Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Повышение инвестиционной привлекательности территории Мордовии

Ключевой целью повышения инвестиционной привлекательности территории является формирование новых и развитие существующих секторов в регионе. Основными направлениями инвестиционной политики республики должны стать: а) развитие современной производственной инфраструктуры; б) активный маркетинг территории; в) инфраструктурное развитие.

Промышленный девелопмент: развитие современной производственной инфраструктуры

В настоящее время одним из существенных факторов конкурентоспособности регионов на рынке инвестиций становится наличие инфраструктурно подготовленных площадок, наиболее распространенными организационными формами которых являются особые экономические зоны (территория, помимо инфраструктур и необходимых площадей, имеющая еще и налоговые льготы) и индустриальные парки (индустриальные парки, как правило, управляются самостоятельной управляющей компанией, которая занимается арендой производственных, офисных и складских помещений, предоставлением консультаций по вопросам бизнеса, развитием инфраструктуры индустриального парка и предоставлением других услуг в зависимости от уровня создаваемого индустриального парка). Как особые экономические зоны, так и индустриальные парки могут быть нескольких типов: промышленные, агропромышленные, логистические.

В настоящее время регионы Центрального федерального округа (что объясняется наиболее высокой инвестиционной привлекательностью данной территории) активно создают современную производственную инфраструктуру: так, в Московской области реализуется программа по созданию сети (около 50) современных индустриальных и логистических парков, Липецкая область приняла региональный закон В«Об особых экономических зонах регионального уровняВ», в рамках реализации которого планируется создать 4—5 особых экономических зон агропромышленного типа и 1 туристско-рекреационного типа.

Развитие современной производственной инфраструктуры предполагает:

В§       проведение комплексной оценки потенциальных участков для создания объектов производственной инфраструктуры, выбор участков: оценка месторасположения территории участка, оценка обеспеченности инженерными, транспортными, энергетическими, инфотелекоммуникационными инфраструктурами, оценка обеспеченности трудовыми ресурсами, определение основных ограничений для формирования объекта производственной инфраструктуры;

В§       определение правовых ограничений на использование земельных участков, формирование нормативно-правовой концепции создания объектов производственной инфраструктуры;

В§       определение требований к функциональному зонированию и инфраструктуре в зависимости от специализации объекта производственной инфраструктуры. Разработка градостроительной документации участков;

В§       формирование системы управления объектами производственной инфраструктуры. Определение статуса участков (отдельным паркам, наиболее значимым для развития экономики региона, может быть предоставлен статус особой экономической зоны регионального уровня. Обычно резиденты региональных особых экономических зон пользуются следующими мерами поддержки: 1. Временные (как правило, срок действия 3—5 лет) налоговые льготы, предполагающие освобождение от налогообложения в отношении имущества, учитываемого на балансе организации, от уплаты транспортного налога, снижение налоговой ставки налога на прибыль; 2. Предоставление земельных участков по сниженным ставкам; 3. Субсидирование процентной ставки по кредитам;

В§       определение пула инвесторов и разработка механизмов привлечения инвесторов: разработка маркетинговой стратегии и т.д.;

В§       инфраструктурное обеспечение участков и строительство необходимых офисных, производственных, складских и пр. помещений. Запуск объектов производственной инфраструктуры.

Табл. 3.4. Потенциал формирования производственной инфраструктуры в Республике Мордовия

Местонахождение

Профиль

Размер (га)

города Саранск/Рузаевка

Промышленный

От 100

г. Рузаевка

Логистический

Около 10[49]

г. Ковылкино

Промышленный

30—50

г. Темников

Агропромышленный

20—30

рп. Торбеево

Агропромышленный

20—30

г. Краснослободск

Агропромышленный

20—30

г. Инсар

Агропромышленный

20—30

Источник: ЦСР В«Северо-ЗападВ»

Развитие институтов работы с инвесторами и реализация программы маркетинга территории

В настоящее время одним из наиболее распространенных механизмов повышения инвестиционной привлекательности региона становится создание агентства регионального (инвестиционного) развития, основными функциями которого являются:

В§       инициирование, разработка и сопровождение перспективных инвестиционных проектов;

В§       продвижение региона и инвестиционных проектов в России и за рубежом;

