Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Государственная экологическая политика, контроль Брянской области

Государственная экологическая политика

В настоящее время разработан проект Схемы территориального планирования Брянской области.

Проект предполагает следующие стратегические цели в сфере охраны окружающей среды: оздоровление экологической обстановки и обеспечение экологической безопасности населения и территорий области, сохранение и восстановление природных экосистем, обеспечение рационального и устойчивого природопользования.

Комплекс природоохранных мероприятий приведен по следующим основным направлениям:

В· Охрана воздушного бассейна;

В· Охрана и рациональное использование водных ресурсов;

В· Санитарная очистка территории;

В· Обеспечение радиационной безопасности.

В проект включены основные мероприятия по стабилизации и оздоровлению экологической обстановки, представленные в региональных природоохранных документах и целевых программах области.

Основными направлениями по сокращению негативного воздействия хозяйственного комплекса области на окружающую природную среду являются:

В· разработка и проведение эффективных природоохранных мероприятий на предприятиях для снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду, улучшения экологической обстановки, сокращения числа населения, проживающего в пределах санитарно-защитных зон;

В· приоритетное решение проблемы ликвидации источников экологической опасности на предприятиях путем перепрофилирования, модернизации, выноса вредного производства;

В· приоритетное размещение новых экологически чистых высокотехно-логичных наукоемких производств;

В· внедрение новых форм природопользования с учетом экологических требований (сокращение водопотребления, уменьшение объемов отходов и т.д.);

В· приоритетное развитие современной транспортной инфраструктуры с целью улучшения экологической обстановки и недопущения увеличения загрязнения от автотранспорта;

В· повышение надежности и модернизация инженерных систем, введение ресурсосберегающих технологий;

В· развитие инфраструктуры по утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов производства и потребления.

Принципы устойчивого экологического развития и рационального природопользования Брянской области предполагают управляемый процесс реализации его ресурсного и экологического потенциала, создающий условия для стабильного функционирования территории в настоящем и будущем. Путь устойчивого развития любой территории должен учитывать необходимость выполнения регионом двух функций – внутренней (обеспечение устойчивого экологического и социально-экономического воспроизводства) и внешней (участие в решении общегосударственных задач – сохранение природного потенциала Европейской России).

В сфере планировочной организации это накладывает ряд ограничений на использование территории области в соответствии с российским природоохранным законодательством. В первую очередь это относится к элементам выделенного в Схеме природно-экологического каркаса: особо охраняемым природным территориям, водоохранным зонам, защитным лесам, зеленым зонам городов и др.

Все указанные выше территории должны использоваться в соответствии с регламентами, установленными нормативными документами РФ и Брянской области (Лесной, Водный, Земельный кодексы РФ, Федеральный Закон В«Об охране окружающей средыВ», В«Об особо охраняемых природных территорияхВ», В«Об отходах производства и потребленияВ», Закон Брянской области В«Об охране окружающей среды Брянской областиВ»).

Охрана воздушного бассейна. Первоочередными задачами в области охраны атмосферного воздуха является реализация мероприятий областных природоохранных программ, запланированных атмосфероохранных мероприятий на предприятиях области.

Дополнительно проектом предусмотрены следующие мероприятия.

Организационно-технические мероприятия:

В· разработка сводных томов ПДВ (предельно-допустимых выбросов) по г.г. Брянск, Фокино, Дятьково, Клинцы, Трубчевск;

В· разработка областной целевой программы по сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу;

В· проведение полной инвентаризации стационарных и передвижных источников загрязнения воздушного бассейна, создание единого информационного банка данных источников загрязнителей атмосферного воздуха;

В· разработка проектов и организация санитарно-защитных зон от действующих промышленных предприятий с выводом из них жилой застройки.

Технологические мероприятия по снижению загрязнения стационарными источниками:

В· продолжение газификации объектов теплоэнергетики, предусмотренное в частности областной целевой программой В«Перевод отопления учреждений и организаций социально-культурной сферы населенных пунктов Брянской области на природный газ в 2006 – 2010 гг.В»;

В· совершенствование технологического оборудования и оснащение источников выбросов пыле- и газоочистными установками;

В· внедрение технологий замкнутых технологических циклов;

В· обеспечение производственного контроля за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

В· организация контроля атмосферного воздуха в санитарно-защитных зонах (СЗЗ).

Мероприятия по развитию мониторинга качества атмосферного воздуха:

В· организация постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха;

В· организация лабораторного контроля в зоне влияния предприятий;

В· организация лабораторного контроля в зоне влияния автомагистралей, в т.ч. на автомагистрали федерального значения М-3 В«УкраинаВ» (Москва – Киев).

Мероприятия по снижению загрязнения от автотранспорта:

В населенных пунктах:

В· развитие городского пассажирского транспорта, в т.ч. электротранспорта;

В· строительство и реконструкция магистральных улиц, обеспечивающих вывод грузового движения из селитебных территорий;

В· строительство обходных дорог для пропуска транзита на трассах с интенсивным движением автомобильного транспорта;

В· озеленение вдоль магистралей и дорог.

Вне населенных пунктов:

В· создание и восстановление придорожных лесных полос.

Охрана и рациональное использование водных ресурсов. Основными источниками сточных вод являются промышленные предприятия и объекты жилищно-коммунального хозяйства: МУП В«Брянский городской водоканалВ», ОАО В«Брянский машиностроительный заводВ», ОАО В«Брянский автомобильный заводВ», ОАО В«КлинтаВ» г. Клинцы. Около 60% всего объема сточных вод приходится на г. Брянск.

В первую очередь необходимо выполнить комплекс мероприятий областной целевой программы В«Обеспечение населения Брянской области питьевой водойВ», рассчитанной до 2010 г.

Система программных мероприятий по охране водных ресурсов включает решение следующих задач:

В· предотвращение загрязнения источников питьевого водоснабжения и обеспечение их соответствия санитарно-гигиеническим требованиям;

В· повышение эффективности и надежности функционирования систем водообеспечения за счет реализации водоохранных, технических и санитарных мероприятий;

В· совершенствование технологии обработки воды на водоочистных станциях;

В· развитие систем забора, водоочистки, транспортировки и водоотведения;

В· экономия питьевой воды.

Кроме того, Схемой территориального планирования предусмотрены следующие мероприятия:

В· строительство и реконструкция водоочистных сооружений (прежде всего, в г. Стародуб);

В· капитальный ремонт водохозяйственных сооружений;

В· установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов;

В· чистка водных объектов;

В·     обустройство зон санитарной охраны водозаборов и водопроводных сооружений на всех объектах, где их нет в настоящее время в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02;

В· внедрение современной технологии очистки воды от стронция.

