Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Почвы Оренбургской области

На формирование почвенного покрова Оренбургской области существенное влияние оказал сухой, жаркий климат и дефицит осадков. Разнообразие рельефа, почвообразующих пород, климата, растительности определяют пестроту почвенного покрова (таблица 1.15).

Границы почвенных зон неправильны и растянуты, проникают одна в другую на большие расстояния (приложение 2). Характерная черта почвенного покрова области – его неоднородность. Почвенный покров Предуралья сформировался в несколько более гумидных условиях, нежели Зауралье. Разнообразие рельефа, частая сменяемость в пространстве разных по механическому составу и содержанию карбонатов почвообразующих пород, различная продуктивность естественного травостоя предопределили большую пестроту почв по карбонатному режиму, минералогическому составу и содержанию в них гумуса. В соответствии с этим большая часть территории Оренбургской области занята карбонатными разновидностями всех типов черноземов и темно-каштановых почв.

На севере и северо-западе области основу почвенного покрова составляют типичные и выщелоченные черноземы, сформированные на делювиальных желто-бурых глинах и суглинках, подстилаемые плотными осадочными породами. Южнее типичных черноземов находятся обыкновенные черноземы, которые располагаются с запада на восток через всю область. В западной части они простираются на юг примерно до верховьев рек Бузулука и Самары. Далее к востоку ее южной границей является долина Урала. На Урало-Тобольском плато эти почвы занимают пространства между долинами верховьев Суундука, Карабутака и Солончанки. К югу от полосы обыкновенных черноземов простираются южные черноземы. На юге и юго-востоке области они сменяются темно-каштановыми почвами. В Первомайском и Соль-Илецком районах темно-каштановые почвы представлены отдельными участками. В пределах Урало-Тобольского плато они занимают широкую полосу.

Среди черноземов южных и каштановых почв широко распространены солонцы и солонцово-солончаковые почвы, особенно в таких районах, как Первомайский, Соль-Илецкий, Акбулакский, Кваркенский, Гайский, Новоорский, Адамовский, Светлинский, Домбаровский. По речным поймам и террасам распространены почвы дерново-луговые, лугово-черноземные, лугово-болотные, солонцы и солончаки.

Черноземы типичные, обыкновенные, южные занимают значительные территории и составляют основной фонд пахотных почв Оренбургской области.

 

Таблица 1.15

Состав почвенного покрова Оренбургской области

Почвы

Общая площадь

В том числе в %

тыс. га

%

пашня

сенокосы

пастбища

прочие

Серые лесные

50,9

0,4

       

Черноземы, в т.ч.

           

выщелоченные

279,5

2,3

66,5

3,1

8,8

21,6

типичные

634,9

5,1

77,5

2,3

15,8

4,7

обыкновенные

2678,2

21,6

73,5

3,9

18,9

3,7

южные

2808,2

22,8

69,4

3,4

23,5

3,7

темно-каштановые

530,4

4,3

62,4

6,9

27,3

3,4

по всем почвенным подзонам:

6982,1

56,5

       

Малосформир-нные

633,0

5,1

2,6

2,3

84,7

10,4

солонцово-солончаковые

2413,6

19,5

16,1

3,4

70,5

6,9

овражно-балочные

211,8

1,7

3,1

9,9

48,1

38,9

луговые и пойменные

733,7

5,9

15,6

30,4

38,7

15,3

Пески

99,3

0,8

3,9

13,7

39,7

42,7

Выходы горных пород

34,1

0,2

-

-

-

100,0

Прочие

1262,6

10,3

-

-

-

100,0

Всего по области

12370,2

100,0

       

Почвенный фонд Оренбургской области свидетельствует о большом разнообразии типов и подтипов почв. При этом зональные почвы – черноземы, обладающие значительным запасом плодородия и отличающиеся наиболее высокой биопродуктивностью и экологической стабильностью – полностью распаханы.

