Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Капитализация активов и рыночная реструктуризация Мордовии

[16] Основные направления развития в рамках реализации сценария

Основными направлениями развития региона при реализации данного сценария станут:

1)     Поддержание активного экономического роста в среднесрочной перспективе:

a.      Экономический рост в регионе в среднесрочной перспективе будет связан, прежде всего, с ростом рынков, на которых присутствуют предприятия региона. Рост рынка будет способствовать наращиванию производственных мощностей в базовых секторах специализации, проведению технологической модернизации производств, изменению профиля отдельных предприятий и отраслей. Основной задачей региональной власти является поддержка технологической модернизации;

Табл. 2.1. Ежегодные темпы роста ключевых для Мордовии российских рынков в средне- и долгосрочной перспективе (%)

 

2012—2015 гг.

2025 г.

Агропромышленный рынок

 

 

Молочный сектор

7—8

3—3,5

Птица

3—4

2—3

Яйцо

1—2

1—2

Мясо (свинина и говядина)

4—5

2—3

Мясопереработка

5—6

2—3

Овощной сектор

4—6

3—4

Вагоностроение

10—15

3—5

Индустрия строительных материалов (цемент)

10—15

4—5

Светотехническая промышленность

 

 

Источник света

4—5

2—3

Светильники (бытовые, промышленные и т.д.)

7—10

2—3

Электротехническая промышленность

10—15

3—4

Источник: ЦСР В«Северо-ЗападВ»

b.      Рост рынка будет провоцировать производственную экспансию уже образовавшихся региональных холдингов в другие регионы (покупка предприятий, размещение отдельных производств и т.д.). При этом реструктуризация рынков, происходящая в настоящее время, дает возможность выстроить специализированные вертикально-интегрированные структуры. Наиболее перспективными в данном отношении являются следующие сектора: производство яиц, производство мяса и мясопродуктов, силовая электроника. Но процесс консолидации региональных активов и экспансия в другие регионы также будут сопровождаться и процессом включения региональных активов в структуры более крупных игроков. Также распространенным способом консолидации активов и, соответственно, достижения необходимых масштабов для захвата существенной доли рынка становится формирование торговых домов (или вхождение в уже существующие), а также создание совместных брендов. Задачей региональных органов власти в этой ситуации является участие в поиске инвестора, формирование условий (финансовых, институциональных, организационных и т.д.) для прихода в регион крупного инвестора, поддержка проведения первичной модернизации предприятий;

Табл. 2.2. Примеры вхождения мордовских предприятий в федеральные холдинги и торговые дома

Предприятие

Холдинг, в который вошло предприятие, Торговый дом

Месторасположение главного офиса предприятия

Год вхождения в холдинг

ОАО В«БиохимикВ»

ЗАО В«СИА ИНТЕРНЕЙШНЛВ» (крупнейший дистрибьютор)

Москва

2005 г.

ОАО В«Саранский завод В«РезинотехникаВ»

ОАО В«Сибур-Русские шиныВ»

Москва

2005 г.

ОАО В«МК В«СаранскийВ»

ОАО В«Компания ЮнимилкВ»

Москва

2005 г.

ОАО В«НадеждаВ»

ОАО В«Компания ЮнимилкВ»

Москва

н/д

ОАО В«СарансккабельВ»

В«Севкабель ХолдингВ»

Санкт-Петербург

Решение о слиянии принято в январе 2008 г.

ЗАО В«ЦветлитВ»

ОАО В«Севкабель-ХолдингВ»

Санкт-Петербург

ОАО В«Русские машиныВ» совместно с группой компаний В«Вагоностроительная корпорация МордовииВ» создали ОАО В«Русская корпорация транспортного машиностроенияВ»

Саранск

2007 г.

ОАО В«Кадошкинский электротехнический заводВ»

Торговый Дом В«СветотехникаВ» — эксклюзивный поставщик продукции марки GALAD[17]

ТД Светотехника — Москва

н/д

ООО "Веда"

Холдинг "Веда"

Санкт-Петербург

 

ОАО "Саранский телевизионный завод"

АФК "Система"

Москва

 

Источник: ЦСР В«Северо-ЗападВ», данные компаний

c.      Включение в экономический оборот слабоиспользуемых ресурсов: лесных, земельных (в западной части региона), производственных (преимущественно уже существующих мощностей). Основной задачей региональной власти будет повышение инвестиционной привлекательности еще слабоиспользуемых активов.