Санитарная очистка территории. Для улучшения санитарной очистки территории необходимо проведение следующих мероприятий:

В· проектирование и строительство новых полигонов твердо-бытовых отходов (ТБО) в соответствии с областной целевой программой В«Охрана окружающей среды Брянской области (2006 – 2010 гг.)В»;

В· приобретение и установка мусоросортировочных станций;

В· внедрение методов раздельного сбора мусора и сортировки его на фракции для дальнейшего использования и переработки на мусоропере-рабатывающих предприятиях с целью получения вторичных ресурсов и сокращения объема обезвреживаемых отходов;

В· поэтапная рекультивация свалок;

В· внедрение ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий и оборудования для переработки отходов;

В· внедрение системы государственного учета и контроля сбора, транспортировки, обезвреживания и складирования ТБО;

В· разработка системы контроля за несанкционированными свалками и создание условий, исключающие возможность их появления, внедрение своевременной планово-регулярной очистки территории;

В· улучшение системы санитарной очистки территорий населенных пунктов (оборудование контейнерных площадок, обновление парка мусоровозов и т.д.);

В· разработка специальной программы по утилизации медицинских отходов и лекарственных препаратов;

В· расширение сбора и переработки отходов полимерных материалов.

Обеспечение радиационной безопасности. Схемой территориального планирования предусмотрены следующие мероприятия:

В· разработка и принятие областной целевой программы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС на территории Брянской области;

В· проведение регулярного радиационного мониторинга;

В· осуществление радиационно-гигиенического мониторинга по содержанию радионуклидов в продуктах питания, питания, питьевой воде и сельхозпродукции;

В· мониторинг доз внешнего и внутреннего облучения населения;

В· проведение специальных агрохимических и агромелиоративных мероприятий и дезактивационных работ для снижения интенсивности радиоактивного воздействия на почвенный покров на территории западных районов области. Прежде всего, известкование, фосфоритование, калиевание почв, внесение удобрений;

В· обеспечение сельхозпредприятий и личных подсобных хозяйств минеральными удобрениями и радиопротекторами для крупного рогатого скота (КРС);

В· использование чистых сенокосов и пастбищ для выпаса и заготовки кормов КРС.

Государственный контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Государственный экологический контроль, осуществляемый комитетом природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности

В 2009 году государственными инспекторами комитета была проведена 151 проверка по контролю за соблюдением требований природоохранного законодательства, в том числе: 75 плановых проверок и 76 внеплановых (по поручению прокуратуры, по обращениям и заявлениям). Проверено 109 предприятий – природопользователей.

В ходе проверок выявлено 172 нарушения требований природоохранного законодательства, в том числе:

– в области охраны атмосферного воздуха – 44;

– в области обращения с отходами – 79;

– в области охраны водных объектов – 2;

– в области платы за негативное воздействие за негативное воздействие на окружающую среду – 42;

– в области охраны особо охраняемых природных территорий – 4;

– в области зелёных насаждений – 1.

По результатам проведенных мероприятий было составлено 74 протокола о нарушении требований природоохранного законодательства. К административной ответственности привлечено 51 должностное лицо, 17 индивидуальных предпринимателей и одно физическое лицо. На нарушителей природоохранного законодательства наложены штрафы в сумме 331 тыс. руб., из них взыскано на 1 января 2010 года 249 тыс. руб. Решениями суда отменено штрафов на сумму 36 тыс. руб.

По поручению природоохранной прокуратуры в 2009 году комитетом рассмотрены административные дела по нарушению требований природоохранного законодательства и привлечены к административной ответственности 14 юридических лиц, 105 должностных лиц. Сумма наложенных штрафов составила 1689 тыс. руб., взыскано на 1 января 2010 года – 218 тыс. руб. Возвращено 6 дел, прекращено 2 дела. Отменены решением суда 14 постановлений на общую сумму 722 тыс. руб. Возвращены судом на новое рассмотрение 4 постановления. Прекращено исполнение двух постановлений на общую сумму 12 тыс. руб.

По поручению правоохранительных органов комитетом в 2009 году рассмотрены административные дела по нарушению требований природоохранного законодательства и привлечены к административной ответственности 2 юридических лица, 15 должностных лиц, 1 физическое лицо. Сумма наложенных штрафов – 515 тыс. руб., взыскано на 1 января 2010 года – 444 тыс. руб. Возвращено 6 дел.

Сумма штрафов, взысканных в 2009 году, по материалам административных дел, возбужденных природоохранной прокуратурой и правоохранительными органами в 2008 году, составила 178,9 тыс. руб.

Государственный контроль, осуществляемый Управлением Росприроднадзора по Брянской области

В соответствии с утвержденным Положением об Управлении Росприроднадзора по Брянской области функции по государственному надзору и контролю в пределах предоставленных полномочий осуществляют три отдела: отдел надзора за водными, земельными ресурсами и контроля за особо охраняемыми природными территориями, отдел экологического контроля, отдел геологического контроля и охраны недр.

За 2009 год отделами управления было проведено 271 проверка (145- плановых и 126 – внеплановых), наложено штрафов на сумму 2755,3 тыс. руб., взыскано штрафов на сумму 2401,3 тыс. руб. В 2009 году выявлено 583 нарушения, из них 368 нарушений уже устранены. Привлечено к административной ответственности 372 лица, выдано 386 предписаний, исполнено 189 предписаний.

Анализ количественных характеристик результатов деятельности отдела геологического контроля и охраны недр за 2009 года  показывает, что в отчетном периоде общее количество проверок по сравнению с аналогичным периодом 2008 года увеличилось на 63%, количество плановых проверок увеличилось на 1%, количество внеплановых проверок увеличилось в 5,6 раза. Количество выявленных нарушений увеличилось на 30% по сравнению с 2008 г., а количество устраненных нарушений на 21%.

В течение 2009 года в сфере геологического контроля было наложено всего 774,3 тыс. руб. штрафов. В течение отчетного периода взыскано штрафов всего 593,8 тыс. руб.

За 2009 год в рамках геологического контроля было проверено всего 175 хозяйствующего субъекта. При этом при проверке 145 хозяйствующих субъектов были выявлены нарушения. Таким образом, доля хозяйствующих субъектов нарушителей от общего числа проверенных в отчетном периоде составила 83% против 80% в 2008 году.

За 2009 год государственными инспекторами Управления Росприроднадзора по Брянской области по геологическому контролю было выдано 122 предписания. За отчетный период выполнено 89 предписаний, в том числе 2 предписания, ранее выданные в 2008 году. В отношении юридических лиц, не выполнивших предписания, было возбуждено и направлено для рассмотрения в суды мировой юстиции 24 административных дела по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

В 2009 году по результатам проверок было вынесено 6 предписаний о приостановке (ограничений) производственной и иной деятельности, из них 1 предписание – ООО В«Погарский консервный заводВ» выполнено, лицензия на право пользование недрами оформлена. Данному предприятию выдано разрешение на возобновление работ по добычи подземных вод.

