Государственная региональная политика направлена на
обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов
Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в
социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни.
Сбалансированное территориальное развитие Российской
Федерации предусматривается ориентировать на обеспечение условий, позволяющих
каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения
достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения
конкурентоспособности экономики регионов.
Достижение этой цели будет обеспечено в ходе реализации
государственной региональной политики, направленной на реализацию потенциала
развития каждого региона, преодоление инфраструктурных и институциональных
ограничений, создание равных возможностей граждан и содействие развитию
человеческого потенциала, проведение целенаправленной работы по развитию
федеративных отношений, а также реформирование систем государственного
управления и местного самоуправления.
Обеспечение сбалансированного социально-экономического
развития регионов как один из целевых ориентиров социально-экономического
развития Российской Федерации требует синхронизации таких направлений
региональной политики, как:
стимулирование экономического развития путем создания новых
центров экономического роста в регионах на основе конкурентных преимуществ;
координация инфраструктурных инвестиций государства и
инвестиционных стратегий бизнеса в регионах с учетом приоритетов
пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе
демографических;
сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни
населения в регионах с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной
политики.
Основные принципы государственной политики регионального развития
России
Государственная политика регионального развития в
долгосрочной перспективе будет формироваться исходя из следующих основных
задач:
скоординированность принятия на федеральном, региональном и
местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслей экономики и
социальной сферы и формированию центров опережающего экономического роста с
учетом конкурентных преимуществ каждого региона;
предоставление финансовой поддержки регионам с целью
обеспечения законодательно установленного минимально допустимого уровня жизни,
связанного с предоставлением населению возможностей в целях получения
качественного образования, медицинского и культурно-досугового обслуживания;
оказание финансовой поддержки регионам в целях сокращения
дифференциации на условиях проведения преобразований, предусмотренных
государственной политикой;
развитие инфраструктурной обеспеченности территорий и
создание условий для повышения конкурентоспособности экономики регионов, а
также решения вопросов социального развития, включая повышение транспортной
доступности территорий;
совершенствование механизмов стимулирования органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления в целях эффективного осуществления их полномочий и создания
максимально благоприятных условий для комплексного социально-экономического
развития регионов.
Инновационная и социальная ориентация регионального развития
Инновационное и социальное направления долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации проявляются в следующем:
развитие научно-технического и образовательного потенциала
крупных городских агломераций с высоким качеством среды обитания и человеческим
потенциалом, динамичной инновационной и образовательной инфраструктурой;
формирование территориально-производственных кластеров (не
менее 6-8), ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных
отраслях экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных
регионах;
формирование территориально-производственных кластеров на
слабоосвоенных территориях, ориентированных на глубокую переработку сырья и
производство энергии с использованием современных технологий;
образование и развитие туристско-рекреационных зон с
высоким уровнем оказания услуг сервиса на территориях с уникальными
природно-климатическими условиями;
развитие крупных транспортно-логистических и
производственных узлов в рамках формирования опорной национальной транспортной
сети, обладающей необходимым потенциалом пропускной способности и
обеспечивающей целостную взаимосвязь центров экономического роста, с
постепенной ее интеграцией в развивающиеся мировые транспортные системы;
значительное снижение межрегиональной и внутрирегиональной
дифференциации в уровне и качестве социальной среды и доходах населения, а
также сближение стандартов жизни между столичными регионами и провинцией,
крупными и малыми городами, городским и сельским населением;
сохранение культурного многообразия, традиционного уклада
жизни и занятости коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока.
Региональное развитие до 2012 года будет определяться в
основном уже сформировавшимися зонами опережающего экономического роста, к
которым относятся:
крупнейшие агломерации с наиболее динамичным экономическим
ростом, обеспечивающим приток населения и инвестиций (в среднесрочной
перспективе сохранится тенденция к опережающему развитию столичных агломераций
и концентрации в них основных финансовых и инновационных ресурсов);
крупные города - центры регионов, рост которых
обеспечивается концентрацией сервисных функций и индустриальных производств (с
растущей долей обрабатывающих отраслей, ориентированных преимущественно на внутренние
рынки);
территории, на которых сосредоточена добыча полезных
ископаемых и их переработка, развитие которых менее устойчиво и зависит от
конъюнктуры цен, но значительные бюджетные поступления позволяют развивать
человеческий потенциал и инфраструктуру;
порты европейской части России, через которые проходят
основные грузо- и пассажиропотоки;
территории юга России с развитой инфраструктурой, выходом к
морскому побережью и уникальными рекреационными ресурсами.
