Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Экология крупных городов Брянской области

Экология Брянска

Несмотря на осуществление за последние годы комплекса приро-доохранных мероприятий как федерального, так и регионального значения, экологическая обстановка в городе продолжает оставаться неблагоприятной. Загрязнение атмосферного воздуха, воды, почвы, изменение условий отдыха, труда, образа жизни оказывает влияние на процесс формирования состояния окружающей среды и здоровья жителей города.

На территории города хозяйственную деятельность, связанную с природопользованием, осуществляют свыше 10 тыс. субъектов различных отраслей экономики.

Порядка 1200 предприятий и организаций имеют стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха. По данным управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Брянской области в 2009 году промышленными предприятиями и автотранспортом города Брянска выброшено в атмосферный воздух 53,14 тыс. т различных загрязняющих веществ, в том числе от стационарных источников 7,6 тыс. т и 45,54 тыс. т от автотранспорта.

Наибольший объём загрязнения атмосферного воздуха от стацио-нарных источников дают промышленные предприятия: ООО ПК В«Бежицкий сталелитейный заводВ» – 2,7 тыс. т, Брянское ОП (ТС) ОАО В«Брянские коммунальные системыВ» – 1,6 тыс. т, ЗАО В«УК В«БМЗВ» – 0,4 тыс.т.

В сравнении с 2008 годом эти данные свидетельствуют о некотором уменьшении степени загрязнения воздуха от стационарных источников.

Автотранспорт является одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха. Отработавшие газы автомобилей содержат около 200 вредных веществ, большинство из которых токсичны. В выбросах карбюраторных двигателей основная доля вредных продуктов приходится на оксид углерода, углеводороды и оксиды азота, а в дизельных – на оксиды азота и сажу. В городе зарегистрировано более 65 тыс. передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха, из них: с карбюраторными двигателями 50%, дизельными – 35%, работающие на сжиженном и сжатом газе – 15%. Вклад автотранспорта в общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу составил 78% от суммарных выбросов стационарных и передвижных источников.

Для своевременного выявления и устранения превышений норм выбросов загрязняющих веществ, правильной регулировки двигателей и выпуска на линию только исправных автомобилей на предприятиях, имеющих большое количество автотранспорта, организованы контрольно-регулировочные пункты (КРП). Двигатели частных автомобилей регулируются на станциях техобслуживания. При проведении диагностики транспортных средств установлено, что каждый пятый автомобиль не соответствует установленным нормативам по выбросам СО и СН.

Главной причиной неблагоприятного воздействия автотранспорта на окружающую природную среду остаётся низкий технический уровень эксплуатируемого подвижного состава и отсутствие системы нейтрализации отработавших газов. Одной из причин повышенной загазованности улиц города является неудовлетворительное состояние части автомобильных дорог, что увеличивает выбросы от автотранспорта до 30%.

В настоящее время ослаблен контроль содержания вредных веществ в отработавших газах автомобильных двигателей, эксплуатация автомобилей осуществляется с превышением установленных норм ГОСТа, особенно маршрутных такси и частного автотранспорта, т.к. техобслуживание данного вида транспорта в основном проводится личным владельцем.

Реальный путь снижения В«токсичностиВ» передвижных источников загрязнения атмосферы – это установка на них катализаторов выхлопных газов, перевод автомобилей на сжатый природный газ. Однако это связано с высокой стоимостью переоборудования автомобиля, отсутствием на автотранспортных предприятиях области обученного персонала и качественным обслуживанием газобаллонной аппаратуры.

Для контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от эксплуатации автотранспортных средств также необходимо ежегодное прове-дение на территории города Брянска операции В«Чистый воздухВ» совместно с органами ГИБДД и органами транспортной инспекции, что позволит установить количество единиц автотранспорта не соответствующих установленных норм ГОСТа, устранить выявленные недостатки выполнения природоохранного законодательства и стандартов, регламентирующих выбросы токсичных и загрязняющих веществ в отработавших газах автомобилей.

В 2009 году по городу Брянску среднегодовая концентрация основных загрязняющих веществ в атмосфере по пыли, диоксиду серы, оксиду углерода, диоксиду азота, формальдегиду превышала предельно допустимую в 1,3-2,5 раза и оставалась на уровне 2008 года.

С целью проведения работ по снижению выбросов от стационарных источников хозяйствующих субъектов необходимо наладить проведение инструментального контроля за выбросами вредных веществ в атмосферный воздух на предприятиях машиностроительного комплекса, деревообработки, производства строительных материалов, что позволит иметь объективные данные по загрязнению атмосферы и проведению мероприятий по их снижению.

Отсутствие специального оборудования, регулярной информация об интенсивном загрязнении атмосферного воздуха в черте города передвижными источниками не позволяет контролировать уровень загрязненности, разрабатывать и проводить мероприятия по снижению уровня загрязнения до нормативных показателей.

Для организации мониторинга за состоянием окружающей среды возникает необходимость разработки экологического атласа и карты загрязнения города Брянска, создания передвижного поста экологического контроля, что позволит разрабатывать и включать в экологические программы природоресурсные и природоохранные мероприятия хозяйствующих субъектов конкретной направленности.

В городе Брянске сформировалась напряженная обстановка с отходами производства и потребления.

Наблюдая динамику образования отходов производства и потребления на территории города с 2000 года, можно сказать, что ежегодный прирост их образования составляет примерно 10%.

Анализ сложившейся ситуация в части образования, использования и хранения отходов производства и потребления показывает, что рост объемов образования отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды и представляет реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений.

Индустриальные методы переработки отходов на территории города не превышают 3-4%. Отсутствует инфраструктура и система по сортировке, переработке и использованию промышленных и твердых бытовых отходов.

