Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Экология в области охраны окружающей среды в Забайкальском крае

Долгосрочная стратегия развития России должна обеспечивать устойчивое развитие государства, основанное на сочетании экономических, экологических и социальных интересов общества.

Такое развитие позволит реализовать конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, а также обеспечить экологическую безопасность общества.

В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 27 мая 2010 года в течение 2010 года Министерством были представлены предложения в Минприроды России:

1) по совершенствованию разграничений полномочий в области обращения с отходами, а также по созданию механизмов экономического стимулирования хозяйствующих субъектов и финансированию ликвидации накопленного экологического ущерба;

2) по подготовке долгосрочных целевых инвестиционных программ обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами, по реализации пилотных проектов переработки отходов в субъектах Российской Федерации;

3) по инвентаризации и учету объектов накопленного экологического ущерба и разработке комплекса мер по его ликвидации с определение механизмов и объемов финансирования этих мер, включая пилотные проекты отработки технологии ликвидации накопленного ущерба;

4) по созданию экологических фондов;

5) по разработке комплекса мер по борьбе с опустыниванием;

6) по согласованию проекта Указа Президента Российской Федерации об Основах экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года.

При решении природоохранный вопросов необходим комплексный подход, направленный на предотвращение, минимизацию и ликвидацию негативного воздействия на окружающую среду - атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почвенный покров.

Годы

Выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников в Забайкальском крае, тыс. тонн

2006

143,20

2007

136,90

2008

139,70

2009

146,00

2010

138,00

Уровень загрязнения атмосферного воздуха на территории края характеризуется, как очень высокий, высокий и повышенный.

В 2010 году в сравнении с 2006 годом по Забайкальскому краю наблюдается рост выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников, что свидетельствует о некотором росте объемов промышленного производства (2006 – 143,2 тыс. т, 2007 - 136,9 тыс. т, 2008 – 139,7 тыс. т, 2009 – 146,0 тыс. т, 2010 – 138,0 тыс. т).

Для обеспечения качества атмосферного воздуха требуется постоянный государственный контроль, совершенствование технологических процессов, строительство и ввод новых пылеулавливающих установок, повышение эффективности существующих установок и ликвидация источников загрязнения.

В целях улучшения экологического состояния атмосферного воздуха необходимо внедрение пилотных и модульных проектов: вихревых скрубберов и систем пыле- и золоулавливания для очистки дымовых газов от зольных частиц энергетических установок различной мощности на предприятиях Забайкальского края в рамках принятой программы В«Научное и технологическое обеспечение социально-экономического развития Забайкальского краяВ».

Министерством разработан Порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий. Ведется работа по разработке и принятию мер, направленных на ограничение передвижения транспортных средств и их въезда в населенные пункты в целях уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

По данным Читинского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в течение 2010 года отмечается ухудшение качества поверхностных вод рек Байкальского бассейна, особенно реки Хилок, и Амурского бассейна – рек Чита, Ингода и Аргунь.

Для примера приведем критические показатели загрязненности воды по результатам наблюдений в ноябре 2010 г.:

Критические показатели загрязненности воды Забайкальского края по результатам наблюдений в ноябре 2010 г

И если загрязненность вод реки Аргунь происходит за счет антропогенного воздействия предприятий и городов Китая, и на уровне двух стран мы постоянно ставим данный факт в упрек китайской стороне, то качество водных объектов Хилок, Чита и Ингода – это проблема Забайкальского края, органов исполнительной власти и предприятий.

В первую очередь, загрязнение водных объектов происходит из-за отсутствия очистных сооружений в населенных пунктах. 80% очистных сооружений в муниципальных образованиях Забайкальского края требуют срочной реконструкции, необходимо строительство новых очистных сооружений.

В настоящее время завершены работы по строительству очистных сооружений только в п. Забайкальск.

В целях стабилизации экологической обстановки по сбросу неочищенных сточных вод подготовлены предложения по реконструкции и строительству очистных сооружений в населенных пунктах Забайкальского края, которые вошли в федеральную целевую программу В«Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 годаВ» и проект федеральной целевой программы В«Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории (на 2011-2020 годы)В».

