Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Устав Новосибирской области

Устав Новосибирской области

Настоящий Устав в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина на территории Новосибирской области определяет статус и предметы ведения Новосибирской области, устанавливает систему органов государственной власти Новосибирской области и их полномочия.

Глава I. Конституционно-правовой статус Новосибирской области

     Статья 1. Основы статуса Новосибирской области

     1. Новосибирская область является субъектом Российской Федерации.
     2. Статус Новосибирской области определяется Конституцией Российской Федерации и Уставом Новосибирской области.
     3. На территорию Новосибирской области распространяется суверенитет Российской Федерации.
     4. Новосибирская область вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий федеральных органов государственной власти по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обладает всей полнотой государственной власти.
     5. Статус Новосибирской области может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Новосибирской области в соответствии с федеральным конституционным законом. Решение о согласии Новосибирской области на изменение ее статуса принимается на областном референдуме Новосибирской области.

     Статья 2. Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина в Новосибирской области

     1. В Новосибирской области обеспечивается государственная защита и реализация прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными законами, настоящим Уставом и законами Новосибирской области.
     2. Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина - основная обязанность органов государственной власти Новосибирской области, их должностных лиц.
     3. Органы государственной власти Новосибирской области и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обязаны создавать условия для реализации прав и свобод человека и гражданина на территории Новосибирской области.

     Статья 3. Народовластие в Новосибирской области

     1. На территории Новосибирской области граждане Российской Федерации осуществляют свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
     2. На территории Новосибирской области формами непосредственного участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства и в решении вопросов местного значения являются: референдум Российской Федерации, областной референдум Новосибирской области, местный референдум, выборы в федеральные органы государственной власти, выборы депутатов Новосибирского областного Совета депутатов, выборы депутатов и должностных лиц органов местного самоуправления, иные формы, не противоречащие федеральному и областному законодательству.

     Статья 4. Территория Новосибирской области

     1. Территория Новосибирской области является неотъемлемой частью территории Российской Федерации. Границы Новосибирской области установлены федеральным законодательством.
     2. Новосибирская область граничит со следующими субъектами Российской Федерации: Алтайским краем, Кемеровской, Омской и Томской областями. Часть границы Новосибирской области совпадает с Государственной границей Российской Федерации с Республикой Казахстан.

     Статья 5. Административно-территориальное устройство Новосибирской области

     1. Административно-территориальными единицами Новосибирской области являются: районы в области, города областного и районного значения, иные населенные пункты.
     Статус и перечень административно-территориальных единиц Новосибирской области определяются законом Новосибирской области.
     Населенными пунктами Новосибирской области являются: города, поселки городского типа, сельские населенные пункты.
     2. Административным центром Новосибирской области является город Новосибирск.
     3. Порядок образования, преобразования, упразднения административно-территориальных единиц Новосибирской области, а также иные вопросы административно-территориального устройства Новосибирской области регулируются законом Новосибирской области.

     Статья 6. Предметы ведения Новосибирской области

     В ведении Новосибирской области находятся:
     1) принятие и изменение Устава Новосибирской области, законов Новосибирской области, контроль за их соблюдением;
     2) защита прав и законных интересов Новосибирской области;
     3) административно-территориальное устройство Новосибирской области;
     4) социально-экономическое развитие Новосибирской области;
     5) областной бюджет Новосибирской области;
     6) государственная собственность Новосибирской области;
     7) установление системы органов государственной власти Новосибирской области и их формирование;
     8) награды и почетные звания Новосибирской области, символика Новосибирской области;
     9) иные вопросы, не отнесенные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к ведению Российской Федерации, к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к вопросам местного значения.

     Статья 7. Государственная власть в Новосибирской области

     1. Государственная власть в Новосибирской области осуществляется на основе принципа разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
     2. Государственную власть в Новосибирской области осуществляют Губернатор Новосибирской области, Новосибирский областной Совет депутатов, администрация Новосибирской области и иные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области, Уставный суд Новосибирской области и мировые судьи Новосибирской области.
     3. Государственная власть в Новосибирской области осуществляется в пределах полномочий органов государственной власти Новосибирской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий органов государственной власти по предметам ведения Новосибирской области.
     4. В соответствии с законодательством могут создаваться иные государственные органы Новосибирской области.

     Статья 8. Государственная гражданская служба Новосибирской области

     1. Государственная гражданская служба Новосибирской области осуществляется на должностях государственной гражданской службы Новосибирской области по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти Новосибирской области, иных государственных органов Новосибирской области и лиц, замещающих государственные должности Новосибирской области.
     2. Регулирование отношений, связанных с государственной гражданской службой Новосибирской области, осуществляется законодательством Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами Новосибирской области.
     3. Гражданам Российской Федерации обеспечивается равный доступ к государственной гражданской службе Новосибирской области в соответствии с федеральным законодательством.

     Статья 9. Местное самоуправление в Новосибирской области

     1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Новосибирской области населением непосредственно, а также через органы местного самоуправления.
     2. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют свои полномочия по решению вопросов местного значения.
     3. Органы государственной власти Новосибирской области оказывают содействие развитию местного самоуправления и обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.
     4. Законы и иные нормативные правовые акты Новосибирской области, муниципальные правовые акты не могут ограничивать права граждан на осуществление местного самоуправления.

     Статья 10. Символика Новосибирской области

     1. Официальной символикой Новосибирской области являются герб, флаг и гимн.
     2. Герб, флаг и гимн Новосибирской области, их описание и порядок официального использования устанавливаются законом Новосибирской области.

     Статья 11. Законодательство Новосибирской области

     1. Законодательство Новосибирской области представляет собой систему нормативных правовых актов Новосибирской области, принятых органами государственной власти Новосибирской области и (или) непосредственно населением на областном референдуме Новосибирской области.
     2. В систему нормативных правовых актов Новосибирской области входят: Устав Новосибирской области, законы Новосибирской области, постановления Губернатора Новосибирской области, постановления Новосибирского областного Совета депутатов, постановления администрации Новосибирской области, нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Новосибирской области.
     3. Нормативные правовые акты Новосибирской области действуют на всей территории Новосибирской области.
     4. Устав Новосибирской области имеет высшую юридическую силу в системе правовых актов Новосибирской области, образует основу законодательства Новосибирской области.
     5. Устав Новосибирской области, законы Новосибирской области подлежат официальному опубликованию. Нормативные правовые акты Новосибирской области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
     6. Органы государственной власти Новосибирской области, иные государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения, организации обязаны соблюдать Устав Новосибирской области, законы Новосибирской области, иные нормативные правовые акты Новосибирской области.
     Неисполнение Устава Новосибирской области, законов Новосибирской области, иных нормативных правовых актов Новосибирской области влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами, законами Новосибирской области.

