Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Атмосферный воздух в Хабаровском крае

Общее состояние загрязнения атмосферного воздуха в городах Хабаровского края
 
В 2007 г. случаев экстремально высокого и высокого уровней загрязнения атмосферы на территории деятельности Дальневосточного УГМС не обнаружено. Загрязнение атмосферного воздуха города Комсомольска-на-Амуре оценивается как очень высокое, неблагоприятное для здоровья людей. Загрязнение атмосферы в г. Хабаровске и п. Чегдомын относится к высокому. Приоритетными загрязняющими веществами в основном являются БП, формальдегид, взвешенные вещества.
Большое количество БП поступает с выбросами мелких котельных, поэтому наметившаяся в последние годы тенденция к их строительству влечёт за собой рост концентраций БП в атмосферном воздухе. Для содержания БП характерна резко выраженная cезонность. Концентрации БП возрастают в зимнее время, когда наблюдаются неблагоприятные метеоусловия для рассеивания низких выбросов, поступающих от котельных и печных труб жилых домов.
Характерная для Дальневосточного региона высокая интенсивность солнечной радиации способствует повышенному содержанию формальдегида в атмосферном воздухе.
Значительные концентрации взвешенных веществ обусловлены выбросами предприятий электроэнергетики и котельных.
Большое влияние на уровень загрязнения воздушного бассейна на территории Дальнего Востока оказывают климатические условия. В целом территория отнесена к зоне повышенного и высокого потенциала загрязнения атмосферы с особенно неблагоприятными условиями для рассеивания примесей.Высокая повторяемость приземных и приподнятых инверсий, слабых скоростей ветра, застоев затрудняет рассеивание вредных примесей и способствует их накоплению.
Степень загрязнения атмосферного воздуха оценивается при сравнении фактических концентраций с ПДК. ПДК – предельно-допустимая концентрация примеси, установленная Минздравом России. Средние концентрации сравниваются с ПДК среднесуточными, максимальные из разовых концентраций – с ПДК максимально разовыми.
 
Влияние отраслей экономики на состояние атмосферного воздуха в Хабаровском крае
 
В 2007 г. в крае зарегистрировано 1922 предприятия, имеющих источники выбросов в атмосферу. Основные источники загрязнения – предприятия электроэнергетики, топливной промышленности и жилищно-коммунального хозяйства.
Общее количество выбросов загрязняющих веществ по Хабаровскому краю за 2007 г. составило 278,352 тыс. т/год. Из них от стационарных источников выбросов поступило 127,395 тыс. т/год загрязняющих веществ, в том числе:
твёрдых
43,786 тыс. т/год
газообразных и жидких,
83,608 тыс. т/год
в т.ч.:
 
– диоксида серы
26,724 тыс. т/год
– оксида углерода
21,739 тыс. т/год
– оксидов азота
19,578 тыс. т/год
– углеводородов (без ЛОС)
0,201 тыс. т/год
– летучих органических соединений
12,259 тыс. т/год
– прочих
3,106 тыс. т/год

 Отраслевая структура выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
  по Хабаровскому краю
Рис. 3. Отраслевая структура выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по Хабаровскому краю в 2007 г.

Из специфических загрязняющих веществ в 2007 г. было выброшено:

– бензапирена
0,033 т/год
– метана
182,289 т/год
– бензола
62,253 т/год
– ксилола
83,082 т/год
– толуола
92,374 т/год
– формальдегида
11,805 т/год
– серной кислоты
0,298 т/год
– азотной кислоты
0,190 т/год
– аммиака
136,415 т/год
– хлора
0,601 т/год
 