Завершено строительство нового полигона твёрдых бытовых отходов с устройством санитарно-защитной зоны в районе п. Большое Полпино (1 очередь строительства). 

В связи с отсутствием специализированного полигона для утилизации токсичных промышленных отходов в городе не решена проблема по переработке, утилизации, обезвреживанию токсичных промышленных отходов (отходов гальванического производства, отходов хлористого бария, глауконитовых песков бывшего Брянского фосфоритного завода, золошлаковых отходов Брянской ГРЭС, а также осадка на иловых площадках городских очистных сооружений).

Отходы гальванического производства размещены на территории предприятий ЗАО В«УК БМЗВ», ЗАО В«Термотрон – ЗаводВ», ФГУП В«111 военный завод МО РФВ», ФГУП В«БЭМЗВ»,  и др. в металлических и бетонных хранилищах. Отходы хлористого бария (II класс опасности) не утилизируются. На предприятиях ЗАО В«УК БМЗВ», ЗАО В«Термотрон – ЗаводВ», и др., они размещаются для хранения на промплощадках, в том числе учитывается и кирпич, пропитанный солями хлористого бария.

Не в полной мере используется горелая земля, на предприятиях ЗАО В«УК БМЗВ», ООО В«ПК Бежицкий сталелитейный заводВ», ЗАО В«Термотрон – ЗаводВ», ОАО В«ИрмашВ» и др. Накоплено более 50 тыс. т горелой земли. Опасность для окружающей природной среды представляют отвалы горелой земли, расположенные в водоохранных зонах рек и других открытых водоемов.

До настоящего времени не решён вопрос утилизации опасных медицинских отходов. Условий для их утилизации нет ни в одном лечебно-профилактическом учреждении.

В городе не решена проблема по складированию порубочных остатков, снега от уборки улиц и дворовых территорий города.

Экологический ущерб городу наносят множество ежегодно образующихся несанкционированных свалок. Из-за их воздействия происходит загрязнение воздушного бассейна, вывод из оборота земель, их захламление, загрязнение подземных вод. Разработка генеральной схемы очистки города позволит существенно улучшить санитарно-экологическое состояние города.

Наиболее крупным загрязнителем водных ресурсов являются промышленные и коммунальные предприятия города Брянска. Объем сбрасываемых загрязненных сточных вод за 2009 год составил 48,575 млн. м3, в том числе сброс сточных вод в поверхностные водные объекты – 48,555 млн. м3, из них загрязнённые – 48,426 млн. м3 и нормативно очищенные – 0,129 млн. м3.

МУП В«Брянский городской водоканалВ» обеспечивает водой питьевого качества население, социально-бытовые и промышленные объекты г. Брянска, а также производит приём хозяйственно-бытовых и производственных стоков в систему канализации, их транспортировку, очистку и сброс в водный объект.

В 2009 году было поднято воды 63296,0 тыс. м3. Подача воды в сеть составила 60154,0 тыс. м3, реализовано воды 53836,0 тыс. м3, потери составили 6318 тыс. м3.

Серьезную проблему для водоснабжения г. Брянска представляет собой повышенное содержание железа в водах верхнедевонской толщи (Брянское месторождение пресных подземных вод), которое со временем неуклонно растет. Максимальное содержание железа отмечается в скважинах, эксплуатирующих верхнедевонский горизонт (задонско-заволжский комплекс) – 3,46 мг/л.

За счёт средств федерального бюджета, предусмотренных подпрограммой В«Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры федеральной целевой программой В«ЖилищеВ» на 2002-2010 гг. ведётся строительство В«Станции обезжелезивания на водозаборе В«ДеповскойВ» в Володарском районе, производительностью 20,0 тыс. м3/сут.

В 2009 году проведены неотложные мероприятия по реконструкции канализационных очистных сооружений г. Брянска.

Необходимо проводить реконструкцию канализационных очистных сооружений в п. Б. Берега с доведением очистки до нормативных требований. В 2009 году израсходованы средства лишь на текущий ремонт технологических мощностей очистных сооружений.

Очередным этапом улучшения экологической обстановки в районе канализационных очистных сооружений – это строительство цеха обезвоживания осадка. В 2009 году подготовлена проектная документация. Строительство и ввод в эксплуатацию цеха обезвоживания осадка позволит ликвидировать иловые карты, в которых с 1969 г. идёт накопление осадка. Объём накопленного осадка составляет порядка 250000 м3.

Для перекачивания сточных вод от микрорайона В«АэропортВ» и строящихся жилых домов в Советском районе разработана проектная документация на реконструкцию главной канализационной насосной станции (ГКНС) по ул. Калинина.

По степени воздействия на состояние водных объектов городские поверхностные сточные воды являются одним из основных факторов загрязнения водной экосистемы, обуславливают сверхнормативный уровень их загрязнения по нефтепродуктам и взвешенным веществам. Отсутствие единой системы ливневой канализации и очистных сооружений приводит к загрязнению поверхностных и грунтовых вод.

Поверхностные сточные воды практически не подвергаются очистке перед выпуском в водоемы, неся с собой большое количество органических, взвешенных веществ и нефтепродуктов. В реки Десна, Болва, Снежеть без учета поверхностного стока поступает за год около 735 т органических загрязнений, 1321 т взвешенных веществ, 22 т нефтепродуктов и других загрязнений.

Одним из основных факторов оздоровления экологической обстановки в городе Брянске является система озелененных территорий, которая выпол-няет роль зеленых фильтров в очищении городского воздуха от пыли, газа, дыма, выбрасываемых промышленными предприятиями и автотранспортом. Обеспеченность зелеными насаждениями общего пользования составляет порядка 10 м2 на человека, что значительно ниже нормативных показателей.

