году, значительное увеличение объема строительства новых
железнодорожных линий, создание до 2020 года опорной сети скоростного
пассажирского движения со скоростью 160-200 км/ч, строительство
высокоскоростных железнодорожных магистралей, обеспечивающих движение со
скоростью до 350 км/час;
увеличение доли протяженности автомобильных дорог,
соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным
показателям по сети автомобильных дорог общего пользования федерального
значения, до 48,6 процента в 2015 году и 52,5 процента в 2020 году, увеличение
строительства автомобильных дорог федерального, регионального и
межмуниципального значения в 2020 году в 3,2 раза (до 8 тыс.км в год) по
сравнению с 2007 годом;
увеличение переработки грузов в морских портах с 451
млн.тонн в 2007 году до 774 млн.тонн в 2015 году и до 885 млн.тонн в 2020 году;
повышение пропускной способности воздушного пространства
Российской Федерации в 1,8 раза до 2015 года.
Приоритетными направлениями развития транспортной системы в
рамках достижения поставленных целей станут следующие.
Первое направление - увеличение пропускной способности
опорной транспортной сети, ликвидация разрывов и узких мест (включая азиатскую
часть Российской Федерации), в том числе:
реализация высокотехнологичных проектов по развитию
транспортных магистралей и транспортных узлов, обеспечивающих основные
межрегиональные связи, в частности в Республике Татарстан, в Красноярском,
Приморском и Хабаровском краях, Архангельской, Астраханской, Волгоградской,
Ленинградской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новосибирской,
Ростовской, Свердловской и Томской областях;
увеличение пропускной способности автомобильных дорог,
строительство и реконструкция федеральных и региональных автомобильных дорог,
включая кольцевую автодорогу вокруг г.Санкт-Петербурга, автодорогу
"Амур" (Чита - Хабаровск);
строительство и реконструкция платных автомобильных
магистралей (с предоставлением услуг высокого качества) - Западного скоростного
диаметра (г.Санкт-Петербург), Центральной кольцевой автомобильной дороги
(Московская область), скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург,
участков автомагистралей Москва - Минск, Москва - Нижний Новгород - Казань, М-4
"Дон" и ряда других;
комплексное развитие Московского и Санкт-Петербургского
транспортных узлов;
увеличение провозной способности существующих
железнодорожных магистралей, реконструкция и строительство железнодорожной
инфраструктуры в точках перспективного промышленного роста;
поэтапная реконструкция и техническое перевооружение
объектов авиатранспортной (наземной) инфраструктуры в региональных и местных
аэропортах;
обновление парка воздушных судов и речных судов;
строительство и реконструкция пассажирских причалов и
объектов инфраструктуры на внутренних водных путях;
модернизация и расширение парка специализированных
железнодорожных вагонов для перевозки сельскохозяйственной продукции, в том
числе по экспортным направлениям, внедрение новых моделей вагонов с повышенной
грузоподъемностью.
Второе направление - повышение конкурентоспособности
транспортной системы и реализация транзитного потенциала, в том числе:
реализация комплекса инвестиционных мероприятий,
направленных на развитие международных транспортных коридоров "Восток -
Запад", "Север - Юг", "Трансполярные авиатрассы",
"Северный морской путь", а также маршрута Тюмень - Екатеринбург -
Киров - Вологда - Санкт-Петербург в обход Московского транспортного узла;
внедрение перспективной структуры воздушного пространства
Российской Федерации, создание укрупненных центров управления Единой системы
организации воздушного движения;
развитие пунктов пропуска (железнодорожных и автодорожных),
создание крупных логистических центров на границе (сухих портов);
реализация проектов по развитию транспортной инфраструктуры
на условиях частно-государственного партнерства, прежде всего на основе
концессий, что будет способствовать привлечению внебюджетных инвестиций в
транспортный сектор экономики;
устранение разрывов и узких мест на основных направлениях
международных транспортных коридоров и их ответвлениях (обходы крупных городов,
территорий сопредельных стран, внеклассные мосты, подъезды к крупнейшим
транспортным узлам, морским и речным портам, аэропортам, пунктам пропуска и
терминалам);
выполнение работ по подготовке инфраструктуры путевого
хозяйства, а также хозяйств электроснабжения, связи и других для обеспечения
беспрепятственного пропуска грузовых поездов с повышенными осевыми нагрузками
до 25-30 тонно-сил/ось в зависимости от рода груза на основных полигонах обращения
поездов повышенного веса;
развитие перегрузочных портовых комплексов, входящих в
систему международных транспортных коридоров, в том числе модернизация и
развитие Мурманского и Архангельского морских портов, портов Балтийского
(Санкт-Петербург, Приморск, Усть-Луга, Балтийск), Азово-Черноморского
(Новороссийск, Туапсе, Тамань, Кавказ), Каспийского (Оля, Махачкала) и
Дальневосточного (Восточный, Ванино) бассейнов;
создание условий для повышения конкурентоспособности
российской транспортной системы, включая сокращение времени доставки, снижение
транспортных издержек, уменьшение рисков и контроль за движением груза на
протяжении всего пути;
формирование сети международных и внутрироссийских узловых
распределительных центров воздушных перевозок (аэропортов-хабов), в том числе в
гг.Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске,
Хабаровске, Самаре, Ростове-на-Дону и Калининграде;
создание и развитие портовых особых экономических зон;
реализация крупных инфраструктурных проектов на внутренних
водных путях, включая строительство вторых ниток шлюзов на Волго-Балтийском и
Волго-Донском водных путях, а также низконапорного гидроузла на р.Волге в
Нижегородской области;
интеграция аэронавигационной системы России в единую
региональную европейскую аэронавигационную систему с учетом перехода к
перспективным системам связи, навигации, наблюдения и организации воздушного
движения.