В течение 2009 года в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования было направлено 21 материалов поверок, связанных с рассмотрением вопроса о приостановлении и прекращении права пользования недрами. По одному материалу принято решение о прекращении права пользования недрами. Остальные материалы, в настоящее время, находятся в стадии рассмотрения.

Также, Управлением Росприроднадзора по Брянской области в 2009 году проведен анализ реестра действующих лицензий на недропользование и было установлено, что 15 предприятий – недропользователей, имевших действующие лицензии на право пользования недрами с целью добычи пресной подземной воды, ликвидированы вследствие банкротства. Часть артезианских скважин, ранее принадлежавших данным предприятиям, в настоящее время используются другими юридическими лицами, а остальная часть – фактически является бесхозяйной. В связи с этим, Управление Росприроднадзора по Брянской области обратилось в районные прокуратуры Брянской области с просьбой о рассмотрении вопроса об обращении в районные суды с исковыми заявлениями в защиту неопределенного круга лиц о постановке на учет 31 бесхозяйной артезианской скважине. Вышеуказанные материалы находятся в стадии рассмотрения районными прокуратурами Брянской области.

Анализ количественных характеристик результатов деятельности по государственному водному и земельному надзору и контролю показывает, что за 2009 год общее количество проверок, по сравнению с 2008 годом, увеличилось на 6,9%. При этом количество плановых проверок возросло на 11,4%, количество внеплановых проверок  осталось на том же уровне.

По сравнению с 2008 годом количество выявленных нарушений увеличилось на 18,2%, устранённых – на 21,6%. Количество лиц, привлечённых к административной ответственности, увеличилось на 20,8%, сумма наложенных и взысканных штрафов – на 7,0% и 24,6%, соответственно. Практически все штрафы уплачены в добровольном порядке. Кроме того, 51,0 тыс. руб. взыскана по штрафам 2008 года.

По сравнению с 2008 годом значительно возросла эффективность земельного контроля. Количество устранённых нарушений по отношению к выявленным составило 59% (в прошлом году было 36%). Динамика количества хозяйствующих субъектов – В«нарушителейВ» к общему количеству проверенных хозяйствующих объектов представлена в таблице 6.1.

Таблица 6.1 - Динамика количества хозяйствующих субъектов – нарушителей к общему количеству проверенных объектов

Вид госконтроля

Количество хозяйствующих субъектов – нарушителей к общему количеству проверенных хозяйствующих субъектов
за 2008 г., %

Количество хозяйствующих субъектов – нарушителей к общему количеству проверенных объектов за 2009 г., %

+

-

Водный
контроль

75,5

68,0

 

7,5

Земельный
контроль

28,6

62,2

33,6

 

В связи с отказом органа государственной власти субъекта РФ в выдаче разрешительных документов на право пользования водными объектами по причине неудовлетворительной работы очистных сооружений, увеличилось количество предприятий-водопользователей, самовольно пользующихся водными объектами для сброса сточных вод. Также увеличилось количество нарушений на территориях предприятий, которые расположены в водоохранных зонах водных объектов. В основном, нарушения водоохранного законодательства связаны с загрязнением водосборной площади реки и отсутствием сооружений и устройств по очистке ливневых вод.

За 2009 год государственными инспекторами было выдано природопользователям 52 предписания об устранении выявленных нарушений водного и земельного законодательства и направлено 16 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Выполнено – 20 предписаний, получены ответы о принятии мер на все представления. Не выполнено в установленный срок 13 предписаний, выполнение 3 предписаний невозможно по объективным причинам (ликвидация природопользователей и отзыв у них разрешительных документов), сроки выполнения по остальным предписаниям не истекли.

Перечень хозяйствующих субъектов – В«злостных нарушителейВ» с указанием соответствующих наиболее серьёзных нарушений, допущенных ими, представлен в таблице 6.2.

За невыполнение ранее выданных предписаний составлено и направлено в мировые суды для принятия мер 10 протоколов об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5. На пять природопользователей-нарушителей наложены штрафы по 10,0 тыс. руб. каждому, одному природопользователю объявлено устное замечание, в отношении двух природопользователей дела прекращены из-за истечения сроков давности их рассмотрения, остальные находятся на рассмотрении. В отношении одного природопользователя (ООО ПК В«БМЗВ») в суд направлены материалы для принуждения его к рекультивации водоохранной зоны р. Болва в г. Брянск.

Таблица 6.2 - Перечень хозяйствующих субъектов - В«злостных нарушителей

Вид контроля

Наименование предприятия

Нарушение

Водный контроль

МУП В«ВодстройсервисВ»

г. Почеп

Не обеспечена очистка сточных вод до норм ПДС из-за неудовлетворительной эксплуатации очистных сооружений или их отсутствия.

ООО В«ВельяминовоВ»

МУП В«БрасововодоканалВ»

Земельный контроль

ОАО В«ПО В«БМЗВ»

Не проводятся рекультивационные работы в водоохранной зоне р. Болва

Площадь земель, на которых были выполнены за счёт средств природопользователей рекультивационные и иные работы по предписаниям государственных инспекторов Росприроднадзора, составила 2,5 га.

В 2009 году в области охраны и использования объектов животного мира была проведена 1 плановая проверка Управления, нарушений не установлено.

В 2009 году Управлением Росприроднадзора по Брянской области было принято 2 решения к согласованию экспортных лицензий ресурсов животного и растительного происхождения - на экспорт грибов-лисичек.

Государственный экологический контроль. В связи с тем, что Управление Росприроднадзора по Брянской области приступило к практическому осуществлению функции государственного экологического контроля после вступления в силу постановления Правительства РФ от 29.05.2008 г. в„– 404 В«О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской ФедерацииВ» с августа 2008 года сравнивать итоговые показатели за соответствующие периоды 2008 года и 2009 года некорректно.

Общее количество хозяйствующих субъектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю на территории Брянской области – 697. В отчётном периоде проверено 168 хозяйствующих субъектов. Количество субъектов, при проверке которых не выявлено ни одного нарушения – 45, что составляет 26,8% от общего количества проверенных объектов.

Количество предприятий (хозяйствующих субъектов), стабильно выполняющих природоохранные мероприятия по программам или перечням, согласованным с Управлением за 2009 год составило 21, среди них: ООО В«СтройтексВ», ООО В«Брянский асбоцементный заводВ», ФГУП В«85 ремонтный заводВ», ОАО В«МРСКЦентраВ» – филиал Брянскэнерго и др.

