Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Доклад Уполномоченного по правам ребёнка в Ямало-Ненецком АО о соблюдении и защите прав ребёнка в 2010 г.

Общество, в котором на деле защищают права ребёнка и уважают его личное достоинство, не только добрее и человечнее, это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную, предсказуемую перспективу

Д.А. Медведев

В своём ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в ноябре 2010 года Президент России Д.А. Медведев большое внимание уделил вопросам обеспечения интересов подрастающего поколения и высказал ряд предложений, касающихся поддержки многодетных семей и улучшения жизни детей в целом. Президент определил, что главной задачей государства является создание прочной и надежной системы защиты прав каждого ребёнка, поскольку это поможет нам решить те проблемы, с которыми сталкиваются наши дети, исключить даже малейшие риски для их жизни и здоровья.

По своей сути это является планом активных действий в защиту детей, где указаны конкретные и первоочередные задачи.

Вопросы улучшения положения детей в обществе, их надлежащая защита, создание благоприятных условий жизнедеятельности, обучения, воспитания и развития – ключевая цель социальной политики государства и обязательное условие прогресса общества.

В целях реализации основных принципов государственной политики, направленной на защиту детства, в 2007 году в Ямало-Ненецком автономном округе введена должность Уполномоченного по правам ребёнка (далее – Уполномоченный), дополняющая существующие средства защиты прав, свобод и законных интересов ребёнка. Институт уполномоченных по правам ребёнка активно развивается на территории всей России.

На Ямале правовую основу деятельности Уполномоченного составил Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.05.2007 в„– 55-ЗАО В«Об Уполномоченном по правам ребёнка в Ямало-Ненецком автономном округеВ».

Реализуя положения Закона, Уполномоченный в 2010 году осуществлял деятельность в следующих направлениях:

- обеспечение государственной защиты прав и законных интересов, восстановление нарушенных прав ребёнка;

- подготовка предложений по совершенствованию законодательства и иных нормативных правовых актов автономного округа;

- информирование населения по вопросам защиты прав детей и взаимодействия с государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями региона в сфере реализации прав ребёнка и других.

Уполномоченный вел приём граждан, рассматривал обращения и жалобы, проводил проверки по сообщенным фактам, информировал о нарушениях прав ребёнка компетентные органы, оказывал содействие детям и их законным представителям в получении бесплатной юридической помощи, осуществлял взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам обеспечения прав и законных интересов детей в автономном округе.

Важным инструментом в деятельности Уполномоченного является ежегодный доклад. Данный документ позволяет информировать широкий круг должностных лиц, общественности, заинтересованных граждан о реализации прав детей в основных сферах их жизнедеятельности с позиции исполнения принципа наилучшего обеспечения интересов детей, провозглашенного Конвенцией ООН о правах ребёнка.

В докладе обобщены обращения граждан, приводятся результаты проверок, проведённых Уполномоченным. При подготовке доклада использовалась информация, предоставленная органами государственной власти, органами местного самоуправления автономного округа, сведения, полученные в ходе встреч с детьми и их родителями, а также во время участия Уполномоченного в различных мероприятиях.

***

 

В 2010 году к Уполномоченному поступило 162 обращения, что на 41 обращение (34%) больше, чем в 2009 году.

Результаты работы с обращениями граждан представлены в таблице.

в„–в„–

п/п

Наименование основных показателей работы

с обращениями граждан

Кол-во

Кол-во

2010 г.

2009 г.

1.

Всего поступило обращений по вопросам нарушения прав, свобод и законных интересов ребёнка, из них:

162

121

2.

- письменных обращений

в т.ч. направленных электронной почтой

92

18

47

4

3.

- принято обращений на личном приёме Уполномоченного, с выездом в муниципальные образования ЯНАО, по которым даны:

а) устные ответы

б) письменные ответы

70

 

18

52

74

 

37

37

4.

- приняты положительные решения по обращениям и оказана помощь в решении проблемы

62

40

5.

- проведено всего проверок по обращениям, в т.ч.

а) самостоятельно

б) совместно с компетентными государственными органами

 

133

14

 

84

4

6.

Оказана заявителям бесплатная юридическая помощь

104

78

7.

Переадресовано обращений по подведомственности

8

3

8.

Жалобы на решения или действия органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц

64

58

9.

Сроки рассмотрения обращения:

- в день обращения

- в месячный срок

- свыше 30 дней

 

29

117

16

 

28

77

16

К Уполномоченному обратилось 70 граждан на 33 проведённых личных приёмах, в том числе на 6 приёмах с выездами в муниципальные образования г. Ноябрьск, Шурышкарский район, Тазовский район, Красноселькупский район, Приуральский район, принято 38 человек.

Письменных обращений в 2010 году поступило на 32% больше, чем устных. В 4 раза увеличилось число обращений, поступивших по электронной почте. Больше всего обращений поступило из городов Салехард, Ноябрьск и Новый Уренгой. Реже к Уполномоченному обращались жители городов Муравленко и Губкинский, а также Пуровского района.

В В случаях необходимости защиты прав и интересов ямальских детей рассматривались заявления граждан из других регионов: Кировской области, Ставропольского края, Ханты-Мансийского автономного округа.

Большинство обращений, как и раньше, поступило от родителей несовершеннолетних и их законных представителей, а также иных родственников.

В два раза больше, чем в 2009 году, поступило обращений от граждан из числа коренных малочисленных народов Севера (24 обращения, или 15%).

Следует отметить увеличение числа коллективных обращений, которых было 8, или 5% от общего количества.

В Оказание бесплатной юридической помощи аппаратом Уполномоченного возросло на 33% по сравнению с прошлым годом. По каждому третьему обращению, как и в прошлом году, оказана помощь в решении проблемы, по остальным даны подробные юридические консультации и разъяснения.

В Все поступившие обращения рассмотрены по существу. Большинство обращений потребовали дополнительной проверки в связи с тем, что проблемы, изложенные в них, носят затянувшийся характер, переросли в конфликтные ситуации в семье либо в детских учреждениях.

Тематика обращений граждан представлена в таблице.

в„– п/п

Тематика обращений

Количество

Процентное отношение

1

2

3

4

1.

Об обеспечении жильём семей, имеющих несовершеннолетних детей

66

40,7

2.

О реализации прав детей-инвалидов

12

7,4

3.

О праве ребёнка на дошкольное образование

10

6,2

4.

О нарушениях прав детей в вопросах опеки и попечительства

8

4,9

5.

Об определении места жительства ребёнка

5

3,1

6.

Об оказании помощи ребёнку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации

5

3,1

7.

Об оказании помощи ребёнку, находящемуся в социально опасном положении

5

3,1

8.

О предоставлении льгот многодетным семьям

4

2,5

9.

Об изменении ребёнку фамилии, имени, отчества

4

2,5

10.

Об уклонении родителей от выполнения обязанностей по содержанию своих несовершеннолетних детей

4

2,5

11.

Об устранении препятствий в общении ребёнка с родителями

4

2,5

12.

О регистрации детей по месту жительства (пребывания)

4

2,5

13.

О незаконном вывозе родителем несовершеннолетнего ребёнка за пределы Российской Федерации

3

1,9

14.

