Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Стратегия социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2020 года

Стратегия социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2020 года (далее – Стратегия) представляет собой систему мер государственного управления, опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи политики органов государственной власти. Стратегия направлена на обеспечение социально-экономического развития Еврейской автономной области с учетом государственной политики Российской Федерации. Стратегия основана на понимании важнейших проблем развития области и оценки сопряженных рисков и ресурсного потенциала Еврейской автономной области (далее – область или ЕАО).

В настоящее время сложилась ситуация, когда грузы из центра России доставлять на Дальний Восток нерентабельно, а из Китая, Японии, Южной Кореи выгодно, и это все больше привязывает экономику Дальнего Востока, в том числе ЕАО, к Азиатско-Тихоокеанскому региону (АТР) и отрывает от России. Существующее положение дел ведет к крайне невыгодному для Российской Федерации использованию экономического потенциала всех регионов Дальневосточного федерального округа, включая Еврейскую автономную область,  что не позволяет региону в полной мере задействовать в своем развитии геополитический, экономический и инфраструктурный потенциал страны. Эти процессы протекают на фоне возрастания нагрузки на федеральный бюджет, связанной с необходимостью поддержания и развития инфраструктуры, экономические и социальные выгоды от использования которой для Российской Федерации становятся все меньше.

В этой связи, главной целью государственной политики в сфере социально-экономического развития области должно стать создание такой структуры экономики, которая позволит не только снизить ее дотационность, но и сделает ее центром формирования прибыли.

В данных условиях крайне актуальным является выработка согласованной Стратегии на основе всестороннего исследования факторов, оказывающих ключевое влияние на происходящие в области экономические и социальные (включая демографические) процессы.

Стратегия социально-экономического развития ЕАО на период до 2020 года подготовлена с учетом и на основе:

1. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

2. Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области до 2025 года

3. Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года.

4. Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года.

5. Концепция стратегии социально-экономического развития ЕАО на период до 2025 года.

6. Федеральной целевой программы В«Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 годаВ».

7. Территориальной схемы размещения производительных сил ЕАО (НИР ИКАРП ДО РАН В«Разработка схемы территориального размещения производительных сил Еврейской автономной областиВ»).

8. Федеральных и областных целевых программ, программ муниципальных образований и корпораций, реализуемых в ЕАО и ДФО.

9. Материалов Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации.

10. Требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, утвержденных Приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 23.02.2007 в„– 14.

11. Требований ГОСТ 7.32-2001 к представлению результатов исследования в виде научного отчета на бумажном и электронном носителях.

В основу разработки Стратегии положены следующие  подходы:

Подход I

Освоение ресурсов Еврейской автономной области на основе российских законов в интересах народов России и населения Еврейской автономной области на следующих принципах:

1.   Максимальная ресурсоэффективность – допуск к освоению ресурсов только при условии высоких показателей эффективности освоения. Низкие показатели эффективности освоения ресурсов приводят к негативным последствиям, как для окружающей среды, так и для долгосрочных экономических интересов страны.

2.   Максимальное природосбережение – допуск к разработке природных ресурсов области только при условии использования передовых природосберегающих технологий. Необходимы реализация комплексных программ мониторинга экологической безопасности жизнедеятельности, принятие изменений в законодательстве, касающихся вопросов компенсации нанесенного ущерба. Кроме того, компенсация невосполнимого ущерба от деятельности человека должна иметь региональную составляющую, определяемую потерями доходов региональных бюджетов и снижением занятости населения.

3.   Максимальный учет интересов Еврейской автономной области и Российской Федерации в целом – допуск к эксплуатации природных ресурсов осуществляется на условиях, наиболее выгодных для Еврейской автономной области и Российской Федерации в целом. Необходимым условием комфортного ведения бизнеса в этих сферах является социальная ответственность бизнеса, участие в развитии социальной инфраструктуры.

4.   Максимальная локализация цепочек добавленной стоимости – актуальность этого диктуется ростом цен на топливо. Мерами по реализации данного принципа могут быть стимулирование экспорта продукции высокой степени переработки, транспортировка экспортной продукции только российским транспортными средствами.

Принципиально важным является открытость экономики Еврейской автономной области, ее развитие в сотрудничестве с другими странами и регионами на взаимовыгодных условиях.

Подход II

Использование транзитных возможностей территории. Резкое удорожание топлива, а также выгодное положение относительно ключевых грузоотправителей и грузополучателей, позволяет области использовать этот факт как конкурентное преимущество.

Подход III

Принцип глобальной инновационности – возможность реализовывать глобально инновационные проекты в интересах всего человечества на основе международного сотрудничества.

Особую роль в модернизации экономики должны сыграть новые технологии. Необходимо стимулировать приобретение самых последних технологий за рубежом, но основная задача на этом пути – начать масштабные проекты по развитию новых промышленных технологий своими силами. Осуществление этого возможно только при всесторонней поддержке государства и развития партнерства с частным бизнесом, а где это возможно, и с зарубежными партнерами.

Перспективным для региона является развитие биотехнологий и фармацевтики на природном сырье особенно с учетом традиций этого направления в соседнем Китае. Также биотехнологии должны найти применение для масштабного выращивания технических культур для получения биотоплива.

