Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Рост российской экономики

Рост российской экономики во многом был обеспечен благоприятной конъюнктурой мировых цен на основные экспортируемые страной товары (нефть, газ, минеральные удобрения, цветные металлы).

Экономический рост в Российской Федерации имеет как позитивные, так и негативные последствия для развития экономики. К наиболее очевидным позитивным последствиям можно отнести:

a.      Рост внутреннего рынка РФ (данная тенденция характерна как для потребительского рынка, так и для рынка производственных товаров и услуг);

Вставка 1.1. Рост российских рынков, традиционных для Республики Мордовия

Агропромышленный комплекс

Объем российского рынка молочных продуктов в натуральном выражении по итогам 2006 г. составил около 38 млн. тонн. По оценкам Discovery research group, объем рынка молочной продукции за 2006 год составил порядка 15,2 млрд. долларов США.

Емкость внутреннего рынка мяса птицы оценивается в 8,8-9,1 млрд. долларов США (потребление в 2006 г. составило 20 кг на человека). Российский рынок яиц составляет около 1,4—1,5 млрд. долларов США.

Емкость рынка свинины составляет 7,2—9 млрд. долларов США.

Эксперты Discovery Research Group оценивают объем рынка мясных изделий в России в 2006 году в 196,6—238,2 млрд. рублей (7,24—8,78 млрд. долларов США). По оценкам Мясного союза России объем рынка мясной гастрономии в настоящий момент составляет 8—10 млрд. долларов США.

 
Табл. 1.8. Емкость и прогнозируемые темпы роста некоторых подотраслей АПК РФ

Сектор

Емкость рынка
(млрд. долларов США)

Душевое потребление

Молочный сектор

15,2

239 кг

Птица

8,8-9,1

16,7 кг

Яйцо

1,4—1,5

256 штук

Свинина

7,2-9

8,8 кг

Говядина

7,5-8

10,1

Мясопереработка (колбасные изделия)

8-10

14,3

 

Рост потребления некоторых продуктов питания связан с улучшением уровня жизни россиян, развитием новых форм торговли, появлением новых брендов и приходом международных инвесторов. Наиболее динамично растущим рынком (являющимся в настоящее время основным рынком сбыта для предприятий агропромышленного комплекса региона) является рынок г. Москвы. Но в связи с развитием других крупных городов (преимущественно городов-миллионников и крупных городских агломераций), а также развитием сетевой торговли структура российского потребительского рынка в среднесрочной перспективе (5—8 лет) будет существенно меняться.

 
Табл. 1.9. Уровень потребления отдельных продуктов и среднедушевые доходы населения
 

 

Потребление мяса и мясопродуктов (включая субпродукты II категории и жир-сырец) (кг)

Потребление молока и молочных продуктов (кг)

Потребление яиц, штук

Среднедушевые доходы населения (рублей)

2000

2006

2000

2006

2000

2006

2000

2006

Российская Федерация

45

58

215

239

228

256

2281

10183

г. Москва

56

67

211

226

207

226

7998

29803

Рязанская область

50

55

278

234

311

292

1265

6175

Республика Мордовия

43

56

301

292

282

298

1128

4878

Чувашская Республика

46

53

278

273

185

240

1140

5384

Нижегородская область

34

54

204

223

269

267

1718

8016

Пензенская область

42

56

234

270

215

207

1260

5659

Ульяновская область

39

46

221

225

270

257

1277

6157

Источник: Росстат

Другим существенным фактором роста емкости отечественного рынка продовольствия является рост цен, вызванный сразу несколькими причинами (увеличение потребления отдельных продовольственных товаров (молочные продукты), увеличение потребления отдельных видов товаров для производственных нужд (зерно, растительное масло и т.д.) и др.).

Рынок электротехники, светотехники и кабельной продукции.

По данным компании Dun-Brandstreet-Nord, емкость российского рынка кабельно-проводниковой продукции в 2006 году составила примерно 3,8 млрд. долларов США. В период за 2000-2005 гг. объемы производства в этой отрасли прирастали в среднем на 7—12% в год.

По данным компании Dun-Brandstreet-Nord, объем рынка светотехники составлял в 2006 г. около 1,5 млрд. долларов США. Динамика роста рынка в последние годы была невысокой (1—2%).

По прогнозам рынок электротехники будет расти в течение 5—7 лет крайне стремительно (в силу модернизации инфраструктурных отраслей) на 10—12% в год.

Рынок вагоностроения.

По данным Минпромэнерго, объем внутреннего рынка продукции отрасли в 2006 году составил 153 млрд. рублей или 4,3 млрд. долларов США. Доля отечественных производителей составляет 84%. Импорт в 2006 году составил 24 млрд. рублей, или 16% рынка. Для обновления парка тягового подвижного состава необходимо в период до 2015 года поставить железнодорожному транспорту 9 480 локомотивов нового поколения, 15 157 пассажирских и 466 000 грузовых вагонов (в пессимистическом варианте развития).

Рынок строительных материалов.

Развитие отечественной индустрии строительных материалов стимулируется динамичным развитием строительства. В настоящее время потребление и производство цемента составляет около 50 млн. тонн По оценкам экспертов, потребление цемента в России к 2012 году может вырасти до 98 млн. тонн, а к 2020 году — до 194 млн. тонн.

В 2006 г. емкость российского рынка керамического кирпича оценивается примерно в 5 млрд. штук условных кирпичей (общий — более 11 млрд. штук). По оценкам экспертов, объем потребления керамического кирпича в России в 2015 г. может достичь 9,5 млрд. штук условных кирпичей.

