Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Демография и рынок труда в России в 2010 г.

С целью обеспечения условий устойчивого демографического развития в 2010 году осуществлялась работа по выполнению Плана мероприятий по реализации в 2008-2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, направленного на решение задач, связанных со снижением смертности, ростом рождаемости, привлечением мигрантов, в соответствии с потребностями демографического и социального развития.

Численность постоянного населения Российской Федерации на 1 декабря 2010 г. составила 141,8 млн. человек и с начала 2010 года уменьшилась на 81,6 тыс. человек, или на 0,06% (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось увеличение численности населения на 3,2 тыс. человек, или на 0,002 процента).

Одновременно в течение 2010 года сохранялась тенденция увеличения рождаемости. За период с января по ноябрь 2010 г. родилось 1,6 млн. детей (на 25,9 тыс. детей больше, чем за январь-ноябрь 2009 года).

Динамика рождаемости и смертности в Росии в 2009, 2010 гг.

Аномальная жара, природные лесные пожары и задымление на значительной территории Российской Федерации летом 2010 года негативно отразились на демографической ситуации. В 2010 году было отмечено увеличение смертности от болезней органов пищеварения, системы кровообращения и новообразований.

За январь-ноябрь 2010 г. численность умерших по сравнению с аналогичным периодом 2009 года увеличилась на 28,3 тыс. человек, или на 1,5 процента. В целом по стране превышение числа умерших над числом родившихся осталось на том же уровне, что и в январе-ноябре 2009г. – 1,1 раза, в 23 субъектах Российской Федерации оно составило 1,5-2,0 раза.

Естественная убыль населения в январе-ноябре 2010 г. по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. выросла на 2,4 тыс. человек. Миграционный прирост компенсировал численные потери населения лишь на 64% (в январе-ноябре 2009 г. миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и даже превысил их на 1,4 процента).

По итогам обследования населения по проблемам занятости, численность экономически активного населения в декабре 2010 года составила 75 млн. человек или около 53% от общей численности населения страны. В целом за год численность экономически активного населения составила – 75,4 млн. человек, что на 0,3 млн. человек меньше, чем в 2009 году.

Оживление в экономике привело к увеличению спроса на рабочую силу. По данным обследования, в 2010 г. в экономике страны было занято 69,8 млн. человек, что на 0,4 млн. человек больше, чем в 2009 году.

Уровень общей безработицы в Росии с 2008 по 2010 гг.

Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения на конец 2010 года

По данным мониторинга ситуации на рынке труда в разрезе субъектов Российской Федерации, численность работников, находящихся в вынужденных отпусках по вине администрации и простое, работающих в режиме неполного рабочего времени, по состоянию на 29 декабря 2010 года составляла 0,5 млн. человек.

В среднем за 2010 год численность безработных, определяемых по методологии МОТ, на основании обследования по проблемам занятости составила 5,6 млн. человек или 7,5% экономически активного населения, что на 0,7 млн. человек меньше, чем в 2009 году. В конце 2010 года численность граждан, не имеющих работы, составила 5,4 млн. человек или 7,2% экономически активного населения, что на 0,8 млн. человек меньше, чем в конце 2009 года. Снижение численности безработных объясняется улучшением экономической ситуации в стране и восстановлением спроса на трудовые ресурсы.

Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения на конец 2010 года составила 1,6 млн. человек, что на 0,6 млн. человек меньше, чем аналогичный показатель 2009 года.

Число вакантных рабочих мест в органах службы занятости населения за декабрь 2010 г. снизилось на 99 тысяч и по состоянию на конец 2010 года составило 1,0 млн. вакантных рабочих мест.

Однако, коэффициент напряженности в расчете на 100 заявленных вакансий в конце 2010  года значительно ниже, чем в конце 2009 года – 177,3 человека  против 324,3 человек.

В 2010 году продолжилось осуществление начавшихся в 2009 году мероприятий по поддержке рынка труда. Из федерального бюджета было выделено 39,5 млрд. рублей на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на снижение напряженности на рынке труда в рамках соответствующих региональных программ.

Модернизация российской экономики, переход ее на инновационный путь развития, формирование благоприятного инвестиционного климата Российской Федерации предполагает дальнейшее развитие стимулирующих механизмов регулирования трудовой миграции, направленных на привлечение в Российскую Федерацию высококвалифицированных иностранных специалистов.

19 мая 2010 года принят Федеральный закон № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на упрощение привлечения в Российскую Федерацию высококвалифицированных специалистов, создание комфортных условий для их пребывания и осуществления трудовой деятельности на  территории Российской Федерации, а также легализацию трудовых мигрантов, прибывающих в Российскую Федерацию в безвизовом режиме, и осуществляющих трудовую по найму у физических лиц, путем внедрения патентов на осуществление такой деятельности.

