Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Доклад по мониторингу призыва за 2010 г.

СОЮЗ ПРАВОЗАЩИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

«Гражданин и Армия»

 

ДОКЛАД

о нарушениях прав человека и гражданина при призыве на военную службу в 2010 году

 

Мониторинг случаев нарушения прав и свобод граждан при призыве на военную службу в Российской Федерации выполняется правозащитными организациями под эгидой Совета при Президенте Российской Федерации по развитию институтов гражданского общества и правам человека, и при поддержке Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Мониторинг позволил выявить наиболее распространённые типы нарушений прав граждан при призыве на военную службу в 2010 году:

 -  нарушения прав граждан при медицинском освидетельствовании;

 -  принудительное доставление и проведение процедуры призыва в один день;

 -  нарушение сроков призыва и незаконные вызовы в военные комиссариаты;

 -  нарушения при извещении о вызове в военный комиссариат;

 -  призыв граждан в период действия отсрочки от призыва;

 -  нарушение процедуры выдачи военных билетов лицам, признанным ограниченно годными к военной службе;

Основной причиной выявленных нарушений является несоблюдение органами власти и должностными лицами действующих правовых норм, а также несовершенство нормативных документов.

При проведении мониторинга весной и осенью 2010 г., информация по многим случаям выявленных нарушений (при получении согласия призывника, и когда это было необходимо для решения проблемы), направлялась в виде заявлений, обращений или запросов в адрес призывных комиссий, военных комиссариатов, органов прокуратуры, в судебные органы. Значительную часть нарушенных прав граждан, обратившихся за помощью, таким образом, удалось восстановить.

Призывная кампания 2010 года, по мнению ряда экспертов, прошла под девизом «выполнение плана призыва любой ценой», и в настоящей демографической ситуации приблизить достижение указанных цифр стало возможным только благодаря большему количеству нарушений.

 

Нарушения прав граждан при медицинском освидетельствовании

Нарушения при медицинском освидетельствовании были отмечены как самые массовые во всех регионах, где проводился мониторинг. Прохождение призывниками медицинского освидетельствования часто носит формальный и поверхностный характер, нередко осуществляется в отсутствие медицинских документов, отражающих состояние здоровья призывника, игнорирование врачами-специалистами, работающими в отделах военного комиссариата жалоб на состояние здоровья по заболеваниям, не указанным ранее в их медицинских документах. Многие призывники проходят медицинское освидетельствование до получения результатов диагностических исследований (анализов, флюорографии, электрокардиографии и др.).

Согласно п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. № 123, под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан в целях определения их годности к военной службе. Порядок проведения медицинского освидетельствования граждан при призыве определен в приложении №3 к Приказу министра обороны и Министерства здравоохранения РФ от 23 мая 2001 г. № 240/168. В частности, п. 38 указанного приложения содержит требования, предъявляемые к акту исследования состояния здоровья призывника. А именно: обследование призывников должно быть «полноценным с учетом основного и сопутствующих заболеваний». В акте должны быть указаны результаты клинико-инструментальных методов исследования и объективные данные, подтверждающие основной и сопутствующий диагнозы. Диагнозы «должны соответствовать принятой международной классификации болезней, иметь интранозологическую характеристику с указанием стадии заболевания или физического недостатка, стадии компенсации, функциональных нарушений пораженного органа (системы)».

Обычным в работе призывных комиссий является прохождение медицинской комиссии за один день. Врачи результатов анализов не имеют, т.к. только что выдали призывнику направления на анализы. На комиссии принимают решение, что призывник по состоянию здоровья годен к военной службе. Правозащитными организациями зафиксированы многочисленные случаи, когда призывные комиссии принимали решение о призыве, не дожидаясь результатов обязательных медицинских обследований, либо медицинское освидетельствование призывников проводилось уже после принятия решения о призыве.

Пример:

По данным Правозащитной Группы «Гражданин. Армия. Право» (Москва) призывник Жантоан В.Ю. 7 декабря получил повестку на мероприятия связанные с призывом на 11 час. 9 декабря. Явившись в указанное время за час он прошел медицинское освидетельствование и призывную комиссию. После вынесения решения о призыве ему вручили направление на предусмотренные п.15 «Положения о военно-врачебной экспертизе», исследования анализы, флюорография, ЭКГ необходимые для определения категории годности к военной службе.

Согласно Приказу Министра Обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 года №240/168 (п.7 Инструкции-Приложения №3 к Приказу), данные исследования должны быть проведены не ранее, чем за 30 дней до освидетельствования. Это нарушение является систематическим при призыве и более подробно будет рассмотрено в следующем разделе.

Нередко решение принимается призывной комиссией без изучения амбулаторной карты призывника, со ссылкой на то, что ее отсутствие у призывника на призывной комиссии означает, что он полностью здоров. Отсутствие в личном деле призывника его амбулаторной карты должно служить причиной для откладывания решения о призыве до ее получения и тщательного изучения.

Обращают на себя внимание случаи игнорирования медицинскими и призывными комиссиями жалоб призывников на проблемы со здоровьем, отказа в направлении призывников на дополнительное медицинское обследование. Особенно, если нет медицинских документов, в которых зафиксированы заболевания. Причины их отсутствия бывают различными: в медицинских учреждениях теряются амбулаторные карты больных, в сельской местности отсутствуют медицинские учреждения, родители надеются на то, что все проблемы со здоровьем сына будут выявлены при медицинском освидетельствовании в военкомате и т. д. Часто поступают жалобы от призывников, что в военкоматах отказываются принимать представляемые ими медицинские документы, мотивируя тем, что они не из тех медицинских учреждений, что обследоваться и лечиться призывники должны только по месту, куда их направляет отдел военного комиссариата. При этом нередко и врачи отказываются принимать граждан призывного возраста, обращающихся с жалобами на здоровье, без направления военкомата.

Пример:

Зарубин А.В., 1991 г.р. (г.Санкт-Петербург) 20 декабря явился самостоятельно на призывной пункт для прохождения медицинского освидетельствования. С собой у него были подлинники медицинских документов, рентгеновские снимки. Ранее копии указанных документов почтой направлялись в призывную комиссию с просьбой приобщить их к личному делу. Врачи при проведении медицинского освидетельствования не учитывали документы призывника. После прохождения медицинской комиссии, призывника направили на призывную комиссию, на которой был только один человек: начальник отделения призыва Михайлов М.В., который затем повез его и еще двоих призывников на Сборный пункт СПб. Вынужден был покинуть сборный пункт для защиты своих прав.

