Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Вредное воздействие на атмосферный воздух в Самарской области

Валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в 2007 году составили 698,3 тысяч тонн, в том числе 317,1 тысяч тонн от стационарных источников (см. диаграмму 5.2.1.).

Диаграмма 5.2.1. Динамика выбросов в атмосферу Самарской области от стационарных источников

Динамика вредных выборосов в атмосферу Самарской области от стационарных источников

В В В В В В В В  Анализ состояния загрязнения атмосферного воздуха городских округов области показывает, чтоВ  уровень загрязнения остается достаточно высоким. Индекс загрязнения атмосферы (ИЗА 5)В  поВ  городамВ  областиВ  в 2007 годуВ  составил:В  Самара-11,2, Тольятти-11,8, Чапаевск-7,8, Сызрань-13,8, Новокуйбышевск-9,8,В  Жигулевск-4,3, Отрадный – 7,3. Динамика ИЗА 5 по крупнейшим городам области за период с 1996 года представлена на диаграмме 5.2.2.

Диаграмма 5.2.2. Изменение индекса загрязнения атмосферы Самарской области по городам

Изменение индекса загрязнения атмосферы Самарской области по городам

В В В В В В В В  По даннымВ  Приволжского управления по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения окружающей среды за 2007 год по-прежнему имело место превышение среднегодовых предельно-допустимых концентраций:

-  в г.о.Тольятти – по формальдегиду , аммиаку; бенз(а)пирену, диоксиду азотаВ  и гидрофториду;

-  в г.о.Самара - поВ  формальдегиду и бенз(а)пирену;

-  в г.о.Чапаевск - по формальдегиду, двуокиси азота и бенз( а)пирену ;

-  в г.о.Сызрань - по бенз(а)пирену, двуокиси азота, сажеВ  и формальдегиду;

-  в г.о.Новокуйбышевск - поВ  бенз(а)пирену и формальдегиду;

-  в г.о.ЖигулевскВ  - поВ  аммиаку и диоксиду азота.

В В В В В В В В  По окисламВ  углерода,В  пыли и углеводородам наблюдается периодическое превышение максимально-разовых концентраций во всехВ  городах.

В В В В В В В В  Главной причиной высокого уровня загрязнения воздуха является высокая концентрация промышленных предприятий и автотранспорта при недостаточнойВ  эффективности комплекса мер очистки отходящих газов.

В В В В В В В В  Основными источниками загрязнения атмосферногоВ  воздуха Самарской областиВ  являются более 1000 промышленных предприятий энергетики, химии и нефтехимии, производства минеральных удобрений, нефтегазовой промышленности, машиностроения, а также более 3000 автотранспортных предприятий и цехов (на 1 января 2008 годаВ  в области эксплуатировалосьВ  более 881 тысячи грузовых и легковых автомобилей и автобусов). Структура выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта представлена в таблице 5.2.1.

Таблица 5.2.1. Выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта, зарегистрированного в Самарской области за 2007 год (тоннВ  в год)

Тип АТС

Количество АТС, ед.

SO2

NOx

VOC

(ЛОС)2)

CO

PM

(сажа)

В В В В  Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

Легковые1), всего

748598

1117

35932

29944

133849

-

200842

Грузовые, в том числе:

на бензине

на диз. топливе

всего

 

 

53379

53379

106758

 

 

346

2214

2560

 

 

11583

20831

32414

 

 

8220

2485

10705

 

 

88369

5792

94161

 

 

-

971

971

 

 

108518

32293

140811

Автобусы, в том числе:

на бензине

на дизельном топливе

всего

 

 

10254

 

15380

25634

 

 

97

 

1010

1107

 

 

3230

 

8651

11881

 

 

1800

 

969

2769

 

 

20580

 

2838

23418

 

 

-

 

410

410

 

 

25707

 

13878

39585

Итого от автотранспорта

 

4784

80227

43418

251428

1381

381238

Примечания:

1)В В В В В  Принято допущение, что все легковые автомобили оснащены карбюраторными двигателями

2)В В В В В  Практически все углеводороды, содержащиеся в отработавших газах автомобильных двигателей, относятся к ЛОС

В В В В В В В В  Высокий индекс загрязнения сохраняется в г.о. Самара.В  Основная ответственность за создавшееся положение приходится наВ  автотранспорт, топливную промышленность и электроэнергетику.

