Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Реализации образовательной инициативы Наша новая школа в Челябинской области в 2010 г.

Доклад

Челябинской области В«О результатах реализации национальной образовательной инициативы В«Наша новая школаВ» за 2010 год

 

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2010 г. в„– ВП-П12-1036 Правительство Челябинской области докладывает о результатах реализации национальной образовательной инициативы В«Наша новая школаВ» в 2010 году.

 

Часть I.

Раздел 1. Информация о выполнении федерального плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы В«Наша новая школаВ» в 2010 году.

В 2010 г. в Челябинской области выполнены мероприятия плана первоочередных действий по модернизации общего образования на 2010 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2010 г. в„– 246-р, относящиеся к компетенции субъекта Российской Федерации.

Сформирована нормативная база, обеспечивающая поэтапный переход на новые образовательные стандарты. Проведена подготовительная работа по определению размера норматива финансирования фонда оплаты труда на одного обучающегося 1-ой ступени общего образования (начальная школа) при обучении по новым федеральным государственным образовательным стандартам. Правительством Челябинской области определен порядок внесения изменений в Закон области от 24.04.2008 г. в„– 264-ЗО В«О нормативах финансирования муниципальных образовательных учрежденийВ».

Проведено общественное обсуждение примерной основной образовательной программы начального и основного общего образования в части учета региональных особенностей. В адрес Министерства образования и науки Российской Федерации направлены результаты экспертной оценки проекта ФГОС основного и среднего общего образования.

Нормативной базой системы поиска и поддержки одаренных и талантливых детей Челябинской области являются областные целевые программы: В«Дети Южного УралаВ» на 2009-2010 годы, подпрограмма В«Одаренные детиВ» (постановление Правительства Челябинской области от 17.12.2009 в„– 346-П) и Программа реализации национального проекта В«ОбразованиеВ» в Челябинской области на 2009-2012 годы, направление В«Государственная поддержка одаренных детейВ» (постановление Правительства Челябинской области от 20.11.2009 г. в„– 298-П).

Подготовлен проект инструктивно-методического письма по организации взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования, обеспечивающего формирование индивидуальной образовательной траектории одаренных детей. Осуществляется деятельность по созданию Центра поддержки одаренных детей.

Результатом системной работы по данному направлению является 5 место в рейтинге субъектов РФ (шестой год подряд) по количеству победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, увеличение количества со 144 до 179 победителей конкурсного отбора на получение премии из федерального бюджета в размере 30 и 60 тыс. рублей, успешное выступление южноуральских школьников на международных состязаниях по роботоконструированию (на протяжении трех лет).

Одной из основных задач по совершенствованию учительского корпуса является обеспечение высокого уровня компетентности педагогических и руководящих работников.

Финансовое обеспечение данного направления предусмотрено областной целевой Программой реализации национального проекта В«ОбразованиеВ» в Челябинской области на 2009-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 20.11.2009 г. в„– 298-П (далее – Программа).

В 2010 году была создана рабочая группа, возглавляемая Министром образовании и науки Челябинской области, по разработке процедуры аттестации педагогических работников. Организовано публичное обсуждение проекта данной процедуры. Итоги обсуждения подведены на заседании коллегии Министерства образования и науки Челябинской области и доведены до сведения всех муниципалитетов области.

В целях обеспечения непрерывного профессионального педагогического образования, основанного на индивидуальном маршруте развития, в Челябинской области осуществлялась информационно-методическая деятельность по переходу на новые финансово-экономические механизмы повышения квалификации педагогических и управленческих кадров.

Результатом деятельности по совершенствованию учительского корпуса является увеличение количества педагогических работников общеобразовательных учреждений, имеющих высшую категорию с 34,4 % до 38,2 %, увеличение доли педагогических работников в возрасте до 30 лет с 16,3 % до 16,8 % .

Задача по созданию условий для доступного качественного образования вне зависимости от места жительства детей школьного возраста решалась через выполнение мероприятий направления В«Изменение школьной инфраструктурыВ». В областной образовательной системе отрабатываются модели сетевого взаимодействия по организации профильного образования для учащихся 3 ступени обучения. Для 952 старшеклассников организовано дистанционное обучение с использованием образовательной платформы В«Просвещение.ruВ», среди которого наиболее востребованными являются профильные курсы и тренажеры по подготовке к ЕГЭ.

В области действует 21 предметная лаборатория, созданная на базе общеобразовательных учреждений в рамках нацпроекта В«ОбразованиеВ». Лаборатории стали базами для отработки моделей профильного обучения и повышения квалификации педагогов по вопросам профильного обучения.

Сегодня особо актуальны вопросы обеспечения безопасности образовательных учреждений.

В соответствии с областной целевой Программой капитального строительства в Челябинской области на 2009 – 2011 годВ  (постановление Правительства Челябинской области от 12.03.2010 года в„– 38-П) четыре образовательных учреждения включены в перечень объектов капитального строительства. По трем из них в 2010 году велись плановые работы. Объем средств областного бюджета составил 159 млн. рублей.

Средства федерального бюджета в объеме 23,1 млн.рублей в 2010 году направлены на проведение противоаварийных мероприятий в зданиях муниципальных общеобразовательных школ.

В 2010 году на средства федерального и областного бюджетов в объеме 56,9 млн. рублей приобретено 53 автобуса для доставки школьников к месту обучения.