Третье направление - транспортное обеспечение комплексного
освоения и развития территорий Сибири и Дальнего Востока и разработки новых
месторождений полезных ископаемых, в том числе:
осуществление строительства новых железнодорожных линий и
автомобильных дорог с целью расширения возможностей для транспортировки грузов
из районов Севера и восточных регионов Российской Федерации;
осуществление реализации проектов, являющихся ключевыми в
освоении соответствующих регионов России, включая развитие Байкало-Амурской
магистрали, строительство железнодорожных линий Беркакит - Томмот - Якутск,
Кызыл - Курагино, Полуночное - Обская - Салехард, Салехард - Надым,
Северо-Сибирской магистрали и железнодорожной линии Коротчаево - Игарка -
Норильск;
развитие перевозок воздушным и внутренним водным
транспортом с целью транспортного обеспечения отдаленных и труднодоступных для
других видов транспорта районов.
Четвертое направление - формирование и распространение
новых транспортных (перевозочных) и транспортно-логистических технологий,
обеспечивающих повышение качества и доступности транспортных услуг, в том
числе:
организация скоростного движения пассажирских поездов на
приоритетных направлениях сети железных дорог (Санкт-Петербург - Хельсинки,
Центр - Юг, Екатеринбург - Челябинск и др.), проектирование и строительство
высокоскоростных железнодорожных магистралей (Москва - Санкт-Петербург и Москва
- Нижний Новгород);
развитие железнодорожных перевозок грузов с повышенными
скоростями и точно в срок;
развитие сверхдальних беспосадочных авиаперевозок,
внедрение воздушных судов нового поколения;
внедрение новой техники и технологий на рынке морских
перевозок, в частности газовозов, контейнеровозов повышенной грузоподъемности и
ледоколов нового поколения;
обеспечение современным информационно-техническим
оснащением и системами навигации транспортных узлов и коммуникаций;
внедрение перспективных наземных, бортовых и космических
средств и систем связи, навигации, наблюдения и организации воздушного
движения;
внедрение прогрессивных товаротранспортных технологий, в
том числе с использованием логистических систем.
Пятое направление - обеспечение комплексной безопасности и
устойчивости функционирования транспортной системы, включая повышение
транспортной безопасности, безопасности судоходных гидротехнических сооружений
и безопасности дорожного движения.
Шестое направление - снижение вредного воздействия
транспорта на окружающую среду на основе увеличения доли применения экономичных
и экологичных автомобилей и воздушных судов, переход в процессе эксплуатации
автомобильного транспорта на мировые экологические стандарты Евро-5 и Евро-6 и
перевод транспорта на новые виды топлива.
Обеспечение социально-экономического развития страны в
рамках инновационного сценария потребует опережающего роста инвестиций в
развитие транспортного комплекса, которые повысятся с 2 процентов валового
внутреннего продукта в 2006 году до 4-4,5 процента валового внутреннего
продукта в 2020 году.
Развитие энергетической инфраструктуры и повышение
энергоэффективности экономики России
Развитие энергетического комплекса направлено на решение
следующих задач:
ускоренное развитие электроэнергетической инфраструктуры,
преодоление наметившегося дефицита генерирующих и сетевых мощностей,
технологическое обновление энергетического комплекса и формирование новой
системы институтов либерализованного рынка энергии;
расширение масштабов и повышение эффективности добычи и
переработки нефти, газа и угля, обеспечивающие увеличение экспорта и
удовлетворение растущих внутренних потребностей экономики;
активное энергосбережение за счет структурных факторов,
модернизации производства, внедрения новых технологий и реализации системы мер
по энергосбережению.
Энергоемкость российской экономики существенно выше
соответствующих показателей в государствах - членах Организации экономического
сотрудничества и развития при высоком уровне энергопотребления на человека,
производства продукции и предоставления услуг комфорта (тепла, освещенности и
др.).