О жестоком отношении к ребёнку

3

1,9

15.

О нарушениях прав детей в образовательных учреждениях

2

1,2

16.

О предоставлении путевок детям в летний период

2

1,2

17.

О порядке выплаты материнского капитала

2

1,2

18.

Об оказании экстренной медицинской помощи ребёнку

1

0,6

19.

О несвоевременной оплате труда приёмных родителей

1

0,6

20.

О незаконных действиях сотрудников ОВД по отношению к несовершеннолетним подросткам

1

0,6

21.

Иные обращения

16

9,8

Количество жалоб на решения или действия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа, их должностных лиц и иных государственных органов увеличилось на 10% и составило 64, или почти 40% от общего числа поступивших обращений.

Например, заявитель из г. Ноябрьска обжаловал действия судебных приставов, незаконно наложивших арест на счёт детских пособий в связи с тем, что не уплачен штраф за нарушение правил дорожного движения. Права детей были восстановлены, арест со счёта был снят.

Остаётся актуальной проблема устройства детей в детские сады как основной вид учреждений дошкольного образования. Количество детей, посещающих детские сады, снизилось на 0,6% по сравнению с 2009 годом. Наибольшее число таких обращений поступало из муниципальных образований город Салехард, Ямальский и Шурышкарский районы.

С целью освобождения мест в детских садах и получения дополнительной возможности устройства В«очередниковВ» некоторые руководители допускали нарушения закона.

Так, в Шурышкарском районе был установлен противоречащий федеральному законодательству порядок отчисления детей из дошкольных образовательных учреждений при пропуске ребёнком более 75 дней без уважительной причины. На основании заключения Уполномоченного, направленного в адрес Главы муниципального образования Шурышкарский район, нарушения закона были устранены, в договоры между родителями и дошкольными образовательными учреждениями внесены соответствующие изменения.

При рассмотрении обращений за 2010 год выявлено 44 факта допущенных нарушений прав ребёнка. В целях их устранения и предотвращения подобных нарушений в дальнейшем Уполномоченным направлено 16 заключений и информационных писем. В установленные законом сроки Уполномоченный проинформирован о принятых мерах.

Информации о трех фактах нарушений прав, свобод и законных интересов ребёнка направлены в правоохранительные органы.

В В двух случаях информация Уполномоченного послужила основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения закона.

В ходе рассмотрения обращения гражданки Р. были установлены нарушения Устава МОУ В«Многопрофильная гимназияВ» г. Салехарда со стороны педагога, незаконно отстранившего от уроков учащегося. Виновный понёс дисциплинарное наказание. Аналогичные дисциплинарные взыскания наложены на педагога и директора за выявленные нарушения Устава МОУ СОШ в„– 1 г. Новый Уренгой.

По вопросу невыплаты детского пособия к Уполномоченному обратилась жительница г. Салехарда, работающая в Салехардском филиале Челябинской фирмы В«МобителВ». По данному факту директор ООО В«МобителВ» привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и дисквалифицирован сроком на один год.

Представители коренных малочисленных народов Севера больше всего обращались по жилищнымВ  вопросам и вопросам оформления опеки.

Так, при участии Уполномоченного в Тазовском районе были решены проблемы ненецкой семьи Л., взявшей на воспитание осиротевших внуков. Администрацией района в кратчайший срок была оформлена опека и улучшены жилищные условия семьи.

Именно по вопросам улучшения жилищных условий больше всего обращений (40%) поступило Уполномоченному от семей, имеющих детей. Однако рассмотрение таких обращений нередко свидетельствует о том, что отдельные родители вместо того, чтобы защищать имущественные интересы своих детей, сами идут на их нарушения.

В ходе проверки обращения, поступившего из г. Новый Уренгой от многодетной семьи, установлено, что по заявлению самих родителей в связи со сменой места жительства семьёй было получено разрешение от органов опеки и попечительства на продажу квартиры, принадлежащей на праве долевой собственности им и их детям. С полученными средствами от продажи квартиры отец выехал на постоянное место жительства в Украину, а мать с детьми осталась в городе Новый Уренгой без жилья и средств к существованию. Администрация города вынуждена была решать проблемы этой семьи за счёт муниципального образования.

В Следует отметить готовность муниципалитетов изыскивать возможности в решении проблем граждан.

К примеру, по обращению, поступившему от матери 7 детей в связи с аварийным состоянием дома, Администрацией муниципального образования Шурышкарский район этой семье временно было предоставлено жилое помещение маневренного фонда.

Администрацией муниципального образования г. Салехард был решен вопрос о ремонте жилого помещения заявительницы, имеющей двух малолетних детей, с переселением семьи в аналогичное жилое помещение.

В По ходатайству Уполномоченного в силу исключительности сложившейся ситуации Администрацией муниципального образования г. Новый Уренгой осуществлен ремонт жилого помещения, где проживает неполная малоимущая семья, пострадавшая от пожара, возникшего по вине одного ребёнка и унесшего жизнь другого.

Приведённые примеры демонстрируют готовность органов местного самоуправления к оказанию помощи семьям с детьми в трудной жизненной ситуации. И на этом фоне нельзя замалчивать факты безынициативности и бездеятельности родителей, не предпринимающих никаких мер для решения своих семейных проблем.

Например, в муниципальных образованиях город Салехард, Ноябрьск и других имели место случаи, когда родители пренебрегли своим законным правом и возможностью семьи быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий с постановкой на учет и выделением жилья в дальнейшем.

***

 

Губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа Д.Н. Кобылкиным 2011 год объявлен Годом равных возможностей. Намерение улучшить положение инвалидов, в том числе детей, нашло своё отражение в его ежегодном докладе о положении дел в Ямало-Ненецком автономном округе в 2010 году.

Отношение к детям, а тем более к детям, нуждающимся в особой заботе государства и общества, определяет состояние и уровень развития такого общества.

Права детей-инвалидов закреплены как международными принципами и нормами, так и законами нашего государства. Начиная с 90-х годов прошлого века, в России было принято более 300 нормативных правовых актов, направленных на защиту интересов детей-инвалидов. Во исполнение Конституции Российской Федерации эти права были закреплены в различных нормах законодательства. Особое значение имеет Федеральный закон от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ В«О социальной защите инвалидов в Российской ФедерацииВ», определяющий государственную политику в области социальной защиты инвалидов.

В Ямало-Ненецком автономном округе в дополнение к федеральным мерам социальной поддержки, оказываемым семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.11.2006 в„– 62-ЗАО В«О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округеВ» предоставляется целый спектр региональных мер социальной поддержки.

Несмотря на то, что в округе выстраивается социально ориентированная политика, продолжают иметь место проблемы, с которыми сталкиваются дети-инвалиды и их семьи.

Наиболее остро стоят вопросы обеспечения жилыми помещениями семей, имеющих детей-инвалидов.

Законодательством предусмотрено предоставление социальных выплат на приобретение или строительство жилья на территории автономного округа, если такие семьи встали на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.

В соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 в„– 36-ЗАО В«О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округеВ» и Положением, утвержденным Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.04.2006 в„– 141-А, размер социальной выплаты за счёт средств федерального бюджета определяется исходя из числа лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, норматива общей площади жилья и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по автономному округу.

Из 171 семьи, имеющей детей-инвалидов и числящихся в списке на улучшение жилищных условий, изъявили согласие воспользоваться социальной выплатой в 2010 году 30 семей. Фактически в рамках выделенных лимитов в размере 3 436,1 тыс. рублей было обеспечено всего 4 семьи.

Допускаемое законом софинансирование мероприятий по обеспечению жильём семей, имеющих детей-инвалидов, за счёт средств окружного бюджета не осуществляется.

Сумма социальной выплаты, как правило, не позволяет всей семье реально улучшить свои жилищные условия, а получение жилья такими семьями в порядке общей очереди растягивается на долгие годы.

В связи с тем, что в соответствии с федеральным законодательством льготой пользуется только ребёнок-инвалид и расчёт социальной выплаты производится без учета состава его семьи, было бы логичным обеспечить таким семьям возможность получения субсидий исходя не из числа детей-инвалидов, а из числа членов семьи.

Предлагаемый порядок расчёта размера жилищных субсидий обеспечил бы гарантированное право на жильё семьям, имеющим детей-инвалидов, в то время как существующая система финансирования данного мероприятия за счёт средств федерального бюджета не позволяет таким семьям реализовать в полной мере свои права.

Учитывая, что обеспечение жильём данной категории граждан – это федеральные полномочия, целесообразно на федеральном уровне рассмотреть возможность решения вопроса об установлении нормы предоставления общей площади жилого помещения с учетом состава семьи ребёнка-инвалида.

Ещё большую озабоченность вызывает реализация права таких семей, вставших на учёт после 1 января 2005 года, единственной возможностью которых является улучшение жилищных условий в виде предоставления жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования.

В настоящее время в автономном округе действует Положение о порядке и условиях предоставления гражданам таких жилых помещений, утвержденное постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.01.2009 в„– 44-А. Но в категории граждан, пользующихся правом получения жилых помещений для социальной защиты, не включены семьи с детьми-инвалидами.

Положения статьи 23 Конвенции ООН о правах ребёнка о праве детей-инвалидов на особую заботу и достойную жизнь обязательны для исполнения всеми должностными лицами. Практика рассмотрения обращений показывает, что со стороны должностных лиц органов местного самоуправления не изжиты формальность и бездушие в решении жилищно-бытовых проблем семей с детьми-инвалидами.

Так, проживающая в п. Горки семья с тяжелобольным ребёнком-инвалидом в квартире с постоянно низкой температурой в течение восьми лет безрезультатно обращалась к администрации за оказанием помощи в заключении договора социального найма, а также монтаже и вводе в эксплуатацию электрокотла для обогрева помещения. После обращения семьи к Уполномоченному Администрацией муниципального образования Шурышкарский район проблемы семьи были решены положительно.

Остается проблемным вопрос выделения путевок на санаторно-курортное лечение семьям, имеющим детей-инвалидов.

Из 318 заявок по обеспечению детей-инвалидов санаторно-курортным лечением, поступивших в Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу в 2010 году, обеспечено всего 123, т.е. 38,7%.

Неполное обеспечение путёвками объясняется высокой потребностью детей-инвалидов в санаторно-курортном лечении в летний период.

Выделенных путёвок на лето было недостаточно. Обеспечение обратившихся в 2010 году планируется завершить только в 2011 году.

В случае невозможности по объективным причинам предоставления санаторно-курортного лечения через Фонд социального страхования в округе предусмотрено приобретение санаторно-курортных путевок в санатории России и Ближнего Зарубежья для инвалидов в рамках окружной целевой программы В«Социальная поддержка инвалидовВ». В 2010 году санаторно-курортным лечением обеспечены за счёт средств этой программы 24 ребёнка-инвалида.

Кроме того, в рамках областной целевой программы В«СотрудничествоВ» предусмотрено оздоровление детей-инвалидов на базе государственного унитарного предприятия В«Ямало-Ненецкий окружной реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями и детей, состоящих на диспансерном учёте, В«Большой ТараскульВ», а также предоставление реабилитационных услуг в оздоровительных лагерях Тюменской области.

Анализ поступающих обращений свидетельствует о слабой осведомленности граждан о возможностях санаторно-курортного лечения детей и детей с родителями. Такие обращения поступали от родителей детей-инвалидов из городов Лабытнанги и Ноябрьска, Ямальского района.

Так, гражданка К., проживающая в Ямальском районе, имеющая ребёнка-инвалида, обратилась по вопросу обеспечения санаторно-курортным лечением.

В Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида (далее – ИПР) её ребёнку не показано санаторно-курортное лечение. При этом гражданке К. специалистами органов социальной защиты населения не было разъяснено, что в целях обеспечения права ребёнка-инвалида на санаторно-курортное лечение возможно пройти стационарное обследование повторно для снятия противопоказаний либо обратиться за оказанием материальной помощи в органы социальной защиты населения для приобретения путевки за наличный расчёт. В результате ребёнок-инвалид не смог своевременно воспользоваться своим правом в ущерб здоровью.В 

При возникновении спорных ситуаций законные представители детей-инвалидов не всегда используют предоставленное законом право обжаловать действия должностных лиц в вышестоящие инстанции или в суд.

Примером может служить обращение семьи Н. из Ямальского района, имеющей детей-инвалидов, по вопросу реализации их права на получение санаторно-курортных путевок. По информации департамента здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа, у этих детей-инвалидов имеются медицинские противопоказания по заболеваниям нервной системы, исключающие возможность направления их на санаторно-курортное лечение. В такой ситуации решить вопрос по выделению путёвок не представлялось возможным. Родителям было рекомендовано пройти стационарное обследование повторно. При отсутствии медицинских противопоказаний этот вопрос решился бы положительно.

В случае несогласия с решением специалистов бюро медико-социальной экспертизы в соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 в„– 95, гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в установленном порядке. Но эти родители пренебрегли предложенным вариантом защиты прав своих несовершеннолетних детей. В результате вопрос остаётся открытым на протяжении нескольких лет.

Для многих родителей является проблемным вопрос обеспечения санаторно-курортным лечением детей-инвалидов, имеющих психоневрологические заболевания в качестве сопутствующих основным. Таким детям не показано санаторно-курортное лечение. Тем не менее в своих обращениях родители указывают, что когда они самостоятельно выбирают учреждение и оплачивают связанные с этим расходы, то отдельные санаторно-курортные учреждения не отказываются от работы с данной категорией детей.

Отсюда вытекает необходимость разработки механизма предоставления этого вида услуг детям-инвалидам, имеющим психоневрологические заболевания в качестве сопутствующих основным заболеваниям.

Несмотря на то, что на территории округа отсутствуют учреждения, оказывающие высокотехнологичную помощь, исполнительные органы государственной власти автономного округа берут на себя ответственность за организацию направления детей на лечение и оплату проезда к месту лечения и обратно за счёт средств окружного бюджета и бюджетов муниципальных образований.