Задача сохранения и укрепления здоровья школьников решалась через выполнение федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, введение третьего часа занятий физической культурой, проведение межшкольных физкультурно-спортивных мероприятий, осуществление мониторинга физического развития обучающихся.

В соответствии с Законом Челябинской области В«Об областном бюджете на 2010 годВ» на организацию горячего питания в 2010 году выделено 204,1 млн. рублей, что позволило обеспечить горячим питанием детей из малообеспеченных семей и с отклонениями здоровья. Охват горячим питанием обучающихся общеобразовательных учреждений по области составляет 83,6%.

Выполнение мероприятий по направлению В«Развитие самостоятельности школВ» позволяет расширить экономическую и юридическую самостоятельность школ, повысить открытость общеобразовательных учреждений, расширить общественное участие в управлении общим образованием.

В соответствии с Законом Челябинской области в„– 264-ЗО В«О нормативах финансирования муниципальных образовательных учрежденийВ» реализуется нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений. В 2010 году во всех 43 муниципальных образованиях подготовлены и приняты нормативные акты по введению новых систем оплаты труда. По НСОТ работают более 60 % муниципальных общеобразовательных учреждений области.

В целях реализации Федерального закона от 08.05.2010 года в„– 83-ФЗ В«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учрежденийВ» принят Закон Челябинской области от 18.11.2010 г. в„– 4-ЗО В«Об отдельных мерах по совершенствованию правового положения государственных учреждений Челябинской области в переходный периодВ». Внесены изменения в Закон Челябинской области в„– 322-ЗО В«Об образовании в Челябинской областиВ» в части приведения его в соответствие с Федеральным законом в„– 83-ФЗ. Разработаны и утверждены иные нормативные правовые акты Челябинской области в целях создания условий для реализации Федерального закона в„– 83-ФЗ. В 2010 году проведена информационно-методическая работа с руководителями муниципальных органов управления образованием и руководителями образовательных учреждений по вопросам выполнения данного закона.

В целях открытости образовательной системы области подготовлены и размещены в сети Интернет публичные доклады по итогам 2010 года о состоянии и развитии областной системы образования в целом и отдельно взятого образовательного учреждения.

Раздел 2. Информация о выполнении плана субъекта Российской Федерации по реализации национальной образовательной инициативы В«Наша новая школаВ» в 2010 году.

На основании постановлений Правительства Челябинской области от 17.12.2009 г в„–340-П В«О Плане мероприятий Правительства Челябинской области по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2009 годуВ» и от 18.02.2010 г. в„– 26-П В«Об итогах социально-экономического развития Челябинской области в 2009 году и Плане первоочередных мероприятий Правительства Челябинской области на 2010 годВ» Министерством образования и науки Челябинской области разработан План реализации национальной образовательной инициативы В«Наша новая школаВ» в Челябинской области на 2010 год (далее – План), утвержденный приказом Министерства образования и науки Челябинской области (далее – Министерство) от 30 апреля 2010 года в„– 01-292. План является логическим продолжениемфедерального плана первоочередных действий по модернизации общего образования на 2010 год и включает мероприятия, обеспечивающие реализацию поставленных национальной образовательной инициативой В«Наша новая школаВ» (далее – В«Наша новая школаВ») задач по основным направлениям развития образования.

Источником финансирования мероприятий Плана являются средства федерального, областного и местных бюджетов, предусмотренные областной целевой Программой реализации национального проекта В«ОбразованиеВ» в Челябинской области на 2009-2012 годы (постановление Правительства Челябинской области от 20.11.2009 г. в„– 298-П), ведомственной целевой программой В«Основные направления реализации государственной политики в системе общего образования Челябинской области на 2010-2012 годы (приказ Министерства от 27.11.2009 г. в„– 01-583).

Плановый консолидированный объем средств в 2010 году составляет 7 691,4 млн. рублей. Фактическое освоение средств по итогам 2010 года составило 7 520,3 млн. рублей (98% плановых объемов).

В соответствии с планом деятельность осуществляется по шести направлениям, обозначенным Президентом Российской Федерации:

- переход на новые образовательные стандарты;

- развитие системы поддержки талантливых детей;

- совершенствование учительского корпуса;

- изменение школьной инфраструктуры;

- сохранение и укрепление здоровья школьников;

- развитие самостоятельности школ.

Первоочередные действия по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (далее ФГОС НОО) реализовывались по следующим направлениям:

- создание нормативного обеспечения введения ФГОС НОО;

- создание организационного обеспечения введения ФГОС НОО;

- создание кадрового обеспечения введения ФГОС НОО;

- создание информационного обеспечения введения ФГОС НОО;

- создание финансового обеспечения введения ФГОС НОО.

Нормативно-правовое регулирование процесса внедрения ФГОС в Челябинской области в 2010 году регламентировано планом-графиком введения ФГОС начального общего образования в Челябинской области.

Список общеобразовательных учреждений, переходящих на ФГОС с 2010 года, утвержден приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 29.06.2010 г. в„– 01-438 В«О введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 1.09.2010 г.В». С 1 сентября 2010 года по новым стандартам обучается 8457 школьников, в том числе 3791 первоклассника, 4666 учеников 2-3-х классов, что составляет 6,55% от общего числа учащихся начальной школы.

Разработан проект инструктивно-методического письма по реализации взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, обеспечивающего организацию внеурочной деятельности и учет внеучебных достижений обучающихся (представление различных моделей реализации).

