Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Механизмы реализации стратегии развития Мордовии

Реализация среднесрочной программы социально-экономического развития, а также республиканских целевых программ

Реализация среднесрочной программы социально-экономического развития

Ключевой задачей реализации среднесрочной программы социально-экономического развития является синхронизация краткосрочных (обеспечение устойчивого темпа роста базовых секторов, проведение технологической модернизации предприятий, повышение качества жизни населения и т.д.) и долгосрочных (развитие технологической специализации региона, усложнение структуры экономики региона и т.д.) целей социально-экономического развития. Этого возможно достичь за счет: а) формирования иерархии среднесрочных задач в соответствии с долгосрочными целями; б) совершенствования разработки и реализации региональных целевых программ (РЦП); в) проведения мониторинга реализации стратегии социально-экономического развития, а также проведения аудита целевых программ.

Совершенствование механизма разработки и реализации республиканских целевых программ

В настоящее время большинство республиканских целевых программ не соответствует стандартам программного управления. Основными недостатками реализуемых в настоящее время РЦП являются: низкий уровень проработанности проблемных блоков, несоответствие формулировок целей и задач терминологии бюджетных услуг, недостаточная проработанность оценки результативности мероприятий особенно в части эффекта для социально-экономического развития республики, недостаток информации по администрированию программ (операционным расходам и процедуре мониторинга и контроля) (см. приложение 6.7 В«Оценка эффективности республиканских целевых программВ»). Именно на устранение данных недостатков должны быть направлены действия республиканских органов власти.

Также в краткосрочной перспективе в регионе должен быть запущен пул программ, направленных на активизацию экономической деятельности, а именно: 1) поддержку инновационной деятельности на территории Республики Мордовия; 2) повышение инвестиционной привлекательности Республики Мордовия. Следует рассмотреть возможность разработки РЦП, направленной на создание информационной основы ведения государственного кадастра недвижимости.

Также должны быть разработаны и реализованы программы, направленные на формирование нового пространственного каркаса и на решение задач социального развития, а именно: В«Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2009—2011 годыВ», В«Развитие системы профессионального образования в Республике Мордовия на 2009—2012 годыВ», В«Охрана окружающей среды и экологической безопасности Республики Мордовия на период 2011-2015 гг.В», В«Комплексная программа развития пригородного и городского транспорта в Республике МордовияВ».

Также крайне значимым механизмом реализации стратегии является разработка и синхронизация долгосрочных и среднесрочных документов муниципальных образований с аналогичными документами регионального уровня[78].

Развитие системы поддержки реализации стратегических направлений развития региона и перспективных инвестиционных проектов

Развитие частно-государственного партнерства

Наиболее перспективными направлениями для реализации частно-государственного партнерства являются: строительство и эксплуатация дорог (железных, автомобильных), портовых комплексов, трубопроводов, реконструкция объектов жилищно-коммунального хозяйства, развитие телекоммуникационной инфраструктуры, инновационная деятельность, система подготовки и переподготовки кадров, система здравоохранения и социальных услуг. Основными инструментами реализации проектов частно-государственного партнерства на федеральном уровне являются концессионные соглашения, особые экономические зоны, инвестиционный фонд Российской Федерации, ОАО В«Российская венчурная компанияВ», частно-государственный венчурный фонд, государственная корпорация развития на базе Внешэкономбанка. В настоящее время ряд регионов принимает региональные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок и условия участия субъекта Федерации в частно-государственных партнерствах (в том числе формировании региональных особых экономических зон, инвестиционных фондов и корпораций и т.д.).

В Республике Мордовия наиболее приоритетными секторами для развития частно-государственного партнерства являются инновационная деятельность (формирование технопарка, имеющего федеральное значение), образовательная деятельность (развитие технической специализации вуза), модернизация жилищно-коммунального хозяйства, производственная и логистическая инфраструктуры, развитие автомобильной сети.

Повышение эффективности предоставления финансовой поддержки предприятиям республики

В целях стимулирования инвестиционного процесса и оптимизации системы государственных расходов следует рассмотреть вопрос о внедрении новых принципов выделения финансовой поддержки предприятиям различных форм собственности[79]. Финансовая поддержка может выделяться в целях софинансирования затрат на реализацию инвестиционных проектов, а также на осуществление иных стратегических задач (помощь госпредприятиям, находящимся в сложных финансовых условиях, налоговое стимулирование отдельных секторов экономики).

Ключевые требования к мероприятиям по выделению финансовой помощи предприятиям:

В§       финансирование должно осуществляться в рамках соответствующей региональной отраслевой программы или проекта, утвержденных правительством региона;

В§       осуществление оценки соответствия стратегий предприятий Стратегии и Программе социально-экономического развития республики;

В§       требование предоставления качественных показателей реализации проектов, которым предоставляется финансовая помощь (экономический, социальный эффект[80], срок окупаемости, бюджетные поступления от реализации проекта). Качественные показатели должны содержать информацию о результатах финансовой помощи в абсолютных единицах объема продаж, стоимости, количества вновь созданных рабочих мест и т.д.