Остается сложной в Забайкальском крае ситуация с образованием, использованием, обезвреживанием, хранением и захоронением отходов.

Для снижения негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления необходимо решение следующих задач:

- максимально полное использование исходного сырья и материалов;

- предотвращение образования отходов в источнике их образования;

- максимальное сокращение объемов образования и снижение уровня опасности отходов;

- регенерация, повторное использование или переработка образовавшихся отходов;

- обезвреживание, включая экологически безопасное сжигание отходов;

- экологически безопасное захоронение отходов, включая экологическую реабилитацию территорий объектов размещения отходов после их заполнения.

Объемы отходов производства и потребления, образующиеся на территории Забайкальского края(2002-2010 годы)  

Должна быть также установлена ответственность производителей за экологически безопасное удаление товаров (продукции), потерявших свои потребительские свойства, связанных с ними отходов, упаковки.

Годы

Отходы производства и потребления, млн. тонн

2002

16,707

2003

54,233

2004

52,764

2005

65,125

2006

57,806

2007

86,084

2008

74,855

2009

89,640

2010

78,108

Объемы отходов производства и потребления, образующиеся на территории Забайкальского края, ежегодно растут. По данным инвентаризации на конец 2010 года количество отходов составляет порядка 70 млн. т., включая накопленный экологический ущерб прошлых лет (основная доля отходов - хвосты обогащения и хвостохранилища, отвалы пустых пород и забалансовых руд).

Возложенные в соответствии с действующим законодательством на органы местного самоуправления полномочия в области обращения с отходами производства и потребления выполняются в неполной мере, что отмечалось на заседаниях межведомственной комиссии по совершенствованию системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления Забайкальского края.

По данным Главного контрольного управления Губернатора Забайкальского края наиболее эффективно организована работа по реализации полномочий при обращении с отходами производства и потребления в г. Петровск-Забайкальский и на территории Могойтуйского района.

На высоком уровне, несмотря на трудности, связанные с отсутствием должного финансирования и другие причины, организована работа в 11 муниципальных образованиях из 31: г. Чита, Агинский, Акшинский, Балейский, Борзинский, Дульдургинский, Карымский, Оловяннинский, Петровск-Забайкальский, Сретенский и Тунгиро-Олекминский районы.

Крайне неудовлетворительно исполняют полномочия с бытовыми отходами органы местного самоуправления Калганского и Нерчинско-Заводского районов.

Органам местного самоуправления необходимо активизировать работу при обращении с отходами производства и потребления в рамках действующего законодательства.

Для решения вопросов при обращении с отходами производства и потребления в рамках разрабатываемой совместно с Сибирским отделением РАН краевой программы В«Научное и технологическое обеспечение социально-экономического развития Забайкальского края»» предусмотрено внедрение пилотных и модульных проектов: локальных систем переработки и утилизации техногенных, токсичных и бытовых отходов, технологий обезвреживания жидких отходов гидрометаллургической переработки золотосодержащих концентратов.

Много нерешенных проблем в сфере охраны окружающей среды на объектах военведа. Это вопросы рекультивации земель оставленных военных городков, таких как в поселках Безречная и Мирная. вопрос устранения нарушений природоохранного законодательства на объектах военведа. На наши многочисленные обращения получен ответ от министра оборона России о создании рабочей группы по осуществлению контроля за экологическим состоянием данных объектов и своевременным принятием мер, а также о выделении финансовых средств на строительство и ремонт природоохранных объектов, в первую очередь – очистных сооружений. Продолжается мониторинг качества окружающей природной среды.

Забайкальский край является активным участником решения вопросов рационального использования и охраны трансграничных вод: работа российско-китайских и российско-монгольских комиссий и групп.

В 2010 году проходили заседания Российско-Китайской комиссии и Подкомиссий, рабочих групп по рациональному использованию и охране трансграничных вод, сохранению биоразнообразия в пойме рек Аргунь и Амур.