За 2009 год государственными инспекторами отдела экологического контроля Управления Росприроднадзора по Брянской области было выдано 212 предписаний, полностью выполнено 80 (что составляет 37,7% от общего количества выданных предписаний), за невыполнение ранее выданных предписаний в мировые суды для принятия мер составлено и направлено 8 протоколов об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, сроки исполнения остальных ещё не истекли.

Экологический сертификаты соответствия международному стандарту 14001 среди проверенных хозяйствующих субъектов имеет ЗАО В«Мальцовский портландцементВ».

Суммарный объем средств природопользователей, израсходованных на выполнение природоохранных мероприятий в целях исполнения предписаний государственных инспекторов Управления составил 43,859 тыс. руб.

В порядке исполнения законодательства по выполнению вынесенных инспекторами Управления предписаний об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования, для рассмотрения в суды мировой юстиции было составлено и направлено 43 дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, по ст. 19.7 КоАП РФ (не представление сведений) – 13, по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ (неуплата административного штрафа в срок) – 7 протоколов.

В отчетном периоде в добровольном порядке оплачены штрафы, наложенные в 2008 году на общую сумму 194 тыс. руб.

Для принудительного исполнения в ССП направлено 12 постановлений о наложении административного штрафа на сумму 196,5 тыс. руб. Судебными приставами исполнителями, в отчетном периоде, принудительно взыскано 14 штрафов наложенных в 2009 – 2008 гг. на общую сумму 136,5 тыс. руб.

В отчетном периоде Управлением проводилась работа по возмещению вреда (ущерба, убытков) причиненного окружающей среде. Так в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении в„– 285 от 18.09.2009 г. в соответствии со ст. 4.7. КоАП РФ было принято решение о возмещении убытков причиненных безлицензионным пользованием недр (добычей пресных вод) в сумме 0,572 тыс. руб. (оплачено в добровольном порядке п/п 342 от 22.09.2009 г.). Кроме того, Управлением было предъявлено 3 иска о возмещении вреда (ущерба) причиненного окружающей среде:

– к ООО В«Мясокомбинат В«СлавянскийВ» в сумме 13,818 тыс. руб. (оплачено в добровольном порядке п/п 266 от 16.09.2009 г.)

– ОАО В«МособлспецтрансВ» в сумме 0,785тыс. руб. (оплачено в добровольном порядке п/п 281 от 17.09.2009 г.)

– ОАО МН В«ДружбаВ» в сумме 72,649 тыс. руб., не оплачен. Срок добровольной оплаты не истек, ввиду того, что иск предъявлен в добровольном порядке 17.12.2009 г. (исх. 2715).

Решением Арбитражного суда Брянской области от 15.09.2009 г. по делу в„– А09-8471/2007-14 частично удовлетворены исковые требования Управления (в сумме 364,87 тыс. руб. доход Клинцовского городского округа) предъявленные в декабре 2007 года к МУП В«Водопроводно-канализационное хозяйство г. КлинцыВ» о возмещения вреда, причинённого водному объекту в сумме 44 974, 9 тыс. руб. в счёт возмещения вреда, причинённого водному объекту. Рассмотрение кассационной жалобы Управления на данное решение суда назначено на 14.01.2010 г. Ответчиком произведена оплата в сумме 364,87 тыс. руб. (п/п в„– 725 от 09.12.2009 г., п/п в„– 749 от 16.12.2009 г.)

Так же, в Арбитражном суде Брянской области на рассмотрении находится исковое заявление Управления о понуждении ОАО В«Производственное объединение В«Брянский машиностроительный завод»» провести мероприятия по рекультивации земель (исх. в„– 1894) от 08.09.2009 г. Рассмотрение дела назначено на  14.01.2010 г.

Государственный контроль, осуществляемый управлением Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям

Безопасное обращение с пестицидами и ядохимикатами. В отчетном году Управлением Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям государственный контроль за оборотом пестицидов проводился по следующим направлениям:

-    контроль при реализации пестицидной продукции;

-    контроль применения химических средств защиты растений (ХСЗР);

-    контроль за хранением пестицидов, в том числе пришедших в негодность и обезличенных, и их утилизацией.

Контроль при реализации пестицидов. В сезоне 2009 года на потребительском рынке области установлено 26 случаев незаконной реализации химических средств защиты растений общим весом более 230 кг. Это:

– реализация поддельных под марки официальных производителей препаратов;

– реализация препаратов, не внесенных в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ;

– реализация препаратов с номерами госрегистрации Республики Беларусь и Украины.

Контроль применения пестицидов. В хозяйствах области выявлено 22 факта нарушения регламентов применения пестицидов, связанных с:

– завышенными нормами их расхода;

– применением препаратов на культурах, не внесенных в Государственный каталог;

– отсутствием в ряде предприятий учета движения и применения пестицидов (не ведется журнал учета применения пестицидов).

Бесконтрольное использование пестицидов обусловлено, прежде всего, отсутствием квалифицированных и опытных в вопросах защиты растений кадров на селе. Опасность таких нарушений заключается в последующей невозможности достоверно определить остаточное содержание пестицидов в выращенной продукции.

Контроль за хранением пестицидов. В 2009 году на территории области проверено хранение более 30 т пестицидов.

В отчетном периоде хранение пестицидов осуществляли около 500 хозяйствующих субъектов области. Из них санитарный эпидемиологический паспорт на складское помещение имелся только у 8-ми, тогда как паспортизированные склады должны иметь все сельскохозяйственные предприятия, осуществляющие хранение средств защиты растений. Абсолютное же большинство хозяйств, активно применяющих в своем производстве ХСЗР, вообще не имеют специальных складских помещений и осуществляют хранение в помещениях, не предназначенных для этих целей.

По состоянию на 2009 год на территории области насчитывалось около 400 т непригодных к применению пестицидов, относящихся к различным классам опасности. Хранение их осуществлялось в 112-ти местах, которые расположены в 25-ти районах области, за исключением Жирятинского и Комаричского. Состояние большинства мест хранения характеризуется как неудовлетворительное. Способы и условия хранения запрещенных и непригодных к применению пестицидов не соответствуют требованиям действующего законодательства: емкости, в которых осуществляется хранение препаратов, негерметичны; зачастую пестициды хранятся россыпью, в поврежденной таре; помещения, используемые для размещения препаратов, требуют проведения ремонтных работ. Все это повышает экологическую опасность объектов размещения опасных препаратов.

По-прежнему значительное количество обезличенных пестицидов хранится под открытым небом и даже в буртах. На сегодняшний день самая неблагоприятная ситуация сложилась в Злынковском, Карачевском, Навлинском, Погарском и Севском районах.