Задача реализации такого рода проектов является амбициозной, но решаемой. И важнейшим условием этого является создание соответствующих современным стандартам условий жизни и работы, так как невозможно привлечь квалифицированные трудовые ресурсы без создания комфортной среды обитания на сегодняшний день уже.

Подход IV

Каркасно-кластерный подход– основан на опережающем развитии транспортного, энергетического и социального каркаса территории и концентрации усилий на приоритетных опорных зонах развития и освоения.

1.   Опережающее развитие инфраструктуры.

Требуется принципиально иное качество транспортной и энергетической инфраструктуры, социальной сферы, с учетом протяженности и внутренней не связности области. Только действуя в указанном направлении, есть возможность создать в регионе предпосылки для опережающего динамичного развития.

2.   Формирование опорных зон развития.

На территории области выделены  два крупных кластера, которые естественным образом опираются на развитие транспортного и энергетического каркаса региона: горно-металлургический кластер (территориально расположенный на территории ЕАО и Амурской области) и соевый кластер. Лимитирующим фактором развития Еврейской автономной области является отсутствие необходимых для реализации проектов развития квалифицированных трудовых ресурсов. Существенным ограничением является перестройка мирового финансового рынка из-за продолжающегося экономического кризиса, которая может привести к недостатку инвестиций в стратегические проекты.

3.   Локализация структур жизнеобеспечения – отсечение расходов удорожающих продукцию и услуги.

4.   Увеличение отчислений от ресурсодобычи в региональные бюджеты, уплата налогов по месту производства продукции, искоренение трансфертного ценообразования.

Подход V

Привлечение трудовых ресурсов на новые конкурентоспособные рабочие места за счет создания условий жизнедеятельности, отвечающих современным стандартам.

Лимитирующим фактором развития ЕАО является неразвитость местной транспортной и сетевой энергетической инфраструктуры. Дефицит квалифицированных трудовых ресурсов диктует необходимость, как стимулирования миграционного притока, так и кардинального повышения производительности труда.

В свете необходимости привлечения на территорию Еврейской автономной области значительных трудовых ресурсов нужно приоритетное внимание уделять созданию благоприятных условий для развития и взаимодействия самых различных социально-профессиональных и культурно-этнических групп в существующих и создаваемых поселенческих инфраструктурах. Политика по сохранению и развитию человеческих ресурсов Еврейской автономной области будет дифференцироваться в соответствии с тремя основными группами. Прежде всего, это местное население, отток которого по итогам 2007 года прекратился. Эту тенденцию необходимо закрепить. Сделать это можно, лишь создав условия жизни, соизмеримые с условиями европейской части страны. Привлечь квалифицированных специалистов можно уникальностью их нового места жительства в сочетании с развитостью инфраструктуры жизнедеятельности, а также недостижимыми в обычных условиях перспективами работы.

Наконец, при любом, даже самом благоприятном сценарии не избежать привлечения миграционного потока. Будет необходимо выработать и реализовать комплекс мер по приобщению приезжающих в этот регион из других стран к ценностям и традициям национальной культуры через сеть лингвистических и языковых центров, квалификационных служб, центров натурализации.

Необходимо чтобы доступ к богатейшим природным ресурсам был дополнен для всех этих групп населения доступом к нормальным и комфортным условиям жизни. Сам по себе экономический рост еще не означает роста качества жизни и, как следствие, накопления человеческого капитала. Экономическая мощь еще должна быть конвертирована в качество среды и в долгосрочные жизненные стратегии людей, живущих на этой территории.

Выработка и реализация Стратегии развития – это живой непрерывный процесс. Текущая ситуация однако вносит и будет вносить в него свои коррективы. Это обуславливает необходимость внедрения системы непрерывного планирования развития области.

Экономика и валовой региональный продукт
Природно-ресурсный потенциал ЕАО
Производственный потенциал, переработка полезных ископаемых
Стратегия ЕАО до 2020 года
SWOT–анализ развития сельского хозяйства
Демографический потенциал
Трудовой потенциал, миграция, безработица
Качество жизни, доходы населения
SWOT-анализ строительной отрасли
Инфраструктурная обеспеченность
Торговля и общественное питание
Туристический и гостиничный рынки
Социальная сфера
Культура, спорт, ЖКХ
Структура экономики ЕАО
Экология
Действия федеральных органов власти влияющих на развитие округа
Иностранные инвестиции и инвестиционный потенциал
SWOT-анализ ЕАО
Внешние рыночные факторы, влияющие на развитие
Анализ рисков и ресурсных возможностей
Приоритетные направления развития
Сценарии социально-экономического развития
Приоритетные проекты для социально-экономического развития
Развитие энергетики, финансирование строительства генерирующих мощностей
Развитие образования
Развитие транспортной системы
Совершенствование системы здравоохранения и соцзащиты
Модернизация ЖКХ, развитие коммунальной инфраструктуры
Инновационные и инвестиционные проекты в стратегии
Перечень объектов, включённых в стратегию
Объемы и запасы водных ресурсов
Квоты вылова водных биологических ресурсов в бассейне реки Амур
SWOT–анализ Октябрьского и Биробиджанского районов ЕАО
Прогноз электропотребления до 2020 г.
Программа строительства и реконструкции электрических сетей
Инвестиционные предложения
Ресурсный потенциал
Механизм реализации частно-государственного партнерства

 

 Copyright В© ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.