На очередном заседании Рабочей группы по предотвращению загрязнения окружающей средыВ  и взаимосвязям при чрезвычайных ситуациях экологического характера и Экспертной группы по экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях экологического характера (май 2010 года, г.Москва) была достигнута договоренность о проведении в июне 2010 года совместных учений по реагированию на чрезвычайные ситуации экологического характера. Учения прошли успешно, отработан механизм взаимодействия.

Продолжается работа по созданию в пойме Аргуни охраняемой природной территории всемирного значения, а именно - участка Даурского заповедника (одновременно он станет участком Международного заповедника В«ДаурияВ»).В  Пока получено согласование от Приаргунского и Забайкальского районов. Руководство Краснокаменского района, главы сельских поселений не понимают или не желают понимать значимость данного вопроса.

В соответствии с Меморандумом между субъектами Амурского региона о совместных действиях по сохранению экосистем и обеспечению устойчивого развития регионов бассейна реки Амур, с целью координации взаимодействия и создания оптимальной системы управления природопользованием и охраной окружающей среды в бассейне Амура продолжает работу Координационный Комитет по устойчивому развитию бассейна реки Амур, который возглавляет заместитель председателя Правительства Забайкальского края по промышленности и природным ресурсам Е.В. Вишняков. Организационные вопросы осуществляет Минприроды Забайкальского края.

В настоящее время утвержден план работы Комитета на 2010-2011 годы, согласно которому проводится ежегодная межрегиональная акция В«Дни АмураВ», принята эмблема В«Дней АмураВ», рассматривается структура и перечень мероприятий федеральной целевой программы, предусматривающей реализацию комплекса мер по охране вод, в том числе от трансграничного воздействия, и по экологически устойчивому использованию водных и биологических ресурсов бассейна реки Амур, Стратегии экологической безопасности на территории субъектов Российской Федерации Амурского бассейна, а также предложение Правительства Забайкальского края о совместном введении моратория на весеннюю охоту в бассейне реки Амур на водоплавающую и околоводную дичь.

Являясь уникальной природной территорией, Забайкальский край выделяется среди сибирских регионов. Но, к сожалению, на территории края самый низкий процент наличия особо охраняемых природных территорий среди сибирских и дальневосточных регионов - не выше 4%.

Площадь особо охраняемых природных территорий Забайкальского края в 2010 году

Для примера: в Приморском крае – 14,4%, Еврейской АΠ– 15,3%, в Амурской области – 10,1%. В конце 2010 года на территории Амурской области был создан еще один заказник и расширены охранные зоны действующих заказников.

Несовершенство действующего законодательства, некоторые противоречия в области лесных отношений и охраныВ  окружающей среды создают трудности в создании новых особо охраняемых природных территорий. Вместе с тем, Министерство продолжает работу по созданию 2 заказников регионального значения: В«Реликтовые дубыВ» в Газимуро-Заводском районе и В«СеменовскийВ» в Балейском.

Предприняты всевозможные меры по созданию национального парка В«ЧикойВ»: сняты все вопросы по подготовке материалов, получена положительная государственная экологическая экспертиза, Минприроды России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации о создании парка, получены согласования в заинтересованных федеральных ведомствах.

Создание новых особо охраняемых природных территорий также следует рассматривать в рамках проводимой Правительством РФ государственной политики по расширению и укреплению сети ООПТ, о чем говорил 29 октября 2010 года Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин на совещании по вопросам развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения (укрепление материально-технической базы, развитие экологического туризма)

В течение 2010 года Министерством проводилась работа по совершенствованию системы управления особо охраняемыми природными территориями регионального значения:

- проведена реорганизация государственных учреждений по функционированию ООПТ регионального значения;

- подготовлено обоснование создания структурного подразделения – отдела особо охраняемых природных территорий при Министерстве;

- направлено предложение в Минприроды России по совершенствованию законодательства в части наделения полномочиями государственных инспекторов по охране природы сотрудников государственных учреждений, выполняющих задачи по обеспечению управления и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения;

- разрабатывается краевая целевая программа В«Развитие особо охраняемых природных территорий в Забайкальском крае на 2012-2016 годыВ»;

- ведется работа по внесению сведений об ООПТ регионального значения в государственный кадастр недвижимости;

- начата работа по приданию геологическим памятникам природы статуса особо охраняемых природных территорий с последующим оформлением соответствующих документов на каждый объект и утверждения режима особой охраны территории геологического памятника природыи другие.