В§       создание коммуникационной площадки между инициаторами проектов и потенциальными инвесторами;

В§       организация работы с инвесторами по принципу В«одного окнаВ» (получение инвестором информации о регионе, его потенциале и инвестиционных возможностях, о мерах государственной поддержки и льготах);

В§       работа по повышению инвестиционного рейтинга региона;

В§       работа с конкретными инвесторами, иностранными банками и инвестиционными фондами, занимающимися проектным финансированием в России, привлечением инвесторов через торгпредставительства РФ в странах с большими свободными инвестиционными ресурсами, работой с торгово-промышленными палатами других государств по продвижению инвестиционных проектов;

В§       реализация программ промышленного девелопмента и территориального развития (в некоторых случаях).

Создание Агентства регионального (инвестиционного) развития позволяет: а) повысить качество услуг, предоставляемых инвесторам; б) разделить функции развития территории, закрепляемые за Агентством, и функции администрирования и нормативно-правового обеспечения инвестиционного процесса, закрепляемые за структурными подразделениями Правительства региона.

Другим механизмом повышения инвестиционной привлекательности региона является реализация программ территориального маркетинга. Наиболее распространенными инструментами регионального маркетинга выступают:

В§       имиджевый маркетинг — формирование регионального бренда (имиджа места);

В§       инфраструктурный маркетинг - синхронизация развития инфраструктур с потребностями развития;

В§       информационный маркетинг - прямая реклама, система PR и GR мероприятий, создание системы сайтов в Интернете, посвященных региону, его инвестиционной привлекательности, отдельным инвестиционным проектам (Портал развития).

Но при этом инструменты могут и различаться в зависимости от того рынка, на котором позиционируется регион.

Табл. 3.5. Основные рынки позиционирования территорий[50]

Рынок

Задача, решаемая регионом при выборе данного рынка для позиционирования

Основной ресурс, необходимый для позиционирования на данном рынке

Основной инструмент, используемый регионами для позиционирования

Производители товаров и услуг

Создание процессинговых центров.

Близость к рынку,

Трудовые ресурсы.

Формирование производственной инфраструктуры.

Штаб-квартиры и региональные представительства корпораций

Привлечение штаб-квартир компаний и их представительств.

Уровень развития сектора интеллектуальных услуг (финансы, консалтинг и т.д.), глобальных инфраструктур.

Численность населения (обычно крупные города).

Работа с конкретными компаниями.

Формирование деловых районов.

Внешние инвестиции и экспортные рынки

Привлечение внешних инвесторов,

Выход на новые рынки.

Близость к рынку (портовая территория, транспортный узел).

Экспортное производство.

Продвижение региона на стратегических рынках, привлечение инвестиций.

Технологии

Привлечение производителей инноваций и технологий.

Уровень развития инновационной и образовательной инфраструктуры.

Трудовые ресурсы.

Производственный потенциал.

Формирование инновационной инфраструктуры.

Создание условий для В«импорта мозговВ».

Туризм и гостиничный бизнес

Привлечение крупнейших туроператоров, отельеров и туристического потока

Уникальность и разнообразие природы, культуры.

Экология.

Маркетинг достопримечательностей — аудит городской, природной среды и экологической ситуации, формирование и продвижение достопримечательностей.

Новые жители

Привлечение новых жителей.

Стиль и образ жизни.

Рынок труда.

Экология и уровень развития социальной инфраструктуры.

Формирование бренда региона и его продвижение.

Маркетинг людей.

Ипотечные программы для мигрантов.

Источник: ЦСР В«Северо-ЗападВ»

