Модель инновационного социально ориентированного развития
наряду с использованием традиционных конкурентных преимуществ в энергосырьевом
секторе предполагает создание и активизацию новых факторов экономического
роста, отвечающих вызовам долгосрочного периода. Это - прорыв в повышении
эффективности человеческого капитала и создании комфортных социальных условий,
либерализация экономических институтов и усиление конкурентности бизнес-среды,
ускоренное распространение новых технологий в экономике и развитие
высокотехнологичных производств, активизация внешнеэкономической политики.
Действие этих факторов суммарно обеспечивает выход российской экономики на
траекторию долгосрочного устойчивого роста со средним темпом около 106,4-106,5
процента в год.
Инновационное развитие российской экономики в 2008-2020
годах будет проходить в 2 этапа, различающиеся по условиям, факторам и рискам
социально-экономического развития и приоритетам экономической политики
государства.
Первый этап (2008-2012 годы) базируется на реализации и
расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает
российская экономика в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный
сектор, переработка природных ресурсов). Одновременно будут создаваться
институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем
этапе системный перевод российской экономики в режим инновационного развития.
Данный этап характеризуется следующими условиями
социально-экономического развития:
адаптация экономики к негативным явлениям на мировых
финансовых рынках;
сужение возможностей форсированного наращивания
энергетического и сырьевого экспорта, адаптация экономики к ухудшению
внешнеэкономической конъюнктуры и снижению мировых цен на нефть и сырье, а
также развертыванию мирового финансового и экономического кризиса;
сокращение предложения трудовых ресурсов в связи со
снижением численности населения в трудоспособном возрасте, обострение дефицита
профессиональных кадров;
негативное влияние на экономику ограничений со стороны
энергетической и транспортной инфраструктуры;
усиление конкуренции на внутренних рынках, связанной, с
одной стороны, с возрастанием требований потребителей к качеству товаров, с
другой - с исчерпанием ценовых конкурентных преимуществ обрабатывающих
производств;
изменение макроэкономической ситуации, прекращение
укрепления рубля в связи со снижением внешнеторгового сальдо.
Основные приоритеты социальной и экономической политики на
данном этапе включают следующее:
в области развития человеческого потенциала:
принятие неотложных мер в сфере демографии и здоровья
населения, направленных на стабилизацию демографической обстановки в обществе,
снижение смертности в трудоспособном возрасте;
выход минимальной заработной платы на уровень прожиточного
минимума, внедрение новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений,
ориентированных на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг и
учитывающих сложность и объемы выполняемой работы;
решение основных социальных проблем военнослужащих;
преодоление проблемы бедности пенсионеров (минимальный
уровень пенсии устанавливается с 2010 года на уровне не ниже величины
прожиточного минимума пенсионера, а средний размер трудовой пенсии повышается
до 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера к 2016-2020 годам);
структурная и технологическая модернизация здравоохранения,
образования и других отраслей социальной сферы, обеспечивающая доступность
качественных социальных услуг для населения;
создание механизмов доступности качественного жилья,
решение проблемы ветхого и аварийного жилья, модернизация жилищно-коммунального
хозяйства;
улучшение состояния окружающей среды, повышение
экологических стандартов, создание эффективной системы утилизации отходов
производства и потребления, повышение обеспеченности населения качественной
питьевой водой;
возрождение массовой физической культуры и вовлечение
населения в систематические занятия физической культурой и спортом;
создание основ современной индустрии туристско-рекреационных
услуг и повышение ее конкурентоспособности на международном рынке;
в области создания высококонкурентной институциональной
среды:
развитие конкурентных рынков товаров и услуг, капитала,
рабочей силы, создание инфраструктуры международного финансового центра в
г.Москве;
либерализация экономической среды, снижение инвестиционных
и предпринимательских рисков, налаживание институтов частно-государственного
партнерства;
создание эффективного государства, снижение уровня
коррупции;
поддержание макроэкономического равновесия, обеспечение
