Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Устав Пензенской области

Устав Пензенской области
(с изменениями от 23 апреля 1997 г., 6 марта, 7 апреля, 30 мая 1998 г., 26 марта, 1 июня 1999 г., 24 мая, 10 октября 2000 г., 13 июня, 20 августа, 22 ноября 2001 г., 12 марта, 19 апреля, 8 июля, 18 ноября 2002 г., 20 февраля, 27 ноября, 22 декабря 2003 г., 25 мая 2004 г., 28 июня, 2 ноября, 22 декабря 2005 г., 26 февраля, 10 апреля, 22 мая, 12 сентября 2006 г.)

Принят Законодательным Собранием Пензенской области 10 сентября 1996 года

Настоящий Устав в соответствии с Конституцией Российской Федерации и с учетом мнения населения Пензенской области, его истории, культуры и традиций определяет статус Пензенской области как равноправного субъекта Российской Федерации и создает правовые основы для ее всестороннего развития.

Глава I. Статус и административно-территориальное устройство Пензенской области. Общие положения

     Статья 1.

     1. Пензенская область является равноправным субъектом Российской Федерации.
     2. Статус Пензенской области определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.

     Статья 2.

     Территория Пензенской области в пределах существующих административных границ является неотъемлемой частью единой территории Российской Федерации.

     Статья 3.

     1. Статус Пензенской области может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Пензенской области в соответствии с федеральным конституционным законом.
     2. Территория и наименование Пензенской области могут быть изменены с согласия граждан Российской Федерации, проживающих в Пензенской области, выраженного на референдуме Пензенской области.

     Статья 4.

     Устав Пензенской области, законы и иные нормативные правовые акты Пензенской области не могут противоречить Конституции Российской Федерации, а также федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия Устава Пензенской области, законов и иных нормативных правовых актов Пензенской области Конституции Российской Федерации и федеральным законам действуют положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

     Статья 5.

     На территории Пензенской области гарантируются защита и осуществление всех прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации.

     Статья 6.

     1. Единственным источником власти в Пензенской области является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
     2. Высшим и непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы, порядок проведения которых определяется законами Пензенской области в соответствии с федеральными законами.

     Статья 7.

     1. Государственная власть в Пензенской области осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
     2. Образование, формирование, деятельность органов государственной власти Пензенской области, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", иными федеральными законами, настоящим Уставом, законами и иными нормативными правовыми актами Пензенской области.
     3. Высшим должностным лицом Пензенской области является Губернатор Пензенской области. Губернатор Пензенской области возглавляет высший исполнительный орган государственной власти Пензенской области.
     4. Систему органов государственной власти Пензенской области составляют:
     законодательный (представительный) орган государственной власти Пензенской области - Законодательное Собрание Пензенской области;
     высший исполнительный орган государственной власти Пензенской области - Правительство Пензенской области;
     иные исполнительные органы государственной власти (иные органы исполнительной власти) Пензенской области - в соответствии с их системой, устанавливаемой законом Пензенской области;
     судебные органы - мировые судьи в Пензенской области;
     Счетная палата Пензенской области, Избирательная комиссия Пензенской области, иные государственные органы Пензенской области - в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом и законами Пензенской области.

     Статья 8.

     1. Административно-территориальными образованиями Пензенской области являются:
     города областного значения: Заречный (закрытое административно-территориальное образование), Кузнецк, Пенза;
     районы города Пензы (городские районы): Железнодорожный, Ленинский, Октябрьский, Первомайский;
     районы (сельские): Башмаковский, Бековский, Белинский, Бессоновский, Вадинский, Городищенский, Земетчинский, Иссинский, Каменский, Камешкирский, Колышлейский, Кондольский, Кузнецкий, Лопатинский, Лунинский, Малосердобинский, Мокшанский, Наровчатский, Неверкинский, Нижнеломовский, Никольский, Пачелмский, Пензенский, Сердобский, Сосновоборский, Спасский, Тамалинский, Шемышейский;
     города районного значения: Белинский, Городище, Каменка, Нижний Ломов, Никольск, Сердобск, Спасск, Сурск;
     рабочие поселки;
     один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов - сельсоветы.
     2. Отдельные населенные пункты на территории Пензенской области входят в состав соответствующих административно-территориальных и (или) муниципальных образований Пензенской области.
     3. Административным центром Пензенской области является город Пенза.
     4. Административно-территориальное устройство Пензенской области и порядок его изменения устанавливаются законом Пензенской области.

     Статья 9.

     В Пензенской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами признается и гарантируется местное самоуправление.

     Статья 10.

     1. Пензенская область имеет собственные официальные символы: флаг, герб и гимн Пензенской области.
     2. Описание, художественно-графическое изображение и порядок применения (использования) официальных символов Пензенской области утверждаются законами Пензенской области.

     Статья 11.

