Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Экологическая безопасность в Саратовской области

6.8.1. Характеристика потенциально опасных объектов

В Саратовской области сосредоточены многие виды промышленных и сельскохозяйственных производств, некоторые из которых являются уникальными не только в России, но и в мире. В отраслевой структуре промышленности 46% занимает топливно-энергетический комплекс. Велика доля энергетической, химической и нефтехимической промышленности. По территории области проходят крупные продуктопроводы, соединяющие производителей и потребителей углеводородных ресурсов. Громадный объем перевозок, в том числе и опасных грузов, совершается по железным дорогам, проложенным по территории области. Все шире используются транспортные возможности реки Волги.

В области насчитывается более 2000 крупных и средних промышленных предприятий. Работают мощные объекты энергетики федерального значения: Балаковская АЭС и Саратовская ГЭС, тепловые станции ОАО «Саратовэнерго». Суммарная мощность энергосистемы области достигает 6862 МВт.

Таблица 6.22. Характеристика потенциально опасных объектов (ПОО) на территории области

 

Наименование ПОО

Количество объектов, единиц

Численность населения в зоне вероятной ЧС, тыс. чел.

Степень износа, %

основных производственных фондов

систем защиты

Радиационно-опасные

2

588,4

35,68

-

Химически опасные

89

884,0

73,7

-

Биологически опасные

1

1,5

55

22

Пожароопасные

23

5,6

71

42

Взрыво-пожароопасные

100

27,7

74

57

Гидротехнические сооружения

62

222,3

90

-

В Саратовской области определен перечень критически важных объектов инфраструктуры. Он включает 94 объекта, которые подразделяются:

по значимости:

8 объектов федерального уровня: Балаковская АЭС, Саратовская ГЭС, судоходные шлюзы №№25, 26 Саратовского гидроузла, ГУ «Кристалл» (Росрезерв), опытно-промышленный объект по уничтожению химического оружия, ФГУП «Государственный институт технологии органического синтеза с опытным заводом» (ГИТОС), РосНИПЧИ «Микроб»,  ФГУП «Саратовский зональный спецкомбинат «Радон»;

50 объектов областного уровня: объекты размещения аппарата органов государственной власти и управления области, магистральные нефтепроводы, транспортные коммуникации, объекты информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;

23 объекта территориального и муниципального уровней: объекты водоснабжения и канализации, топливно-энергетического комплекса, тепловые электростанции, магистральные линии электропередачи, гидротехнические сооружения промышленного и водохозяйственного значения;

по видам угроз:

ядерно-опасные – 1, техногенно-опасные – 16, радиационно-опасные – 2, взрыво-пожароопасные – 6, химически опасные – 8, гидродинамически опасные – 8, биологически опасные – 1, информационно- и телекоммуникационно-опасные – 6.

по классу опасности:

1-го класса – 1; 2-го класса – 2; 3-го класса – 14; 4-го класса – 18; 5-го класса – 4.

Химически опасные объекты. На территории области расположено 89 химически опасных объектов (ХОО), из которых 85 относятся к объектам 1-3-й степени химической опасности, и 1 объект по хранению и уничтожению отравляющих веществ. Серьезную опасность представляют 43 химически опасных объекта, на которых используются хлор и аммиак. По территории Саратовской области проходит магистральный аммиакопровод Тольятти–Одесса протяженностью 541 км, с множеством пересечений Волги и малых рек. Остаточный ресурс аммиакопровода, по заключению лабораторных испытаний, установлен до августа 2010 года.

Достаточно сильное влияние на аварийность с последующим возникновением ЧС оказывает износ основных производственных фондов химически опасных объектов (средний процент износа – 50%), но наиболее изношено оборудование на очистных сооружениях и водозаборах водоканалов (70%).

Потенциально опасные объекты в промышленности. В области находится 100 взрыво-пожароопасных и 23 пожароопасных объекта. Характерными недостатками, которые могут вызвать аварийные ситуации и присущи всем вышеназванным категориям объектов, являются:

- изношенность основных производственных фондов взрыво-пожароопасных объектов на 74%, пожароопасных – на 71%;

- неэффективность работы аспирационных систем на предприятиях хранения и переработки зерна на 37% элеваторов;

- отсутствие датчиков-пылемеров в опасных цехах, недостаточное количество точек оповещения.

6.8.2. Обеспечение экологической безопасности при уничтожении запасов химического оружия на территории Саратовской области

В целях реализации взятых на себя международных обязательств по Конвенции о запрещении химического оружия, а также в соответствии с Президентской программой «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» и специальным постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1994 года №1470 «Об организации работ по созданию объекта по уничтожению запасов отравляющих веществ, хранящихся на территории Саратовской области» в пос. Горный завершены основные работы по строительству и вводу в строй первого в России объекта по уничтожению химического оружия (УХО), которые велись с февраля 1997 года.