(Более подробно о рынках специализации см. приложение 6.2).

b.      Увеличение объема инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, в российскую экономику (в 2006 году инвестиции составили 55109 млн. долларов США, а в 2007-ом превысили уже 120940 млн. долларов). При этом происходит постепенное изменение географии инвестиционного процесса: несмотря на то, что наиболее инвестиционно привлекательными остаются регионы с сырьевой специализацией экономики, повышается значимость регионов, обладающих или большим потребительским рынком (как правило, это крупные городские агломерации и территории, попадающие под их влияние), или выгодным геоэкономическим положением и транспортной инфраструктурой (портовые регионы, крупнейшие транспортные узлы). География инвестиционного процесса также меняется под воздействием государственной политики, направленной на реализацию долгосрочных проектов с целью диверсификации экономики Российской Федерации. К таким проектам, прежде всего, относится формирование особых экономических зон[1] (промышленно-производственного, технико-внедренческого, туристско-рекреационного, портового типа), создание технопарков в сфере высоких технологий[2], реализация ФЦП В«Национальная технологическая база на 2007—2011 годыВ», В«Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годыВ», формирование национальных университетов (Сибирского федерального университета в г. Красноярске и Южного федерального университета в г. Ростове-на-Дону), поддержка инновационных программ, реализуемых в вузах и др.;

c.      Выход на новые рынки. Наиболее динамично развивающимся рынком является рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Индии. В настоящее время реализуется несколько проектов, направленных на укрепление позиций России в АТР (вскрытие нефтегазовых и угольных месторождений в Восточной Сибири, а также наращивание добычи на уже имеющихся (уголь), строительство нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий Океан и портовых мощностей, строительство атомных станций в странах АТР, формирование металлургических производств, выход российских предприятий на рынок телекоммуникаций и т.д.

К негативным последствиям экономического роста РФ относятся:

d.      Высокий уровень дифференциации социально-экономического развития между регионами. В Приволжском федеральном округе четко выделяются 2 группы регионов: с высоким уровнем экономического развития (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Пермский край, Нижегородская область, Самарская область), которые имеют показатели ВРП выше, чем средний показатель по ПФО[3], и с низким уровнем экономического развития (Республика Мордовия, Республика Марий Эл, Чувашская Республика, Кировская, Пензенская, Саратовская и Ульяновская области). Несмотря на высокие темпы экономического роста, доля Мордовии в экономике Приволжского округа составила в 2005 г. 1,6%, по сравнению с 1,7% в 2000 г.

Рис. 2.1. Доля ВРП регионов в совокупном ВРП ПФО (%)

Доля ВРП регионов в совокупном ВРП ПФО

Источник: Росстат

e.      Рост инфраструктурных ограничений, прежде всего, ограничений по развитию транспортных инфраструктур и дефицита электроэнергии.

Табл. 1.10. Ретроспектива и сценарный прогноз электропотребления России[4]

Показатели

Отчетное пятилетие

Базовый

Планируемый период

 

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2015 г.

Внутреннее потребление, млрд. кВт ч

875

878

903

924

941

980

1016

1051

1084

1124

1158

1300

1030

1082

1133

1197

1247

1426

1041

1109

1182

1260

1330

1600

Прирост электропотребления, %

1,4

0,3

2,8

2,3

1,8

4,2

3,7

3,4

3,1

3,7

3

2,9[5]

5,1

5

4,7

5,6

4,2

3,4

6,2

6,5

6,6

6,6

5,6

4,7

Электроемкость ВВП, % к 2000 г.

96

92

88

85

81

79

77

75

73

71

69

61

78

78

77

76

74

67

79

78

78

78

76

69

Источник: Приволжский филиал Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике РАО ЕЭС

Главной проблемой энергетиков, помимо стремительного старения генерирующих и передающих мощностей, является использование газа как основного топлива для работы электростанций. В топливном балансе российской электроэнергетики доля газа достигает 70 процентов[6]. Эксперты прогнозируют к 2010 году дефицит газа на внутреннем рынке в объемах от 30 до 120 миллиардов кубометров.

Транспортная инфраструктура также является существенным ограничителем экономического роста. В проекте стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 г. зафиксировано катастрофическое отставание России в этой сфере: в настоящее время средняя плотность железных дорог России составляет 5 км на 1000 кв. метров площади страны, при этом в Канаде она выше на 35% (6,7 км на 1000 кв. метров), в США — в 5,5 раза (27,7 км на 1000 кв. метров), а в западноевропейских странах и Японии — в десятки раз превышает российский уровень. В связи с резким ростом грузовых перевозок протяженность В«узких местВ» по пропускной способности составляет 8,3 тысячи км, или около 30% направлений сети, обеспечивающих около 80% всей грузовой работы железнодорожного транспорта. При сохранении низких темпов модернизации инфраструктуры протяженность В«узких местВ» железнодорожного транспорта может составить к 2015 г. около 13 тысяч км.

Для решения этих задач в настоящее время приняты инвестиционные программы в инфраструктурных секторах российской экономики: "Энергетическая стратегия России на период до 2020 года", инвестиционная программа РАО ЕЭС, реализация ФЦП В«Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 годаВ», В«Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 годаВ» и т.д. Реализация данных инвестиционных программ также способствует развитию многих производственных секторов (электротехники, светотехники, машиностроения и т.д.).

Оглавление

 

 Copyright В© ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.