Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Курск.История Курска



Основание Курска

Курск принадлежит к древнейшим городам России, основан вятичами в IX веке (точная дата основания неизвестна).
Старейшая часть располагалась на холмах, разделенных долиной реки Кур (приток Тускари), по имени которой назван город. В то время Северская земля граничила со степями, где кочевали тюркские племена. Печенеги, торговавшие со славянами, дали названия двум рекам, при слиянии которых располагалось городище: Кур, означающее "поселение", "ограда", "город", и Тускарь - "разбивать лагерь" (оба слова древнетюркского происхождения). Эти названия и археологические находки свидетельствуют о существовании славянского укрепленного поселения здесь задолго до возникновения города Курска. Впервые упоминается в Житии Феодосия Печерского (не ранее 1036, когда Днепровское левобережье перешло во власть Ярослава Мудрого).
Упоминается в летописях в 1095 г. Являясь пограничной крепостью Черниговской земли, Курск в 11-12 веках неоднократно подвергался нападениям половцев; в 1185 куряне принимали участие в походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев. Город много страдал от междоусобиц князей, 1240 разрушен татарами. С конца 1360 года до конца 15 века Курск входил в состав Великого княжества Литовского. В 16-17 веках Курск - город Московского государства на границах с Речью Посполитой и Диким полем. В 1586 укреплен, превратился в укрепленный пункт для защиты от набегов южных кочевников, был разоряем в Смутное время ногайцами и поляками в 1634. В 1695-1703 в грроде построена Верхняя церковь Троицкого монастыря.
В 1616 в городе жили 1,3 тыс. человек. В Курск были переселены жители из Орла и других южнорусских городов (в 1678 году в Курске уже насчитывалось 2,8 тыс. жителей). Город развивался благодаря выгодному географическому положению (кратчайший путь из Москвы в Крым, отходящая от Курска дорога на Киев). Положение на водном пути из Черного моря в каспийское через Днепр-Десну-Сейм-Трускарь-Самодурские озера-Оку-Волгу создало условия для развития торговли в Курске. Город активно развивался. Был организован литейный двор, развивались квасной и соляной промыслы. Велась активная торговля (главным образом, хлебная) с украинскими землями (в середине XVII века построен Гостиный двор).
Торговое значение города возросло в 19 веке с проведением железных дорог. В начале 17 века на Курск неоднократно нападали польско-литовские отряды, крымские татары, ногайцы. В 1708 году Курск приписан к Киевской губернии, но в 1712 году в нем была учреждена особая от киевской воеводская канцелярия; в 1727 году приписан к Белгородской губернии, в 1779 году стал главным городом Курского наместничества,
а с 1797 - губернским городом Курской губернии.
После большого пожара, опустошившего Курск в 1781, был принят новый генеральный план города, согласно которому центральное положение должны были занять торговые ряды (которые и были возведены на центральной площади, получившей название Красной). С 1782 Курск строится по принятому генеральному градостроительному плану с четкой прямоугольной сеткой улиц, основа которой - сходящиеся под прямым углом на Красной площади 2 главные улицы - Московская (ныне Ленина) и Херсонская (ныне Дзержинского).
1783-86 построена губернская земская больница, ныне - хирургический корпус областной больницы. В 1780 в городе была открыта первая школа, в 1783 — благородное училище. В 1808 была организована мужская гимназия, в 1817 духовная семинария. Женская гимназия открылась в Курске лишь в 1870 году.
С конца 1860-х годов Курск - узловая станция железных дорог, соединяющих северные районы с южными и западные с восточными. В конце 19 века в Курске действовали 2 монастыря, 21 церковь, кирха, костел, духовное училище и семинария, учительская семинария, мужская и женская гимназии, реальное училище, 79 фабрик и заводов, перерабатывающих главным образом сельскохозяйственное сырье. Часть жителей занималась кустарной добычей камня близ города на берегу реки Тускарь. Склоны рек были засажены плодовыми, главным образом яблоневыми, садами.
В 1877 в городе построено Дворянское собрание. Спустя год из Коренной пустыни переведена в Курск Коренная ярмарка, одна из крупнейших в стране. 
1890-1902 построена Казенная палата, а в 1912 здание Госбанка. В этом же году возведен Дворянский и Крестьянский банк.
До 1917 года город имел преимущественно торговое значение, промышленность же была развита слабо. В 1915 в Курске было 70 небольших предприятий, главным образом пищевкусовой промышленности, с 1570 рабочими. Несмотря на небольшое количество ряд предприятий были очень известными, в Курске действовал пивоваренный Завод № 1, один из крупнейших в России, принадлежавший А. К. Квилицу. Были представлены и другие отрасли промышленности; так, в 1900-е годы в городе появились 4 ситопробойные мастерские (из них крупнейшей была мастерская Тихонова, продукция которой отправлялась на экспорт — в Германию, Австро-Венгрию и др.). Было организовано несколько машиностроительных предприятий (в 1914 их насчитывалось 7, из них одно — железнодорожное).

