Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Социально-экономическое развитие Смоленской области в 2009 г.

На итоги социально-экономического развития региона в 2009 году оказал влияние экономический кризис. Однако экономическая ситуация в Смоленской области постепенно стабилизируется. Начиная со второго полугодия 2009 года в области отмечен прирост объёмов производства и улучшение динамики в базовых отраслях экономики.

Увеличились денежные доходы на душу населения, размер среднемесячной начисленной заработной платы и средний размер пенсий.

Индекс промышленного производства

В 2009 году индекс промышленного производства, сложившийся по видам экономической деятельности: В«Добыча полезных ископаемыхВ», В«Обрабатывающие производстваВ» и В«Производство и распределение электроэнергии, газа и водыВ» по сравнению с 2008 годом составил 91,2%. В декабре 2009г. промышленное производство увеличилось против декабря 2008 г на 12,2%, против ноября 2009 г.- на 0,5%. В IY квартале 2009 г. индекс промышленного производства к уровню IY квартала 2008 г. сложился 89,1%, к III кварталу 2009 г. – 105,3%.

Индексы производства по основным видам деятельности:

 

Декабрь 2009 в % к

2009 в % к
2008

декабрю 2008

ноябрю 2009

Добыча полезных ископаемых - всего

95,2

85,5

77,9

из нее:

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

134,0

115,5

139,8

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

95,0

85,4

77,7

Обрабатывающие производства-всего

101,1

97,1

87,8

из них:

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

93,6

113,7

100,4

текстильное и швейное производство

106,1

111,2

95,4

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

45,5

57,7

62,8

обработка древесины и производство изделий из дерева

87,7

100,3

92,8

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

133,9

104,8

89,1

производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов

-

-

в2,5р

химическое производство

116,8

89,6

144,9

производство резиновых и пластмассовых изделий

82,7

108,7

90,4

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

96,6

88,9

80,8

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

73,4

113,1

87,2

производство машин и оборудования

137,3

110,8

81,1

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

145,1

92,7

86,0

производство транспортных средств и оборудования

88,0

61,7

62,9

прочие производства

70,7

159,2

68,9

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды- всего

135,9

106,7

98,5

из него:

производство, передача и распределение электроэнергии

143,8

104,1

98,6

производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)

100,7

127,3

98,0

 

Рост объемов в 2009 году по сравнению с 2008 годом обеспечен в производстве пищевых продуктов, включая напитки; производстве одежды, выделке и крашении меха; производстве целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них; (на 1 -9%), химическом производстве (на 45 %); производстве кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов (в 2,5 р).

Отставание в 2009 году от уровня 2008 года наблюдается в добыче прочих полезных ископаемых (индекс производства составляет 77,7%), текстильном производстве (91,2%), производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви (62,8%), обработке древесины и производстве изделий из дерева (92,8%), издательской, полиграфической деятельности, тиражировании записанных носителей информации (88,9%), производстве резиновых и пластмассовых изделий (90,4%), производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (80,8%), готовых металлических изделий (87,2%), машин и оборудования (81,1%), производстве офисного оборудования и вычислительной техники (35,2%), производстве электрических машин и электрооборудования (71,7%), в производстве электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи (92,6%), производстве медицинских изделий, средств измерений, контроля, управления и испытаний, оптических приборов, фото- и кинооборудования, часов (94,0%), автомобилей, прицепов и полуприцепов (43,3%), судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств (89,9%), производстве мебели и прочей продукции, не включенной в другие группировки (68,9%), производстве, передаче и распределении электроэнергии, газа и воды (98,5%).

Производство отдельных видов продукции в натуральном выражении:

2009

Декабрь 2009 в % к

2009 в % к
2008

декабрю 2008

ноябрю2009

 

Добыча полезных ископаемых

 

нерудные строительные материалы, тыс. м3

3 766,5

77

74

70

 

Производство пищевых продуктов, включая напитки

 

 

 

 

 

мясо, включая субпродукты 1 категории, тонн

7 155

81

98

143

 

колбасные изделия, тонн

9 870

116

114

109

 

мясные полуфабрикаты, тонн

3 464

98

128

77

 

консервы мясные, тыс.усл.банок

15 803

45

46

107

 

масло животное, тонн

7 493

в3,1р

55

в2,2р

 

цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), тонн

96 845

90

112

100,3

 

сыры жирные (включая брынзу), тонн

3 856

39

68

63

 

консервы молочные, тыс.усл.банок

101 459

88

77

99,0

 

мука, тонн

75 586

79

82

104

 

хлеб и хлебобулочные изделия, тонн

65 822

102

104

98

 

макаронные изделия, тонн

21 878

90

96

100,8

 

кондитерские изделия, тонн

13 612

87

128

94

 

спирт этиловый из пищевого сырья, тыс.дкл

1 088,0

26

35

в2,3р

 

водка и ликероводочные изделия, тыс.дкл

282,4

52

131

59

 

пиво, тыс. дкл

135

57

89

73

 

безалкогольные напитки, тыс. дкл

1 675

91

в2,1р

126

 

Текстильное производство

 

 

 

 

 

чулочно-носочные изделия, тыс.пар

38 726

97

101

86

 

трикотажные изделия, тыс. штук

13 552

156

120

123

 

Производство одежды, выделка и крашение меха

 

 

 

 

 

белье постельное, тыс.штук

330,4

32

68

47

 

костюмы рабочие и специального назначения, тыс.штук

554,5

158

131

99,0

 

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

 

 

 

 

 

обувь, тыс.пар

228,0

46

58

70

 

Обработка древесины и производство изделий из дерева

 

 

 

 

 

пиломатериалы, тыс. м3

64,7

72

113

60

 

блоки дверные, тыс. м2

34,49

98

98

50

 

блоки оконные, тыс. м2

16,97

70

97

62

 

Производство отдельных видов резиновых и пластмассовых изделий

 

 

 

 

 

изделия из пластмасс, тонн

8 903

56

93

75

 

пленки полимерные, тонн

42 513

124

118

117

 

стеклопластики и изделия из них, тонн

441

61

170

65

 

Производство отдельных видов прочих неметаллических минеральных продуктов

 

 

 

 

 

кирпич строительный,В  млн.усл.кирпичей

100,3

62

87

60

 

конструкции и изделия сборные железобетонные, тыс.м3

378,6

80

103

71

 

блоки крупные стеновые (включая
бетонные блоки стен подвалов), млн.усл.кирпичей

13,0

69

113

43

 

Производство отдельных видов транспортных средств и оборудования

 

 

 

 

 

машины для городского коммунального хозяйства, штук

632

50

118

31

 

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

 

 

 

 

 

электроэнергия, млн.кВт.ч

24 971,6

144

104

99,0

 

теплоэнергия (всего), тыс.Гкал

7 635,4

96

126

96

 

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг (по чистым видам экономической деятельности)

в действующих ценах, млн.руб

 

2009

2009 в % к 2008

Добыча полезных ископаемых - всего

913,5

95,5

Обрабатывающие производства- всего

78 277,7

89,9

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды -всего

43 603,8

128,7

 

Сельское хозяйство

По расчетным данным Смоленскстата в 2009 году объем производства продукции сельского хозяйства всеми сельхозпроизводителями (сельхозорга-низации, хозяйства населения, фермеры) составил 13 408,5 млн.рублей, 96% к уровню 2008года.