Антропогенная деградация на эрозионноопасных типичных и обыкновенных черноземах усилила процессы трансформации почвенного покрова в неоднородные водно-эрозионные структуры. В результате этого почти не осталось тучных черноземов, среди обыкновенных черноземов сократились площади среднемощных и значительно возросли площади маломощных разновидностей. Освоение малогумусных маломощных и эродированных черноземов также привело к снижению содержания гумуса и мощности гумусового горизонта, в связи с чем, они стали приобретать характерные признаки менее плодородных степных черноземов.

Земельный фонд Оренбургской области и его структура

Земли, находящиеся в пределах Оренбургского края, составляют земельный фонд области. В соответствии с данными государственной статистической отчетности территория Оренбургской области, по сравнению с предшествующим годом, не изменилась и составляет 12370,2 тыс.га, по этому показателю она занимает 32 место в России.

Государственный учет земель, согласно действующему законодательству, осуществляется по категориям земель и угодьям.

Категория земель – это часть земельного фонда, выделяемая по основному целевому назначению, имеющая определенный правовой режим (ГОСТ 26640-85).

Распределение земель по категориям показывает преобладание в структуре земельного фонда земель сельскохозяйственного назначения, на долю которых приходится 88,4%, а также земель лесного фонда – 5,1% (рисунок 1.49).

Структура земельного фонда Оренбургской области по категориям земель 2010 год

Рисунок 1.49. Структура земельного фонда Оренбургской области по категориям земель
2010 год

В период, когда земельный фонд был объектом исключительной государственной собственности и хозяйственного использования, учет земель осуществлялся по фактическому использованию и носил ведомственный характер. В условиях централизованной экономики система учета строилась исходя из необходимости планирования, финансирования и строгого контроля реализации мероприятий со стороны государства, в которых земля выступала основным средством производства.

Таблица 1.16

Распределение земельного фонда Оренбургской области по категориям земель (тыс.га)

Наименование категорий земель

2009 г

2010 г.

2010 г к 2009 г +/ –)

В % от общей площади области

Земли сельскохозяйственного назначения

10945,5

10938,4

–1,7

88,4

Земли населенных пунктов

404,5

404,9

+0,4

3,3

Земли промышленности, транспорта, связи

262,5

262,9

+0,4

2,1

Земли особо охраняемых территорий

23,6

79,1

+55,5

0,6

Земли лесного фонда

681,5

632,3

– 49,2

5,1

Земли водного фонда

21,5

21,5

-

0,2

Земли запаса

31,1

31,1

-

03

ИТОГО

12370,2

12370,2

–

100,0

Изменение государственного устройства России, в том числе установленных различных форм собственности на землю, провозглашенных Конституцией Российской Федерации, явилось основанием для изменения законодательства, действовавшего в сфере государственного управления земельными ресурсами. Принадлежность земель к той или иной категории по ст. 7 ЗК РФ предопределяет основное их целевое назначение и соответствующий правовой режим использования земель каждой конкретной категории (с учетом зонирования и разрешенного использования). Отнесение земель к категориям и перевод их из одной в другую производится в соответствии со ст. 8 ЗК РФ в соответствии с Федеральным законом В«О переводе земель или земельных участков из одной категории в другуюВ» от 21 декабря 2004 г. в„– 172-ФЗ. Таким образом, при формировании сведений обо всех землях в границах территории Оренбургской области в общую площадь земель каждой из категорий земельного фонда не включались площади земель, предоставленные в срочное пользование (аренду, безвозмездное срочное пользование или долгосрочное пользование) из иных категорий (таблица 1.16).

Основанием для принятия решения о переводе земель являлись постановления Правительства Оренбургской области о переводе земель из одной категории земель в другую.

Изменения в категориях земель области в 2009 году произошли в связи с переводом земель лесного фонда назначения в земли особо охраняемых территорий и объектов.