Глава II. Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина в Новосибирской области

     Статья 12. Обеспечение избирательных прав и права на участие в референдуме

     1. Для обеспечения избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в Новосибирской области осуществляется реализация федеральных законов, принимаются законы Новосибирской области и формируется система избирательных комиссий.
     2. Органы государственной власти Новосибирской области и органы местного самоуправления содействуют проведению выборов и референдумов в Новосибирской области.

     Статья 13. Обеспечение права на судебную защиту и получение квалифицированной юридической помощи

     В Новосибирской области гражданам обеспечивается судебная защита прав и свобод и квалифицированная юридическая помощь в установленных федеральным законом формах, в том числе путем создания Уставного суда Новосибирской области и должностей мировых судей Новосибирской области.

     Статья 14. Обеспечение прав граждан на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления

     1. В Новосибирской области обеспечивается право граждан на обращение в органы государственной власти Новосибирской области и органы местного самоуправления, к их должностным лицам.
     2. Порядок рассмотрения обращений граждан в органы государственной власти Новосибирской области и органы местного самоуправления, к их должностным лицам устанавливается законом Новосибирской области и иными нормативными правовыми актами.

     Статья 15. Обеспечение прав граждан в сфере экономики и предпринимательства

     1. В Новосибирской области реализуются права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности.
     2. Органы государственной власти Новосибирской области и местного самоуправления принимают меры, направленные на стимулирование развития и поддержку предпринимательства в Новосибирской области.
     3. В Новосибирской области равным образом защищаются все формы собственности.

     Статья 16. Обеспечение прав граждан на землю

     1. В Новосибирской области обеспечивается реализация прав граждан на землю на основании принципов приоритета охраны жизни и здоровья человека, сочетания интересов общества и законных интересов граждан, регулирования использования и охраны земель, интересов всего общества при обеспечении гарантий прав каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
     2. Органы государственной власти Новосибирской области и органы местного самоуправления обеспечивают гражданам и их объединениям равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

     Статья 17. Обеспечение трудовых прав

     1. В Новосибирской области обеспечивается право человека и гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
     2. В Новосибирской области создаются условия, обеспечивающие охрану труда, соответствующие требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
     3. Органы государственной власти Новосибирской области оказывают содействие организации, функционированию и укреплению системы социального партнерства в целях развития многоуровневого договорного регулирования социально-трудовых отношений и согласования социально-экономических интересов участников трудовых отношений.

     Статья 18. Защита семьи и детства

     1. Органы государственной власти Новосибирской области и органы местного самоуправления осуществляют меры, направленные на защиту семьи, материнства, отцовства и детства.
     2. В Новосибирской области устанавливаются социальные гарантии и принимаются меры по воспитанию и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
     3. В Новосибирской области осуществляется государственная поддержка многодетных, приемных семей и социально незащищенных семей.

     Статья 19. Обеспечение права на социальную защиту

     1. Для реализации права на социальную защиту в Новосибирской области принимаются законы Новосибирской области и формируется система органов социальной защиты населения.
     2. В Новосибирской области предоставляются меры социальной поддержки ветеранам, пожилым гражданам, инвалидам, иным нуждающимся в государственной поддержке группам населения в соответствии с федеральным и областным законодательством.

     Статья 20. Обеспечение права на жилище

     1. Органы государственной власти Новосибирской области и органы местного самоуправления создают условия для реализации гражданами права на жилище.
     2. В Новосибирской области формируется система мер государственной поддержки молодых специалистов, работников сельского хозяйства, работников бюджетной сферы, молодых семей, иных категорий граждан, постоянно проживающих на территории Новосибирской области и нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с законами Новосибирской области, иными нормативными правовыми актами Новосибирской области.
     3. В Новосибирской области в соответствии с федеральным жилищным законодательством устанавливается региональный стандарт нормативной площади жилого помещения для всех жилых помещений независимо от формы собственности.

     Статья 21. Обеспечение права на образование

     1. В Новосибирской области обеспечиваются права человека на получение образования путем создания социально-экономических условий и правовых гарантий для функционирования и развития системы образования, установления особенностей механизма финансирования и материально-технического обеспечения образовательных учреждений, повышения социальной защищенности педагогов и обучающихся (воспитанников).
     2. Органы государственной власти Новосибирской области и органы местного самоуправления развивают сеть образовательных учреждений для реализации права на образование.

     Статья 22. Обеспечение права на охрану здоровья

     1. В Новосибирской области принимаются меры по развитию государственной и муниципальной систем здравоохранения. Органы государственной власти Новосибирской области и органы местного самоуправления развивают сеть государственных и муниципальных учреждений здравоохранения для реализации права на охрану здоровья.
     2. В Новосибирской области формируется система мер социальной поддержки по предоставлению медицинской помощи и лекарственному обеспечению ветеранов труда, участников войн, инвалидов, иных категорий населения, обеспечивается обязательное медицинское страхование неработающего населения.
     3. Органы государственной власти Новосибирской области и органы местного самоуправления содействуют деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, организуют мероприятия по обеспечению экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия в Новосибирской области.

     Статья 23. Обеспечение прав граждан в области культуры

     1. В Новосибирской области обеспечивается право граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
     2. Органы государственной власти Новосибирской области, органы местного самоуправления городских и сельских поселений, а также городских округов обязаны в пределах своих полномочий обеспечивать охрану и сохранение объектов исторического и культурного наследия, расположенных на территории Новосибирской области.
     3. Органы государственной власти Новосибирской области и органы местного самоуправления осуществляют поддержку музеев, учреждений культуры и искусства, народных художественных промыслов, содействуют развитию библиотечного обслуживания населения.

     Статья 24. Обеспечение права на благоприятную окружающую среду

     1. Органы государственной власти Новосибирской области и органы местного самоуправления принимают меры по охране окружающей среды и экологической безопасности.
     2. Использование земли и иных компонентов природной среды должно быть направлено на сохранение жизни человека и предотвращение негативного воздействия на здоровье человека.
     3. В Новосибирской области развивается система экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры.

     Статья 25. Обеспечение и защита иных прав и свобод человека и гражданина

     В Новосибирской области осуществляются обеспечение и защита иных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации, законами, общепризнанными принципами и нормами международного права.

     Статья 26. Уполномоченный по правам человека в Новосибирской области

     1. Для обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и их соблюдения органами государственной власти Новосибирской области, иными государственными органами и органами местного самоуправления и их должностными лицами в Новосибирской области устанавливается должность Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области.
     2. Уполномоченный по правам человека в Новосибирской области назначается на должность и освобождается от должности Новосибирским областным Советом депутатов.
     3. Порядок назначения, деятельности и статус Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области регулируются законом Новосибирской области.

