Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Глава 15. Международное положение и внешняя политика СССР в предвоенные годы

30-е годы явились тем десятилетием в истории современной цивилизации, когда искры все новых и новых локальных войн превратились в мировой пожар, подобного которому не знало человечество за всю предшествующую историю. Взгляд на эти события с позиции сегодняшнего дня - не просто дань истории, а поиск необходимых ответов на вопросы сегодняшнего дня.

Основные направления экономического и политического развития ведущих государств мира в 30-е годы. Что же представляла собой международная обстановка тех лет? Каким вступил мир в третье десятилетие XX века? Каковы основные направления, тенденции экономического и политического развития ведущих капиталистических государств? Первым проявлением мирового экономического кризиса 1929-1933 годов явилась паника на нью-йоркской бирже, где продавались и покупались акции американских, а также международных компаний 68. К осени 1929 года слухи о перепроизводстве автомобилей, стали, машин и другой продукции заставили владельцев соответствующих акций усиленно их продавать. Однако покупателей находилось все меньше, и наступил день, когда акции панически хлынули на биржу, самые солидные предлагались за бесценок, но никто не хотел их брать. Тем самым обнаружилось отсутствие сбыта, перепроизводство товаров.

Естественно, началось свертывание производства, закрытие фабрик и заводов, сокращение посевных площадей. Все отрасли - промышленность, сельское хозяйство, финансы - всех капиталистических стран были охвачены кризисом. С момента его возникновения и до конца 1932 года промышленное производство сократилось в Англии на 16,5%, во Франции - на 31,9%, в Японии - на 32,4%, в Германии - на 46,7%, в США - на 46,2%.

Катастрофой обернулся кризис перепроизводства в сельском хозяйстве. Денежные доходы фермеров США, к примеру, сократились почти вдвое. Свыше 14% фермерских хозяйств разорились и подверглись принудительной распродаже за неуплату долгов и налогов. Поскольку кризис охватил весь капиталистический мир, то ни одна страна не могла выйти из трудностей и за счет экспорта - внешняя торговля также резко сокращалась, а с нею сокращались и работа транспорта, приток золота, валюты.

Чрезвычайное ухудшение материального положения пролетариата и средних слоев (армия безработных достигла почти 30 млн. человек ) вызвало резкое обострение классовой борьбы. Это проявилось, прежде всего, в массовом стачечном движении, нараставшем вплоть до войны, повороте к Народному фронту, в обострении борьбы по вопросу - "фашизм или демократия".

Кризис сказался и на международных отношениях, именно в эти годы начался крах версальско-вашингтонской системы, возросла напряженность.

Правящие классы стремились найти средства и методы поддержания своего господства. Какой же был найден выход? Возросло стремление к сильной власти, к авторитарным методам правления. Обнаружилась тенденция к усилению государственного вмешательства в экономику и социальные отношения, к ускорению развития государственно-монополистического капитализма. Буржуазия использовала силу государства, с одной стороны, для преодоления экономических трудностей, с другой - для сдерживания классовой борьбы. Как же решались эти задачи? Первая - путем расширения хозяйственных функций государства за счет усиления косвенных методов регулирования экономики: кредитов, субсидий, ссуд из бюджета государства. Вторая - как посредством репрессий против трудящихся, так и с помощью использования различных форм социального маневрирования.

Быстрое развитие государственно-монополистического капитализма, вызванное мировым экономическим кризисом, протекало прежде всего по двум основным направлениям - либо по буржуазно-реформистскому, либо по фашистскому типу.

1. Буржуазно-реформистские тенденции стали преобладать в эти годы в политике многих капиталистических государств. Наиболее характерное воплощение они нашли в реформах правительства Ф. Рузвельта, вступившего в марте 1933 года на пост президента США69, которые в совокупности получили название "нового курса".