Государственный мониторинг земель, анализ качественного состояния земель

Мониторинг земель является разновидностью государственных контрольных мероприятий и представляет собой комплексную систему наблюдений за состоянием земельного фонда, являющуюся составной частью мониторинга компонентов окружающей природной среды и выполняющую базовую, связующую роль между другими видами мониторинга природных ресурсов.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель определен в Положении об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 года N 846 (далее - Положение). Согласно названному Положению мониторинг включает в себя:

- сбор информации о состоянии земель в РФ, ее обработку и хранение;

- непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

- анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

Основными целями мониторинга земель являются:

- диагностика состояния земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

- информационное обеспечение государственного кадастра недвижимости, рационального землепользования и землеустройства, контроля за использованием и охраной земель;

- обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

На всей территории Российской Федерации ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.

Сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного кадастра недвижимости на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий. В отношении каждой категории земель применяется определенный перечень сведений о земельных участках.

Мониторинг охватывает все земли Российской Федерации независимо от форм собственности, целевого назначения и характера использования.

Все наблюдения подразделяются в зависимости от сроков их проведения на базовые (на момент начала ведения мониторинга), периодические (через год и более) и оперативные (фиксирующие текущие изменения), а в зависимости от территории охвата - на федеральные, региональные и локальные.

Полученные и зафиксированные с помощью документов мониторинга объективные материалы о состоянии земель используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан.

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, также служат правовым основанием для принятия необходимых решений компетентными государственными органами, ответственными за правильное использование земель и их охрану.

Мониторинг земель Оренбургской области осуществлялся ежегодно с 1993 г. 

В Оренбургской области в целях создания системы государственного кадастра недвижимости, в развитие федеральной целевой программы В«Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 гг.)В», подпрограммы В«Создание системы кадастра недвижимостиВ» (2006-2011 гг.) была принята и реализуется областная целевая программа В«Создание системы кадастра недвижимости и управления земельно-имущественным комплексом на территории Оренбургской области (2005-2011 гг.)В» от 18 января 2005 г. в„–1774/303-III-03.

Работы по мониторингу земель выполняются в соответствии с областной целевой программой и В«Методикой совершенствования дальнейшего осуществления экологического мониторинга земель Оренбургской областиВ» (2000 г.) и включают следующие мероприятия:

- выполнение работ по мониторингу земель населенных пунктов и прилегающих к ним территорий;

- производство работ по взятию снеговой пробы и образцов почв на загрязнение тяжелыми металлами при обследовании земель техногенных ландшафтов дорог;

 - исследование эродированных и дефлированных земель по элементам рельефа (ландшафта) пашни и кормовых угодий;

- проведение плановых наблюдений (полевых, лабораторных, их систематизация) на мониторинговых участках земель сельскохозяйственного назначения, на участках земель природоохранного назначения, землях лесного фонда;

- производство работ по ведению мониторинга почв затопляемых и подтопляемых территорий бассейнов рек;

- организация и ведение ГИС мониторинга земельных угодий области (создание банка данных по мониторингу земель);

- подбор, привязка и картографирование новых дополнительных мониторинговых участков;

 - составление и ведение областной комплексной рабочей дежурной карты экологического состояния земель;

- составление карты техногенных и экзогенных процессов нарушений земель Оренбургской области (действующие овраги, карьеры, отвалы) и их влияние на экологическое состояние окружающей среды;

- генерализация результатов мониторинговых исследований;

- анализ материалов исследований по мониторингу земель Оренбургской области.

С 2010 г. согласно положению об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 в„– П/176, полномочия по ведению государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) возложены на Управление Росреестра по Оренбургской области.

В 2010 г. на выполнение работ по мониторингу земель Оренбургской области за счет средств областного бюджета был заключен государственный контракт с ООО В«НПП В«ГИПРОЗЕМВ». Повторно проведены исследования на 26 мониторинговых участках.

В настоящее время региональная система мониторинга Оренбургской области охватывает земли всех категорий и состоит из 66 полигонов, 491 реперного участка, 21 катены (Приложение 3).