Создание условий для развития малого бизнеса

Основными направления развития малого бизнеса в Республике Мордовия являются:

a.      Развитие инфраструктуры малого бизнеса, создание сети бизнес-инкубаторов в центрах межселенного обслуживания[51] и центров поддержки предпринимательства[52] в администрациях муниципальных районов, создание регионального информационного центра для молодежи по вопросам предпринимательской деятельности;

b.      Реализация кадровых программ предпринимателей: реализация кадровой программы для управленческих кадров в малом предпринимательстве;

c.      Информационное обеспечение малого бизнеса, а также жителей региона, собирающихся организовать свой бизнес, в том числе, в сети Интернет;

d.      Снижение административных барьеров (за счет стимулирования формирования в муниципальных образованиях региона прозрачной системы оформления земельных участков и т.д.);

e.      Определение порядка предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе занимающимся социально значимыми видами деятельности, помещений в аренду на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) за счет специально выделенных для этой цели помещений и (или) порядка продажи в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства арендуемых ими не менее трех лет помещений с возможностью рассрочки оплаты и без проведения аукциона;

f.       Развитие финансовой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

g.      Стимулирование кооперации между крупным, средним и малым бизнесом (за счет проведения конференций поставщиков в приоритетных кластерах, выставок и ярмарок, развития отраслевых и кластерных бизнес-ассоциаций и др.);

h.      Расширение доступа малого предпринимательства к объектам естественных и локальных монополий (электросетевое, газовое хозяйство, коммунальная инфраструктура);

i.        Развитие малого предпринимательства в сфере инноваций и высоких технологий: содействие предприятиям Республики Мордовия по вопросу участия в проектах и программах федерального уровня в целях привлечения инвестиций; содействие в реализации проектов, получивших финансирование ЗПИФ В«Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики МордовияВ»; обеспечение участия предприятий республики в конкурсе на привлечение инвестиций ЗПИФ В«Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики МордовияВ», дальнейшее развитие деятельности ООО В«Инжиниринго-консалтинговый центрВ».

Развитие финансовой инфраструктуры

В настоящее время финансовый сектор региона развит слабо: на начало 2007 г. было зарегистрировано 3 кредитные организации и 15 филиалов (это самый низкий показатель среди регионов Приволжского федерального округа). Основными игроками в финансовом секторе региона являются небольшие региональные банки (ОАО Кредитно-страховой банк В«КС БАНКВ», ОАО Акционерный коммерческий банк В«АКТИВ БАНКВ», ОАО Акционерный коммерческий банк В«МОРДОВПРОМСТРОЙБАНКВ»), а также филиалы Сбербанка России, Россельхозбанка, РайффайзенБанка, Внешторгбанка и некоторых других. В 2005 году была создана В«Инвестиционная корпорация МордовииВ», в которую вошли все региональные банки, а также Торгово-промышленная палата Республики Мордовия и ООО В«Республиканская лизинговая компания Республики МордовияВ», призванная также консолидировать финансовые ресурсы региона. Но даже объединенные в финансовую корпорацию, региональные банки зачастую не могут предложить выгодные условия кредитования.

Рис. 3.6. Распределение действующих кредитных организаций и филиалов (на начало 2007 г.) в регионах ПФО

Распределение действующих кредитных организаций и филиалов (на начало 2007 г.) в регионах ПФО

Источник: Росстат

Основными направлениями развития финансовой инфраструктуры региона должны стать:

В§       привлечение филиалов крупнейших федеральных банков в регион с целью обеспечения растущей экономики кредитными ресурсами;

В§       развитие современных форматов финансовых услуг: развитие потребительского кредитования, микрокредитования для малого бизнеса и т.д.;

В§       развитие электронных банковских услуг: расчеты через Интернет, электронные платежи и пр.;

В§       развитие небанковских кредитных организаций (кооперативных форм, которые также бывают эффективны в сфере кредитования малого бизнеса в сельском хозяйстве и т.д.);

В§       активизация деятельности финансовой корпорации (определение приоритетных направлений для развития кредитно-финансовой деятельности и т.д.).

Развитие транспортной, энергетической и инфотелекоммуникационнойВ  инфраструктуры

1)     Развитие транспортной инфраструктуры

a.      Развитие автомобильных дорог:

В§       приведение технических параметров автодорог в соответствие с существующей и прогнозируемой интенсивностью движения, замена аварийных мостов, изменение плана, профиля и расширение проезжей части на особо опасных и загруженных участках дорог;