Для направления на лечение, решение о котором принимается врачебной комиссией по представлению лечащего врача, достаточно обратиться в учреждение здравоохранения по месту жительства.

В Но и в таких ситуациях бывает, что затягивается принятие решений. По вопросу оказания экстренной медицинской помощи обратились родители 8-месячного ребёнка, проживающие в Тазовском районе. После обращения Уполномоченного в департамент здравоохранения автономного округа в течение трех дней ребёнок был переведён для дальнейшего обследования и лечения в Тюменскую областную клиническую больницу, где врачи приступили к проведению необходимой терапии в полном объёме и в соответствии с поставленным диагнозом.

В 2010 году высокотехнологичную медицинскую помощь получили 285 детей. Незначительное количество из нуждающихся (6 детей) ожидают получение такой помощи в клиниках федерального подчинения по объективным, не зависящим от округа причинам.

В вопросах лекарственного обеспечения при рассмотрении обращения из г. Ноябрьска было выявлено нарушение прав детей-инвалидов, допущенное должностными лицами органов местного самоуправления. Из-за несвоевременной закупки лекарственных средств ребёнок-инвалид не был обеспечен необходимыми бесплатными лекарствами. В результате принятых мер выявленное нарушение было устранено.

Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым неоднократно подчеркивалось, что при планировании социальных расходов бюджета следует обязательно предусматривать средства наВ  осуществление мероприятий по обеспечению полноценного доступа инвалидов к объектам и услугам социальной сферы.

Проблема обеспечения доступности зданий и сооружений в округе для маломобильных групп населения решается не повсеместно. Если во вновь строящихся зданиях, как правило, в должной мере учитываются интересы данной категории граждан, то дооборудование действующих объектов инфраструктуры практически не осуществляется. Можно привести в качестве примеров необорудованные пандусами помещения Федерального государственного учреждения В«Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ямало-Ненецкому автономному округуВ», расположенного в г. Салехарде, Надымского филиала Главного бюро ФГУ МСЭ, Салехардской детской поликлиники, Салехардского управления социальной защиты населения и другие.

По результатам исследований, проведённых в муниципалитетах, только 42% объектов жилищно-гражданского и социально-бытового назначения имеют специальные приспособления для обеспечения доступности к ним инвалидов. По информации департамента образования автономного округа, лишь в 23 образовательных учреждениях (6%) есть в наличии пандусы, в 3 образовательных учреждениях (0,8%) – лифты, в 4 образовательных учреждениях (1%) – туалетные комнаты, оборудованные для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Семья из г. Салехарда, имеющая ребёнка-инвалида с проблемами опорно-двигательного аппарата, обратилась к Уполномоченному по вопросу оборудования подъезда к дому и к квартире пандусами. Оборудование пандуса оказалось невозможным в силу технических и противопожарных требований. В то же время Администрацией муниципального образования город Салехард другие варианты решения вопроса не были рассмотрены с целью оказания семье посильной помощи.

Необходимость создания условий доступной среды жизнедеятельности для инвалидов является требованием Губернатора автономного округа Д.Н. Кобылкина.

Болью пронизаны обращения родителей, дети которых лишены возможности полноценно жить и развиваться.

В округе существует проблема оказания реабилитационной помощи детям-инвалидам, что может рассматриваться как ущемление их прав. Для них нет ни одного специализированного учреждения. На протяжении нескольких лет в окружной столице не начинается строительство нового здания реабилитационного центра В«ДовериеВ», в проекте которого предусмотрено отделение для детей-инвалидов.

Отделения реабилитации для детей с ограниченными физическими возможностями, созданные на базе учреждений социального обслуживания, имеются всего в четырех муниципальных образованиях, а групп дневного и кратковременного пребывания, созданных в образовательных учреждениях и учрежденияхВ  социального обслуживания, также недостаточно.

В некоторых муниципальных образованиях возможности реабилитации детей-инвалидов по месту их жительства минимальны, а детям, проживающим в сельских районах, помощь становится недоступной.

Создавшееся положение не позволяет реабилитировать детей-инвалидов комплексно и в необходимом объёме. Основываясь на том, что в большинстве субъектов Российской Федерации созданы и эффективно работают центры реабилитации детей-инвалидов, представляется целесообразным рассмотреть вопрос о создании аналогичных центров в городах Ноябрьске, Надыме, Салехарде, Новом Уренгое, а также обсудить необходимость совершенствования регионального законодательства в отношении детей-инвалидов.

Основной принцип социальной политики государства по отношению к инвалидам, обеспечивающий им равные с другими гражданами возможности реализации прав, свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации, соблюдается в автономном округе не повсеместно.

В связи с этим поступают обращения родителей при обжаловании ими решений бюро медико-социальной экспертизы (далее – МСЭ), не продлившим инвалидность их детям, в результате чего дети не получают реабилитационной помощи.

Так, проверкой обращения, поступившего из г. Новый Уренгой, об обжаловании решения МСЭ не было установлено нарушений прав ребёнка. Тем не менее в связи с изменением статуса ребёнка выявлен необоснованный отказ в назначении лечения ребёнка в лечебно-физкультурном кабинете МУЗ В«Центральная городская больницаВ» г. Новый Уренгой. В результате работы с обращением медицинские документы ребёнка направлены на заочную консультацию в ФГУ РНЦ В«Восстановительная травматология и ортопедияВ» имени академика Г.А. Илизарова, после проведения которой врачу-ортопеду рекомендовано разработать план реабилитации ребёнка.

Выполнение индивидуальных программ реабилитации в учреждениях, находящихся в разной ведомственной подчиненности, зачастую не обеспечивает комплексность и преемственность реабилитационных мер, поскольку при их составлении не всегда учитываются индивидуальные показания больного. Это происходит как из-за ненадлежащего взаимодействия между ведомствами, так и в результатеВ  заочного проведения медико-социальной экспертизы.

В среднем по округу заочно освидетельствуются 10–12% граждан, в отдаленных и труднодоступных районах – до 30%. Такая ситуация складывается по причине сложной транспортной схемы. Расстояния от места расположения филиалов до крайних точек в зоне обслуживания составляет от 20 до 700 км, авиарейсы из поселков в города, в которых расположены филиалы, не регулярны. Кроме того, отсутствие условий для проведения санитарно-гигиенических процедур и другие причины вынуждают к проведению освидетельствований заочно. Дети обследуются одновременно с больными туберкулезом, психическими заболеваниями, ВИЧ-инфекцией. Всё это является непреодолимым препятствием для своевременного освидетельствования детей-инвалидов.

На сегодняшний день отсутствуют государственные стандарты реабилитации инвалидов, объективные критерии оценки качества и эффективности проводимых реабилитационных мероприятий, необходимый контроль за выполнением всех рекомендаций ИПР.

Действующим законодательством не охвачены проблемы правового регулирования отдельных аспектов реабилитации инвалидов.

Для решения всех перечисленных задач необходимо повысить эффективность медико-социальной реабилитации инвалидов, ее научно-методического, правового, организационного, технологического обеспечения, а также создать социальную инфраструктуру для реализации принципа безбарьерной среды в целях интеграции инвалидов в общество.