В основу анализа современного качественного состояния земель региона и их важнейшего компонента – почв положены совокупные данные, полученные в результате регионального земельного мониторинга. Мониторинг земель Оренбургской области осуществляется путем систематического долговременного отслеживания их экологического состояния на специально подобранных мониторинговых участках или на специально отведенных территориях.

Система мониторинга земель складывается из определения месторасположения полнопрофильного разреза-репера, констатации экологического состояния территории, на которой он расположен, наблюдения за экзогенными процессами, характерными для данной площади, оценки уровня риска, прогнозирования темпа экологических изменений, принятия решений по нейтрализации негативных явлений.

Комплекс природных условий области и антропогенных факторов способствовал развитию деградационных процессов. К природным условиям необходимо отнести континентальный климат, сложность и неоднородность ландшафтов и в первую очередь – рельефа, полигенетичность и полиморфизм почвообразующих пород, комплексность почвенного покрова. Из антропогенных, особо следует выделить то, что во время освоения целины на территории области были введены 1,8 млн. га земель 80% из которых имели ряд негативных признаков и свойств (склоновые, щебенчатые, засоленные и солонцеватые), обусловивших развитие деградационных процессов и ухудшение экологической обстановки. Необходимо отметить, что до сих пор эти земли не выведены из пахотного фонда.

Научными и мониторинговыми исследованиями выявлен целый спектр видов деградации земель, в той или иной степени проявляющихся на территории области. Чаще всего речь идет о таких видах деградации земель как: эрозия и дефляция, дегумификация, засоление и осолнцевание, подтопление, подкисление и окарбоначивание почв, переуплотнение, слитизация, обесструктуривание, деградация степных фитоценозов, загрязнение промышленными отходами и токсикантами, опустынивание и др. Из всех перечисленных видов деградации только опустынивание пока не имеет строгой сущности определения и четких критериев оценки, которые можно было бы успешно применить на территории региона. Все остальные виды имеют научно выявленную сущность и критерии оценки, хотя правильность их применения в отдельных случаях вызывает определенные сомнения.

Применительно к земле, деградационные процессы и явления – это те из них, которые сопровождаются частичной или полной утратой почвенным покровом своих экологических функций в биосфере, в том числе почвенного плодородия, иного ухудшения качества земель, или оказываются причиной их значительного повреждения или полного уничтожения. В свою очередь поиск причин деградационных изменений эколого-производственного состояния земель и отслеживание их динамики в ходе осуществления мониторинга необходимы для того, чтобы иметь возможность прогнозировать возникновение и развитие деградационных процессов и создавать научно-обоснованные системы мероприятий по защите земельных угодий.

Основу мониторинга земель Оренбургской области составляет слежение за состоянием земель сельскохозяйственного назначения, вследствие того, что именно эта категория земель является преобладающей в структуре земельного фонда области. Мониторинговые исследования земель этой категории прошлых лет показали, что длительное использование оказывает отрицательное воздействие на земельные ресурсы. На территории Оренбургской области практически не осталось земель, которые не испытали антропогенного воздействия, преимущественно негативного характера. Набор и интенсивность проявления процессов и явлений отличаются по природным сельскохозяйственным зонам области.

На землях сельскохозяйственного назначения представлены два типа участков – это полигоны и почвенно-геохимические катены. Период переобследования составляет 5 лет.

Для мониторинговых участков, где проводились повторные обследования можно сделать следующий анализ.

При проведении первичных геоботанических изысканий на участках и сопоставлении полученных данных со сведениями геоботанических обследований прошлых лет установлено, что произошли изменения в видовом составе: увеличилось видовое разнообразие и продуктивность естественных пастбищ. В структуре растительных сообществ увеличилась доля злаковых и разнотравья, сильно- и среднесбитые пастбища, занимавшие значительные пространства, стали редки. Таким образом, можно сделать вывод, что из-за минимизации нагрузки происходит восстановление естественного растительного покрова кормовых угодий.