Глава III. Губернатор Новосибирской области

     Статья 27. Статус Губернатора Новосибирской области

     1. Губернатор Новосибирской области является высшим должностным лицом Новосибирской области.
     2. Губернатором Новосибирской области может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет.
     3. Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями Губернатора Новосибирской области Новосибирским областным Советом депутатов по представлению Президента Российской Федерации сроком на пять лет.
     4. Губернатор Новосибирской области не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности субъекта Российской Федерации или должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     5. Губернатор Новосибирской области возглавляет высший исполнительный орган государственной власти Новосибирской области - администрацию Новосибирской области.
     6. Должность Губернатора Новосибирской области является государственной должностью Новосибирской области.

     Статья 28. Вступление в должность Губернатора Новосибирской области

     1. Губернатор Новосибирской области вступает в должность не позднее чем через тридцать дней со дня принятия решения Новосибирского областного Совета депутатов о наделении его полномочиями Губернатора Новосибирской области.
     2. При вступлении в должность Губернатор Новосибирской области приносит присягу следующего содержания:
     "Клянусь при осуществлении полномочий Губернатора Новосибирской области уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав и законы Новосибирской области, отстаивать интересы Новосибирской области, честно и добросовестно исполнять возложенные на меня обязанности, служить процветанию области и благополучию ее населения".
     3. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Новосибирского областного Совета депутатов, судей Уставного суда Новосибирской области, иных приглашенных лиц.
     4. Губернатор Новосибирской области приступает к исполнению своих полномочий с момента принесения им присяги.

     Статья 29. Полномочия Губернатора Новосибирской области

     1. Губернатор Новосибирской области:
     1) представляет Новосибирскую область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени Новосибирской области;
     2) назначает члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя от администрации Новосибирской области;
     3) подписывает отзывы администрации Новосибирской области на проекты федеральных законов;
     4) вправе вносить на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, издание которых находится в компетенции Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
     5) обнародует Устав Новосибирской области, законы Новосибирской области, удостоверяя обнародование путем их подписания, либо отклоняет законы Новосибирской области;
     6) формирует администрацию Новосибирской области;
     7) назначает на должность и освобождает от должности первых заместителей, заместителей Губернатора Новосибирской области, руководителей исполнительных органов государственной власти Новосибирской области;
     8) представляет на согласование Новосибирскому областному Совету депутатов кандидатуры лиц, указанных в пункте 9 части 2 статьи 36 настоящего Устава;
     9) определяет структуру областных и территориальных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области;
     10) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Новосибирской области с иными органами государственной власти Новосибирской области и в соответствии с федеральным законодательством может организовать взаимодействие органов исполнительной власти Новосибирской области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;
     11) отменяет правовые акты областных и территориальных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, противоречащие действующему законодательству;
     12) учреждает, формирует, возглавляет совещательные и консультативные органы при Губернаторе Новосибирской области, а также утверждает положения о них;
     13) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Новосибирского областного Совета депутатов;
     14) вправе требовать созыв внеочередного заседания Новосибирского областного Совета депутатов, а также созывать вновь избранный Новосибирский областной Совет депутатов на первое заседание ранее срока, установленного Уставом Новосибирской области;
     15) вправе участвовать в работе Новосибирского областного Совета депутатов с правом совещательного голоса;
     16) представляет Новосибирскому областному Совету депутатов проект областного бюджета Новосибирской области и отчет о его исполнении;
     17) представляет Новосибирскому областному Совету депутатов на утверждение программу социально-экономического развития области и отчет о ее выполнении;
     18) распоряжается в пределах своей компетенции средствами областного бюджета Новосибирской области;
     19) дает заключение на представленные субъектами права законодательной инициативы законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, предоставлении налоговых льгот, изменении финансовых обязательств Новосибирской области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета Новосибирской области;
     20) вправе обратиться в соответствующий суд для решения вопроса о соответствии изданного им или исполнительным органом государственной власти Новосибирской области нормативного правового акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации в случае приостановления действия данного акта Президентом Российской Федерации;
     21) вправе обратиться в Новосибирский областной Совет депутатов с предложением о внесении изменений в постановления Новосибирского областного Совета депутатов либо об их отмене, вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке;
     22) в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законом, отрешает от должности главу муниципального образования или главу местной администрации;
     23) дает согласие в соответствии с федеральными законами на назначение руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, прокурора Новосибирской области;
     24) назначает половину членов избирательной комиссии Новосибирской области;
     25) назначает членов административной комиссии Новосибирской области, административных комиссий муниципальных районов Новосибирской области, городских округов Новосибирской области, утверждает составы иных административных комиссий;
     26) назначает (утверждает) в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Новосибирской области руководителей унитарных предприятий Новосибирской области и областных государственных учреждений;
     27) награждает наградами Новосибирской области, присваивает почетные звания в соответствии с законом Новосибирской области;
     28) учреждает и назначает именные стипендии студентам, аспирантам и докторантам, выделяет гранты, присуждает именные премии молодым ученым и специалистам;
     29) осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Новосибирской области.
     2. Губернатор Новосибирской области при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, настоящий Устав и законы Новосибирской области, а также исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
     3. Губернатор Новосибирской области на основании, в соответствии и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов Новосибирской области издает:
     1) по вопросам, требующим нормативного регулирования, - постановления;
     2) по всем остальным вопросам - распоряжения.

     Статья 30. Прекращение полномочий Губернатора Новосибирской области

     1. Полномочия Губернатора Новосибирской области прекращаются со вступлением в должность нового Губернатора Новосибирской области.
     2. Полномочия Губернатора Новосибирской области прекращаются досрочно в случае:
     1) его смерти;
     2) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия Новосибирским областным Советом депутатов;
     3) его отставки по собственному желанию;
     4) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом;
     5) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
     6) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
     7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
     8) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
     9) утраты им гражданства Российской Федерации.
     3. Решение Новосибирского областного Совета депутатов о недоверии Губернатору Новосибирской области принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов Новосибирского областного Совета депутатов по инициативе не менее чем одной трети от установленного числа депутатов в случае:
     1) издания Губернатором Новосибирской области актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему Уставу, законам Новосибирской области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Губернатор Новосибирской области не устранил указанные противоречия в течение одного месяца со дня вступления в силу судебного решения;
     2) установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава, законов Новосибирской области, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан;
     3) ненадлежащего исполнения Губернатором Новосибирской области своих обязанностей.
     4. Решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора Новосибирской области принимается Новосибирским областным Советом депутатов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 4 части 2 настоящей статьи.