Обязательное условие к внедрению системы финансовой помощи предприятий — наличие прозрачной информационной системы о выделении финансовых средств из регионального бюджета. Такая информационная система может включать следующие элементы:

В§       ежегодно утверждаемая в составе бюджета региона программа субсидирования предприятий на следующий год;

В§       ежегодно утверждаемый Правительством республики отчет об исполнении программы за предыдущий год с разбивкой по каждому получателю средств и отчет о результативности и эффективности программы субсидирования предприятий за предыдущий год;

В§       ежегодная подготовка и предоставление в законодательное собрание республики пояснительной записки об эффективности субсидирования на основе отчета о результативности и эффективности программы субсидирования предприятий за предыдущий год;

В§       публикация проекта программы субсидирования, утвержденной программы, а также отчетов об исполнении и эффективности программы в СМИ и на официальном сайте правительства в Интернете;

В§       публикация в СМИ и на официальном сайте правительства субъекта РФ в Интернете информации о проводимых конкурсах на получение субсидий.

Повышение качества бюджетного управления

Основными направлениями повышения бюджетного управления в регионе являются:

.        Формирование долгосрочной и среднесрочной финансовой политики (с разработкой бюджетного прогноза на 15 лет[81]), в том числе разработка показателей результативности на среднесрочный период, внедрение механизма промежуточной оценки эффективности реализуемых мероприятий и проработки альтернативных вариантов достижения поставленных целей и др.

.        Повышение эффективности расходования бюджетных средств (развитие целевого программного планирования, внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат, снижение доли текущих затрат):

В§       сокращение доли непрограммной части бюджета;

В§       повышение эффективности реализуемых целевых программ;

В§       внедрение оценки эффективности текущих расходов министерств и ведомств;

В§       развитие системы государственных контрактов на выполнение отдельных государственных функций (контракты с государственными и частными структурами в целях повышения конкуренции и выработки эффективных способов работы);

В§       внедрение аудита эффективности государственных предприятий (а также представление в открытом доступе обоснования выделения из бюджета республики субсидий на различные нужды частным и государственным предприятиям);

В§       внедрение оценки эффективности всех предоставляемых бюджетных услуг и др.

.        Рост эффективности капитальных вложений и активное развитие социального сектора. Социальный сектор экономики (образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культура, спорт) имеет значительный потенциал для развития. В настоящее время социальный сектор убыточен для государства в целом и бюджета республики в частности. Однако такие задачи, как повышение эффективности государственных расходов, развитие системы платных услуг в социальной сфере, развитие уникальных (в масштабах региона) социальных услуг (таких, как медицинский туризм, фестивали в сфере культуры, спортивные межрегиональные олимпиады и др.) способны изменить ситуацию на обратную, а именно – повысить объем налоговой базы республики, привлечь дополнительные частные инвестиции.

Создание финансовых стимулов для развития муниципальных образований

В целях совершенствования системы управления экономическим развитием Республики Мордовия необходимо развивать механизм стимулирования муниципальных образований региона путем внедрения долевого финансирования инвестиционных проектов общественных инфраструктур и социальной сферы.

Функцией по конкурсному отбору инвестиционных проектов следует наделить Фонд муниципального развития Республики Мордовия[82]. Для создания Фонда муниципального развития Республики Мордовия необходимо разработать и утвердить соответствующий закон Республики Мордовия.

Размер финансирования функции определяется законом о бюджете Республики Мордовия. Получателем средств из фонда муниципального развития может быть любое муниципальное образование республики, инвестиционный проект которого прошел конкурсный отбор. К процедуре конкурсного отбора допускаются только те проекты, которые предполагают финансирование проектов по развитию общественных инфраструктур и социальной сферы.

Порядок проведения конкурса и критерии отбора проектов устанавливаются нормативно-правовым актом Республики Мордовия. Отбор проектов муниципальных образований в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности не допускается. В механизме отбора инвестиционных проектов, в том числе ключевым организатором конкурса, может выступать Инвестиционная корпорация РМ. В этом случае финансовые средства могут привлекаться как из республиканского бюджета, так и из внебюджетных источников, а также из собственных фондов компаний-учредителей Инвестиционной корпорации. На право участия в конкурсном отборе будут претендовать как реализуемые в момент отбора проекты, так и проекты, находящиеся на нулевом этапе реализации. Основные требования, предъявляемые к инвестиционным проектам, в рамках конкурсного отбора следующие:

В§       соответствие проекта Стратегии и Программе социально-экономического развития Республики Мордовия;

В§       объем софинансирования проекта из бюджета муниципального образования в доле от общего объема предполагаемых затрат;

В§       качественные показатели реализации проекта (экономический и социальный эффект, а также оценка возможных экологических последствий);

В§       степень готовности к реализации финансирования проекта (состояние документации, наличие финансового обоснования);

В§       экстерриториальный эффект от реализации проекта – оценка влияния проекта на развитие других муниципальных образований республики;

В§       финансово-кредитная история муниципального образования, включая данные об изменении мобильности налоговой базы, наличии и объеме внешних долговых обязательств и прочее.

Оглавление

 

 Copyright В© ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.