Продукция сельского хозяйства в 2009 году, в фактических ценах, миллионов рублей

Хозяйства всех категорий

в том числе

Сельскохозяйственые организации

крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели

хозяйства населения

Продукция сельского хозяйства

13 408,5

5 491,4

628,9

7 288,2

в % к предыдущему году, в сопоставимых ценах

96

101,9

84,4

93,3

Продукция растениеводства

5 859,5

2 013,3

282,0

3 564,2

в % к предыдущему году, в сопоставимых ценах

97,5

104,5

93,6

94,7

Продукция животноводства

7 549,0

3 478,1

346,9

3 724,0

в % к предыдущему году, в сопоставимых ценах

95

100,7

79,1

92,2

Растениеводство в Смоленской области в 2009 г.

Посевами сельскохозяйственных культур во всех категориях хозяйств в 2009 году было занято 455,3тыс. гектаров, на 4,3 тыс. гектаров (1%) больше, чем в 2008 году. В сельскохозяйственных организациях было сосредоточено 86% всех посевов, в хозяйствах населения –6%, в крестьянских (фермерских) хозяйствах (включая индивидуальных предпринимателей) – 8%.

Валовые сборы и урожайность основных сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий

2008

2009

2009 в % к 2008

Зерновые и зернобобовые культуры

валовой сбор, тыс. тонн

158,3

166,3

105

урожайность, ц с 1 га убранной
площади

17

17,5

103

Картофель

валовой сбор, тыс. тонн

210,9

170,3

81

урожайность, ц с 1 га убранной
площади

109,7

94,3

86

Льноволокно

валовой сбор, тыс. тонн

2,7

1,8

65

урожайность, ц с 1 га убранной
площади

4,1

4,5

110

Овощи

валовой сбор – всего, тыс. тонн

66,2

67,3

102

урожайность, ц с 1 га убранной
площади

199,4

204,6

103

Во всех категориях хозяйств в 2009 году собрано 166,3 тыс. тонн зерна в весе после доработки (105% к уровню 2008 года), 170,3 тыс. тонн картофеля (81%), 67,3 тыс. тонн овощей (102%). Производство льноволокна сократилось на 0,9 тыс. тонн (на 35%) и составило 1,8тыс. тонн.

В структуре посевов на долю зерновых культур приходилось 22% посевов, 1,3% посевной площади были заняты льном-долгунцом, 5%- картофелем и овощами, 71%- кормовыми культурами.

Основными производителями зерна (84%) и льноволокна (67%) остаются сельскохозяйственные организации. Основными производителями картофеля являются хозяйства населения (88% общего объёма).

Фермерскими хозяйствами и индивидуальными предпринимателями в 2008 году произведено 12% общего объёма зерна, 4%-картофеля, 2,5%-овощей.

В структуре производства зерна основными культурами в хозяйствах всех категорий являются овёс и ячмень яровой, на их долю приходится 62% валового сбора.

Урожайность зерновых культур в хозяйствах всех категорий составила 17,5 центнеров с гектара убранной площади в весе после доработки, на 0,5ц/га больше 2008 года. Урожайность овощей открытого грунта в области в 2008 году возросла на 5,2 ц/га и составила во всех категориях хозяйств 204,6 центнера с гектара. Картофеля собрано 94,3 центнеров с гектара, на 15,4 ц/га (на 14%) меньше уровня 2008 года.

 

Животноводство

На протяжении последних лет к основным проблемам животноводства относятся: сокращения численности поголовья крупного рогатого скота, низкий уровень воспроизводства стада и износ производственных мощностей.

За год поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий сократилось наВ  5,7тыс. голов (на 4%), в том числе коров – на 5,1 тыс. голов (на 6%), свиней – на 10,5 тыс. голов (на 11%). В сельхозпредприятиях сократилось поголовье крупного рогатого скота на 2%, поголовье свиней - на 15%, поголовье овец возросло- на 4%.

Поголовье скота во всех категориях хозяйств

1.01.2010

тыс. голов

1.01.2010в %

к 1.01.2009

1.01.2009 в

% к 1.01.2008

Крупный рогатый скот

137,4

96

91

в том числе коровы

77,8

94

94

Свиньи

84,3

89

87

Овцы и козы

32,9

102

97

В 

В структуре поголовья скота на хозяйства населения приходится 20% крупного рогатого скота, 24% - свиней, 84% - овец и коз. На долю крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей приходится 5% поголовья крупного рогатого скота, 24% - свиней, 10% - овец и коз.

Производство основных видов продукции животноводства вВ  2009 году

тыс. тонн

в % к 2008 году

Справочно: 2008 год в % кВ  2007 году

Мясо (скот и птица
на убой в живом весе)

все категории хозяйств

48,9

96,4

102

сельхозорганизации

18,4

101,8

100,7

хозяйства населения

28,0

95,9

100,9

крестьянские хозяйства

2,5

71,8

121

Молоко

все категории хозяйств

313,1

93,7

102

сельхозорганизации

150,0

101,3

100,7

хозяйства населения

145,3

87,3

100,5

крестьянские хозяйства

17,8

91

128

Яйца, млн. штук

все категории хозяйств

232,8

93

101

сельхозорганизации

137,3

91

95,5

хозяйства населения

95,3

96

112

крестьянские хозяйства

0,2

96

54

На долю хозяйств населения и фермеров приходится 62% производства мяса, молока – 52%, яиц – 41%.

Объем производства мяса сократился на 1,8 тыс. тонн (на 3,6%) за счет сокращения производства в хозяйствах населения (на 4%) и крестьянских хозяйствах на 28%. Производство мяса в сельхозорганизациях возросло наВ  1,8% .

СокращениеВ  объёма производства молока произошло за счёт сокращения валового надоя молока в хозяйствах населения на 21тыс. тонн (на 12,7%), в крестьянских (фермерских) хозяйствах на 9%.Производство молока в сельхозорганизациях возросло на 1%.

Производство яиц сократилось на 17,5 млн. штук (на 7%) за счёт сокращения объёмов в сельхозорганизациях (на 9%), вВ  хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах производство яиц сократилось - на 4%.

 

Ценовая ситуация на рынке сельхозпродукции

В декабре 2009 года наблюдался рост цен производителей на реализованную сельхозорганизациями продукцию, индекс составил 105,4% к декабрю 2008 года, в том числе на продукцию растениеводства-125,5% и животноводства – 102,3%.

Повысились цены на животноводческую продукцию: рост наблюдался на крупный рогатый скот и свиней (в живой массе) на 2 и 36% соответственно. Снизились цены на молоко- на 4%, яйца- на 15%,мясо птицы -на 13%

Продукция растениеводства подорожала за счет овощей – на 26%. Снизились цены на зерновые культуры- на 23%, лён (в переводе на волокно)-на-13% , картофель -на 4%.

О реализации долгосрочной областной целевой программыВ«Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской областиВ» на 2009-2012 годы

С 2009 года на территории области действует долгосрочная областная целевая программа В«Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской областиВ» на 2009-2012 годы.

Мероприятия данной программы направлены на повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства села, развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства и стабилизацию финансового состояния сельского хозяйства.