Курск в годы Советской власти

Советская власть в Курске была установлена 26 ноября (9 декабря) 1917. За годы Советской власти резко изменилась структура народного хозяйства Курска. Были построены новые крупные промышленные предприятия, оснащенные передовой техникой. Среди них - чугунолитейный завод, обувная, швейная фабрики. Реконструированы или построены заново заводы: мотороремонтный, кожевенный, спирто-водочный, дрожжевой, сельскохозяйственных машин; трикотажная и табачная фабрики; мельница, ремонтно-тракторный завод имени Калинина, плодово-ягодный, фруктовых вод, 2 электростанции, типография и другие предприятия. Появился трамвай, водопровод, автобусное сообщение с ближайшими городами - Фатежом и Обоянью. Высшая коммунистическая сельскохозяйственная школа, педагогический и медицинский институты, музей и др.
С 1928 Курск был окружным центром в составе Центрально-Черноземной области (ЦЧО).  Население в 1926 составляло 82,4 тысячи, по переписи 1939 - 120 тысяч жителей, к 1929 году население выросло до 98,8 тыс. чел. С 1934 г. город стал центром Курской области, выделен в самостоятельную административную единицу.
Число рабочих увеличилось до 6 тысяч к 1935 г. В 1940 в Курске на 85 предприятиях государственной и кооперативной промышленности работало 11 тысяч человек. Валовая продукция промышленности в 60 раз превысила дореволюционный уровень (1913).

Курск в годы Великой Отечественной войны

В период Великой Отечественной войны с ноября 1941 Курск находился во временной оккупации немецко-фашистскими войсками. Город был оккупирован с 4 ноября 1941 года по 8 февраля 1943. Немецко-фашистские оккупанты нанесли тяжелый урон городу и его хозяйству. Разрушено множество зданий, вокзал, общая сумма убытка составляет свыше 600 миллионов рублей. Промышленные предприятия, железнодорожный узел и коммунальное хозяйство города были разрушены. 8 февраля 1943 Курск был освобожден Советской Армией.
В битве под Курском в июле 1943 Советская Армия ликвидировала последнюю попытку немцев осуществить большое наступление на Восточном фронте. Курская битва, происходившая 5 июля - 23 августа 1943 года, была решающей в обеспечении коренного перелома в ходе войны. Советская Армия окончательно закрепила за собой стратегическую инициативу.

Курск в послевоенные годы

После освобождения города началось его восстановление, в основном закончившееся к концу четвертой пятилетки. В 1946 создан генеральный план восстановления и развития Курска, сочетавший сложившуюся градостроительную основу города с раскрытием его в сторону реки Тускарь, возведением новых ансамблей, озеленением. К февралю 1944 года в Курске было восстановлено около 40 промышленных предприятий. Ансамбль Красной площади завершен административным зданием в 1948, гостиницей в 1956, Дом связи в 1960. Были восстановлены и реконструированы разрушенные промышленные предприятия. Одновременно шло строительство новых крупнейших промышленных предприятий союзного значения. Были построены заводы: электроаппаратуры, элеваторного оборудования, машиностроительный, резинотехнических изделий; шпагатная и прядильная фабрики, предприятия строительных материалов, ЦЭС. Обустроена Привокзальная площадь, построен вокзал (1952). Памятник "Героям-курянам".
В 1951 в Курске работали десятки предприятий государственной и кооперативной промышленности. Объем валовой продукции промышленности с 1940 по 1950 возрос более чем в 2 раза. Мощность электростанций города и выработка электроэнергии в 1953 значительно превысила уровень 1940. В 1940 в Курске не было предприятий химической и машиностроительной промышленности, а металлообработка была слабо развита. В 1950 в общем объеме валовой продукции химическая промышленность занимала 25%, а машиностроительная и металлообрабатывающая - 30%. Курск становится крупным центром металлообрабатывающей, машиностроительной и химической промышленности.
К концу 1950 жилой фонд города превысил довоенный уровень более чем на 30 тысяч м². Протяженность трамвайной линии в 1950 увеличилась по сравнению с дореволюционным временем более чем в 7 раз. Курск имеет междугородное автобусное и автомобильное сообщение с Москвой, Орлом, Харьковом, Симферополем. Город опоясывается кольцом зеленых насаждений, создаются сады и парки. Площадь под зелеными насаждениями увеличилась к 1950 по сравнению с 1934 в 2,5 раза.
В 1952 году в городе имелось 35 общеобразовательных школ, в том числе 18 средних, 2 института: медицинский и педагогический; строительный, железнодорожный, кооперативный, советской торговли и электромеханический техникумы; педагогическое училище, художественно-графическое педагогическое училище, фармацевтическая и медицинская школы; музыкальное училище; драматический театр, 3 кинотеатра, филармония, театр кукол; краеведческий музей, картинная галерея, 6 библиотек, 5 клубов. В 1956 году открыт сельскохозяйственный институт, в 1964 - политехнический.
В 1980 город награжден Орденом Отечественной войны 1-й степени.
В 2007 году Курск отметил своё 975-летие. Отсчётом служит дата первого письменного упоминания, но археологи утверждают, что город гораздо старше.

Рост населения города Курска по годам:

1616 – 1,3 тыс. чел.
1678 – 2,8 тыс. чел.
1897 – 75,8 тыс. чел.
1907 – 80 тыс. чел.
1926 – 82,4 тыс. чел.
1929 – 98,8 тыс. чел.
1935 – 102 тыс. чел.
1939 – 120 тыс. чел.
1959 – 205 тыс. чел.
1979 – 370,8 тыс. чел.
1985 – 420 тыс. чел.
1992 – 435,2 тыс. чел.
1996 – 442,3 тыс. чел.
2001 – 440,2 тыс. чел.

См. так же:
История Курской области
История развития промышленности Курска
История развития транспорта в городе

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.