Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Волгоград.История Волгограда



Основание Волгограда

Во второй половине 80-х годов ХЧ! в. русское правительство, после многочисленных татарских вторжений и народных восстаний поволжских народов, едва не покончивших с русским владычеством в Нижнем и Среднем Поволжье, приступило к совершенствованию волжской оборонительной системы. В кратчайшие сроки были построены крепости (остроги) Царевококшайск, Санчурин, Самара, Царицын, Саратов, Терки, Царев-Борисов.
Царицынская крепость была построена в 1589 г. на Царицыном острове. Поначалу ее называли "Новый город на Царицыне острове", затем "Царев город на Царицыне острове" и лишь несколько лет спустя "Царицын". Администрацию крепости в 1589 - 1608 гг. обычно возглавляли два воеводы и дьяк. В начале XVII столетия в Нижнем Поволжье многое было разрушено много городов в их числе и Царицын.
С 1614 г. правительство нового царя, Михаила Романова, взялось за восстановление сторожевой службы на Волге. Новая Царицынская крепость была восстановлена уже на высоком правом берегу Волги при впадении в нее реки Царицы.
Царицын принадлежал к категории "заказных" городов, в окрестностях которых царь из-за военной опасности запрещал отводить земли под посад и раздавать поместья служилым людям. Все постройки находились на территории крепости.
Во второй половине XVII столетия отношения между московскими властями и донскими казаками ухудшились. Неудачи в войне с крымчаками и турками закрыли донским казакам выход в Черное и Азовское моря. Царь и его окружение взяли курс на более жесткое административное подчинение Войска Донского Москве. На Дону поднялась волна казачьих восстаний, крупнейшими из которых были бунты под предводительством Степана Разина и Кондратия Булавина. Казаки пытались про- рваться через Волгу на Каспий. Но на пути стоял Царицын. Несколько раз город оказывался в руках восставших. Восстания казаков послужили толчком к усилению правительственного контроля на Дону и укреплению волжской оборонительной системы. Царицынская крепость была отремонтирована, а численность ее гарнизона доведена до 748 человек.

Волгоград во времена Петра I

Петр I был первым из русских царей, посетивших Царицын - во время азовского (1695) и персидского (1722) походов. Придавая важное значение Царицыну как сторожевой крепости на юго-восточных границах Российского государства, Петр 1 лично участвовал в разработке проекта реконструкции Царицынской крепости. А незадолго до этого, в 1718 - 1720 гг., по указанию Петра было построено уникальное для того времени фортификационное сооружение - сторожевая укрепленная линия протяженностью 60 км между Волгой и Доном - Царицыном и Паньшино.
Возведение сторожевой линии открыло широкие возможности для заселения земель к северу от Царицына донскими казаками, жителями великорусских земель, украинцами, народами Поволжья. С 1765 г. берега Волги начинают заселять первые иностранцы, привлеченные большими льготами, обещанными в манифестах Екатерины II. Гражданский облик города, как и рост населения, изменялись медленно. Единственное, что способствовало перестройке и расширению города, - часто повторяющиеся пожары (1728, 1791, 1793), вынуждавшие жителей перебираться на новые места. Город был в основном деревянным, и только возвышавшиеся над ним церкви каменными.
В 1776 г. с присоединением к России Крыма и Кубани границы государства отодвинулись далеко на юг. Была упразднена Царицынская сторожевая линия, Царицын утратил свое значение как сторожевая крепость.
По указу сената в конце 1796 г. Царицын из упраздненной Саратовской губернии был передан в Астраханскую, в составе которой находился до 1798 г. Крепость стала постепенно превращаться в город. На рубеже XVIII и XIX столетий в ней проживало около 1000 жителей.
Утвержденный Александром I в 1820 г. план переустройства Царицына стал по существу генеральным планом, который упорядочил хаотичное развитие города, "расползавшегося" от крепости предместьями.
Крепость, которая стала считаться старой частью города, оставалась на плане без изменений. В ней было 25 жилых кварталов и две продольные улицы.
Более динамично город развивался со второй половины XIX столетия. За короткое время Царицын превратился в крупнейший торговый, а затем промышленный узел Нижнего Поволжья, через который пролегли все более крепнущие связи между центральной и южной частями России. Значение торговых путей между Волгой и Доном стало возрастать.
В крае была построена третья в России Волго-Донская железная дорога. Через шесть лет, в 1868 г., было начато и в том же году закончено строительство Грязе-Царицынской железной дороги, а в 1897 г, была открыта Царицын-Тихорецкая железная дорога.
Развитие торговли способствовало бурному росту промышленности в Царицыне. Поначалу быстро развивались переработка леса, соли, рыбы, горчицы, в дальнейшем - металлургическая, металлообрабатывающая и нефтеперерабатывающая промышленность.
В 1897 г. в Царицыне проживало 55186 человек.
Бурное торгово-промышленное развитие Царицына сопровождалось исключительно быстрым ростом населения, который в свою очередь вызвал усиленную застройку города. К 1900 году в городе проживало 63 тысячи человек, насчитывалось 189 действующих предприятий. В 1913 г. появился трамвай. Перед первой мировой войной Русское Акционерное общество артиллерийских заводов при техническом руководстве и содействии английской фирмы "Виккерс" приступило к строительству крупнейшего не только в России, но и в Европе орудийного завода (ныне завод "Баррикады"). Царицын стал промышленным и торговым центром всего юго-востока.
В 1913 г. население Царицына составляло 131782 человека.
В ноябре 1917 г. в городе установилась советская власть. В силу своего стратегического положения, являясь связующим звеном с Кавказом, город имел важное значение в деле снабжения страны продовольствием и топливом. Поэтому в годы Гражданской войны Царицын и его окрестности были ареной жестоких сражений Красной Армии с белой гвардией.