Общий технологический потенциал энергосбережения
консервативно оценивается в 350 млн.тонн условного топлива, из которых:
около 60 млн.тонн условного топлива - при производстве
электроэнергии;
около 80 млн.тонн условного топлива - при потреблении
энергии отраслями промышленности;
около 80 млн.тонн условного топлива - при производстве,
передаче и распределении тепловой энергии;
около 130 млн.тонн условного топлива - за счет снижения
непроизводительных энергопотерь в зданиях.
Топливно-энергетический комплекс является одним из основных
источников загрязнения окружающей природной среды. Реализация комплекса мер,
направленных на повышение энергоэффективности российской экономики позволит в
значительной степени решить задачу по обеспечению экологической безопасности.
Осуществляемые дерегулирование и либерализация
энергетических рынков формирует экономическую мотивацию реализации
потребителями мер по энергосбережению.
В целях устранения энергетических барьеров
социально-экономического развития Российской Федерации и использования
потенциала энергосбережения необходимо снизить энергоемкость валового
внутреннего продукта к 2020 году не менее чем на 40 процентов по отношению к
уровню 2007 года.
Для достижения поставленной цели следует реализовать
следующие меры:
установление запретов на использование энергорасточительных
технологий. В этих целях предлагается расширить сферу регулирования
законодательства о техническом регулировании требованиями энергоэффективности
(требования к удельному потреблению энергоресурсов машин и оборудования,
потерям тепла в зданиях и к расходу воды в установках водоподготовки). На этапе
подготовки соответствующих технических регламентов следует установить
адекватный переходный период введения таких требований;
обеспечение равной доходности поставок газа на внутренний и
внешний рынки;
экономическое стимулирование повышения эффективности
использования газа на внутреннем рынке;
демонстрация государством лидерства в достижении лучших
показателей энергоэффективности в бюджетном секторе. С этой целью необходимо
установить для организаций бюджетного сектора показатели снижения удельного
энергопотребления, сохранить бюджетным организациям экономию затрат от
реализации проектов по энергосбережению до 5 лет и ввести в законодательство о
государственных закупках положения о приобретении товаров, соответствующих
лучшим классам энергоэффективности;
введение маркировки энергопотребляющих оборудования и машин
по уровню (классу) энергоэффективности, установив обязательность такой
маркировки;
стимулирование использования предприятиями всех отраслей
экономики возобновляемых источников энергии, а также экологически- и
энергоэффективных технологий;
оказание поддержки развитию машиностроения по созданию
образцов энергосберегающих технологий нового поколения. С этой целью
государство должно взять на себя функцию заказчика новых видов оборудования,
превышающего стандарты, установленные в государствах - членах Организации
экономического сотрудничества и развития. Ожидаемым эффектом применения этой
меры будет создание конкурентоспособного производственного потенциала
российского энергетического машиностроения;
стимулирование развития технического консалтинга -
энергетического аудита через специальные проекты, реализуемые в рамках
программы поддержки развития малого бизнеса (бизнес-инкубаторы, программы
обучения и др.);
обеспечение прямой поддержки со стороны государства
реализации инвестиционных проектов в энергетической сфере, предусматривающих
внедрение энергосберегающих технологий нового поколения. Это может быть
обеспечено через инструменты согласования инвестиционных программ компаний
топливно-энергетического комплекса с государственным участием при внедрении
самых современных энергоэффективных решений;
ликвидация к 2012 году за счет государственной поддержки
безучетного пользования энергоресурсами путем оснащения приборами учета расхода
энергии потребителей розничного рынка, в первую очередь бытовых потребителей;
развитие автоматизированных систем коммерческого учета
электрической и тепловой энергии розничного рынка;
обеспечение государственной поддержки развития и
окончательного формирования к 2012 году института операторов коммерческого
учета электрической и тепловой энергии;
реализация специальных мер по повышению энергетической
эффективности жилищно-коммунального комплекса, в том числе внедрение тарифного
метода доходности инвестированного капитала
(RAB), адаптация концессионных
договоров для передачи в управление комплексов жилищно-коммунального хозяйства
и внедрение новых строительных норм и правил эффективного использования
энергии.
В результате политики стимулирования энергосбережения к
2020 году будут обеспечены следующие показатели:
создание дополнительного энергетического потенциала
развития не менее 200 млн.тонн условного топлива к 2015 году;
формирование к 2011 году высокотехнологического сегмента
российской экономики (энергетического сервиса с использованием инноваций)
емкостью не менее 200 млрд.рублей;
снижение уровня негативного воздействия на окружающую среду
не менее чем на 20 процентов к 2015 году.