Объемы финансирования долгосрочной областной целевой программы В«Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской областиВ» за 2009 год

млн. рублей

ИсточникВ  финансирования

Предусмотрено

Фактические расходы

% выполнения

Программа - всего

1009,0

916,8

91

в т.ч.:

федеральный бюджет

531,2

447,1

84

областной бюджет

477,8

469,7

98

По состоянию на 1 января 2010 года на финансирование мероприятий Программы выделено из областного бюджета 469,7млн. рублей (98% от предусмотренных Программой ), из федерального бюджета 447,1млн. рублей (84% от предусмотренных Программой).

Средства были направлены:

Устойчивое развитие сельских территорий (110,2млн. рублей)

- из областного бюджета - 46,9 млн. рублей;

- из федерального бюджета - 63,3 млн. рублей.

Создание общих условий функционирования АПК (91,9млн. рублей)

- из областного бюджета – 59,2 млн. рублей;

- из федерального бюджета - 32,7 млн. рублей.

Развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства (321,9 млн. рублей)

Развитие отраслей животноводства (285,6 млн. рублей):

- из областного бюджета - 193,5 млн. рублей;

- из федерального бюджета - 92,1 млн. рублей;

Развитие отраслей растениеводства(36,3 млн. рублей):

- из областного бюджета - 28,3 млн. рублей,;

- из федерального бюджета - 8,0 млн. рублей;

Достижение финансовой устойчивости (392,7 млн. рублей)

- из областного бюджета - 141,8 млн. рублей;

- из федерального бюджета - 250,9 млн. рублей.

По оперативным данным кредитных учреждений, по состоянию на 1 января 2010 года на осуществление мероприятий по достижению финансовой устойчивости сельского хозяйства Смоленской области выдано:

- 139 краткосрочных кредитов на сумму 1 274,4 млн. рублей;

- 40 инвестиционных кредитов на сумму 1 770,2 млн. рублей;

- 278 кредитов малым формам хозяйствования на сумму 221,7 млн. рублей.

 

Ожидаемые финансовые показатели работы сельскохозяйственных организаций в 2009 году

В 2009 году 212 сельхозорганизаций (67% имеющихся) от своей производственно-финансовой деятельности получат прибыль. В 2008 году завершили финансовый год с прибылью 222 сельскохозяйственных организации 72% от имеющихся.

Ожидаемые финансовые показатели работы сельскохозяйственных организаций области

тыс. руб.

2008

2009*

1.Прибыль (убыток) от реализации продукции

58 697

1 604

2.Прибыль (убыток) до налогообложения

316 241

264 237

3.Полная себестоимость реализованной продукции

2 913 748

2 606 080

4.Уровень рентабельности (убыточности),%

реализации продукции 

хозяйственной деятельности

 

2,0

10,9

 

0,6

10,1

5.Чистая прибыль (убыток)

296 528

255 239

* предварительные данные

Уровень рентабельности, рассчитанный по прибыли до налогообложения с учетом субсидий, составит 10,1%.

Ожидаемая рентабельность продаж сельскохозяйственной продукции с учётом и без учёта субсидий 2009 год, %

Продукция

Рентабельность реализации без субсидий

Рентабельность реализации с субсидиями

Зерновые и зернобобовые

3,4

27

Картофель

84

87

Рапс

-11

7

Молоко

3,6

17,4

Мясо КРС(в живой массе)

-16

-12

Мясо свиней (в живой массе)

-10

-7

Яйца

-0,7

6

 

Строительство

Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", в 2009 году составил 15 609,3 млн.рублей, или 90,6% к уровню 2008 года.

В 2009 году построено 4587 новых благоустроенных квартир (включая квартиры в общежитиях) общей площадью 346,1 тыс.кв.метров, или 100,4% к уровню 2008 года, в том числе индивидуальными застройщиками сдано в эксплуатацию 130,0 тыс.кв.метров жилья, что на 8% меньше, чем в 2008 году.

 

Инвестиции в Смоленской области в 2009 г.

В 2009 году на развитие экономики и социальной сферы, по предварительной оценке, использовано 33 701,0 млн. рублей инвестиций, что на 16% меньше, чем в
2008 году.

Основные объекты инвестирования в регионе.

В 2009 году на территории Духовщинского, Кардымовского, Починковского, Рославльского, Ершичского районов Смоленской области активно проводились работы по строительству Балтийской трубопроводной системы (БТС-II) по маршруту г. Унеча (Брянская область) – г. Усть-Луга (Ленинградская область), наиболее протяженный участок которой (281 км) будет проходить по территории Смоленской области. По состоянию на 15.12.2009 года на территории региона сварено 95,77 км и засыпано 75,58 км линейной части нефтепровода. Капитальные вложения, планируемые к освоению на территории Смоленской области, за период строительства участка БТС-II в период 2009-2012 гг составят 18,4 млрд. рублей, в том числе за период январь-октябрь 2009 года фактически освоено 2,5 млрд. рублей инвестиций.

На САЭС (г. Десногорск) в 2009 году продолжалось строительство хранилищ твердых и жидких радиоактивных отходов, ремонт энергоблоков для поддержания их работы в безопасном режиме. За 9 месяцев 2009 года осуществлены капитальные вложения в размере свыше 2,2 млрд. рублей.

В Сычевском районе Смоленской области ООО В«АгрисВ» продолжало реализацию 4-х инвестиционных проектов в области сельского хозяйства, направленных на модернизацию и строительство животноводческих комплексов для КРС в период 2006-2012 гг. За указанный период ООО В«АгрисВ» планирует освоить инвестиции в размере 5,3 млрд. рублей, в том числе за 11 месяцев 2009 года фактически освоено 2,5 млрд. рублей.

ОАО В«ДорогобужкотломашВ» продолжает реализацию инвестиционного проекта В«Строительство автодрома В«Смоленское кольцоВ». Проект предполагает создание современного автодрома для проведения автомобильных кольцевых гонок, соответствующего мировым стандартам безопасности и требованиям к проведению соревнований. Трасса автодрома будет соответствовать первой категории Российской Автомобильной Федерации и второй категории по классификации Международной Автомобильной Федерации, что позволит проводить соревнования по всем видам автомобильных кольцевых гонок, за исключением Формулы-1.

Реализация данного проекта будет способствовать популяризации спортивно-технических видов спорта в регионе, развитию туристической и социальной инфраструктуры в районе места расположения автодрома (Дорогобужский р-н Смоленской области), создаст условия для организации новых рабочих мест и возможности развития сопутствующих видов бизнеса. Общий объем инвестиций по проекту составит по оценке 1 262,5 млн. рублей, по состоянию на 01.10.2009 года освоено 766,3 млн. рублей. В настоящее время реализация проекта идет замедленными темпами в связи с влиянием финансового кризиса, поэтому ввод автодрома в эксплуатацию перенесен на 2-3 квартал 2010 года.

В Починковском районе Смоленской области ЗАО В«РОСНЕРУДВ» продолжает реализацию крупного инвестиционного проекта В«Разработка месторождения песчано-гравийных пород со строительством дробильно-сортировочной фабрикиВ». Проект предполагает разработку карьера и запуск дробильно-сортировочной фабрики (ДСФ) на Лосненском месторождении валунно – гравийно-песчаных пород, расположенного в Починковском районе Смоленской областиВ» для производства песка, гравия и щебня. В настоящее время реализация проекта частично приостановлена из-за недостатка финансовых ресурсов, в связи с чем ввод фабрики в эксплуатацию перенесен на 1 квартал 2010 года. Объем инвестиций по проекту всего составит 850 млн. рублей, в том числе по состоянию на 01.10.2009 года освоено 564,0 млн. рублей.