При этом важнейшее значение будет иметь инфраструктурный
эффект формирования городских агломераций, связанный с реализацией проектов
строительства новых энергомощностей, крупных транспортных комплексов,
мультимодальных логистических центров и информационных узлов, а также
образовательной и инновационной инфраструктуры. На востоке страны это даст
возможность быстрому развитию городов с самым значительным объемом накопленного
инновационного потенциала.
В этот период необходимо поддержать развитие Северного
морского пути, который имеет ключевое значение для обеспечения
жизнедеятельности населения северных регионов страны и роль которого резко
возрастет в связи с освоением природных ресурсов Арктики, в том числе на
шельфе.
Существенный вклад в региональное развитие после 2012 года
будут вносить перспективные центры опережающего экономического роста, к которым
относятся:
агломерации и индустриальные центры Поволжья, Южного и
Среднего Урала, на территории которых развиваются научные и образовательные
центры и сосредоточены достаточно мощные высоко- и среднетехнологичные отрасли,
а также сырьевые и перерабатывающие производства. Эти регионы обладают одним из
наиболее высоких нереализованных потенциалов инновационного развития;
города Сибири с более высоким уровнем развития
человеческого капитала и потенциалом развития инновационной экономики, а также
порты Севера и Дальнего Востока (гг.Томск, Новосибирск, Красноярск и Иркутск);
новые центры освоения и переработки природных ресурсов на
Европейском Севере, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, в Нижнем
Приангарье, Южно-Якутском территориально-производственном комплексе, а также
проекты в Забайкальском крае;
туристско-рекреационные кластеры на территориях с
уникальными природными ресурсами и природными ландшафтами, а также богатым
историко-культурным наследием.
Формирование новых центров экономического роста приведет к
снижению регионального неравенства и уменьшению сверхконцентрации экономических
ресурсов в столичных агломерациях.
Экономическое развитие России будет опираться на
углубляющуюся интеграцию с мировой экономикой, мощную инфраструктурную связь с
рынками Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона через развитую систему
международного транспортного сообщения, прежде всего панъевропейских
транспортных коридоров N 1, 2 и 9 и евроазиатских транспортных коридоров
"Север-Юг", "Запад-Восток", "Транссиб",
"Приморье-1", "Приморье-2", а в перспективе - через
Северный морской путь.
Центры регионального развития
Российской Федерации
Инновационный и социально ориентированный путь развития
предполагает многополярное развитие территории страны и формирование новых зон
опережающего развития. Конфигурация пространственного развития становится более
разнообразной, не привязанной жестко к сложившимся энерго-сырьевым зонам и
финансовым центрам, появляются новые центры инновационного роста, опирающиеся
на концентрацию человеческого и технологического потенциала.
Развитие центральной части России связано с расширением
зоны опережающего экономического роста за пределы Московской городской
агломерации при максимальном использовании преимуществ емкого столичного рынка,
с реализацией потенциала исторически сложившихся специализаций регионов и
инновационной диверсификацией их экономики.
Расширение сети высокоскоростных магистралей создаст
условия для формирования в структуре Московской городской агломерации новых
мест расселения с высоким качеством жизни и деловой инфраструктуры, что в
совокупности с мощным научно-образовательным потенциалом столицы и
научно-инновационных центров (наукоградов), прежде всего гг.Дубны, Черноголовки,
Зеленограда, Троицка, Протвино, Королева и Обнинска, создаст основу для
рационального размещения новых высокотехнологических производств в
обрабатывающих отраслях экономики и современных траспортно-логистических и
сервисно-управленческих комплексов.
В свою очередь, формирование новых центров передовой
индустрии и современной сервисной экономики даст импульс развитию
технологической модернизации исторически сложившихся обрабатывающих отраслей
центров машиностроения, металлургии, химии и нефтехимии, авиационной и легкой
промышленности, сконцентрированных в крупных городах центральной части России.
Развитие московского логистического узла, международных и
российских полимагистральных транспортных коридоров, связывающих области со
столицей, обеспечит снижение транспортных издержек и рост инвестиций в
обрабатывающие производства, ориентированные на столичный рынок сбыта, а также
повысит трудовую мобильность населения.