     1. Устав Пензенской области является основным законом Пензенской области и имеет на ее территории прямое действие.
     2. Законы Пензенской области, иные нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти Пензенской области, органами местного самоуправления, не должны противоречить Уставу Пензенской области.
     3. Устав, законы и иные нормативные правовые акты Пензенской области, принятые в пределах ее полномочий, в соответствии с федеральным законодательством обязательны для исполнения всеми находящимися на территории Пензенской области органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами Пензенской области.
     4. Положения настоящего Устава в отношении города Заречного применяются с учетом особенностей, установленных федеральными законами для закрытых административно-территориальных образований.

     Статья 12.

     Законы Пензенской области, иные нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти Пензенской области, подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы Пензенской области и иные нормативные правовые акты органов государственной власти Пензенской области не применяются.

Глава II. Предметы ведения и полномочия Пензенской области

     Статья 13.

     Предметы ведения и полномочия Пензенской области определяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Пензенской области, настоящим Уставом.

     Статья 14.

     1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и Пензенской области находятся:
     1) обеспечение соответствия Устава Пензенской области, законов и иных нормативных правовых актов Пензенской области Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
     2) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
     3) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
     4) разграничение государственной собственности;
     5) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
     6) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
     7) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
     8) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
     9) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
     10) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
     11) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
     12) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
     13) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
     14) координация международных и внешнеэкономических связей Пензенской области, выполнение международных договоров Российской Федерации.
     2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и Пензенской области издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты Пензенской области. В случае противоречия закона, иного нормативного правового акта Пензенской области федеральному закону, изданному по вопросам совместного ведения, действует федеральный закон. До принятия федеральных законов по предметам совместного ведения Пензенская область вправе осуществлять собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты Пензенской области подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
     3. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти Пензенской области по предметам совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти Пензенской области самостоятельно за счет средств бюджета Пензенской области (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:
     1) материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти Пензенской области и государственных учреждений Пензенской области, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти Пензенской области и работников государственных учреждений Пензенской области;
     2) организационного и материально-технического обеспечения проведения выборов в органы государственной власти Пензенской области, референдумов Пензенской области;
     3) формирования и содержания архивного фонда Пензенской области;
     4) формирования и использования резервных фондов Пензенской области для финансирования непредвиденных расходов;
     5) предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий;
     5.1) предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий;
     6) передачи объектов собственности Пензенской области в муниципальную собственность;
     7) организации и осуществления межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
     8) создания и обеспечения охраны государственных природных заказников, памятников природы, природных парков, дендрологических парков и ботанических садов регионального значения; ведения Красной книги Пензенской области;
     9) поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами);
     10) планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель;
     11) строительства и содержания автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения;
     12) организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение);
     13) обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами Пензенской области;
     14) организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях, находящихся в соответствии с федеральным законом в ведении Пензенской области;
     15) предоставления начального, среднего и дополнительного профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
     16) предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения;
     17) сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Пензенской области, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения;
     18) организации библиотечного обслуживания населения библиотеками Пензенской области;
     19) создания и поддержки государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев);
     20) организации и поддержки учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных государственных учреждений культуры и искусства);
     21) поддержки народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
     22) поддержки региональных и местных национально-культурных автономий, поддержки изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности;
     23) организации оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, туберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений);
     24) организации обязательного медицинского страхования неработающего населения;
     25) организации оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи;
     26) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами Пензенской области льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи;
     26.1) создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности таких комиссий;
     27) предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с устанавливаемыми органами государственной власти Пензенской области стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг;
     28) предоставления служебных жилых помещений для государственных гражданских служащих Пензенской области, работников государственных учреждений Пензенской области;
     29) материально-технического и финансового обеспечения оказания адвокатской помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях, определения порядка предоставления компенсаций расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации в порядке, установленном статьей 26 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации";
     30) материально-технического и финансового обеспечения государственных нотариальных контор, определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе, пределов нотариальных округов в границах территории Пензенской области;
     31) организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов;
     32) организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта, проведения официальных региональных и межмуниципальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, обеспечения подготовки спортивных сборных команд Пензенской области;
     33) организации тушения пожаров (за исключением лесных пожаров, пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей);
     34) заключения внешнеэкономических соглашений Пензенской области;
     35) установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
     36) привлечения Пензенской областью заемных средств, а также обслуживания и погашения внутренних и внешних долгов Пензенской области;
     37) наделения городских поселений статусом городского округа;
     38) определения границ муниципальных образований в установленном порядке;
     39) выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом;
     40) учреждения печатного средства массовой информации для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Пензенской области, иной официальной информации;
     41) установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Пензенской области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
     42) материально-технического обеспечения деятельности мировых судей;
     43) предоставления материальной и иной помощи для погребения;
     44) утверждения схем территориального планирования Пензенской области, утверждения документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования, осуществления государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;
     45) проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или об участках недр местного значения, а также участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; установления порядка пользования и распоряжения данными участками недр, в том числе разработки и реализации территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
     46) участия в урегулировании коллективных трудовых споров;
     47) организации и осуществления на межмуниципальном и региональном уровнях мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории Пензенской области, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
     48) создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения;
     49) осуществления международного сотрудничества в соответствии с законодательством Российской Федерации, участия в осуществлении государственной политики в отношении соотечественников за рубежом, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации;
     50) участия в организации альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам государственной власти Пензенской области, включая меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту;
     51) организации проведения на территории Пензенской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации;
     52) осуществления поиска и спасания людей на водных объектах, расположенных на территории Пензенской области;
     53) создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;
     54) создания по решению органов исполнительной власти Пензенской области мобилизационных органов в зависимости от объема мобилизационных заданий (заказов) или задач по проведению мероприятий по переводу экономики Пензенской области на работу в условиях военного времени и обеспечения условий работникам созданных мобилизационных органов, координации и контроля за проведением органами местного самоуправления и организациями, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, мероприятий по мобилизационной подготовке, а также осуществления методического обеспечения этих мероприятий;
     55) организации и осуществления региональных научно-технических и инновационных программ и проектов, в том числе научными организациями Пензенской области.
     56) установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления контроля за их применением;
     57) осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
     58) осуществления государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
     59) осуществления региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью.
     60) организации и осуществления на территории Пензенской области мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации;
     61) осуществления государственного регионального контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, мониторинга водных объектов, резервирования источников питьевого водоснабжения, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в сфере водных отношений, полномочий собственника водных объектов в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации.