ОАО В«Рославльский вагоноремонтный заводВ» в сентябре 2009 года завершил реализацию инвестиционного проекта В«Участок обработки вагонных осейВ». Общий объем инвестиций по проекту составил 274,6 млн. рублей, в том числе в 2009 году - 233,6 млн. рублей, дополнительно было создано 15 рабочих мест.

В Ярцевском районе Смоленской области в 2009 году ООО В«Сталькон-регионВ» приступил к реализации крупного инвестиционного проекта В«Строительство завода по изготовлению металлоконструкцийВ», специализирующегося на производстве металлоконструкций, сэндвич панелей, профлиста, окон и дверей.В  В рамках проекта планируется создать более 500 рабочих мест. Общий объем инвестиций в основной капитал за период реализации проекта в 2009-2011 гг. составит по оценке 960,0 млн. рублей, в том числе за 9 месяцев 2009 года освоено 128 млн. рублей.

В рамках антикризисных мероприятий по оздоровлению экономики региона в 2009 году Смоленская область впервые приняла участие в отборе инвестиционных проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации. 2 ноября 2009 года состоялось заседание Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, на котором был рассмотрен и одобрен комплексный региональныйВ  проект Смоленской области В«Реконструкция и расширение ОАО В«Игоревский деревообрабатывающий комбинатВ». Строительство завода древесноволокнистых плит (MDF). Развитие инфраструктуры в муниципальном образовании В«Холм-Жирковский районВ» Смоленской областиВ», для реализации которого будут выделены ассигнования Инвестиционного фонда Российской Федерации. Общий объем инвестиций по региональному проекту за период 2009-2011 гг составит 7,2 млрд. рублей, в том числе 0,7 млрд. рублей – средства Инвестиционного фонда РФ. В рамках реализации проекта планируется создать около 300 дополнительных рабочих мест.

Основные объекты иностранных инвестиций в регионе, инвестиционные проекты, осуществляемые совместно с государствами – участниками СНГ и странами вне СНГ.

В Смоленском районе осуществляется реализация инвестиционного проекта, предусматривающего строительство завода по сборке сельскохозяйственной техники по лицензии фирм Польши, Канады, США – ООО В«Завод Интер-АгроВ». Строительство завода предусматривает инвестиции в размере 0,3 млрд. рублей, объем выпускаемой продукции составит 1,8 млрд. рублей. На предприятии планируется создать 200 рабочих мест. Ввод завода в эксплуатацию намечен на 2010 год.

ОАО В«ОСРАМВ» совместно с немецкой фирмой OSRAM GmbH, которой принадлежит контрольный пакет акций предприятия, продолжает реализацию инвестиционного проекта В«Производство и внедрение энергосберегающих ламп в 2009-2012 гг.В». Данный проект направлен на организацию производства компактных люминесцентных ламп и модернизацию производственных линий с целью исключения применения жидкой ртути на предприятии. Общий объем инвестиций по проекту составит более 833,6 млн. рублей, за 9 месяцев 2009 года освоено 204,0 млн. рублей.

В Рославльском районе ОАО В«СиталлВ» (при участии французской компании В«Сан-Гобен Дежонкер) реализует инвестиционный проект В«Организация производства декорирования парфюмерной и пищевой стеклянной тарыВ» с проектной мощность 25 млн. штук в год. Объем инвестиций составит 91 млн. рублей, по состоянию на 01.10.2009 года уже освоено 86,6 млн. рублей

Меры, предпринимаемые региональными и муниципальными властями субъекта Российской Федерации, по улучшению инвестиционного климата в регионе.

Одним из факторов положительного инвестиционного климата является законодательство, регулирующее инвестиционные процессы в области, в соответствии с которым всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от формы собственности гарантируется обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности, единые формы государственной поддержки при реализации инвестиционных проектов на территории региона, безопасность вложенных капиталов, создание условий для максимально эффективной работы инвестиций.

Для этого используется практически весь спектр инструментов регулирования инвестиционной деятельности и создания положительного инвестиционного климата.

Высокий экономический эффект и надежность вложения инвестиций обеспечивают действующие областные законы:

В·        В«О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Смоленской областиВ» — закон, предусматривающий гарантии надежности и правовой защищенности инвестиций, предоставление различных форм государственной поддержки инвесторов, в том числе: налоговых льгот; субсидий по уплате процентов по кредитам, лизинговым платежам и обслуживанию облигаций; бюджетных инвестиций; инвестиционных налоговых кредитов; сопровождение инвестиционных проектов.

В·        В«О налоговых льготах, предоставляемых инвесторам, реализующим одобренные инвестиционные проекты Смоленской областиВ» предусматривает предоставление налоговых льгот инвесторам:

- освобождает от уплаты налога на имущество организаций в части имущества созданного или приобретенного в результате реализации инвестиционного проекта;

- снижает налоговую ставку по налогу на прибыль организаций на 4,5 процента.

В·        В«О налоге на имущество организацийВ» является законом прямого действия, в котором установлены дифференцированные налоговые ставки по данному налогу в пределах от 0,5 до 2 процентов в зависимости от стоимости вновь созданного имущества на период от одного до трех лет, что в несколько раз снижает величину уплачиваемого налога.

В целях совершенствования инвестиционного законодательства были внесены изменения, предусматривающие установление государственной поддержки инвестиционной деятельности в форме сопровождение инвестиционных проектов, которое заключается в организации работы по содействию инвесторам в реализации инвестиционных проектов, предусматривающих капитальные вложения на сумму свыше 15 миллионов рублей. Такая форма государственной поддержки инвестиционной деятельности направлена на решение задач по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в Смоленскую область, развитию предпринимательской деятельности, ускорению согласительных процедур при осуществлении инвестиционной деятельности.

Внешнеэкономическая деятельность

Внешнеторговый оборот товаров, по предварительным данным, (с учетом официально нерегистрируемого экспорта (импорта)) в 2009 году составил 1 423,9 млн. долларов США и по сравнению с 2008 годом снизился на 34,8%.

Экспорт составил 691,9 млн. долларов США (15 309,1 млн. рублей) и снизился на 31,8%, импорт – 732 млн. долларов США и снизился на 37,3%.

 

Внешнеторговый
оборот

в том числе

экспорт

импорт

млн. долл. США

2009 в % к 2008

млн. долл. США

2009 в % к 2008

млн. долл. США

2009 в % к 2008

Всего

1423,9

65,2

691,9

68,2

732

62,7

в том числе:

страны дальнего зарубежья

773,8

52,8

329,6

63

444,2

85,2

государства-участники СНГ

650,1

79,6

362,3

73,6

287,8

44,5

Доля экспорта во внешнеторговом обороте составила 48,6%, доля импорта – 51,4%.

Сальдо торгового баланса в 2009 году сложилось отрицательное в размере 40,1 млн. долларов США.

Меры, предпринимаемые региональными и муниципальными властями по стимулированию экспортных видов экономической деятельности региона

1. В 2009 году велись переговоры и согласовывались проекты соглашений о взаимовыгодном торгово-экономическом сотрудничестве:

В· с Правительством Москвы;

В· с Правительством Санкт-Петербурга.