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство осуществляется через создание условий для организации обучения (воспитания) в дошкольных учреждениях комбинированного вида, центрах развития ребёнка, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, специальных (коррекционных) классах общеобразовательных учреждений, в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

В Ямало-Ненецком автономном округе проблема отсутствия некоторых видов учреждений для детей-инвалидов решается путём направления детей в специальные детские учреждения, находящиеся за пределами автономного округа. В таких учреждениях обучается 21 ямальский ребёнок. В то же время родители опасаются направлять своих детей далеко потому, что это отрывает их отВ  привычных условий проживания в семье и может иметь различные негативные последствия.

В результате дети не получают необходимого образования, которое подготовило бы их к самостоятельной взрослой жизни. И эта проблема возникает уже в дошкольном возрасте.

Так, например, коллективное обращение родителей, имеющих детей-инвалидов по зрению, поступившее Уполномоченному из г. Салехарда, затрагивало проблему обеспечения права детей-инвалидов на первоочередное получение мест в дошкольные образовательные учреждения, а также создание специализированной группы в детском саду. Данный факт свидетельствует о необходимости приведения в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 02.10.1992 в„– 1157 В«О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидовВ» муниципальных нормативных правовых актов, определяющих первоочередной порядок устройства таких детей в дошкольные образовательные учреждения. Для комплексного решения проблемы руководством муниципального образования город Салехард приняты меры для создания специализированной группы детей-инвалидов в детском саду и по внесению необходимых изменений в соответствующие нормативные правовые акты.

Выявленные нарушения прав детей-инвалидов в муниципальном образовании г. Салехард послужили поводом к проведению проверки нормативных правовых документов всех органов местного самоуправления автономного округа по осуществлению ими функции по предоставлению образовательных услуг в сфере дошкольного образования.

Было установлено, что закрепленное право детей-инвалидов на первоочередное устройство в детские сады не реализуется ещё в 6 муниципальных образованиях автономного округа (города Губкинский и Новый Уренгой, районы Приуральский, Тазовский, Шурышкарский и Ямальский). В настоящее время все они проводят работу по внесению необходимых изменений в нормативные правовые акты.

С заявлением об устройстве в дошкольное образовательное учреждение ребёнка-инвалида, имеющего нарушение слуха, обратилась семья,В  проживающая в г. Лабытнанги. В муниципальном образовании специализированная группа в дошкольном учреждении отсутствует. Семье предложены специализированные дошкольные учрежденияВ  в городах Ноябрьске, Омске и Пензе. Невозможность переезда семьи в другой город лишает ребёнка права на дошкольное образование.

Ненецкая семья из п. Находка Тазовского района, воспитывающая ребёнка-инвалида по слуху, отказалась направлять свою дочь в образовательное учреждение г. Ишима Тюменской области в связи с тем, что не имеет возможностей забирать её на каникулы. Ребёнок обучался в МОУ В«Находкинская школа-интернат начального образованияВ», где отсутствовали условия по осуществлению мероприятий в части реализации ИПР. После рассмотрения обращения девочка переведена для обучения в МОУ В«Тазовская школа-интернат среднего (полного) общего образованияВ», где имеются определенные условия в соответствии с психофизическими возможностями и особенностями ребёнка.

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов с нарушениями слуха или зрения, вынуждены обращаться к Уполномоченному за помощью в связи с тем, что в округе по-прежнему ощущается острая нехватка сурдологов и дефектологов, которых нет даже в окружной столице. В докладе Уполномоченного за 2009 год отмечалось, что отсутствие возможности раннего диагностирования изменений слуха у детей соответственно отодвигает сроки предоставления медицинской и реабилитационной помощи, что приводит к ухудшению состояния здоровья ребёнка, отставанию в общем развитии и инвалидности. За истекший 2010 год вопрос кадрового обеспечения узкими специалистами в округе решен не был, что лишает родителей всякой надежды на исцеление детей.

В течение двух лет не удается помочь семье из Шурышкарского района в решении вопроса об оплате проезда ребёнка-инвалида на каникулы домой из специальной общеобразовательной школы-интерната г. Ишима Тюменской области, в результате чего нарушается его право на воспитание в семье и на общение с близкими родственниками.

Нормативные правовые акты Ямало-Ненецкого автономного округа, регулирующие порядок определения несовершеннолетних в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, не предусматривают возможность оплаты проезда на каникулы домой и обратно детям-инвалидам, обучающимся в таких учреждениях. Для семей, имеющих детей-инвалидов, зачастую с невысоким достатком и испытывающих определённые трудности, связанные со стремлением вырастить своего ребёнка приспособленным к жизни в обществе, добавляется дополнительная проблема в общении со своим ребёнком.

В В муниципальном образовательном учреждении В«Ямальский районный детский домВ» п. Мыс Каменный выявлены факты пребывания детей с ограниченными возможностями в данном учреждении, где отсутствуют необходимые условия по осуществлению мероприятий в части реализации ИПР. Вопрос о направлении детей в учреждения, соответствующие их психофизическим возможностям и особенностям, остается не решенным до настоящего времени.

В Одной из основных задач в деятельности образовательных учреждений является интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья на всех этапах развития, как это организовано в муниципальных образованиях город Ноябрьск, город Новый Уренгой, Пуровский район.

Начиная с 2009 года, в рамках приоритетного национального проекта В«ОбразованиеВ» в автономном округе реализуется мероприятие В«Развитие дистанционного образования детей-инвалидовВ». Однако из 140 детей, которым рекомендована дистанционная форма обучения в 2009 – 2010 учебном году, она была организована всего для 19 детей (13,5%). В 2010 – 2011 учебном году, исходя из запланированных объёмов финансирования, предполагается создать условия для дистанционного образования 80 детей (57%).

Обучение детей-инвалидов определяет и ряд других проблем, требующих обязательного разрешения на региональном уровне.

***

 

Государство и общество не могут быть безучастными к судьбе детей, оставшихся без попечения родителей. Лишившись естественного семейного окружения и заботы со стороны родителей и близких родственников, эти дети находятся в трудной жизненной ситуации.

Несмотря на то, что показатели сиротства, в том числе социального, в автономном округе ежегодно снижаются, говорить о стабилизации положения пока преждевременно.

По сравнению с 2009 годом в прошедшем году было выявлено меньше на 65 детей, оставшихся без родительского попечения. Общее количество таких детей в 2010 году составляет 1835, в детских домах – 296, что соответственноВ  на 127 детей (или на 6,5%) и на 41 (или на 12,1%) меньше, чем в предыдущем периоде.

В два раза меньше В«отказныхВ» детей зарегистрировано в прошедшем году (16 против 33). Тем не менее имеющиеся факты отказов от новорожденных детей являются следствием не только социальных проблем, но и недостаточной психологической помощи, которая не в полном объёме оказывается в учреждениях здравоохранения.

Во время своего посещения окружного перинатального центра в г. Салехарде Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка П.А. Астахов обратил внимание руководителей системы здравоохранения автономного округа на недопустимость отсутствия в центре штатных психологов, которым необходимо работать с роженицами в целях профилактики отказов от младенцев. Такое психологическое сопровождение должно стать одной из составляющих той модернизации здравоохранения, о которой говорил Президент нашей страны в своём Послании 2010 года.