Что же представляла собой эта политика? Ее содержание в значительной степени выражено четырьмя законами: о восстановлении национальной промышленности, о регулировании сельского хозяйства, о трудовых отношениях и о социальном обеспечении.

а) Закон о промышленности. Он устанавливал право государства вмешиваться в дела частных промышленников: определять объем производства, уровень цен, нормы выпуска изделий и введения нового оборудования, длительность рабочего дня и т. п. Цель этого вмешательства - уменьшить выпуск товаров, остановить перепроизводство, которое было главным проявлением кризиса. Уступкой трудящимся был специальный пункт 7а - об обязанности предпринимателей признавать на своих предприятиях профсоюзы и заключать с ними коллективные договоры, которые ограждали бы права рабочих. Закон предусматривал также организацию крупных общественных работ за счет государства: строительство дорог, электростанций, портов, жилищ и т. п. Все это должно было уменьшить безработицу.

б) Закон о сельском хозяйстве. Он ставил задачу ликвидировать затоваривание, повысить цены на продукты и сырье, упавшие настолько, что шло массовое разорение фермеров. Закон предусматривал сокращение посевных площадей и уменьшение поголовья скота, что стимулировалось специальными премиями правительства, а также скупку государством хлопка, зерна, мяса и другой сельхозпродукции, ее переработку и хранение на государственных складах. Фермерам предоставлялись субсидии из государственной казны и отсрочка по выплате долгов банкам.

в) Закон о трудовых отношениях. Он не только предписывал капиталистам признавать профсоюзы, но и установил наказания за "нечестную трудовую практику" капиталистов, т. е. за преследование профсоюзных организаторов, наем на работу штрейкбрехеров и за другие виды борьбы с профсоюзами.

г) Закон о социальном обеспечении70. Он впервые в истории США вводил государственную систему пенсий и пособий (в значительной мере за счет взносов трудящихся).

Оценивая в целом политику "нового курса", можно сказать, что она сочетала в себе меры государственного антикризисного регулирования с социальными реформами. "Новый курс", таким образом (о Ф. Рузвельте говорили, что он подошел к капитализму с ножом не как палач, а как хирург)71, способствовал развитию и укреплению государственно-монополистического капитализма в США.

Разумеется, в каждой стране, проводившей политику буржуазного реформизма, имелись свои специфические черты в развитии государственно-монополистического капитализма. Так, в Англии, где кризисные явления протекали слабее, чем в США, социальное реформаторство также было умереннее. К тому же признания профсоюзов, введения социального страхования и т. д. рабочие в Англии добились еще раньше. В Нидерландах режим строгой экономии осуществлялся за счет уменьшения расходов на социальные нужды.

В некоторых странах реформы в интересах монополий правящие буржуазные партии осуществляли в союзе с правой социал-демократией. К примеру, так было в Бельгии, где в конце 30-х годов коалиционное правительство ввело 8-часовой рабочий день, 40-часовую рабочую неделю в тяжелой промышленности, приняло закон о ежегодных оплачиваемых отпусках и др.

Широкий круг экономических и социальных преобразований осуществили социал-демократические правительства Швеции, Норвегии, Дании. В этих странах значительно увеличился государственный сектор в промышленности и на транспорте. Активно стимулировался рост сельскохозяйственного производства. В социальной области ввели 8-часовой рабочий день, создали систему государственного страхования, расширили жилищное строительство, улучшили медицинское и пенсионное обслуживание.

Итог был таким: после резкого ослабления регулирующей роли государства в 1924-1929 годах в развитии государственно-монополистического капитализма был сделан еще один шаг на пути к постоянному и систематическому вмешательству государства в экономическую и социальную сферы.