2.Проведено 20 выставочно-ярмарочных мероприятий, направленных на продвижение продукции областных товаропроизводителей на потребительском рынке.

3.Организовано участие делегаций Смоленской области:

В· в XXXII Федеральной оптовой ярмарке легкой промышленности В«ТекстильлегпромВ» (г.Москва, ВВЦ, 17-20 февраля 2009 года);

В· в Международном инвестиционном форуме В«Инвестиционные инициативы Витебской областиВ» (г. Витебск, 18-20 марта 2009 года);

В· в I Славянском международном экономическом форуме (г.Брянск, 18 февраля 2009 года);

В· в выставке В«Межрегиональное сотрудничество на Северо-Западе МосквыВ» (г.Москва, 18-22 марта 2009 года);

В· в итало-российском бизнес-форуме (г. Москва, 7 апреля 2009 года);

В· в X Международной универсальной выставке-ярмарке В«Весна в ГомелеВ» и Гомельском экономическом форуме (г.Гомель, Республика Беларусь, 19-24 мая 2009 года);

В· в Петербургском экономическом форуме (г.Санкт-Петербург, 4-6 июня 2009 года);

В· в экономической миссии в Абхазию (г.Сухум, Абхазия, 14-16 июня 2009 года);

В· в межрегиональной универсальной оптово-розничной ярмарке В«Курская Коренская ярмарка – 2009В» (г.Курск, 18-21 июня 2009 года);

В· в Орловском инвестиционном форуме (г.Орел, 25-26 июня 2009 года);

В· в X Международной универсальной выставке-ярмарке В«Славянский калейдоскоп 2009В» и Витебском инвестиционном форуме (г.Витебск, 14-16 июля 2009 года);

В· в выставке-ярмарке В«БелгородЭкспоВ» (г.Белгород, 19-21 августа 2009 года);

В· в Международной универсальной выставке-ярмарке В«Брянск гостеприимный – 2009В» (г.Брянск, 14-16 сентября 2009 года);

В· в VIII Международном инвестиционном форуме В«Сочи-2009В» (г.Сочи, 17-20 сентября 2009 года);

В· в Международной туристской выставке В«ОтдыхВ» (г.Москва, 22-25 сентября 2009года);

В· в 15 международной выставке В«Мир детства – 2009В» (г.Москва, 27-30 октября 2009 года);

В· в VI международной универсальной выставке-ярмарке В«Бизнес в регионахВ» (г.Гомель, Республика Беларусь, 27-29 октября 2009 года);

В· во II Всероссийском форуме В«Муниципальная Россия – 2009В» (г.Москва, 18-20 ноября 2009 года);

В· в межрегиональной универсальной В«Ярмарке российских товаропроизводителей (г.Ярославль, 19-21 ноября 2009 года);

В· в форуме-выставке В«Центральный федеральный округ: энергосбережение и повышение энергетической эффективностиВ» (Москва, ЦВК В«ЭкспоцентрВ», 4-5 декабря 2009 года).

4. Подготовлены и проведены:

В· семинар В«Спасти бизнес: правила выживания заемщика в условиях кризисаВ» (г.Смоленск, 30 января 2009 года);

В· экономическая миссия предприятий и организаций Смоленской области в г. Рязань (г. Рязань, 2-4 марта 2009 года);

В· бизнес-встреча представителей смоленских деловых кругов с делегацией предпринимателей Гомельской области (г. Смоленск, 4 марта 2009 года);

В· экономическая миссия предприятий и организаций Смоленской области в г.г. Владимир и Нижний Новгород (в г.г. Владимир и Нижний Новгород, 27-29 апреля 2009 года);

В· встреча на ООО В«Аркада-ИнжинирингВ» участников постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России с руководителями предприятия (г. Смоленск, 25-26 марта 2009 года);

В· встреча руководителей предприятий ООО В«Аркада-ИнжинирингВ» и ОАО В«Производственное объединение В«КристаллВ» с участниками межпарламентской комиссии Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Совета Республики Национального Собрания РБ по межрегиональному сотрудничеству (г. Смоленск, 19-20 мая 2009 года);

В· встреча и переговоры смоленской делегации с белорусской делегацией возглавляемой Министром транспорта и коммуникаций Республики Беларусь И.И. Щербо (г. Минск, 3-5 сентября 2009 года);

В· семинар В«Формирование у участников ВЭД механизма обеспечения надлежащего контроля за соблюдением требований валютного законодательстваВ» (г.Смоленск, 25 декабря 2009 года);

В· семинар и заседание В«круглого столаВ» по теме: В«Инновационная деятельность промышленных предприятий и научных учреждений Смоленской области в современных экономических условияхВ» (г.Смоленск, 25 декабря 2009 года).

 

Потребительский рынок Смоленской области в 2009 г.

Оборот розничной торговли в 2009 году составил 84 768,1 млн. рублей, что в товарной массе на 2,3% меньше, чем за 2008 год.

Оборот розничной торговли на 83,8% формировался
торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями,
реализующими товары вне рынков и ярмарок; доля продаж на розничных
рынках и ярмарках составила 16,2% (в 2008 году - соответственно 82,9% и 17,1%).

В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 51,4%, непродовольственных товаров – 48,6% (в 2008 году – 51,0% и 49,0% соответственно).

В 2009 году населению продано пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий на 43 595,1 млн. рублей, что в товарной массе на 2,2% меньше, чем за 2008 год, непродовольственных товаров - на 41 173,0 млн. рублей, на 2,4% меньше.

В 2009 году населению области было оказано платных услуг на 16 952,4 млн. рублей, что составляет 88,6% к 2008 году. Более, чем на 30% сократился объем санаторно-оздоровительных услуг, на 18% – услуг гостиниц и аналогичных мест размещения. Рост объема наблюдался по услугам физической культуры и спорта (в 1,3 раза) и услугам правового характера (в 1,6 раза).

Общий объем бытовых услуг в 2009 году составил 1 467,0 млн. рублей, на 38% меньше уровня 2008 года.

Меры, предпринимаемые региональными и муниципальными органами власти по стимулированию роста оборота розничной торговли и объема предоставления платных услуг населению.

Администрация Смоленской области и исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований способствуют созданию равных и благоприятных условий для развития торговой сети, увеличения товарооборота розничной торговли и объёма платных услуг населению на территории Смоленской области.

Органы регулирования торговли муниципальных образований оказываютВ  консультационную помощь руководителям предприятий, индивидуальным предпринимателям при открытии предприятий по организации торговой деятельности, а также по вопросам защиты прав потребителей и ценообразования. В установленные сроки рассматриваются и удовлетворяются заявления хозяйствующих субъектов, на аренду муниципального имущества и земельных участков под строительство магазинов, кафе, АЗС, установку торговых павильонов.

Малое предпринимательство

Поддержка малого и среднего бизнеса в Смоленской области носит комплексный характер и реализуется в рамках мероприятий долгосрочной областной целевой программы В«Развитие субъектов малогоВ  и среднего предпринимательства в Смоленской областиВ» на 2009-2012 годы. Общее финансирование Программы запланировано свыше 1,5 млрд. рублей. При разработке Программы были учтены все задачи по развитию предпринимательства, поставленные Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Администрацией Смоленской области.