По данным государственной статистической отчётности по форме 2-ТП (воздух), пылегазоочистными установками за 2007 г. было уловлено 346,774 тыс. т/год загрязняющих веществ, что составило 73,1 % от общего количества, отходящего от источников загрязнения. При этом сохраняется тенденция к преобладанию доли улова твёрдых загрязняющих веществ над газообразными и жидкими. Твёрдые загрязняющие вещества улавливаются на 88,7 % (342,8 тыс. т/год), газообразные и жидкие – на 4,5 % (3,957 тыс. т/год). Высокий процент улова загрязняющих веществ объясняется удовлетворительным состоянием пылегазоочистного оборудования на предприятиях электроэнергетики. Степень улавливания составляет на предприятиях:
– по производству и распределению электроэнергии, газа и воды 79 %;
– металлургического производства и производства готовых металлических изделий 78 %;
– обработки древесины и производства изделий из дерева 65 %;
– строительства 64 %.
Самая низкая степень улавливания на предприятиях по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 0,6 %.
Вклад автотранспорта в суммарный выброс от стационарных и передвижных источников составляет 54,2 %.
В целом на территории Хабаровского края происходит снижение выбросов загрязняющих веществ. Причиной этого является следующее:
– поэтапный переход на газ предприятий по производству электротеплоэнергии, газа и воды (СП «Амурская ТЭЦ-1», СП «Комсомольская ТЭЦ-2», СП «Хабаровская ТЭЦ-1» филиала «Территориальная генерирующая компания» ОАО «Хабаровскэнерго»);
– приостановка работ на производственных участках предприятий по добыче металлических руд (ЗАО «Многовершинное», ЗАО «Артель старателей «Амур»).
В 2007 г. увеличились выбросы на предприятиях следующих видов экономической деятельности:
– добыча топливно-энергетических полезных ископаемых на 45 % (4412 тыс. т/год) в результате роста объёмов добычи;
– металлургического производства на 15 % (0,585 тыс. т/год) вследствие роста производства на предприятии ОАО «Амурметалл»;
Предприятия СП «Хабаровская ТЭЦ-1», СП «Хабаровская ТЭЦ-3», СП «Комсомольская ТЭЦ-2» филиала «Территориальная генерирующая компания» ОАО «Хабаровскэнерго», МУП «Тепловодоканал», по-прежнему вносят около 40 % от общего выброса загрязняющих веществ стационарными источниками Хабаровского края.

Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников на территории Хабаровского края 

Рис. 4. Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников на территории Хабаровского края

Нормирование в области охраны атмосферного воздуха
 
В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения экологической безопасности, межрегиональным отделом нормирования и администрирования платежей Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Дальневосточному федеральному округу (МТУ Ростехнадзора по ДФО) (далее – отделом) в 2007 г. по-прежнему проводилась работа повыявлению и учёту источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а также установлению индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам (природопользователям) нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Таблица 3. Динамика рассмотрения и утверждения нормативных документов в области охраны атмосферного воздуха

Наименования работ
Рассмотрено
 
Утверждено,
выдано
2006 г.
2007 г.
2006 г.
2007 г.
Проектов предельно допустимых выбросов ЗВ
в атмосферный воздух
533
570
458
428
Инвентаризаций источников выбросов ЗВ
в атмосферный воздух
588
495
478
395
Выдано граничных условий на допустимый вклад
в загрязнение атмосферного воздуха
2217
1278
1899
1251
Выдано привязок к городской системе координат
2352
1288
2220
1267
Разрешений на выброс ЗВ в атмосферный воздух
805
1359
768
682
Продлено разрешений на выброс ЗВ
в атмосферный воздух
183
-*
176
-*
 
