Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Санкт-Петербург.История Санкт-Петербурга



Петербург во времена Петра I

Город начинался с реки Невы. Нева подготовила идеальное место для крепости, которая была заложена здесь Петром I в ходе Северной войны. Новая крепость была названа "Санкт-Петербург", в честь апостола Петра — хранителя ключей от рая и небесного покровителя императора. Позднее крепость стала называться Петропавловской, а первоначальное имя перешло к городу, возникшему под ее прикрытием.
Дата 16 мая 1703 года считается днем основания Санкт-Петербурга.
Все первые десять лет город строился как крепость, морской торговый порт, стоянка Балтийского флота, но морская торговля превращала его в центр экономической жизни, средоточие промышленности и ремесел. Основанием Александро-Невской лавры и последующим перенесением в нее мощей святого Александра Невского Петр I перемещает в город на Неве и духовный центр страны.

В 1704 построен форт Кроншлот в Финском заливе. Начата планировка и разбивка Летнего сада. Заложена Адмиралтейская верфь.

1705
Построены Гостиный двор и трактир "Аустерия" на Троицкой площади. Начато строительство крепости на острове Котлин.

1703
Основан Санкт-Петербург.
Построен Домик Петра I. Начато строительство морского порта.

1706
Спущен на воду первый военный корабль, построенный на Адмиралтейской верфи. Начата перестройка дерево-земляной Петропавловской крепости в камне.
 
1707
Строительство кронверка.
 
1708
Построены деревянные Петровские ворота Петропавловской крепости - первые триумфальные ворота в городе.
 
1709
Учреждена Канцелярия от строений. В память победы под Полтавой заложена деревянная Сампсониевская церковь на Выборгской стороне.
 
1710
Основана Александро-Невская лавра. Начато строительство Летнего дворца Петра I.

Начато строительство Меншиковского дворца на Васильевском острове. Основана Петришуле - первая школа в Санкт-Петербурге.
В 1710 году столицу переводят из Москвы в Санкт-Петербург, в 1712 году переезжают царская семья и Двор, главные государственные учреждения.
С самого начала строительства Санкт-Петербурга Петр I стремился создать "регулярный город", с четкой планировкой, застроенный по типовым проектам, — некое подобие Амстердама или Венеции. По приказу императора архитекторы Ж. Б. Леблон и Доменико Трезини разработали генеральные планы новой столицы. Были построены: Летний дворец Петра I, здание "Двенадцати коллегий". Петр открыл в городе первый публичный музей – Кунсткамеру, а также Академию наук и Академический университет.
Все в Петербурге было ориентировано на Европу и, казалось, делалось по ее образу и подобию, ее же зодчими и строителями. Но видно, что-то было заложено в самом питерском характере. Характере необычном, самобытном. Город приобрел власть над творчеством архитекторов чужих краев, несмотря на их гениальные произведения. К 1725 году в Петербурге – около 40 тысяч жителей.

Петербург во времена Петра II

В короткое царствование Петра II (1727–1730) двор уехал в Москву, строительство Петербурга было приостановлено. Но три года спустя, при Анне Иоанновне (1730–1740), Санкт-Петербург вновь становится столицей Российской империи.
Здесь, под защитой крепости Кронштадт, построенной вскоре после основания Петербурга, базировался военно-морской флот Петра. Первым командующим Балтийскиго флота был адмирал Корнелиус Крюйс. Вдохновлённый примером Венеции и Амстердама, Пётр Великий хотел сделать основным транспортом в новой столице водный, для чего первым генеральным планом строительства Петербурга предполагалось прорыть массу каналов, которые должны были взять на себя функции улиц и одновременно содействовать осушению местности. В полной мере эта задумка была реализована только на Васильевском острове, где о засыпанных еще в XVIII веке каналах напоминают специфические названия улиц-линий. Однако действительно вплоть до 1850 года в Северной Венеции не было постоянных мостов через Неву — только наплавные и паромные переправы.
При королеве Елизавете в Петербурге основаны Академия художеств, Пажеский корпус и первая русская профессиональная драматическая труппа. Растет население города: к 1750 году – 74 тысячи жителей. При Елизавете появились Зимний дворец (достроен вскоре после ее смерти), Шереметевский дворец, Смольный собор. Любимой летней резиденцией императрицы был Петергоф.