Исследования на содержание тяжелых металлов в почвах сельскохозяйственных земель позволяет судить о чистоте почв по исследуемому признаку. Ни в одном из исследуемых участков не зафиксировано повышение ПДК подвижных форм тяжелых металлов, зафиксированы единичные случаи превышения содержания ПДК по валовым формам тяжелых металлов, что связано с химизмом и генезисом почвообразующих пород, многие свойства которых наследуются почвой, и не связаны с какими-либо техногенными причинами. Следовательно, проблема загрязнения агроландшафтов тяжелыми металлами для Оренбургской области на данный момент не актуальна.

В агрохимическом плане пашня исследуемых участков оказывается недостаточно обеспеченной в отношении питательных элементов необходимых для получения хороших и стабильных урожаев. Для восстановления эффективного плодородия необходимо внесение органических и минеральных удобрений.

Исследования почвенно-геохимических катен показали, что на склонах крутизной более 3-5о в подавляющем большинстве случаев развиваются процессы водной эрозии. Для предотвращения дальнейшей деградации почвенного покрова территорий необходимо выведение из пашни участков расположенных на склонах крутизной более 3-5о и залужение их многолетними травами.

Мониторинг земель населенных пунктов производится с 1996 года в гг. Оренбург, Бузулук, Орск. В каждом городе обследовалось 5 участков. Начиная с 2001 года, работы проводятся также в гг. Кувандык и Медногорск, количество участков исследования в городах доведено до 30, на которых отбираются пробы на содержание тяжелых металлов и ядохимикатов. Период переобследования земель населенных пуктов составляет 1 год.

За прошедший период работ в исследуемых городах области выявлены некоторые особенности:

1. Во всех городах по всем реперным участкам наблюдались превышения концентраций тяжелых металлов, элементарный состав при этом варьировал в пространстве и времени. Это свидетельствует о большой зависимости содержания тяжелых металлов от различных факторов обуславливающих попадание и выведение их из почв.

2. В городах Предуралья – гг. Оренбург и Бузулук и низкогорья Урала гг. Орск, Медногорск и Кувандык доминируют различные элементы загрязнители. Для г. Оренбурга главный элемент загрязнитель – свинец, затем цинк, никель и кадмий. Загрязнение г. Бузулук также характеризуется доминированием свинца, в 2005 году максимальное превышение составило 12,1 ПДК. В г. Кувандык загрязнение обусловлено повышенным содержанием свинца, никеля и кадмия, при этом максимальное превышение установлено для подвижных форм свинца в 2,7 ПДК. Город Медногорск оправдывает свое название, т.к. превышение ПДК по меди зафиксировано практически на всех участках опробования, наряду с этим в числе элементов загрязнителей оказался свинец, цинк кадмий и никель. Необходимо отметить, что максимальное превышение ПДК в 2005 году зафиксировано по подвижной форме меди, которое составило 63,5 ПДК. Загрязнение тяжелыми металлами г.Орска обусловлено повышенными концентрациями никеля, кадмия, свинца, цинка и меди. Основным элементом загрязнителем для этого города является никель, максимальное превышение концентрации подвижной формы данного элемента в 2005 году составило 30 ПДК.

При проведении мониторинга земель природоохранного назначения необходимо учитывать, что земли природоохранного назначения не испытывают на себе антропогенный прессинг, являясь при этом региональными эталонами для сравнения параметров и тенденций в изменении других мониторинговых участков. Необходимо отметить, что по результатам исследований проводимых с 1997 года не зафиксировано каких-либо негативных изменений признаков и свойств земель участков.

В результате работ по мониторингу земель лесного фонда выявлено, что определяющим процессом в геохимическом состоянии почв является выщелачивание элементов вниз по профилю. Также наблюдается тенденция в накоплении тяжелых металлов.