В части организационного обеспечения введения ФГОС в области осуществлена реорганизация регионального центра по апробации ФГОСов на базе Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования в региональный центр введения ФГОСов в Челябинской области. Данный Центр осуществляет деятельность по определению общей стратегии введения, по научно-методическому обеспечению данного процесса, организует проведение научно-методических мероприятий по вопросам введения ФГОС общего образования, по разработке методических рекомендаций для различных категорий работников образования Челябинской области, по разработке новых (инновационных) программ повышения квалификации в аспекте новых требований ФГОС общего образования, по оказанию информационной поддержки профессиональной деятельности работников образования Челябинской области по вопросам введения ФГОС и др.

В 2010 году проведены региональные научно-практические конференции, педагогические чтения, семинары по проблемам введения ФГОС общего образования второго поколения, в которых приняло участие более 1,5 тысяч педагогов и руководителей школ.

В сетевом пространстве организованы Интернет-педсоветы В«Реализация современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС начального общего образованияВ».

По заказу Министерства образования и науки Челябинской области при поддержке Челябинского государственного педагогического университета и Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования издан комплект рабочих тетрадей для учеников первых - четвертых классов и методические рекомендации для учителя, отвечающие требованиям ФГОС в части мониторинга освоения учебных достижений в новой форме.

Начата разработка и публикация серии брошюр, сопровождающих подготовку и введение ФГОС начального общего образования в Челябинской области.

Кадровое обеспечение введения ФГОС осуществлялось, в первую очередь, через обновление содержания повышения квалификации педагогических работников и руководителей системы образования с учетом ФГОС. Челябинским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования разработан учебно-методический комплекс программ повышения квалификации и модульных курсов по тематике обеспечения введения ФГОС начального общего образования. Обязательный блок вопросов об особенностях и функциях стандартов включен во все программы повышения квалификации педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений.

В 2010 году курсы повышения квалификации по вопросам введения ФГОС начального общего образования прошли 1676 учителей начальных классов и руководителей образовательных учреждений.

В регионе осуществлена подготовка 150 тьюторов, обеспечивающих повышение квалификации педагогических работников по проблемам ФГОС в муниципалитетах и образовательных учреждениях.

Реализуется практика проведения стажировок на базе образовательных учреждений, участвующих в апробации материалов ФГОС начального общего образования, в которых приняло участие 50 человек.

Широкое информирование общественности через региональные средства массовой информации о подготовке к введению и порядке перехода на новые стандарты осуществлялось в рамках реализации информационного обеспечения введения ФГОС.

Задачей направления В«Развитие системы поддержки талантливых детейВ» является создание всесторонних условий для развития способностей и талантов школьников и молодежи, совершенствование системы государственной поддержки одаренных детей и способной молодежи, развитие олимпиадного движения. На реализацию мероприятий данного направления выделены средства областного бюджета в объеме 17,9 млн. рублей, в том числе 6,8 млн. рублей на проведение олимпиад школьников

В соответствии с нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации разработаны и утверждены положения, приказы, методические рекомендации, обеспечивающие проведение школьного, муниципального и регионального этапов всероссийской олимпиады школьников. Сформирован пакет нормативных документов по проведению областных олимпиад и открытых Интернет-олимпиад школьников. Приняты постановления Губернатора Челябинской области о проведении конкурсного отбора и награждении победителей.

В Челябинской области успешно функционирует система поддержки одаренных детей и талантливой молодежи. Обеспечено проведение всероссийской олимпиады школьников (школьный, муниципальный, региональный этапы). В школьном этапе приняли участие свыше 100 тыс.человек, в муниципальном этапе около 30 тыс.человек. В региональном этапе участвовали 2305 учащихся, 67 участников стали победителями. 129 школьников Челябинской области участвовали во всероссийских олимпиадах по общеобразовательным предметам, 56 из них стали победителями и призерами.

Доступность олимпиадного движения обеспечивается за счет организации открытых Интернет - олимпиад, дистанционных и межвузовских олимпиад. В 2010 году впервые проведены олимпиады Челябинского университетского округа и Южноуральская межвузовская олимпиада среди школьников, в которых приняли участие свыше 5 тысяч учащихся. В 2010 году для 200 школьников области проведена профильная летняя смена для одаренных детей В«ЭрудитВ».

В программы курсовой подготовки повышения квалификации работников образования заложены специальные темы по организации работы с одаренными детьми, участниками олимпиад.

В рамках областной целевой Программы реализации национального проекта В«ОбразованиеВ» в Челябинской области осуществляется государственная поддержка одаренных детей и талантливой молодежи. Состоялся конкурсный отбор и торжественный прием Губернатором Челябинской области 50 победителей и призеров международных, всероссийских, областных олимпиад школьников по общеобразовательным предметам с вручением премии в размере 25 тыс. рублей. В течение 13 лет проводится вручение стипендий одаренным детям и поощрение их наставников. Ежегодно 100 школьникам, добившимся наивысших результатов в интеллектуальном, научно-техническом и художественном творчестве, спорте вручается стипендия Губернатора Челябинской области (от 15 до 30 тысяч рублей).

В 2010 году процент обучающихся 9–11 классов общеобразовательных учреждений – участников региональных олимпиад школьников по общеобразовательным предметам от общего количества обучающихся 9–11 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области увеличился с 7,8 % до 9,1 %.

Задача по совершенствованию учительского корпуса в 2010 году решалась Программой проведения в Челябинской области Года учителя. Мероприятия, проводимые в рамках данной Программы, были направлены на решение вопросов профессионального развития педагогов, формирование позитивного образа учителя средствами культуры и искусства, массовой информации.