Пример:

По данным «Комитетf солдатских матерей (КСМ) Калининградской области» Яковлев Владимир Владимирович был признан годным к прохождению военной службы по категории годности Б-3 и ему была выдана повестка на явку в войска на 22 октября 2010 года. Сразу после принятия решения о призыве Яковлева прошел еще раз обследование, диагноз подтвердился, однако призывная комиссия г.Калининграда отказалась менять свое решение, ссылаясь на возможность Яковлева предъявить свои жалобы во время отправки в войска. Яковлев не согласился с этим решением и обратился с заявлением в суд. Суд Ленинградского района отменил решение о призыве Яковлева и признал его незаконным на том основании, что Яковлев имеет заболевание – сколиоз 2 степени, а призывная комиссия не направила его на дополнительное обследование, не смотря на настойчивые жалобы.

Анализ обращений в 2010 г. вынуждает констатировать участившиеся нарушения со стороны врачей, проводящих обследование призывников, как по направлению военных комиссариатов, так и при обращениях граждан призывного возраста за медицинской помощью. Во многих случаях сама нагрузка на врачей, необходимость в краткие сроки обследовать большое количество призывников таковы, что делают невозможным качественное освидетельствование с учетом всех аспектов состояния их здоровья. Не всегда соответствует задачам медицинского освидетельствования уровень материально-технического обеспечения работы военно-врачебных комиссий.

Часто бывают случаи, когда призывная комиссия работает не в полном составе, а иногда и без необходимого кворума или легитимного состава.

Пример:

По информации «Солдатские матери Санкт-Петербурга согласно ответу из Администрации Калининского района СПб от 29.09.2010 на запрос Павловой И.Б. в персональный состав врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, привлекаемых для медицинского освидетельствования призывников в Калининском районе Санкт-Петербурга включены врачи-специалисты от ГУЗ «Городская поликлиника № 112»: терапевт - Шевченко Виталий Борисович, невролог - Николаева Екатерина Анатольевна. Однако от главного врача ГУЗ «Городская поликлиника № 112» получено письмо о том, что указанные специалисты в штате данного учреждения здравоохранения не состоят.

Пример:

14 декабря призывник Мялкин Р.К., 1991 г.р.был задержан сотрудником милиции участковым ТП № 14 Старковым примерно в 14.30 на пр. Просвещения и доставлен в ТП № 14. Затем его привезли на призывной пункт. Из заявления матери: «На призывном пункте у моего сына отняли телефон, меня не впускали, держали сына под замком, не разрешали передать голодному сыну еду. На законные требования об освобождении ответили отказом, угрожали в случае сопротивления и отказа их требованиям применить наручники и более жесткие методы воздействия. Вечером примерно в 21.00 был проведен медицинский осмотр не понятно кем в составе одного человека без бейджика».

Крайне редко приглашаются необходимые для решения вопроса о годности призывника узкие специалисты. Особенно важно присутствие такого специалиста при обследовании профильного заболевания у призывника. Так, хирург общего профиля принимает решения при определении категории годности призывников с урологическими заболеваниями, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и одновременно по рентгенологии. Такая ситуация приводит к серьезным проблемам.

Пример:

В Санкт-Петербурге по данным «Солдатские матери Санкт-Петербурга» врачи-специалисты часто, не обладая квалификацией (например, рентгенолога), чертят и читают рентгеновские снимки и устанавливают «свой» диагноз, не имея на то законного права, поскольку призывной пункт, где они проводят освидетельствование, не является медицинским учреждением, а стало быть, не имеет соответствующей лицензии. В отношении призывника Т. врач-хирург призывной комиссии, осуществляющей призыв в Калининском районе, несмотря на имеющиеся у призывника медицинские документы, установил ему «свой» диагноз.

Одно из серьезных нарушение отразил в своем Докладе Уполномоченный по правам человека по Пермскому краю, указав на то что «в Пермском крае, как и во всех субъектах Российской Федерации, продолжает сохраняться проблема с лицензированием военно-врачебной экспертизы. На сегодняшний день освидетельствование призывников военно-врачебной комиссией Военного комиссариата Пермского края осуществляется без лицензии на этот вид деятельности, что не соответствует законодательству Российской Федерации и нарушает права граждан».

Закономерно, что подобный вид деятельности должен осуществляться специализированными организациями, имеющими надлежащую лицензию. Так как согласно подп.96 п.1 ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 31.05.2010) медицинская деятельность подлежит лицензированию. В соответствии с Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, военно-врачебная экспертиза отнесена к медицинской деятельности, подлежащей обязательному лицензированию. Лицензирование позволяет определять возможности медицинского учреждения по оказанию лечебно-профилактической помощи, а так же медицинских услуг, с наделением правом заниматься медицинской практикой в объеме, адекватном уровню подготовки медицинского персонала, состоянию материально-технической базы учреждения и его оснащения.

Согласно ст. 51 «Основ законодательства» и п. 1 Положения о ВВЭ, категория годности гражданина к военной службе определяется в результате прохождения военно-врачебной экспертизы. При этом возможность определять категорию годности к военной службе в рамках иного вида медицинской деятельности законодательством не предусмотрена.

Вопрос о статусе комиссии, проводящей медицинское освидетельствование призывников, часто поднимался правозащитниками в различных инстанциях. Ответы должностных лиц сводятся к тому, что врачи-специалисты не проводят военно-врачебную экспертизу, а следовательно, медицинская комиссия не нуждается в получении лицензии на проведение ВВЭ.

Призывники приходят в военный комиссариат, в первую очередь, для определения степени годности к службе в вооруженных силах. Только если они действительно годны к военной службе по состоянию здоровья, рассматривается их право на предоставление отсрочки от призыва, предусмотренное в ст. 24 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» и п.13 раздела  II «Положения о призыве», а не наоборот, как практикуется в призывных комиссиях города Москвы.

Нарушение прав граждан при прохождении медицинского освидетельствования – одно из самых распространенных при проведении призывных мероприятий. Признаются годными к военной службе больные юноши, которые должны были получить освобождение от призыва по состоянию здоровья и быть зачислены в запас.

Пример:

Призывник Буробин Михаил Андреевич, 1992 года рождения, ОВКгМ[1] по Кунцевскому району страдает бронхиальной астмой, но решением призывной комиссии 9 ноября 2010 года вместо определения действительной категории годности к военной службе и зачисления в запас получил отсрочку для получения образования.

Призывные комиссии не обращают внимания на имеющиеся у призывников заболевания, подтвержденные медицинскими документами (особенно когда дело касается студентов), определяют степень годности к военной службе как «годен» и предоставляют им отсрочку по учебе в нарушение закона.