     Статья 15.

     1. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Пензенской области Пензенская область обладает всей полнотой государственной власти на своей территории, осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
     2. В ведении Пензенской области находятся:
     1) принятие, изменение и дополнение Устава Пензенской области, законов и иных нормативных правовых актов Пензенской области, контроль за их соблюдением в рамках, предусмотренных федеральным законодательством;
     2) установление в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" системы органов государственной власти Пензенской области, определение порядка организации их деятельности, формирование органов государственной власти Пензенской области;
     3) определение административно-территориального устройства Пензенской области;
     4) правовое регулирование в пределах полномочий Пензенской области вопросов, связанных с организацией местного самоуправления в Пензенской области;
     5) владение, пользование и распоряжение собственностью Пензенской области в соответствии с действующим законодательством;
     5.1) разработка, утверждение и исполнение программ социально-экономического развития Пензенской области;
     6) финансовое, валютное, кредитное регулирование по вопросам, относящимся к ведению Пензенской области;
     7) бюджет Пензенской области, целевые бюджетные фонды Пензенской области, регулирование налогов, сборов, пошлин, цен и тарифов в пределах полномочий Пензенской области;
     8) регулирование в соответствии с федеральными законами правовых отношений в сфере административного, административно-процессуального, трудового, семейного, жилищного, земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды;
     9) осуществление в соответствии с федеральным законодательством международных и внешнеэкономических связей Пензенской области;
     10) межрегиональные связи Пензенской области;
     11) в соответствии с федеральными законами организация государственной гражданской службы Пензенской области и муниципальная служба в Пензенской области;
     12) иные вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом к ведению Пензенской области, а также вопросы, не отнесенные к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенные из компетенции органов государственной власти Пензенской области.
     3. В случае противоречия между федеральным законом и законом, иным нормативным правовым актом Пензенской области, изданным в соответствии с частью 1 настоящей статьи, действует закон, иной нормативный правовой акт Пензенской области.

     Статья 16.

     Заключение и расторжение договоров Пензенской области утверждается законом Пензенской области.

Глава III. Законодательный (представительный) орган государственной власти Пензенской области

     Статья 17.

     1. Законодательное Собрание Пензенской области состоит из 45 депутатов и является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Пензенской области.
     2. Депутаты Законодательного Собрания избираются непосредственно населением Пензенской области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
     3. Порядок организации и проведения выборов депутатов Законодательного Собрания определяется законом Пензенской области в соответствии с федеральными законами.
     4. Законодательное Собрание является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
     5. Со дня проведения первой (организационной) сессии Законодательного Собрания каждого нового созыва полномочия депутатов Законодательного Собрания предыдущего созыва прекращаются.
     6. Первая (организационная) сессия Законодательного Собрания созывается не позже чем на тридцатый день после официального опубликования результатов выборов. Открывает ее старейший по возрасту депутат Законодательного Собрания.
     7. Для подготовки и созыва первой сессии Законодательного Собрания из числа вновь избранных депутатов Законодательного Собрания формируется организационный комитет, в состав которого включается каждый пятый депутат по алфавитному списку депутатов Законодательного Собрания.