Финансирование данного направления обеспечено Программой нацпроекта В«ОбразованиеВ» и составило 59,1 млн. рублей.

В 2010 году в г. Магнитогорске состоялся финал всероссийского конкурса В«Учитель годаВ», призером которого стала учитель русского языка и литературы гимназии в„– 10 г. Челябинска Сабитова Г.С.

В 2010 году в порядке, установленном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.03.2010 г. в„– 217, осуществлен конкурсный отбор 22 лучших учителей Челябинской области (из 82 участников конкурсного отбора) и выплачено денежное поощрение в размере 200 тыс. рублей из средств федерального бюджета.

Победителями конкурсного отбора с выплатой денежного поощрения из средств областного бюджета в размере 50 тыс. рублей стали 200 лучших учителей области.

100 работников образовательной системы области получили ко Дню учителя премию Губернатора Челябинской области в размере 30 тыс. рублей.

Сформирована система грантов и премий, учрежденных главами муниципальных образований Челябинской области для поддержки педагогических работников. За текущий год из средств местных бюджетов в форме грантов и премий оказана поддержка 381 педагогу дошкольных учреждений и 2077 педагогам образовательных учреждений разных типов.

На решение задачи повышения престижа педагогической профессии и привлечения в систему образования молодых специалистов направлен комплекс мер по поддержке молодых учителей. Победители конкурса молодых учителей В«Педагогический дебютВ» получили денежные премии в размере 30, 25 и 20 тыс. рублей соответственно. За счет средств областного бюджета осуществляются выплаты ежемесячной надбавки в размере 40 % к заработной плате молодым специалистам муниципальных образовательных учреждений (2537 молодых специалистов) и единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (834 педагога).

В рамках направления В«Изменение школьной инфраструктурыВ» осуществлены мероприятия по обновлению материально-технической базы образовательных учреждений и информатизации системы образования. Объем освоенных средств областного бюджета составил 105,2 млн. рублей. В области обеспечен 100%-ый доступ к сети Интернет, в 90 % образовательных учреждений области развернуты локальные вычислительные сети, что позволяет вводить электронный школьный документооборот. В 2010 году 29,5% школ перешли на пакет свободного программного обеспечения. 55% образовательных учреждений региона полностью или частично строят управление образовательным процессом на основе автоматизированных систем управления.

В течение года проводилась работа по организации дистанционного образования детей-инвалидов. По данному мероприятию освоены 69,5 млн.рублей из средств федерального и областного бюджетов, что позволило приобрети оборудование для дистанционного обучения 246 детей-инвалидов, организовать подготовку учителей.

39% старшеклассников получают образование по программам профильного обучения.

В 2010 году на подготовку образовательных учреждений к новому учебному году выделено 430,9 млн. рублей. Средства направлены на ремонт и реконструкцию зданий, обеспечение пожарной безопасности, антитеррористические мероприятия. В соответствии с поручением Губернатора Челябинской области проведена проверка технического состояния объектов образования. Проведены противоаварийные мероприятия в зданиях 6 муниципальных общеобразовательных школ. 162,6 млн. рублей областного бюджета направлены в прошедшем году на обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений области.

Принимаемые меры позволили увеличить показатель доли обучающихся в современных условиях с 31% до 42%.

В целях сохранения и укрепления здоровья школьников в 2010 году в области осуществлялась деятельность по следующим направлениям:

- лицензирование медицинской деятельности, оснащение медицинских кабинетов оборудованием на условиях софинансирования;

- организация сбалансированного горячего питания обучающихся;

- введение третьего часа физкультуры;

- разработка и реализация профилактических программ, индивидуальных программ сохранения здоровья школьников.

В 2010 учебном году в образовательных учреждениях области реализовывалось 1817 образовательных программ спортивной направленности. Для реализации 3-го часа физической культуры используются не только школьные спортзалы, но и пришкольные площадки, стадионы, ледовые катки, бассейны и др. Средства областного и местных бюджетов в объеме 20,3 млн. рублей направлены на выполнение мероприятий по формированию здоровьесберегающих и безопасных условий организации образовательного процесса.

В целях развития и совершенствования школьного питания, внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс были проведены областные конкурсы В«Разговор о правильном питанииВ», В«На лучшую организацию питания в общеобразовательных учреждениях Челябинской областиВ».

В августе 2010 года в муниципальные органы управления образованием Челябинской области направлены рекомендации В«О лицензировании медицинской деятельности муниципальных учреждений, не входящих в систему здравоохраненияВ». В настоящее время в большинстве городских округов и муниципальных районов обеспечено межведомственное взаимодействие органов образования и здравоохранения по вопросу нормативно-правового регулирования медицинского сопровождения образовательного процесса в образовательных учреждениях.

В целях укрепления и сохранения здоровья подрастающего поколения в рамках областного календаря спортивно-массовых мероприятий с обучающимися в 2010 году проведено более 300 спортивно-оздоровительных мероприятий. Наиболее массовыми стали областные соревнования по 17 видам спорта с участием 4 445 человек, областная спартакиада по военно-прикладным видам спорта.

В рамках проведения мониторинга здоровья школьников органами здравоохранения совместно с органами образования была организована диспансеризация обучающихся общеобразовательных учреждений, находящихся в трудной жизненной ситуации и занимающихся в спортивных секциях. По результатам диспансеризации в детские отделения Центров здоровья населения направлено более 1200 учащихся общеобразовательных учреждений.