2. Второе направление вело к усилению фашизма. Его зарождение в Европе обычно датируют 1919 годом, когда война и революция сомкнулись теснее, чем когда-либо прежде. Процесс возникновения фашизма шел с разной интенсивностью в различных странах. Но решающими были 1922-1923 годы. Тогда обнаружились его сходные черты в разных странах и он привлек к себе всеобщее внимание. В конце 1922 года Муссолини двинулся со своими чернорубашечниками на Рим, чтобы завоевать столицу, годом позже произвел путч Гитлер. В другой части Европы - в Праге 9 июня 1923 года в результате фашистского переворота было свергнуто правительство Александра Стамболийского и утвердился репрессивный режим Цанкова.

В 1920 году очень мало людей в Европе знали слово "фашизм". Но уже в 1923 году по всей Германии левые силы провели "антифашистский день", выступив против немецких, венгерских и болгарских фашистов и особенно против чернорубашечников Муссолини. Понятие все более расширялось и приобретало всеобъемлющий характер.

Особенно тяжелые последствия имел приход фашистов к власти в Германии в январе 1933 года, которые подчинили всю свою внутреннюю и внешнюю политику подготовке к войне, к установлению мирового господства. Для выполнения этой "сверхзадачи" было мало построить новые танки, самолеты и создать многочисленную армию. Надо было переделать души людей. Заставить десятки миллионов немцев думать, как они, фашисты. Выбить из голов моральные ценности. Возможно ли это было в XX веке?

Оказалось - да. Но для этого потребовались:

1) мощная пропаганда - тотальная, бьющая больше на инстинкты, чем на разум;

2) террор, направленный на искоренение "внутренних врагов".

В 30-х годах фашизм быстро распространялся по Европе. На каких ступенях развития он находился в разных странах? Здесь можно выделить несколько уровней:

1. Страны, где правящие классы обеспечивали свое господство в рамках буржуазно-демократической системы. К ним можно отнести Англию, Францию, США, Бельгию, Ирландию, Норвегию, Бразилию и др.

2. Страны, где фашистское движение достигло такой степени развития, что смогло привлечь на свою сторону определенную часть населения, проникнуть в местные и центральные органы власти. Это, прежде всего, Дания, Нидерланды, Финляндия.

3. Страны (Австрия, Албания, Болгария, Венгрия, Греция, Румыния и Югославия), где фашистские партии и организации выступали в качестве партнеров в правительствах военных и военно-монархических диктатур. Так, венгерский диктатор адмирал Хорти возглавлял фашистский "Орден рыцарей", а фашистская партия "Скрещенные стрелы" была широко представлена в парламенте страны. В мае 1936 года премьер-министром Греции стал лидер фашистской партии И. Метаксас. Через три месяца он совершил переворот и объявил себя диктатором. Румынский монарх Кароль II в 1938 году отменил конституцию, упразднил все политические партии и создал единую партию фашистского толка - "Фронт национального возрождения".

4. В четырех странах: Германии, Италии, Португалии, Испании - фашизм достиг стадии государственно оформленной системы господства.

Фашистская система в Италии до середины 30-х годов служила моделью, но с установлением нацистской диктатуры в Германии роль эталона мирового фашизма перешла к ней.

При всех различиях в программах и идеологии, организационных формах и политических структурах, методах завоевания массовой базы и средствах борьбы за власть фашизм представляет собой единый исторический феномен. Все его разновидности объединяют открыто террористические методы поддержания классового господства наиболее реакционных кругов общества.

Путем жестокого подавления рабочего и демократического движения, милитаризации экономики и государственно-монополистического регулирования фашизм добивался сохранения и укрепления классового господства финансового капитала. Агрессивная внешняя политика фашизма создала военную угрозу всему миру.

Уже к началу 30-х годов вопрос стоял так: или фашизм, или буржуазная демократия; или противостоять всем некоммунистическим силам в ожидании революционного кризиса, или вернуться к политике единого пролетарского фронта, прежде всего попытаться установить отношения сотрудничества с социал-демократическими партиями. Почему так? Дело в том, что опередить, как представлялось раньше, социалистическими революциями наступление сил фашизма и войны не удалось. Нужно было пересмотреть прежние установки, разработать новую стратегическую ориентацию.