Для уточнения видового состава, состояния зелёных насаждений на территории города Брянска необходимо проведение работ по инвентаризации зеленых насаждений (улиц, парков, скверов, лесополос). Это позволит дать оценку качественных и количественных параметров состояния зелёных насаждений, будет способствовать обеспечению своевременных мер по защите и восстановлению озеленённых территорий, разработке программных мероприятий, направленных на устранение последствий воздействия на зелёные насаждения негативных причин и устранение самих причин, а также мероприятий по повышению уровня благоустройства. Необходимо определить границы парков, скверов, лесополос и определить балансодержателей. Предусмотреть затраты на содержание парков, скверов, проведение санитарных рубок и очистки от мусора зеленых зон, организовать конкурс В«Зеленый городВ» в целях активизации деятельности служб озеленения районных администраций и широкого вовлечения населения в работу по озеленению города для создания наилучших экологических и микроклиматических условий жизни.

Для поддержания элементов природной среды, являющихся частью исторического комплекса, по поддержке и развитию особо охраняемых природных территорий, необходимо выполнение работ по очистке от свалок твердых бытовых отходов, благоустройству и защите склонов оврагов Верхний и Нижний Судок от размыва дождевыми стоками.

Для решения экологических проблем города и в соответствии со ст. 7 Закона РФ В«Об охране окружающей средыВ» необходима разработка и реализация городская целевая программа охраны окружающей среды в городе Брянске, которая позволит улучшить экологическую обстановку за счет реализации мероприятий экологической направленности, по благоустройству и озеленению санитарно-защитных зон.

Основными источниками финансирования мероприятий городской программы являются средства городского бюджета, сформированные из 40% платежей за загрязнение окружающей среды предприятиями города.

Из 10000 предприятий и организаций, расположенных на территории г. Брянска, в 2009 году 2850 предприятий и организаций осуществляли плату за негативное воздействие на окружающую среду. Согласно данным управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Брянской области за 2009 год предприятиями города перечислено в федеральный, областной и местный бюджет 98921,9 тыс. руб., из них: в городской бюджет 39568,76 тыс. руб. Вопросы администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду возложены на управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Брянской области. Управлением по благоустройству и экологии г. Брянска при работе с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями специалистами управления акцентируется внимание на правильность расчётов и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты всех уровней.

Управлением по благоустройству и экологии г. Брянска в 2009 году по вопросам соблюдения физическими и юридическими лицами требований природоохранного законодательства проведено 165 проверок.

По результатам проверок выданы предписания об устранении выявленных нарушений. Материалы проверок 90 хозяйствующих субъектов переданы для рассмотрения в природоохранную прокуратуру, другие надзорные органы. По всем материалам проверок ими возбуждены дела об административном правонарушении.

Выявлено и устранено 7082 нарушений действующих в городе Правил в области благоустройства, производства земляных работ: выдано 6527 предписаний, составлено 555 актов. В бюджет города Брянска поступило 230,3 тыс. руб. – сумма штрафов по актам.

Управлением по благоустройству и экологии г. Брянска подготовлено 105 заключений на отвод земельных участков под испрашиваемые виды деятельности, выдано 3097 ордеров на производство земляных работ.

По вопросу соблюдения Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений на территории города Брянска, составлено 767 актов по обследованию зеленых насаждений г. Брянска. При этом комиссионно обследовано 8925 деревьев.

Общая сумма направленных управлением по благоустройству и экологии г. Брянска в 2009 году денежных средств в бюджет города – 24,415 млн. руб.

Экология города Клинцы

Атмосферный воздух. Основными загрязнителями атмосферного воздуха в городе являются автотранспорт и промышленные предприятия.

На территории муниципального образования города Клинцы зарегистрированы и осуществляют деятельность более 220 природопользователей, из которых 17 предприятий имеют утвержденные проекты нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения.

Промышленными и транспортными предприятиями города в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения выбрасывается более 400 т в год различных загрязненных веществ. Практически 100% формальдегида поступает в атмосферу от учреждения ОБ-21/6. 100% метана поступает в атмосферу от МУП В«ВКХ г. КлинцыВ». Основным вкладчиком в выброс азота оксидов является Клинцовская ТЭЦ. Наибольшие выбросы летучих органических соединений поступают в атмосферу от ОАО В«Клинцовский автокрановый заводВ» и ОАО В«Клинцовский завод поршневых колецВ». В выброс оксида углерода наибольшие вклады вносят ОАО В«Клинцовский автокрановый заводВ» и Западное предприятие электрических сетей ОАО В«БрянскэнергоВ». В выброс серы диоксида основной вклад вносят ОАО В«Клинцовский автокрановый заводВ», ОАО В«Клинцовский завод поршневых колецВ», Клинцовская ТЭЦ.

Значительный вклад в загрязнение атмосферы вносят следующие промышленные предприятия:

– ОАО В«Клинцовский автокрановый заводВ»;

– ОАО В«Клинцовский завод поршневых колецВ»;

– ОАО В«Брянские коммунальные системыВ» Клинцовское структурное подразделение;

– ООО В«Лайка - КлинцыВ»;

– Клинцовское ПАТП вЂ“ филиал ОАО ААК В«БрянскавтотрансВ»;

– Клинцовская ТЭЦ В«Брянская региональная генерацияВ» филиала ОАО В«ТГК-4В»;

– МУП В«ВКХ г. КлинцыВ».

Персоналом Клинцовской ТЭЦ регулярно проводятся мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу: устранение присосов в топки котлов, доведение коэффициента избытка воздуха до нормативных величин, осуществление постоянного инструментального контроля за выбросами.

Для проведения этих мероприятий на всех котлоагрегатах ТЭЦ установлены кислородомеры, а для определения массовых концентраций загрязняющих веществ применяются многокомпонентные газоанализаторы и компьютерные газоанализаторы.