     Статья 18.

     1. Статус депутата Законодательного Собрания Пензенской области устанавливается законом Пензенской области в соответствии с федеральными законами. Депутат Законодательного Собрания не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.
     2. Депутат Законодательного Собрания обязан соблюдать ограничения, связанные со статусом депутата, установленные Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами.
     3. Утратила силу.
     4. Число депутатов Законодательного Собрания, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом Пензенской области.

     Статья 19.

     Законодательное Собрание Пензенской области вправе формировать постоянные и временные органы Законодательного Собрания: президиум, постоянные комитеты и комиссии, рабочие группы и комиссии.

     Статья 20.

     В составе Законодательного Собрания Пензенской области по инициативе депутатов могут создаваться депутатские фракции и группы, иные добровольные объединения депутатов. Порядок их образования и работы определяется Регламентом Законодательного Собрания.

     Статья 21.

     1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Законодательное Собрание Пензенской области обладает правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации.
     2. Правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании обладают: население Пензенской области при наличии не менее 5 тысяч подписей избирателей, Председатель и депутаты Законодательного Собрания, Губернатор Пензенской области, Правительство Пензенской области, Пензенский областной суд, арбитражный суд Пензенской области, прокурор Пензенской области, главный федеральный инспектор по Пензенской области, представительные органы муниципальных образований. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Пензенской области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Пензенской области, рассматриваются Законодательным Собранием Пензенской области по представлению Губернатора Пензенской области либо при наличии его заключения. Данное заключение представляется в Законодательное Собрание в течение двадцати календарных дней со дня поступления соответствующего законопроекта на рассмотрение Губернатора Пензенской области.

     Статья 22.

     В компетенции Законодательного Собрания Пензенской области находятся:
     1) принятие Устава Пензенской области, законов Пензенской области, иных нормативных правовых актов, внесение в них изменений и дополнений, осуществление контроля за их исполнением, толкование законов Пензенской области;
     2) осуществление законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации;
     3) избрание в соответствии с федеральным законом члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя от Законодательного Собрания;
     4) принятие правовых актов по вопросам изменения территории и наименования Пензенской области в случае согласия на это граждан Российской Федерации, проживающих в Пензенской области, выраженного на референдуме Пензенской области;
     5) назначение в установленном порядке референдума Пензенской области, выборов депутатов Законодательного Собрания Пензенской области;
     5.1) рассмотрение инициативы политической партии (политических партий) в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" о направлении Президенту Российской Федерации предложения о кандидатуре Губернатора Пензенской области;
     5.2) наделение гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Губернатора Пензенской области;
     5.3) выражение недоверия Губернатору Пензенской области;
     5.4) дача согласия на назначение Председателя Правительства Пензенской области;
     6) принятие правовых актов по вопросам административно-территориального устройства Пензенской области;
     7) исключен;
     8) утратил силу;
     9) учреждение средств массовой информации и официальных изданий Законодательного Собрания;
     10) избрание и освобождение от занимаемой должности Председателя Законодательного Собрания и его заместителей;
     11) образование, избрание и упразднение постоянных и временных органов Законодательного Собрания, установление порядка их работы, изменение их состава, заслушивание отчетов об их работе;
     12) принятие Регламента Законодательного Собрания и решение вопросов внутреннего распорядка его деятельности;
     13) досрочное прекращение полномочий депутатов Законодательного Собрания в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами Пензенской области;
     14) принятие закона Пензенской области о роспуске в соответствии с федеральным законом представительного органа муниципального образования;
     15) принятие закона Пензенской области, устанавливающего систему исполнительных органов государственной власти Пензенской области;
     15.1) согласование кандидатуры для назначения на должность прокурора Пензенской области;
     16) решение в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Пензенской области и законами Пензенской области, иными нормативными правовыми актами вопросов, связанных с назначением на должность и освобождением от должности соответствующих должностных лиц;
     17) принятие правовых актов о досрочном прекращении полномочий Губернатора Пензенской области в случаях, предусмотренных настоящим Уставом;
     18) принятие правовых актов по протестам прокурора Пензенской области на законы Пензенской области, постановления Законодательного Собрания;
     19) отмена не соответствующих Конституции Российской Федерации и федеральным законам, Уставу и законам Пензенской области, постановлениям Законодательного Собрания актов Председателя Законодательного Собрания и органов Законодательного Собрания; обращение к Губернатору Пензенской области, руководителям иных государственных органов Пензенской области, органов местного самоуправления с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в соответствующие правовые акты либо об их отмене;
     20) утверждение структуры и фонда оплаты труда работников аппарата Законодательного Собрания, сметы расходов Законодательного Собрания;
     21) обращение в соответствующих случаях в Конституционный Суд и другие суды Российской Федерации;
     22) утверждение по представлению Губернатора Пензенской области планов и программ социально-экономического развития Пензенской области, вносимых в них изменений и дополнений, осуществление контроля за их реализацией;
     23) утверждение по представлению Губернатора Пензенской области бюджета Пензенской области, вносимых в него изменений и дополнений, отчета о его исполнении;
     24) установление порядка формирования и использования целевых бюджетных и внебюджетных фондов Пензенской области в соответствии с федеральным законодательством;
     25) установление в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации региональных налогов и порядка их уплаты;
     26) утратил силу;
     27) утратил силу;
     28) установление порядка управления и распоряжения собственностью Пензенской области;
     29) определение в соответствии с федеральным законодательством порядка использования земли и других природных ресурсов, относящихся к собственности Пензенской области;
     30) учреждение наград и почетных званий Пензенской области, утверждение положений о них;
     31) осуществление иных полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", другими федеральными законами, настоящим Уставом и законами Пензенской области.