Выявление и учёт источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу проводится на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников.
По состоянию на 1 января 2008 г. 1666 предприятий края имеет инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ и более 714 предприятий, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, проводят работу по разработке и согласованию подобной документации.
В 2007 г. на территории края было утверждено 395 инвентаризаций, 53 % из них – для предприятий, впервые поставленных на учёт. Окончилось действие этого документа у 76 предприятий края. Кроме этого, в 2007 г. продолжалась работа по аннулированию и переоформлению документации на вновь образовавшихся собственников, связанная с банкротством ряда предприятий края и изменением вида собственности.
Для учёта источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, перечней вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учёту и нормированию, а также предприятий, имеющих источники выбросов в атмосферу в 2007 г., продолжалась работа по формированию электронного банка данных состояния работ по нормированию, а также ведению базы данных источников выбросов и предприятий, имеющих источники выбросов в атмосферный воздух по Хабаровску, Комсомольску-на-Амуре, Николаевску-на Амуре, Амурску в рамках создания ГИС «Эколог-Город» совместно с министерством природных ресурсов Хабаровского края. Для проведения полноценной работы по созданию банка данных источников эмиссии парниковых газов на территории Хабаровского края проводилась работа по их учёту в составе инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятий.
Утверждение нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу проводилось с целью осуществления государственного контроля и регулирования качества атмосферного воздуха на территории Хабаровского края.
По состоянию на 1 января 2008 г. для 1584 предприятий края установлены нормы ПДВ (ВСВ) (предельно допустимых, временно согласованных выбросов). В 2007 г. нормативы установлены для 428 предприятий края. Основными причинами отклонения от согласования предлагаемых к рассмотрению проектов нормативов ПДВ (ВСВ) являются отсутствие технически грамотных решений по снижению выбросов загрязняющих веществ, неверный выбор параметров проведения расчётов рассеивания выбросов, а также представление на рассмотрение проектов, не соответствующих требованиям нормативных документов. Из 1584 предприятий края, имеющих установленные нормативы, достигли норм ПДВ-1359.
На период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов МТУ Ростехнадзора по ДФО проводится работа по установлению временно согласованных выбросов (ВСВ) с одновременным утверждением плана мероприятий по снижению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а такжесогласование мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ). В 2007 г. ВСВ установлены для 25 предприятий края. Управление осуществляет работы по продлению проектов нормативов предельно допустимых выбросов при наличии выполненной вновь инвентаризации источников выбросов с приложением расчётов, справок о расходе сырья и материалов, о перспективе развития предприятия, о выполнении мероприятий по достижению нормативов ПДВ, письменного ходатайства на продление материалов тома ПДВ.
В 2007 г. рассмотрено 4 комплекта материалов на продление и корректировку установленных нормативов ПДВ. Кроме этого, в 2007 г. продолжилась работа по аннулированию и переоформлению документации на вновь образовавшихся собственников, связанная с банкротством ряда предприятий края и изменением вида собственности и на основании результатов государственного экологического контроля. Выдача разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу для предприятий края осуществляется Управлением на основании установленных им нормативов выбросов. МТУ Ростехнадзора по ДФО при выдаче разрешений на выбросы руководствуется требованиями:
– ст. 14 Закона от 4 мая 1999 г. в„– 96-Ф3 «Об охране атмосферного воздуха»;
– Постановления Правительства РФ от 2 марта 2000 г. в„– 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»;
– Постановления Правительства РФ от 14 апреля 2007 г. в„– 229 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ» от 2 марта 2000 г. в„– 183;
– приказа Ростехнадзора от 19 февраля 2007 г. в„– 84 «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух».
Форма выдаваемых разрешений соответствует требованиям, утверждённым Федеральной службой приказом от 7 февраля 2007 г. в„– 56.
За 2007 г. отделом было рассмотрено 1359 ходатайств на выдачу разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, выдано 682 разрешения. Основными причинами отказов при выдаче разрешений были следующие: невыполнение предусмотренных проектами нормативов ПДВ мероприятий по снижению выбросов до установленных нормативов, окончание сроков действия нормативных документов.
В соответствии с требованиями п. 5 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него в 2007 г. отделом были продолжены работы по нормированию с использованием методов сводных расчётов и систем «Эколог-Город», созданных ранее по гг. Хабаровску, Комсомольску-на-Амуре, Николаевску-на-Амуре, Советской Гавани и Амурску, п. Чегдомын и п. Охотск. Подобные работы, проведённые за счёт средств краевого бюджета, предоставили Управлению возможность и в 2007 г. получать исходные данные о загрязнении атмосферы, принимать обоснованные решения, выявлять вклады конкретных предприятий в загрязнение атмосферного воздуха, определять необходимость и достаточность природоохранных мероприятий; обоснованно назначать нормативы ПДВ, выдавать по запросам пользователей (СЭС, органов власти, генпроектировщиков) необходимую информацию, а также принимать управленческие решения по оздоровлению экологической обстановки по разделу «Воздух», в частности по вопросам установления индивидуальных источников теплоснабжения, размещения парковок, стоянок и иных объектов застройки города.
В 2007 г. были продолжены начатые 1 октября 2003 г. в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями» работы по выдаче привязок к городской системе координат и информации по значениям рельефа в районе расположения предприятия. В рамках совершенствования работ по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и оздоровлению воздушного бассейна городов Хабаровского края продолжалась работа по квотированию вкладов в загрязнение атмосферного воздуха, позволяющая выполнять функции государственного управления в этой области и решать проблемы, связанные с принятием градостроительных решений.
В 2007 г. в крае была продолжена работа по организации деятельности предприятий, осуществляющих сбор и утилизацию отходов, загрязнённых нефтепродуктами и подлежащих уничтожению термическим способом. Деятельность этих предприятий (ООО «Адриатик», ООО «Сталкер»), оснащённых специальными установками (инсенераторами) для сжигания отходов позволяет решить проблему с повсеместным использованием отходов в качестве добавки к основному топливу котельных и иному их сжиганию не в специальных установках, запрещённому законодательством в области охраны атмосферного воздуха.
Однако, несмотря на проводимую в 2007 г. Управлением работу в области охраны атмосферного воздуха, по-прежнему основными проблемами в крае, требующими решений, остались следующие:
– отсутствие в большинстве муниципальных образований края автоматических станций мониторинга атмосферного воздуха;
– ежегодный рост выбросов от автотранспорта;
– рост количества индивидуальных источников теплоснабжения с низкими источниками выбросов;
– размещение парковок и стоянок для автомобильного транспорта открытым способом при отсутствии грамотных архитектурных решений;
– практикуемая при строительстве в г. Хабаровске «уплотнительная застройка», строительство многоэтажных зданий, что мешает эффективному рассеиванию выбросов;
– несанкционированное сжигание отходов производства и потребления открытым способом, что является источником поступления в атмосферный воздух диоксинов и других специфических загрязняющих веществ.
 