Пример:

Кузнецов Дмитрий Юрьевич, 1991 года рождения, ОВКгМ по Раменскому району, страдает заболеванием сердечно-сосудистой системы, но, в нарушение закона, призывника признали годным к военной службе без проведения углубленного медицинского обследования для уточнения диагноза заболевания и предоставили отсрочку по обучению.

Определение степени годности к военной службе часто происходит без медицинских документов (в частности без амбулаторных карт) и без необходимых дополнительных медицинских обследований. Прохождение призывниками медицинского освидетельствования в большинстве случаев носит формальный и поверхностный характер и не сопровождается всесторонним и глубоким изучением состояния их здоровья.

Пример:

Призывник ОВК Костромского района Новоселов Семен Борисович, 1990 г.р., в апреле 2010 г. проходил медицинскую комиссию. Диагноз: «Церебральный арахноидит. Обострение на  фоне нейроинфекции». Данное заболевание соответствует категории годности «В» в соответствии со ст. 22 и 25 Расписания болезней. Однако, предоставленную Выписку из истории болезни Новоселова С.Б. призывная комиссия не рассматривала. Акт на обследование по данному заболеванию призывник Новоселов не получил. Вынесено решение о категории годности «Б». Решением суда решение призывной комиссии отменено. В осенний призыв предоставлено освобождение.

Неоднократно отмечены случаи необоснованного направления призывников на дополнительное обследование в психиатрические стационары. Врачи без наличия сведений из психоневрологических диспансеров и жалоб молодых людей  выставляют психиатрические диагнозы и направления на госпитализацию.

Пример:

Тартанов Михаил Андреевич, 1998 года рождения ОВК г.Москвы по Измайловскому району, страдает миопией высокой степени, но врач-психиатр решил направить его на стационарное психиатрическое обследование, причем в медицинское учреждение, в котором он сам работает. Было направлено обращение в Департамент Здравоохранения города Москвы, который провел служебное расследование по факту нарушений, допущенных в отношении Тартарова. В ходе проведенного расследования нарушения в работе врача-психиатра  медицинской комиссии Мельникова М.А.  подтвердились. По результатам расследования за допущенные нарушения врачу объявлен выговор. Заместителю начальника Управления здравоохранения ВАО поручено усилить контроль за работой медицинских комиссий ОВК районов ВАО города Москвы.

Особую озабоченность вызывает тенденция направления на психиатрическое обследование молодых ребят заявивших о своем праве на прохождение альтернативной гражданской службы.

Пример:

В Докладе Уполномоченного по правам человека по Пермскому краю приводится пример молодого парня на основании того, что он посещает церковь протестантского вероисповедания, районной призывной комиссией (Свердловский р-н) был поставлен диагноз психического расстройства личности. Казалось бы, облегчили ему судьбу, он получил освобождение от любой формы исполнения своего гражданского долга. Но ведь нормального парня, документально сделали психбольным. Благо, что он принципиально решил доказать свою состоятельность, смог добиться отмены незаконного решения призывной комиссии.

Согласно приказу Министра обороны от 2 октября 2007 г. № 400, для принятия решения о категории годности гражданина к военной службе необходимо представить акт исследования состояния здоровья с указанием результатов проведенных исследований, постановленного диагноза, выписку из истории болезни, заверенные подписями главного врача и лечащего врача. Согласно расписанию болезней и ТДТ (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением правительства от 26 февраля 2003 г. № 123) по подавляющему количеству его статей, категория годности гражданина к военной службе зависит от наличия или отсутствия нарушения функций того или иного органа или системы. На практике в актах исследования состояния здоровья практически никогда не указывается на наличие нарушения функций и степени их выраженности.

Пример:

Сазонкин Иван Константинович был признан годным к прохождению военной службы призывной комиссией г. Калининграда 3 ноября 2010 года несмотря на выставленный лечащим врачом диагноз – хронический полипозный синусит с сильным нарушением носового дыхания. В медицинских документах Сазонкина было написано, что он начинает задыхаться, даже поднявшись по лестнице на второй этаж, но призывную комиссию это не впечатлило. Согласно «Расписания болезней» Положения о военно-врачебной экспертизе, данное заболевание должно было быть квалифицировано по категории годности «В». В первый же день военной службы на занятиях по физической подготовке Сазонкин упал от недостатка воздуха в обморок, а его жена, находящаяся на 6-ой неделе беременности, узнав об этом, попала в больницу с угрозой выкидыша, где находится до сих пор. Сазонкин обратился в суд с требованием отменить решение о его призыве, как незаконное и вернуть его в семью.

Врачи-специалисты, проводящие медицинское освидетельствование призывников в военном комиссариате, не наделены полномочиями установления диагноза заболевания, а лишь определяют категорию годности путем сопоставления выявленного при специальном обследовании призывника диагноза заболевания с тождественной формулировкой Расписания болезней. Категория годности к военной службе должна соответствовать данной формулировке. Изменение диагноза, указанного в акте исследования состояния здоровья призывника соответствующим врачом-специалистом, врачом, проводящим освидетельствование, недопустимо.

Пример:

Кузнецов Александр Петрович по направлению призывной комиссии г.Зеленоградска проходил стационарное обследование в кардиологическом отделении Калининградской областной больницы и на него был заполнен Акт исследования состояния здоровья с диагнозом: гипертоническая болезнь 1 стадии. Однако призывная комиссия г. Зеленоградска изменила диагноз областных кардиологов и выставила – свой: - гипертоническая болезнь пограничная и 19 декабря 2010 года приняла решение о призыве Кузнецова на военную службу. Самому Кузнецову было сказано, что если у него на ОСП будет высокое давление, то врачи снимут его с призыва. 22 декабря 2010 года призывник Кузнецов прибыл на ОСП, у него было измерено давление. Систолическое давление было 215 мм. рт. ст., что соответствует гипертоническому кризу. Данные об этом было занесены в личное дело призывника. Однако врачи областного ВВК утвердили диагноз врачей районной призывной комиссии – гипертоническая болезнь пограничная и направили Кузнецова в войска. На второй день службы Кузнецов попал в военный госпиталь, где и находится до сих пор с очень высокими показаниями давления.

Пример:

Игнатьев Олег, г.Казань, несколько лет обследуется по поводу болезни почек. Осенью 2010 признан годным, принято решение о призыве. Обжаловал в суд. В суде выяснилось, что есть решение призывной комиссии от 2008 года о признании его не годным и зачислении в запас по состоянию здоровья. Решение было поставлено под сомнение хирургом призывной комиссии Республики Татарстан. Поэтому военкомат продолжал обследовать, решение не выполнял. Суд решил что призыв проведен незаконно поскольку решение 2008 года не отменено.