Развитие электроэнергетики
Целями государственной политики в сфере электроэнергетики
являются:
преодоление сложившихся дисбалансов в электроэнергетике для
поддержания в долгосрочной перспективе высоких и устойчивых темпов роста
экономики;
увеличение эффективности производства, передачи и
потребления электроэнергии на основе новейших высокоэффективных экологически
чистых технологий.
В результате реформирования электроэнергетики из
считавшейся ранее монопольной отрасли выделены конкурентные - производство и
сбыт электрической энергии, а также естественно-монопольные - передача
электрической энергии и оперативное диспетчерское управление в
электроэнергетике.
Развитие экономики в долгосрочной перспективе
характеризуется ростом потребления электроэнергии с 2007 по 2015 годы в среднем
на 3,8-4 процента в год со снижением до 3,6-3,7 процента в 2016-2020 годы за
счет структурных сдвигов в пользу менее электроемких производств и активизации
мер по энергосбережению.
Для обеспечения указанных темпов роста производства и
потребления электроэнергии с учетом необходимости формирования достаточных
резервных мощностей потребуется обеспечение возможности доступа потребителей к
услугам электроснабжения и ввод энергетических мощностей в 2007-2020 годах в
размере 120-200 млн.кВт.
В период до 2011 года продолжится поэтапная либерализация
оптового рынка электроэнергии и мощности с доведением в 2011 году доли
электроэнергии и мощности, продаваемых по свободным ценам, до 100 процентов, за
исключением поставок электрической энергии и мощности в неценовых зонах и
поставок населению.
Планируется запуск долгосрочного рынка мощности,
призванного обеспечить сооружение генерирующих мощностей в оптимальном объеме
для удовлетворения спроса и создания необходимого резерва.
В период до 2014 года планируется доведение тарифов на
электрическую энергию для населения до рыночного уровня в целях ликвидации
перекрестного субсидирования между населением и прочими потребителями с
усилением адресной защиты малоимущих групп населения.
В регулируемых секторах электроэнергетики с 2010 года (в
распределительных сетевых компаниях с 2009 года, в магистральных - с 2010 года)
будет осуществляться переход к установлению долгосрочных тарифов (не менее 5
лет) методом доходности инвестированного капитала. Такой метод обеспечивает
возврат инвестированного капитала и доход на него на уровне, сопоставимом с
уровнем дохода в других отраслях экономики, и направлен на стимулирование
частных инвестиций в регулируемый сектор электроэнергетики. Применение
долгосрочных тарифов стимулирует организации в регулируемом секторе экономики
снижать расходы и технологические потери по отношению к установленному уровню.
Помимо электроэнергетики и теплоснабжения метод доходности инвестированного
капитала будет применяться и в других инфраструктурных отраслях, включая
коммунальное хозяйство. Объединение энергетических систем Центра, Урала, Сибири
и Дальнего Востока передачами постоянного и переменного тока на сверх- и
ультравысоком напряжении обеспечит масштабное развитие угольных бассейнов и
освоение гидропотенциала восточных регионов Российской Федерации. Уже в 2009 и
2010 годах будут проведены исследования и анализ макроэкономических эффектов
реализации указанного метода.
Для достижения целевых параметров развития
электроэнергетики необходимо решить следующие задачи:
сбалансированное развитие электроэнергетической отрасли,
создание в ней оптимальной, экономически обоснованной структуры генерирующих
мощностей и электросетевых объектов с целью надежного обеспечения потребителей
страны электроэнергией и теплом;
диверсификация топливного баланса электроэнергетики за счет
развития атомной и угольной генерации, использования гидропотенциала, а также
потенциала прочих возобновляемых источников с соответствующим уменьшением доли
газовой генерации в топливном балансе отрасли;
создание сетевой инфраструктуры, обеспечивающей полноценное
участие энергокомпаний на рынке электроэнергии и мощности, усиление
межсистемных связей для транзита электрической энергии и мощности в дефицитные
регионы России, развитие экспорта электрической энергии;
минимизация потерь в электрических и тепловых сетях, а
также уменьшение удельных расходов топлива на производство электроэнергии и
тепла за счет внедрения передовых технологий и современного высокоэкономичного
оборудования;
осуществление поэтапного сокращения уровней воздействия на
окружающую среду объектов электроэнергетики за счет внедрения наилучших
экологически безопасных мировых технологий при строительстве новых и
реконструкции существующих предприятий электроэнергетики;
сохранение и развитие кадрового потенциала
электроэнергетики;
формирование государственной системы управления развитием
электроэнергетики на основе сочетания рыночных и государственных механизмов;
обеспечение существенного роста инвестиций в
электроэнергетику для масштабного ввода новых энергетических мощностей и замены
устаревшего оборудования;
обеспечение доступности присоединения потребителей к
электрическим сетям;
обеспечение повышения операционной эффективности компаний в
регулируемых секторах электроэнергетики с ростом 1-2,5 процента в год и
повышение их инвестиционной привлекательности за счет перехода к установлению
тарифов методом доходности инвестированного капитала;
ликвидация перекрестного субсидирования в электроэнергетике
между населением и прочими потребителями;
изменение структуры спроса на электроэнергию и существенное
повышение эффективности производства, передачи и потребления электроэнергии,
что может компенсировать до 70-75 процентов прироста энергетических
потребностей;
расширение производства электроэнергии на основе
возобновляемых источников без учета крупных и средних ГЭС (с 8 млрд.кВт·ч в
2007 году до 80 млрд.кВт·ч в 2020 году, прирост установленной мощности
возобновляемых источников до 22 ГВт к 2020 году без учета гидроэлектростанций
установленной мощностью более 25 МВт);
обеспечение прироста установленной мощности крупных и
средних гидроэлектростанций (свыше 25 МВт) к 2020 году на 25,1 ГВт;
завершение формирования внутрироссийского рынка
электроэнергии и мощности;
достижение технологического единства и своевременного
обновления производственных мощностей за счет реализации государственной
технической политики.