В целях актуализации вопроса охраны и сохранения здоровья учащихся школ проведено совещание в он-лайн режиме с заместителями глав городов и районов, представителями органов здравоохранения, семинар для руководителей муниципальных органов управления образованием.

В средствах массовой информации регулярно освещаются вопросы сохранения и укрепления здоровья.

Показатель удельного веса детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях остается стабильно на уровне 70%.

На расширение самостоятельности школ направлены действия по реализации Федерального закона в„–83-ФЗ. Распоряжением Губернатора Челябинской области от 12.08.2010 г. в„– 371-р создана рабочая группа и утвержден план мероприятий по реализации данного закона.

В настоящее время создано 15 муниципальных автономных общеобразовательных учреждений. Учреждения, рекомендуемые к переводу в статус автономных, являются инновационными образовательными площадками. В школах области осуществляется деятельность по реализации 83-ФЗ.

В 2010 году на территории области в ряде образовательных учреждений в рамках апробации внедрена новая система оплаты труда. Переход осуществлялся за счет выделения органами местного самоуправления дополнительных денежных средств.

Для руководителей органов управления образованием, директоров общеобразовательных учреждений, представителей профсоюзов проведены информационно-методические совещания и семинары по вопросу введения новой системы оплаты труда.

В 2010 году проведена работа по подготовке публичных докладов органов управления образованием и общеобразовательных учреждений: общественное обсуждение структуры и содержания докладов; корректировка индикаторов и показателей, принятых в образовательной системе области, приведение их в соответствие с показателями реализации образовательной инициативы В«Наша новая школаВ»; подготовка и публикация докладов. В настоящее время осуществляется мониторинг размещения публичных докладов в сети Интернет.

 

Часть II.

Эффективность реализации Плана оценивается как уровнем достижения поставленных целей, так и достигнутыми значениями индикаторов и показателей реализации инициативы.

В области успешно осуществляется поэтапная модернизация общего образования как института социального развития:

- область является одним из 14 регионов, участвующих в апробации ФГОС начального общего образования;

- в областной образовательной системе реализуется принцип государственно-общественного управления, обеспечивающий открытость системы;

- создаются современные условия получения качественного образования;

- разрабатываются и проходят апробацию модели оценки качества результатов обучения на всех ступенях общего образования;

- обеспечивается переход на новый порядок аттестации педагогических кадров;

- внедряются новые финансово-экономические механизмы: подушевое финансирование и новая система оплаты труда, что расширяет самостоятельность школ;

- предпринимаются меры по эффективности расходования бюджетных средств;

- расширяется взаимодействие учреждений дополнительного и общего образования детей при переходе на новые образовательные стандарты выражается.

Широкое распространение получила форма предоставления учреждением дополнительного образования детей своих услуг на основе социального заказа учащихся, родителей и педагогов общеобразовательного учреждения.

Эффективность предпринимаемых мер по данному направлению характеризуют результаты единого государственного экзамена – независимого способа оценки уровня подготовки выпускников школ Челябинской области. В сравнении с общероссийскими показателями результаты, полученные выпускниками школ Челябинской области, выше по всем учебным предметам, кроме того в два раза ниже показатель по числу неудовлетворительных результатов.

Переход на новые образовательные стандарты обеспечил бюджетное и внебюджетное финансирование внеурочной занятости обучающихся.

Анализ кадрового обеспечения свидетельствует о положительной динамике профессионального уровня педагогических работников – 87,6% имеют квалификационную категорию, из них 38,2% имеют высшую квалификационную категорию.

Результатом внедрения новых финансово-экономических механизмов является увеличение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений образования с 8 683,3 рублей в 2009 году до 10 733,0 рублей в 2010 году (несоответствие с данными электронного мониторинга объясняется ошибками, допущенными школами при заполнении мониторинга).

Доступность качественного образования в рамках расширения самостоятельности школ для различных категорий учащихся обеспечивается созданием негосударственных общеобразовательных учреждений. В 2010 году в области функционировало 18 негосударственных общеобразовательных учреждений.

Эффекты изменения школьной инфраструктуры отражаются на формировании сети общеобразовательных учреждений области. В 2010 году закрыто 2 малокомплектных школы, 13 преобразованы в филиалы базовых школ. Мероприятия по реструктуризации направлены на повышение качества обучения и обеспечивают эффективность организации профильного обучения на третьей ступени общего образования.

Доступность образования обеспечивается подвозом учащихся сельских школ в соответствии с потребностями и использованием в учебном процессе дистанционных формы обучения (2,3% учащихся от общего числа).

Таким образом, в Челябинской области сформированы организационные, нормативные, финансовые механизмы реализации образовательной инициативы В«Наша новая школаВ».

 

Часть III

Проведенный анализ результатов реализации в Челябинской области выявил ряд проблем:

- несоответствие отдельных нормативных правовых актов регионального уровня нормативным документам федерального уровня, утвержденным в 2010 году (ФЦПРО на 2011-2015 годы) в части индикаторов и показателей;

- не в полном объеме разработаны информационно - методические материалы по формированию нормативной базы образовательных учреждений по внедрению ФГОС основного общего образования;

- недостаточно сформирована система индивидуального психолого-педагогического сопровождения и выстраивание индивидуальной траектории развития одаренных детей;

- сохраняется проблема обеспеченности школ противопожарным оборудованием, что требует дальнейших значительных финансовых вложений;

- увеличилось количество вакансий с 1,5% до 1,9% педагогических работников, особенно специалистов лингвистического и математического профилей;

- сохраняется дисбаланс показателя аттестованных работников в сельской и городской местности; тенденция старения педагогических кадров;

- низким остается охват двухразовым горячим питанием школьников (23%);

- школы недостаточно оснащены спортивным оборудованием для традиционных региональных видов спорта (лыжи, коньки).