Комплексным результатом перечисленных в данном разделе проблем является то, что в конечном итоге на военную службу призывается значительное число граждан со слабым здоровьем, фактически не годных или ограниченно годных к военной службе. Вооруженные силы пополняются военнослужащими, которые объективно не в состоянии в полном объеме исполнять обязанности военной службы. В результате имеющиеся заболевания у них нередко обостряются и достигают степени, при которой может наступить инвалидность. При досрочном увольнении военнослужащих с военной службы по состоянию здоровья им положены страховые выплаты, а в случае признания инвалидом в течение года - дополнительные выплаты, которые осуществляются из бюджета.

Принудительное доставление и проведение процедуры призыва в один день

Одним из наиболее распространенных противозаконных мероприятий характеризующих осенний призыв, по мнению всех экспертов, является незаконное доставление призывников в отделы военного комиссариата и проведение в отношении них призывных мероприятий с вынесением решения о призыве на военную службу в тот же день. В осенний призыв 2010 года был отмечен резкий рост таких нарушений.

При этом во многих случаях нарушения были комплексными. Как указывают в своем докладе «Солдатские матери Санкт-Петербурга»: на горячую линию организации в период с 16 ноября по 31 декабря поступило около 600 обращений от граждан по фактам насильственного призыва. По данным фактам было написано порядка 70 обращений в контролирующие инстанции. По каждому факту в организации имеется письменное обращение, подписанное гражданином или его родителями.

Данное нарушение включает в себя целый комплекс нарушений базовых прав призывников (нарушение процедуры призыва, права на обжалование решения призывной комиссии, права на охрану здоровья)».

При попытке насильственного призыва в отношении граждан грубо нарушаются конституционные нормы, а именно:

 ·  Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ)

Призывников задерживали и оставляли на ночь в призывных пунктах, на Сборном пункте, несмотря на то, что они на момент задержания не являлись военнослужащими. Задержанные призывники под «конвоем» проходили медицинское освидетельствование и обследование.

 ·  Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ)

Медицинское освидетельствование граждан проходило поверхностно, врачи-специалисты не рассматривали анамнез и жалобы граждан на состояние здоровья, а между тем на основании п. 3 ст. 7 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» врачи-специалисты, участвующие в медицинском освидетельствовании, способствующие своими действиями незаконному призыву граждан на военную службу, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

 ·  Право на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ)

Сразу после проведения медицинского освидетельствования призывники направлялись на сборный пункт для отправки в армию. Возможность обжаловать решение призывной комиссии им предоставлена не была.

Статья 59(2) Конституции РФ и ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает четкую процедуру призыва, которая была грубо нарушена при проведении призывных мероприятий в отношении призывников, а именно:

1. на все призывные мероприятия, в том числе на контрольную явку, граждане вызываются повестками военного комиссариата (ст.ст. 10, 26 «О воинской обязанности и военной службе»);

2. призывная комиссия, принимающая решения, должна состоять из 8 (восьми) человек (ст. 27 «О воинской обязанности и военной службе») - в отношении призывников, доставленных милиционерами, призывная комиссия не проводилась вообще либо проводилась в неполном составе;

3. гражданин имеет право обжаловать решение призывной комиссии в призывную комиссию субъекта РФ или в суд (ст. 28«О воинской обязанности и военной службе») - данное право призывникам предоставлено не было;

4. Паспорт гражданина РФ изъятию не подлежит (п. 22 Положения о паспорте гражданина РФ) - у призывников паспорта незаконно изымались сотрудниками милиции и сотрудниками военного комиссариата.

Пример:

По данным «Комитета солдатских матерей (КСМ) Калининградской области» в начале декабря 2010 года в результате облавы, проведенной военным комиссариатом г.Калининграда с привлечением милиции в Калининградском музыкальном колледже во время занятий были задержаны и отконвоированы на призывную комиссию три призывника – студента данного колледжа, которые на следующий день уже были военнослужащими по призыву.

Так в Москве молодых людей доставляли в отделы военного комиссариата города Москвы в основном из студенческих общежитий.

Пример:

14 декабря 2010 года в 6 часов 30 минут утра Кириллова Алексея Николаевича, 1990 года рождения, Мавлюдова Наиль Алимжанович, 1992 года рождения, Золочевского Кирилла Юрьевиа, 1990 года рождения, насильно доставили нарядом милиции в помещение ОВКгМ по Тверскому району г.Москвы. Работники ОВД заявили призывникам, что их доставляют «для постановки на воинский учет».  В ОВКгМ у них незаконно изъяли паспорта и удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу. Медицинское освидетельствование проводилось без медицинских документов, в том числе без амбулаторных карт из поликлиники. Затем ребят провели на заседание призывной комиссии, где в отношении многих из них были вынесены решения о призыве на военную службу. Решение было вынесено без проведения предусмотренных законом анализов и других медицинских исследований. Молодых людей насильственно удерживали в помещении ОВКгМ в течении нескольких часов без еды и воды, туалет в помещении был закрыт.  Затем им вручили повестки на отправку  в войска на 14 декабря 2010 года и сказали, что их немедленно отправляют на службу. Молодые люди смогли дозвониться до администрации ВУЗа и в средства массовой информации. После вмешательства проректора, юриста ВУЗа и приезда на место корреспондента радиокомпании повестки выдали уже на 27 декабря 2010 года, некоторым повестки выдали уже не на отправку в войска, а на призывные мероприятия. Например, Мавлюдову Н.А.  была выдана такая повестка на 21 декабря 2010 года. Решением призывной комиссии ему была предоставлена отсрочка для получения образования.

Пример:

Из заявления матери Сухова Д.А. в «Солдатские матери Санкт-Петербурга»: «13.12.2010г. я получила по телефону сообщение от моего сына Сухова Дениса Андреевича, являющегося призывником и состоящего на учете в отделе военного комиссариата Санкт-Петербурга по Выборгскому району, о том, что он задержан сотрудниками милиции и доставлен на призывной пункт Выборгского района.

По прибытии на призывной пункт я попыталась выяснить причины задержания моего сына Сухова Дениса Андреевича. Ни каких документов, подтверждающих правомочность задержания моего сына служащими военного комиссариата Санкт-Петербурга по Выборгскому району, предоставлено не было. Мне было предложено привезти вещи моего сына и его документы на призывной пункт. В случае не подчинения один из служащих военного комиссариата угрожал направить моего сына в воинскую часть, укомплектованную военнослужащими имевшими судимости.