В рамках переданных полномочий проводится государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня (ГЭЭ). В течение 2010 года рассматривались два объекта ГЭЭ:

- материалы обоснования объемов изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты в сезоне 2010-2011 гг. на территории Забайкальского края (получили положительное заключение экспертной комиссии);

- материалы проекта реконструкции строений на базе отдыха оз.Арахлей в Читинском районе (возвращены заказчику в связи с некомплектностью представленных материалов).

В соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 16 декабря 2008 года в„– 128 В«Об утверждении Временного порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источникамиВ» ведется работа по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах, подлежащих региональному экологическому контролю.

За 2010 год выдано 72 разрешения, из них 28 – бюджетным предприятиям, 44 – предприятиям иных форм собственности.

Осуществляя государственную политику на территории Забайкальского края в области экологической безопасности, разработана ведомственная целевая программа В«Регулирование качества окружающей среды Забайкальского края на 2009-2011 годыВ», финансирование которой осуществляется за счет природоохранных платежей, консолидированных в краевом бюджете.

Поступление платежей Забайкальского края за негативное воздействие на окружающую среду 2006-2010 годах

С каждым годом платежи за негативное воздействие на окружающую среду увеличиваются: если в 2006 году в доходной части краевого бюджета они составили 34,1 млн. рублей, то за 2010 год поступление составило 72,0 млн. рублей (2007 – 47,1 млн. рублей, 2008 – 59,3 млн. рублей, 2009 – 73,6 млн. рублей).

Всего поступления природоохранных платежей составили в 2010 году 177,4 млн. рублей (135% от плана). Для сравнения: в 2009 году – 183,9 млн. рублей.

В соответствии с ведомственной целевой программой В«Регулирование качества окружающей среды Забайкальского края на 2009-2011 годыВ» на 2010 год планировалось выполнить природоохранных мероприятий на сумму 8,1 млн. рублей.

Финансирование природоохранных мероприятий Забайкальского края в 2006-2010 годах

Финансирование природоохранных мероприятий в 2006-2010 годах


Поступление платежей за негативное воздействие на окружающую среду и финансирование природоохранных мероприятий Забайкальского края в 2006-2010 годах

 

Научно-исследовательские и прикладные научные работы

1. Геолого-экологические исследования на территории г. Читы с целью оценки антропогенного воздействия на окружающую среду.

2. Разработка Методических рекомендаций оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания.

3. Сбор, обработка, анализ данных о численности, условиях обитания (произрастания) и ареалах редких и исчезающих видах растений, животных и грибов, занесенных или рекомендуемых к занесению в Красную книгу Забайкальского края.

4. Прочие.

Развитие сети особо охраняемых природных территорий

1. Развитие государственного природного комплексного заказника областного значения В«Горная степьВ».

2. Охрана мест обитания редких видов животных на территории охранной зоны Даурского заповедникаВ».

3. Обустройство экологической тропы В«Адун-ЧелонВ» в охранной зоне заповедника В«ДаурскийВ».

4. Проведение мероприятий по сохранению и восстановлению дзерена в Кыринском районе.

5. Обустройство памятников природы на территории Забайкальского края.

Экологическое образование и просвещение

1. Проведение ежегодной региональной экологической акции В«Охранять природу – значит любить РодинуВ».

2. Организация и проведение мероприятий в рамках акции В«Дни АмураВ» и В«День Байкала - 2010В».

3. Информирование населения об уникальном природном наследии Забайкальского края.

4. Организация и проведение конференций, олимпиад, слетов, конкурсов, полевых лагерей.

Изданы:

1. Краевая экологическая газета В«Сохраним окружающую среду (СОС)В».