На территории бывшей базы ООО В«КарачевсельхозхимияВ» Карачевского района находится около 10 т обезличенных пестицидов.

В с. Приютово Навлинского района на месте сгоревшего склада ядохимикатов расположена насыпь высотой 6 м, где по информации администрации Навлинского района, находятся около 6 т пришедших в негодность пестицидов. Согласно результатам исследований образцов почвы, проведенных ФГУ В«Брянская МВЛВ», содержание ДДТ и его метаболитов превышено в 3 раза.

На расстоянии 3-х км от дер. Бутрё Навлинского района на необрабатываемом поле в небольшом углублении размещен металлический кузов, в котором находится около 3 т химикатов.

В н.п. Василёвка, Кистёр и Андрейковичи Погарского района хранение порядка 10 т обезличенных пестицидов осуществляется в земляных буртах.

У н.п. Дубрава Севского района выявлен факт несанкционированного захоронения непригодных химических средств защиты растений и тары из-под них. По результатам исследований образцов почвы, проведенных ФГУ В«Брянская МВЛВ», установлено, содержание пестицида гексахлорциклогексан (ГХЦГ) превышает предельно допустимую концентрацию в десятки раз, что соответствует высокому уровню загрязнения земель химическими веществами.

Во всех случаях имеется свободный доступ к опасным препаратам, что не исключает возможности их использования в преступных целях, а также неконтролируемого применения в быту и фальсифицированной продажи населению.

Проблема утилизации пришедших в негодность пестицидов. В рамках реализации соответствующей целевой программы в период с 2007 по 2009 г г. из сельхозпредприятий 12 районов области было вывезено 212,7 т таких препаратов. И, тем не менее, вопросы по утилизации химикатов в этих районах не решены.

Государственный пожарный надзор в лесах

Площадь лесного фонда Брянской области составляет 1,2 млн. га.

Леса Брянской области относятся к среднему классу природной пожарной опасности.

В 2009 году на территории области зарегистрировано 399 случаев лесных пожаров. Площадь, пройденная огнем, при этом составила 751 га, что в 2,3 раза превышает аналогичные показатели прошлого периода. Динамика количества и площади лесных пожаров представлена на рисунке 6.1.

Увеличение случаев возникновения лесных пожаров и их площадей произошло по причине несвоевременного их обнаружения и неэффективного тушения, что, в свою очередь, вызвано недостаточной материально-технической базой лесопользователей и ГУ В«Лесопожарная служба Брянской областиВ».

Из общего числа зарегистрированных в прошедшем году лесных пожаров количество возникших на арендуемых лесных участках составило 27,6% или 110 случаев. Площадь, охваченная пожаром, составила 185 га или 24,6% от общей площади лесных пожаров.

Динамика лесных пожаров в Брянской области в 2003-2009 гг.

Рисунок 6.1 – Динамика лесных пожаров

В 2009 году в рамках государственного пожарного надзора в лесах области проведено 82 проверки лесопользователей. В их числе:

– 27 арендаторов, использующих леса в целях заготовки древесины (ООО В«ДОЦВ», ОАО В«Дятьково ДОЗВ», ООО В«Лесные промыслыВ», ООО В«ТранслесВ», ООО В«ФарлайнВ» и другие);

– 5 лесопользователей, использующих леса для строительства, эксплуатации линий электропередач, трубопроводов и других линейных объектов (филиал ОАО В«МРСК ЦентраВ» – В«БрянскэнергоВ», Брянское производственное объединение – филиал ОАО В«Юго-ЗападтранснефтепродуктВ», ОАО В«МН В«ДружбаВ», Брянское отделение МЖД вЂ“ филиала ОАО В«РЖДВ», ФГУ ДЭП в„– 215).

– 1 арендатор, использующий лесной участок в целях ведения охотничьего хозяйства (ООО В«МорозВ»);

– ФГУ В«Брянское военное лесничествоВ».

Проведенные проверки выявили серьезные нарушения требований законодательства в сфере пожарной безопасности в лесах практически у всех лесопользователей. Основными нарушениями явились:

– несоблюдение норм наличия средств пожаротушения;

– разработка лесосек с нарушением технологических карт;

– неудовлетворительная очистка мест рубок от порубочных остатков;

– сжигание порубочных остатков в пожароопасный период;

– складирование заготовленной древесины в неустановленных местах;

– отсутствие лесопожарных формирований и наземного патрулирования участков лесного фонда;

– неподготовленность руководителей тушения лесных пожаров и работников лесопожарных формирований.

Таблица 6.3 - Сведения о лесных пожарах в Брянской области, 2009 г.

Наименование лесничества

Кол-во случаев возгорания

Площадь, га

В том числе

по вине населения

сельхозпалы

другие случаи

Брасовское

24

12,18

13

11

-

Брянское

122

176,713

121

-

1

Выгоничское

20

17,11

11

9

-

Дубровское

3

9,1

1

2

-

Дятьковское

25

16,61

20

5

-

Жуковское

6

2,25

5

1

-

Злынковское

16

109,8

4

11

1

Карачевское

18

129,48

11

5

2

Клетнянское

17

34,69

10

4

3

Клинцовское

55

78,5

22

33

-

Мглинское

-

-

-

-

-

Навлинское

49

19,94

44

4

1

Почепское

1

19,0

-

1

-

Севское

-

-

-

-

-

Суземское

11

38,42

10

-

1

Трубчевское

5

5,45

2

3

-

Унечское

26

81,52

12

14

-

Учебно-опытное

1

0,35

-

-

1

Итого:

399

751,11

286

103

10

Большинство выявленных недостатков также, явились следствием несоответствия проектов освоения лесов установленным требованиям приказа Министерства природных ресурсов от 06.04.2007 в„– 77 В«Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработкиВ».

Таблица 6.4 -  Пожарная безопасность в лесах, 2009 г.

Показатели

Ед.

изм.

Брянская область

Количество юридических лиц, осуществляющих использование лесов по договорам аренды, имеющие проекты освоения лесов

ед.

126

Подготовлено к работе пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря

шт.

75

Наличие специализированной организации пожаротушения

шт.

1

ГУ В«Лесопожарная служба Брянской областиВ»

Оценка степени готовности региона к пожароопасному периоду

 

удовлет.

Количество лесных пожаров

шт.

399

Площадь лесных пожаров

га.

751

Причиненный ущерб лесному фонду

тыс. руб.