Клинцовское структурное подразделение ОАО В«БКСВ» имеет норматив ПДВ с инвентаризацией источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и разрешение Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Брянской области в„– 86 от 29.08.2008 г. на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения на период до 29.07.2013 г.

На балансе Клинцовского СП в городе Клинцы 17 котельных, в Клинцовском районе – 2 котельные. Все они работают на газообразном топливе.

Важным элементом в обеспечении минимизации выбросов оксида углерода против  расчетных по проекту ПДВ величин являются проводимые по графикам раз в три года режимно-наладочные испытания каждого котла всех котельных. При этом достигается такое соотношение В«газ-воздухВ», при котором содержание оксида углерода в дымовых газах имеет минимальное значение, что и вносится в режимные карты, служащие обязательным для исполнения документов.

На балансе структурного подразделения 33 единицы автотранспорта, который проверяется инструментально на содержание СО и дымность в отработанных газах при техосмотрах. 26 единиц автотранспорта переведены на сжиженный газ.

Загрязнение атмосферного воздуха мобильными источниками. На территории муниципального образования город Клинцы и в Клинцовском районе эксплуатируется более 13400 единиц автотранспорта.

Для контроля за выбросами от автотранспорта в городе организованы посты по проверке токсичности и дымности отработавших газов инструментальным методом с периодичностью 1 раз в год при прохождении технического осмотра.

На территории города функционируют два автотранспортных предприятия: Клинцовское пассажирское автотранспортное предприятие (ПАТП) и ОАО В«АК-1305В». Клинцовским ПАТП разработан и утвержден проект нормативов ПДВ в атмосферу от стационарных источников выбросов и передвижного состава – автотранспорта. На каждом предприятии имеются контрольно-регулировочные посты экологического контроля передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха. Контроль за передвижными источниками загрязнения осуществляется с периодичностью 2 раза в год при техосмотре каждое ТО-2. Для сокращения выбросов в атмосферу на предприятиях разрабатываются природоохранные мероприятия.

Территориальным отделом управления Роспотребнадзора по Брянской области в г. Клинцы, Клинцовском, Гордеевском и Красногорском районах производится контроль за состоянием атмосферного воздуха в зоне влияния промышленных предприятий (промзоне) и на автомагистралях – выбросы от автотранспорта. Всего отобрано 354 пробы, из этого числа две превысили ПДК, что составляет 0,56%. Из взятых в промзоне 204 проб, превышений ПДК не установлено, из проверенных на автомагистралях 150 проб, 2 пробы превысили ПДК, что составило 1,3%.

На территории муниципального образования г. Клинцы нет ни одного стационарного поста наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, есть точки отбора проб на промышленных предприятиях: ООО В«Лайка-КлинцыВ» и ОАО В«Клинцовский автокрановый заводВ», 4 – на автомагистралях города.

Таблица 3.1 – Состояние атмосферного воздуха в г. Клинцы в 2009 г.

Показатели

Всего проб

из

них с пре-выш.

ПДК

% неуд. проб.

Из них

В пром. зоне%

Автомагистрали

Всего проб

из них с пре-выш.

ПДК

% неуд. проб.

Всего проб

из них с пре-выш.

ПДК

% неуд. проб.

Всего проб

Из них на:

354

2

0,56

204

-

-

150

2

1,3

пыль

50

-

-

-

-

-

50

-

-

сернистый газ

65

-

-

65

-

-

-

-

-

окислы азота

53

-

-

53

-

-

-

-

-

аммиак

12

-

-

12

-

-

-

-

-

 тяжелые

металлы

37

-

-

37

-

-

-

-

-

 серная

кислота

37

-

-

37

-

-

-

-

-

углеводороды

100

2

2

-

-

-

100

2

2

Жилищно-коммунальное хозяйство. Силами МУП В«КоммунальщикВ» в городе организован регулярный плановый вывоз ТБО. От жилых многоэтажных домов и сторонних организаций сбор ТБО производится по системе несменяемых контейнеров. От частного сектора ТБО вывозятся поведерно.

Разработаны и обслуживаются 9 маршрутов движения мусоровозов по муниципальному жилью и 16 маршрутов по частному сектору, которыми охвачены 78 улиц, 89 переулков и с. Ардонь, с. Займище, п. Ивановка, п. Синьковка.

Для сбора мусора установлены 660 контейнеров. Силами МУП В«КоммунальщикВ» проводится постоянная работа по поддержанию их в исправном состоянии. Соответствующая окраска и эмблема организации уменьшила количество случаев хищения контейнеров. В МУП В«КоммунальщикВ» имеется 13 мусоровозов, в т.ч. 4 автомашины КАМАЗ, 7 автомашин ЗИЛ-130, 1 – ГАЗ-53. Техническое состояние 6 мусоровозов не соответствует эксплуатационным нормам. Использование техники в течение длительного времени (20 лет) без проведения капитального ремонта привела к тому, что в настоящее время ремонт уже экономически неэффективен, остро стоит проблема необходимости обновления парка мусоровозов.

Сбор и транспортировка ТБО производится специальным транспортом на городской полигон В«ОльховкаВ».

Строительство полигона по складированию и захоронению ТБО г. Клинцы осуществляется с 1996 года. Земельный участок расположен в северо-западной части г. Клинцы, на расстоянии 1.5 км от жилой зоны с-за В«Первое МаяВ» и в 400 м к северу от дороги с твердым покрытием Клинцы-Ущерпье. От населенного пункта Ольховка полигон удален на расстоянии 630 метров.

Под полигон по размещению и захоронению ТБО г. Клинцы отведено 10 га земли песчаного карьера в р.п. Ольховка, объем полигона составляет 978752 м3 (10 га), в т.ч. I очередь – 318320 м3; II очередь – 242056 м3; III очередь – 178096 м3; IV очередь – 121820 м3; V очередь – 77120 м3; VI очередь – 77120 м3. На полигоне В«ОльховкаВ» организован и ведется мониторинг (фактический учет) поступления ТБО.