2)      Удержание населения на территории региона и сокращение темпов депопуляции:

a.      Несмотря на то, что естественная убыль населения будет постепенно снижаться, сокращение численности населения будет продолжаться. Прежде всего это будет происходить в силу того, что рынки труда крупных мегаполисов станут более разнообразными и привлекательными для молодежи. В связи с этими процессами будет происходить старение населения региона и увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население. Основными задачами региональных органов власти должны стать: реализация демографической политики, направленной на увеличение рождаемости; сокращение показателей смертности населения трудоспособного возраста; реализация социальной и молодежной политики, направленной на удержание трудоспособного населения на территории региона (реализация программ ипотечного кредитования, стимулирование предприятий региона к реализации программ поддержки молодых специалистов, поддержка молодых специалистов при устройстве на работу и т.д.);

b.      Процесс сокращения численности населения будет сопровождаться ростом запросов рынка труда в связи с реализацией инвестиционных проектов: наиболее проблематичными с точки зрения обеспечения трудовыми ресурсами станут сельские западные территории, удаленные от регионального центра и испытывающие В«миграционное давлениеВ» Московской агломерации. При этом стоимость трудовых ресурсов начнет расти под влиянием быстрорастущих рынков труда, что будет снижать конкурентоспособность мордовских предприятий. Основными задачами региональных властей будет модернизация сети начального и среднего профессионального образования, стимулирование реформирования рабочих мест на предприятиях региона, реализация кадровых программ, увеличение заработных плат;

Рис. 2.4. Наличие кадровой программы на предприятиях Республики Мордовия (количество ответов)

Наличие кадровой программы на предприятиях Республики Мордовия

Источник: ЦСР В«Северо-ЗападВ»

c.      Развитие бюджетного сектора как стабилизирующего рынок труда. Инвестиционные проекты в регионе будут построены на новой технологической платформе, которая предполагает гораздо меньшую численность занятых, чем это было ранее на аналогичных производствах. При этом требования к уровню квалификаций (базовыми становятся такие квалификации, как знание иностранного языка, компьютерная грамотность и т.д.) и компетенций (основной компетенцией становятся умение быстро переобучаться и адаптироваться к новым условиям труда, дисциплинированность и т.д.) стремительно растут. Зачастую работники в возрасте после 40 лет уже практически неспособны к смене базовых квалификационных и компетентностных установок. Данная тенденция может привести к высвобождению большого количества кадров с устаревшими квалификациями (особенно в сельской местности), что при ограниченности предложения на рынке труда может усилить миграционный отток населения, а также усилить социальную напряженность. Основной задачей региональных властей является создание возможностей для трудоустройства высвобождаемого населения (временные работы, расширение сети социальных учреждений, предпринимательство и т.д.).

3)     Сохранение существующей системы расселения:

a.      Наиболее активно будут развиваться города Саранск, Рузаевка, восточные районы республики, в которых сконцентрирован основной промышленный, трудовой, образовательный потенциал. Именно на этих территориях заявлена большая часть инвестиционных проектов. Основными задачами региональной власти являются: инфраструктурное обеспечение инвестиционного процесса на экономически активных территориях, снижение территориальных диспропорций между восточными и западными районами, укрепление сельской системы расселения (за счет развития социальной инфраструктуры, развития системы поддержки местных инициатив и т.д.);

Рис. 2.5. Опорный каркас системы расселения Республики Мордовия

Увеличить изображение
система расселения Республики Мордовия

Источник: ЦСР В«Северо-ЗападВ»

b.      Закрепление позиций региона на рынках специализации будет требовать усиления существующих транспортных инфраструктур: электрификация неэлектрифицированных участков железной дороги, реконструкция и строительство вокзалов, доведение доли автодорог с твердым покрытием до 95%, повышение категорийности автомобильных дорог;

c.      Увеличение объема инвестиций (в промышленные, строительные и др. проекты) создает необходимость модернизации энергетических и инженерных инфраструктур, которые в настоящее время крайне изношены.

