Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Хозяйственное значение рек Северо-Запада

Транспортное значение рек Северо-Запада

Реки Северо-Западного района издавна имели важное народнохозяйственное значение, особенно как пути сообщения. Так, Волхов в XI- XII веках входил в состав водного пути, соединявшего Балтийское и Черное моря (путь "из варяг в греки"). С XVII века он являлся звеном Вышневолоцкой системы, соединявшей Петербург с центральными районами России, однако был неудобен для движения судов по причине порожистости русла. В связи с постройкой Волховской гидроэлектростанции судоходные условия Волхова значительно улучшились. Также с давних времен используются для судоходства Нева и Свирь. Особенно возросло их транспортное значение в советский период, после постройки Беломорско-Балтийского водного пути, составными звеньями которого они являются.

Другие большие реки района - Западная Двина и Неман - используются лишь для местного судоходства, ввиду порожистости их русел. Ограниченное судоходство осуществляется также на реке Великой. Сквозному проходу судов по р. Луге препятствуют Кингисеппские пороги. По Нарове судоходство не производится из-за наличия в русле многочисленных порогов. Отсутствие прямой связи с Финским заливом весьма снижает судоходное значение рек Чудско-Псковского бассейна.

Для повышения транспортного значения речных путей района построены довольно многочисленные соединительные системы. Они могут быть разделены на две группы: 1) Волго-Балтийские и 2) Черноморско-Балтийские водные пути.

Вышневолоцкая, Тихвинская и Мариинская транспортные системы

К группе Волго-Балтийских путей относятся: Вышневолоцкая, Тихвинская и Мариинская системы. Строительство этих систем, начатое еще при Петре I, связано с развитием новой русской столицы - Петербурга и необходимостью обеспечения ее продовольствием и сырьем.

Вышневолоцкая система является первым в России искусственным водным путем. Она построена при Петре I в 1703- 1709 гг. по проекту талантливого самоучки Сердюкова. Этот водный путь, соединивший Петербург с бассейном Волги, проходит по Волге до Калинина (б. Тверь), затем по Тверце, водораздельному Вышневолоцкому каналу, Мете, Вишерскому каналу (в обход оз. Ильмень), Волхову, Ладожскому озеру и Неве. Большая часть входящих в его состав рек находится в естественном состоянии, отличается порожистостью (Опеченские пороги на Мете и т. д.). Сейчас этот путь утратил свое былое значение.

Тихвинская система построена в 1811 г., примерно через 100 лет после Вышневолоцкой. Она проходит по Волге до Мологи, затем по Чагодоще и ее притоку Соминке, далее по водораздельному Тихвинскому каналу, затем по pp. Тихвинке и Сяси, Ладожскому озеру и Неве. Некоторые реки, входящие в эту систему, летом сильно мелеют. Путь этот также непригоден для современного судоходства и утратил свое былое значение.Волго-Балтийский водный путь (б. Мариинская система) был задуман при Петре I, но построен и открыт для судоходства значительно позже - в 1810 г. От Волги путь идет по Шексне, Белозерскому каналу (в обход Белого озера) и р. Ковже к Мариинскому водораздельному каналу, далее он проходит по Вытегре, Онежскому озеру, Свири, Ладожскому озеру и Неве. Этот путь пригоден только для судов с малой осадкой; другим существенным его недостатком является наличие большого числа шлюзов, затрудняющих судоходство. Эту систему намечено коренным образом переустроить с тем, чтобы превратить ее в современную водную магистраль, связывающую важнейшие районы Советского Союза - Прибалтику и Прикаспий. В законченном виде водная система имела 62 шлюза, а также полушлюзы и плотины. 15 ноября 1918 года ей было присвоено имя Ленина. Сооружения системы устарели, её эксплуатация стала нерентабельной. В 1966 году она была закрыта, и ныне используется только для местного судоходства, большинство шлюзов разрушено. В последние годы работы системы использовался участок длиной 17 км в пределах города Тихвин. Нижний участок системы вошёл в Волго-Балтийский водный путь.

Черное и Балтийское моря связаны при помощи Березинской системы (Березина - Сергуч - Березинский канал - Улла и Западная Двина) и Днепро-Неманского водного пути (Припять - Огинский канал - Щара - Неман). Оба пути построены в начале 19 века, во время войны шлюзы были взорваны и каналы окончательно пришли в упадок. В настоящее время они имеют лишь местное значение, вследствие неприспособленности для сквозного судоходства.

Средние и малые реки района широко используются для лесосплава. Рзера района имеют немаловажное значение для рыбного хозяйства, в озерах Чудско-Псковском и Ильмене в большом количестве ловится снеток, лещ и другие породы рыбы.

Энергетический потенциал рек Северо-Западного района

Реки района, при значительной относительной водности и естественном зарегулировании их стока озерами, представляют большое значение для энергетики. Наличие резких переломов продольного профиля и сосредоточенного падения на коротких участках (при пересечении реками Силурийского и Карбонового глинтов) также благоприятствуют гидроэнергетическому использованию рек. Особый интерес в этом отношении представляют большие озерные реки - Свирь, Волхов и Нарова, а также порожистые реки - Неман и Западная Двина, обладающие большими запасами энергии, часть которой уже используется в гидроэнергетических целях.

В 1926 г. на Волхове была построена Волховская гидроэлектростанция. В средней части Свири была сооружена мощная Нижне-Свирская гидроэлектростанция (строительство ГЭС началось в 1927 году, закончилось в 1936). Давая значительное количество электроэнергии Свирский гидроузел вместе с тем значительно улучшил судоходные условия реки Свирь в ее наиболее порожистой части.

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.