Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Локальное технологическое лидерство Мордовии

Основные направления развития сценария

Формируя систему ответов на основные риски реализации базового сценария, регион имеет возможность реализации второго — по сути инновационного, сценария, который предполагает:

  • формирование и использование нового пакета ресурсов (прежде всего инновационно-технологического потенциала и человеческого капитала);
  • позиционирование региона на новых рынках;
  • усложнение структуры экономики региона.

Основными направлениями развития региона при реализации данного сценария станут:

1)     Диверсификация экономики республики:

a.      Диверсификация товарных и географических рынков с целью обеспечения устойчивости базовых секторов. В настоящее время для предприятий практически всех базовых секторов региона основным внешним географическим рынком является Московский регион. Но с учетом динамичного развития мегаполисов второго порядка (Нижний Новгород, Самара, Казань) необходимо развивать сотрудничество с ними. Также перспективными географическими рынками являются европейский рынок (например, в отношении сухого молока, электротехники) и рынок стран СНГ (например, светотехника). Основными задачами региональных органов власти становятся: формирование системы поддержки предприятий, выходящих на новые рынки (или расширяющих свою долю на новом рынке); осуществление анализа рынков, перспективных для предприятий региона (в партнерстве с отраслевыми ассоциациями); поддержка участия предприятий региона в выставках и других мероприятиях, проводимых на территории регионов (являющихся перспективными рынками) и т.д.;

b.      Проведение технологической (повышение производительности труда, основных фондов и т.д., энергоэффективности) и управленческой (вынесение небазовых процессов на аутсорсинг, внедрение современных механизмов управления) модернизации предприятий региона. Основной задачей региональных и муниципальных властей является формирование финансовых условий для проведения технологической модернизации (кредиты, субсидирование процентной ставки и т.д.);

c.      Формирование специализированной ниши в инновационно-технологической сфере: прежде всего, это сектор свето– и электротехники. Основные задачи региональной власти: развитие инновационной инфраструктуры, модернизация высшего образования, создание условий для повышения инновационной активности субъектов реального сектора, науки и образования, стимулирование кооперации между промышленными предприятиями, учреждениями науки и образования (как внутри региона, так и с субъектами, расположенными в других регионах);

d.      Развитие структуры экономики региона: развитие сектора торговли, транспортно-логистических, финансовых, консалтинговых, рекрутинговых и пр. услуг. Основными задачами региональной власти являются: привлечение крупных федеральных и макрорегиональных игроков на территорию региона, осуществление системного девелопмента территории (в случае с торговлей, логистикой), формирование благоприятных условий для развития данных секторов (обеспечение прозрачности правил игры, синхронизация планов развития региона и муниципальных образований и т.д.);

2)     Капитализация человеческих ресурсов региона:

a.      Реформирование рынка труда. Это, прежде всего, предполагает повышение экономической активности населения за счет развития малого бизнеса и формирования условий для включения молодежи в экономическую жизнь региона, реформирование рабочих мест (улучшение условий труда, повышение безопасности труда и т.д.), развитие современных институтов регулирования рынка труда (профессиональных сообществ, кадровых агентств и т.д.);

b.      Развитие рынка образовательных услуг с целью снижения десинхронизации между рынком труда и системой образования. Данное направление, прежде всего, предполагает реформирование системы профессионального образования, формирование системы непрерывного образования в регионе за счет активного включения работодателей в постановку современных квалификаций и компетенций, повышение профессиональной мобильности населения региона;

c.      Повышение качества жизни населения за счет обеспечения равного доступа жителей региона к социальным услугам, повышение их качества, улучшение качества среды проживания. Решение данной задачи предполагает, прежде всего, реформирование системы социальных услуг, а также реализацию системы мер по повышению устойчивости системы расселения (формирование на территории новых точек роста, урбанизация сельских территорий и т.д.).

3)     Формирование новой пространственной организации:

a.      Ключевой становится задача усиления транспортных связей с новыми рынками, а также основными партнерами в системе производственной кооперации (развитие автомобильных и железных дорог, развитие авиасообщения). Также крайне значимым является развитие транзитного потенциала территории;

b.      Формирование новых точек роста на территории региона: развитие системы поддержки местных инициатив, реализация проектов по концентрации ресурсов бюджетной сети в точках роста и т.д.;

c.      Повышение миграционного потенциала территории: развитие городской среды регионального центра и основных опорных точек системы расселения, формирование новых стандартов среды проживания в сельской местности, сохранение уникальности и социокультурного наследия малых городов.

Основные риски реализации сценария

Основным риском реализации данного сценария будет являться недостижение технологического лидерства в выбранной специализации, прежде всего, в силу отсутствия компаний (преимущественно крупных), заинтересованных в инновациях (как совершенствующих, так и критических).

Оглавление

 

 Copyright В© ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.