Развитие экономики субъектов Российской Федерации,
расположенных в Центрально-Черноземном регионе, связано прежде всего с
использованием его главного конкурентного преимущества - плодородных земель,
применением передовых технологий ведения сельского хозяйства, модернизацией
отраслей переработки сельскохозяйственной продукции, а также модернизацией
предприятий горнодобывающей и металлургической отраслей, ориентированных на
освоение рудных запасов Курской магнитной аномалии.
Развитие Северо-Западного региона определяется
экономическим и инновационным потенциалом Санкт-Петербургской городской агломерации,
выходом к важнейшим морским коммуникациям, наличием ресурсной базы для
топливной, металлургической, химической, лесной и рыбной отраслей. Рост этой
агломерации страны и прилегающих регионов будет в основном определяться
развитием транспортных и деловых услуг, высокотехнологичных импортозамещающих
отраслей обрабатывающей промышленности, в частности военно-промышленного
комплекса, судостроения и автомобилестроения, а также традиционных
индустриальных отраслей северо-западных регионов, в частности машиностроения,
приборостроения, электротехники, металлургии, химии и биофармацевтики.
В ресурсодобывающих областях Северо-Западного региона
особое значение приобретает использование новых технологий для развития и
модернизации приоритетных отраслей, включая растущую добычу нефтегазовых
ресурсов, в том числе на шельфе, металлургии, лесной промышленности с переходом
к глубокой переработке древесины, а также добычу и переработку водных
биологических ресурсов.
Это потребует создания условий для модернизации предприятий
соответствующих отраслей и обновления технического ресурса рыболовецкого и
транспортного морского флота путем стимулирования развития производства
современных, высокотехнологичных машин и оборудования для этих отраслей, в том
числе с применением зарубежных технологий, а в перспективе - путем создания
отраслевых инжиниринговых центров и генерации на их базе технологий следующих
поколений.
Развитие юга России основано на использовании конкурентных
преимуществ - наиболее благоприятных природно-климатических условий для
сельского хозяйства, высокого рекреационного потенциала, транзитного
приморского положения, а также значительных демографических ресурсов. Однако
преобладание в структуре экономики большинства регионов юга секторов с низкой
производительностью труда требует инновационного развития.
В приморских и горных регионах, обладающих высоким
природно-рекреационным потенциалом (Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская
Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Краснодарский край и Ставропольский
край), необходимо сконцентрировать усилия на приоритетном развитии
туристической отрасли рекреационных услуг с высоким уровнем менеджмента и
сервиса с учетом интенсивного развития рекреации на Черноморском побережье, в
связи с проведением XXII Олимпийских зимних игр в г.Сочи. Растущий спрос даст
импульс развитию современного гостиничного бизнеса, связанного с ним
производства товаров и услуг, а также модернизации пищевой промышленности и
сельского хозяйства, повышающей их конкурентоспособность на внутреннем и
внешних рынках, легкой промышленности, развитию транспорта и строительства.
В регионах, обладающих потенциалом развития
перерабатывающих отраслей промышленности (Астраханская, Волгоградская и
Ростовская области), экономическое развитие направлено на внедрение в этих
отраслях новой техники и технологий для производства продукции с высокой
добавленной стоимостью. При этом научно-исследовательский и образовательный
потенциал крупных городских агломераций юга Ростовской области и Краснодарского
края создает основу для развития высокопроизводительных отраслей новой
экономики - информационных и биотехнологий, оказания инжиниринговых, финансовых
и деловых услуг, проведения фундаментальных и прикладных научных исследований,
призванных стать платформой инновационной экономики южных регионов.
Экономическое развитие Приволжского федерального округа
будет опираться на модернизацию крупного промышленного потенциала регионов и
одновременно развитие сектора современных услуг в полицентрической системе
агломераций. Индустриальное развитие непосредственно связано с внедрением новых
технологий, позволяющих перейти к выпуску конкурентоспособной продукции,
улучшением менеджмента, привлечением внешних инвесторов и технологических
разработок, а для отраслей оборонной промышленности - со стабильным
государственным заказом. Это позволит повысить конкурентоспособность ведущих
отраслей машиностроения, в том числе авиационно-космического и
автомобилестроения, химической и нефтехимической промышленности.