Часть IV

Результаты деятельности за прошедший год и обозначенные проблемы позволяют определить приоритеты и задачи деятельности по реализации национальной образовательной инициативы В«Наша новая школаВ» на 2011 год:

- внесение изменений в нормативные правовые акты Челябинской области с целью приведения их в соответствие с федеральными нормативными документами;

по переходу на новые образовательные стандарты:

- введение ФГОС начального общего образования с 1 сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях области;

- внесение изменений в муниципальные программы национального проекта В«ОбразованиеВ» с целью создания условий внедрения ФГОС;

- разработка информационно-методических материалов для общеобразовательных учреждений по внедрению ФГОС основного общего образования;

- организация инновационной деятельности образовательных учреждений по отработке различных моделей внедрения ФГОС общего образования и экспертиза полученных результатов;

- привлечение педагогической и родительской общественности, средств массовой информации к обсуждению ФГОС среднего (полного) общего образования;

- выполнение заказа участников образовательного процесса по обеспечению дополнительным образованием любой направленности;

развитие системы поддержки талантливых детей:

- развитие сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, вузов, учреждений дополнительного образования детей по данному направлению;

- создание центров поддержки одаренных детей при высших учебных заведениях;

совершенствование учительского корпуса:

- обеспечение перехода на новый порядок аттестации педагогических работников, совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

изменение школьной инфраструктуры:

- проведение областного конкурса программ развития школ;

- осуществление перехода на предоставление в электронном виде государственных услуг в системе образования;

- организация дистанционного обучения 250 детей-инвалидов;

сохранение и укрепление здоровья школьников:

- обеспечение участия школьников Челябинской области в В«Президентских состязанияхВ» и В«Президентских играхВ»;

- выстраивание взаимодействия с органами здравоохранения по обеспечению общеобразовательных учреждений лицензированной медицинской деятельностью;

- активизация деятельности муниципальных образований по организации двухразового горячего питания;

расширение самостоятельности школ:

- совершенствование правового статуса образовательных учреждений в рамках реализации Федерального закона в„– 83-ФЗ;

- внедрение отраслевой системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений и механизма нормативного финансирования образовательных учреждений всех типов и видов;

- информирование педагогической общественности о механизмах и прогнозируемых результатах внедрения отраслевой системы оплаты труда;

- обобщение и распространение опыта использования электронного школьного документооборота.

 

Часть V.

Полнота и системность, разработанного и внедряемого на территории области электронного мониторинга реализации национальной образовательной инициативы В«Наша новая школаВ» (приложение 1), позволили разбить полученные результаты на три группы:

1) характеризующие положительные эффекты развития образовательной системы при реализации образовательной инициативы В«Наша новая школаВ»;

2) характеризующие проблемы, вскрытые при проведении электронного мониторинга реализации национальной образовательной инициативы В«Наша новая школаВ»;

3) некорректно представленная по ряду причин информация от общеобразовательных учреждений области.

Доклад и результаты электронного мониторинга будут представлены на аппаратном совещании при заместителе Губернатора Челябинской области, совещании руководителей муниципальных органов управления образованием; размещены в сети Интернет; организуется общественное обсуждение доклада.

Приложение 1

Сведения о параметрах реализации национальной образовательной инициативы 'Наша новая школа'

Челябинская область
2010 год

в„–

Наименование направления, показателя

Значение

1. Общие показатели

1.1.

Численность обучающихся общеобразовательных учреждений в отчетном году

305673 чел.

1.2

Численность учителей в общеобразовательных учреждениях в отчетном году

22529 чел.

1.2.1

- в том числе (внешних) совместителей

2171 чел.

1.3

Удельный вес численности выпускников 11(12) классов, получивших аттестат об общем образовании, от общей численности выпускников 11(12) классов 2009/2010 уч.года

97.88 %

1.4

Удельный вес численности выпускников 11(12) классов, проживающих в населенных пунктах с населением менее 10 тыс.человек и получивших по результатам ЕГЭ по обязательным предметам средний балл более 55 в общей численности выпускников 11(12) классов, проживающих в населенных пунктах с населением менее 10 тыс.человек

45.63 %

1.5

Удельный вес численности выпускников 11(12) классов получивших по результатам ЕГЭ по предметам по выбору средний балл более 55, обучавшихся в классах с углубленным и/или профильным изучением отдельных предметов

65.04 %

1.6

Удельный вес численности выпускников 11(12) классов, сдававших ЕГЭ по предметам естественнонаучного цикла (физика, химия, биология)

37.43 %

1.7

Удельный вес численности выпускников 11(12) классов, поступивших в учреждения профессионального образования по профилю обучения на старшей ступени общего образования

55.1 %

1.8

Охват ступеней общего образования, на которых реализуются возможности внешней независимой оценки достижения требований ФГОС

0 %

2.Переход на новые образовательные стандарты

2.1

Удельный вес численности школьников, обучающихся по федеральным государственным стандартам (ФГОС НОО)

3.49 %

2.1.1

- в том числе по мере готовности

3.49 %

2.2

Среднее количество часов в неделю внеаудиторной занятости на одного обучающегося за счет бюджетного финансирования

6.86 час.