Петербург во времена Екатерины II

В царствование Екатерины II (1762–1796) блистательный Петербург — это прежде всего Зимний дворец и Адмиралтейство, Невский проспект и гранитные набережные Невы, Мойки, Фонтанки, Екатерининского канала и, конечно же, "Медный всадник", вознесшийся на скалу невдалеке от верфей и правительственных зданий, великолепных дворцов и храмов. К концу XVIII века в городе почти 220 тысяч жителей. Время правления Екатерины – это конец эпохи барокко: Растрелли достраивает Зимний дворец. Классицизм дает плоды в архитектуре и литературе. Возводятся Таврический и Мраморный дворцы, Гостиный Двор, Медный всадник; Чарльз Камерон работает в любимой загородной резиденции Екатерины – Царском Селе.
Работы по преобразованию центральной части города и пригородов продолжались при императоре Павле I (1796–1801). Был построен Михайловский замок — мистическое здание Петербурга, с которым и по сей день связано много легенд. В годы его правления в Санкт-Петербурге были построены Михайловский замок, дворец Бобринских, Михайловский манеж.
Победа России над наполеоновскими войсками в 1812 году нашла отражение в новом подъеме градостроительных работ в городе на Неве. В эти годы были созданы: ансамбль Михайловского дворца, ансамбль Александринского театра, здания высших государственных учреждений России — Сената и Синода, здание главного штаба и министерств на Дворцовой площади. Ансамбль Дворцовой площади был завершен возведением гранитной Александровской колонны. При Александре I начинается период, который позже назовут “золотым веком” петербургской культуры: Батюшков, Баратынский, Пушкин, Росси. Петербург Александра сохранился большими ампирными вкраплениями в центре города; в его правление построены Казанский собор, Биржа, Смольный институт. Население достигает 386 тысяч человек в 1818  году.
Город рос и строился, борясь со своими главными врагами — двумя противоположными стихиями, огнем и водой. Наибольшие проблемы в Петербурге возникали из-за наводнений. Например, в ночь на 5 октября 1705 года вода затопила даже более высокий левый берег, замочила припасы, сложенные на адмиралтейском дворе, и разрушила немало зданий.
В годы царствования императора Николая I (1825–1855) развивается промышленность. Петербург становится центром российского промышленного капитализма. В 1837 году Петербург соединен железной дорогой с Царским Селом, в 1851 железнодорожной веткой с Москвой.