     Статья 31. Заместители Губернатора Новосибирской области

     1. Губернатор Новосибирской области имеет первых заместителей Губернатора Новосибирской области и заместителей Губернатора Новосибирской области.
     2. Губернатор Новосибирской области определяет количество и полномочия первых заместителей Губернатора Новосибирской области и заместителей Губернатора Новосибирской области, назначает и освобождает их от должности в соответствии с законодательством.
     3. Срок полномочий первых заместителей, заместителей Губернатора Новосибирской области ограничен сроком полномочий действующего Губернатора Новосибирской области.
     4. В случаях, когда Губернатор Новосибирской области временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет первый заместитель, заместитель Губернатора Новосибирской области в соответствии с распределением полномочий, утвержденным постановлением Губернатора Новосибирской области.
     Исполняющий обязанности Губернатора Новосибирской области не вправе осуществлять полномочия Губернатора Новосибирской области, указанные в пунктах 2, 13 части 1 статьи 29 настоящего Устава, а также не вправе вносить предложения об изменении настоящего Устава.
     5. Должности первых заместителей Губернатора Новосибирской области и заместителей Губернатора Новосибирской области являются государственными должностями Новосибирской области.

Глава IV. Новосибирский областной Совет депутатов

     Статья 32. Статус Новосибирского областного Совета депутатов

     1. Новосибирский областной Совет депутатов - постоянно действующий высший и единственный законодательный (представительный) орган государственной власти Новосибирской области.
     2. Новосибирский областной Совет депутатов состоит из 98 депутатов.
     Число депутатов Новосибирского областного Совета депутатов, работающих на постоянной профессиональной основе, определяется законом Новосибирской области.
     3. Срок полномочий депутата Новосибирского областного Совета депутатов одного созыва - пять лет.
     4. Порядок проведения выборов депутатов Новосибирского областного Совета депутатов устанавливается законом Новосибирской области.
     5. Новосибирский областной Совет депутатов является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
     6. Новосибирский областной Совет депутатов обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

     Статья 33. Основы статуса депутата Новосибирского областного Совета депутатов

     1. Депутатом Новосибирского областного Совета депутатов может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с федеральным законом пассивным избирательным правом и достигший возраста 21 года.
     2. Полномочия депутата Новосибирского областного Совета депутатов начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Новосибирского областного Совета депутатов нового созыва, за исключением случаев, установленных федеральным и областным законодательством.
     3. Статус депутата Новосибирского областного Совета депутатов, гарантии депутатской деятельности, условия осуществления депутатом депутатской деятельности устанавливаются законом Новосибирской области.

     Статья 34. Организация деятельности Новосибирского областного Совета депутатов

     1. Основной формой работы Новосибирского областного Совета депутатов является сессия, которая может состоять из нескольких заседаний.
     Новосибирский областной Совет депутатов собирается на сессии не реже одного раза в два месяца.
     Заседания Новосибирского областного Совета депутатов являются открытыми, за исключением рассмотрения вопросов, связанных с государственной и иной охраняемой законодательством Российской Федерации тайной, а также иных случаев, установленных федеральными законами, законами Новосибирской области, Регламентом Новосибирского областного Совета депутатов.
     2. Первое заседание Новосибирского областного Совета депутатов очередного созыва проходит не позднее чем через тридцать дней после дня голосования на выборах депутатов Новосибирского областного Совета депутатов.
     3. Первое заседание Новосибирского областного Совета депутатов нового созыва открывает старейший по возрасту депутат.
     4. По наиболее важным вопросам политической и общественной жизни, а также в случаях, определенных федеральным законодательством, в Новосибирском областном Совете депутатов могут проводиться депутатские слушания.
     5. Регламент и внутренний распорядок деятельности Новосибирского областного Совета депутатов утверждаются постановлением Новосибирского областного Совета депутатов.
     6. Новосибирский областной Совет депутатов самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
     7. Расходы на обеспечение деятельности Новосибирского областного Совета депутатов предусматриваются в областном бюджете Новосибирской области отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

     Статья 35. Структура Новосибирского областного Совета депутатов

     1. Новосибирский областной Совет депутатов избирает из своего состава Председателя Новосибирского областного Совета депутатов, первого заместителя Председателя Новосибирского областного Совета депутатов, заместителей Председателя Новосибирского областного Совета депутатов. Количество заместителей Председателя Новосибирского областного Совета депутатов определяется постановлением Новосибирского областного Совета депутатов.
     2. Председатель Новосибирского областного Совета депутатов, первый заместитель Председателя Новосибирского областного Совета депутатов, заместители Председателя Новосибирского областного Совета депутатов ведут заседания и ведают внутренним распорядком Новосибирского областного Совета депутатов.
     Полномочия Председателя Новосибирского областного Совета депутатов, первого заместителя Председателя Новосибирского областного Совета депутатов, заместителей Председателя Новосибирского областного Совета депутатов определяются Регламентом Новосибирского областного Совета депутатов.
     3. Новосибирский областной Совет депутатов образует комитеты, комиссии. Полномочия комитетов и комиссий Новосибирского областного Совета депутатов определяются положениями о комитетах, комиссиях Новосибирского областного Совета депутатов, утверждаемыми постановлениями Новосибирского областного Совета депутатов.
     4. Для обеспечения деятельности Новосибирского областного Совета депутатов образуется аппарат Новосибирского областного Совета депутатов. Структура аппарата Новосибирского областного Совета депутатов определяется постановлением Новосибирского областного Совета депутатов.

     Статья 36. Полномочия Новосибирского областного Совета депутатов

     1. Основными полномочиями Новосибирского областного Совета депутатов являются:
     1) принятие Устава Новосибирской области и поправок к нему;
     2) принятие законов Новосибирской области по вопросам, предусмотренным статьей 37 настоящего Устава.
     2. Кроме полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, Новосибирский областной Совет депутатов осуществляет следующие полномочия:
     1) наделение гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Губернатора Новосибирской области;
     2) осуществление права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
     3) избрание члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя от Новосибирского областного Совета депутатов;
     4) рассмотрение постановления Губернатора Новосибирской области о назначении члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя от администрации Новосибирской области;
     5) одобрение или отклонение проекта договора о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Новосибирской областью;
     6) утверждение соглашения об изменении границ Новосибирской области;
     7) назначение областного референдума Новосибирской области;
     8) назначение даты выборов депутатов Новосибирского областного Совета депутатов;
     9) решение вопроса о даче согласия на назначение на должность первого заместителя (первых заместителей) Губернатора Новосибирской области, а также руководителей:
     а) финансового органа исполнительной власти Новосибирской области;
     б) органа исполнительной власти Новосибирской области в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Новосибирской области;
     в) органа исполнительной власти Новосибирской области в сфере социальной защиты населения Новосибирской области;
     10) решение вопроса о недоверии (доверии) Губернатору Новосибирской области;
     11) решение вопроса о недоверии (доверии) руководителям исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, указанным в пункте 9 части 2 настоящей статьи;
     12) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области;
     13) согласование назначения на должность прокурора Новосибирской области;
     14) назначение на должность председателя, заместителя председателя и судей Уставного суда Новосибирской области и мировых судей Новосибирской области;
     15) назначение на должность и освобождение от должности председателя, заместителей председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты Новосибирской области;
     16) назначение половины членов избирательной комиссии Новосибирской области;
     17) согласование назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях и порядке, установленных федеральным законом;
     18) назначение представителей общественности в квалификационную коллегию судей Новосибирской области; назначение представителей Новосибирского областного Совета депутатов в квалификационную комиссию при Адвокатской палате Новосибирской области;
     19) согласование назначения состава административной комиссии Новосибирской области;
     20) учреждение средств массовой информации Новосибирского областного Совета депутатов;
     21) иные вопросы, отнесенные к ведению Новосибирского областного Совета депутатов федеральным законодательством и законами Новосибирской области.
     3. Новосибирский областной Совет депутатов наряду с другими уполномоченными на то органами осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов Новосибирской области, постановлений Новосибирского областного Совета депутатов, исполнением областного бюджета Новосибирской области, исполнением бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области, соблюдением установленного порядка распоряжения государственной собственностью Новосибирской области в пределах и формах, определенных действующим законодательством.
     4. По вопросам, указанным в части 2 настоящей статьи, Новосибирский областной Совет депутатов принимает постановления.
     5. Постановления Новосибирского областного Совета депутатов принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов Новосибирского областного Совета депутатов, если федеральным законом не установлено иное.
     6. Порядок принятия постановлений Новосибирского областного Совета депутатов, их обнародования и вступления в силу устанавливается законом Новосибирской области и Регламентом Новосибирского областного Совета депутатов.