Риски реализации базового сценария

Основными рисками реализации данного сценария являются:

1)     Стагнация рынков в среднесрочной перспективе. Активный рост рынков, на которых присутствуют предприятия региона, продолжится до 2011—2015 годов, а в дальнейшем их ожидает период стагнации до 2020 г., когда возможен следующий этап роста рынков. Стагнация рынков приведет к замедлению (а возможно, и падению) темпов роста производства в регионе. Также в связи с активным наращиванием производственных мощностей в ряде секторов (индустрия строительных материалов, агропромышленный комплекс) крайне ужесточится конкуренция на данных рынках. Так, по данным Агентства аграрного маркетинга в результате реализации инвестиционных проектов[18] в свиноводстве производство свинины в 2012 г. удвоится по сравнению с 2006 г. и достигнет 3,5 млн. тонн. Если учитывать объемы импорта, рыночное предложение свинины составит около 4 млн. тонн, то есть 30 кг на душу населения. Также в настоящее время в Российской Федерации заявлено более 20 проектов по строительству или модернизации цементных заводов. При этом большинство из них будет реализовано крупными корпоративными игроками, в частности, такими холдингами, как Евроцементгрупп, Базелцемент, Интеко (см. вставку).

2)     Превращение региона в производственную периферию. Особенностью современного социально-экономического состояния Республики Мордовия являются устойчивые и достаточно высокие темпы роста низко- и среднетехнологических отраслей и низкие и нестабильные темпы роста отраслей высокотехнологических (прежде всего, светотехники и электротехники), что объясняется конъюнктурой рынков специализации региона, а также спецификой высокотехнологических отраслей региона, которые относятся к рыночно ориентированным рынкам, а не к В«защищеннымВ»[19]. Данная тенденция при реализации базового сценария будет только усиливаться.

Табл. 2.3. Индексы производства по видам обрабатывающих производств

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Обрабатывающие производства

109,8

122,2

113,3

106,6

113,2

113,7

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

114,3

124,7

112,0

109,5

135,4

108,7

Текстильное и швейное производство

94,9

119,2

133,9

60,2

135,5

87,6

Обработка древесины и производство изделий из дерева

96,3

103,2

110,6

120,9

87,6

123,7

Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

81,5

103,1

89,7

87,4

105,1

102,1

Химическое производство

114,0

114,2

114,0

80,2

110,7

61,1

Производство резиновых и пластмассовых изделий

111,5

95,7

108,2

103,0

104,6

99,2

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов

117,5

92,1

107,8

97,8

101,8

116,4

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

82,9

26,7

в2,4р

в2,8р

88,3

135,3

Производство машин и оборудования

153,9

81,2

106,1

в2,6р

98,0

107,5

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

103,2

78,3

108,9

69,8

105,2

130,8

Производство транспортных средств и оборудования

161,4

184,2

127,7

92,5

92,6

119,7

Прочие производства

180,1

138,9

126,2

150,4

2,1

149,5

Источник: Мордовстат

Также необходимо отметить, что в настоящее время в регионе осуществляется импорт технологий в форме импорта оборудования, технологических линий и т.д. Развитие данной тенденции не предполагает развития собственной технологической базы. По данным анкетирования 37 крупнейших республиканских предприятий перевооружения действующих технологических процессов являются основным приоритетом дальнейшего развития. Этот вариант ответа был выбран 33 раза, при этом разрабатывать новые технологии будут только 17. С учетом тенденции изменения структур рынков (формирование управленческих, инновационно-технологических центров, открытие новых рынков и т.д.), а также с учетом тенденции оттока молодых кадров из региона, риск превращения Мордовии в центр производства, лишенного инновационно-технологической составляющей, крайне велик.

Рис. 2.6. Направления развития предприятий региона[20] (количество ответов)

Направления развития предприятий Мордовии

Источник: ЦСР В«Северо-ЗападВ», данные компаний

3)     Рост нагрузки на бюджет в связи с развитием социального сектора. Уже в 2007 г. В«социальныеВ» расходы в бюджете региона составляли 38,1%, в том числе на жилищно-коммунальное хозяйство — 525,2 млн. рублей, образование — 1228,0 млн. рублей, культуру, кинематографию и средства связи — 503,6 млн. рублей, здравоохранение и спорт — 2869,2 млн. рублей, социальную политику — 2066,2 млн. рублей. В 2008 году В«социальныеВ» расходы (по тем же статьям) запланированы на уровне 31,5% от общего объема расходов республиканского бюджета.

Оглавление

 

 Copyright В© ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.