В этом плане важное значение имела инициатива компартии Испании (1933 год), направленная на объединение всех сил в общий фронт борьбы против фашизма. На практике она стала реализовываться в 1934 году в форме "рабочих альянсов", создаваемых Испанской социалистической рабочей партией. В них активно сотрудничали социалисты и коммунисты, рабочие, представители крестьянства и городской мелкой буржуазии. Во Франции коммунисты предложили левобуржуазным партиям единство в рамках "Народного фронта борьбы за хлеб, за свободу и мир". В 1933-1935 годах рост фашистской угрозы рождал стихийное стремление демократических сил к единству и в других капиталистических странах.

Результаты борьбы за народный фронт в разных странах были неодинаковы. Там, где фашисты стояли у власти, удалось сделать лишь первые шаги к сплочению демократических элементов, в других странах организованный отпор силам реакции обеспечил сохранение и упрочение буржуазно-парламентских режимов, в третьих произошел общий сдвиг политической ситуации влево. В трех государствах - во Франции, Испании в 1936 году и в Чили в 1938 году - были образованы правительства Народного фронта. При этом, если эти правительства во Франции и в Чили представляли лишь начальную ступень в эволюции Народного фронта, то в Испании сложились в особую форму демократической диктатуры пролетариата и крестьянства72.

В годы мирового экономического кризиса коммунисты развернули активную борьбу за права трудящихся. Они вели агитационную работу на местах, организовывали марши безработных, забастовки и митинги, демонстрации протеста против реакционной политики буржуазных правительств. В ответ на это на компартии обрушивались репрессии со стороны буржуазных правительств, монополий, фашистских банд. В 1933 году лишь 16 компартий имели возможность действовать легально, 7 - находились в полулегальных условиях, 38 партий были загнаны в подполье. Вместе с тем в 1932 году в компартиях капиталистических стран насчитывалось 870 тыс. человек - почти вдвое больше, чем в конце 20-х годов.

В условиях кризиса 1929-1933 годов тактика коммунистов выражалась лозунгом "революционного выхода из кризиса". XI пленум МККИ (1931 год) сформировал главную задачу коммунистов так: завоевание большинства рабочего класса как необходимое условие победы над буржуазией и подготовка к решающим боям за диктатуру пролетариата. В этой связи необходимо отметить следующее:

1. Коммунисты преувеличивали степень зрелости субъективных предпосылок революции, учитывая настрой лишь части рабочих.

2. Коммунисты считали, что поскольку и фашистские и буржуазно-демократические режимы являются противниками социалистической революции, они должны быть свергнуты. В действительности на повестку дня в капиталистических странах вставали задачи общедемократического характера: отпор фашизму, отстаивание демократических завоеваний трудящихся. Однако коммунисты запаздывали с выработкой новой политической линии, адекватной сложившимся условиям.

3. С установкой на социалистическую революцию была связана и ошибочная трактовка тактики единого пролетарского фронта, которая сводилась Коминтерном к разоблачению соглашательства, а нередко была направлена и на дискредитацию социал-демократов. Такой подход часто отталкивал от коммунистов реформистски настроенных рабочих. Сектантско-догматическое толкование тактики единого пролетарского фронта стало средством углубления раскола международного рабочего движения.

4. В этот период широкое распространение в коммунистическом движении получил тезис о "социал-фашизме" для характеристики социал-демократии. Эта односторонняя оценка в какой-то мере отражала реакцию части рабочих на деятельность правых социал-демократов, осуществлявших политику классового сотрудничества с буржуазией и иногда использовавших реакционные методы подавления рабочего движения.

Применение формулы "социал-фашизм" влекло за собой обострение напряженности в отношениях рабочих-коммунистов и социал-демократов, исключало всякую возможность достижения единства между ними73.