В декабре 2002 года осуществлен пуск первой очереди объекта, и 26 апреля 2003 года завершено уничтожение 400 т иприта, одного процента запасов химического оружия Российской Федерации, что обеспечило успешное выполнение Россией международных обязательств.

23 декабря 2005 года завершено уничтожение всех запасов отравляющих веществ (ОВ), хранившихся на территории Саратовской области.

Для обеспечения безопасного функционирования объекта были созданы:

- система государственного контроля и управления процессом экологической безопасности, совместимая с системой производственного экологического мониторинга;

- система локального оповещения администрации и граждан населенных пунктов, входящих в зону защитных мероприятий, в случае возникновения аварийных ситуаций на объекте;

- система медицинского мониторинга здоровья эксплуатационного персонала и населения;

- современные системы противопожарной защиты и охраны объекта.

В зоне защитных мероприятий общей площадью 77,23 км2 с населенными пунктами       пос. Горный, пос. Октябрьский, пос. Михайловский-4, с. Большая Сакма проводится комплекс защитных мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения.

Для обеспечения экологической безопасности создана система производственного контроля, включающая в себя комплекс работ по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Производственный экологический контроль осуществляется специальной службой, в состав которой входят:

▪ информационно-аналитический центр;

▪ химико-аналитическая лаборатория, состоящая из отделения анализа отравляющих веществ и продуктов их деструкции и отделения анализа общепромышленных загрязняющих веществ;

 ▪ три автоматических стационарных поста контроля воздушной среды;

 ▪ две передвижные лаборатории для анализа воздуха;

 ▪ одна передвижная лаборатория для анализа воды и почвы.

Безопасность процесса УХО на объекте достигается посредством постоянного мониторинга, как в рабочей зоне объекта, так и за его пределами, с анализом проб объектов окружающей среды в аналитических лабораториях.

Подразделения системы производственного контроля обеспечивают проведение аналитического контроля и мониторинга объектов окружающей среды, качественный и количественный анализ ОВ, поступающих на уничтожение, аналитический контроль технологических процессов уничтожения ОВ, процесса детоксикации, контроль полноты дегазации на опытных установках.

Силами производственной лаборатории, работающей круглосуточно, промышленной лаборатории государственного санитарного надзора, расположенной непосредственно на объекте, и лаборатории мониторинга окружающей среды осуществляется постоянный контроль за содержанием вредных веществ в производственных помещениях, санитарно-защитной зоне, а также на территории зоны защитных мероприятий.

При центральной районной больнице в пос. Горный введен в эксплуатацию поликлинический консультативно-диагностический центр, оснащенный современным оборудованием, что позволяет проводить углубленное обследование граждан, проживающих и работающих в зоне защитных мероприятий вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия.

Результаты динамичного наблюдения за состоянием здоровья населения, проживающего в непосредственной близости от объекта УХО, показывают, что какие-либо различия в уровне и структуре заболеваемости населения зоны защитных мероприятий с аналогичными показателями здоровья населения региона отсутствуют. При обследовании населения не выявлено заболеваний, развитие которых можно связать с воздействием на организм отравляющих веществ, находящихся на объекте по уничтожению химического оружия.

Создана и введена в эксплуатацию локальная система оповещения населенных пунктов, входящих в зону защитных мероприятий. Обеспечивается как циркулярное, так и выборочное оповещение населенных пунктов. Оповещение осуществляется рупорными громкоговорителями и сиренами, установленными на опорах по улицам населенных пунктов. Дублирующим вариантом являются передвижные пункты оповещения на автомобильной базе с дальностью оповещения не менее 3 км.

С целью осуществления оперативного контроля за ходом уничтожения химического оружия, воздействием данного процесса на окружающую среду ежедневно в Правительство области предоставляется оперативная информация о количестве уничтоженных ОВ, о количестве полученных реакционных масс и результатах экологического мониторинга в санитарно-защитной зоне и зоне защитных мероприятий объекта.

Соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды на комплексе объектов по хранению и уничтожению ХО систематически проверяется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ. За период эксплуатации объекта УХО превышений нормативов по контролируемым параметрам в пределах санитарно-защитной зоны и в зоне защитных мероприятий не зафиксировано.

Весь комплекс работ по УХО находится под контролем инспекторов Международной организации по запрещению химического оружия, осуществляющей свою деятельность в рамках процедур по Конвенции о запрещении химического оружия. Работа инспекторов осуществляется в пос. Горный на постоянной основе с момента пуска объекта.

В период с 5 по 8 июля 2005 года на объекте по уничтожению химического оружия в пос. Горный проведено совместное исследовательское командно-штабное учение на тему «Охрана и оборона объекта по уничтожению химического оружия. Ликвидация последствий возможных чрезвычайных ситуаций». Целью учения была отработка вопросов организации практического взаимодействия федеральных территориальных органов исполнительной власти, министерств и ведомств области, привлекаемых для проведения специального комплекса работ в зоне защитных мероприятий.