Мониторинг земель водного фонда сводится к выявлению влияния подтопления и фильтрационных вод водохранилищ на процессы развития почвенного покрова и уровня грунтовых вод. За прошедший период было обследовано Елшанское, Сорочинское, Ириклинское, Черновское, Димитровское водохранилища, на которых производилось изучение изменений почвенного покрова вызванных строительством водохранилищ. Период переобследования составляет 3 года. Выявлены такие деградационные процессы почвенного покрова как заболачивание, осолонцевание и засоление. Заболачивание вызвано периодическим подтоплением прибрежной территории водохранилищ, которое в свою очередь связано с технологией их использования: набор-разгрузка вод. Процессы осолонцевания и засоления обусловлены, во-первых, подъемом уровня грунтовых вод, а во-вторых, их химизмом.

В ходе проведенных исследований проб снеговой воды на мониторинговых землях транспорта выявлено, что содержание почти всех тяжелых металлов и микроэлементов по трем дорогам Оренбург-Орск, Оренбург-Абдулино, Оренбург-Бузулук значительно, и превышает ПДК. В смешанных образцах почв превышение ПДК практически отсутствует, что свидетельствует о высокой миграционной способности загрязняющих элементов по профилю почв и аккумуляцией растениями. Установлено, что придорожные лесополосы являются частью естественного биогеохимического барьера и значительно снижают за собой концентрацию загрязняющих элементов, препятствуя их распространению.

За годы работ в рамках областной программы мониторинга земель проведены работы по контролю над состоянием загрязнения почвенного покрова территорий следующих объектов: Гайский ГОК (Гайский район); Буруктальский рудник (Светлинский район); Месторождение В«ЛетнееВ», Станц. погруз. месторожд. В«ЛетнееВ», Карьер В«ОренбургасбестВ» (Ясненский район); Хвостохранилище ЗАО В«ОрметВ», Карьер В«Барсучий логВ» (Новоорский район); Карьер В«Яман-КасыВ» (Кувандыкский район); Буроугольный карьер (Тюльганский район); Джусинский рудник (Адамовский район).

При обследовании объектов выявлено загрязнение тяжелыми металлами прилегающих территорий – почв и водных объектов. Так, зарегистрировано превышение ПДК в почвах сопредельных ландшафтов Гайского ГОК, карьера В«ОренбургасбестВ», В«Яман-КасыВ», хвостохранилища ЗАО В«ОрметВ», Буроугольного карьера, Джусинского рудника.

Выявлено превышение ПДК в водных объектах сопредельных территорий. Наиболее сложная ситуация по превышению ПДК в водных объектах зафиксирована для ручья Колпачка берущего свое начало у отвалов Гайского рудника и непосредственно впадающего в р. Урал. Так, превышение по меди составляет 47,2, цинка – 82,5, кобальта – 1,6, марганца – 290, никеля – 29,2, свинца – 40,6, хрома – 1,9 ПДК для воды хозяйственно-бытового значения. Если же брать ПДК для водоемов рыбохозяйственного использования, превышение для ручья Колпачка (а он впадает в р. Урал) составит уже несколько сотен ПДК.

Государственный контроль за использованием земель в Оренбургской области

Организация осуществления государственного земельного контроля

Государственный контроль за использованием и охраной земель является важнейшим механизмом управления земельными ресурсами, который обеспечивает соблюдение требований земельного, гражданского, природоохранного, градостроительного и иного законодательства в сфере земельных отношений. Одной из основных задач отдела государственного земельного контроля является выявление, пресечение и профилактика нарушений, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, Земельным кодексом РФ, выявление причин и условий, способствующих их возникновению, защита государственных и общественных интересов, а также прав граждан и юридических лиц в сфере земельных отношений.

Государственный земельный контроль в Оренбургской области осуществляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области и Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области.

Основной нормативной базой, регулирующей процедуру осуществления госземконтроля, являются: Конституция Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон В«О государственном кадастре недвижимостиВ», Федеральный закон В«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)В», постановление Правительства РФ от 15.11.06г. в„– 689 В«О государственном земельном контролеВ», а также иные нормативные правовые акты.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных. 

Постановление Правительства РФ в„– 689 В«О государственном земельном контролеВ» обозначило новые направления деятельности Управления Россельхознадзора по обеспечению соблюдения требований охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения в пределах установленной сферы деятельности и в связи с этим 1 февраля 2008 года в структуре Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области организован отдел земельного контроля.