стабильного курса рубля и снижение инфляции до 5-6,5 процента в год;
сокращение избыточной части государственного и
муниципального секторов экономики;
в области обеспечения структурной диверсификации и
инновационного развития:
завершение формирования национальной инновационной системы,
модернизация фундаментальной и прикладной науки и профессионального
образования;
содействие модернизации высокотехнологичных отраслей
экономики, в том числе в кооперации с ведущими мировыми производителями, выходу
на мировые рынки с новыми высокотехнологичными продуктами;
содействие повышению конкурентоспособности массовых
обрабатывающих производств промышленности (в том числе переработка сырья,
металлургия, химия, производство строительных материалов, автомобилестроение,
пищевая промышленность) с целью рационализации импорта и увеличения экспорта
продуктов переработки;
содействие развитию малого и среднего бизнеса;
в области расширения глобальных конкурентных преимуществ в
традиционных отраслях:
преодоление в основном дефицита энергетических мощностей (в
генерации электрической энергии и сетевом хозяйстве), завершение реформы
электроэнергетики, развертывание масштабных инвестиционных проектов в отрасли;
завершение крупномасштабных проектов в области добычи,
переработки и транспортировки углеводородов, направленных на обеспечение
внутреннего спроса и диверсификацию их экспорта;
реализация масштабных проектов по развитию транспортной
сети, повышение качества и снижение стоимости транспортных услуг для населения
и бизнеса;
в области укрепления внешнеэкономических позиций России:
формирование таможенного союза со странами ЕврАзЭС, включая
гармонизацию законодательства и правоприменительной практики;
расширение сотрудничества по осуществлению взаимных
инвестиций, в том числе со странами ЕврАзЭС, для обеспечения устойчивости
торговых и кооперационных связей и повышения трансграничной мобильности
факторов производства;
развитие устойчивых производственных кооперационных связей
со странами - технологическими лидерами, в том числе в целях осуществления
совместных проектов выхода на глобальные рынки;
завершение процесса присоединения к Всемирной торговой
организации и создание инфраструктуры полноценного участия России в этой
организации, вступление в Организацию экономического сотрудничества и развития;
в области сбалансированного пространственного развития:
создание новых центров развития на Юге России, в Восточной
Сибири и на Дальнем Востоке, связанных с комплексной переработкой сырья,
развитием рекреационной инфраструктуры;
формирование ряда инновационных высокотехнологичных
кластеров в европейской и азиатской частях России.
На первом этапе будут достигнуты следующие целевые
макроэкономические индикаторы (2012 год к 2007 году):
увеличение ожидаемой продолжительности жизни - 2,5 года;
рост валового внутреннего продукта - 137-138 процентов;
рост производительности труда - 140-141 процент;
снижение энергоемкости валового внутреннего продукта -
81-83 процента;
рост реальных располагаемых доходов населения - 153-154
процента;
рост инвестиций в основной капитал - 180-185 процентов;
расходы на НИОКР (частные и государственные расходы)
-1,4-1,6 процента валового внутреннего продукта;
расходы на образование (частные и государственные расходы)
- 5,5-5,7 процента валового внутреннего продукта;
расходы на здравоохранение (частные и государственные
расходы) - 5,2-5,4 процента валового внутреннего продукта.
Второй этап (2013-2020 годы) - рывок в повышении глобальной
конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую
базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшения качества человеческого
потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.
Условия социально-экономического развития на данном этапе
характеризуются:
ожидаемой новой технологической инновационной волной в
ведущих странах мира, связанной с распространением новых технологий,
качественно меняющих свойства выпускаемых товаров, процессы производства и
потребления;
повышением демографической нагрузки на трудоспособное
население, способным усилить напряженность в пенсионной системе;
наличием созданных в предшествующий период экономических
институтов, стимулирующих предпринимательскую и инвестиционную активность, и
национальной инновационной системы;
интенсивным расширением среднего класса, формирующим спрос
на комфортное жилье, качественные услуги образования и здравоохранения;
преодолением в основном ограничений в экономике со стороны
энергетической и транспортной сетей;
возрастанием требований к экологическим параметрам
производства.