     Статья 37. Вопросы законодательного регулирования в Новосибирской области

     Законом Новосибирской области:
     1) устанавливаются герб, флаг и гимн Новосибирской области, их описание и порядок их официального использования;
     2) устанавливается порядок подготовки и проведения областного референдума Новосибирской области;
     3) устанавливается порядок подготовки и проведения выборов депутатов Новосибирского областного Совета депутатов;
     4) устанавливается порядок подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований и выборных должностных лиц муниципальных образований на территории Новосибирской области;
     5) устанавливается порядок подготовки и проведения местного референдума;
     6) устанавливается система исполнительных органов государственной власти Новосибирской области;
     7) устанавливаются административно-территориальное устройство Новосибирской области и порядок его изменения;
     8) регулируется организация местного самоуправления в Новосибирской области в случаях и порядке, установленных федеральным законом;
     9) устанавливаются и изменяются границы территорий и статус муниципальных образований, осуществляется преобразование муниципальных образований;
     10) осуществляется наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Новосибирской области;
     11) осуществляется роспуск представительного органа муниципального образования в случаях и порядке, установленных федеральным законом;
     12) регулируются вопросы прохождения государственной гражданской службы Новосибирской области и муниципальной службы в Новосибирской области;
     13) утверждаются областной бюджет Новосибирской области и отчет о его исполнении;
     14) утверждаются программы социально-экономического развития Новосибирской области;
     15) устанавливаются региональные налоги, налоговые льготы;
     16) утверждаются бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области и отчет о его исполнении;
     17) устанавливается порядок управления и распоряжения государственной собственностью Новосибирской области;
     18) устанавливается в соответствии с федеральным законом порядок предоставления и использования земельных участков, использования иных природных ресурсов, охраны объектов природы;
     19) утверждаются заключение и расторжение договоров Новосибирской области;
     20) устанавливается административная ответственность за невыполнение или нарушение Устава Новосибирской области, законов Новосибирской области, иных нормативных правовых актов Новосибирской области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
     21) учреждаются награды и почетные звания Новосибирской области, устанавливается порядок награждения, присвоения почетных званий Новосибирской области;
     22) устанавливаются порядок и условия приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Новосибирской области, утверждаются прогнозные планы (программы) приватизации государственного имущества Новосибирской области;
     23) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами Новосибирской области к ведению Новосибирской области.

     Статья 38. Право законодательной инициативы в Новосибирском областном Совете депутатов

     1. Право законодательной инициативы в Новосибирском областном Совете депутатов, за исключением случаев, установленных статьей 66 настоящего Устава, принадлежит Губернатору Новосибирской области, депутатам Новосибирского областного Совета депутатов, комитетам Новосибирского областного Совета депутатов, представительным органам муниципальных образований, прокурору Новосибирской области.
     Право законодательной инициативы принадлежит также Уставному суду Новосибирской области, Новосибирскому областному суду по вопросам их ведения.
     2. Законопроекты вносятся в Новосибирский областной Совет депутатов в соответствии с требованиями законодательства Новосибирской области и Регламента Новосибирского областного Совета депутатов.
     3. Законопроекты, внесенные в Новосибирский областной Совет депутатов Губернатором Новосибирской области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
     4. Законопроекты о введении или отмене региональных налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Новосибирской области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета Новосибирской области, рассматриваются Новосибирским областным Советом депутатов по представлению Губернатора Новосибирской области либо при наличии заключения Губернатора Новосибирской области. Указанное заключение представляется в Новосибирский областной Совет депутатов в течение 25 календарных дней со дня поступления к Губернатору Новосибирской области законопроекта и прилагаемых к нему материалов.

     Статья 39. Порядок принятия Устава Новосибирской области, законов Новосибирской области

     1. Устав Новосибирской области и законы Новосибирской области о вступлении в силу Устава Новосибирской области, о поправках к Уставу Новосибирской области принимаются Новосибирским областным Советом депутатов большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Новосибирского областного Совета депутатов.
     2. Законы Новосибирской области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Новосибирского областного Совета депутатов.
     3. Порядок рассмотрения проекта Устава Новосибирской области, проектов законов Новосибирской области в Новосибирском областном Совете депутатов устанавливается законом Новосибирской области и Регламентом Новосибирского областного Совета депутатов.
     4. Решение о принятии либо об отклонении проекта Устава Новосибирской области, проекта закона Новосибирской области, а также о принятии Устава Новосибирской области, закона Новосибирской области оформляется постановлением Новосибирского областного Совета депутатов.

     Статья 40. Порядок обнародования и вступления в силу Устава Новосибирской области, законов Новосибирской области

     1. Устав Новосибирской области, законы Новосибирской области, принятые Новосибирским областным Советом депутатов, в течение семи календарных дней направляются Губернатору Новосибирской области.
     2. Губернатор Новосибирской области обязан обнародовать Устав Новосибирской области, закон Новосибирской области, удостоверив обнародование закона путем его подписания, либо отклонить закон в течение четырнадцати календарных дней со дня поступления на подписание.
     3. Отклоненный Губернатором Новосибирской области закон Новосибирской области возвращается в Новосибирский областной Совет депутатов с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений.
     4. В случае отклонения закона Новосибирской области Губернатором Новосибирской области закон Новосибирской области может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Новосибирского областного Совета депутатов.
     5. Закон Новосибирской области, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Губернатором Новосибирской области и подлежит обнародованию в течение семи календарных дней со дня поступления закона Новосибирской области Губернатору Новосибирской области.
     6. Закон Новосибирской области вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования, если федеральным законом, настоящим Уставом, законом Новосибирской области не установлен иной порядок его вступления в силу.
     Законы Новосибирской области по вопросам защиты прав и свобод человека вступают в силу не ранее чем через десять дней после дня их официального опубликования.
     7. Устав Новосибирской области вступает в силу в особом порядке в соответствии с законом Новосибирской области о вступлении в силу Устава Новосибирской области.
     Порядок обнародования и вступления в силу законов Новосибирской области устанавливается настоящим Уставом и законом Новосибирской области.