Пути борьбы против фашизма и военной опасности нашел, хотя и с большим опозданием, VII конгресс Коминтерна (июль-август 1935 года). Он вскрыл классовую сущность фашизма, социальную базу, приемы и методы его борьбы, отметив, что фашизм смог прийти к власти прежде всего в результате классового сотрудничества вождей социал-демократии с буржуазией - многомиллионные массы разорившихся средних слоев общества, значительная часть пролетариата, которые шли за социал-демократами, обманутые безграничной социальной демагогией, шовинистической агитацией и составили в конечном счете массовую базу фашистской диктатуры.

Известную часть вины за приход фашистов к власти Коминтерн возложил и на сами коммунистические партии, которые допустили ряд серьезных ошибок в борьбе за массы. Прежде всего, это была тактика разгрома социал-демократических партий (о чем говорилось выше), которые, по мнению Сталина, в условиях революционной ситуации 20-30-х годов должны были смыкаться с буржуазией. Когда в 1934 году Г. Димитров поставил вопрос: "Правильной ли является огульная квалификация социал-демократии как социал-фашизма?" - Сталин ответил: "Насчет руководства - да, только не "огульная". Такая позиция препятствовала достижению единства действий рабочих-антифашистов, помогала правым лидерам социал-демократии саботировать предложения коммунистов о совместных выступлениях, что на деле облегчало наступление реакции, расчищало путь фашизму.

Горький урок Германии показал, к чему ведет раскол в рабочем движении, какими последствиями чревата неспособность коммунистов пойти на компромисс с социал-демократами для сплочения сил против фашизма. Поэтому VII конгресс Коминтерна разработал тактику единого фронта всех антифашистских сил.

Линия VII конгресса Коминтерна явилась заметным поворотом в стратегии и тактике международного коммунистического движения, она означала преодоление левацко-сектантских установок, ранее имевших место в его политике. Однако в осуществлении этой новой линии оставалось много трудностей, связанных прежде всего с позицией Сталина, прямо противоречащей ей.

Вторая половина 30-х годов характеризовалась заметным подъемом международного рабочего и демократического движения. Во многих странах сложилось взаимодействие коммунистов и социал-демократов, всех антифашистских сил. Во Франции, Испании, Чили такое единство выражалось в форме широких блоков на общедемократической, антифашистской платформе. Здесь был поставлен заслон фашизму, осуществлялись социально-экономические реформы, направленные на улучшение положения трудящихся, - рабочий класс стал влиятельной политической силой. Возрос авторитет компартий. Коминтерн активизировал деятельность таких международных организаций, как КИМ, МОПР, Спортивный Интернационал и других.

Удалось добиться определенного единства международного профсоюзного движения. Большая часть красных профсоюзов объединилась с реформистскими, в связи с чем в 1937 году был распущен Профинтерн. Однако советские профсоюзы не были приняты в Амстердамский Интернационал. Этому воспрепятствовали правые реформистские лидеры Интернационала.

Вторая половина 30-х годов ознаменовалась усилением борьбы демократических сил против угрозы воины. В этом плане можно отметить ряд крупных событий:

1. Бурный всплеск негодования вызвала агрессия Италии против Эфиопии. Весной 1936 года в Париже состоялась Европейская конференция помощи жертвам агрессии, в которой приняли участие представители многих политических течений: коммунисты, социалисты, республиканцы, пацифисты и др.;

2. Важным шагом на пути объединения сил международных рабочих и демократических организаций для борьбы с военной опасностью явился Международный конгресс мира, состоявшийся в 1936 году в Брюсселе. В его работе участвовали 4,5 тыс. делегатов из 35 стран, представлявшие 750 национальных и 40 международных организаций. Конгресс выработал единую платформу миролюбивых сил. Главные ее требования:

a) нерушимость договоров;
b) сокращение вооружений;
c) коллективная безопасность и укрепление Лиги Наций;
d) создание эффективной международной системы предотвращения войны.