Разработана и утверждена постановлением Администрацией Смоленской области от 24.11.2009 в„– 717 областная программа В«Развитие конкуренции в Смоленской областиВ» на 2010-2012 годы.

Кроме того, приняты ряд нормативно-правовых актов, направленных на поддержку и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства.

В 2009 году на развитие малого и среднего предпринимательства из областного бюджета было выделено 99,1 млн. рублей, из федерального – 95,228 млн. рублей. Реализация финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется через Департамент экономического развития и торговли Смоленской области (далее – Департамент) и Смоленский областной фонд поддержки предпринимательства (далее – Фонд).

24 сентября Департаментом проведен конкурс по предоставлению субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на возмещение части затрат по уплате процентной ставки по кредитам, предоставляемым кредитными организациями. По итогам конкурса субсидия выплачена 32-м из 50-ти заявленных на конкурс субъектов малого и среднего предпринимательства на общую сумму 9,8 млн. рублей.

Администрация Смоленской области выделила в 2009 году 100 тысяч рублей на обучение субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на получение грантов. 19 сентября Департаментом проведен конкурс по предоставлению субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на создание собственного бизнеса. По итогам конкурса гранты (до 300 тыс. рублей) будут выплачены на общую сумму в размере 6 млн. рублей. В декабре 2009 года Департаментом были направлены на подготовку, переподготовку и повышение квалификации 22 победителя конкурса по предоставлению субсидий на создание собственного бизнеса.

В результате проведения Департаментом конкурсов по предоставлению субсидий на возмещение части затрат по уплате процентной ставки по кредитам и субсидий на создание собственного бизнеса, сохранено 1161 и создано 405 рабочих мест.

НО В«Смоленский областной Фонд поддержки предпринимательстваВ», начиная с февраля 2009 года, начал реализовывать на территории Смоленской области программу развития микрофинансирования (предоставление субъектам малого и среднего микрозаймов от 10 тыс. рублей до 1 млн. рублей сроком на 1 год). Для поддержки малого и среднего предпринимательства Фондом выдано на 21.12.2009 года 262 займов на сумму 128,53 млн. рублей, поддержано 2 314 рабочих места, количество рабочих мест планируемых к созданию – 803.

С целью повышения капитализации Фонда и учреждения фонда содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Смоленской области подписаны Постановления Администрации Смоленской области: от 07.04.2009 в„– 174 В«О внесении изменений в долгосрочную областную целевую программу В«Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Смоленской области на 2009 - 2012 годыВ» и от 07.04.2009 в„– 175 В«Об утверждении Порядка определения объема и предоставления некоммерческой организации В«Смоленский областной фонд поддержки предпринимательстваВ» субсидии на учреждение фонда содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Смоленской области (гарантийного фонда) и обеспечение его деятельностиВ». В соответствии с указанными Постановлениями Администрации Смоленской области Фонду из областного бюджета перечислено 50 млн. рублей.

В апреле 2009 года между Департаментом и Фондом подписано Соглашение о предоставлении некоммерческой организации В«Смоленский областной фонд поддержки предпринимательстваВ» субсидии на учреждение фонда содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Смоленской области (гарантийного фонда) и обеспечение его деятельности за счет средств областного бюджета в 2009 году. На 21.12.2009 года количество выданных поручительств гарантийного фонда – 22, при общей сумме выданных поручительств гарантийного фонда – 143,35 млн. рублей.

Кроме финансовой поддержки Фондом бесплатно предоставляются многочисленные услуги для субъектов малого и среднего предпринимательства (юридические, консалтинговые, консультационные, информационные и другие виды услуг).

Начиная с 1 июля 2009 года Департамент совместно с Департаментом государственной службы занятости населения Смоленской области приступил к реализации Плана мероприятий по содействию самозанятости населения и поддержки развития малого бизнеса в Смоленской области на 2009 год. Реализация указанного Плана позволит безработным гражданам, организующим собственное дело, получить финансовую поддержку, включая субсидирование процентной ставки по кредитам и гранты начинающим предпринимателям.

На 10.07.2009 года в рамках подпрограммы В«Содействие развитию малого предпринимательства, созданию рабочих местВ» областной программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Смоленской области 65 безработных человек, изъявивших желание открыть свой бизнес, получили субсидии из областного бюджета. На их лицевые счета уже перечислено 2 997,5 тыс. рублей.

Хорошей информационной поддержкой для предпринимателей стала программа Департамента по выдаче свидетельств, подтверждающих статус субъекта малого (среднего) предпринимательства. Это позволяет постоянно контактировать с предпринимателями, информировать их о мероприятиях, проводимых органами государственной власти Смоленской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства, а также об изменениях в законодательстве по вопросам малого и среднего предпринимательства. Количество выданных за отчетный период свидетельств составило свыше 150.

Уже два года в управлении малого и среднего предпринимательства Департамента работает телефон В«горячей линииВ» (29-24-91), позволяющий оперативно реагировать на обращения предпринимателей, принимать решения по их обращениям, давать рекомендации и советы. Ежедневно по телефону В«горячей линииВ» поступает 6-8 обращений предпринимателей. Большинство обращений связано с имущественной и финансовой поддержками субъектов малого и среднего предпринимательства.

При Смоленском областном фонде поддержки предпринимательства продолжает свою работу консультационный центр по подготовке и сопровождению документов, связанных с участием субъектов малого предпринимательства в торгах по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

По инициативе Администрации Смоленской области и Смоленской торгово-промышленной палаты с мая 2009 года начал свою работу региональный центр субконтракции, созданный при СТПП. Основное направление его деятельности – развитие кооперационных связей малых, средних, крупных производственных предприятий, повышение конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства в сфере промышленного производства.

С целью более широкого привлечения организаций малого и среднего предпринимательства к государственному и муниципальному заказу Администрация Смоленской области обязала всех государственных и муниципальных заказчиков размещать 10-20% государственного (муниципального) заказа исключительно на торгах, проводимых для субъектов малого и среднего предпринимательства по отдельной номенклатуре товаров, работ, услуг, утвержденный Постановлением Правительства РФ. В настоящее время Департаментом проводится постоянный мониторинг среди государственных заказчиков о размещении заказов у субъектов малого и среднего предпринимательства. Департаментом подготовлена и разослана информация для субъектов малого и среднего предпринимательства о возможности их участия в электронных торгах по государственным заказам.

В 2009 году организованы и проведены следующие мероприятия:

Совещание с предпринимателями – победителями ежегодных областных конкурсов В«Лучший предприниматель годаВ», В«Женщина – директор годаВ».

Заседание В«круглого столаВ» в рамках молодежной оздоровительной конвенции В«ФИТНЕС+В» по теме В«Стимулирование развития малого предпринимательстваВ» для владельцев, директоров фитнес-клубов и малых предпринимателей по развитию малого бизнеса в сфере фитнес-индустрии.

Заседание Межведомственной комиссии по вопросам деятельности розничных рынков на территории Смоленской области.

2 заседания Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Администрации Смоленской области.

23 заседания В«круглых столовВ» в муниципальных образованиях Смоленской области по вопросам малого предпринимательства, где обсуждались проблемы и перспективы развития предпринимательства, вопросы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, организован и проведен курс повышения квалификации 15 пекарей и кондитеров в Международной промышленной академии г. Москвы с 19 по 23 января 2009 года.