По словам Д.А. Медведева, в России нужно ещё очень много сделать, чтобы само понятие В«брошенные детиВ» уходило из нашей жизни. Органы опеки и попечительства должны быть прямо нацелены на семейное устройство детей и помощь приёмным семьям.

В то же время в автономном округе в 2010 году число детей, устроенных в семьи, уменьшилось по сравнению с 2009 годом на 38 (или 19,1%) и на 92 ребёнка (или 36,5%) по сравнению с 2008 годом.

При отсутствии возможности вернуть ребёнка в родную семью должны рассматриваться различные варианты семейных форм жизнеустройства несовершеннолетнего. Однако количество кандидатов в замещающие родители (опекуны, приёмные родители, усыновители) в два раза меньше, чем воспитанников в сиротских учреждениях автономного округа.

В За последние годы в стране возросло количество детей, которых приёмные родители вернули в детские учреждения. Есть такие факты и в нашем округе.

Основным механизмом развития семейных форм устройства детей-сирот является создание условий, мотивирующих и стимулирующих граждан на усыновление и создание замещающих семей (опекунских, приёмных). Те меры социальной поддержки, которые разработаны и применяются в округе, подлежат глубокому анализу с целью совершенствования механизмов, способствующих стимулированию намерений граждан воспитывать в своих семьях приёмных детей.

В нашей стране ничьих детей быть не должно!

В законодательстве установлены особые дополнительные юридические гарантии защиты прав и охраняемых законом интересов детей-сирот.

В то же время поступающие к Уполномоченному обращения свидетельствуют о допускаемых в отношении детей нарушениях закона в сфере жилищных и иных правоотношений.

В Например, в Красноселькупском районе выявлен факт закрепления за ребёнком-сиротой муниципального жилого помещения, не пригодного для проживания. В целях восстановления допущенных нарушенных прав ребёнка направлено соответствующее заключение на имя Главы муниципального образования Красноселькупский район.

По ходатайству Уполномоченного при поддержке Правительства автономного округа положительно был решен вопрос семьи из г. Салехарда, воспитывающей ребёнка-инвалида, оставшегося без попечения родителей, о перезаключении договора коммерческого найма жилого помещения, в котором семья ранее проживала.

Несмотря на положительную динамику в решении этой проблемы, необеспеченными остались в 2010 году 129 человек, или около 40% от числа имевших право на получение жилья.

Дважды к Уполномоченному обращалась приёмная семья, воспитывающая пятерых детей, по вопросу обжалования решения Администрации муниципального образования город Салехард об отказе включения в списки граждан, имеющих право на получение жилых помещений для социальной защиты. Отказ связан с тем, что родители имеют регистрацию по постоянному месту жительства в ином субъекте Российской Федерации, а в городе Салехарде зарегистрированы по месту пребывания.

Законодательно органам местного самоуправления передача детей в приёмную семью, имеющую временную регистрацию, разрешается, при этом не предусмотрена возможность предоставления жилых помещений таким семьям с приёмными детьми.

Данный правовой вопрос должен быть проработан и подкреплен финансово в региональном законодательстве.

В Своей проработки требуют и вопросы предоставления права на первоочередное устройство в детские сады детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, переданным на воспитание в семьи. Такой вывод вытекает из рассмотрения обращений семей из г. Салехарда, на воспитании которых находятся приёмные и усыновленные дети.

Во время личного приёма граждан в п. Мужи по вопросу несвоевременной оплаты труда приёмных родителей обратилась многодетная мать из числа коренных малочисленных народов Севера. В ходе проверки обращения изложенные факты подтвердились.

В В целях выявления подобных фактов, а также устранения причин и условий, способствовавших несвоевременным выплатам, по инициативе Уполномоченного департаментом образования автономного округа была проведена проверка во всех муниципальных образованиях, где созданы приёмные семьи. Такие же нарушения выявлены в муниципальных образованиях город Ноябрьск и Приуральский район. Руководителями органов местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, приняты необходимые меры в целях недопущения нарушений законодательства. Имеющиеся финансовые задолженности приёмным родителям погашены в полном объёме.

В Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.12.2009 в„– 114-ЗАО В«О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой или попечительством, в приёмной семьеВ» (п.13 ст. 4) предусмотрена выплата денежных средств путем зачисления на банковский счёт, открытый на имя ребёнка. Из обращения, поступившего из Приуральского района, следует, что семьям, проживающим в тундре и отдаленных населенных пунктах, получать пособия неудобно. Кредитные учреждения и их филиалы находятся далеко, и для проезда к ним требуется время и дополнительные финансовые затраты. Всё это влечет за собой несвоевременность получения пособий.

Исходя из этого, требуется внесение изменений в Закон, чтобы порядок выплат указанных пособий был удобным и оптимальным для всех получателей независимо от места проживания.

***

 

В ходе проверок обращений по различным вопросам постоянно выявляются факты ненадлежащего исполнения родителями или иными законными представителями несовершеннолетних своих обязанностей.

Одним из способов является умышленное уклонение родителей от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей. Проверка таких обращений осуществляется Уполномоченным во взаимодействии с Федеральной службой судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу и других субъектов Российской Федерации.

Механизм реализации нормы о семейно-правовой ответственности за просрочку в уплате алиментов достаточно сложен, требует взаимодействия между взыскателем, судебным приставом-исполнителем и судом.

С каждым годом растёт число возбуждённых уголовных дел по ч. 1 ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации за злостное уклонение родителей от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей. В 2010 году было возбуждено 239 таких уголовных дел, что на 47 дел, или 19,6%, больше, чем в 2009 году.

В то же время имеются проблемы взыскания алиментов с родителей, лишенных родительских прав, так как большинство из них нигде не работают, ведут асоциальный образ жизни.

Неисполнение требований законодательства по материальному обеспечению детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает их законные интересы.

За ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних в отношении родителей было возбуждено 15 уголовных дел по статье 156 УК РФ.

По информации Суда Ямало-Ненецкого автономного округа, в 2010 году районными (городскими) судами округа рассмотрено 240 дел о лишении родительских прав, с удовлетворением требования – 204.

Нередко отношение родителей к детям по сути своей является нарушением различных норм права и требует принятия комплексных мер воздействия. Малолетние дети, проживающие в находкинской тундре в семье, ведущей кочевой образ жизни, были отобраны распоряжением администрации муниципального образования за жестокое обращение родителей с детьми, выразившееся в непредоставлении им надлежащего питания и ухода. Родители по приговору суда понесли наказание и были лишены родительских прав.

КВ  уголовной ответственности привлеченВ  отец пятилетнего ребёнкаВ  из г. Лабытнанги, который допустил употребление ребёнком спиртных напитков, не оказал ему своевременной помощи, и в результате острого отравления ребёнок умер.

Раннее выявление и своевременное принятие мер по нормализации отношения родителей к исполнению своих родительских обязанностей могло бы исключить трагические исходы.