Развитие нефтегазового комплекса
Целями государственной политики в нефтегазовом комплексе
являются развитие сырьевой базы, транспортной инфраструктуры, перерабатывающих
мощностей и увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью в
производстве и экспорте нефтегазового комплекса.
В результате достижения указанных целей добыча нефти к 2020
году возрастет до 500-545 млн.тонн, экспорт нефти - до 255-265 млн.тонн и
переработка нефти - до 235-280 млн.тонн. Добыча газа увеличится к 2020 году до
815-900 млрд.куб.м, а экспорт газа возрастет до 280-330 млрд.куб.м. Полезное
использование попутного газа к 2012 году должно составить 95 процентов объема
его извлечения.
Приоритетными направлениями развития нефтегазового
комплекса станут:
реализация перспективных проектов строительства
трубопроводов;
стимулирование инвестиций в разработку месторождений и
развитие транспортной инфраструктуры;
формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти
и газа;
разработка месторождений на шельфе;
повышение эффективности использования энергетических
ресурсов в отраслях экономики;
стимулирование внедрения перспективных технологий добычи и
переработки нефти и газа;
стимулирование использования природного газа в качестве
моторного топлива;
развитие переработки газа в жидкое моторное топливо.
Предусматривается возможность осуществления до 2020 года
целого ряда крупнейших проектов в области нефтепереработки, транспортировки
нефти и газа, включая сжиженный природный газ, в том числе с использованием
ресурсов Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Приоритетными направлениями развития нефтеперерабатывающего
комплекса станут:
строительство новых нефтеперерабатывающих заводов и
нефтехимического комплекса, в том числе на одном из конечных пунктов
нефтепроводов на территории Российской Федерации;
ввод мощностей, направленных на углубление вторичных
процессов на ряде предприятий.
В нефтеперерабатывающем комплексе будут достигнуты
следующие показатели:
глубина переработки нефти:
к 2015 году - 83 процента;
к 2020 году - 87 процентов;
выход светлых нефтепродуктов:
к 2015 году - 64,1 процента;
к 2020 году - 67,4 процента.
Для развития магистральных нефтепроводов предусматривается:
завершение проекта "Восточная Сибирь - Тихий
океан" с возможным ответвлением в Китай;
завершение строительства нефтепровода Бургас -
Александруполис;
строительство Балтийской трубопроводной системы - 2
(БТС-2);
расширение нефтепровода Каспийского трубопроводного
консорциума с учетом интересов Российской Федерации.
Для развития газотранспортной системы и производства
сжиженного природного газа предусматривается:
ввод в эксплуатацию газопровода "Северный поток";
полная загрузка газопровода "Голубой поток";
строительство газопровода "Южный поток";
строительство и ввод в эксплуатацию заводов по производству
сжиженного природного газа (в Мурманской области, на острове Сахалин в рамках
проекта Сахалин-2);
создание в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке
газотранспортной системы для обеспечения нужд потребителей региона в газе и
экспорте газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Развитие конкурентных преимуществ
России в сфере природопользования
Основной целью в сфере природопользования для России,
обладающей уникальным природным потенциалом, является реализация конкурентных
преимуществ за счет сохранения качества, повышения эффективности использования
природных ресурсов и сокращения негативного воздействия на окружающую среду.
Российская Федерация обладает уникальной минерально-сырьевой
базой, которая в условиях нарастающего дефицита природных ресурсов в мире
является важным фактором конкурентоспособности государства. Так, по показателям
добычи и потребления газа на душу населения Россия опережает многие развитые
государства. По добыче нефти и угля на душу населения Россия опережает США
соответственно в 3 и 1,5 раза. При этом в долгосрочной перспективе развитие
минерально-сырьевой базы столкнется со следующими основными вызовами:
многие месторождения стратегически важных полезных
ископаемых вступили в стадию падающей добычи и добыча ряда полезных ископаемых
не компенсируется приростом запасов;
при значительных запасах относительно низкокачественных и
сложных для обогащения руд некоторые полезные ископаемые добываются в ограниченных
масштабах, а внутреннее потребление обеспечивается в основном импортом (свинец,
тантал, ниобий, вольфрам, барит, хром, марганец и т.д.).