В долгосрочной перспективе будут развиваться
межрегиональное разделение труда и кооперация с опорой на мировые
технологические новации и отраслевую научно-исследовательскую базу ведущих
индустриальных центров регионов и крупных центров Поволжья.
Перспективы развития Уральского федерального округа
определяются тремя направлениями.
Первое направление связано с добычей минеральных, прежде
всего нефтегазовых, ресурсов на основе современных технологий, в том числе с
формированием нефтегазохимического кластера на базе нефте- и газодобычи на
месторождениях Приямальского шельфа Карского моря, Обской губы и
нефтегазохимических производств северного Урала с применением высоких
технологий в этой сфере, базой для создания которых призван стать Тюменский
инновационный центр нефти и газа.
Второе направление связано с модернизацией индустриального
потенциала Урала, развитием глубокой переработки сырья на основе менее
энергозатратных и более экологичных технологий в металлургии, повышением
конкурентоспособности отраслей тяжелого и транспортного машиностроения, а также
повышением человеческого капитала и мобильности граждан, занятых в
монопрофильных промышленных городах.
Третье направление связано с развитием деловых,
инновационных, образовательных и других услуг в крупных городских агломерациях
Урала. Кроме того, создание высоких технологий в научно-инновационных центрах
оборонной промышленности даст импульс инновационному развитию других базовых
специализаций крупнейших уральских центров (гг.Екатеринбург и Челябинск), в
частности транспортного, тяжелого, химического, сельскохозяйственного,
энергетического машиностроения и приборостроения, производства медицинской
техники, металлургии и химии с формированием перспективных
территориально-производственных кластеров.
Одним из инструментов долгосрочного развития Уральского
региона станет реализация проекта "Урал промышленный, Урал полярный",
включающего проекты по освоению природных ресурсов и их переработке, а также
созданию новой транспортной инфраструктуры.
Долгосрочное развитие Сибири опирается на использование
основного конкурентного преимущества, связанного с высокой обеспеченностью
природными ресурсами.
Инновационность развития для восточных регионов реализуется
путем эффективного использования природных ресурсов, в частности путем более
глубокой их переработки в существующих центрах индустриального роста и создания
новых таких центров на слабоосвоенных территориях. Дальнейшее развитие получат
как основные индустриальные центры Сибири, специализирующиеся на металлургии,
химии и нефтехимии, лесопереработке, так и зоны нового освоения в Нижнем
Приангарье, Забайкалье и другие зоны, а также энергопромышленные кластеры на
базе гидроэлектростанций. Лесные ресурсы Сибири составят сырьевую базу для
формирования лесопромышленных кластеров.
На базе богатых природных запасов дальнейшее развитие
получат основные индустриальные центры Сибири и Дальнего Востока,
специализирующиеся на глубокой переработке полезных ископаемых, металлургии,
химии и нефтехимии, в том числе Красноярская, Иркутская и Хабаровская агломерации
(гг.Новосибирск, Томск и Омск), а лесные ресурсы Сибири и Дальнего Востока
составят сырьевую базу для формирования в них лесопромышленных кластеров.
Основными зонами модернизации в слабозаселенных регионах
востока страны являются крупные города. Для ускорения модернизации необходима
поддержка инновационного потенциала ведущих научных и образовательных центров
Сибири (прежде всего гг.Новосибирска, Томска) путем предоставления статуса
национальных университетов, создания инновационных центров, а также улучшение
финансовых и институциональных условий всех крупных городов для их комплексного
развития. Основу для инновационного развития экономики Сибири составляет
накопленный потенциал академической и отраслевой науки и образования
гг.Новосибирска, Томска и Омска (промышленные технологии, биогенетика и
биотехнологии, медицина и фармацевтика, информационные, промышленные и ядерные
технологии), а также Кузбасса (технологии глубокой переработки угля).
На юге Сибири конкурентным преимуществом являются также
аграрные ресурсы, на их основе будет развиваться переработка
сельскохозяйственного сырья. Для повышения конкурентоспособности зернового
сектора, мукомольной и пищевой промышленности необходимо снижение транспортных
издержек, что позволит расширить рынки сбыта и технологически модернизировать
эти сектора экономики. Инновационным потенциалом обладает и развитие
рекреационных услуг в горных районах.
