Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Глава 6. Эпоха петровских преобразований и рождение империи

Первая четверть XVII века - важная эпоха в российской истории, когда произошли существенные сдвиги в жизни, экономике, развитии производительных сил, государственном строе и культуре России. Но особенно значительные изменения наметились в международных отношениях. Именно в этот период Россия вошла в число сильнейших держав Европы. К концу XVII века обширное Русское государство, территория которого простиралась от Каспийского моря на юге до Полярного океана на севере и от Польши на западе до Тихого океана, Камчатки и Китая на востоке, занимало в международных отношениях малозначительное место.

Конечно, в XVII веке и даже до начала XVIII века, начиная примерно со второй половины XV века, Русское государство росло, расширялось, накапливало силы и постепенно все более привлекало внимание сначала соседних, а затем и более отдаленных государств. Но вплоть до начала XVIII века, до Петра I, сфера участия России в европейских международных отношениях ограничивалась соседними странами Восточной и Юго-Восточной Европы - Польшей, Швецией и вассалом Оттоманской империи - Крымским ханством. Участие в западноевропейских делах Россия не принимала, а ее политические контакты со странами Западной Европы были эпизодическими. Правительства западноевропейских стран в свою очередь принимали в расчет силы и возможности России только в тех случаях, когда дело касалось пограничных с Россией государств - Польши, Швеции и, в конце XVIII века, Турции. Да и взаимные познания России и стран Западной Европы друг о друге были весьма ограниченными. Наша страна интересовала в то время некоторые из этих государств, прежде всего Англию и Голландию, как торговый партнер, источник дешевых товаров и хороший рынок сбыта.

В середине XVII века правительство России сделало попытку вернуть себе выход к Балтийскому морю. Но Швеция была в то время сильной военной державой, и для успешной борьбы с нею силы России оказались пока еще недостаточными, тем более что одновременно шла война с Польшей за Украину. Ликвидировать условия Столбовского договора, пробиться к Балтийскому морю в XVII веке не удалось. Это была самая трудная проблема, важнейшая задача русской внешней политики, и, давно уже став традиционной, она никогда не снималась с повестки дня, но решать ее пришлось уже Петру I в первые десятилетия XVIII века.

Третьим соседом России в Европе было в XVII веке Крымское ханство - вассал и форпост Оттоманской империи. Россия в XVII веке ежегодно выплачивала крупные суммы крымской феодальной верхушке. Однако это не обеспечивало безопасность ее южных границ. Почти каждый год с наступлением весны татарские орды глубоко проникали в пределы русской земли, жгли, грабили, убивали, угоняли население и скот. Постоянные татарские набеги тормозили развитие производительных сил, мешали вовлечению в хозяйственный оборот наиболее плодородных земель, создавали непреодолимые препятствия развитию земледелия и скотоводства на обширных просторах значительной части Русского государства. Военные столкновения с Турцией и Крымом в 70-80-х годах XVII века не принесли заметных успехов, которые позволили бы улучшить позиции России относительно ее южных соседей. Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба.

Когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, в России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставали от передовых европейских армий.

Внешняя торговля в то время либо шла через соседние страны, оказываясь под контролем Швеции и Польши, либо велась по Белому морю и Ледовитому океану, вокруг Северной Европы, путем трудным, далеким, опасным для тогдашних небольших парусных кораблей. Едва ли нужно упоминать, что и те немногочисленные суда, которые приходили в северные порты России, были судами иностранными, так как собственного торгового флота у России не было.

Отчетливо представив себе международное положение России к концу XVII века, можно по достоинству оценить то новое, что появилось в ходе последующего развития событий, развития производительных сил страны, ее экономики, связанных в первую очередь с реформами Петра I.

Исторические условия и предпосылки петровских реформ. Каковы же были предпосылки петровских реформ? Отметим, что Россия была крайне отсталой страной, что представляло серьезную опасность для независимости русского народа. Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран. Страна не имела регулярной, боеспособной армии и флота. Государственный аппарат управления не отвечал требованиям времени и потребностям России. Значительным было отставание в области культуры, просвещения, науки и т.д. В результате Россия в начале XVIII века была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.

Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также изменения в области культуры и быта. Эти реформы проводились в течение всего правления Петра I.

Военная реформа. В этот период в России создается мощная регулярная армия и в связи с этим ликвидируется поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. Основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в соответствии с общеармейскими уставами. Главными из них были воинский (1716 год) и морской уставы (1720 год )6, в разработке которых Петр I участвовал лично. Развитие металлургии способствовало значительному росту производства новых систем артиллерийских орудий. На Дону и на Балтике начал создаваться военно-морской флот, строительство которого осуществлялось невиданно быстрыми темпами на уровне лучших образцов военного кораблестроения того времени.

