Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Проект Сахалин Энерджи (Sakhalin Energy)

Начало конфликта

В 2003 году компании Сахалин Энерджи (Sakhalin Energy) было выдано положительное экологическое заключение на проведение комплексной разработки месторождения. Но в 2006 году Росприродназор аннулировал положительное заключение 3-х летней давности и предъявил ряд экологических претензий к компании Сахалин Энерджи. Претензии имели отношение к 40-километровой зоне, где строительство трубопровода так или иначе затрагивает несколько нерестовых рек (Травяная, Пугачевка, Ай, Мадера, Подгорная). Трасса проходит также по территории заказника местного значения «Зубровый». В ТЭО к проекту не было указано, что труба пройдёт по территории заказника, - отметил Леонид Митволь, уточнив, что «самопроизвольная трассировка» - уголовно наказуемое деяние. Кроме этого, были предъявлены претензии по поводу гибели рыбы. Сообщается, что рыба погибла не естественным образом после нереста, а в результате строительных работ.

После аннулирования результатов экологической экспертизы и предъявления новых претензий замглавы Росприроднадзора высказался за полную остановку строительства трубопровода в рамках проекта «Сахалин-2», заявив, что ту работу, которая уже проведена, надо переделывать.

Сама Sakhalin Energy начала выражать обеспокоенность ситуацией, которая сложилась вокруг проекта «Сахалин-2», когда на нее посыпались первые обвинения. После отмены положительного решения экологической экспертизы она предупредила, что это может иметь крайне негативные последствия для проекта и для России, и приведет к задержкам в реализации проекта. «Мы продолжим совместную работу с российскими органами государственной власти в целях урегулирования данной ситуации и сохранения доверия зарубежных потребителей энергоресурсов в Японии, Корее и Северной Америке, перед которыми Sakhalin Energy имеет контрактные обязательства начать поставки в 2008 году», - заявили тогда в компании.

Что такое соглашение о разделе продукции (СРП)?

Зарубежным компаниям разрешают за свой счет освоить месторождение и вести добычу. Сначала они погашают все свои затраты, а после этого должны делить прибыль со страной, которой принадлежат нефть и газ. По Сахалину заранее договорились, что смета составит порядка 10 миллиардов долларов. Но наши зарубежные партнеры различными приемами подняли её до 20 миллиардов. В том числе и за счет экологических требований. Делают им замечания, они его исправляют, но при этом переписывают смету, включая эти затраты в общую стоимость. В результате они получают нефть, газ, деньги, истощают запасы ресурсов, а получение прибыли Российской Федерацией лишь откладывается на неопределённое время.

История конфликта

Экологические нарушения можно при желании найти в любом геологическом проекте. Потому что соглашение о разделе продукции, которое там было заключено, - это удел стран третьего мира. Корень проблемы Сахалинского проекта уходит в 1994 год, когда и было подписано пресловутое соглашение о разделе продукции. Есть мнение о его коррумпированности. Соглашение было составлено таким образом, что ставило инвесторов в привилегированное, практически не контролируемое положение. Издержки они покрывали российской нефтью, а вот механизмов контроля за издержками у России не было. В издержки включают и огромные зарплаты сотрудников, и дорогие контракты на западное оборудование, и буровые работы, которые обходятся в несколько раз дороже, чем на соседних российских месторождениях.

В 2005 году оператор проекта представил российскому правительству изменения к смете расходов, где объем западных инвестиций оценен в те самые 20 миллиардов долларов, - это вдвое больше, чем первоначально предполагалось. Соответственно, и дата, с которой российская сторона должна получать свою долю нефти - 2014 год, - отодвигается на неопределенный срок. То есть инвесторы хотят доказать, что за 16 лет интенсивной добычи нефти и газа (с 1998 по 2014 год) они даже своих затрат не покроют, и потому срок бесплатной добычи должен быть продлен.

Компромисс был найден. В это невыгодное соглашение вошёл государственный "Газпром", который, во-первых, будет получать свою долю нефти и газа, во-вторых, контролировать обоснованность затрат партнеров. Стоит отметить, что Газпром уже предлагал свое участие разработчикам в проекте "Сахалин-2", однако переговоры по этому поводу зашли в тупик. Войти в проект удалось только после отзыва экологической лицензии.

Соглашение было подписано 18 апреля 2007 года. Согласно ему, доля Royal Dutch/Shell в Sakhalin Energy снизится с 55 до 27,5 процента акций, доля Mitsui - с 25 до 12,5 процента, а доля Mitsubishi - с 20 до 10 процентов. "Газпрому" досталась 50 процентов плюс одна акция проекта Сахалин Энерджи.

Справка о проектах Сахалин-1" и "Сахалин-2"

22 июня 1994 года было подписано Соглашение о разделе продукции (СРП) по проекту "Сахалин". От имени России выступали правительство страны и администрация Сахалинской области.
"Сахалин-1" - это установленные в 1998 году на шельфе вблизи острова нефтяная платформа "Моликпак" для освоения Астохской площади, причал и плавучее нефтехранилище (комплекс "Витязь"). С июля 1999 года "Моликпак" добывает нефть, которая танкерами доставляется в порты Японии, Южной Кореи и Китая.
Оператор проекта - компания Sakhalin Energy, акционерами которой являются англо-голландская Royal Dutch/Shell (55 процентов), японские Mitsui (25 процентов) и Mitsubishi (20 процентов).
"Сахалин-2" - вторая стадия разработки проекта. Он предусматривает освоение Лунского и Пильтун-Астохского месторождений на шельфе. Общие геологические запасы здесь составляют 600 миллионов тонн нефти и конденсата, а также 700 миллиардов кубометров газа. Извлекаемые запасы оцениваются в 150 миллионов тонн нефти и 500 миллиардов кубометров газа.
Вторая часть предусматривает строительство еще двух морских платформ, берегового технологического комплекса, морских и наземных нефте- и газопроводов.
На побережье залива Анива (в южной части Сахалина) будут построены нефтяной экспортный терминал и завод по производству сжиженного газа (с узлом отгрузки) мощностью 9,6 миллиона тонн стоимостью 2 миллиарда долларов. Поставки сжиженного газа будут осуществляться в Японию, Корею и США.
Два сахалинских проекта представляют собой самые крупные прямые иностранные инвестиции в России. При подготовке статьи использован материал газеты Невское время (nvspb.ru) и материалы информагентств.

 

 Copyright В© ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.