Выделяются следующие приоритетные направления развития
минерально-сырьевой базы:
разработка нефтегазовых месторождений юга Сибирской
платформы и континентального шельфа Российской Федерации, что является основой
для развития новейших промышленных технологий, а также в целом
социально-экономического положения ее прибрежных регионов (доли добычи нефти и
газа на континентальном шельфе с учетом шельфа острова Сахалин в общем объеме
их добычи в Российской Федерации к 2020 году могут составить соответственно до
7 и 15 процентов);
проведение в целях укрепления ресурсной базы твердого
топлива поисковых, оценочных и разведочных работ с целью добычи угля в угольных
бассейнах и на месторождениях Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, а
также создание новых сырьевых баз на территории Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры.
Кроме того, важное значение имеет реализация работ по
интенсивному освоению и наращиванию производства угля в Кузнецком и
Канско-Ачинском угольных бассейнах, а также по освоению новых угольных
месторождений в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, в частности
Эльгинского угольного месторождения.
Предполагается обеспечить прирост добычи угля с 313,8
млн.тонн в 2007 году до 330 млн.тонн к 2009 году, 340-370 млн.тонн к 2012 году
и до 430-480 млн.тонн к 2020 году, а также достичь высокой степени корреляции
между уровнем развития угольной промышленности и планами развития транспортной
инфраструктуры, электроэнергетики и металлургической промышленности. Прирост
запасов дефицитных коксующихся углей ожидается в Кузнецком, Печорском и
Южно-Якутском бассейнах.
С целью обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой
базы ядерной энергетики необходимо разработать технико-экономическое
обоснование для ввода новых производств на базе месторождений урана Эльконского
и Забайкальского районов. Выявление новых районов с месторождениями богатых и
комплексных ураносодержащих руд позволило бы к 2020 году создать новые центры
по производству урана.
В целях укрепления ресурсной базы черной и цветной
металлургии предполагается проведение поисковых, оценочных и разведочных работ
с целью добычи соответствующих руд в перспективных с геологической точки зрения
районах (Южный Урал, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Красноярский
край, Хабаровский край и др.).
Достижение целевых показателей по развитию
минерально-сырьевой базы требует значительного усиления мотиваций
недропользователей к долгосрочному освоению и разведке месторождений,
стимулирования формирования слоя пионерных компаний по разведке и подготовке
месторождений, а также восстановления государственных институтов
геологоразведки перспективных территорий.
Лесные ресурсы
Общий запас древесины в Российской Федерации составляет 82
млрд.куб.м (четверть мировых запасов). Установленная расчетная годовая лесосека
по рубкам главного пользования составляет 576 млн.куб.м и используется только
на 23 процента. Недостаточное развитие инфраструктуры лесного комплекса (на
одну тыс.кв.км леса в России приходится лишь 1,2 км лесных дорог) приводит к
тому, что по объемам заготавливаемой древесины Россия уступает США, Канаде и
Бразилии, заготавливая только 6 процентов от мирового объема лесозаготовки.
Приоритетными направлениями развития лесного комплекса
являются:
создание системы воспроизводства лесного фонда и
восстановления лесов в первую очередь в регионах, утративших экологический,
рекреационный и лесохозяйственный потенциал;
улучшение породного состава лесных насаждений, резкое
сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины;
оптимизация структуры экспорта лесной продукции;
стимулирование структурных преобразований в
лесопромышленном комплексе на основе создания крупных интегрированных структур;
развитие производства лесозаготовительных машин и
современного оборудования для переработки древесины;
создание мощностей по глубокой переработке древесины.
Развитие лесной транспортной инфраструктуры, включающее
обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности
заготовки древесины посредством строительства лесных дорог круглогодового
действия и развитие транзитных железнодорожных и автомобильных путей, позволит
существенно увеличить объемы использования лесов. К 2020 году доля
использования расчетной лесосеки повысится до 50 процентов, а прогнозируемый
рост производства и потребления продукции глубокой переработки древесины
достигнет уровня государств - лидеров в этой сфере деятельности (США, Канада и
др.).
Водные ресурсы
Российская Федерация располагает значительными запасами
пресных природных вод, роль которых по мере нарастания дефицита пресной воды в
мире значительно повышается. По объему речного стока, составляющему в средний
по водности год 4,3 тыс.куб.км, Российская Федерация занимает 2 место в мире.