Создание регулярных армии и флота потребовало новых принципов их комплектования. В основу была положена рекрутская система, обладавшая несомненными преимуществами перед другими имевшимися в то время формами комплектования. Дворянство освобождалось от рекрутской повинности, но для него обязательна была военная или гражданская служба. В результате армия постепенно становилась всесословной, так как она пополнялась боярскими, посадскими, дворовыми, стрелецкими и даже поповскими детьми. Служить в регулярной армии Петра I стало престижно, хотя и опасно, так как армия постоянно находилась в сражениях и походах. Рекрутов холостых в возрасте от 15 до 20 лет, а потом и женатых от 20 до 30 лет распределяли по "станциям", сборным пунктам в ближайших городах партиями человек в 500-1000, расквартировывали по постоялым дворам, назначали из них же капралов и ефрейторов для ежедневного пересмотра и надзора или отдавали их отставным (из-за ран и болезней) офицерам и солдатам. С этих сборных учебных пунктов рекрутов рассылали, куда требовалось, "на упалые места", для пополнения старых полков, для формирования новых. По объяснению самого Петра, цель таких армейских питомников состояла в том, что "когда спросят в дополнку в армию, то всегда на упалые места были готовы". Это и были "бессмертные" рекруты и солдаты, как их тогда прозвали. Указ гласил, что кто из них на учебной станции или уже на службе умрет, будет убит или сбежит, вместо того брать нового рекрута с тех же людей, с которых взят выбывший. Первый рекрутский набор в российскую армию был произведен в 1705 году по единой норме - по одному рекруту с 20 тяглых дворов, что составило до 30 тысяч рекрутов. Такой порядок пополнения армии и флота продолжался до конца 1709 года.

Для управления, комплектования, обучения, содержания и обмундировки российской регулярной армии был создан сложный военно-административный механизм с Военной и Адмиралтейской, Артиллерийской и Провиантской канцеляриями. Кроме этого, был образован для руководства армией и флотом Генеральный штаб во главе с генералитетом, который по табели о рангах 1712 года состоял из двух генерал-фельдмаршалов - князя Меншикова и графа Шереметева, и из 31 генерала, в числе которых было 14 иностранцев.

Реформа промышленности и торговли. В XVII веке была осознана идея коренного подъема производительных сил страны как необходимого условия обогащения казны, что и легло в основу экономической политики Петра. В решении этой задачи Петр I лично контролировал разработку полезных ископаемых, оснащение предприятий техникой и новыми орудиями производства, развитие земледелия, скотоводства, хмелеводства, виноделия, рыболовства, обрабатывающей промышленности, мануфактур, особенно горного дела, как наиболее нужного для армии и флота.

Познакомившись с Западной Европой, Петр внимательно изучал работу ее фабрик и заводов, особенно таких промышленных центров, как Амстердам, Лондон, Париж. Он познакомился с Западной Европой, когда там в государственном и народном хозяйстве господствовала система, основная мысль которой, как известно, состояла в том, что каждый народ для того, чтобы не беднеть, должен сам производить все им потребляемое, не нуждаясь в помощи чужестранного труда, а чтобы богатеть, должен ввозить как можно меньше, а вывозить как можно больше. Усвоив себе такой же взгляд по наблюдениям или самобытно, Петр старался завести в России всевозможные производства, не обращая внимания на то, во что обойдется их организация. Петр руководствовался двумя соображениями: 1) Россия не уступает другим странам, а превосходит их обилием разных природных богатств, еще не тронутых и даже не приведенных в известность; 2) разработку этих богатств должно вести само государство принудительными мерами. Завести новое полезное производство, шелковицу, виноградарство, отыскать нетронутую доходную статью и разработать ее - это стало главным предметом народнохозяйственных забот Петра.

В целях развития новых отраслей промышленности, строительства новых городов, заводов и фабрик Петр I в 1698 году пригласил в Россию иностранных фабрикантов, мастеров и ремесленников7. В 1702 году в Германии был опубликован манифест Петра, приглашавший в Россию иноземных капиталистов, фабрикантов, ремесленников на выгодных условиях. С тех пор начался усиленный прилив в Россию заграничного фабричного и ремесленного люда; иностранцы соблазнились выгодными условиями, какие им предлагались, и точным исполнением данных обещаний со стороны русского правительства. Ни за кем из своих Петр не ухаживал так, как за иностранными мастерами.

