Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Реформирование рынка труда Мордовии

В условиях сложившейся демографической ситуации, которая оказывает колоссальное влияние на конкурентоспособность региона, основным направлением его развития становится реформирование рынка труда, которое предполагает решение следующих задач:

  • преодоление десинхронизации развития рынка услуг профессионального образования и рынка труда;
  • снижение неэффективной занятости и повышение производительности труда во всех секторах экономики;
  • повышение средней заработной платы в регионе и снижение межотраслевой дифференциации уровня заработной платы;
  • формирование инновационного поведения работников;
  • улучшение условий труда.

Реформирование системы профессионального образования

В кратко- и среднесрочной перспективе наиболее дефицитными на рынке труда будут рабочие с начальным профессиональным образованием, но через 5—7 лет данная тенденция существенно изменится в силу завершения модернизации базовых производств и переход их на новую технологическую платформу: потребность в специалистах с начальным профессиональным образованием будет сокращаться, но требования к практической ориентации среднего и высшего профессионального образования будут расти. С целью преодоления десинхронизации рынка труда и рынка образовательных услуг должны быть реализованы следующие группы мероприятий:

a.      Поддержка системы подготовки кадров по приоритетным для рынка труда специальностям (приобретение оборудования, литературы, выплата повышенных стипендий и прочее);

b.      Привлечение работодателей к управлению учебными заведениями профобразования (наблюдательные советы, участие в разработке программ и прочее);

c.      Модернизация системы учебных заведений (переход к клиенто-ориентированным структурам, внедрение бюджета, ориентированного на результат), содействие обновлению материально-технической базы учреждений профессионального образования, предоставление региональных преференций и льгот предприятиям, активно поддерживающим учреждения профессионального образования (прежде всего, участвующих в обновлении материально-технической базы). При этом должна происходить оптимизация сети начального и среднего профессионального образования в регионе. Основными факторами, учитывающимися при оптимизации сети, должны стать:

В§       дублирование специальностей в учреждениях профессионального образования;

В§       динамика численности выпускников школ и прогноз динамики численности выпускников школ на среднесрочную перспективу (5—7 лет);

В§       транспортная доступность учреждения начального образования для учащихся из других районов (или наличие общежития для учащихся из других районов);

В§       материально-техническая база учреждения начального образования и кадровый потенциал;

В§       экономическое состояние муниципального образования;

В§       поднятие престижа учреждений начального и среднего профессионального образования посредством перевода части их в статус учреждений среднего профессионального образования с организацией двухуровневой подготовки кадров (начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование).

d.      Модернизация системы высшего образования (что крайне необходимо для развития инновационной специализации региона):

В§       увеличение объема исследовательских и инновационных проектов, реализуемых в базовом учреждении высшего образования (МГУ им. Огарева), в том числе по внешним заказам: создание исследовательского парка в университете, проведение студенческого конкурса инновационных проектов (с участием региональной власти и ведущих предприятий), участие в технологическом прогнозировании (форсайте) представителей университета, интеграция образовательной и научно-исследовательской деятельности;

В§       расширение В«географииВ» абитуриентов и увеличение доли абитуриентов из других регионов Российской Федерации: реализация активной маркетинговой стратегии, формирование представительской и партнерской сети (с учреждениями среднего профессионального образования, с общеобразовательными учреждениями) за пределами региона (прежде всего, по основным направлениям подготовки специалистов), улучшение условий проживания студентов;

В§       усиление кооперации вузов и предприятий реального сектора: создание нового попечительского совета (включающего руководителей предприятий, активно сотрудничающих с вузом), формирование совместных исследовательских лабораторий и базовых кафедр, реализация программы В«Целевая практикаВ», направленной на повышение эффективности ее прохождения и т.д.;

В§       реализация кадровых программ в учреждениях высшего профессионального образования, направленных на привлечение молодых специалистов к исследовательской деятельности, молодых ученых из других регионов.