Поверхностные и подземные воды. На территории муниципального образования находится 5 водных объектов. Территориальным отделом управления Роспотребнадзора по Брянской области в г. Клинцы, Клинцовском, Гордеевском и Красногорском районах проводятся наблюдения за состоянием поверхностных вод по санитарно-химическим, микробиологическим, радиологическим и паразитологическим показателям в стационарных пунктах наблюдения на водоемах 2 категории. В 2009 году в рамках социально-гигиенического мониторинга было отобрано 32 пробы из водоемов 2 категории по санитарно-гигиеническим показателям, из которых 18,7% – 6 проб, не соответствовало СаНПиН 2.1.5.980 – 00 В«Гигиенические требования к охране поверхностных водВ». Соответственно из отобранных 15 проб на микробиологические показатели 5 проб (33,3%) не соответствовало санитарным нормам (из водоемов 2 категории) и из 11 проб по паразитологическим показателям все пробы соответствовали предъявляемым требованиям.

Таблица 3.2 – Состояние поверхностных вод в г. Клинцы в 2009 г.

Показатели

Водоемы 1 категории

Водоемы 2 категории

Всего

проб

из них

не соответ. СН

% неуд. проб

Всего

проб

из них

не соответ. СН

% неуд. проб

1. Санитарно-химические

-

-

-

32

6

18,7

2. Микробиологические

-

-

-

15

5

33,3

3. Радиологические

-

-

-

-

-

-

4. Паразитологические

-

-

-

11

-

-

Примечание: к 2-ой категории относятся водоемы, используемые для рекреационных целей.

На территории городского округа г. Клинцы по результатам 2009 г. удельный вес проб питьевой воды, не отвечающей гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям составил из источников централизованного водоснабжения 20%; по микробиологическим показателям 4,76%. Удельный вес проб питьевой воды из нецентрализованных источников водоснабжения, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям составил 20%, по санитарно-микробиологи-ческим показателям – 18,8%.

Таблица 3.3 – Состояние подземных вод в г. Клинцы в 2009 г.

Показатели

Источники централизованного водоснабжения

Источники нецентрализованного водоснабжения

Всего

проб

из них

не соответ. СН

% неуд. проб

Всего

проб

из них

не соответ. СН

% неуд. проб

1. Санитарно-химические

20

4

20

10

2

20

2. Микробиологические

42

2

4,76

53

10

18,8

3. Радиологические

2

-

-

2

-

-

Примечание: централизованные – вода артезианских скважин, используемая для
централизованного водоснабжения; нецентрализованные – вода колодцев.

По сравнению с 2008 годом, улучшилось качество питьевой воды по микробиологическим показателям из источников централизованного водоснабжения.

МУП В«ВКХ г. КлинцыВ» обеспечивает водой питьевого качества население, коммунально-бытовые объекты и предприятия г. Клинцы, а также осуществляет прием и очистку загрязненных хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод города. Предприятие осуществляет эксплуатацию инженерных сетей водопровода, канализации, артскважин, водозаборных сооружений, канализационных очистных сооружений, подъем, очистку, транспортировку воды до потребителей; прием сточных вод.

Водоснабжение города осуществляет комплекс Ипутьских водозаборных сооружений мощностью 32 тыс. мЗ/сут. и сеть артезианских скважин в количестве 30 шт. мощностью 21,5 тыс. мЗ/сут., из них 5 находится в работе, 25 – в резерве. На балансе МУП В«ВКХ г. КлинцыВ» находятся водопроводные сети протяжённостью 211,2 км, в том числе две нитки водовода Д = 800 мм, протяжённостью 22,5 км, водоразборные колонки в количестве 268 шт.

За качеством подаваемой воды в город круглосуточно осуществляется химический, бактериологический и радиологический контроль аттестованной лабораторией (аттестационный в„– 1010).

Очистку сточных вод осуществляет комплекс канализационных очистных сооружеВ­ний мощностью 25 тыс. мЗ/сут. В состав системы водоотведения входят каВ­нализационные сети протяжённостью 63,4 км, в том числе главный городской коллектор Д = 1000 – 1200 мм протяжённостью 6,092 км и напорный канализационный коллектор Д = 600 мм, протяжённостью 1,120 км и КНС в количестве 6 шт.

Контроль за качеством сбрасываемых стоков осуществляет химическая лаборатория очистных сооружений. Лаборатория аттестована (11.07.2007 г., аттестационный в„– 0960).

В 2009 году на выполнение водоохранных мероприятий по условиям водопользования предприятием затрачены средства в сумме 4566,4 тыс. руб.

Выполнены следующие работы:

– Ремонт артезианских скважин – 357 тыс. руб.

– Ремонт первичных отстойников – 389,9 тыс. руб.

– Ремонт дренажной системы иловой карты в„– 2 – 54,7 тыс. руб.

В 2009 году продолжено строительство напорного канализационного коллектора – на 01.01.2010 г. освоено 11000,00 тыс. руб., запланировано средств на 2010 год – 29421,51 тыс. руб.

На предприятии разработан проект нормативов предельно-допустимых сбросов в водные объекты сроком до 2015 года. Предприятие имеет лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (в„– ОТ-08-000385(32) на срок до 11.07.2010 г.), разработан и утвержден проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на срок до 02.12.2012 г., (регистрационный в„– 106).

Почвы и земельные ресурсы. Управление земельными ресурсами в муниципальном образовании города Клинцы осуществляет комитет по управлению имуществом администрации города.

Одним из направлений деятельности комитета является муниципальный контроль за использованием и охраной земель. Он заключается в обеспечении исполнения земельного законодательства, установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением, соблюдения установленных требований, выполнения мероприятий по охране земель органами самоуправления, юридическими и должностными лицами, а также гражданами.