С 2006 года будут решаться задачи, связанные с переработкой (утилизацией) реакционных масс, образовавшихся в результате уничтожения ОВ, перепрофилированием уникального промышленного объекта на выпуск продукции народно-хозяйственного назначения и обеспечением работой коллектива высококвалифицированных специалистов.

6.8.3. Безопасность гидротехнических сооружений

На территории Саратовской области находится более 3000 гидротехнических сооружений водохранилищ и прудов (ГТС) и 13 противопаводковых защитных сооружений, поднадзорных МПР России. Большинство наиболее крупных водохранилищ находится на балансе и эксплуатируется ФГУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области». Управление и его филиалы обладают набором необходимой техники и грамотным персоналом, эксплуатирующим ГТС. Более 70% ГТС построено без проектно-сметной документации, с нарушением строительных норм и правил, что не гарантирует их надежности и безопасности. Наиболее ответственным периодом в эксплуатации гидротехнических сооружений является пропуск весеннего половодья. Безаварийный пропуск весеннего половодья во многом связан с состоянием гидротехнических сооружений, представляющих потенциальную угрозу в случае аварии или возникновения какой-либо нештатной ситуации. Пропуск паводковых вод через гидротехнические сооружения, построенные по проектно-сметной документации и обслуживаемые квалифицированными специалистами, в 2005 году прошел без каких-либо осложнений. В период весеннего половодья было частично повреждено 48 земляных плотин и временных земляных перемычек, построенных хозспособом, пострадало 20 мостов и около 15 км автодорог с покрытием. Случаев аварийного загрязнения водных объектов в результате затопления или подтопления промышленных и сельскохозяйственных объектов, складов ГСМ в 2005 году зафиксировано не было. На проведение неотложных работ по подготовке к пропуску весеннего половодья        2005 года и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, возникших в результате его прохождения, из резервного фонда области было выделено 3,75 млн. руб.

Основой повышения безопасности гидротехнических сооружений является составление балансодержателем ГТС «Декларации безопасности гидротехнических сооружений». Декларирование безопасности ГТС на территории области проводится с 2000 года. Всего на 31 декабря 2005 года разработано и утверждено 35 деклараций безопасности гидротехнических сооружений прудов и водохранилищ, поднадзорных МПР России, в том числе 7 деклараций – в 2005 году.

В соответствии с законодательством, составление декларации безопасности ГТС является обязанностью собственника или эксплуатирующей организации. Хуже всего обстоят дела с декларированием безопасности ГТС, балансодержателями которых являются мелкие сельхозпредприятия. Многие из них в настоящее время из-за отсутствия средств не могут осуществить своевременный ремонт ГТС, заказать проектно-сметную документацию и провести реконструкцию гидроузла, а также разработать декларацию безопасности ГТС. Многие балансодержатели находятся в стадии банкротства.

В ходе инспекторских проверок за состоянием ГТС, подлежащих декларированию, их перечень постоянно уточняется: часть объектов исключается из списка подлежащих декларированию, поскольку они не соответствуют критериям безопасности, а также выявляются дополнительные объекты, подлежащие декларированию безопасности.

Открытым остается вопрос о разработке декларации безопасности гидроузла Варфоломеевского водохранилища на р. Малый Узень, находящегося в совместной эксплуатации Российской и Казахстанской сторон. В соответствии с российским законодательством, гидроузел водохранилища относится к IV классу капитальности и подлежит декларированию безопасности. По законодательству Республики Казахстан декларированию подлежат гидротехнические сооружения только I, II и III классов капитальности, то есть гидротехническое сооружение Варфоломеевского водохранилища не подпадает под эту категорию. Вопрос будет рассматриваться на 15-м заседании российско-казахстанской комиссии по совместному использованию и охране трансграничных водных объектов.

Проводилась работа по ведению Российского регистра гидротехнических сооружений. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 мая 1998 года №490 «О порядке формирования и ведения Российского регистра ГТС», по состоянию на 31 декабря 2005 года в Российский регистр внесены сведения по 77 ГТС, в том числе по 11 из них – в 2005 году.

Режим работы гидроузлов Саратовского и Волгоградского водохранилищ осуществлялся в соответствии с указаниями Федерального агентства водных ресурсов по поддержанию уровней воды в верхнем бьефе гидроузлов и величине сбросных расходов.

Оглавление. Состояние окружающей среды в Саратовской области в 2005 г.

 
Рассылка "Федеральная Россия"
Ваш e-mail:
   
                    
В рассылке публикуется общероссийская, региональная аналитика, тредны и прогнозы, обзор тематических материалов в сети.

 Copyright © ProTown.ru 2008-2012
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.