3. Пробным камнем для всех антифашистских сил явилась война в Испании. По призыву коммунистов в Испанию отправились добровольцы из 54 стран общей численностью свыше 50 тыс. человек. Проводилась широкая международная кампания по сбору и доставке материальных средств для республиканцев.

В условиях резкого усиления военной опасности в 1937-1938 годах Коминтерн, выступая за расширение рядов Народного фронта, привлекал все антивоенные, антифашистские силы, включая и буржуазию. В то же время в рядах правой социал-демократии усиливались антикоммунистические, антисоветские настроения, что мешало объединению усилий коммунистических и социалистических партий в борьбе против угрозы войны, против фашизма. Это положение усугублялось проявлениями культа личности Сталина. В эти годы были репрессированы видные деятели ВКП(б) Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, Я. Э. Рудзутак, С. В. Косиор и многие другие.

Волна репрессий, поглотившая миллионы советских людей, перекинулась на Коминтерн. Террору подверглись крупные деятели международного коммунистического движения Б. Кун, Ю. Ленский, А. Варский, Э. Прухняк, Г. Эберлейн, Я. Анвельт и др., а также многие рядовые члены компартий различных стран. Серьезно пострадали руководящие кадры компартий Австрии, Венгрии, Германии, Румынии, Финляндии, Югославии, Литвы, Латвии, Эстонии и др. Вопреки Уставу Коминтерна, по указанию Сталина была распущена компартия Польши.

Последствия сталинизма были тяжелыми для международного коммунистического и рабочего движения. Культ личности Сталина нанес огромный урон как самому движению, так и всей международной политике. Углубился раскол между коммунистами и социал-демократами, а следовательно, и в международном рабочем движении. Росла волна антисоветизма во всем мире.

Международные отношения накануне второй мировой войны. После прихода в январе 1933 года к власти фашистов во главе с Гитлером международная обстановка крайне осложнилась. Германия взяла курс на установление господства как на Европейском континенте, так и на мировой арене. В качестве первого этапа на этом пути намечалось добиться пересмотра всех постановлений Версальского договора. Затем планировалось завоевание "жизненного пространства" на востоке Европы - на территории Польши, в Прибалтике, на украинских, белорусских и русских землях. Не удивительно, что США, Англия и Франция всячески помогали германскому империализму, не замечая нарушений Версальского договора74. С помощью же американских кредитов быстро восстанавливалась экономическая и военная мощь Германии.

С победой фашизма в Германии значительно активизировались фашистские организации в других капиталистических странах.

Уже к середине 30-х годов война по сути стала реальностью. Первой на путь агрессии вступила Япония в 1931 году, захватившая северо-восточную провинцию Китая - Маньчжурию и начавшая подготовку к захвату всего Китая и нападению на СССР. Возник опасный очаг войны на Дальнем Востоке.

Второй очаг войны образовался в центре Европы - в Германии.

Третьей державой, заинтересованной в переделе мира, была Италия, где фашизм утвердился еще в 1922 году. В 1936 году она начала войну против Эфиопии, а в 1936 году вместе с фашистской Германией поддержала фашистский мятеж в Испании.

В 1936 году Германия и Япония заключили так называемый "антикоминтерновский пакт", к которому присоединилась и Италия. Цель его - подготовка войны за передел мира в пользу своих монополий. Фактически этот блок угрожал не только СССР, но и интересам США, Англии и Франции. Однако эти великие державы предпочитали борьбе сговор с агрессорами. Расчет состоял в том, чтобы отвести удар от себя, направить его против СССР, а заодно ослабить конкурентов и утвердить свое господство в мире. Исходя из таких расчетов, правительства США, Англии и Франции проводили политику попустительства, "умиротворения" фашистской агрессии на Западе и Востоке75, в результате чего гитлеровцы в 1936 году ввели войска в демилитаризованную Рейнскую область, а в начале 1938 года захватили Австрию.