Государственные контрольные функции по эффективному использованию земель выполняет территориальный отдел Управления Федерального агентства Кадастра объектов недвижимости по Брянской области.

Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Брянской области в г. Клинцы, Клинцовском и Красногорском районах в 2009 году проводились обследования состояния почвы:

– по санитарно-химическим показателями – из обследованных 7 проб все соответствовали санитарным нормам;

– на содержание гельминтов – из обследованных 50 проб – 3 пробы неудовлетворительные,

– на содержание тяжелых металлов (ртуть, свинец, кадмий) – из обследованных 13 проб не соответствовало санитарным нормам 3 пробы;

– на загрязнение радиоактивными веществами – из обследованных 66 проб – 3 пробы превысили допустимые нормы.

Радиационное загрязнение территории города. Территория города Клинцы подверглась радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции и согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 г. в„– 1582 В«Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭСВ» город Клинцы отнесен к зоне проживания с правом на отселение.

В 2009 году уровни гамма-фона на территории г. Клинцы, по данным филиала ФГУЗ В«Центр гигиены и эпидемиологии в городе Клинцы Брянской областиВ» регистрировались в диапазоне от 12 до 29 мкР/час. Следовательно, превышения допустимого уровня (30 мкР/час) МЭД гамма излучения на территории города в 2009 году зарегистрировано не было.

По данным информационного сборника В«Средние годовые эффективные дозы облучения в 2007 г. жителей населенных пунктов РФ, отнесенных к зонам радиоактивного загрязнения по Постановлению Правительства Российской Федерации в„– 1582 от 18.12.1997 г. В«Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭСВ» средняя годовая доза облучения (СГЭД90) по населенному пункту г. Клинцы Брянской области составила 1,2 мЗв, а плотность загрязнения 137Сs – 5,35 Ки/км2.

В результате радиационно-гигиенического мониторинга (РГМ) за пищевыми продуктами личных подсобных хозяйств, проведенного в 2009 г., установлено: в юго-западных районах Брянской области продолжают регистрироваться пищевые продукты с содержанием радионуклидов Чернобыльского происхождения выше установленных нормативов.

В 2009 году по г. Клинцы с повышенным содержанием радионуклидов регистрировались пробы молока, грибов, лесных ягод, мяса дичи, рыбы местных водоемов и меда.

По городу Клинцы 5,7% от общего числа исследованных на содержание радионуклидов проб молока, 53,8% проб грибов, 42,8% лесных ягод, 100% мяса дичи, 11,1% проб рыбы местных водоемов и 20,0% проб меда не соответствовали требованиям СанПиН 2.3.2.078-01 В«Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктовВ» по содержанию радионуклида 137Сs.

Поскольку в рационе питания жителей города вышеуказанные продукты питания занимают не последнее место, то вклад данного вида пищевой продукции в формирование дозы внутреннего облучения весьма ощутим. Данный факт увеличивает риск возникновения онкологических заболеваний.

Экологическое образование, просвещение и воспитание. Одним из направлений в работе общеобразовательных учреждений является экологическое воспитание учащихся. На базе школ города функционируют кружки эколого-биологической направленности.

Вместе с тем, в ряде школ работают предметные кружки и факультативы биолого-экологического направления.

Работа по экологическому воспитанию во всех школах спланирована на весь учебный год. Учащиеся школ принимали участие в благоустройствах родников, высадке деревьев, кустарников и цветов, в изготовлении скворечников.

Экологическое воспитание проводится в школе классными руководителями, учителями-предметниками, ведущими предметы биология и экология. Традиционными стали экскурсии в лес, экологические конкурсы, выставки поделок из природного материала, конкурсы газет, выставки рисунков на экологическую тематику.

Школами накоплен опыт организации внеклассных мероприятий по экологической тематике: конкурс В«Природа моего краяВ», выпуск экологических бюллетеней, викторина В«Красная книгаВ», выставка поделок из природного материала, выставка рисунков, конференции и презентации, экспедиции, экскурсии и другие.

Решая задачи экологического воспитания, школы сотрудничают с учреждениями культуры, проводят различные конкурсы, выставки.

Экология Новозыбкова

Атмосферный воздух. В летний период специалистами филиала ФГУЗ В«Центр гигиены и эпидемиологии в г. Новозыбкове, Злынковском, Климовском и Новозыбковском районахВ», с использованием инструментальных методов исследования, для чего в центре имеется соответствующая лабораторная группа, оснащенная необходимым оборудованием и соответствующими методиками, проводится санитарно-химическое исследование проб воздушного бассейна на наличие остаточного содержания аммиака, свинца, окислов азота, пыли и других ингредиентов. Превышений предельно-допустимых концентраций за последние 4-5 лет не было установлено. Вместе с этим, несмотря на существующие запреты, в городе (особенно по улицам с частной застройкой) продолжает сжигаться листва и растительные остатки, что приводит к локальному загрязнению атмосферы продуктами сгорания.

Водные ресурсы. Большое внимание уделяется охране подземных и поверхностных водных объектов. Поверхностные водные объекты на территории города представлены озерами (Корна, Зыбкое, Нижнее) и участком реки Корна. Площадь поверхностных водных объектов составляет 22 га. Озера Корна и Зыбкое после аварии на ЧАЭС очищены, проведены берегоукрепительные работы. В 2008-2009 гг. была проведена расчистка русла реки Корна. В настоящее время данные водные объекты используются как зоны отдыха.

В пределах города Новозыбкова отсутствуют прямые сбросы неочищенных сточных вод в указанные водоемы. Вместе с этим, в период паводка и сильных ливней, озера (на непродолжительное время) интенсивно загрязняются поверхностными ливнестоками. Причиной этого является отсутствие современной ливневой канализации, предотвращающей попадания ливнестоков и талых вод в озера.