В§       формирование трасс федерального значения, которые имеют межрегиональное и федеральное значение, так как способствуют активизации экономической деятельности сразу на территории нескольких регионов: 1. Москва — Саранск-Ульяновск (участки: Дачный — Барашево — Темников — Краснослободск), 2. Арзамас (Шатки) — Первомайск — Ельники — Краснослободск — Ковылкино — Наровчат — Нижний Ломов, 3. Москва — Касимов — Теньгушево — Темников — Ельники — Починки — Кемля — Атяшево — Сурское — Ульяновск (платная скоростная автодорога)[53]. Для развития автодорог по направлению Казань–Саранск–Тамбов, помимо реконструкции и модернизации существующих в этом направлении дорог, необходимо строительство новых участков автодорог, например, по направлениям Инсар — Нижний Ломов и Башмаково (Пензенская область) — Рассказово (Тамбовская область);

В§       строительство автодорожных обходов городов, в том числе федеральных автодорог (Саранск, Краснослободск), региональных автодорог (Ковылкино), а также других крупных населенных пунктов (Ельники, Атяшево), строительство новых мостов, путепроводов, транспортных развязок на опорной сети автодорог Мордовии;

В§       строительство новых хордовых и соединительных дорог, оптимизирующих сложившуюся структуру региональной дорожной сети, обеспечивающих подъезд от федеральных автодорог к центрам муниципальных районов, надежную связь с соседними субъектами РФ;

В§       реконструкция, модернизация, строительство отдельных участков региональных автодорог. Наиболее приоритетными являются следующие участки: Саранск — Рузаевка, Комсомольский — Атяшево — Ардатов, Ковылкино — Краснослободск — Ельники — Первомайск, Рузаевка — Ковылкино — Торбеево, Барашево — Теньгушево, Атюрьево — трасса Москва-Саранск-Ульяновск, Потьма — Барашево, Зубова Поляна — Потьма (связь трех федеральных дорог), Кадошкино — Ст. Шайгово, Темников — Ельники — Саров. Также необходимо реконструировать и модернизировать следующие участки: Старое Шайгово — Вертелим — Наруксово, Чамзинка — Большие Березники, Саранск — Ромоданово — Большое Игнатово, Саранск — Большие Березники — Дубенки, Инсар — Кадошкино, Ардатов — Большое Игнатово, Ковылкино — Наровчат, Атяшево — Дубенки, Большие Березники — Николаевка, Ичалки — Починки, Рузаевка — Ковылкино — с. Казенный Майдан — с. Янгужинский Майдан — с. Алькино — граница Пензенской области, Подъезд к с. Лямбирь, Подъезд к селу Большая Елховка, Зубова Поляна — Ширингуши.

b.      Развитие железнодорожного транспорта. В соответствии с разработанной В«Стратегией развития железнодорожного транспорта Российской Федерации на период до 2030 годаВ» на Куйбышевской железной дороге в границах Республики Мордовия планируется:

В§       до 2015 года: 1. Окончание строительства вокзала на станции Саранск. 2. Удлинение приемоотправочных путей на трех станциях: Зубова Поляна, Ковылкино, Кадошкино[54]. 3. Механизация 3-ей позиции торможения на сортировочной горке станции Рузаевка, с оборудованием ее КСАУ СП;

В§       до 2020 года: организация скоростного пассажирского движения на участке Самара — Саранск[55];

В§       до 2025 года: 1. Строительство второго пути с мостовым переходом на перегоне Токмово — Мокша[56]. 2. Строительство второго пути на перегоне Рузаевка (Пензенский парк) — Новые Полянки[57].

Кроме того, для комплексного развития транспортной инфраструктуры региона и обеспечения потребностей грузоотправителей, а также повышения эффективности использования транзитного потенциала региона необходимо:

В§       в среднесрочной перспективе разработать обоснования строительства двух железнодорожных соединений Первомайск — Саров (Горьковская железная дорога) — Ельники — Краснослободск — Ковылкино — Нижний Ломов (Куйбышевская железная дорога) и разъезда Выглядовка — Белинский — Беково — Ртищево (Юго-Восточная железная дорога), в результате чего была бы сформирована железнодорожная линия стратегического значения на связях Приволжского и Южного федеральных округов. Эта вновь сформированная железнодорожная линия позволила бы эффективнее развивать специализацию железнодорожных линий, существенно облегчила бы, например, организацию скоростного пассажирского и скоростного контейнерного железнодорожных сообщений в ПФО в меридиональном направлении на связях СЗФΠ— ПФΠ— ЮФО;

В§       рассмотреть возможность расширения железнодорожной станции Нуя (в связи с развитием производства цемента);

В§       сформировать логистический парк между городами Саранск и Рузаевка;

В§       начать строительство второго пути электрифицированной линии на участках Рузаевка — Пенза, Красный Узел — Арзамас.

c.      Развитие воздушного транспорта:

В§       обновление парка воздушного транспорта;

В§       реконструкция здания аэропорта;

В§       привлечение к организации авиаперевозок с использованием аэропорта В«СаранскВ» крупных отечественных авиакомпаний.