     Статья 23.

     1. Основной формой работы Законодательного Собрания Пензенской области является сессия.
     2. Очередные сессии Законодательного Собрания созываются Председателем Законодательного Собрания и проводятся не реже одного раза в три месяца.
     3. Внеочередные сессии Законодательного Собрания созываются по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов Законодательного Собрания, а также Председателя Законодательного Собрания либо Губернатора Пензенской области не позднее чем в течение двух недель после выдвижения инициативы о созыве внеочередной сессии.
     4. Правомочность сессии Законодательного Собрания определяется законом Пензенской области.

     Статья 24.

     1. В пределах своей компетенции Законодательное Собрание Пензенской области принимает законы Пензенской области и постановления Законодательного Собрания.
     2. Законы Пензенской области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания, постановления Законодательного Собрания - большинством голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания, если иное не предусмотрено федеральным законом, открытым, в том числе поименным, или тайным голосованием в порядке, определенном законами Пензенской области и Регламентом Законодательного Собрания.

     Статья 25.

     1. Принятый Законодательным Собранием Пензенской области закон Пензенской области в течение пяти дней направляется Губернатору Пензенской области для обнародования.
     2. Губернатор обязан обнародовать Устав Пензенской области, закон Пензенской области, удостоверив обнародование путем подписания Устава Пензенской области, закона Пензенской области или издания специального акта, либо отклонить закон в течение десяти календарных дней с момента поступления указанного закона.
     3. В случае отклонения Губернатором закона Пензенской области отклоненный закон до истечения десятидневного срока с момента поступления возвращается в Законодательное Собрание с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений.
     4. Если при повторном рассмотрении закон Пензенской области будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания, Губернатор не может повторно отклонить этот закон и в течение трех дней обязан подписать и обнародовать его.

     Статья 26.

     1. Законодательное Собрание Пензенской области осуществляет полномочия, указанные в статье 22 настоящего Устава, исключительно на сессиях Законодательного Собрания.
     2. Постоянные органы Законодательного Собрания, в случае их формирования, осуществляют подготовку, предварительное изучение и рассмотрение вопросов, вносимых на сессии Законодательного Собрания, анализируют ход исполнения законов Пензенской области, постановлений Законодательного Собрания.

     Статья 27.

     По требованию Законодательного Собрания Пензенской области и его органов или Председателя Законодательного Собрания (в его отсутствие - заместителя Председателя) члены Правительства Пензенской области, иные должностные лица Правительства Пензенской области, руководители других органов государственной власти Пензенской области, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, расположенных и действующих на территории Пензенской области, обязаны являться на сессии Законодательного Собрания и заседания его органов для ответов на запросы депутатов и предоставления необходимой информации по вопросам, рассматриваемым Законодательным Собранием в пределах его компетенции.

     Статья 28.

     1. Законодательное Собрание Пензенской области по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов Законодательного Собрания вправе выразить недоверие Губернатору Пензенской области в случае:
     издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему Уставу и законам Пензенской области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Губернатор Пензенской области не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
     установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов Пензенской области, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан;
     ненадлежащего исполнения им своих обязанностей.
     2. Решение Законодательного Собрания о недоверии Губернатору Пензенской области принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания.
     3. Решение Законодательного Собрания Пензенской области о недоверии Губернатору Пензенской области направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении Губернатора Пензенской области от должности.
     4. Решение Президента Российской Федерации об отрешении Губернатора Пензенской области от должности влечет за собой отставку возглавляемого Губернатором Пензенской области Правительства Пензенской области.
     5. В случае отставки Правительства Пензенской области, предусмотренной частью 4 настоящей статьи, оно продолжает действовать до сформирования нового Правительства Пензенской области.

     Статья 29.