Волгоград в годы советской власти

Гражданская война нанесла большой урон городу: были разрушены жилые и культурно-бытовые здания, выведены из строя городская электростанция, водопровод и канализация, почти полностью разрушены многие промышленные предприятия. Восстановление Царицына началось с металлургического, лесопильного и деревообрабатывающего заводов, которые в дореволюционный период производили почти четверть всей промышленной продукции. В 1924 г. начали функционировать чулочно-трикотажная фабрика и швейная фабрика имени 8 Марта, вновь построенные предприятия деревообрабатывающей и пищевой промышленности.
В 1925 г. Царицын был переименован в Сталинград. К этому времени по числу жителей город занимал девятнадцатое место среди городов России. Бурный рост населения — от 85 тысяч человек в 1920 г. до . 112 тысяч в 1925 и 140 тысяч в 1927— послужил своеобразным толчком к размаху жилищного строительства.
Дальнейшее бурное развитие гор ха было связано с индустриализацией страны. В 1928 г. на северной окраине Сталинграда началось строительство первого в стране тракторного завода. Он был возведен в небывало короткий срок. Уже 17 июня 1930 г. с главного конвейера СТЗ сошел первый колесный трактор. Вскоре металлургический завод «Красный Октябрь» приступил к выпуску новой продукции - качественной стали. В 30-х на южной окраине города появилась Судоверфь.
Преобразился центр города. Благоустраивалась центральная набережная. В 1935 — 1937 гг. это была лучшая набережная среди городов Поволжья.
Новое комплексное строительство велось и в других районах города. Были построены Верхний и Нижний поселки в Тракторозаводском районе, Нижний поселок в Баррикадном районе, Северный городок в Красно-октябрьском районе, поселки Стал-ГРЭС и Судоверфи.
С 1931 г. началось возведение вокруг города зеленого кольца, состоящего из фруктовых садов и виноградников. В 1934 г. был создан единый городской водопровод.
К 1940 г. население города составляло около 480 тысяч человек, жилой фонд насчитывал 2 млн. кв. м. В городе было 125 школ, 15 больниц, 39 клубов, 3 вуза, 19 техникумов и специальных средних учебных заведений, 4 театра. Действовало 227 промышленных и транспортных организаций. Город стал крупным индустриальным центром страны.