Водные ресурсы распределены по территории крайне неравномерно - свыше 90
процентов объема речного стока приходится на малонаселенные районы Севера
Европейской части страны, Сибири и Дальнего Востока.
Приоритетными направлениями развития водохозяйственного
комплекса в долгосрочной перспективе являются:
гарантированное обеспечение потребностей населения и
экономики в водных ресурсах при осуществлении мер по рационализации
водопользования с учетом прогнозируемого изменения климата и водности рек на
территории России;
снижение антропогенной нагрузки и загрязнения водных
объектов, улучшение состояния и восстановление водных объектов, в первую
очередь источников питьевого водоснабжения, и их экосистем;
создание в регионах с неблагоприятным состоянием
поверхностных источников питьевого водоснабжения и риском аварийных техногенных
загрязнений альтернативных систем обеспечения населения питьевой водой из
подземных источников;
совершенствование технологии подготовки питьевой воды и
очистки сточных вод, реконструкция, модернизация и новое строительство
водопроводных и канализационных сооружений, в том числе использование наиболее
безопасных и эффективных реагентов для очистки воды, внедрение новых технологий
водоочистки, модернизация промышленных предприятий и внедрение в
технологические схемы производственных объектов оборотного водоснабжения;
развитие системы мониторинга водных объектов и
водохозяйственных систем, совершенствование систем прогнозирования и
информационного обеспечения, в том числе направленных на защиту населения и
объектов экономики от наводнений, сведение к минимуму ущербов от негативного
воздействия вод, включая поддержание в безопасном состоянии водоподпорных
гидротехнических сооружений;
вовлечение в хозяйственный оборот водных ресурсов для
решения проблем дефицита пресной воды;
защита от паводков и создание резервуаров пресной воды
посредством развития водноэнергетической инфраструктуры;
внедрение эффективного экономического механизма
рационального водопользования и охраны водных объектов, ориентированного на
самофинансирование водохозяйственного комплекса;
разработка и реализация комплекса мер, направленных на
демонополизацию и развитие конкуренции в сфере ограниченных природных ресурсов,
в том числе водных биологических ресурсов и участков недр.
Для реализации указанных направлений будет разработана
Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, направленная на
эффективное использование транспортного, гидроэнергетического, промышленного и
коммунально-бытового потенциала водных ресурсов.
Развитие аграрного и рыбохозяйственного комплексов
в России
Основными целями государственной аграрной политики в
долгосрочной перспективе являются:
обеспечение потребностей населения сельскохозяйственной
продукцией и продовольствием российского производства;
устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня
жизни сельского населения;
повышение конкурентоспособности российского аграрного
комплекса;
эффективное импортозамещение на рынке животноводческой
продукции и создание развитого экспортного потенциала (особенно в
растениеводстве), позволяющего в перспективе занять устойчивые позиции на
мировом рынке аграрной продукции;
улучшение и повышение продуктивности используемых в
сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
Целью развития рыбного хозяйства в Российской Федерации в
долгосрочной перспективе является обеспечение перехода от экспортно-сырьевого
типа к инновационному типу развития на основе сохранения, воспроизводства и
рационального использования водных биологических ресурсов и обеспечения
глобальной конкурентоспособности вырабатываемых российским рыбохозяйственным
комплексом товаров и услуг.
Достижение указанных целей в долгосрочной перспективе будет
основываться на формировании адекватной государственной политики,
обеспечивающей российскому агропромышленному и рыбохозяйственному комплексам
равные конкурентные условия с развитыми странами.
В 2020 году по отношению к 2007 году уровень производства
продуктов питания возрастет в 1,9 раза.
Валовой сбор зерновых культур к 2020 году может достичь не
менее 120-125 млн.тонн в результате роста урожайности с 19,8 ц/га в 2007 году
до не менее 26-28 ц/га в 2020 году и расширения их посевных площадей. При этом
потенциальный уровень производства зерна на основе использования интенсивных
технологий и высокой агротехнической культуры позволит Российской Федерации
превратиться в одного из ведущих экспортеров на мировом рынке зерна.
К 2020 году Россия может выйти на уровень душевого
потребления мяса и молока, соответствующий рекомендуемой рациональной норме.
Производство мяса возрастет в 1,7 раза, молока - на 27 процентов. Доля импорта
мясных ресурсов снизится с 34 процентов в 2007 году до 13 процентов в 2020
году, доля импорта молока - с 17 процентов до 12 процентов соответственно.
Потребление мяса будет практически полностью удовлетворяться за счет
собственного производства.
В 2020 году по отношению к 2007 году добыча водных
биологических ресурсов увеличится в 1,8 раза. Среднедушевое потребление рыбных
товаров возрастет с 12,6 в 2007 году до 23,7 кг в 2020 году, доля производства
товарной пищевой рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью - с 51 до 82
процентов, а доля российской рыбной продукции в структуре потребления - с 67 до
85 процентов.