С момента вступления в силу Закона (1 июля 2010 года) по состоянию на 12 января 2011 г. оформлено 3133 разрешения на работу высококвалифицированным иностранным специалистам, число обратившихся за разрешениями на привлечение высококвалифицированных специалистов составило 3544 человек и устойчиво возрастает.

За январь-ноябрь 2010 г. число мигрантов внутри России увеличилось на 170,8 тыс. человек, или на 11,0% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Миграционный прирост населения России снизился на 82,5 тыс. человек, или на 36,2%, что сложилось в результате уменьшившегося числа зарегистрированных по месту жительства прибывших в Российскую Федерацию (на 81,3 тыс. человек, или на 31,6%), в том числе за счет иммигрантов из государств-участников СНГ – на 82,0 тыс. человек, или на 34,1 процента. Наряду с этим отмечено увеличение числа выбывших за пределы России на 1,1 тыс. человек, или на 3,7%, в том числе в государства-участники СНГ – на 1,0 тыс. человек, или на 5,3 процента.

Номинальные доходы населения в 2010 году составили, по предварительной оценке, 31599 млрд. рублей, что на 11,1% больше чем в 2009 году. Денежные расходы и сбережения населения в 2010 году предварительно оцениваются на уровне 31021 млрд. рублей, а их прирост к 2009 году составил 9,5 процента. Превышение доходов над расходами и сбережениями составило 578 млрд. рублей (в предыдущем году – 110 млрд. рублей). Такой существенный объем денег на руках у населения с одной стороны свидетельствует о росте доходов, а с другой показывает некоторую сдержанность граждан к наращиванию своих потребительских расходов.

В результате доля потребительских расходов в структуре использования доходов практически не изменилась и составила в 2010 году 69,8% (69,5% в 2009 году).

В то же время значительно увеличилась доля в денежных доходах, использованная на накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, – с 4,5% в 2009 году до 7,7% в 2010 году. Большая часть этих сбережений формировалась в учреждениях Сбербанка России, вкладчиками которого является большинство российских пенсионеров. Проведенная в начале года валоризация, а также индексация в течение года обеспечили существенное повышение пенсий и, как следствие, позволили пенсионерам осуществить некоторые сбережения.

Обратная ситуация сложилась в валютных сбережениях. Так, на покупку валюты в 2010 году было использовано всего 3,7% денежных доходов населения, тогда как в 2009 году – 5,5 процента. Этому способствовала стабильная ситуация на валютном рынке, в результате которой валютные сбережения, отчасти, потеряли свою инвестиционную привлекательность.

Среднемесячная начисленная заработная плата в 2010 году, по предварительным данным, составила 21090 рублей и по сравнению с 2009 годом выросла на 11,3 процента. Реальная заработная плата за 2010 год относительно 2009 года выросла на 4,2 процента.

Номинальная начисленная заработная плата в Росии с 2008 по 2010 гг.Начиная с февраля 2010 г. практически во всех наблюдаемых видах экономической деятельности отмечается рост заработной платы, что является свидетельством стабилизации экономики и постепенным выходом ее из кризисного состояния.

В 2010 году дифференциация заработной платы между различными видами экономической деятельности не претерпела существенных структурных изменений и осталась высокой. Благодаря стабилизации финансового сектора и устойчивому росту цен на нефть, лидерами по уровню заработной платы продолжали оставаться финансовая деятельность и отрасли топливно-энергетического комплекса. Среднемесячная заработная плата в этих видах деятельности превышала среднемесячную заработную плату в целом по экономике в 2 и более раза. Наиболее низкий уровень среднемесячной заработной платы отмечен в текстильном и швейном производстве, где в январе-ноябре 2010 г. она составила – 49% от среднемесячной заработной платы в целом по экономике. В сельском хозяйстве она составила – 51% от среднероссийского уровня.

Вследствие отсутствия индексации оплаты труда работников бюджетных учреждений, темпы роста заработной платы в видах деятельности со значительным уровнем государственного участия в течение всего 2010 года были значительно ниже среднероссийских.

По последним данным, уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг за январь-ноябрь 2010 г. составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 82%, работников образования – 73% (за январь-ноябрь 2009 г. – соответственно 90% и 80 процентов).

В целях поддержания покупательной способности заработной платы работников бюджетного сектора, с 1 июня 2011 года в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» будут увеличены фонды оплаты труда работников федеральных государственных учреждений на 6,5 процента.

В целях повышения минимальных государственных гарантий в оплате труда, подготовлен проект федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», которым предлагается установить МРОТ с 1 июня 2011 г. в размере  4610 рублей в месяц, увеличив его на 6,5 процента.

Несмотря на позитивные тенденции в восстановлении экономики и рост заработной платы, численность работников в 2010 году продолжала сокращаться. За январь-ноябрь 2010 г. численность работников в целом по экономике относительно аналогичного периода 2009 года сократилась на 1,3%, в промышленных видах экономической деятельности сокращение составило 3%, а в отдельных подвидах промышленной деятельности – до 8 процентов.