26214,7

Средняя площадь одного пожара

га

1,88

Ликвидировано лесных пожаров в течение суток

%

100

Запроектированные мероприятия имеют общий характер и не отражают особенности конкретного предприятия; отсутствуют сведения об имеющихся мероприятиях по противопожарному устройству, в тематических картах не указаны места установки аншлагов; создание минерализованных полос запроектированы только по квартальным просекам, а не по граничными с лесными культурами и хвойными насаждениями, не запроектированы противопожарные разрывы, не обозначены на тематических картах и не запроектированы водоемы противопожарного назначения, пути подъезда к ним, не запланированы работы по проведению контролируемых отжигов, не предусмотрены места автостоянок автотранспорта, не оговорены требования к местам отдыха.

Деятельность Брянского филиала ФГУ ЦЛАТИ по ЦФО в области экологического контроля

В 2009 году Брянский филиал ФГУ В«Центр лабораторного анализа и технических измеренийВ» обеспечивал аналитический информацией государственный экологический контроль, а также проводил по заявкам природопользователей производственный экологический контроль и осуществлял свою деятельность во взаимодействии с Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Брянской области, органами исполнительной власти Брянской области, природоохранной прокуратурой, ФСБ, Росприроднадзором.

За 2009 год: проверено предприятий – 697; мониторинговые исследования проведены на 16 предприятиях; отобрано проб – 8530; принято проб от Заказчиков – 1669; выполнено анализов –19839; оформлено Протоколов КХА – 2380; проверено 15 очистных сооружений; 251 выпуска сточных вод в водные объекты и поля фильтрации; 156 наблюдательных скважины; 724 стационарных источников загрязнения атмосферы; 92 пылегазоулавливающих установок; 7 полигонов и свалок ТБО.

Контроль сточных и природных вод, работа очистных сооружений на территории Брянской области. Превышения норм сброса загрязняющих веществ в водные объекты обнаружены практически на всех предприятиях, имеющих выпуска в поверхностные водные объекты, кроме Филиала Юрасовский ОАО В«БрянскспиртпромВ», ЗАО В«Мальцовский портландцементВ».

За 2009 год была проверена эффективность работы 15 очистных сооружений. Эффективность работы проверенных очистных сооружений низкая. Выявлены значительные превышения установленных норм сброса загрязняющих веществ в водные объекты в составе сточных вод по взвешенным веществам, азоту аммонийному, фосфатам, азоту нитритов, легкоокисляемым органическим соединениям (БПК5), солям тяжелых металлов.

На очистных сооружениях Почепского МУП В«ВодстройсервисВ» звено биологической очистки (аэрофильтр) не действует, очистные сооружения работают в режиме механической очистки.

Значительные превышения установленных норм сброса загрязняющих веществ в водные объекты обнаружены в сточных водах, сбрасываемые с полей фильтрации МУП В«Карачевский городской ВодоканалВ». Вследствие неудовлетворительной эксплуатации биологические пруды – звено очистных сооружений МО В«Супоневское сельское поселениеВ» являются дополнительным источником загрязнения сточных вод. Не обеспечивают очистку сточных вод очистные сооружения биологической очистки ЗАО В«ПролетарийВ», МО В«Чернетовское сельское поселениеВ». В режиме механической очистки работают очистные сооружения Вышковской поселковой администрации Злынковского района (биофильтры не эксплуатируются).

Сотрудники филиала совместно со специалистами Управления Росприроднадзора принимали участие в расследовании аварийного сброса загрязняющих веществ с КНС очистных сооружений Чернетовского сельского поселения в реку Бетовка, вследствие отключения электрической энергии. В сбрасываемых сточных водах обнаружены высокие концентрации взвешенных веществ, органических соединений (БПК5), азота аммонийного, фосфатов, нефтепродуктов.

По требованию природоохранной прокуратуры был произведен отбор проб сточных вод, сбрасываемых от 19-ти жилых домов п. Выгоничи на водосборную площадь р. Десны. Выявлены превышения норм сброса по органическим соединениям (БПК5), азоту аммонийному, фосфатам, нефтепродуктам.

По требованию природоохранной прокуратуры, совместно с Комитетом природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области производился отбор проб на аварийном выпуске сточных вод с полей фильтрации Красногорского сырзавода. Выявлены превышения норм сброса по органическим соединениям (БПК5), азоту аммонийному.

По требованию природоохранной прокуратуры, совместно с Комитетом природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области, был произведен отбор проб сточных вод Стародубского ОАО В«КонсервсушпродВ», сбрасываемых в городскую канализацию. Концентрации загрязняющих веществ в сточных водах превысили допустимые концентрации для сброса на очистные сооружения г. Стародуба: по ХПК вЂ“ в 6 раз; по БПК5 – в 5,2 раза, по фосфатам – в 4,8 раза.

По заданию ФСБ, сотрудники филиала совместно со специалистами Управления Росприроднадзора принимали участие в отборе проб из 3-х накопителей сточных вод гальванического производства ЗАО В«БАЗВ». В накопителях сточных вод обнаружены высокие концентрации хрома 6-валентного (1 класс опасности), железа, меди, цинка. По результатам проверки установлено отсутствие разделения стоков по категориям сточных вод, отсутствие предварительного процесса обезвреживания хромосодержащих сточных вод.

В 2009 году сотрудниками лаборатории совместно со специалистами Росприроднадзора дважды (26.06.2009 г. и 09.09.2009 г.) расследовались случаи гибели рыбы в Карачевском районе, д. Юрасово в связи с несанкционированным вывозом барды на луг, в различных местах по берегам ручья Безымянного (р. Снежеть). В пробах воды из ручья Безымянного и реки Снежеть (в разных точках отбора) были выявлены превышения ПДК для водных объектов рыбохозяйственного значения по азоту аммонийному, азоту нитритов, фосфатам, БПК5. Кроме того, 26.06.2009 г. в точках контроля сверху вниз по течению реки Снежеть наблюдалось снижение концентрации растворенного кислорода в речной воде (с 11,2 мг/дм3 до 3,8 мг/дм3, при норме 4 мг/дм3) .

09.09.2009 г. была обнаружена крайне низкая концентрации растворенного кислорода в воде из ручья Безымянного в 2-х контролируемых точках (1 мг/дм3, при норме 4 мг/дм3). Вода из ручья Безымянного характеризовалась неудовлетворительными органолептическими показателями (цвет, запах), низкой прозрачностью. Наблюдалось также резкое снижение концентрации растворенного кислорода в р. Снежеть, ниже впадения ручья Безымянного (с 9 мг/дм3 до 1мг/дм3) и увеличение концентраций загрязняющих веществ.

По результатам выполненных химических анализов за 2009 год в соответствующие инстанции были направлены Протоколы КХА с Заключениями по превышениям норм сброса или ПДК для водных объектов. Всего выдано – 40 заключений.