Одновременно Петр I решал и другую задачу. Под его руководством за границу отправлялись сотни русских людей для обучения важнейшим ремеслам и мастерствам. В результате в продолжение царствования Петра по всем главным промышленным городам Европы были разосланы сотни русских учеников, за обучение которых Петр дорого платил иноземным мастерам. Особенно заботило Петра обучение мануфактурам. Срочнонаемные иноземные мастера, обязавшиеся обучать русских, делали это неохотно и небрежно и, отложив сроки, уезжали, оставляя "учеников без совершенства их науки", возбуждая подозрение, не дают ли они на то присяжного обязательства своим цехам на родине. Петр предписывал Мануфактур-коллегии посылать за границу склонных к мануфактурному обучению молодых людей, обещая им казенное содержание за границей и всевозможные привилегии.

В целях стимулирования промышленного и сельскохозяйственного производства Петр I ввел льготы - казенные субсидии и ссуды, но при этом требовал правильного их расходования на благо российского Отечества. Насмотревшись на приемы и обычаи западноевропейских капиталистов, Петр старался и своих капиталистов приучить действовать по-европейски, соединять капиталы, объединяться в компании. До Петра Русь выработала несколько видов или форм соединения промышленных сил. Так, среди крупного купечества обычной формой такого соединения был торговый дом.

В дальнейшем Петр I издал указ, запрещающий фабрикантам и заводчикам возвращать беглых крестьян, работающих у них, их хозяевам. Он дал мужику-капиталисту дворянскую привилегию, право владеть землей с крепостным населением. Таким образом, на смену старого боярства теперь рядом с вельможами в табели о рангах становились новые фабриканты и заводчики из числа простого народа.Фабрика и завод при Петре являлись преемниками древнерусского монастыря, подобно последнему, они имели значение нравственно-исправительных учреждений. Целым рядом указов Петр предписывал "виновных баб и девок" отсылать на фабрики и заводы для исправления.

Социальная политика Петра. Смысл и цель социальной политики Петра I заключались в усилении роли, места и значения класса феодалов в государстве. В 1714 году был издан "Указ о единонаследии", по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Указ укреплял дворянское землевладение и знаменовал слияние двух сословий в единый класс, феодалов стали называть дворянами (помещиками, шляхтой). Чиновник, достигший восьмого класса (коллежский асессор), или офицер (майор) получали пожизненное дворянство (так было до середины XIX века). Таким образом, господствующий класс укреплялся за счет включения в свой состав наиболее талантливых представителей других сословий. В 1718-1724 годах была проведена подушная перепись всего мужского населения. Единицей налогообложения населения взамен крестьянского двора становилась "душа мужского пола". Все мужское население, от грудных детей до дряхлых стариков, записывалось в "ревизские сказки" (списки) и было обязано платить ежегодно денежный налог - подушную подать. От него освобождались лишь дворяне и духовенство. Результаты переписи позволяют сказать, что население России насчитывало тогда примерно 15 млн. человек. Перепись населения не учитывала такую категорию населения, как холопы. Они были обязаны платить налог наряду с крепостными крестьянами, частью которых стали холопы.

Введение подушной подати привело к росту доходов казны и усилению налогового гнета по сравнению с предшествующим временем. Это повлекло за собой массовое бегство крестьян. Петр, исходя из интересов помещиков, издал в 1724 году указ, запрещавший крестьянам уходить от помещиков на заработки без письменного разрешения. Так было положено начало паспортной системе в России. "Соборное уложение" 1649 года закрепляло жителей за посадами русских городов. Правительство Петра продолжило эту линию. Все ремесленники были обязаны жить в городах и записываться в цехи. Городских жителей разделили на две категории - регулярных и нерегулярных граждан. В регулярные зачислялись купцы, промышленники и ремесленники. Нерегулярными считались горожане, не имевшие собственности.

В соответствии с указом 1720 года суд, сбор налогов и городское благоустройство были переданы городским магистратам, избиравшимся регулярными гражданами. Для руководства магистратами был создан Главный магистрат. Таким образом, в своей политике относительно города правительство руководствовалось прежде всего фискальными соображениями. Горожане, хотя и подразделялись на отдельные категории, по-прежнему оставались одним из сословий феодального общества.

Реформы органов власти и управления. Для их осуществления в первой четверти XVIII века была проведена перестройка центральных и местных органов власти и управления. С 1708 года Петр I начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми. После окончания Северной войны Петр I получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат, а взамен устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий8, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий, были созданы конторы, канцелярии, департаменты, приказы, функции которых были также четко разграничены. В 1708 - 1709 годах была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения. Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу. В свою очередь, губернии в 1719 году были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) во главе с воеводой рангом ниже уездного. После введения подушной подати были созданы полковые дистрикты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.

Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство, а иногда и явное сопротивление.