В В В В В В В В  Автотранспорт - единственная позиция, по которой выбросы из года вВ  годВ  растут. По результатам прошлого года в г.о. Самара они превысили выбросыВ  от всех предприятий и достигли 82% от общих валовых выбросов (наивысший показатель, вместе с г.о. Чапаевск, среди городских округов области). При расчете валовых выбросов от автотранспорта учтен вклад индивидуального автотранспорта.

В В  В В В В В В В Объекты ОАО В«Волжская ТГКВ» в отчетном году, в основном,В  сжигалиВ  природный газ. Главной проблемой на ТЭЦ области остается снижение выбросов окислов азота. Причина в том, что основное проводимое в последние годы природоохранноеВ  мероприятие - переводВ  котлоагрегатов на газовое топливо -В  не дает эффектаВ  по снижению выбросов окисловВ  азота. Сегодня потенциальные ресурсы снижения выбросов отВ  этогоВ  мероприятияВ  в основном исчерпаны.В В В 

В В В В В В В В  Суммарные выбросы в атмосферу г.о. Новокуйбышевск в 2007 году составили около 20% величины 1987 года. В то же время, сверхплотнаяВ  концентрация объектов нефтехимии и теплоэнергетики г.о. Новокуйбышевск определяет лидерство города по количествуВ  выбросовВ  на душуВ  населения.В  Концентрации загрязнителей в воздухе если и снижаются (аммиак, сероводород), то не такими темпами,В  аВ  поВ  окислам азота, углерода, серыВ  уровень загрязнения практически стабилен. Концентрации в воздухе фенола остаются на границе допустимых значений.

В В В В В В В В  В г.о. Отрадный на сравнительно небольшой площади сконцентрированы крупные объекты нефте- и газопереработки,В  предприятия химического направления. В 2006 году начат мониторинг состояния загрязнения атмосферного воздуха – функционирует стационарный пост наблюдения.В  Уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе характеризуется как В«высокийВ».В 

В В В В В В В В  Кроме предприятий энергетики, нефтепереработки и нефтехимии основным вкладчиком в загрязнение атмосферы (более половины валовых выбросов) является автотранспорт. Разработанная ранее областная комплексная программа по переводу автотранспорта на газовое топливо ожидаемого эффекта не приносит.

В В В В В В В В  Общий объем выбросов отВ  автотранспортаВ  заВ  2007 год оцениваетсяВ  в 381 тысячу тонн, что выше показателя 2006 на 19 тысяч тонн (выбросы от автотранспорта подсчитаны в соответствии с рекомендациями Ростехнадзора по новой методике). Объемы выбросов оксидов азота, рассчитанные по новой методике, в значительной степени возросли по сравнению с расчетом 2005 года. Рост выбросов автотранспорта напрямую связан с продолжившимся ростом абсолютного числа автотранспортных средств.

В В В В В В В В  Основной вклад в загрязнение воздуха вносят предприятия топливной отрасли - нефтедобыча и нефтепереработка. За истекший с 1988 годаВ  период валовые выбросы этой отрасли уменьшились более чем в 3 раза.

В В В В В В В В  Существенный вклад в загрязнение атмосферы области вносят предприятия теплоэнергетики, химии отрасли и машиностроения. Для двух последних отраслей характерно большое разнообразие примесей, попадающих в атмосферу.

В В В В В В В В  В целом более низкие показатели выбросов от стационарных источников в 2007 году по сравнению с 2006 годом, в основном, обусловлены большими выбросами метана от объектов транспорта газа, осуществленными в 2006 году и связанными с проведением профилактических работ на магистральных трубопроводах.

В В В В В В В В  Всего в атмосферу области в 2007 году стационарными источниками выбрасывалось около 300 наименований специфических загрязняющихВ  веществ, наибольшее количество из которых приходится на углеводороды - 175 тысяч тонн. Основным источником поступления углеводородов являются предприятия нефтедобычи и автотранспорт.

В В В В В В В В  Из специфических загрязняющих веществ улавливается 92,5% твердых веществ, 1,1 %В  диоксида серы, 26,7%В  суммы углеводородов.