В то же время, в отдельных видах деятельности отмечался рост численности работников. Так, в государственном управлении и обеспечении военной безопасности численность работников за январь-ноябрь 2010 г. относительно аналогичного периода прошлого года увеличилась на 0,5%, в финансовой деятельности – на 1,4 %, в оптовой и розничной торговле – на 3,2 процента.

Следует отметить, что рост численности работников в управлении и обеспечении военной безопасности наблюдался в I квартале 2010 года, а, начиная с апреля 2010 г., она начала сокращаться.

По данным, полученным от организаций, кроме субъектов малого предпринимательства, суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 января 2011 г. составила 2,4 млрд. рублей и снизилась по сравнению с 1 декабря 2010 г. на 25,6 процента.

суммарная задолженность по
заработной плате в Росии в 2010 г.В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате, по-прежнему, 51% приходится на обрабатывающие производства, 14% – на строительство, 10% – на транспорт, 9% – на сельское хозяйство и 6% – на производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Основная часть задолженности, по-прежнему, приходится на задолженность из-за отсутствия собственных средств, которая на         1 января 2011 г. составила 2,38 млрд. рублей (99,1% от общей суммы задолженности) и снизилась за декабрь 2010 г. на 24,8 процента.

В целом за 2010 год просроченная задолженность снизилась в 1,5 раза. Наивысшей отметки в 2010 году просроченная задолженность по заработной плате достигала в феврале-марте 2010 г. – 4,1 млрд. рублей.

Следует отметить, что в течение всего 2010 года уровень просроченной задолженности по заработной плате, был значительно ниже кризисных показателей.

В 2010 году государство реализовывало комплекс мер по дальнейшему развитию принципов социального страхования в функционировании системы пенсионного обеспечения, а главным ориентиром пенсионной политики стало усиление мер по дополнительной материальной поддержке пенсионеров, особенно самых бедных.

В целях обеспечения повышения пенсий старшему поколению с 1 января 2010  г. введен механизм валоризации (повышения) пенсионных прав пенсионеров, вышедших на трудовую пенсию до 1 января 2002 г., путем увеличения на 10% денежной оценки пенсионных прав, приобретенных до 2002 года, и дополнительно на 1% за каждый год трудового стажа, заработанного до 1991 года. В результате средний размер трудовой пенсии увеличился на 1090 рублей. На увеличение пенсий за счет валоризации в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год было предусмотрено 502 млрд. рублей.

В целях доведения уровня материального обеспечения пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации с 1 января 2010 г. установлены федеральная и региональная социальные доплаты к пенсии. В результате, в 66 субъектах Российской Федерации 2403,7 тыс. человек установлена и выплачивается федеральная социальная доплата к пенсии, в 17 субъектах Российской Федерации 2441,1 тыс. человек – региональная социальная доплата к пенсии.

Для поддержания материального положения всех категорий пенсионеров с 1 апреля 2010 г. страховая часть трудовой пенсии увеличена на 6,3%, социальная пенсия – на 8,8% и с 1 июля проведена дополнительная индексация социальной пенсии на 3,4 процента.

Размеры пособий в Росии в 2009, 2010 гг.С учетом проведенных мер средний размер трудовой пенсии в 2010 году (по предварительной оценке Пенсионного фонда) вырос в реальном выражении на 35,6% и составил 7710 рублей, что выше прожиточного минимума пенсионера более чем на 70% (30% в 2009 году). Более высокие темпы роста пенсий по сравнению с темпами роста заработной платы позволили повысить коэффициент замещения до 36,9% (28,6% в 2009 году).

В целях улучшения качества жизни социально незащищенных групп населения проводилась работа, направленная на модернизацию системы социальной защиты за счет повышения уровня предоставляемых гарантий и более эффективного использования средств, направляемых на эти цели посредством реализации принципов адресности социальной помощи.

С 1 января 2010 года увеличены максимальные суммы выплат по отдельным пособиям, что будет способствовать росту соответствующих доходов граждан.

В целом по Российской Федерации величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в 2010 году, по предварительной оценке, составила 5688 рублей с ростом к 2009 году на 10,4 процента при среднегодовом росте потребительских цен на 6,8 процента. Это объясняется ростом цен на товары повседневного спроса и услуги, учитываемые в потребительской корзине прожиточного минимума. При этом величина прожиточного минимума трудоспособного населения составила 6138 рублей, пенсионеров – 4521 рубль и детей – 5489 рублей.

Реализация мер по повышению доходов населения позволила сократить численность малообеспеченного населения. Уровень бедности снизился с 13,2% (18,5 млн. человек) в 2009 году до 12,5% (17,7 млн. человек) в 2010 году (предварительная оценка Минэкономразвития России).

Социально-экономическое развитие России в 2010 г.

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.