Для достижения этих целей предусматривается реализация
следующих приоритетных направлений.
Первое направление - улучшение общих условий
функционирования сельского хозяйства, особенно животноводства, на основе:
совершенствования форм, механизмов и увеличения объемов
государственной поддержки в целях повышения доходности и инвестиционной
привлекательности сельского хозяйства, технической и технологической модернизации
отрасли, а также обеспечения эффективного использования земли и иных природных
ресурсов;
повышения доступности кредитных ресурсов, развития
земельной ипотеки, усиления конкурентных начал в сферах кредитования и
страхования и на рынке лизинговых услуг;
поддержки, подготовки, закрепления и привлечения
квалифицированных кадров для сельского хозяйства и улучшения условий их жизни;
перехода кадрового обеспечения агропромышленного комплекса
на качественно новый уровень, соответствующий потребностям инновационного
развития аграрной экономики;
повышения финансовой устойчивости всех форм хозяйствования
на селе;
развития инфраструктуры внутреннего агропродовольственного
рынка и поддержания экспортного потенциала конкурентоспособной на мировом рынке
продукции, посредством совершенствования мер государственного регулирования
рынков сельскохозяйственной продукции и защиты интересов российских
производителей, в том числе с учетом требований Всемирной торговой организации,
посредством развития товаропроводящей сети, включая увеличение объемов биржевой
торговли, государственной поддержки строительства и реконструкции крупных
инфраструктурных объектов, в том числе по хранению и первичной переработке
сельскохозяйственной продукции, развития кооперации, расширения участия союзов
(ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей и обслуживающих отраслей
в формировании государственной аграрной политики, а также посредством
распространения мер поддержки экспорта на отдельные виды сельскохозяйственной
продукции.
Второе направление - создание предпосылок для устойчивого
развития сельских территорий, включая:
осуществление мер по улучшению демографической ситуации в
сельской местности и обеспечению занятости сельского населения, созданию новых
рабочих мест, в том числе путем развития альтернативной деятельности, а также
по снижению бедности сельского населения;
развитие социальной инфраструктуры и инженерного
обустройства села;
улучшение жилищных условий сельского населения, поддержка
комплексной компактной застройки и благоустройство сельских поселений;
повышение престижности сельскохозяйственного труда;
развитие на селе местного самоуправления и институтов
гражданского общества;
сохранение и улучшение традиционных агроландшафтов.
Третье направление - повышение эффективности использования
земельных ресурсов и их воспроизводства на основе:
улучшения почвенного плодородия, модернизации мелиоративных
систем и расширения мелиорированных земель. Применение удобрений будет
соответствовать оптимальным потребностям - внесение минеральных удобрений (в
пересчете на 100 процентов питательных веществ) на 1 га посевов
сельскохозяйственных культур возрастет с 33 кг в 2007 году до 50 кг в 2011 году
и до 130-150 кг в 2020 году;
развития эффективного оборота земель и создания условий для
расширения посевных площадей.
Четвертое направление - развитие аграрных технологий и
повышение конкурентоспособности сельского хозяйства, включая:
повышение производительности труда на основе стимулирования
к использованию современных технологий, совершенствование организации
производства, а также организации труда и управления (производительность труда
в 2020 году по отношению к уровню 2007 года возрастет в 1,7 раза);
обеспечение подъема племенного животноводства и повышение
продуктивности скота до уровня, сопоставимого с уровнем аналогичных показателей
в европейских государствах;
развитие интенсивных технологий в растениеводстве,
поддержку элитного семеноводства и резкое повышение урожайности основных
культур. Существенно расширятся посевные площади сельскохозяйственных культур,
занятые высокоурожайными сортами. К 2020 году их доля в общих посевах возрастет
до 35-40 процентов, при этом увеличится общая посевная площадь.
Пятое направление - развитие рыбохозяйственного комплекса,
включая:
создание современной производственно-технологической базы,
в том числе строительство и модернизация судов рыбопромыслового флота, а также
развитие морских терминалов;
модернизацию рыбоперерабатывающего сектора и развитие
инновационного потенциала рыбного хозяйства;
формирование и реализацию механизма долгосрочного и
эффективного управления водными биологическими ресурсами, развитие
искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, аква- и
марикультуры;
приведение стандартов качества рыбной продукции в
соответствие со стандартами, применяемыми в международной практике;
обеспечение системы мониторинга качества и безопасности
водных биологических ресурсов, среды их обитания, продуктов их переработки,
ведения технологических процессов рыболовства и рыбоводства;
наращивание экспорта конкурентоспособной рыбной продукции с
высокой добавленной стоимостью;
развитие биржевой торговли рыбной продукцией;
активизацию международного сотрудничества Российской
Федерации в области рыболовства.
Коннцепция социально-экономического развития России до 2020 года