Протяженность городских водопроводных сетей составляет 194,6 км. За 2009 г. потреблено 2897,5 тыс. м3 воды питьевого качества. Снабжение города питьевой водой осуществляется из 17 артезианских скважин. Все скважины имеют санитарно-защитные зоны, ограждены, а их павильоны запираются на замок. Перед подачей в систему городского водопровода вода проходит очистку на станции обезжелезивания. Станция обеспечивает снижение уровней растворенного железа в воде до 0,2 – 0,3 мг/л. Как показывают результаты анализов, вода, используемая населением города, соответствует действующим санитарным нормам и правилам.

За 2009 год на городские очистные сооружения биологической очистки поступило 2067,0 тыс. м3 неочищенных сточных вод.

В настоящий момент на территории города действует экологическая областная целевая программа В«Охрана окружающей природной среды Брянской областиВ» (2006-2010 гг.), утвержденная постановлением администрации Брянской области от 25 января 2006 г. в„– 26. Согласно программе ведется строительство инженерно-биологических водоохранных сооружений, в том числе системы доочистки сточных вод. По данной программе также велось строительство системы использования очищенных стоков на техническое водоснабжение г. Новозыбкова – строительство завершено в декабре 2008 г.

На природоохранные мероприятия МУП В«Новозыбковским городским водоканаломВ» в 2009 году было запланировано 64,0 тыс. руб., освоено 54,15 тыс. руб., были проведены следующие мероприятия: контроль нормативов предельно-допустимых выбросов на источниках выбросов; ремонт контактного резервуара; вывоз отходов на полигон ТБО; передача отходов I-III классов опасности в ООО В«ЭкосВ».

Зеленые насаждения. На территории города расположены лесные насаждения (городские леса, парки, скверы) на площади 486 га. Обслуживает зеленые насаждения и городские леса МКП В«БлагоустройствоВ», дворовые зеленые насаждения МКП В«ЖильеВ». В 2009 г. была произведена посадка 363 деревьев, высаживались цветы на площади 7400 м2 , засеяно газонов 4200 м2. В связи с отсутствием автогидроподъемника за 2009 г., МКП В«БлагоустройствоВ» произвело валку всего 72 шт. аварийных деревьев, 343 упавших деревьев были распилены и вывезены.

Улицы Первомайская, Красная, Ленина, Коммунистическая, Садовая, Комсомольская, Ломоносова являются самыми оживленными автодорогами города, поэтому на данных улицах следует произвести не только валку и посадку деревьев, но и формирование крон. За счет этого листья будут крупнее, что поспособствует более эффективному улавливанию частиц пыли, шума и вибрации. Так же необходимо обратить внимание на состояние зеленых насаждений в скверах и парке. Не лучшим образом складывается ситуация с зелеными насаждениями и на дворовых территориях, которые находятся на балансе и обслуживании в МКП В«ЖильеВ». Дворовые территории также нужно обследовать и произвести валку аварийных деревьев и деревьев, которые произрастают менее 5 м от домов, так как их корни повреждают фундамент и отмостку.

Для уточнения количества, видового состава, таксационных показателей зеленых насаждений на территории города (улицы, дворовые территории, парки, скверы) необходимо начать работы по их инвентаризации. Это мероприятие позволит дать оценку качественным и количественным параметрам состояния зеленых насаждений, будет способствовать обеспечению своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, разработке программных мероприятий, направленных на устранение последствий негативного воздействия на зеленые насаждения и устранение самих причин, а также проведению мероприятий по улучшению эстетического, санитарно-гигиенического и экологического состояния зеленых насаждений, увеличение их видового разнообразия и уровня благоустройства территории города.

В 2009 г. был разработан и утвержден лесохозяйственный регламент городских лесов г. Новозыбкова. Данный регламент является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в границах города. Стоимость разработки данного регламента обошлась в 240 тыс. руб.

Земли сельхозназначения в границах города составляют 1325 га. Выращивание сельхозпродукции на этих землях сопряжено с риском получения продукции, загрязненной радионуклидами. Средств на проведение агротехнических мероприятий по снижению поступления их в продукцию растениеводства не выделялось с 1996 г. На открытых грунтовых территориях, в границах городской черты, концентрация радиоцезия в почве установилась в пределах 15-40 Ки/км2. Это соответствует статусу В«зоны отселенияВ» и требует ежегодного проведения соответствующих мероприятий, направленных на снижение неблагоприятного воздействия на население. Одним из важнейших элементов таких мероприятий является проведение месячников по чистоте и благоустройству территории, а также проводимые субботники.

Отходы производства и потребления. Образование отходов является естественным процессом, сопровождающим функционирование любой экосистемы. На сегодняшний день при слабом развитии рынка переработки отходов и ростом объемов образования отходов их накапливается огромное количество в окружающей природной среде, а это ведет к опасному загрязнению и представляет реальную угрозу для здоровья современных и будущих поколений.

Использующийся в настоящее время городом полигон ТБО в районе п. Мамай эксплуатируется с 1986 г. Площадь полигона составляет 6,16 га; санитарно-защитная зона – 500 м; ближайший водный объект (р. Деменка) находится на расстоянии более 1 км от полигона; ближайший населенный пункт – 1,5 км. При эксплуатации полигона, постоянно соблюдаются экологические нормативы и реализуются мероприятия по минимизации воздействия данного объекта на окружающую природную среду. Регулярное проведение таких мероприятий позволяет продлить срок службы полигона. В 2009 г. на содержание полигона МКП В«БлагоустройствоВ» затратило 1022797 руб.