Основные приоритеты социальной и экономической политики на
втором этапе включают следующее:
в области развития человеческого потенциала:
распространение стандартов здорового образа жизни;
переход к индивидуализированному непрерывному образованию,
доступному всем гражданам;
внедрение инновационных технологий в здравоохранении и
образовании, решение проблемы их кадрового обеспечения;
выход на современные стандарты жилищных условий, реализация
новых технологий строительства жилья;
распространение механизмов социального партнерства,
обеспечение сбалансированности заработной платы и производительности труда;
создание эффективной пенсионной системы на принципах
страхования и накопления;
установление минимального размера оплаты труда на уровне
восстановительного потребительского бюджета (превышающего прожиточный минимум
трудоспособного населения в 2-2,2 раза);
в области создания высококонкурентной институциональной
среды:
адаптация экономических институтов к требованиям глобальной
мобильности факторов производства и трансграничной производственной кооперации;
обеспечение глобальной конкурентоспособности банковского
сектора, финансовых рынков;
снижение инфляции до 3-3,5 процента в год;
в области обеспечения структурной диверсификации и
инновационного развития:
интеграция национальной инновационной системы в глобальную
инновационную систему, интеграция науки, образования и бизнеса;
расширение позиций российских компаний на мировых
высокотехнологичных рынках, превращение высокотехнологичных производств и
отраслей экономики знаний в значимый фактор экономического роста;
обеспечение интенсивного технологического обновления
массовых производств на базе новых энерго- и ресурсосберегающих экологически
безопасных технологий, формирование центров глобальной компетенции в
обрабатывающей промышленности, сфере интеллектуальных услуг и других секторах
экономики, решение проблемы обеспечения экономики высокопрофессиональными
кадрами;
в области расширения глобальных конкурентных преимуществ в
традиционных отраслях:
масштабное внедрение новых ресурсосберегающих технологий в
электроэнергетике (включая чистые угольные технологии), расширение производства
электроэнергии на атомных электростанциях;
расширение ресурсной базы экономики, активное освоение
месторождений углеводородов арктического шельфа и Восточной Сибири;
завершение формирования опорной транспортной сети,
интегрированной в мировую транспортную систему, наращивание экспорта
транспортных услуг;
транспортное обеспечение комплексного освоения и развития
территорий Сибири и Дальнего Востока и разработки новых месторождений полезных
ископаемых;
внедрение новых транспортных (перевозочных) и
транспортно-логистических технологий, обеспечивающих повышение качества и
доступности транспортных услуг;
переход сельского хозяйства к устойчивому режиму развития
при значительном укреплении позиции России на мировых рынках продовольствия;
опережающее развитие энергетической инфраструктуры,
преодоление в основном дефицита энергетических мощностей (в генерации
электрической энергии и сетевом хозяйстве), завершение реформы
электроэнергетики, развертывание масштабных инвестиционных проектов в отрасли;
в области укрепления внешнеэкономических позиций России:
обеспечение полномасштабного функционирования таможенного
союза и формирование единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС;
формирование зон свободной торговли с заинтересованными
странами-соседями на евразийском пространстве;
расширение гибких разносторонних отношений с мировыми
экономическими центрами, расширение участия в региональных организациях
Азиатско-Тихоокеанского региона;
превращение России в один из мировых финансовых центров,
обеспечение лидирующих позиций на финансовых рынках евразийского пространства;
превращение российского рубля в ведущую региональную
резервную валюту;
в области сбалансированного пространственного развития:
комплексное развитие территорий Сибири и Дальнего Востока,
закрепление населения в восточных регионах страны;
снижение территориальной социально-экономической
дифференциации до уровня, обусловленного объективными различиями регионов;
обеспечение сбалансированности доходной базы и расходных
обязательств регионов;
развитие на инновационной основе центров экономического
роста (в перспективных специализациях) на Урале, в Поволжье, на Северо-Западе,
формирование новых центров расселения и концентрации высокотехнологичного
бизнеса в Центральной России.