В целях организации проведения контрольно-надзорных мероприятий разработано Положение об отделе земельного контроля от 07 января 2008 года утверждённое Руководителем Управления. Настоящее Положение определяет основные полномочия и организацию деятельности отдела земельного контроля и разработано в соответствии с Положением об Оренбургской области и действующим законодательством РФ;

Отдел земельного контроля осуществляет на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений контроль за соблюдением:

- выполнения в соответствии с Федеральным законом В«О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначенияВ» мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;

- выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья  людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

- выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности;

По состоянию на 01.01.2011 года фактическая численность сотрудников отдела земельного контроля Управления Россельхознадзора по Оренбургской области составляет 24 человека, из которых 19 государственных инспекторов по использованию и охране земель.

На основании ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации Росреестр и его территориальные органы осуществляют государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.

В соответствии с Федеральным законом государственный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утвержденными в установленном порядке, на основании распоряжения руководителя органа, осуществляющего государственный земельный контроль, с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.

На территории Оренбургской области функции по осуществлению государственного земельного контроля в 2010 году исполняли 89 государственных инспекторов по использованию и охране земель, в том числе 43 главных и их заместителей.

Государственный земельный контроль на территории области осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок соблюдения земельного законодательства всеми категориями землепользователей, совместных проверок с представителями территориальных органов Росприроднадзора, Россельхознадзора и прокуратуры, а также путем рассмотрения материалов, направляемых органами прокуратуры, внутренних дел и муниципального земельного контроля.

В целях активизации работы по осуществлению госземконтроля Управлением регулярно проводятся выездные совещания, проверки деятельности госземинспекторов по городам и районам с оказанием практической помощи.

Анализ сведений, полученный при осуществлении государственного земельного контроля Управлением Россельхознадзора и Управлением Роснедвижимости по Оренбургской области рассмотрен в части 6, раздел 6.5.4 госдоклада.

Взаимодействие с органами власти

В рамках взаимодействия с территориальными управлениями федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции в области государственного земельного контроля, а также с управлениями правоохранительных органов, Управлением Россельхознадзора по Оренбургской области были заключены следующие соглашения:

1.  Соглашение в„– 171/01 от 24.07.08 г. о взаимодействии между Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Оренбургской области и Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области в сфере противодействия наркомании и борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

2.  Соглашение от 24.04.08 г. между Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области и Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области по обеспечению взаимодействия и координации деятельности в сфере осуществления государственного земельного контроля;

3.  Соглашение от 24.06.10 г. между Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области по обеспечению взаимодействия и координации деятельности в сфере осуществления государственного земельного контроля;

4.  Соглашение от 15.02.08 г. между Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области и УВД по Оренбургской области;

5.  Соглашение от 10.03.06 г. между Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области и Управлением ФСБ по Оренбургской области;

6.  Соглашение от 17.04.07 г. между Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области и Главным управлением МЧС России по Оренбургской области;

7.  Соглашение от 28.02.08 г. между Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области и Государственным учреждением В«Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской областиВ»;

8.  Соглашение от 15 декабря 2008 года об организации взаимодействия между Управлением Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области и Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области;

9.  Соглашение от 17 апреля 2009 года об информационном взаимодействии между Прокуратурой Оренбургской области и Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области;

10. Соглашение от 18 октября 2005 года о взаимодействии между Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области и Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области;

11. Соглашение от 06.08.09 г. между Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области и Управлением Федеральной налоговой службой России по Оренбургской области;

12. Соглашение от 09.06.09 г. в„– 136-09 о взаимодействии между Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области и Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области;

13. Соглашение от 30.10.06 г. между Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области и Министерством природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области.

Так же заключено 13 соглашений о порядке взаимодействия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области и Администрациями муниципальных образований Оренбургской области в целях организации муниципального земельного контроля.

На основании вышеуказанных соглашений отделом земельного контроля в области государственного земельного контроля было проведено 86 совместных проверок с органами исполнительной власти.