2.3

Среднее количество часов в неделю внеаудиторной занятости на одного обучающегося за счет внебюджетного финансирования

1.3 час.

2.4

Удельный вес численности обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ в соответствии с новым ФГОС НОО

10.37 %

2.5

Удельный вес численности педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы по новым ФГОС, в том числе:

15.32 %

2.5.1

- управленческих кадров

16.11 %

2.5.2

- учителей

14.89 %

3. Развитие системы поддержки талантливых детей

3.1

Общая численность участников всероссийской олимпиады школьников на школьном этапе ее проведения

106612 чел.

3.2

Общая численность участников всероссийской олимпиады школьников на муниципальном этапе ее проведения

29325 чел.

3.3

Общая численность участников всероссийской олимпиады школьников на региональном этапе ее проведения

2735 чел.

3.4

Общая численность участников всероссийской олимпиады школьников на заключительном этапе ее проведения

176 чел.

3.5

Общая численность участников олимпиад школьников на всех этапах их проведения

165127 чел.

3.6

Удельный вес численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях, которым оказана поддержка в рамках программ поддержки одаренных детей и талантливой молодежи

6.17 %

3.7

Удельный вес численности обучающихся 8-11(12) классов общеобразовательных учреждений, занимающихся в очно-заочных и заочных (дистанционных) школах

4.84 %

3.8

Удельный вес численности детей школьного возраста, имеющих возможность по выбору (не менее трех доступных предложений из разных областей знаний и сфер деятельности) получать доступные качественные услуги дополнительного образования

45.23 %

3.9

Удельный вес численности обучающихся, которым созданы современные условия для занятий творчеством (в т.ч. обеспечена возможность пользоваться современно оборудованными помещениями студий и актовых залов)

10.23 %

3.9.1

- помещениями студий

11.95 %

3.9.2

- помещениями актовых залов

45.91 %

3.10

Объем финансовых средств, целенаправленно выделенных на поддержку одаренных детей и талантливой молодежи, в том числе:

94758.699 тыс.руб.

3.10.1

- из федерального бюджета

19160 тыс.руб.

3.10.2

- из регионального бюджета

17864.8 тыс.руб.

4. Совершенствование учительского корпуса

4.1

Удельный вес численности педагогических работников общеобразовательных учреждений, прошедших аттестацию на подтверждение занимаемой должности, из них:

15.56 %

4.1.1

- доля подтвердивших соответствие

88.17 %

4.2

Удельный вес численности педагогических работников общеобразовательных учреждений, прошедших аттестацию на присвоение квалификационной категории, в том числе:

23.6 %

4.2.1

- первой

46.14 %

4.2.2

- высшей

43.16 %

4.3

Средняя заработная плата работников общеобразовательных учреждений, в том числе:

8354.904 руб.

4.3.1

- учителей

9278.308 руб.

4.3.1.1

- учителей, проработавших не менее 3 лет после окончания вуза

7366.038 руб.

4.3.2

- административно-управленческого персонала

13759.062 руб.

4.3.3

- прочего педагогического персонала

6492.109 руб.

4.4

Удельный вес числа общеобразовательных учреждений, заработная плата учителя в которых выше средней по экономике в субъекте Российской Федерации

0.47 %

4.4.1

- средняя заработная плата по экономике в субъекте РФ

18202 руб.

4.5

Удельный вес численности учителей в общей численности персонала образовательных учреждений

50.5 %

4.6

Укомплектованность общеобразовательных учреждений педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование

81.65 %

4.7

Удельный вес численности учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных учреждений

12.75 %

4.8

Удельный вес численности педагогических работников, в 2009/2010 уч.г. прошедших курсы повышения квалификации в общей численности педагогических работников образовательных учреждений

21.95 %

4.8.1

- в том числе по персонифицированной модели повышения квалификации

2.29 %

4.9

Численность педагогических работников, принятых на работу в 2010 году и обеспеченных жильем, в том числе:

311 чел.

4.9.1

- отдельной благоустроенной квартирой

268 чел.

4.9.2

- общежитием

43 чел.

5. Изменение школьной инфраструктуры

5.1

Количество негосударственных общеобразовательных учреждений, которым обеспечен доступ к бюджетному финансированию по нормативу

17 ед.

5.2

Доля негосударственных образовательных учреждений, которым обеспечен доступ к бюджетному финансированию по нормативу

94.44 %

5.3

Средняя наполняемость старшей ступени в государственных дневных общеобразовательных учреждениях субъекта Российской Федерации и в муниципальных дневных общеобразовательных учреждениях

43.71 чел.