В 2009 году филиалом проводились работы по мониторингу качества подземных вод на содержание нефтепродуктов из наблюдательных скважин на предприятиях ОАО В«Юго-запад транснефтепродуктВ»: НП В«БрянскВ» и ЛПДС 8 В«НВ». Контроль производился ежеквартально в воде из 19 наблюдательных скважин НП В«БрянскВ» и 16 наблюдательных скважин ЛПДС 8 В«НВ». Всего проанализировано 140 проб воды из наблюдательных скважин.

На НП В«БрянскВ» обнаружены концентрации нефтепродуктов с превышением ПДК для водных объектов культурно-бытового и хозяйственно-питьевого водопользования в 26-ти пробах воды из 76-ти (от 1,5 ПДК до 182,7 ПДК). На ЛПДС 8 В«НВ» обнаружены концентрации нефтепродуктов с превышением ПДК для водных объектов культурно-бытового и хозяйственно-питьевого водопользования в 21-ом случае контроля из 64-х (от 1,5 ПДК до 11,6 ПДК).

В 2009 году по заявкам Управления Ростехнадзора проводились работы по сопровождению государственного контроля и надзора за качеством химводоочистки в котельных 5-ти предприятий. Проводилась проверка качества очистки воды, поступающей в котлы по показателю В«Общая жесткостьВ». Нарушений режимных карт по эксплуатации водоподготовительных установок котельных не выявлено.

В 2009 году ежеквартально проводилось биотестирование возвратных вод 40 предприятий области со сбросом в водоем и на рельеф местности. По результатам биотестирования острое токсическое действие на тест-объекты оказывали стоки 10 предприятий области (в 2008 году – 16 предприятий), на которых были зафиксированы незначительные превышения норм сброса по токсичности возвратных вод. В основном это сточные воды промышленных предприятий области.

Контроль качества почв, отходов. В 2009 году филиал проводил экоаналитический контроль за загрязнением почв на промплощадках и в санитарно-защитных зонах предприятий, в местах хранения отходов, а также определение компонентного состава отходов и обоснование класса опасности отходов для окружающей среды.

В 2009 году произошло 2 аварии, повлекшие за собой значительное загрязнение почвенного покрова нефтепродуктами:

- Дорожно-транспортное происшествие на 31 км автодороги Мглин - Клетня, в результате которого было вылито около 2 т дизельного топлива на обочину дороги (загрязнен участок площадью 0,015 га);

- Прорыв трубы с нефтью МН В«Унеча-МозырьВ», расположенной на расстоянии 1 км от д. Петровка Злынковского р-на (участок - 0,42 га).

Сотрудники филиала провели обследование участков сразу же после получения информации о произошедших авариях. Визуально были определены границы загрязненных участков, составлены карты-схемы, измерены площади, отобраны пробы почв и проведен количественный химический анализ в пробах на содержание нефтепродуктов. В соответствии с нормативным документом В«Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществамиВ» определен уровень загрязнения почв и размер ущерба от загрязнения почв нефтепродуктами. В результате проведенных исследований было установлено, что аварийный разлив привел к значительному загрязнению почв. На момент аварии, в первом случае, содержание нефтепродуктов колебалось от 12201 мг/кг до 40125 мг/кг, во втором случае – от 11715 мг/кг до 24299 мг/кг, что соответствовало очень высокому уровню загрязнения.

В 2009 году продолжена работа по почвенному мониторингу. На протяжении последних пяти лет (2005-2009 гг.) проводится оценка качества почв территорий ОАО В«Дятьково – ДОЗВ» по содержанию формальдегида; ОАО В«Юго-запад транснефтепродуктВ» Брянское ПО и ООО В«НКВ» Русснефть-БрянскВ» по содержанию нефтепродуктов.

Превышение по формальдегиду в местах отбора проб почв ОАО В«Дятьково – ДОЗВ» по сравнению с 2006 годом снизилось: вокруг цеха ламинирования с 6,2 до 3,0 раз, вокруг емкости с формалином с 8,3 до 3,4 раз. Несмотря на это, полученные значения превышают предельно допустимую концентрацию (ПДК) формальдегида в почве, которая составляет 7,0 мг/кг. Необходимо проводить дальнейший контроль за загрязнением почв формальдегидом.

Содержание нефтепродуктов в пробах почв, отобранных на территории и в СЗЗ ООО В«НК В«Русснефть-БрянскВ» и промплошадки ОАО В«Юго-запад транснефтепродуктВ» за этот период соответствует допустимому уровню загрязнения.

В 2009 году в месте склада добавок ЗАО В«Мальцовский ПортландцементВ» обнаружено превышение в почве цинка и хрома соответственно в 1,5 и 2,3 раза.

Аналитический контроль проводился в ССЗ полигонов ТБО (свалок) и местах хранения отходов (гальваношламов, осадков сточных вод, горелой земли и т.д.). Обследовано 9 полигонов ТБО и свалок. Отобрано 23 пробы почв и почвогрунтов с полигонов ТБО и свалок, 5 проб почв в местах хранения гальваношламов, 4 пробы почв в местах хранения горелой земли и 15 проб почв в местах хранения осадков сточных вод. Содержание определяемых компонентов в отобранных пробах почв не превысило ПДК.

Обследовано 14 предприятий на загрязнение почв нефтепродуктами. Из 63-х отобранных и поступивших проб почв, 1 проба почвы с содержанием нефтепродуктов 1653 мг/кг (низкий уровень загрязнения) обнаружена в месте хранения отработанных масел на территории ЗАО В«ПролетарийВ», 2 пробы – 10442 мг/кг (очень высокий уровень загрязнения) - на территории локомотивного депо ЗАО В«Мальцовский ПортландцементВ» и каре резервуаров ЗАОВ» Брянск-Терминал МВ» – 3629 мг/кг.

Содержание нефтепродуктов в остальных пробах соответствует допустимому уровню загрязнения.

За 2009 год в целях реализации статьи 14 Федерального закона от 24 июля 1998 г. в„– 89-ФЗ В«Об отходах производства и потребленияВ» филиалом был установлен компонентный состав 301 отхода физико-химическими методами.

Проведено биотестирование водных вытяжек осадков сточных вод и отходов 418 предприятия области. Для 486 видов отходов экспериментальным путем (методом биотестирования) обоснован класс опасности отхода для окружающей природной среды. По результатам биотестирования 40% исследуемых отходов отнесено к V классу опасности, 51% к IV классу опасности, 9% к III классу опасности. Проведено биотестирование 12 новых видов отходов и отходов, меняющих класс опасности.

В 2009 году инструментально были обследованы промышленные выбросы 176 предприятий области, в том числе таких крупных загрязнителей атмосферного воздуха, как ЗАО В«Мальцовский портландцементВ», ОАО МН В«ДружбаВ», ОАО В«СантехлитВ», ОАО В«Брянские коммунальные системыВ», ОАО В«Юго-Запад транснефтепродуктВ».