На втором этапе будут достигнуты следующие целевые
макроэкономические индикаторы (2020 год к 2012 году):
увеличение ожидаемой продолжительности жизни - 2 года;
рост валового внутреннего продукта - 164-166 процентов;
рост производительности труда - 171-178 процентов;
снижение энергоемкости валового внутреннего продукта -
70-75 процентов;
рост реальных располагаемых доходов населения - 164-172
процента;
рост инвестиций в основной капитал - 215-223 процента;
расходы на НИОКР (частные и государственные расходы) - 3
процента валового внутреннего продукта;
расходы на образование (частные и государственные расходы)
- 6,5-7 процентов валового внутреннего продукта;
расходы на здравоохранение (частные и государственные
расходы) - 6,7-7 процентов валового внутреннего продукта.
Развитие после 2020 года будет направлено на закрепление
лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и превращение инноваций в ведущий
фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры
общества.
Условия социально-экономического развития на данном этапе
характеризуются:
переходом России в группу стран с высоким уровнем дохода на
душу населения, доминированием массового среднего класса в социальной структуре
общества;
развертыванием новых инфраструктурных проектов,
направленных на развитие атомной энергетики и использование альтернативных
видов топлива и энергии, а также высокотехнологичных транспортных систем;
эффективной интеграцией России в систему мирового
разделения труда, что позволит реализовать ее конкурентный потенциал в сферах
высоких технологий, экономики знаний, энергетики и транспорта;
расширением передовых позиций российской науки по
приоритетным направлениям научных исследований;
ужесточением экологических требований.
Приоритеты социальной и экономической политики в этот
период включают следующее:
в области развития человеческого потенциала:
улучшение качества социальной среды и здоровья нации, выход
на стабильные демографические показатели и повышение продолжительности жизни;
ускоренное развитие человеческого потенциала, выход на
стандарты обеспечения услугами образования и здравоохранения, характерные для
развитых стран;
переход к комфортному типу расселения, доступному для
основной массы населения;
снижение бедности до уровня, характерного для развитых
стран;
в области создания высококонкурентной институциональной
среды:
развитие государственного управления экономикой,
адаптированного к сетевым международным формам ведения бизнеса, системам
глобальной кооперации;
развитие новых форм социального партнерства, гражданского
контроля за деятельностью государства и корпораций;
создание полноценной финансовой системы, интеграция
банковской и финансовой систем в мировое хозяйство;
снижение инфляции до уровня менее 3 процентов в год;
в области обеспечения структурной диверсификации и
инновационного развития:
устойчивое развитие высокотехнологичного сектора как
составной части мирового рынка высокотехнологичной продукции;
формирование новых высококонкурентных отраслей, основанных
на экономике знаний;
расширение интеграции обрабатывающих отраслей в мировую
экономику на основе их встраивания в глобальные цепочки производства
добавленной стоимости;
развитие экологически чистых производств;
в области расширения глобальных конкурентных преимуществ в
традиционных отраслях:
развитие экологически чистых способов производства энергии;
интеграция транспортной и энергетической систем в структуры
глобальной экономики, эффективное функционирование международных транспортных
коридоров;
повышение качества транспортных услуг и внедрение новых
транспортных технологий;
в области укрепления внешнеэкономических позиций России:
обеспечение функционирования работоспособных экономических
объединений на евроазиатском экономическом пространстве с участием и при
лидирующей роли России;
достижение ключевой роли России в выработке мирового
экономического порядка и решении глобальных проблем в рамках участия в
международных институтах сотрудничества;
в области сбалансированного пространственного развития:
обеспечение высокой территориальной мобильности населения и
сопоставимых условий жизни на всей территории страны;
обеспечение высокой экономической активности в восточных и
южных регионах страны.
За пределами 2020 года накопленный потенциал знаний и
капитала, соответствующий передовым экономикам мира, определит сохранение
тенденций устойчивого социально-экономического развития страны с опорой на
инновационные высокотехнологичные сектора экономики и сектор услуг как основные
движущие силы экономического роста. К 2030 году валовой внутренний продукт
может вырасти по сравнению с 2007 годом в 3,8 раза, а валовой внутренний
продукт на душу населения по паритету покупательной способности достичь 51
тыс.долларов США (в ценах 2005 года).
Коннцепция социально-экономического развития России до 2020 года