Для оздоровления ситуации в неблагополучной семье с целью возвращения туда ребёнка необходимо оказывать содействие родителям, лишенным или ограниченным в родительских правах. Помогать таким родителям в устранении обстоятельств, послуживших основанием для принятия судом решения о лишении их родительских прав или об их ограничении, должны органы опеки и попечительства во взаимодействии с другими органами местного самоуправления. И в этой работе не может существовать никаких межведомственных барьеров.

К Уполномоченному по вопросу оказания содействия в возвращении детей обратилась гражданка Л. из числа коренных малочисленных народов Севера, которая по решению суда была ограничена в родительских правах. Её кассационную жалобу окружной суд оставил без удовлетворения. Заявительнице была оказана помощь в решении вопроса по обеспечению жильём, трудоустройству и подготовке надзорной жалобы на судебные решения. Изменение жизненной ситуации помогло матери воссоединиться со своими детьми.

***

 

По словам главы нашего государства Д.А. Медведева, мало обучить и накормить детей, их нужно вывести в новую, взрослую жизнь подготовленными и уверенными в себе. Детству следует оказывать величайшее уважение.

Во время личного приёма граждан в г. Ноябрьске к Уполномоченному поступило заявление о жестоком обращении с несовершеннолетней дочерью со стороны отца, который в нетрезвом состоянии систематически избивал своих домочадцев. Поведение нерадивого отца стало предметом рассмотрения на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с принятием мер воздействия за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей и с постановкой на профилактический учет.

В В нашей жизни подобный характер внутрисемейных отношений не является редкостью, но скрытое семейное неблагополучие становится явным только тогда, когда происходит трагедия.

Неправильно понимать под жестоким обращением с ребёнком применение только физического насилия. Культ силового метода решения проблем включает в себя также эмоциональное, психологическое подавление личности ребёнка через оскорбления или унижения человеческого достоинства, угрозы и т. д.

В Приуральском районе в одном из общеобразовательных учреждений был уволен учитель в соответствии с ч. 2 ст. 336 Трудового кодекса Российской Федерации за психологическое насилие над учеником начальных классов, выразившееся в публичном унижении.

Взрослые должны осознавать, что ребёнок, который переносит меньше оскорблений и унижений, вырастает человеком, более сознающим своё достоинство.

Гибель, а также угроза жизни и здоровью детей является личной ответственностью как родителей, так и должностных лиц органов и учреждений, работающих с детьми.

Ни один случай гибели ребёнка либо причинения ему вреда не остается без реагирования Уполномоченного.

В связи с этим главам муниципальных образований автономного округа было рекомендовано определить ответственных должностных лиц, обязанных информировать Уполномоченного обо всех жизненных рисках детей.

По информации, представленной муниципальными образованиями автономного округа, в 2010 году произошло 49 случаев жизненных рисков детей, в результате которых погибло 15 несовершеннолетних.

Среди погибших детей есть четверо, чья жизнь оборвалась в результате суицида. А всего в округе в 2010 году пытались покончить жизнь самоубийством 38 несовершеннолетних. Эта страшная цифра возросла по сравнению с 2009 годом на 7 человек. Возрастные особенности подростка, неумение руководить своими чувствами и эмоциями, отсутствие возможности обратиться за помощью, непонимание со стороны взрослых или сверстников – всё это приводит к восприятию подростком кризисной ситуации как безвыходной и подталкивающей к самоубийству.

В п. Мужи Шурышкарского района не проводилась надлежащая работа с семьёй, имевшей двоих несовершеннолетних детей, состоявшей на профилактическом учете с 1999 года. Мать длительный период не работала, вела аморальный образ жизни, предоставляла своё жильё посторонним лицам для распития спиртных напитков, контроль за поведением своих детей не осуществляла, не заботилась о них и не кормила. Это привело к тому, что один сын стал правонарушителем, а второй в 16 лет покончил жизнь самоубийством.

Одной из возможностей оказания психологической помощи несовершеннолетним является единый телефон доверия с номером 8-800-2000-122, который функционирует в автономном округе в рамках Соглашения между Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и Правительством автономного округа. С конца 2010 года эта служба, организация и эффективность которой напрямую зависит от органов местного самоуправления, начала своё развитие на территории округа.

Основная доля жизненных рисков приходится на случаи, связанные с противоправными деяниями в отношении несовершеннолетних.

В результате причинения смерти по неосторожности в истекшем году погибло 4 ребёнка, 5 – в результате пожаров, 2 – в результате несчастных случаев на воде, 7 несовершеннолетним был причинен вред здоровью различной степени тяжести, 5 детей пострадали в результате нанесения им побоев, в связи с нарушением санитарных норм в образовательном учреждении было допущено массовое заболевание 22 детей.

На территории автономного округа располагается 41 учреждение с круглосуточным пребыванием детей, из которых 6 детских домов и 35 школ-интернатов, в т. ч. пришкольных. По результатам проведённых в 2010 году проверок в 14 учреждениях остаются невыполненными 32 нарушения требований пожарной безопасности. За указанные нарушения и невыполнение в срок законных предписаний к административной ответственности Главным управлением МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу привлечено 47 юридических лиц, 27 должностных лиц и 1 физическое лицо. Руководителям учреждений внесено 27 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.

Особую озабоченность вызывает состояние детских учреждений, расположенных в посёлках, где проживают представители коренных малочисленных народов Севера.

В округе были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, создающие угрозу возникновения пожара и безопасности людей. В результате этого Главным управлением МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу в судебные органы было направлено 5 административных материалов для принятия решения об административном приостановлении деятельности детских учреждений, в которых преимущественно обучаются и находятся дети коренных жителей. Это МОУ В«Школа-интернат среднего (полного) образования с. КутопьюганВ» Надымского района, МУ В«Социальный приют для детей и подростковВ» с. Красноселькуп Красноселькупского района, МОУ В«Катравожская средняя школа-интернатВ» п. Катравож Приуральского района, МОУ В«Гыданская школа-интернат среднего (полного) общего образованияВ» с. Гыда Тазовского района.

В отношении администрации МОУ В«Гыданская школа-интернат среднего (полного) общего образованияВ» судом дважды принимались решения о применении наказания в виде административного приостановления деятельности.

Детские учреждения, находящиеся в ветхом и аварийном состоянии, сами по себе уже создают угрозу для жизни и здоровья детей (например, начальная школа-интернат п. Находка Тазовского района, начальная школа-сад п. Пельвож в составе муниципального образования город Салехард и другие).

В«Социальные ведомства и образовательные учреждения районов должны представить главам муниципальных образований программы по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей в каждом населенном пункте, – заявил Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка П.А. Астахов, – отсутствие такой работы приводит к неоправданным детским трагедиямВ».

***

 

В результате улучшения состояния профилактической работы, проводимой в 2010 году органами внутренних дел как субъектом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на учете в подразделении по делам несовершеннолетних Управления внутренних дел по Ямало-Ненецкому автономному округу состояло на 11,7% меньше, чем в 2009 году, подростков, совершивших различные правонарушения и преступления. Тем не менее среди совершивших преступления есть несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы.