На территории области остаются до конца не решенными такие проблемы охраны воздушного бассейна, как:

-  очистка дымовых газов ТЭЦ от окислов азота;

-  оценка надежности нефтегазопроводов, прогнозирование возможных аварий, пути их предупреждения;

-  утилизация попутных газов на предприятиях нефтедобычи;

-  утилизация факельных газов на нефтеперерабатывающих заводах;

-  снижение выбросов либо утилизация легких фракций углеводородов, отходящих от нефтяных резервуаров наВ  нефтеперерабатывающихВ  заводах, базах и перекачивающих станциях.

В 1987 году в Монреале был подписан международный протокол о постепенной ликвидации озоноразрушающих технологий, в первую очередь по ограничению производства хлорфторуглеродов (фреонов). В 2000 году на предприятиях области проведена инвентаризация производств на предмет применения озоноразрушающих веществ в технологических процессах и в качестве сырья. По данным обследования, в области выявлено 13 предприятий, выбрасывающих озноразрушающие вещества в атмосферу. По состоянию на начало 2008 года основная доля в структуре выбросов озоноразрушающих веществ (ОРВ) приходится на трихлорфторметан (хладон 11) – 8 тонн и дихлордифторметан (хладон 12) – 38 тонн. Рядом предприятий (АО В«Самарский завод В«ЭлектрощитВ», АО В«ПластикВ» г.о. Сызрань) осуществлен переход на озонобезопасные технологии, вследствие чего годовой выброс ОРВ сокращен на десятки тонн и по результатам 2007 года составляет около 50 тонн.В 

Наиболее крупными мероприятиями, позволяющими избежать неблагоприятного сценария развития ситуации, являются следующие:

-  замораживание, а вВ  перспективе снижение валовых выбросов автотранспорта путем расширения использования природногоВ  газаВ  вВ  качестве моторногоВ  топлива, улучшения качества жидкого моторного топлива.В В  Необходимо реализовать первый этап программы по переводу муниципального транспорта на газовое топливо. СледуетВ  расширитьВ  производство и применение присадок к бензину, заменяющихВ  тетраэтилсвинец. В массовом порядке применять опробованные и хорошо зарекомендовавшие себя присадки и модификаторы поверхности двигателей;

-  мероприятияВ  по азотоподавлению на объектах теплоэнергетики. Перевод котлоагрегатовВ  на газовое топливо не ведет кВ  снижениюВ  выбросов по этой примеси, необходимо проведение специальных мероприятий. Выполнение их начато на объектах Волжской ТГК и должно быть в перспективе продолжено. Снижение лимитов отпуска природного газа приведет к росту объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

-  исключение из техпроцессов морально устаревшего и физически изношенного оборудования , особенно на объектах химии и нефтехимии, внедрение в технологические цепочки автоматизированных контрольных комплексов;

-В  решение В проблемы В утилизации В попутных В и В факельных В газов при добыче, транспортировке и переработке В нефти. В ОАО В«СамаранефтегазВ» В компании В«РоснефтьВ» В В разработана В и В начата В В реализацияВ  В В масштабной В В В программы увеличения В В использования В В попутного В нефтяного В газа В (ПНГ) В при В добыче нефти В на В территории В области. В Так, В в В 2007 году В доля В использования ПНГ составила порядка 69 %, а в 2011 годуВ  она должна возрасти до 95 %.В В В 

В В В В В В В В  В целях повышения объективности характеристики выбросов следует отметить, что в суммарных выбросах не учтены выбросы железнодорожного, речного, авиационного транспорта, сельскохозяйственной и военной техники. Это связано с объективными трудностями оценки,В  так как в данном случае речь идет либо о трансрегиональных расчетах (железная дорога, авиация, водный транспорт), либо об отсутствии исходных параметров расчетов (военная и сельскохозяйственная техника). Ориентировочные расчеты, проведенные в целом для народного хозяйства страны, показывают, что на долю этих дополнительных источников приходится 10 - 20% выбросов стационарных источников и автотранспорта.

В В В В В В В В  Анализ изменения величин валовых выбросов позволяет сделать вывод, что в последние годы фиксируется относительная стабилизацияВ  данной ситуации. Однако, наметившиеся тенденции оздоровления экономики и роста объемов производства в некоторых отраслях народного хозяйства, могут сопровождаться ростом объемов выбросов и, соответственно, ростом уровня загрязнения атмосферного воздуха.

Оглавление. О состоянии окружающей среды и природных ресурсов в Самарской области.

 

 Copyright В© ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.