В Южной Сибири продолжится интенсивное развитие
агропромышленного сектора, опирающегося на сельскохозяйственные ресурсы
Алтайского края, юга Новосибирской и Омской областей.
Развитие Дальнего Востока в значительной мере опирается на
огромные природные ресурсы (рыбные, лесные, нефтегазовые, угольные, рудные и
минеральные), а также выгодное приморское географическое положение и близость к
рынкам стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Важнейшим инструментом, организующим развитие регионов
Дальнего Востока в среднесрочной перспективе, является реализация федеральной
целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и
Забайкалья на период до 2013 года" и подготовка к форуму
Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества.
Внедрение новых технологий добычи углеводородных ресурсов
на шельфе и сжижения газа дадут новый импульс развитию Сахалина и Якутии.
Перспективы освоения новых месторождений минеральных ресурсов обусловлены
инвестиционными стратегиями бизнеса и приоритетами государства в
инфраструктурных инвестициях.
Принципиальным фактором развития регионов Сибири и Дальнего
Востока является решение в долгосрочном периоде проблем газификации,
формирования распределенной энергосистемы, оптимизации транспортных и
энергетических тарифов, модернизации и создания новых морских портов, в том
числе для развития контейнерных перевозок и экспорта ресурсов, создания единой
связной системы транспортных коммуникаций, связывающих основные центры Дальнего
Востока, а также их интеграцией в общероссийскую и мировые транспортные
системы.
Модернизация крупных городов Дальнего Востока основана на
интеграции сервисных и индустриальных функций. Инновационный потенциал
Владивостокской и Хабаровской городских агломераций связан с развитием
профессионального образования, разработкой технологий освоения океана и
природных богатств, в том числе био- и нанотехнологий и подводной
робототехники. Владивостокская городская агломерация, Дальневосточная островная
зона, включая остров Сахалин, полуостров Камчатка и Курильские острова, и
система тихоокеанских портов станут опорными для формирования биоресурсного
кластера, основу которого составят добыча и переработка водных биологических
ресурсов и марикультура.
Необходимость инновационного развития отраслей экономики,
связанных с освоением природных ресурсов, даст импульс развитию сложившейся в
индустриальных центрах Дальнего Востока базы машиностроения с переходом к
выпуску современных машин и оборудования в соответствующих отраслях. Создание
высоких технологий востребовано и для обеспечения конкурентоспособности
авиастроения, судостроения и судоремонта как приоритетных специализаций
г.Комсомольск-на-Амуре, Хабаровской и Владивостокской городских агломераций.
Перспективы формирования кластера на базе результатов космической деятельности
связаны с созданием космодрома Восточный.
Активизация освоения российского сектора Арктики
предусматривается по следующим направлениям:
активизация работ по освоению нефтегазовых месторождений,
переданных недропользователям, а также на нераспределенном фонде недр
арктического континентального шельфа;
существенное повышение изученности арктического
континентального шельфа, а также обеспечение к 2020 году прироста балансовых
геологических запасов морских месторождений нефти до 3 млрд.тонн и газа - до 5
трлн.куб.м;
завершение к 2011 году геолого-геофизического обоснования
внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном
Ледовитом океане;
увеличение добычи морских биологических ресурсов в Арктике
к 2017 году до 20 процентов общего изъятия водных биологических ресурсов в
Российской Федерации, предусмотрев более полное использование добываемых водных
биологических ресурсов;
развитие мощностей по переработке рыбы и других добываемых
морепродуктов, а также увеличение на 30 процентов к 2015 году производства
продукции их переработки для реализации на российском и иностранном рынках;
повышение конкурентоспособности Северного морского пути (в
том числе обеспечение возможности увеличения объемов грузоперевозок) и создание
условий для его использования в перспективе в качестве транспортного коридора,
соединяющего порты Западной Европы с портами Юго-Восточной Азии и Северной
Америки и управляемого Российской Федерацией, а также создание с этой целью к
2015 году единой системы контроля и безопасности судоходства, управления
транспортными потоками в районах интенсивного движения судов в Арктическом
регионе с модернизацией действующих и созданием новых средств и подсистем;
снижение ущерба окружающей среде от расширения
экономической деятельности и восстановление окружающей среды, нарушенной в
результате прошлой деятельности в Арктике на территории Российской Федерации;
обеспечение национальной безопасности в Арктическом регионе
в условиях расширения использования ресурсного потенциала Арктики;
адаптация объектов инфраструктуры к прогнозируемым
климатическим изменениям, а также снижение показателей стойкой утраты
трудоспособности и преждевременной смертности населения, проживающего в
Арктическом регионе;
развитие информационно-коммуникационных технологий для
обеспечения к 2015 году надежной связи, в том числе подвижной, телерадиовещания,
дистанционного зондирования Земли, площадных съемок ледового покрова,
управления движением судов и самолетов, навигационных определений в высоких
широтах Арктики, мониторинга состояния природной среды, безопасности
жизнедеятельности и природопользования в Арктике на основе использования
новейших достижений в области создания космических средств связи и наблюдения;
своевременное предупреждение об опасных
гидрометеорологических и геофизических явлениях и высоких уровнях загрязнения
окружающей среды.