Создан Общественный Совет по защите малого и среднего предпринимательства.

25 мая 2009 года в Администрации Смоленской области прошла торжественная церемония награждения лучших предпринимателей Смоленской области, посвященная Дню российского предпринимательства.

10-13 ноября состоялся ежегодный форум В«Дни малого и среднего бизнеса Смоленской областиВ», посвященный теме В«Малый и средний бизнес - будущая основа экономики Смоленская областиВ».

28 декабря 2009 года состоялось подведение итогов ежегодных областных конкурсов В«Лучший предприниматель годаВ», В«Женщина – директор годаВ».

Администрациями муниципальных районов Смоленской области в 2009 году проделана следующая работа.

В целях развития малого и среднего предпринимательства муниципальными образованиями Смоленской области утверждены долгосрочные муниципальные целевые программы по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009-2011 годы. Выполнение мероприятий Программы направлено на создание благоприятных правовых и экономических условий для интенсивного развития малого предпринимательства, оказание комплексной и адресной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в различных направлениях, что будет способствовать росту налогооблагаемой базы бюджетов всех уровней, обеспечению занятости населения и насыщению рынка товарами и услугами.

Хорошим примером реализации муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства является взаимодействие руководства МО В«Ярцевский районВ» и Смоленского института бизнеса и предпринимательства (ректор В. И. Грушенко), заключившими Соглашение о подготовке и переобучению кадров для малого бизнеса (не менее 40 человек), начиная с 1 сентября 2009 года. Для этого из районного бюджета выделено 100 тыс. рублей. Контингент будущих слушателей курсов – это безработные граждане, молодежь, уволенные в запас военнослужащие, а также граждане, потерявшие работу.

Во всех муниципальных образованиях Смоленской области утвержден перечень имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Смоленской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 209-ФЗ. Утвержден Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечня имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципальных образований Смоленской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Как правило, принимаются положительные решения о предоставлении субъектам малого и среднего предпринимательства в пользование либо в аренду на долгосрочной основе земельных участков и муниципальных помещений. Оказывается поддержка субъектам малого предпринимательства в виде предоставления льгот по оплате аренды за нежилые помещения, арендуемые у муниципального образования.

С целью внедрения кредитно-финансовых и инвестиционных механизмов, оказания имущественной поддержки администрациями муниципальных образований Смоленской области оказывалась финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства в форме предоставления субсидий на возмещение части затрат по уплате процентной ставки по кредитам, предоставляемым кредитными организациями для реализации бизнес-планов. Для оказания микрофинансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в некоторых муниципальных образованиях Смоленской области успешно работают муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства.

Во многих районах предоставлено право налогоплательщикам, выплачивающим работникам заработную плату не ниже величины прожиточного минимума в Смоленской области, уменьшать значение корректирующего коэффициента базовой доходности К2 для расчета ЕНВД на 10 процентов. Кроме того, пересмотрены в сторону уменьшенияВ  значения К2 для налогоплательщиков, осуществляющих розничную торговлю через объекты стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.

В целях развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства во всех муниципальных образованиях Смоленской области при Администрациях созданы совещательные (координационные) органы по малому и среднему предпринимательству. Во всех муниципальных образованиях Смоленской области прошли заседания совещательных (координационных) органов по развитию малого и среднего предпринимательства при администрациях муниципальных районов, на которых обсуждались вопросы имущественной и финансовой поддержки малого и среднего бизнеса.

В некоторых районах организованы Центры деловой информации, что способствует повышению образовательного и информационного уровня предпринимателей, формированию менталитета, ориентированного на знания рынка, научно-методической помощи. Кроме того, для достижения социальных, благотворительных, образовательных и управленческих целей, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи созданы и активно работают ассоциации предпринимателей.

Для расширения производства и рынков сбыта продукции малых предприятий муниципальных районов Смоленской области ежемесячно проводились конкурсы муниципального заказа с участием субъектов малого предпринимательства.

С целью сохранения рабочих мест на малых и средних предприятиях и вовлечения в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения для решения кадровых проблем в условиях сложившейся финансовой ситуации на территории Смоленской области действует В«Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Смоленской области на 2009 год за счет средств областного бюджета и субсидий Федерального бюджетаВ», утвержденного постановлением Администрации Смоленской области в„– 172 от 07.04.2009. Муниципальными образованиями Смоленской области утверждены порядки предоставления и распределения средств на реализацию мероприятия Программы В«Содействие развитию малого предпринимательства и занятости безработных гражданВ».

Администрацией города Смоленска совместно со службой занятости населения проводится реализация следующих антикризисных мероприятий:

- опережающее обучение работников в случае угрозы массового увольнения;

В -возмещение затрат на заработную плату гражданам, занятымВ  на временных и общественных работах;

-содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безра-ботных граждан.

В целяхВ  информационного обеспеченияВ  предпринимательской деятельности оказывалась консультационная помощь субъектам малого и среднего предпринимательства.

С целью популяризации предпринимательской деятельности и повышения положительного имиджа предпринимательских организаций Смоленской области в течение отчетного в муниципальных образованиях Смоленской области прошли многочисленные мероприятия (презентации фирм, встречи, В«круглые столыВ», семинары, выставки товаров малого и среднего предпринимательства, публикации статей в районных печатных изданиях по вопросам малого и среднего предпринимательства и т.д.).

 

Уровень жизни населения в Смоленской области в 2009 г.

Денежные доходы в расчете на душу населения в ноябре 2009 года составляли 12 430,6 рубля, и увеличились по сравнению с ноябрем 2008 года на 2 082,7 рублей (на 20,1%).

Потребительские расходы в расчете на душу населения в ноябре 2009 года составляли 9106,8 рубля, и увеличились по сравнению с ноябрем 2008 года на 625,5 рублей (на 7,4%).

Средняя начисленная номинальная заработная плата в январе-ноябреВ  2009 года сложилась в размере 12 740,8 рублей. По сравнению с соответствующим периодом 2008 года заработная плата увеличилась на 8,1%.

Средняя начисленная номинальная заработная плата по видам экономической деятельности

 

Январь-ноябрь

2009,
рублей

В % к

ноябрь 2009,
рублей

В % к

январю- ноябрю

2008

среднему уровню зарплаты по области

ноябрю 2008

октябрю

2009

Всего

12 740,8

108,1

100

13 200,2

104,4

98,2

в том числе:

 

 

 

 

 

 

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

7 053,2

105,9

55

6 775,4

99,4

95,4

рыболовство, рыбоводство

10 519,2

-

83

20 256,1

-

в 2.4 р

добыча полезных ископаемых

13 689,9

88,8

107

13 920,6

89,1

95,1

обрабатывающие производства

12 556,8

100,3

99

13 058,1

105,7

94,7

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

20 872,1

111,5

164

20 718,5

84,1

93,8

строительство

12 483,3

87,2

98

14 527,2

100,0

106,8

оптовая и розничная торговля; ремонт авто-транспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

10 033,3

111,5

79

10 328,8

107,3

104,4

гостиницы и рестораны

8 878,1

106,5

70

8 666,4

89,5

91,0

транспорт и связь

15 762,1

109,7

124

15 203,8

101,9

91,5

финансовая деятельность

25 902,0

99,2

203

27 969,4

86,9

108,3

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

13 010,3

119,2

102

13 336,5

108,7

96,9

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

16 817,6

115,7

132

18 475,8

117,8

104,1

образование

9 135,8

114,5

72

9 191,4

110,8

101,6

здравоохранение и предоставление социальных услуг

9 798,7

122,3

77

10 337,7

120,7

99,5

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

8 840,5

120,8

69

9 060,4

116,6

101,2

Просроченная задолженность по заработной плате

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области на 1 января 2010 года просроченная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности уменьшилась по сравнению с 1 декабря 2009 года на 9,8 млн. рублей (на 35,1%) и составила 18,2 млн. рублей.