     1. Работу Законодательного Собрания Пензенской области возглавляет и организует его Председатель.
     2. Председатель Законодательного Собрания избирается Законодательным Собранием на сессии из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий Законодательного Собрания.
     3. Председатель Законодательного Собрания подотчетен Законодательному Собранию. Полномочия Председателя Законодательного Собрания постановлением Законодательного Собрания прекращаются досрочно в случаях:
     1) личного заявления Председателя Законодательного Собрания о сложении полномочий;
     2) выражения Председателю Законодательного Собрания недоверия большинством голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания;
     3) утраты Председателем Законодательного Собрания гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
     4) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Председателя Законодательного Собрания;
     5) признания Председателя Законодательного Собрания недееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

     Статья 30.

     1. Председатель Законодательного Собрания Пензенской области:
     1) представляет Пензенскую область и Законодательное Собрание Пензенской области в пределах своих полномочий в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, средствами массовой информации, гражданами в Российской Федерации, зарубежными государствами;
     2) созывает сессии Законодательного Собрания, доводит до сведения депутатов и населения место и время их проведения, а также проект повестки дня;
     3) осуществляет руководство подготовкой сессии Законодательного Собрания и вопросов, вносимых на рассмотрение Законодательного Собрания, ведет сессии Законодательного Собрания;
     4) утратил силу;
     5) подписывает постановления Законодательного Собрания, протоколы сессий и другие документы Законодательного Собрания;
     6) оказывает содействие депутатам Законодательного Собрания в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией, рассматривает вопросы, связанные с освобождением депутатов от выполнения служебных или производственных обязанностей для работы в Законодательном Собрании;
     7) координирует деятельность постоянных органов Законодательного Собрания;
     8) дает поручения постоянным комитетам и комиссиям Законодательного Собрания в связи с исполнением законов Пензенской области и постановлений Законодательного Собрания;
     9) принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе Законодательного Собрания;
     10) организует в Законодательном Собрании прием граждан, рассмотрение их письменных и устных обращений;
     11) утратил силу
     12) распоряжается финансовыми средствами, предусмотренными на обеспечение деятельности Законодательного Собрания Пензенской области, в соответствии с действующим законодательством;
     13) в случаях, предусмотренных законом, от имени Законодательного Собрания подписывает запросы, направляемые в Конституционный Суд Российской Федерации, а также заявления, направляемые в другие суды Российской Федерации, вправе назначить представителя Законодательного Собрания в суде;
     14) решает иные вопросы, которые могут быть поручены ему Законодательным Собранием или возложены на него законом.
     2. По вопросам своей компетенции Председатель Законодательного Собрания издает распоряжения.

     Статья 31.

     1. Заместитель Председателя Законодательного Собрания выполняет функции в соответствии с установленным Регламентом Законодательного Собрания распределением обязанностей и поручения Председателя Законодательного Собрания, а в случае отсутствия Председателя или невозможности выполнения им своих обязанностей выполняет функции Председателя Законодательного Собрания.
     2. Заместитель Председателя Законодательного Собрания избирается тайным голосованием на сессии Законодательного Собрания по представлению Председателя Законодательного Собрания из числа депутатов на срок полномочий Законодательного Собрания.
     3. По предложению Председателя Законодательного Собрания может быть избрано несколько заместителей Председателя Законодательного Собрания.

     Статья 32.

     Порядок организации работы Законодательного Собрания Пензенской области и его органов определяется Регламентом Законодательного Собрания, который утверждается Законодательным Собранием.

     Статья 33.

     1. Законодательное Собрание Пензенской области обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в органе, организующем исполнение бюджета Пензенской области, круглую гербовую печать и штампы. Законодательное Собрание владеет, пользуется и распоряжается обособленным имуществом, осуществляет в соответствии с федеральными законами и законами Пензенской области имущественные и неимущественные права, несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде.
     2. Расходы на обеспечение деятельности Законодательного Собрания Пензенской области предусматриваются в бюджете Пензенской области отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

     Статья 34.

     1. Для обеспечения деятельности Законодательного Собрания Пензенской области Законодательное Собрание создает свой аппарат.
     2. Структура аппарата и фонд оплаты труда его работников утверждаются Законодательным Собранием.
     3. Штатное расписание аппарата в соответствии с его структурой утверждается Председателем Законодательного Собрания, который на принципах единоначалия руководит деятельностью аппарата.
     4. Законодательное Собрание в соответствии с действующим законодательством вправе рассмотреть и решить любой вопрос, связанный с созданием и организацией деятельности аппарата Законодательного Собрания.

     Статья 35.