По инициативе Уполномоченного после проведённой им проверки условий содержания несовершеннолетних преступников, жителей Ямало-Ненецкого автономного округа, отбывающих наказание в ФБУ В«Тюменская воспитательная колония УФСИН России по Тюменской областиВ», муниципальными образованиями автономного округа были организованы ежемесячные сеансы связи подростков со своими родственниками посредством программы Skype. Это должно найти своё постоянное применение в практике организации индивидуально-профилактической работы с оступившимися подростками и их семьями.

Подростки, которые находятся в местах лишения свободы, должны получать реальную помощь в процессе становления их на путь исправления и дальнейшей социализации в обществе.

В истекшем году отмечается увеличение на 13,3% количества зарегистрированных преступных посягательств в отношении лиц, не достигших совершеннолетнего возраста. Таких преступлений совершено 485, и по всем возбуждены уголовные дела. В их числе как преступления, связанные с уклонением родителей от содержания своих детей, так и преступления, связанные с посягательством на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних.

В 2010 году в ходе расследования преступления о насильственных действиях сексуального характера в отношении не достигшей шестнадцатилетнего возраста несовершеннолетней в одном из посёлков автономного округа были выявлены ещё два аналогичных преступления, совершённыхВ  другими взрослыми в 2008 и в 2009 годах в отношении этой же девочки.

В целях предупреждения причинения вреда здоровью детей и повышения эффективности осуществления государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в автономном округе был принят Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.04.2010 в„– 40-ЗАО В«О мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда на территории Ямало-Ненецкого автономного округаВ» (далее – Закон).

В соответствии с этим Законом введено ограничение пребывания детей в общественных местах в ночное время без сопровождения взрослых.

В сентябре прошлого года во время празднования Дня города Салехарда пятнадцатилетняя С. без сопровождения родителей до 3 часов ночи находилась в кафе В«Пять пиццВ», где распивала пиво. За нарушение порядка пребывания несовершеннолетнего в общественном месте в ночное время и употребление пива к административной ответственности привлечены родители подростка и владелец кафе.

Всего за нарушение порядка пребывания несовершеннолетних в общественных местах к административной ответственности было привлечено около 500 нарушителей, в число которых вошли родители, лица, их заменяющие, а также лица, осуществляющие мероприятия с участием детей, юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Принятый в округе вышеуказанный Закон должен способствовать ограничению пребывания несовершеннолетних в общественных местах в ночное время, снижению количества совершаемых подростками преступлений и правонарушений, а также количества преступлений в отношении самих несовершеннолетних.

Для оценки эффективности действия этого Закона общественными помощниками Уполномоченного в девяти муниципальных образованиях был организован и проведён мониторинг практики его применения. Результаты его свидетельствуют о положительном восприятии жителями округа Закона, его своевременности и необходимости.

***

 

С целью обеспечениягарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребёнка в автономном округе Уполномоченный в 2010 году совершенствовал и расширял формы и методы своей работы во взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации.

В 2010 году Уполномоченный принимал участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов автономного округа в сфере защиты прав детей. Внесено 25 предложений в государственные органы, органы местного самоуправления о совершенствовании механизмов обеспечения и защиты прав ребёнка и 6 предложений о совершенствовании нормативных правовых актов.

В течение года Уполномоченным и сотрудниками его аппарата проведено 147 проверок по фактам нарушений прав, свобод и законных интересов ребёнка, из них 14 совместно с компетентными государственными органами.

По поручению Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка П.А. Астахова были проведены совместно с департаментом по молодежной политике автономного округа проверки в летних оздоровительных лагерях, расположенных на территории Краснодарского края и Тюменской области.

Всего в 2010 году Уполномоченный и сотрудники его аппарата посетили более 50 окружных и муниципальных учреждений, предприятий, организаций, приняли участие в организации и проведении около 70 мероприятий.

В целях ознакомления с условиями содержания несовершеннолетних и обсуждения с руководителями учреждений ряда вопросов о мерах по улучшению их положения Уполномоченный посетил учреждения, расположенные на территории Тюменской и Курганской областей, в которых находятся ямальские дети.

Действенным механизмом в работе Уполномоченного является деятельность Общественного экспертного совета и Детского общественного совета при Уполномоченном.

Трибуной выражения мнения детей по вопросам реализации своих прав послужили детские окружные видеоконференции, систематически проводимые с участием общественных помощников Уполномоченного, представителей детских общественных объединений, а также представителей органов местного самоуправления, депутатов районных и городских Дум муниципальных образований автономного округа.

В прошедшем году Уполномоченный активно взаимодействовал с муниципальными и окружными средствами массовой информации, участвуя в телепередачах, пресс-конференциях, создании социальных видеороликов, посвященных детской проблематике, а также в проведении видеоконференции с представителями окружных средств массовой информации на тему В«Формирование новых подходов в освещении проблем детстваВ».

***

 

В докладе Уполномоченного В«О соблюдении прав, свобод и законных интересов детей в 2009 годуВ» освещались проблемы обеспечения полноценным питанием (молочными продуктами и молочными смесями) малоимущих семей с детьми в возрасте до трёх лет в муниципальных образованиях Ямальский и Шурышкарский районы. Факты ущемления прав детей были взяты на контроль Уполномоченным. В связи с тем, что данная проблема не нашла своего разрешения до сегодняшнего дня, представляется целесообразным органам законодательной и исполнительной власти заняться проработкой данного вопроса в части закрепления гарантий на обеспечение молочными смесями детей до трёх лет на региональном уровне.

***

 

Для усиления защиты прав детей и улучшения их благополучия в Ямало-Ненецком автономном округе необходимо сосредоточить усилия на следующем:

- добиваться, чтобы все властные структуры, организации, учреждения, граждане в своих действиях руководствовались прежде всего законными интересами детей;

- создать эффективный механизм межведомственного взаимодействия по раннему выявлению и профилактике детского и семейного неблагополучия, работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;

- решить жилищные проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей с детьми-инвалидами;

- учитывать мнение и взгляды детей при принятии решений, имеющих для них важное значение;

- разработать систему правового просвещения населения по вопросам, связанным с правами детей и механизмами их защиты, включая защиту детей от жестокого обращения и насилия;

- развивать семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях искоренения в округе такого явления, как социальное сиротство;

- совершенствовать окружное законодательство в целях стимулирования замещающих родителей (кандидатов в замещающие родители) для принятия в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- обеспечивать всем детям реализацию права на доступное и качественное дошкольное образование;

- принимать неотложные меры в интересах детей-инвалидов, чтобы они в полной мере и на равной основе пользовались всеми правами человека, включая право наВ  медицинское обслуживание, образование, отдых, реабилитацию, для обеспечения достоинства этих детей, содействия их самостоятельности и облегчения их активного участия в жизни округа;

- обеспечивать профилактику и предупреждение жизненных рисков детей и подростков, содействовать ихВ  здоровому образу жизни.

Для осуществления этих непростых задач потребуется объединение усилий всех государственных структур,В  негосударственных и религиозных организаций, средств массовой информации, всех специалистов, которые работают с детьми и в их интересах, родителей и, что особенно важно, самих детей.

Уполномоченный по правам ребёнка в Ямало-Ненецком автономном округе О.А. Беседина

www.yamalchild.ru

 

 Copyright В© ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.