2. Государственный доклад В«О состоянии и охране окружающей среды в Забайкальском крае на 2008-2009 годыВ».

3. Буклеты, календари, набор открыток экологической тематики.

4. Видео- материалы экологической направленности с последующим размещением в региональном эфире общероссийском СМИ "Телепрограмма "Российское телевидение".

Среди выполняемых мероприятий – сбор и анализ данных о численности, условиях обитания и ареалах редких и исчезающих видах

В животных, растений и грибов, занесенных или рекомендуемых к занесению в Красную книгу Забайкальского края с последующим изданием Красной книги Забайкальского края.

Продолжается работа по обеспечению радиационной безопасности населения края, в том числе города Балея: подготовлены радиационно-гигиенические паспорта Забайкальского края и города Балея, разработан технологический регламент В«Проведение мероприятий по снижению уровней облучения за счет природных источников облучения в жилых домах на территории г. БалейВ».

Хотелось бы отметить следующее. В настоящее время на уровне Российской Федерации активно начался процесс разработки федеральных целевых программ в области охраны окружающей среды (строительство очистных сооружений и полигонов ТБО, рекультивация хвостохранилищ):

- охрана озера Байкал и Байкальской природной территории;

- сохранение качества трансграничных вод программа по Амурскому бассейну;

- экологическая безопасность – ликвидация накопленного экологического ущерба.

Но одним из обязательных условий формирования и финансирования федеральных целевых программ по строительству объектов – наличие проектно-сметной документации и положительного заключения государственной экспертизы.

В краевом бюджете на 2011 год средства на выполнение данных работ не предусмотрено (в частности, проектирование очистных сооружений в г. Хилок и доработка ПСД с. Красный Чикой).

Решение данного вопроса возможно в рамках ведомственной целевой программы при условии увеличения ее финансирования за счет средств, поступающих за негативное воздействие на окружающую среду, именно на эти цели.

Планы на 2011 год.

1. Реализация мероприятий ведомственной целевой программы В«Регулирование качества окружающей среды Забайкальского края на 2009-2011 годыВ» и подготовка проекта аналогичной ведомственной программы на 2012-2014 годы, в том числе:

- проведение Дней Амура;

- проведение акции В«Охранять природу – значит любить РодинуВ»;

- содержание и развитие особо охраняемых природных территорий.

2. Разработка краевой целевой программы В«Развитие системы особо охраняемых природных территорий Забайкальского края до 2016 годаВ».

3. Разработка основных стратегических направлений экологической политики Забайкальского края на основе Экологической политики Российской Федерации до 2020 года.

4. Реализация положений Концепции по обращению с отходами производства и потребления на территории Забайкальского края.

5. Реализация основных направлений Стратегии экологического образования Забайкальского края до 2020 года.

6. Реализация плана работы Координационного Комитета по устойчивому развитию бассейна реки Амур на 2010-2011 годы.

Для решения указанных задач необходимо формирование всеобъемлющего и взвешенного подхода государства к экологическим проблемам, выработанного с участием всех органов государственной и муниципальной власти, бизнес-сообщества, научных кругов и общественности и закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах.

По другим областям.

Показатели экологической ситуации в:
Красноярском крае
Челябинской области
Краснодарском крае
Ставропольском крае
Астраханской области
Волгоградской области
Ростовской области
Республике Алтай
Республике Тыва
Республике Хакасия
Алтайском крае
Красноярском крае
Иркутской области
Кемеровской области
Новосибирской области
Омской области
Томской области
Читинской области
Республике Башкортостан
Республике Марий Эл
Республике Мордовия
Республике Татарстан
Республике Удмуртия
Республике Чувашия
Пермском крае
Кировской области
Оренбургской области
Пензенской области
Самарской области
Саратовской области
Ульяновской области
Брянской области
Владимирской области
Воронежской области
Ивановской области
Костромской области
Курской области
Липецкой области
Московской области
Орловской области
Рязанской области
Смоленской области
Тамбовской области
Тверской области
Тульской области
Ярославской области

 

 Copyright В© ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.