Задолженность из федерального бюджета составила 0,7 млн. рублей (4% к общей сумме задолженности, сложившейся на 1 января 2010 года).

Число организаций, имеющих задолженность по заработной плате, уменьшилось с 18 до 13 единиц (на 28%), а численность работающих, не получающих вовремя заработную плату уменьшилось с 3480 до 1199 человек (на 66%).

В общей сумме просроченной задолженности по заработной плате наиболее высокий удельный вес приходится на обрабатывающие производства 8,2 млн.рублей (45%), сельское хозяйство 6,0 млн.рублей (33%) и добычу полезных ископаемых 2,1 млн.рублей (11%).

В 19 из 27 районов Смоленской области задолженность по заработной плате отсутствует.

Среди восемнадцати регионов Центрального федерального округа по суммарному объему задолженности на 1.12.2009г. Смоленская область занимала пятое место. Ниже задолженность только в Курской (18,0 млн. рублей), Владимирской (18,7), Рязанской (18,7) и Липецкой (23,8 млн. рублей) областях.

Данные о просроченной задолженности по оплате труда в обследуемых видах экономической деятельности на 1 января 2010 года:

Количество организаций, имеющих задолженность

Численность работников, перед которыми организация имеет просроченную задолженность по заработной плате

Просроченная задолженность по заработной плате

единиц

в % к

1 декабря 2009

человек

в % к

1 декабря

2009

тыс.

рублей

в % к

1 декабря 2009

Всего по области

13

72,2

1199

34,5

18209

64,9

в том числе

 

 

 

 

 

 

сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях, лесозаготовки

4

100,0

247

99,2

6022

111,6

добыча полезных ископаемых

1

50,0

277

89,9

2072

129,5

обрабатывающие производства

4

57,1

447

17,4

8179

48,0

строительство

2

100,0

72

64,3

731

34,7

управление недвижимым имуществом

1

100,0

20

100,0

31

11,6

образование

1

-

136

-

1174

-

 

Финансовые результаты деятельности организаций

По данным срочной отчетности за январь-ноябрь 2009 года крупнымиВ  организациями и субъектами среднего предпринимательства области (без учета банков и страховых организаций) получено 8 374,0 млн. рублей прибыли и 2 946,8 млн. рублей убытка. Финансовый результат (сальдо) сложился в сумме 5 427,2 млн. рублей прибыли. По этому же кругу организаций за январь-ноябрь 2008 года финансовый результат составлял 6 321,9 млн. рублей прибыли.

Данные в разрезе основных видов экономической деятельности за январь-ноябрь 2009 года:

(миллионов рублей)

Финансовый результат (сальдо)

в том числе:

В % к

Удельный вес прибыльных организаций %

Удельный вес убыточных организаций %

сумма прибыли

сумма убытка

январю-ноябрю

2008 1)

Всего

5 427,2

8 374,0

2 946,8

86

57,9

42,1

из них:

 

 

 

 

 

 

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2)

-50,4

2,5

52,9

в3,3р

20,6

79,4

Добыча полезных ископаемых

-12,9

23,7

36,6

-

50,0

50,0

Обрабатывающие производства

3 780,3

5 996,0

2 215,7

85

54,5

45,5

Производство и распределение электро-энергии, газа и воды

264,5

326,6

62,1

-

54,3

45,7

Строительство

164,9

304,3

139,4

33

70,5

29,5

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

814,4

947,8

133,4

83

70,2

29,8

Гостиницы и рестораны

3,1

3,1

-

117

100,0

-

Транспорт и связь

224,6

372,9

148,3

51

50,0

50,0

из них связь

296,4

3)

3)

69

3)

3)

Операции с недвижимым имущест-вом, аренда и предоставление услуг

217,7

344,9

127,2

-

58,7

41,3

Образование

-6,3

10,8

17,1

-

70,8

29,2

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

8,8

3)

3)

143

3)

3)

Предоставление прочих коммунальных услуг

17,9

28,9

11,0

в5,1р

55,2

44,8

1) Прочерк означает, что в одном из периодов был убыток

2) На месячную дату без животноводства и растениеводства

3) Данные не публикуются по видам экономической деятельности по которым отчитываются 1-2 организации

Из 27 муниципальных образований области отрицательный финансовый результат (убытки) сложился по организациям 10(37%) образований. Это Гагаринский (339,3 млн. рублей убытка), Глинковский (0,7 млн. рублей), Ершичский (23,8 млн. рублей), Починковский (150 тыс. рублей), Рославльский (353,9 млн. рублей), Сафоновский (42,2 млн. рублей), Сычевский (197,5 млн. рублей), Темкинский (7,1 млн. рублей), Угранский (9,7 млн.рублей) и Ярцевский (181,6млн. рублей убытка) районы.

В январе -ноябре 2008 года убытки имели 5 муниципальных образования (по сопоставимому кругу организаций).

 

Динамика взаимных неплатежей, дебиторской и кредиторской задолженности предприятий и организаций

На 1 декабря 2009 года общая задолженность крупных организаций и субъектов среднего предпринимательства области (кредиторская задолженность и задолженность по кредитам и займам) составила 75 773,1 млн. рублей. По сравнению с 1 декабря 2008 года общая сумма задолженности организаций возросла на 10%. Из общей суммы задолженности – 8,7% или 6 613,0 млн. рублей - это просроченная задолженность (неплатежи).

Состояние расчетов на 1 декабря 2009 года

(миллионов рублей)

Задолженность

всего

В % к

предыдущей

дате ( к 1 ноября)

Из общего

итога -

просроченная

Доля неплатежей

в общей сумме за-

долженности %

Кредиторская задолженность

36 626,3

99,2

6 308,5

17

в том числе:

в бюджет

2 302,3

100,7

398,1

17

из него:

федеральный

1 606,4

111

219,5

14

субъектов федерации

650,8

87

156,8

24

внебюджетным фондам

681,5

99,9

187,0

27

поставщикам за товары, работы, услуги

22 294,4

99,7

3 984,4

18

Задолженность по кредитам и займам

39 146,9

99,0

304,5

0,8

Дебиторская задолженность (долги предприятию)

31 935,5

103

4 928,7

15

в том числе:

покупателей за товары, работы, услуги

19 862,9

99,7

3 702,8

19

По состоянию на 1 декабря 2009 года кредиторская задолженность была больше дебиторской на 4690,8 млн. рублей (на 15%).

Большая часть просроченной кредиторской (38%) и просроченной дебиторской (28%) задолженности приходится на организации обрабатывающих производств; на организации сельского хозяйства, соответственно, 18% и 17%; на организации занимающиеся производством и распределением электроэнергии, газа и воды 4% и 11%; на организации строительства 28% и 32%.

 

 Copyright В© ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.