Совершенствование системы
государственного регионального
управления в России
Реализация инновационного, социально ориентированного
сценария регионального развития будет опираться на зоны опережающего
экономического роста.
Принципиально важно решить задачу развития федеральной
транспортной, энергетической, телекоммуникационной и иной производственной и
социальной инфраструктуры с учетом пространственной организации зон
опережающего экономического роста.
Процесс направления бюджетных капитальных вложений в
объекты федеральной инфраструктуры должен стать транспарентным и
ориентированным на достижение целей и решение задач по развитию как отдельных
отраслей, так и регионов. Поэтому в процессе стратегического планирования при
разработке долгосрочных программных документов развития отраслей экономики и
социальной сферы, схем территориального планирования Российской Федерации,
долгосрочных (федеральных) целевых программ необходима их координация с учетом
определенных Концепцией перспективных направлений развития регионов.
Долгосрочные (федеральные) целевые программы должны
определять цели для региональных и муниципальных целевых программ
социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований, а в совокупности такие программы призваны
сформировать благоприятную среду для реализации инвестиционных проектов и
программ бизнеса.
В отношении регионов (в частности Республика Тыва,
Камчатский край, Магаданская область) или геополитически приоритетных
территорий, в частности Калининградской области, требуются комплексные меры,
предусматривающие не только предоставление финансовой помощи, направленной на
выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, но и
оказание целевой финансовой поддержки региональных проектов развития, в том
числе за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, а также путем
создания особых экономических зон.
Развитие межбюджетных отношений федерального центра и
субъектов Российской Федерации будет осуществляться на основе следующих
принципов:
учет территориальной дифференциации, предусматривающий при
расчете трансфертов учет региональных особенностей;
учет дифференциации уровня социально-экономического
развития, направленный на обеспечение учета уровня социально-экономического
развития как при расчете трансфертов, так и при определении уровня
софинансирования соответствующих расходных обязательств региональных бюджетов;
программное финансирование, предусматривающее
предоставление в рамках долгосрочных (федеральных) целевых программ субсидий на
реализацию соответствующих региональных программ, что позволит оценить
перспективы развития соответствующей отрасли в конкретном субъекте Российской
Федерации и эффективность деятельности региональных органов исполнительной
власти по реализации программы, а также определить эффективность федеральных
трансфертов (направления реформирования отраслей и целевые ориентиры для
регионов на федеральном уровне будут определяться в рамках соответствующих
долгосрочных (федеральных) целевых программ и отраслевых стратегий и иных
аналогичных документов);
ответственность регионов за целевое и эффективное
использование межбюджетных трансфертов из федерального бюджета,
предусматривающая координацию предоставления указанных трансфертов с
эффективностью реализации региональных программ развития отраслей, на которые
предоставляются федеральные субсидии, а также с осуществлением органами власти
субъектов Российской Федерации иных мероприятий, связанных с проведением реформ
в тех или иных сферах, цели и методология которых задаются на федеральном
уровне (невыполнение регионом соответствующих обязательств и программных
целевых индикаторов будет автоматически вести к сокращению предоставления
федеральной финансовой помощи по определенному направлению).
Рост территориальной мобильности населения и преодоление
депопуляции требует в первую очередь содействия добровольному переселению
соотечественников и иностранной рабочей силы в регионы с прогнозируемой
потребностью в трудовых ресурсах, а также создания экономических условий для
миграции трудовых ресурсов из перенаселенных регионов страны в регионы с
дефицитом рабочей силы.
Коннцепция социально-экономического развития России до 2020 года