     Статья 41. Досрочное прекращение полномочий Новосибирского областного Совета депутатов

     1. Полномочия Новосибирского областного Совета депутатов могут быть прекращены досрочно в случае:
     1) принятия Новосибирским областным Советом депутатов не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Новосибирского областного Совета депутатов решения о самороспуске;
     2) роспуска Новосибирского областного Совета депутатов Губернатором Новосибирской области по основаниям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи;
     3) вступления в силу решения Новосибирского областного суда о неправомочности данного состава Новосибирского областного Совета депутатов, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
     4) вступления в силу указа Президента Российской Федерации о роспуске Новосибирского областного Совета депутатов.
     2. Губернатор Новосибирской области вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Новосибирского областного Совета депутатов в случае принятия Новосибирским областным Советом депутатов Устава Новосибирской области, закона Новосибирской области, постановления Новосибирского областного Совета депутатов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Уставу Новосибирской области, если такие противоречия установлены судом, а Новосибирский областной Совет депутатов не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
     Решение Губернатора Новосибирской области о досрочном прекращении полномочий Новосибирского областного Совета депутатов принимается в форме постановления Губернатора Новосибирской области.
     3. В случае принятия решения о досрочном прекращении полномочий Новосибирского областного Совета депутатов назначаются внеочередные выборы депутатов Новосибирского областного Совета депутатов. Указанные выборы проводятся не позднее чем через сто двадцать дней со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий Новосибирского областного Совета депутатов.

Глава V. Исполнительная власть Новосибирской области

     Статья 42. Исполнительные органы государственной власти Новосибирской области

     1. Система исполнительных органов государственной власти Новосибирской области устанавливается законом области.
     2. Структура областных и территориальных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области определяется Губернатором Новосибирской области.

     Статья 43. Статус администрации Новосибирской области

     1. Администрация Новосибирской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, который на всей территории Новосибирской области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Новосибирской области, законов и иных нормативных правовых актов Новосибирской области, осуществляет систематический контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти Новосибирской области, а также принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации и Новосибирской области.
     2. Администрация Новосибирской области наделена общей компетенцией, обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
     3. Администрация Новосибирской области возглавляет систему органов исполнительной власти Новосибирской области и осуществляет общее руководство их деятельностью.
     4. Финансирование администрации Новосибирской области осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
     5. Структура и порядок формирования администрации Новосибирской области устанавливаются настоящим Уставом и законом Новосибирской области.

     Статья 44. Структура и порядок формирования администрации Новосибирской области

     1. Структурными подразделениями администрации Новосибирской области являются департаменты, комитеты, отделы.
     2. Перечень, наименования структурных подразделений администрации Новосибирской области, порядок их формирования и компетенция устанавливаются Губернатором Новосибирской области.
     3. Руководители структурных подразделений администрации Новосибирской области назначаются на должность и освобождаются от должности Губернатором Новосибирской области.

     Статья 45. Полномочия администрации Новосибирской области

     1. Администрация Новосибирской области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития области, участвует в проведении единой государственной политики в сфере финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии и иных сферах.
     2. Администрация Новосибирской области:
     1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
     2) управляет и распоряжается государственной собственностью Новосибирской области в соответствии с законами Новосибирской области, а также федеральной собственностью, переданной в управление Новосибирской области, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
     3) формирует областные и территориальные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области;
     4) осуществляет общее руководство областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области;
     5) разрабатывает и реализует бюджетную, налоговую и инвестиционную политику в Новосибирской области, осуществляет меры по развитию предпринимательства;
     6) разрабатывает для представления Губернатором Новосибирской области в Новосибирский областной Совет депутатов проект областного бюджета Новосибирской области, а также проекты программ социально-экономического развития Новосибирской области;
     7) обеспечивает исполнение областного бюджета Новосибирской области и готовит отчет об его исполнении, а также отчеты о выполнении программ социально-экономического развития области для представления их Губернатором Новосибирской области в Новосибирский областной Совет депутатов;
     8) разрабатывает и реализует меры по развитию социальной сферы области, росту благосостояния населения, охране труда и здоровья граждан, организует систему социальной защиты населения и обеспечивает ее функционирование;
     9) осуществляет мероприятия по воспитанию, образованию населения, охране семьи, материнства, отцовства и детства, разрабатывает и реализует меры по развитию науки, культуры и спорта, молодежной политики;
     10) осуществляет мероприятия по развитию энергетики, транспорта и связи; создает условия для развития промышленности, строительства, торговли, бытового обслуживания населения и других; осуществляет мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей;
     11) утверждает схему территориального планирования Новосибирской области, в том числе внесение изменений в такую схему, а также план ее реализации;
     12) разрабатывает программы по охране окружающей природной среды, рациональному природопользованию и обеспечивает их выполнение, организует контроль за соблюдением природоохранного законодательства;
     13) содействует комплексному экономическому и социальному развитию городов и населенных пунктов области;
     14) осуществляет в пределах своих полномочий лицензирование отдельных видов деятельности;
     15) заключает соглашения по регулированию трудовых отношений и разрешению социально-экономических проблем с профсоюзами и объединениями работодателей;
     16) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу Новосибирской области, законам и иным нормативным правовым актам Новосибирской области, а также вправе обратиться в суд;
     17) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, настоящим Уставом и законами Новосибирской области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.
     3. Администрация Новосибирской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов Новосибирской области, постановлений Губернатора Новосибирской области по вопросам, требующим нормативного регулирования, издает постановления, а также обеспечивает их исполнение.
     4. Порядок опубликования и вступления в силу постановлений администрации Новосибирской области устанавливается Губернатором Новосибирской области в соответствии с законом Новосибирской области.
     5. По вопросам, не требующим нормативного регулирования, администрация Новосибирской области издает распоряжения.

     Статья 46. Областные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области

     1. Областные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области формируются администрацией Новосибирской области на основании закона Новосибирской области о системе исполнительных органов государственной власти Новосибирской области в соответствии со структурой областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, определяемой Губернатором Новосибирской области.
     2. Полномочия, порядок создания, реорганизации, ликвидации, организация деятельности областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области устанавливаются Губернатором Новосибирской области на основании федеральных законов, настоящего Устава и законов Новосибирской области.
     3. Областные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области обладают правами юридического лица, имеют гербовую печать.