Волгоград в годы Великой Отечественной войны

С первых дней Великой Отечественной Войны город стал одним из крупнейших арсеналов на юго-востоке страны. Сталинградские заводы производили и ремонтировали танки, артиллерийские орудия, суда, минометы, автоматы и другое вооружение. Была сформирована дивизия народного ополчения и восемь истребительных батальонов. С огромным размахом велось строительство оборонительных укреплений. Было построено более 2800 км рубежей, 2730 км окопов и ходов сообщений, 1880 км противотанковых препятствий, 85 тысяч позиций для огневых средств, 4 оборонительных обвода. В кратчайшие сроки совместно с военными железнодорожниками были построены железнодорожные линии Сталинград-Владимировка-Баскунчак и Астрахань-Кизляр, которые впоследствии сыграли значительную роль в снабжении войск на Сталинградском направлении. С весны 1942 г. начались регулярные налеты фашистской авиации на Сталинград, которые отражались силами местной противовоздушной обороны.
С 1 по 23 августа 1942 г. на Сталинград было совершено шестнадцать авиа налетов. 23 августа запомнился многим. В 16 часов 18 минут на город обрушилась армада, сбросившая более 12 тысяч бомб. Были моменты, когда в воздухе находилось одновременно до 82 самолетов люфтваффе. Враг применял комбинированные авиабомбы, помимо разрушений создающие большие очаги пожаров. Сотни тысяч мирных жителей погибли или получили ранения в этой бомбежке. Были разрушены почти 42 тысячи зданий (85% жилого фонда).
14 сентября стал одним из критических в эпопее обороны Сталинграда. Враг в нескольких местах проник в город, захватил здание железнодорожного вокзала, которое в течение трех дней тринадцать раз переходило из рук в руки.
Город сражался и трудился, срывая гитлеровские планы. Немецкое командование бросило на Сталиградское направление свои отборные силы. Разбить эту главную ударную группировку значило добиться коренного перелома в ходе войны.
Героическое сопротивление Сталинграда создавало благоприятные условия для перехода советских войск решительное наступление. В результате наступательной операции в «котле» оказались 22 отборные дивизии и 160 отдельны подразделений врага. Легендарная победа советских войск под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе всей Второй мировой войны. Сталинградская битва завершилась. Город лежал в руинах. К ним возвращались жители города. Продолжением ратного подвига стал подвиг возрождения Сталинграда. В июне 1943 г. началось массовое движение за создание строительных бригад. Рабочие, служащие заводов и учреждений в свободное от основной работы время восстанавливали город. На характере реконструкции города сказалось то обстоятельство, что ввиду особенностей своей истории Царицын—Сталинград не имел значительных памятников архитектуры, которые были бы опорными сооружениями при выборе вариантов планировки. Опорными сооружениями оказались не гражданские, а промышленные комплексы – заводы. Из гражданских зданий, не имеющих архитектурной ценности, в прежнем виде восстановлены единицы.
В 1948 г. жилой фонд города составил уже 825 тыс. кв. м — половину довоенного фонда. К 1950 г. было построено 1321 тыс. кв. м жилья, 85 школ, 90 детских учреждений, уже функционировали четыре института, были восстановлены довоенные водопроводные сооружения, трамвайная, уличная и дорожная сеть. В 1952 г. был построен Волго-Донской судоходный канал, к открытию которого завершилось благоустройство центральной набережной.
В 1961 г. Сталинград был переименован в Волгоград. К моменту принятия нового генерального плана в 1962 г. численность населения достигла 650 тысяч человек, жилой фонд в 2,2 раза превысил довоенный уровень. Были построены новые школы, детские учреждения, больницы, поликлиники, магазины, столовые, рестораны, кафе и др. В 1961 г. было открыто троллейбусное сообщение и завершена электрификация железной дороги. В 1962 г. запущена в эксплуатацию крупнейшая в Европе Волжская ГЭС. Волгоград продолжал развиваться путем постепенного слияния населенных пунктов, расположенных вдоль берега Волги. Город вытянулся на 80 километров.
В Волгограде сосредоточен основной духовный и интеллектуальный потенциал региона.
60-е — 80-е годы были наиболее интенсивными по масштабам строительства уникальных по тем временам социально-культурных объектов, ставших гордостью Волгограда, его достопримечательностями. Прежде всего, это мемориальный комплекс на Мамаевом кургане, Музей-панорама «Сталинградская битва», крупнейший на Волге речной вокзал, первая очередь подземного скоростного трамвая.
В 1995 г. численность населения Волгограда достигла одного миллиона.

См. так же: История Волгоградской области

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.