Когда я указала на противозаконность их действий, четверо служащих военного комиссариата Санкт-Петербурга по Выборгскому району напали на меня, нанесли побои повалили на пол и, схватив за воротник  одежды, выволокли из помещения призывного пункта после чего бросили меня на землю перед дверью, следом были выброшены мои вещи. В это время моего сына, заломив ему руки, удерживали три работника призывного пункта».

Пример:

 По данным Калужского регионального общественного Движения «За права человека» военнообязанный А. из г. Обнинска доставленный сотрудниками милиции на заседание призывной комиссии был призван решением данной комиссии с отправкой в войска в 8 утра на следующий день. На его возражение, что ему необходимо уволиться с работы в военкомате не обратили внимание: "если завтра не явишься по повестке на отправку - заведем уголовное дело!" 

Пример:

В материалах «Солдатские матери Санкт-Петербурга» 1 декабря Бересневич М.А., 1992 г.р. был задержан возле дома участковым милиционером и доставлен в 26 отделение милиции. При задержании у гражданина был изъят паспорт. На призывном пункте без проведения медицинского освидетельствования и заседания призывной комиссии он был признан годным к военной службе и доставлен на Сборный пункт Санкт-Петербурга.

Нарушение сроков призыва и незаконные вызовы в военные комиссариаты

В 2010 г. нарушение порядка вызова в военные комиссариаты на мероприятия, связанные с призывом, до сих пор являются распространенным нарушением.

Основным законодательным актом, регулирующим отношения в области воинской обязанности, является Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53, который определяет следующие сроки осуществления призыва: с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря каждого года. В период между призывами граждане могут вызываться в военные комиссариаты только по вопросам воинского учёта, но не по вопросам призыва.

Однако на практике готовиться к призыву военные комиссариаты начинают заранее.

Пример:

По данным Межрегионального движения «Солдатские матери» призывнику Славинский Юрий Дмитриевич 1992 года рождения, ОВКгМ по Даниловскому району, провели медицинское освидетельствование 21 сентября 2010 года, а Кузнецов Тимофей Викторович 1992 года рождения, ОВКгМ по Люблинскому району прошел медицинское освидетельствование в сентябре 2010 года. На момент проведения освидетельствования ему еще не исполнилось 18 лет.

Пример:

Правозащитная организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга» неоднократно направляла жалобы по аналогичным фактам в военную прокуратуру СПб гарнизона и ЛенВО, а также Командующему ЛенВО. Данные обращения были переданы для рассмотрения военному комиссару Санкт-Петербурга. Суть ответов из всех инстанций сводится к тому, что указанных граждан вызывали в сентябре вовсе не на медицинское освидетельствование, а для уточнения учетных данных, что не противоречит требованиям законодательства

Распространены ситуации нарушения сроков при первоначальной постановке на воинский учет. Первоначальная постановка граждан на воинский учет проводится в целях установления их численности, категории годности к военной службе по состоянию здоровья, образовательного уровня и приобретенной специальности. Однако организация постановки граждан на воинский учет, проводимая в некоторых областях с участием школы, профессионального лицея, техникума и т.д., - не отвечает заявленным целям, в результате чего не определяется реальный показатель годности граждан к военной службе, а также реальный показатель численности здоровых призывников. Фактически, родители часто узнают о том, что их сына поставили на воинский учет, когда это уже произошло, а следовательно, категория годности уже определена. И при наличии заболеваний, подпадающих по Расписанию болезней под категорию «В» - ограниченно годен, молодые люди получают либо «Б» - годен с ограничениями, либо «Г» - временно не годен.

Срок первичной постановки на воинский учет определяется с 1 января по 31 марта. Однако выявлены случаи нарушения сроков.

Пример:

По данным ПГ «Гражданин.Армия.Право» в Москве отмечены случаи, когда юношей вызывали в военные комиссариаты для первоначальной постановки на воинский учет в октябре-декабре месяце без родителей или иных законных представителей.

Пример:

В Межрегиональное движение «Солдатские матери», г. Москва; в марте 2010 года обратилась мама Новикова Илья Юрьевич, 1993 года рождения при первоначальной постановке на воинский учет в ОВКгМ по Измайловскому району г.Москвы сотрудники военкомата отказались принять медицинские документы, сославшись на то, что сейчас это не важно, а когда будут призывать обязательно все документы приобщат.

Таким образом, эти мероприятия проходят формально, степень годности к военной службе определяется заведомо неверно.

 

Нарушения при извещении о вызове в военный комиссариат

Повестки, согласно п. 2 ст. 31 ФЗ «ОВОиВС», должны вручаться гражданам под их личную подпись сотрудниками военных комиссариатов либо иными уполномоченными должностными лицами. Многие граждане, обратившиеся за консультациями в правозащитные организации, сообщали, что повестка им не вручалась. Чаще всего повестки передаются через родственников, соседей и других лиц, которые расписываются за вызываемых граждан - при этом родственников обязывают вручать повестки призывникам, предупреждая об ответственности за невручение и неявку по повестке. Одним из самых массовых нарушений является разбрасывание повесток в почтовые ящики. Повестки направляются по почте, наклеиваются на входные двери, призывники обнаруживают их в дверном проеме или у входа в квартиру.

Пример:

Например, по сообщению Центра миротворческих и правозащитных действий городского некоммерческого фонда поддержки детей и молодежи "Сфера", г.Казань призывнику в входную дверь сунули предупреждение, что возбудят уголовное дело, повесток не было вообще.

Часто осуществляется вызов на призывную комиссию по телефону. При этом в ряде случаев сотрудники военных комиссариатов заявляют, что им «разносить повестки некогда» (такие свидетельства родителей призывников были получены, например, в Казани). При вызове призывников в военные комиссариаты по телефону часто не сообщается информация об истинной цели вызова, то есть о проведении призывных мероприятий. От граждан скрывается информация о том, что в этом случае они не обязаны являться, наоборот, призывникам и их родным сообщают, что неявка даже при вызове по телефону - уголовно наказуемое деяние. Практикуются вызовы с привлечением прокуратуры и милиции.

Согласно п. 1 ст.26 ФЗ «ОВОиВС» в понятие “призыв”, входят следующие мероприятия: медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии и отправка к месту прохождения военной службы. Этот перечень является исчерпывающим. Тем не менее, военные комиссариаты вызывают граждан повестками на мероприятия, которые не отнесены законом к числу связанных с призывом: контрольную явку, инструктаж с родителями, «для получения повестки на призыв», «распределение в команду» и прочее.