Вставка 3.11. Кадровые программы в учреждениях высшего профессионального образования: опыт Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета В«ЛЭТИВ»[58]

В конце 1990-х годов Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет В«ЛЭТИВ» столкнулся с проблемами, которые продолжают быть актуальными для большинства российских вузов:

1. Увеличением среднего возраста преподавателей вуза;

2. Отсутствие притока молодежи в вуз;

3. Проблема регулярного повышения квалификации преподавателей.

В 1998 году была разработана и началась реализация программы В«КадрыВ», основными направлениями которой стали:

1. Работа по привлечению студентов и выпускников университета к научной и педагогической деятельности за счет развития системы поддержки научно-исследовательской деятельности студентов, педагогической практики, проведения олимпиад, конкурсов и т.д.;

2. Повышение квалификации преподавателей и сотрудников университета: разработка системы повышения квалификации преподавателей, рейтинговый контроль, планы повышения квалификации, поощрение преподавателей и др.;

3. Повышение эффективности работы аспирантуры: проведение конкурсов грантов и проектов по тематическому плану вуза, организация научных молодежных школ, привлечение к педагогической деятельности и выполнению НИР;

4. Формирование принципов кадровой политики, проводимой на кафедрах и факультетах: формирование концепции кадровой политики, подготовка резерва, формирование базы данных, анализ кадровой ситуации в подразделениях и т.д.;

5. Мероприятия, направленные на повышение престижа преподавательской профессии: повышение имиджа преподавателя, развитие программ социальной защиты, премирование и др.

e.      Формирование ресурсных центров начального и среднего профессионального образования. В настоящее время Министерством образования Республики Мордовия[59] планируется создание 9 ресурсных центров в регионе, шесть из которых должны быть расположены в г. Саранске.

Табл. 3.7. Ресурсные центры, планируемые Правительством РМ

Учреждение НПО, на базе которого создается ресурсный центр

Месторасположение

Специализация

Темниковскоий ПЛ-1

Темниковский район, с. Русское Тювеево

Подготовка механизаторских кадров на современной высокотехнологичной технике

Ромодановское ПУ-7

рп. Ромоданово

Технологии выращивания сахарной свеклы

Ардатовское ПУ-8 им. И.А. Пожарского

г. Ардатов

Подготовка механизаторских кадров на современной высокотехнологичной технике

ПУ-15

г. Ковылкино

Подготовка механизаторских кадров на современной высокотехнологичной технике

ПУ-19

г. Саранск

Легкая промышленность

Промышленно-экономический колледж и ПЛ-21

г. Саранск

Металлообработка

ПЛ-22

г. Саранск

Пищевая промышленность

ПЛ-32

г. Саранск

Строительство

ПУ-36

г. Саранск

Информационные технологии

Источник: Министерство образования Республики Мордовия

f.       Развитие, в том числе и организационное, системы непрерывного образования за счет поддержки предприятий, внедряющих современные формы обучения персонала (создание корпоративных университетов, центров обучения персонала и т.д.), популяризация дополнительного образования, создание условий для развития различных форм дополнительного образования.

Вставка 3.12. Система непрерывного образования[60]

В Европейских странах системы непрерывного образования стали формироваться в 70—80-х годах под влиянием ускорения темпов смены развития экономики (в том числе смены технологических платформ), что повлекло за собой необходимость постоянного обновления квалификаций и компетенций. Так, в настоящее время по данным Организации экономического сотрудничества и развития доля населения в возрасте от 16 до 65 лет, вовлеченная в сферу дополнительного образования, в Швеции составляет 52,5%, в Великобритании — 43,9%, в Нидерландах — 33,7, в Бельгии — 21,2%, в Польше — 13,9%.

Традиционные институты образования были дополнены новыми формами получения информации, навыков, квалификаций. Поставщиками образовательных услуг стали бизнес-школы, производители и поставщики оборудования, корпоративные университеты и другие организации, которые в разных странах занимают от 40 до 80% образования для взрослых.