     Статья 47. Территориальные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области

     1. Территориальные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области формируются администрацией Новосибирской области на основании закона Новосибирской области о системе исполнительных органов государственной власти Новосибирской области в соответствии со структурой территориальных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, определяемой Губернатором Новосибирской области.
     2. Полномочия, порядок создания, реорганизации, ликвидации, организация деятельности территориальных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области устанавливаются Губернатором Новосибирской области на основании федеральных законов, настоящего Устава и законов Новосибирской области.
     3. Территориальные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области обладают правами юридического лица, имеют гербовую печать.

     Статья 48. Правовые акты исполнительных органов государственной власти Новосибирской области

     1. Исполнительные органы государственной власти Новосибирской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов Новосибирской области, постановлений Губернатора Новосибирской области, администрации Новосибирской области издают правовые акты и обеспечивают их исполнение.
     2. Порядок подготовки, принятия и вступления в силу правовых актов исполнительных органов государственной власти Новосибирской области определяется Губернатором Новосибирской области.

Глава VI. Уставный суд Новосибирской области. Мировые судьи Новосибирской области

     Статья 49. Уставный суд Новосибирской области

     1. Уставный суд Новосибирской области состоит из семи судей.
     2. Судьи Уставного суда Новосибирской области назначаются Новосибирским областным Советом депутатов по представлению Губернатора Новосибирской области.
     3. Судьей Уставного суда Новосибирской области может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.
     4. Судьи Уставного суда Новосибирской области независимы и подчиняются Конституции Российской Федерации и федеральному закону и действуют в соответствии с настоящим Уставом и законом Новосибирской области.
     5. Создание, упразднение, полномочия и порядок деятельности Уставного суда Новосибирской области, порядок назначения, срок полномочий и наделение полномочиями судей Уставного суда Новосибирской области, порядок рассмотрения вопросов Уставным судом Новосибирской области и порядок опубликования решений Уставного суда Новосибирской области регулируются законом Новосибирской области в соответствии с настоящим Уставом.

     Статья 50. Основы деятельности Уставного суда Новосибирской области

     1. Уставный суд Новосибирской области:
     1) рассматривает вопросы о соответствии законов Новосибирской области, иных нормативных правовых актов Новосибирской области, уставов муниципальных образований, иных муниципальных правовых актов Уставу Новосибирской области;
     2) осуществляет толкование Устава Новосибирской области;
     3) разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Новосибирской области;
     4) разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Новосибирской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области ;
     5) разрешает споры о компетенции между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений;
     6) разрешает дела о соответствии Уставу Новосибирской области не вступившего в силу международного, внешнеэкономического или межрегионального соглашения Новосибирской области.
     2. С запросом в Уставный суд Новосибирской области могут обратиться: Губернатор Новосибирской области, Новосибирский областной Совет депутатов, не менее одной пятой депутатов Новосибирского областного Совета депутатов, исполнительные органы государственной власти Новосибирской области, главы муниципальных образований и представительные органы муниципальных образований, действующих на территории Новосибирской области, а также суды, действующие на территории Новосибирской области, прокурор Новосибирской области и граждане.
     3. Решение Уставного суда Новосибирской области, принятое в пределах его полномочий, окончательно, не может быть пересмотрено иным судом и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
     4. Законы Новосибирской области, иные нормативные правовые акты Новосибирской области, муниципальные правовые акты или их отдельные положения, признанные противоречащими Уставу Новосибирской области, утрачивают юридическую силу с момента вынесения решения Уставного суда.
     Международные, внешнеэкономические или межрегиональные соглашения Новосибирской области, признанные Уставным судом Новосибирской области не соответствующими Уставу Новосибирской области, не подлежат введению в действие и применению.

     Статья 51. Мировые судьи Новосибирской области

     1. Мировые судьи Новосибирской области являются судьями общей юрисдикции Новосибирской области и входят в единую судебную систему Российской Федерации.
     2. Мировые судьи Новосибирской области назначаются Новосибирским областным Советом депутатов. Срок полномочий мировых судей Новосибирской области устанавливается законом Новосибирской области в соответствии с федеральным законом.
     3. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей Новосибирской области, финансирование аппарата мировых судей Новосибирской области осуществляются в соответствии с законом Новосибирской области.

Глава VII. Государственные органы Новосибирской области

     Статья 52. Основы правового статуса государственных органов Новосибирской области

     1. Для осуществления отдельных государственных функций Новосибирской области создаются государственные органы Новосибирской области.
     2. Государственные органы Новосибирской области самостоятельны при осуществлении своих полномочий.
     3. Государственные органы Новосибирской области не вправе издавать нормативные правовые акты, за исключением случаев, установленных федеральным законом и законом Новосибирской области.

     Статья 53. Избирательная комиссия Новосибирской области

     1. Избирательная комиссия Новосибирской области является государственным органом Новосибирской области, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами, настоящим Уставом и законами Новосибирской области.
     2. Компетенция, полномочия, численность, порядок формирования, правовой статус и порядок деятельности избирательной комиссии Новосибирской области устанавливаются законом Новосибирской области в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Уставом.
     3. Избирательная комиссия Новосибирской области состоит из 14 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Половина членов избирательной комиссии Новосибирской области назначается Губернатором Новосибирской области, другая половина - Новосибирским областным Советом депутатов.

     Статья 54. Контрольно-счетная палата Новосибирской области

     1. Новосибирский областной Совет депутатов образует Контрольно-счетную палату Новосибирской области.
     2. Контрольно-счетная палата Новосибирской области является постоянно действующим органом государственного финансового контроля и контроля за управлением и распоряжением государственной собственностью Новосибирской области.
     3. Правовой статус, порядок формирования, полномочия Контрольно-счетной палаты Новосибирской области, а также срок полномочий председателя, заместителей председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты Новосибирской области устанавливаются законом Новосибирской области.

Глава VIII. Местное самоуправление в Новосибирской области

     Статья 55. Организация местного самоуправления в Новосибирской области

     1. Местное самоуправление в Новосибирской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также федеральными законами, настоящим Уставом, законами Новосибирской области, иными нормативными правовыми актами Новосибирской области и принимаемыми в соответствии с ними уставами муниципальных образований.
     2. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Новосибирской области в городских и сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах.
     3. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральным и областным законодательством.
     4. В Новосибирской области образуется Совет муниципальных образований Новосибирской области, в состав которого входят представители муниципальных образований в порядке, определяемом Уставом Совета муниципальных образований Новосибирской области.

     Статья 56. Взаимодействие органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления

     1. Органы государственной власти Новосибирской области и органы местного самоуправления взаимодействуют на принципах соблюдения законности, согласования интересов, взаимной ответственности.
     2. Органы государственной власти Новосибирской области не вправе принимать решения и совершать действия, ограничивающие права местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и иными законами Новосибирской области.
     3. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Новосибирской области осуществляется только законами Новосибирской области. Условия и порядок передачи отдельных государственных полномочий Новосибирской области, необходимых материальных и финансовых ресурсов для реализации переданных полномочий, а также осуществления контроля органами государственной власти Новосибирской области за их реализацией определяются федеральным и областным законодательством.