Государственный контроль состояния атмосферного воздуха и воздухоохранной деятельности предприятий
 
В соответствии с Постановлением Российской Федерации от 30 июля 2004 г. в„– 401 «О федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» МТУ Ростехнадзора по ДФО является специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха на территории Хабаровского края.
Государственный экологический контроль осуществляется Межрегиональным отделом государственного экологического надзора МТУ Ростехнадзора по ДФО в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. в„– 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федеральным законом от 10 января 2002 г. в„– 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Положением о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 января 2001 г. в„– 31), Инструкцией по порядку осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 сентября 2007 г. в„– 625).
В 2007 г. Межрегиональным отделом государственного экологического надзора МТУ Ростехнадзора по ДФО мероприятия по проведению экологического контроля проводились в соответствии с утверждённым планом работы на 2007 г., а также в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. в„– 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» при получении информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; при возникновении угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. В результате контрольных мероприятий в области охраны атмосферного воздуха проверено 85 предприятий, выявлено и предписано к устранению 211 нарушений требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха, предъявлено штрафов на сумму 760 тыс. рублей. Основные нарушения природоохранного законодательства:
– выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения;
– нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух;
– нарушение правил технической эксплуатации газоочистных установок (ГОУ), оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.

При проверке соблюдения требований действующего природоохранного законодательства РФ на предприятиях ООО «РСК Мастер», УК «Водоканал», ЗАО «Хабаровский завод строительных алюминиевых конструкций», МУП «Теплоэнерго», ОАО «Уралуголь», ООО «Кондитерская фабрика «Хабаровская», ФГУП «Дальгеофизика», СКБ «Путевые машины» ОАО РЖД, ООО «Горно-геологическая компания «ПЛАСТ», ЗАО «Огнеупор», ООО ЗКМ «Далькровля», ОАО «Дальтрансгаз», ООО «Негосударственный фонд имущества», Федеральное казённое предприятие «Амурский патронный завод «Вымпел», ООО «Востоколово» выявлено отсутствие нормативной, а также разрешительной документации на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. На предприятиях ООО «Дальхимфарм», МУП «Тепловодоснабжение» выявлен неполный учёт всех источников выделения в проектах инвентаризации источников выбросов и проектах предельно допустимых выбросов. По результатам проверок выданы предписания, наложены административные наказания в виде штрафа.
Оглавление доклада

 

 Copyright В© ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.