2)     Развитие энергетической инфраструктуры

По данным Агентства прогнозирования энергобалансов РАО ЕЭС, электропотребление в регионе будет расти достаточно высокими темпами (при этом уже сейчас реальные темпы роста электропотребления превышают даже максимальный вариант прогноза).

Табл. 3.6. Прогноз электропотребления в Республике Мордовия (млн. кВт ч)

 

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

минимальный вариант

2898

3009

3099

3183

3269

3350

3434

3520

3608

3698

базовый вариант

2898

3011

3105

3192

3288

3386

3471

3558

3647

3738

максимальный вариант

2898

3078

3252

3427

3588

3786

3991

4188

4397

4703

Источник: Приволжский филиал Агентства прогнозирования энергобалансов РАО ЕЭС

Основными направлениями развития энергетической инфраструктуры являются:

В§       проведение реконструкции основного генерирующего источника — ТЭЦ-2;

В§       строительство и реконструкция подстанций (в краткосрочной перспективе — в г. Саранске, в средне- и долгосрочной перспективе — в новых точках роста);

В§       строительство Мордовской ГРЭС мощностью 2640 МВт, ввод в эксплуатацию которой позволит обеспечить производство электрической энергии в 2015 году в объеме — 11,9 млрд. кВтч, в 2020 году — 15,9 млрд. кВтч. Строительство Мордовской ГРЭС предусмотрено В«Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2020 годаВ», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2008 года. Ввод в эксплуатацию Мордовской ГРЭС имеет важное межрегиональное значение, так как позволит обеспечить не только производство электроэнергии для нужд Республики Мордовия, но и покрыть возрастающую потребность в электроэнергии соседних регионов — Пензенской и Нижегородской областей;

В§       усиление межсистемных связей региона;

В§       строительство и реконструкция электросетевого хозяйства;

В§       стимулирование внедрения энергосберегающих технологий на предприятиях регионов, в жилищно-коммунальном секторе и т.д.;

В§       реализация проектов реконструкции и технического перевооружения объектов коммунальной энергетики, в том числе строительство мини-ТЭЦ (с выработкой электрической энергии по комбинированному циклу);

В§       реконструкция газопровода В«Саратов-ГорькийВ» на участке В«Починки-СаранскВ».

3)     Развитие инфотелекоммуникационной инфраструктуры:

В§       развитие телекоммуникационной сети органов государственной власти и органов местного самоуправления;

В§       развитие сетевых беспроводных технологий WiFi и WiMAX в сельской местности;

В§       развитие высокоскоростного Интернета в районных центрах и селах республики;

В§       строительство информационного центра управления регионом (ИЦУР)В  в составе центра обработки данных, ситуационного центра, центра обработки вызовов (call-центр);

В§       развитие рынка и снижение стоимости телекоммуникационных услуг на основе привлечения в регионВ  на конкурентной основе ведущих компаний телекоммуникационного рынка;

В§       создание и развитие В«Системы 112В» – обеспечение вызовов экстренных оперативных служб через единый номер В«112В» на базе Единых дежурно-диспетчерских служб местного самоуправления;

В§       созданиеВ  общественных центров доступа к информационным ресурсам, в т.ч. к сети Интернет;

В§       предоставление новых высокотехнологичных услуг связи населению и бизнесу;

В§       развитие цифрового телерадиовещания;

В§       развитие региональных Интернет-ресурсов;

В§       развитие информационно-телекоммуникационных сегментов в сфере образования, науки, культуры, здравоохранения;

В§       создание и развитие сети мобильной связи 3 поколения стандарта 3G.

Оглавление

 

 Copyright В© ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.