Реформа сословного устройства русского общества. Петр I ставил своей целью создание могущественного дворянского государства. Для этого нужно было распространить среди дворян знания, повысить их культуру, сделать дворянство подготовленным и пригодным для достижения тех целей, которые ставил перед собой император. Между тем дворянство в большинстве своем не было подготовлено к их пониманию и осуществлению. Петр требовал, чтобы все дворянство считало "государеву службу" своим почетным правом, своим призванием, умело бы править страной и войсками. Для этого нужно было прежде всего распространить среди дворян образование. Петр установил новую обязанность дворян - учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться "грамоте, цифири и геометрии", а затем должен был идти служить. Без справки о "выучке" дворянину не давали "венечной памяти" - разрешения жениться. Указами 1712, 1714 и 1719 годов был установлен порядок, по которому "родовитость" не принималась во внимание при назначении на должность и прохождении службы. И наоборот, выходцы из народа, наиболее одаренные, деятельные, преданные делу Петра, имели возможность получить любой военный или гражданский чин. Не только "худородные" дворяне, но даже и люди "подлого" происхождения выдвигались Петром I на видные государственные должности.

Церковная реформа. Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. В 1700 году умер патриарх Адриан, и Петр I запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции "местоблюстителя патриаршего престола". В 1721 году патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан Святейший правительствующий Синод, или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату.

Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымало значительную их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени "княжескую" систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшем известным на исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так равнодушно смотревшего и на ее гибель под обломками самодержавия, и на разрушение ее храмов.

Реформы в области культуры и быта. Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемые в плане европеизации. Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа обеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, образование начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным. Петр I в 1708 году ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге. Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли, а также созданием и развитием сети библиотек. С 1702 года систематически выходила первая русская газета "Ведомости".

В этот период правления Петра I был написан ряд важных работ по истории, а созданная Петром I Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т.д. Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать копии летописей, грамот, указов и других актов. Это было началом музейного дела в России.

Логическим итогом реформ в области развития науки и просвещения было основание в 1724 году Академии наук в Петербурге.

С первой четверти XVIII века осуществлялся переход к градостроительству и регулярной планировке городов. Облик города стала определять уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии.

В живописи на смену иконописи приходит портрет. К первой четверти XVIII века относятся и попытки создания русского театра, в это же время были написаны первые драматургические произведения.

Изменения все более внедрялись и в быт населения. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой, европеизированной. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Быстрее всех распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин. Запрещалось ношение бороды, что вызывало недовольство, особенно податных сословий. Вводились особый "бородовой налог" и обязательный медный знак о его уплате.

Петр I учредил ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин, что отражало серьезные изменения их положения в обществе. Учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства "правил хорошего тона" и "благородного поведения в обществе", употреблению иностранного, преимущественно французского, языка.

Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти XVIII века, имели большое прогрессивное значение. Но они еще больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий и сопровождались широким распространением галломании, презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в дворянской среде.

Итоги реформ. В стране не только сохранялись, но укреплялись и господствовали крепостнические отношения со всеми сопутствовавшими им порождениями как в экономике, так и в области надстройки. Однако изменения во всех сферах социально-экономической и политической жизни страны, постепенно накапливавшиеся и назревавшие в XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю. В ее экономике, уровне и формах развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, в классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные перемены. Коренным образом изменились место России и ее роль в международных отношениях того времени.

Естественно, все эти изменения происходили на феодально-крепостнической основе. Но сам этот строй существовал уже в совершенно иных условиях. Он еще не утратил возможности для своего развития. Более того, темпы и размах освоения им новых территорий, новых сфер экономики и производительных сил значительно возросли. Это позволяло ему решать давно назревшие общенациональные задачи. Но формы, в которых они решались, цели, которым они служили, все более отчетливо показывали, что укрепление и развитие феодально-крепостнического строя при наличии предпосылок для развития капиталистических отношений превращается в главный тормоз для прогресса страны.

Уже в период правления Петра Великого прослеживается главное противоречие, свойственное периоду позднего феодализма. Интересы самодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в целом, общенациональные интересы страны требовали ускорения развития производительных сил, активного содействия росту промышленности, торговли, ликвидации технико-экономической и культурной отсталости страны. Но для решения этих задач были необходимы сокращение сферы действия крепостничества, образование рынка вольнонаемной рабочей силы, ограничение и ликвидация сословных прав и привилегий дворянства. Происходило же прямо противоположное: распространение крепостничества вширь и вглубь, консолидация класса феодалов, закрепление, расширение и законодательное оформление его прав и привилегий. Замедленность формирования буржуазии и превращения ее в класс, противостоящий классу феодалов-крепостников, приводила к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми в сферу крепостнических отношений.

Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра I и осуществленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития. Не было и не могло быть заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались постепенно, и одна порождала другую, удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них вызывала сопротивление со стороны самых различных слоев, вызывала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличающуюся крайним ожесточением.

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.