     Статья 57. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления

     1. Население непосредственно участвует в осуществлении местного самоуправления на местном референдуме, муниципальных выборах, собраниях и сходах граждан, через территориальное общественное самоуправление, а также в иных формах, не противоречащих федеральному и областному законодательству.
     2. Местный референдум проводится в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения. Подготовка и проведение местного референдума осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Новосибирской области, уставами муниципальных образований, иными нормативными правовыми актами о местном референдуме.
     3. Порядок подготовки и проведения муниципальных выборов устанавливается законами Новосибирской области в соответствии с федеральным законодательством.

     Статья 58. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления

     1. Органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты. Виды правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок их принятия, официального опубликования (обнародования) и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством.
     2. Муниципальные правовые акты в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им законами Новосибирской области, могут быть отменены или их действие может быть приостановлено исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным законом Новосибирской области.

     Статья 59. Финансовая основа местного самоуправления

     1. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет) и право на получение средств финансовой помощи в процессе осуществления бюджетного регулирования.
     2. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных федеральным и областным законодательством.

Глава IX. Собственность, бюджет и налоги

     Статья 60. Государственная собственность Новосибирской области

     1. В государственной собственности Новосибирской области может находиться:
     1) имущество, необходимое для осуществления полномочий органов государственной власти области по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
     2) имущество, необходимое для осуществления полномочий органов государственной власти области по предметам ведения субъектов Российской Федерации;
     3) имущество, необходимое для осуществления исполнительными органами государственной власти Новосибирской области отдельных полномочий по предметам ведения Российской Федерации, возложенных на указанные органы федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти;
     4) имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти Новосибирской области, государственных гражданских служащих Новосибирской области, работников областных унитарных предприятий Новосибирской области и работников областных государственных учреждений в соответствии с законами области.
     2. В состав государственной собственности Новосибирской области входят средства областного бюджета, территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области, ценные бумаги; имущество унитарных предприятий Новосибирской области, областных государственных учреждений Новосибирской области; земли, природные ресурсы; объекты культурного наследия регионального значения и иное имущество.
     3. Имущество, находящееся в государственной собственности Новосибирской области, а также унитарные предприятия Новосибирской области и областные государственные учреждения подлежат учету в соответствии с федеральным и областным законодательством.

     Статья 61. Управление и распоряжение государственной собственностью Новосибирской области

     1. От имени Новосибирской области полномочия собственника в отношении имущества, находящегося в государственной собственности Новосибирской области, осуществляют Новосибирский областной Совет депутатов, администрация Новосибирской области, уполномоченный законом Новосибирской области областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области в пределах своих полномочий.
     2. Порядок управления и распоряжения государственной собственностью Новосибирской области устанавливается законом Новосибирской области.
     3. Порядок и условия приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Новосибирской области, определяются законами и иными нормативными правовыми актами Новосибирской области в соответствии с федеральным законодательством.

     Статья 62. Бюджетная система Новосибирской области

     Бюджетная система Новосибирской области является частью бюджетной системы Российской Федерации и состоит из областного бюджета Новосибирской области, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области и местных бюджетов, в том числе бюджетов муниципальных районов, бюджетов городских округов, бюджетов городских и сельских поселений.

     Статья 63. Областной бюджет Новосибирской области

     1. Доходы областного бюджета Новосибирской области формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных и безвозвратных перечислений в соответствии с федеральным законодательством.
     2. Из областного бюджета Новосибирской области финансируются расходы на осуществление органами государственной власти Новосибирской области полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по предметам ведения Новосибирской области, также расходы, связанные с передачей Новосибирской области как субъекту Российской Федерации отдельных государственных полномочий Российской Федерации, и иные расходы в соответствии с федеральным и областным законодательством.
     3. Из областного бюджета Новосибирской области могут предоставляться межбюджетные трансферты местным бюджетам в формах, порядке и на условиях, установленных федеральным и областным законодательством.
     4. Порядок составления и рассмотрения проекта областного бюджета Новосибирской области, утверждения и исполнения областного бюджета Новосибирской области, осуществления контроля за его исполнением, утверждения отчета об исполнении областного бюджета Новосибирской области устанавливается законом Новосибирской области в соответствии с федеральным законодательством.

     Статья 64. Государственные заимствования Новосибирской области

     Новосибирская область вправе осуществлять государственные заимствования путем выпуска государственных ценных бумаг Новосибирской области, получения кредитов от кредитных организаций, бюджетных кредитов от бюджетов другого уровня бюджетной системы. Заемные средства подлежат зачислению в областной бюджет.

     Статья 65. Налогообложение в Новосибирской области

     1. В Новосибирской области взимаются федеральные, региональные и местные налоги и сборы, установленные федеральным законодательством.
     2. Установление, введение, изменение и отмена региональных налогов и сборов, предоставление налоговых льгот на территории Новосибирской области осуществляются законами Новосибирской области в соответствии с федеральным законодательством.
     3. Законы Новосибирской области о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Глава X. Изменение устава Новосибирской области

     Статья 66. Внесение изменений в Устав Новосибирской области

     1. Предложения о поправках к Уставу Новосибирской области могут вносить Губернатор Новосибирской области, представительные органы муниципальных образований, а также группа депутатов Новосибирского областного Совета депутатов численностью не менее одной пятой от установленного числа депутатов Новосибирского областного Совета депутатов, а в целях приведения Устава Новосибирской области в соответствие с требованиями федерального законодательства - также депутат Новосибирского областного Совета депутатов.
     2. Предложения о поправках к Уставу Новосибирской области рассматриваются постоянно действующей рабочей группой по вопросам изменения Устава Новосибирской области, состоящей из 20 человек.
     Половина членов рабочей группы назначается постановлением Новосибирского областного Совета депутатов, другая половина членов рабочей группы назначается постановлением Губернатора Новосибирской области. Порядок работы рабочей группы определяется положением, утверждаемым Губернатором Новосибирской области.
     3. Рабочая группа дает свое заключение на представленные предложения по поправкам к Уставу Новосибирской области с рекомендацией о принятии либо отклонении представленных предложений полностью или в части. Наличие заключения рабочей группы является обязательным условием для рассмотрения Новосибирским областным Советом депутатов проекта закона Новосибирской области о поправках к Уставу Новосибирской области.

     Губернатор

     Новосибирской области  В.А.Толоконский 

     г. Новосибирск,
     Красный проспект, 18
     18 апреля 2005 г.
     N 282-ОЗ

 

 Copyright В© ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.