В России также, помимо традиционных форм получения дополнительного образования, развиваются и новые институты. Но общий охват взрослого населения дополнительным образованием остается невысоким, который находится на уровне стран восточной Европы и составляет (по разным оценкам) от 3% до 10%. При этом начинают активно формироваться региональные системы непрерывного образования.

 
Табл. 3.8. Системы непрерывного образования Воронежской области и Чувашской Республики

Параметр

Воронежская область

Чувашская Республика

Модель

Сетевая

Социально-ориентированная

Ядро

Учреждения высшего образования, институты дополнительного образования (127 учреждений). Но при этом формируются и развиваются новые формы непрерывного образования (бизнес-школы, дистанционное образование и т.д.).

Региональные институты дополнительного образования, при этом идет активное формирование систем корпоративного обучения. Активную роль на рынке дополнительных образовательных услуг играет управление занятости.

Индекс SPR[61]

0,032[62]

н/д

g.      Образование в республике отраслевых образовательных кластеров, объединяющих учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, работодателей, научные, научно-производственные и другие организации и ведомства, заинтересованные в развитии системы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов.

h.      Организация системы целевой контрактной подготовки кадров в учреждениях начального и среднего профессионального образования посредством заключения трехсторонних договоров на обеспечение предприятий различных форм собственности кадрами по приоритетным на республиканском рынке труда профессиям и специальностям, сторонами которых являются работодатель, учреждения профессионального образования и обучающиеся.

i.        Увеличение заработной платы мастерам производственного обучения до уровня средней заработной платы мастеров производственных участков и преподавателям специальных дисциплин до уровня заработной платы инженерно-технического персонала соответствующих отраслей экономики.

j.        Осуществление процедуры сертификации персонала учреждений начального и среднего профессионального образования.

Реформирование институтов, регулирующих ситуацию на рынке труда

С целью повышения эффективности занятости населения, снижения сроков поиска места работы, снижения дисбалансов на рынке труда в регионе должны быть реформированы институты, отвечающие за регулирование рынка труда. Основными мероприятиями в реализации данного направления должны стать:

a.      Проведение мониторинга рынка труда с участием работодателей, в том числе формирование и запуск мониторинга изменения технологической ситуации на предприятиях региона, изменения требований к кадрам. Результаты мониторинга должны стать основанием для сокращения дисбаланса спроса и предложения на рынке труда на основе приведения планов подготовки кадров рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования всех уровней в соответствии с потребностями рынка труда[63];

b.      Реализация комплекса мер по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений и незанятой молодежи. Активное привлечение к данному процессу работодателей. Развитие системы трудоустройства молодежи (сеть бирж труда), а также формирование инфраструктуры развития предпринимательской активности (проведение семинаров и тренингов, конкурсов и т.д.);

c.      Реализация программ В«активной занятостиВ»: обучение основам предпринимательской деятельности, популяризация (особенно в молодежной среде) идеи В«своего делаВ»;

d.      Привлечение в регион крупных кадровых агентств, предоставляющих комплекс услуг по подбору, обучению персонала и способных перевести в Мордовию высококвалифицированных специалистов из других мест.

Реформирование рабочих мест

Модернизация системы образования должна сопровождаться реформированием рабочих мест на предприятиях региона: улучшением системы охраны и условий труда, развитием современных методов управления персоналом. Основными направлениями решения данной задачи будут являться:

a.      Развитие современных форм управления человеческими ресурсами на предприятиях региона (формирование департаментов управления персоналом, создание современных центров корпоративного образования, планирование потребности предприятий в кадрах на среднесрочную перспективу, восстановление и развитие взаимодействия с учреждениями профессионального образования и т.д.);

b.      Повышение культуры производства на предприятиях региона и показателей производительности труда, улучшение условий труда, развитие здоровьесберегающих технологий, устранение неблагоприятных факторов, вызывающих производственный травматизм и профессиональные патологии;

c.      Внедрение новых отраслевых систем оплаты труда в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы, повышение уровня их заработной платы.

Оглавление

 

 Copyright В© ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.