     1. Полномочия Законодательного Собрания Пензенской области могут быть прекращены досрочно в случае:
     1) принятия Законодательным Собранием решения о самороспуске не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания;
     2) роспуска Законодательного Собрания Губернатором Пензенской области в случае принятия Законодательным Собранием Устава, закона Пензенской области, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и Пензенской области, настоящему Уставу, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Законодательное Собрание не устранило их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения;
     3) вступления в силу решения Пензенского областного суда о неправомочности данного состава депутатов Законодательного Собрания, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
     4) роспуска Законодательного Собрания в соответствии с федеральным законом.
     2. Решение Губернатора Пензенской области о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания принимается в форме постановления.
     3. В случае досрочного прекращения полномочий Законодательного Собрания в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом и законами Пензенской области назначаются внеочередные выборы депутатов Законодательного Собрания Пензенской области. Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий Законодательного Собрания.

Глава IV. Исполнительная власть в Пензенской области

     Статья 36.

     1. Высшим должностным лицом Пензенской области является Губернатор Пензенской области. Губернатор Пензенской области возглавляет высший исполнительный орган Пензенской области.
     2. Губернатор Пензенской области имеет круглую печать с изображением герба Пензенской области.

     Статья 37.

     1. Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями Губернатора Пензенской области по представлению Президента Российской Федерации Законодательным Собранием Пензенской области в порядке, предусмотренном Федеральным законом и настоящим Уставом, сроком на пять лет.
     1.1. Если политическая партия в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" инициировала рассмотрение Законодательным Собранием Пензенской области предложения Президенту Российской Федерации о кандидатуре Губернатора Пензенской области, данное предложение подлежит рассмотрению указанным органом с учетом сроков, установленных федеральным законодательством в целях обеспечения реализации Президентом Российской Федерации своих полномочий по внесению указанной кандидатуры. Предложение политической партии о кандидатуре Губернатора Пензенской области, поддержанное большинством голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания Пензенской области, оформляется соответствующим постановлением Законодательного Собрания и направляется в установленном порядке Президенту Российской Федерации.
     Если в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" право инициировать рассмотрение указанного предложения принадлежит более чем одной политической партии, самостоятельно участвовавшей в соответствующих выборах, Законодательным Собранием Пензенской области рассматривается предложение каждой политической партии. В этом случае Президенту Российской Федерации направляется предложение политической партии о кандидатуре Губернатора Пензенской области, поддержанное наибольшим числом голосов депутатов, которое должно быть не менее чем большинство голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания Пензенской области.
     2. Законодательное Собрание Пензенской области рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Губернатора Пензенской области в течение 14 дней со дня внесения представления.
     3. Решение Законодательного Собрания Пензенской области о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями Губернатора Пензенской области считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Пензенской области.
     4. Губернатором Пензенской области может быть назначен гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.
     5. Губернатор Пензенской области вступает в должность не позднее чем через пятнадцать дней после наделения его полномочиями.
     При вступлении в должность Губернатор приносит присягу:
     "Клянусь при осуществлении полномочий Губернатора Пензенской области добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности, уважать и защищать права и свободы человека и гражданина, соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Устав и законы Пензенской области, верно служить народу".
     Присяга приносится в торжественной обстановке на сессии Законодательного Собрания Пензенской области.
     6. Полномочия Губернатора Пензенской области прекращаются с момента вступления в должность лица, вновь наделенного полномочиями Губернатора Пензенской области.

     Статья 38.

     1. Губернатор Пензенской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Пензенской области:
     1) обеспечивает и защищает права и свободы граждан, территориальную целостность Пензенской области, законность и правопорядок;
     2) обнародует Устав Пензенской области, законы Пензенской области;
     3) имеет право отклонить законы, принятые Законодательным Собранием Пензенской области, кроме законов о внесении изменений в Устав Пензенской области и законов Пензенской области, одобренных при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания;
     4) определяет основные направления социально-экономической политики и развития внешнеэкономических связей Пензенской области;
     5) представляет Пензенскую область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени Пензенской области
     6) назначает в соответствии с федеральным законом члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти Пензенской области;
     6.1) утратил силу
     7) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Пензенской области с иными органами государственной власти Пензенской области и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти Пензенской области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;
     8) в соответствии с установленной законом Пензенской области системой исполнительных органов государственной власти Пензенской области определяет структуру исполнительных органов государственной власти Пензенской области;
     9) формирует Правительство Пензенской области и принимает решение о его отставке;
     10) исключен;
     11) исключен;
     12) формирует аппарат Правительства Пензенской области, назначает на должность и освобождает от должности его сотрудников, в соответствии с действующим законодательством применяет к ним меры поощрения, привлекает их к ответственности;
     13) исключен;
     14) исключен;
     15) в пределах своих полномочий награждает наградами Пензенской области, присваивает почетные звания и классные чины;
     16) учреждает средства массовой информации и официальные издания исполнительных органов государственной власти Пензенской области;
     17) исключен
     18) вправе требовать созыва внеочередной сессии Законодательного Собрания Пензенской области, а также созывать вновь избранный состав депутатов Законодательного Собрания на первую (организационную) сессию ранее срока, установленного для этого Законодательному Собранию настоящим Уставом;
     19) вправе участвовать в работе Законодательного Собрания Пензенской области с правом совещательного голоса;
     20) обладает правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании Пензенской области;
     21) вправе распускать Законодательное Собрание Пензенской области в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Уставом;
     22) в установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" случае и порядке вносит в Законодательное Собрание Пензенской области проект закона Пензенской области о роспуске представительного органа муниципального образования;
     22.1) в установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" случаях и порядке издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации;
     22.2) принимает решение о временном осуществлении исполнительным органом государственной власти Пензенской области соответствующих полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области в случаях и порядке, установленных федеральными законами;
     23) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", другими федеральными законами, настоящим Уставом и законами Пензенской области.
     2. Губернатор Пензенской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов Пензенской области издает постановления и распоряжения. Акты Губернатора Пензенской области, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению на всей территории Пензенской области. Указанные акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящему Уставу и законам Пензенской области.
     3. Деятельность Губернатора Пензенской области обеспечивается аппаратом Правительства Пензенской области.