Кульминацией политики "умиротворения" Германии стало Мюнхенское соглашение 29 сентября 1938 года, заключенное главами правительств Германии, Великобритании, Италии и Франции. Было объявлено о разделе Чехословакии, с предписанием передать Германии Судетскую область и пограничные с ней районы, а также об удовлетворении территориальных претензий Германии к Польше и Венгрии. Это соглашение в конечном счете привело к ликвидации Чехословакии как самостоятельного государства и открыло путь германской агрессии на Восток. Наша страна попала в глубокую международную изоляцию. "Мюнхенское соглашение, - отмечают английские исследователи А. Рид и Д. Фишер, - стало в истории символом близорукости, предательства и коварства, высшим достижением политики умиротворения..." Оккупированная немцами Чехословакия превратилась в меч, направленный на Восток, в сердце Советского Союза.

В сентябре в Мюнхене и в декабре 1938 года в Париже были подписаны англо-германская и франко-германская декларации, равносильные пактам о взаимном ненападении. Гитлеровцы могли теперь спокойно разрабатывать планы нападения против СССР, которому в этих условиях нужно было в одиночку позаботиться о безопасности страны.

В противоположность дипломатической игре, затеянной правительствами США, Англии и Франции в предвоенные годы, Советский Союз последовательно проводил политику, направленную на создание системы коллективной безопасности, содействовал предотвращению войны. В 1934 году СССР по приглашению более чем 30 стран вступил в Лигу Наций. Наше государство было единственным, которое активно выступало в защиту стран, ставших жертвами фашистской агрессии.

Не добившись широкого соглашения о коллективной безопасности, правительство СССР заключило в 1935 году договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией. По договору с Чехословакией обязательство нашей страны оказать ей помощь в случае агрессии вступало в силу при условии, что подобная помощь будет оказана и Францией. В то время силы этих трех стран намного превосходили силы фашистской Германии и были достаточны, чтобы обуздать агрессора. Но эти договоры остались без практического применения, поскольку французское и чехословацкое правительства пошли на капитуляцию перед Гитлером.

Политика уступок западных держав Германии привела к подрыву основы англо-французской концепции безопасности, рассчитанной на сговор с Германией и Италией. В результате английское и французское правительства объявляют согласие на контакты с СССР.

Советское правительство сразу же откликнулось на эту инициативу и в апреле 1939 года предложило им заключить договоры о взаимопомощи и военную конвенцию. В середине июня в Москве начались переговоры, которые в конечном счете были приведены в тупик.

В августе в Москве начались переговоры военных миссий этих же трех стран. Они также не принесли результатов не только потому, что Польша не согласилась в случае германской агрессии пропустить советские войска через свою территорию для совместного отпора немецким армиям, но прежде всего потому, что Англия и Франция не давали реальных гарантий создания вместе с СССР системы обуздания германской агрессии76.

Это ставило нашу страну в опасное положение, усугубляющееся возможностью объединения против СССР милитаристов Германии и Японии. Военные действия в районе озера Хасан в 1938 году и у реки Халхин-Гол в 1939 году, спровоцированные Японией, создали угрозу восточным границам страны и по сути явились пробой силы нашей армии.

В тезисах, подготовленных комиссией ученых СССР и ПНР по истории отношений между двумя странами, указывается, что после Мюнхенского соглашения и особенно после захвата Чехословакии в марте 1939 года в советской внешней политике начинает проявляться тенденция как-то нормализовать отношения с Германией, что объяснялось очевидным нарастанием потенциальной угрозы германской агрессии против СССР. Германия неоднократно предлагала Советскому правительству начать эти переговоры. Из имеющихся документов следует, что в Москве окончательно решили выбрать этот вариант 19 августа 1939 года, не исключая возможности достигнуть соглашение на переговорах с Англией и Францией "в последний час". Возникший на этих переговорах тупик, однако, не был ликвидирован, и 23 августа СССР подписал пакт о ненападении с Германией.

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.