 

Призыв граждан, имеющих отсрочки от призыва

Материалы мониторинга показывают, что имеет место вызов на мероприятия, связанные с призывом, граждан, которые, согласно ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыву на военную службу не подлежат: не достигших призывного возраста, имеющих отсрочку от призыва, распространены незаконные отказы в предоставлении гражданам отсрочек от призыва на военную службу и освобождении от призыва в связи с различными обстоятельствами.

Согласно п.п. «а» п. 1 ст. 22 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе»», призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе. В соответствии с п. 1 «Положения о призыве на военную службу», указанные граждане именуются призывниками и на основании ст. 26 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе»» только в отношении них могут быть осуществлены мероприятия по призыву. Поскольку в соответствии со ст.26 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» понятие «призыв граждан на военную службу» включает в себя не только явку гражданина для отправки к месту прохождения военной службы, но также и явку на медицинское освидетельствование (а также явку на заседание призывной комиссии) - вызов граждан на любое из этих мероприятий до достижения 18-летнего возраста или до истечения имеющихся у них отсрочек от призыва является незаконным.

В весенний призыв 2010 года призыв студентов, имеющих отсрочку для получения образования, носил массовый характер. Материалы, представленные Межрегиональным движением «Солдатские матери», г. Москва; были проверены Московской городской военной прокуратурой и результатом проверки установлено нарушение требований ч.2 ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» должностными лицами ОВКгМ по Останкинскому району. Такие же множественные нарушения в отношении студентов допускались и в ОВКгМ по Академическому району, в ОВКгМ по Черемушкинскому району, что также было выявлено в результате прокурорской проверки.

Вызываются повестками студенты для прохождения медицинской и призывной комиссии в то время, как у этих призывников не закончилась отсрочка по учебе, т.е. они ещё продолжают учиться. При этом нарушается ст. 22 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе», которая предполагает проведение призывных мероприятий только по окончании действия предыдущей отсрочки, то есть по окончании учебного заведения.

В весенние призывные кампании всегда возрастает количество жалоб от студентов и учащихся, окончание срока обучения которых практически совпадает со сроком окончания призыва на военную службу, не стал исключением и весенний призыв 2010 г. Молодые люди, обучающиеся на последних курсах учебных заведений, вызывались на мероприятия, связанные с призывом и призывные комиссии, с начала призыва, задолго до окончания нормативных сроков обучения. В самое горячее время для выпускников, когда они готовятся к защите дипломной работы, сдают государственные экзамены, они вынуждены были являться по вызовам военкоматов (за редким исключением тех, кто знает свое право не являться до окончания отсрочки на мероприятия, связанные с призывом). При этом им говорили, что их пока никто не призывает.

Пример:

14 декабря 2010 года Мокров Михаил Сергеевич, 1984 года рождения ОВКгМ по Чертановскому району решением призывной комиссии был призван на военную службу. На момент вынесения решения о призыве он являлся студентом ВУЗа и пользовался предоставленной ему отсрочкой для получения образования до 30 июня 2011 года. Мокрову незаконно провели медицинское освидетельствование, так как на декабрь 2010 года он не подлежал призыву на военную службу в нарушение п.2 ст. 22 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» и вынесли незаконное решение о призыве на военную службу.

Пример:

Призывник Николай Давиденко был призван призывно комиссий г. Гурьевска (Калининград). На момент призыва у него имелась дочь 1 год и 9 месяцев, а жена на момент получения мужем повестки на призывную комиссию было беременна 2-м ребенком, срок беременности 24 недели. Давиденко вызвали на призывную комиссию под предлогом получения им отсрочки, в тот же день он оказался в войсках, а его жена вскоре в больнице с угрозой позднего выкидыша. Финансовое положение молодой семьи катастрофическое.

Пример:

Карнауха Евгения призвали на военную службу 20 декабря 2010 года. Его мать, вдова, старший сын которой трагически погиб несколько лет назад, перенесла инсульт, после которого обе её руки работают плохо. По неизвестным причинам медико-социальная экспертиза дала ей третью, рабочую группу инвалидности, хотя устроиться на работу с парализованными руками, она, конечно же, не может. Пенсия ее составляет 1800 рублей, семья жила на зарплату сына Евгения, который является единственным кормильцем одинокой и больной матери, поставленной сейчас на грань голодной смерти, так как выжить на пенсию 1800 в месяц (и это еще при оплате за ЖКХ 3500 рублей в месяц), невозможно. Никаких пособий матери Карнауха после призыва её сына, не полагается.

В самых последних числах декабря 2010 появилась информация, что для обеспечения плана призыва были призваны на военную службу призывники, имеющие непогашенную судимость. Так, по сведениям КСМ 31 декабря 2010 таких призывников с ОСП было отправлено на военную службу не менее 8-ми человек. Призывные комиссии мотивировали нарушение приказа Министра Обороны РФ тем, что эти призывники очень хотели идти служить.

Практически все студенты, которые обучаются в московских высших и средне-технических учебных заведениях, имеют отсрочку по учебе независимо от действительного состояния здоровья и наличия медицинских документов, подтверждающих наличие у них заболеваний. То есть, они продолжают числиться в составе «призывного контингента», а не зачислены в запас на законных основаниях как негодные по состоянию здоровья к военной службе. В связи с этим огромное количество молодых людей по нескольку раз проходят медицинские обследования по направлениям от военкоматов. На все это совершенно необоснованно расходуются бюджетные средства. Это дает искаженную картину количества призывных ресурсов в городе.

 

Нарушение процедуры выдачи военных билетов лицам, признанным ограниченно годными к военной службе.

Как и в предыдущие годы, остается нормой невыдача военных билетов призывникам, признанным ограниченно годными или не годными к военной службе к военной службе по состоянию здоровья.

Пример:

Весной 2010 года призывная комиссия вынесла решение о признании Першогуба И.С. г.Москва ограниченно годным к военной службе и ему была выдана повестка для получения военного билета. Однако в установленный законом срок – 10 рабочих дней со дня принятия решения призывной комиссией военный билет выдан не был. По результатам проверки МГВП установлено, что личное дело Першогубы после вынесения решения о зачислении в запас 31 мая 2010 года было направлено на утверждение призывной комиссии города Москвы, откуда 15 июля 2010 года оно было возвращено на «доработку».

Таким образом ясно видно, что решение призывной комиссии не отменено и не обжаловано, следовательно – остается в законной силе и должно быть исполнено в установленный законом срок.  Прокурорской проверкой установлено, что причиной нарушения сроков выдачи военного билета явилось ненадлежащее исполнение врачом-терапевтом своих должностных обязанностей.