В плане взаимодействия с органами власти подписаны Соглашения о взаимодействии Управления Росреестра по Оренбургской области с Управлениями Россельхознадзора по Оренбургской области в целях проведения совместных проверок соблюдения земельного законодательства и обмена информацией.

Государственными инспекторами по использованию и охране земель проводятся проверки решений органов местного самоуправления по вопросам предоставления и изъятия земельных участков на предмет их соответствия требованиям земельного законодательства. В ходе проведения данных проверок в течение 2010 года проверено 20857 решений органов местного самоуправления, из которых 61 принято с нарушением требований земельного законодательства, вследствие чего по 54 решениям в органы местного самоуправления внесены предложения о приведении указанных актов в соответствие с земельным законодательством, 17 материала направлены в органы прокуратуры для признания недействительными ненормативных актов органов местного самоуправления. В результате принятых мер 51 решение приведено в соответствие с действующим законодательством.

В целях реализации положений ст. 72 Земельного кодекса РФ заключены Соглашения о порядке взаимодействия Управления Росреестра по Оренбургской области с 26 из 44 муниципальных образований Оренбургской области в целях организации муниципального земельного контроля. В течение 2010 года должностными лицами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, в территориальные отделы Управления направлен 55 материалов проверок соблюдения земельного законодательства. По представленным материалам госземинспекторами составлено 52 протокола об административных правонарушениях, 52 лица привлечены к административной ответственности с наложением денежных штрафов на общую сумму 65 тыс. рублей, из которых 46 тыс. рублей взысканы.

Государственный земельный контроль как мера эффективного управления земельными ресурсами

Законодательство представляет собственникам, землевладельцам, землепользователям и арендаторам широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле. Однако такая деятельность в соответствии со ст. 36 конституции Российской Федерации не должна наносить ущерб окружающей среде, нарушать права и интересы иных граждан.

Государственный контроль за соблюдением земельного законодательства на территории области (в отношении всех видов и категорий земельных участков как объектов гражданских прав) является одной и основных функций государственного управления земельными ресурсами области. Управление земельными ресурсами осуществляется в виде регулирования земельных отношений посредством обеспечении соблюдения требований земельного законодательства путем осуществления постоянного контроля за использованием и охраной земель и принятия необходимых мер к нарушителям земельного законодательства.

Основными принципами осуществления государственного земельного контроля являются законность, приоритет мер предупреждения правонарушений в области земельных отношений и неотвратимость наказания за совершенные нарушения земельного законодательства, восстановление нарушенных прав собственников земли и землепользователей.

Как показывает практика, осуществление государственного земельного контроля ориентирует собственников, землепользователе, землевладельцев и арендаторов земли на рациональное использование земельных участков, в соответствии с их целевым назначением и условиями предоставления, на соблюдение установленных законодательством требований. Привлечение нарушителей в административной ответственности и обеспечение устранения допущенных нарушений земельного законодательства позволяют восстановить нарушенные права законных владельцев земельных участков, своевременно вернуть землю в хозяйственный оборот.

В плане государственного земельного контроля как меры эффективного управления земельными ресурсами Управлением Россельхознадзора проводятся следующие мероприятия:

1. В соответствии с ежегодным планом согласованным Генеральной прокуратурой РФ проводятся контрольно- надзорные мероприятия на предмет соблюдения земельного законодательства субъектами предпринимательства при использовании земель сельскохозяйственного назначения.

2. В соответствии с программой В«Развития АПКВ» проводятся совместные проверки с прокуратурой на предмет выявления невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а также порче земель.

3. Проводятся мероприятия по выявлению на землях сельскохозяйственного назначения дикорастущих наркосодержащих растений на территории Оренбургской области.

4. Необходима координация между федеральными органами исполнительной власти осуществляющими государственный земельный контроль и органами местного самоуправления муниципальных образований районов по вопросам осуществления государственного земельного контроля, для повышения рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и охраны окружающей среды.

 

 Copyright В© ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.