Петербург во времена Александра II

При Александре II в городе появляется первая выборная городская дума, контролирующая столичный бюджет. Открываются Варшавский, Балтийский и Финляндский вокзалы, введен в действие водопровод, по главным улицам проложены рельсы конно-железной дороги. Размах жилищного строительства неописуем, активно застраивается та часть центра, что лежит за Фонтанкой. Открывается Мариинский театр. В 1881 году в Петербурге 861 тысяча жителей. В 1890 году население Петербурга (с пригородами) переваливает за миллион человек.
К началу 20 века Санкт-Петербург стал европейским городом в полном смысле слова. Промышленность Петербурга производила буквально все, в чем нуждалось такое крупное государство, как Российская империя — от кораблей и современнейшего по тем временам вооружения до любых изделий легкой промышленности.
Одновременно с каждым годом город становился все более удобным местом для жилья. Десятки мостов соединили острова, на которых раскинулся Санкт-Петербург. Несколько железнодорожных веток связали столицу с самыми разными регионами страны и европейскими странами.
Появившийся в 1907 году трамвай сразу стал основным и любимым видом транспорта петербуржцев, решившим многие проблемы города, население которого все продолжало расти. Причем рост населения Петербурга в начале 20 века опережал прирост населения Парижа, Лондона и даже Нью-Йорка.
К 1910 году в городе почти 2 миллиона жителей. Окончательно застраиваются Петроградская сторона, Васильевский остров, Пески. Появляется трамвай, газовое освещение улиц полностью заменяется электрическим, на дорогах автомобили, в моде – авиация, в быт входит телефон.
В начале 20 века наполнился новым смыслом псевдоним Петербурга "Северная Венеция". В то время русская культура воспринималась как естественное продолжение старых европейских традиций, и Венеции отводилась едва ли не главная роль.
Цвет петербургской интеллигенции — поэты, актеры, художники, музыканты, — чувствовали себя венецианцами 18 века, участниками непрерывного карнавала, который кружил их "по призрачному городу, через каналы, по фантастическим мостам Северной Венеции". Архитектор Георгий Лукомской предлагал самые современные дома в Петербурге строить по образцу венецианских палаццо.
Однако Первая мировая война положила конец "венецианскому карнавалу" петербургской культуры.
Результатом антигерманских настроений стало переименование в 1914 году Санкт-Петербурга в Петроград.
Петроград стал средоточием драматических событий 1917 года. "Город трех революций" имеет определенные памятники-символы: Смольный, крейсер "Аврора", Марсово поле.
Переезд правительства в Москву вызвал широкомасштабный выезд из города. Население Петрограда в 1920 г. составляла лишь треть населения 1915 г.

Петербург в годы советской власти

В 1924 году после смерти В.И. Ленина большевики переименовали город в Ленинград.
Великая Отечественная война (1941–1945) стала тяжелейшим испытанием для Ленинграда. В 900-дневную блокаду 1941–1944 гг.
В сентябре 1941 года войска немецкой группы армий «Север» отрезали Ленинград от мира – город оказался в блокаде. Сначала Адольф Гитлер хотел взять Ленинград штурмом, но в начале сентября передумал и решил заморить его голодом. В страшную блокадную зиму 1941—1942 года от голода и холода, по разным подсчетам, погибло 600—800 тысяч человек. Остальных спасла знаменитая “Дорога жизни” – ледовая и водная трасса на Ладожском озере: по ней привозили хлеб и эвакуировали людей. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 и была полностью снята 27 января 1944.
Но город выстоял — он никогда и никем не был оккупирован или побежден. Сильно разрушенный фашистской авиацией, город был полностью восстановлен уже к 1950–1960 годам.
В 1955 году в Ленинграде пустили метро (позже, чем в любом другом многомиллионном европейском городе). К середине 1960-х численность населения достигает довоенной отметки – 3,5 миллиона человек.

Новейшая история Санкт-Петербурга

В 1991-м по итогам референдума Ленинграду возвращают имя Санкт-Петербург.
К 300-летию город выходит из почти вековой депрессии и начинает хорошеть. Строятся Ушаковская развязка, Ледовый дворец, Ладожский вокзал; Константиновский дворец в Стрельне реставрируется под Дворец конгрессов.
Сегодня Петербург — многофункциональный центр страны с колоссальными возможностями в плане привлечения инвестиций, развития туризма, международных связей.
Продолжается строительство города, развитие и улучшение его инфраструктуры: реставрируется исторический центр, достраиваются с применением уникальных технологий новые станции метро, омолаживаются мосты через Неву, строятся спортивные и развлекательные комплексы, новое дыхание обретают Эрмитаж, Русский музей, Пушкинский дом, Юсуповский дворец, расправляет плечи Российская Национальная библиотека.
По решению ЮНЕСКО Санкт-Петербург признан городом-памятником мировой культуры.

См. так же: История Ленинградской области

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.