 

Выводы

Из призыва в призыв наблюдаются одни и те же нарушения прав граждан, и никто не несет за это ответственности, а, если несет, то чисто формальную, мера которой не вынуждает отказаться от повторений нарушений в последующем. Это свидетельствует о том, что искоренение нарушений прав граждан при призыве не входит в сферу интересов власти.

Увеличение призыва почти в 2 раза делает невозможным осуществлять его качественно. А наличие плана призыва, не смотря на то, что военные категорически опровергают наличие такого плана, обязанность выполнить его любым путем, приводит к массовым нарушениям прав граждан, в первую очередь при медицинском освидетельствовании. Что приводит к тому, что в войсках оказываются молодые люди не способные исполнять обязанности военной службы, многим из них требуется медицинская помощь сразу по прибытии к месту службы.

До тех пор, пока комплектование Вооруженных Сил РФ будет основано на принудительном призыве граждан на военную службу, нарушений их прав и свобод не избежать

В большинстве своем законодательство, регулирующее призыв граждан на военную службу, при его соблюдении военными комиссариатами и призывными комиссиями в достаточной степени гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина.

Основными факторами, способствующими нарушениям прав граждан при призыве на военную службу, являются крайне слабая информированность граждан о своих правах и способах их защиты, а также несоблюдение органами власти и их должностными лицами действующих правовых норм.

Но необходимо отметить, что и в нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы призыва, имеются пробелы, что требует их системного совершенствования в интересах прав граждан.

К сожалению, также как и в межрегиональных докладах о нарушениях прав человека в сфере призыва в 2003 - 2009 годах, и в настоящем докладе по-прежнему приходится констатировать наличие многих выявленных ранее проблем.

Но необходимо заметить, что многие организации - участники данного мониторинга, констатировали, что конструктивное взаимодействие с военкоматами и призывными комиссиями на практике приводит к снижению уровня нарушений прав граждан при призыве, достаточно быстрому и эффективному реагированию на обращения общественных объединений по фактам таких нарушений и к их своевременному устранению. Полярность взаимодействия призывных комиссий и военкоматов с правозащитными организациями в ряде регионов за последние годы изменяется - от пути конфронтации и полного неприятия деятельности правозащитников к установлению конструктивного диалога. Многие нарушения, допущенные призывными комиссиями и военкоматами, устраняются с привлечением органов прокуратуры на досудебной стадии.

Необходимо отметить что призыв, опирающийся на противозаконное принуждение, порождает не только грубые и массовые нарушения прав и свобод граждан, не только продуцирует коррупцию, но и является причиной многих беспокоящих общество проблем в Вооруженных Силах.

Как известно, в соответствии с решениями, принятыми Президентом РФ и Правительством РФ, в настоящее время осуществляется перевод всей Военной Организации России на добровольную систему комплектования.

На данном переходном этапе, пока сохраняется призыв, требуется привлечение самого пристального внимания со стороны государства и общества к проблемам призыва, создание эффективной и действенной системы общественного контроля за осуществлением призывных мероприятий, обеспечение эффективного взаимодействия государственных органов по защите прав человека с общественными правозащитными объединениями, действенное реагирование на их обращения по фактам нарушений прав граждан.

 

Рекомендации по устранению нарушений выявленных в результате мониторинга

Постановка на воинский учет. Представляется целесообразным:

 ·  сохранить учет молодых граждан в детских поликлиниках до 17 лет,

 ·  в год исполнения молодыми людьми 17 лет проводить им полное медицинское обследование на базе детской поликлиники, результаты которых направлять в комиссию по постановке на воинский учет.

Определение категории годности граждан по состоянию здоровья при их призыве на военную службу:

 ·  Система определения категории годности гражданина по состоянию здоровья при его призыве на военную службу требует кардинального изменения. Процедура медицинского свидетельствования должна стать одной из форм военно-врачебной экспертизы, которую должна проводить не группа врачей-специалистов, не имеющих никакого административно-правового статуса, а сформированная в соответствии с законом военно-врачебная комиссия имеющая лицензию на указанный вид деятельности.

Установить срок для вступления в силу решения призывной комиссии:

 ·  Установить, что решение, принимаемые призывными комиссиями о призыве граждан на военную службу, вступают в законную силу через 10 дней после их принятия. Это обеспечит право граждан на правовую защиту и решение социальной ситуации до отправки в армию.

Призывные мероприятия во время действия отсрочки:

 ·  Ввести прямой запрет на осуществление всех действий, входящих в понятие «призыв на военную службу» (в том числе явку на медицинское освидетельствование, явку на заседание призывной комиссии) граждан, имеющих отсрочки от призыва и оформивших их надлежащим образом.

Процедура и регламент работы призывных комиссий.

 ·  Разработать типовой Регламент призывных комиссий, создаваемых в муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации, в которых, как минимум, отразить:

 ·  юридический статус призывных комиссий (как комиссий, создаваемых в муниципальных образованиях, так и комиссий субъектов Федерации), признав их государственными коллегиальными органами, определить процедуру представительства призывных комиссий при обжаловании их решений в суде, обеспечить чёткое разграничение компетенции призывных комиссий и военных комиссариатов;

 ·  структуру, порядок формирования и изменения персонального состава комиссии;

 ·  установить чёткие и подробные требования к наличию кворума, порядку подготовки и проведения заседаний призывных комиссий и документирования их решений;

 ·  порядок взаимодействия между комиссиями муниципалитетов и субъектов Российской Федерации;

 ·  обязать председательствующего на заседании объявлять персональный состав присутствующих членов комиссии, а при объявлении решения комиссии информировать призывника о его праве на обжалование этого решения с указанием срока и порядка обжалования;

 ·  персональную ответственность председателя призывной комиссии и его заместителя за призыв на военную службу граждан, имеющих законные основания для предоставления отсрочки, или не подлежащих призыву;

 ·  конкретные обязанности каждого члена комиссии и  ответственность за принятые решения;

 ·  порядок документирования (стенографирования) хода заседания и решений комиссии;

 ·  требования к оформлению протокола заседания и типовую форму протокола в такой форме, чтобы из его содержания можно было судить о ходе заседания комиссии, ходатайствах и просьбах призывников, итогах голосования каждого члена комиссии по каждому вопросу;

 ·  обязательное оформление каждого решения комиссии в виде отдельного документа с вручением копии призывнику и с обязательной отметкой в удостоверение призывника;

 ·  право призывников и их представителей знакомиться, в том числе до заседания призывной комиссии, со всеми материалами своего личного дела.