Проверена эффективность работы 92 пыле-газоочистных установок, обследовано 724 источника загрязнения атмосферы. Отобрано и проанализировано 7445 проб воздуха.

Проведена большая работа по производственному экоаналитическому контролю выбросов предприятий ОАО В«БКСВ». Измерения на котельных проводились по 8 районам Брянской области. Инструментально обследовано 262 котлоагрегата. Результаты аналитического контроля учитываются при согласовании расчетов платы за загрязнение атмосферного воздуха и режимной наладке котлов. Всего в течение года измерения проведены на 552 котлоагрегатах.

Осуществлялся контроль на границе санитарно-защитных зон 9 предприятий (ОАО В«БЗМТОВ»; ОАО В«СтройсервисВ»; ООО УК В«БЗКПДВ»; ФГУ Брянская межобластная ветеринарная лаборатория; ООО В«СтройтэксВ»; ООО В«Лайка – КлинцыВ»; ООО Гофротара; ОАО ЮЗТНП; ОАО В«РЖДВ»). Отобрано 895 проб воздуха. Превышений предельно-допустимых концентраций не обнаружено.

В 2009 году продолжены работы с ведомственной лабораторной сетью.

Всего на учёте состоит 50 производственных лабораторий, осуществляющие экоаналитический контроль природной, сточной воды и промышленных выбросов в атмосферу, из них 3 лаборатории аккредитованы, 40 лабораторий прошла оценку состояния измерений. В 2009 году аттестовано 16 лабораторий.

Брянский филиал ФГУ В«ЦЛАТИ по ЦФОВ» осуществляет контроль за достоверностью данных, получаемых лабораториями природопользователей.

В рамках проведения внешнего контроля качества выполнения измерений в 2009 году метрологической службой филиала проверено 35 экоаналитических лабораторий предприятий г. Брянска и Брянской области. Выдано 230 шифрованных контрольных проб по 27 ингредиентам сточной воды и промышленных выбросов. По результатам внешнего лабораторного контроля работа большинства производственных лабораторий отличается стабильными удовлетворительными результатами.

Экологические программы. Государственная экологическая экспертиза

Комитет природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности организует работу по реализации четырех целевых программ в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Постановлением администрации области от 25 января 2006 года в„– 26 утверждена областная целевая программа В«Охрана окружающей природной среды Брянской области (2006-2010 годы)В».

Программа была разработана с целью улучшения экологической обстановки в области.

В 2009 году на реализацию программы было выделено из областного бюджета 37,71 млн. руб. Эти средства были направлены на строительство полигонов ТБО, строительство канализационных коллекторов, реконструкцию очистных сооружений и др.

В истекшем году завершено строительство:

В· полигона ТБО в н.п. Мичуринский;

В· первой очереди полигона ТБО в Комаричском районе;

В· канализационного коллектора микрорайона Супонево и подведение его к очистным сооружениям г. Брянска;

В· полигона ТБО в г. Мглин;

В· полигона ТБО в п. Суземка;

В· первой очереди пруда на ручье Безымянный в н.п. Одрино Карачевского района.

Ежегодно за счет областных средств финансируются работы по сбору и переработке ртутьсодержащих приборов от бюджетных учреждений г. Брянска. В 2009 году было собрано и утилизировано 8079 люминесцентных и бактерицидных ламп, 700 термометров.

В 21 населенном пункте Брянской области (Погарский, Стародубский, Трубчевский районы) была уточнена радиационная обстановка.

Ежегодно проводятся работы по ведению и мониторингу Красной книги Брянской области. В 2009 году исследования были проведены в Брянском, Выгоничском, Гордеевском, Дятьковском, Жирятинском, Злынковском, Карачевском, Клетнянском, Клинцовском, Климовском, Комаричском, Красногорском, Мглинском, Новозыбковском, Севском, Суражском, Суземском, Погарском, Почепском, Рогнединском, Трубчевском и других районах. Обнаружено и уточнено более 130 местонахождений редких и охраняемых растений, около 100 местонахождений редких животных, обнаружен редкий для региона гриб – Гиропорус синеющий (Gyroporuscyanescens). Проведены мониторинговые исследования по распространению редких растений, а также редких насекомых, сов и рукокрылых на территории области.

Постановлением администрации Брянской области от 19 ноября 2007 года в„– 923 утверждена областная целевая программа В«Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления на территории Брянской областиВ» (2008-2010 годы).

Ожидаемые конечные результаты реализации программы: сбор, транспортировка и утилизация обезличенных ядохимикатов.

В 2009 году мероприятия программы были выполнены ООО В«Транзит-ЭкоВ» в полном объеме. С территории Красногорского района было вывезено и утилизировано 7,7 т ядохимикатов, с территории Злынковского района – 71,75 т. На эти цели было направлено 1769 тыс. руб.

В 2009 году на реализацию ведомственной целевой программы В«Изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы по Брянской области на 2009-2014 годыВ» было направлено 1179 тыс. руб. на мероприятие В«Поисково-оценочные работы на участках недр, содержащих месторождения строительных песков в Суземском районеВ».

В результате работ выявлены и поставлены на государственный баланс три участка недр с общим запасом строительных песков 897,78 тыс. м3.

В 2009 году на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы В«Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, а также противопаводковые мероприятия и водохозяйственная деятельность на территории Брянской области в 2007-2009 годахВ» было направлено 12478,44 тыс. руб. Был проведен капитальный ремонт и реконструкция 6 ГТС на водных объектах в Трубчевском, Дубровском, Суземском, Климовском и Севском районах.

Подготовлена проектно-сметная документация по капитальному ремонту гидротехнических сооружений на 6-ти водных объектах. По всем проектам получено положительное заключение государственной экспертизы.

Проведено обследование гидротехнических сооружений 18 прудов.

В 2009 году Брянской областью на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности получено из федерального бюджета в виде субсидий 25 млн. руб. На осуществление отдельных полномочий в сфере водных отношений в виде субвенций – 15222,8 тыс. руб.

Завершены работы по темам, связанных с определением границ водоохранных зон водных объектов в г. Сельцо и п. Выгоничи, с расчисткой русел рек Бабинец и Корна в пределах Стародубского района и г. Новозыбкова.

Проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня. В 2009 году по двум объектам была организована и проведена государственная экологическая экспертиза, один из которых – проектная документация объекта реконструкции на землях особо охраняемых природных территорий областного значения, другой – материалы, обосновывающие объёмы (лимиты, квоты) изъятия охотничьих животных.

 

 Copyright В© ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.