5.4

Удельный вес численности учащихся 11(12) классов общеобразовательных учреждений, обучающихся в классах с профильным и/или углубленным изучением отдельных предметов

39.69 %

5.5

Удельный вес численности обучающихся, которым предоставлены все основные виды современных условий обучения, от общей численности обучающихся по основным программам общего образования

 

5.5.1

предоставлены от 0% до 20% условий

2.12 %

5.5.2

предоставлены от 21% до 40% условий

4.49 %

5.5.3

предоставлены от 41% до 60% условий

17.95 %

5.5.4

предоставлены от 61% до 80% условий

53.76 %

5.5.5

предоставлены от 81% до 100% условий

21.68 %

5.6

Удельный вес численности обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться современными библиотеками и медиатеками, то есть имеющих все нижеперечисленные условия:

19.66 %

5.6.1

- имеют доступ в читальный зал

70.73 %

5.6.2

- есть медиатека

82.16 %

5.6.3

- имеются работающие средства для сканирования и распознавания текстов (сканер, компьютерные программы)

72.54 %

5.6.4

- в библиотеке можно работать на стационарных или переносных компьютерах

70.73 %

5.6.5

- обеспечен выход в Интернет с компьютеров, расположенных в библиотеке

61.18 %

5.6.6

- обеспечена контролируемая распечатка бумажных материалов (есть доступ к принтеру)

75.28 %

5.6.7

- обеспечено контролируемое копирование бумажных материалов (есть доступ к ксероксу)

48.61 %

5.7

Удельный вес численности обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным интернетом (не менее 2 Мб/с) от общей численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях

16.01 %

5.7.1

Доля школ, имеющих широкополосный интернет (не менее 2 Мб/с)

11.87 %

5.8

Удельный вес детей-инвалидов, получающих образование на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, от общего числа детей-инвалидов, которым это показано

2.36 %

5.9

Удельный вес численности учащихся 10-11(12) классов общеобразовательных учреждений, обучающихся в отдельных зданиях общеобразовательных учреждений третьей ступени

1.84 %

5.10.1

Количество построенных новых школ

0 ед.

5.10.2

Количество построенных новых спортивных залов при школах

0 ед.

5.10.3

Количество школ, в которых в отчетном году проведен капитальный ремонт

6 ед.

6. Сохранение и укрепление здоровья школьников

6.1

Удельный вес числа зданий общеобразовательных учреждений, в которых обеспечена безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья от общего числа зданий общеобразовательных учреждений

11.82 %

6.2

Удельный вес общеобразовательных учреждений, в которых обеспечена возможность пользоваться современными столовыми, то есть выполнены все нижеперечисленные требования:

31.78 %

6.2.1

- собственная (на условиях договора пользования) столовая или зал для приема пищи с площадью в соответствии с СанПиН

87.54 %

6.2.2

- современное технологическое оборудование

66.01 %

6.2.3

- наличие сотрудников, квалифицированных для работы на современном технологическом оборудовании

70.2 %

6.2.4

-отремонтированное помещение столовой

60.88 %

6.2.5

- современное оформление зала для приема пищи

56.11 %

6.2.6

- реализация образовательных программ по формированию культуры здорового питания

53.43 %

6.3

Численность обучающихся общеобразовательных учреждений, которые получают качественное горячее питание, в том числе:

26792 чел.

6.3.1

- только завтраки

148741 чел.

6.3.2

- завтраки и обеды

26792 чел.

6.3.3

- только обеды

75836 чел.

6.4

Доля обучающихся общеобразовательных учреждений, которые получают качественное горячее питание, в том числе:

8.76 %

6.4.1

- только завтраки

48.66 %

6.4.2

- завтраки и обеды

8.76 %

6.4.3

- только обеды

24.81 %

6.5

Удельный вес численности обучающихся, которым созданы современные условия для занятий физической культурой, в том числе обеспечена возможность пользоваться современно оборудованными спортзалами и спортплощадками

6.85 %

6.5.1

- спортзалы

32.16 %

6.5.2

- оборудованные спортивные площадки

6.62 %

6.6

Удельный вес численности школьников, в образовательном плане которых предусмотрено более 3 часов занятий физкультурой в неделю

9.4 %

6.7

Удельный вес числа общеобразовательных учреждений, в которых созданы условия для реализации федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников

 

6.7.1

созданы от 0% до 20% условий

2.33 %

6.7.2

созданы от 21% до 40% условий

8.38 %

6.7.3

созданы от 41% до 60% условий

26.78 %

6.7.4

созданы от 61% до 80% условий

39.58 %

6.7.5

созданы от 81% до 100% условий

22.93 %

6.8

Удельный вес численности школьников, обучающихся в зданиях, в которых обеспечено медицинское обслуживание, включая наличие современных (лицензионных) медицинских кабинетов и не менее 1 квалифицированного медицинского работника, в том числе:

31.85 %

6.8.1

- в учреждениях, где есть в наличии медицинский (лицензированный) кабинет

35.54 %

6.8.2

- в учреждениях, где есть доступ к медицинскому кабинету на условиях договора пользования

18.59 %

6.8.3

- в учреждениях, где постоянно присутствует не менее 1 квалифицированного медицинского работника

71.12 %

7. Развитие самостоятельности школ

7.1

Удельный вес числа общеобразовательных учреждений, перешедших на нормативное подушевое финансирование в соответствии с модельной методикой Минобрнауки России

92.9 %

7.2

Удельный вес числа общеобразовательных учреждений, перешедших на новую систему оплаты труда в соответствии с модельной методикой Минобрнауки России

65.66 %

7.3

Удельный вес числа общеобразовательных учреждений, которые ежегодно представляют общественности публичный доклад, обеспечивающий открытость и прозрачность деятельности учреждения

62.05 %

7.3.1

- в том числе при наличии технической возможности размещенный в сети Интернет

32.71 %

7.4

Доля управленческих кадров по отношению к общей численности работников общеобразовательных учреждений

7.74 %

7.5

Удельный вес числа общеобразовательных учреждений, перешедших на электронный документооборот (электронные системы управления)

28.52 %

 

 Copyright В© ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.