Основным предприятием, выполняющим сбор, вывоз, захоронение твердых бытовых отходов (ТБО) и отвечающим за содержание полигона ТБО является муниципальное казенное предприятие В«БлагоустройствоВ». Твердые бытовые отходы (4-5 классы опасности) с территории всего города вывозятся специальным автотранспортом на полигон, за 2009 г. было вывезено 48530,22 м3 ТБО.

Наибольшую опасность представляют отходы 1 класса (особо опасные): лампы люминесцентные, лампы энергосберегающие, промышленные ртутьсодержащие приборы, термометры, т.к. содержат ртуть – опасное вещество серебристого цвета. Проблема утилизации люминесцентных ламп становится достаточно острой в связи с ростом использования ртутных ламп в современном производстве и быту. Последний обусловлен исключительной особенностью ртутных источников света: их световая отдача достигает 100 лм/Вт при низкой рабочей температуре и сроке службы до 40 тыс. часов. Эти значения в десятки раз превышают соответствующие параметры ламп накаливания. Учитывая постоянный рост стоимости энергоресурсов, легко понять, что необходимо переходить на светодиоднае лампы. В настоящее время все больше организаций переходят с обычных ламп на люминесцентные. В связи с этим ежегодно образуется огромное количество отработанных люминесцентных ламп, требующих утилизации. На территории Брянской области, организацией занимающейся утилизацией ртутьсодержащих отходов является ООО В«ЭкоСВ», которая находится в Брянске. Также данная организация принимает на утилизацию отходы 2 и 3 классов опасности (отработанные масла, замазученный песок, отработанные масляные фильтры, аккумуляторы, изношенные автопокрышки и др.).

Несмотря на то, что вывоз ТБО специальным автотранспортом производится с территории всего города, постоянно возникают несанкционированные свалки, причем не только по окраинным улицам, не только в прилегающих к городу лесным массивам, но и по отдельным центральным улицам города, в местах погрузки бытовых отходов на транспорт.

Городская административная комиссия. Говоря об охране окружающей природной среды на территории города, нельзя не отметить деятельность административной комиссии администрации города Новозыбкова, т.к. часть статей, рассматриваемых на данной комиссии, непосредственно относятся к административным правонарушениям в области экологии. Свою деятельность комиссия ведет с 2007 года. За время работы административной комиссии всего было составлено 331 протокол по административным правонарушениям в области экологии.

Важную роль в наведении санитарного порядка в городе играют рейды, проводимые совместно со специалистами ТО ТУ Роспотребнадзора и участковыми уполномоченными.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. В соответствии с Федеральным законом это:

– выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;

– сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты, а также на водосборные площади;

– загрязнение недр и почв;

– размещение отходов производства и потребления;

– загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

– иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

При этом 40% платы поступает в местный бюджет, в 2009 году поступило 932196,20 руб.

Экологическое образование. Дефицит экологических знаний лежит в основе большей части нарушений природоохранного законодательства. Общей целью экологического образования и воспитания в городе Новозыбкове становится формирование экологической культуры. Основной задачей является – систематизация и обобщение имеющихся у учащихся знаний, формирование обязательных знаний и умений для понимания биосферных процессов, роли антропогенных факторов.

Экологическому воспитанию уделяется большое внимание в образовательных учреждениях.

На базе центральной городской библиотеки г. Новозыбкова в 1995 г. был открыт информационно-экологический центр, где проводятся массовые мероприятия на темы экологии. В 2009 г. в центре разработана библиотечная программа по экологическому краеведению В«Экология города – его будущееВ» на 2009 – 2011 гг.

Просветительскую деятельность ведут другие структурные подразделения ЦБС: центральная библиотека, детская библиотека, библиотека семейного чтения в„– 1 (район Карховка), библиотека семейного чтения в„– 3 (район 114 квартал). На базе данных подразделений в 2009 году проводились выставки, познавательные игры, литературные часы, беседы, экологические уроки, посвященные экологическим проблемам.

В 2009 году Центральная библиотека приняла участие в Общероссийском конкурсе-фестивале печатных и электронных изданий, интернет-проектов и мероприятий по экологической тематике среди публичных библиотек в двух номинациях:

– В«Лучшее печатное изданиеВ» – В«Мини-зоопарк города НовозыбковаВ» – информационный путеводитель.

– В«Лучший Интернет-проектВ» – В«Новозыбков – частица общего дома ЗемляВ». Работа в номинации В«Лучший Интернет-проектВ» центральная библиотека заняла 2 место, отмечена почетным Дипломом оргкомитета конкурса В«За вклад в развитие доступа населения к экологической информацииВ».

В рамках акции В«Марш парков – 2009В» в учебных заведениях города Новозыбкова были проведены следующие мероприятия:

– проведены конкурсы рисунков по теме: В«Мой любимый паркВ», В«Мир заповедной природыВ», В«Как прекрасен этот мирВ»;

– выпущены стенгазеты по теме: В«Парки и скверы нашего городаВ»;

– проведены классные часы по данной тематике: В«Мой парк самый лучшийВ», В«Я и природа нашего краяВ», В«Берегите природуВ»;

– проведены конкурсы поделок из природного материала;

– проведены экскурсии в природу: В«Зачем нужно охранять наш зеленый дом?В»

– проведены викторины, экологические часы.

– проведен городской конкурс В«Марш парков – 2009В». Лучший материал и рисунки акции В«Марш парков – 2009В» были направлены на областной конкурс.

Современные средства массовой информации играют важную роль в распространении экологических знаний среди населения. Журналистика занимает ведущее место в формировании экологического мировоззрения широкой читательской и зрительской аудитории. СМИ в городе представлены двумя газетами и телерадиокомпанией, которые регулярно информируют население города об экологических проблемах, состоянии окружающей среды.

За последние несколько лет экологическая обстановка на территории муниципального образования стабильна.

 

 Copyright В© ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.