Открытость призывного пункта и заседаний Призывных комиссий:

 ·  Необходимо законодательно закрепить допуск законных представителей и родственников призывников на призывные пункты и в военные комиссариаты.

 ·  Для уменьшения коррумпированности должностных лиц и открытости процедуры призыва, ввести обязательную трансляцию заседаний призывных комиссий на сайте в режиме онлайн.

Увеличить нижнюю границу призывного возраста.

 ·  В связи с тем, что в современных условиях социальное и психофизическое созревание человека наступает в 21 год, установить нижнюю границу призывного возраста – 21 год с сохранением верхней планки призывного возраста в 27 лет.

Личное дело призывника.

 ·  Детализировать порядок внесения гражданами документов в военные комиссариаты и призывные комиссии, регламентировать обязанности приёма ими документов и ответа на письменные обращения граждан, установить порядок и процедуру формирования личного дела призывника (ввести нумерацию страниц и т.д.).

 ·  Возможность ведения личного дела призывника в электронном виде с отражением в информации Личном кабинете призывника в интернет.

Сборный пункт:

 ·  Законодательно установить правовой статус призывника, находящегося на сборном пункте до отправки к месту несения военной службы. Нормативно урегулировать вопросы пребывания призывников на сборных пунктах (режим быта, порядок входа-выхода, обеспечения юридической помощи, оформления доверенностей, получения передач и др.).

Незаконный призыв – основание для увольнения с военной службы:

 ·  Внести в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» в перечень оснований для досрочного увольнения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, отмену решения призывной комиссии о призыве гражданина на военную службу.

Отсрочки по уходу за инвалидами:

 ·  В действующей редакции федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предоставление отсрочки от призыва гражданам, имеющим родных инвалидов 2-й группы, обусловлено предоставлением справки о нуждаемости инвалида 2-й группы в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) от органа медико-социальной экспертизы (МСЭ). Однако данная справка выдается органом МСЭ только инвалидам 1-й группы. Выдача такой справки инвалидам 2-й группы органами МСЭ законодательством не предусмотрена (они проходят клинико-экспертную комиссию в поликлинике по месту жительства).

 ·  Предлагается изложить п.п. «б» п.1 ст. 24 ФЗ «ОВОиВС» в следующей редакции: «отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и являются инвалидами первой или второй группы».

Отсрочка по уходу за ребенком:

 ·  Вернуть в Закон «О воинской обязанности и военной службе» право на отсрочку от военной службы по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет, и отсрочку, если жена призывника находится на определенном сроке беременности.

Отсрочка для школьников для поступления в вузы.

 ·  Установить, что выпускники 11 класса подлежат призыву не ранее осеннего призыва в год окончания школы.

Отсрочка для получения средне-специального образования.

 ·  Вернуть право отсрочку от военной службы гражданам, поступившим в средние специальные учебные заведения на все время учебы и право на отсрочку для обучения в высших учебных заведениях после окончания средних специальных учебных заведений.

Отсрочка талантливой молодежи:

 ·  Возобновить практику предоставления отсрочек от военной службы различным категориям талантливой молодежи (люди искусства, спортсмены, ученые) Указами Президента.

Информация о правах:

 ·  Разместить в военных комиссариатах, в помещениях (местах) работы призывных комиссий и на сборных пунктах типовые стенды с информацией о правах призывников, в том числе о праве, сроках и порядке обжалования решений призывных комиссий, праве и условиях замены военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, а также номера телефонов горячих линий.

 ·  Разработать порядок и структуру обязательного сайта военного комиссариата с размещением информации о правах призывников.

Военный билет – электронные базы.

 ·  Для уменьшения коррумпированности должностных лиц необходимо внести изменения в законодательство Российской Федерации, касающееся предоставления документов воинского учета при приеме на работу, при получении паспорта для выезда из Российской Федерации, а также касающееся выдачи военного билета лицам, освобожденным от призыва на военную службу и пр., так как высокая значимость наличия самого военного билета порождает коррупцию и спрос на его получение. К сожалению, военный билет и другие воинские документы стали уже не административно-публичными документами гражданина, а «товаром», на который есть огромный спрос. Эти документы можно заменить современными электронными технологиями, базами данных, что позволит исключить уклонение граждан от призыва на военную службу и постановки на воинский учет, а также, позволит выполнять обязанности граждан перед обществом и государством в случае мобилизации или военного положения. Отсутствие спроса на военный билет приведет к резкому уменьшению коррупции в области призыва на военную службу.

 ·  Перевод информации связанной с призывом и воинским учетом в электронный вид с организацией личного кабинета с содержащемся там Личном деле по индивидуальному паролю.

 ·  Предоставления документов, информации необходимой для воинского учета в электронном виде.

 ·  Электронный документооборот между поликлиникой – военным комиссариатом – призывником.

 ·  Автоматическое электронное предоставление органами власти и местного самоуправления информации в отношении военнообязанных.

[1] Здесь и далее ОВКгМ – отдел военного комиссариата г. Москвы

При проведении мониторинга и составлении доклада использовался опыт Правозащитного Союза Карелии. Составитель доклада – И.В.Муравьева, правовой эксперт Правозащитной группы «Гражданин. Армия. Право». Редактор – С.В. Кривенко, директор Правозащитной группы «Гражданин. Армия. Право», член Совета при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека, член Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в РФ. Электронный вариант доклада размещен на сайте «Гражданин и Армия» www.army-hr.ru в разделе «библиотека». Союзправозащитных организаций «Гражданин и Армия» Тел/факс: 8-495-607-1632 Адрес для корреспонденции: 107045, Москва, Большой Головин пер., д. 22. МХГ

Авторы региональных докладов: ·  Правозащитная организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга» (руководитель Полякова Э.М.);  ·  Межрегиональное движение «Солдатские матери» (Москва) (руководитель Кузнецова Т.Н.);  ·  Комитет солдатских матерей Калининградской области (руководитель Бонцлер М.В.);  ·  Хабаровский комитет солдатских матерей (руководитель Решеткина В.В.);  ·  Правозащитная группа «Гражданин. Армия. Право» (руководитель Кривенко С.В.).  ·  Центр миротворческих и правозащитных действий (Казань) (руководитель Алеткин Г.Н.). В доклад включены случаи нарушений, представленные следующими организациями: - Калужским региональным общественным движением «За права человека» (руководитель Котляр Т.М.), - Костромским комитетом солдатских матерей (руководитель Терехова Н.О.) Также использованы материалы доклада Уполномоченного по правам человека в Пермском крае за 2010 год.

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.