     Статья 39.

     Губернатор Пензенской области не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности Пензенской области или должности государственной гражданской службы Пензенской области, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

     Статья 40.

     1. Полномочия Губернатора Пензенской области прекращаются досрочно в случаях:
     1) его смерти;
     2) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия Законодательным Собранием Пензенской области;
     3) его отставки по собственному желанию;
     4) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
     5) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
     6) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
     7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
     8) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
     9) утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
     2. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение Президента Российской Федерации об отрешении Губернатора Пензенской области от должности влечет за собой отставку возглавляемого им Правительства Пензенской области. В этом случае Правительство Пензенской области продолжает действовать до сформирования нового Правительства Пензенской области.
     3. Решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора Пензенской области принимается Законодательным Собранием Пензенской области по представлению Президента Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 части 1 настоящей статьи.
     4. В случае, когда Губернатор Пензенской области временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет Председатель Правительства Пензенской области. В отсутствие Председателя Правительства Пензенской области обязанности Губернатора исполняет первый заместитель (один из первых заместителей) Председателя Правительства Пензенской области или заместитель Председателя Правительства Пензенской области в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей, утвержденным Губернатором Пензенской области.
     5. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности Губернатора Пензенской области на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями Губернатора Пензенской области, в случае:
     а) досрочного прекращения полномочий Губернатора Пензенской области;
     б) временного отстранения Губернатора Пензенской области от должности, в том числе по основаниям, предусмотренным пунктом 4 статьи 29.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
     в) отсутствия законодательного (представительного) органа государственной власти Пензенской области или его самороспуска;
     г) непринятия Законодательным Собранием Пензенской области по представленной Президентом Российской Федерации кандидатуре Губернатора Пензенской области в установленный Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" срок решения о ее отклонении или о наделении указанной кандидатуры полномочиями Губернатора Пензенской области;
     д) двукратного отклонения Законодательным Собранием Пензенской области представленной кандидатуры (представленных кандидатур) на должность Губернатора Пензенской области.
     6. Временно исполняющий обязанности Губернатора Пензенской области не имеет права распустить Законодательное Собрание Пензенской области, вносить предложения об изменении Устава Пензенской области.

     Статья 41.

     1. Правительство Пензенской области является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Пензенской области и возглавляет иные органы исполнительной власти Пензенской области.
     1.1. Правительство Пензенской области обеспечивает исполнение на территории Пензенской области Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Устава, законов и иных нормативных правовых актов Пензенской области.
     1.2. Структура, порядок формирования и организации деятельности Правительства Пензенской области устанавливаются настоящим Уставом и законами Пензенской области.
     2. Правительство Пензенской области обладает правами юридического лица, имеет круглую печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, штампы, самостоятельный баланс, лицевые счета в органе, организующем исполнение бюджета Пензенской области, владеет, пользуется и распоряжается обособленным имуществом, осуществляет в соответствии с федеральными законами и законами Пензенской области имущественные и неимущественные права, несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде.
     3. Правительство Пензенской области по вопросам соблюдения и исполнения законов Пензенской области, исполнения бюджета Пензенской области, соблюдения установленного порядка управления и распоряжения собственностью Пензенской области подотчетно Законодательному Собранию Пензенской области.

     Статья 42.

     1. Правительство Пензенской области состоит из членов Правительства Пензенской области - Председателя Правительства Пензенской области, первого заместителя (первых заместителей) Председателя Правительства Пензенской области, заместителей Председателя Правительства Пензенской области, министров Пензенской области, а также руководителей иных исполнительных органов государственной власти Пензенской области по решению Губернатора Пензенской области. В состав Правительства Пензенской области входит руководитель аппарата Правительства Пензенской области.
     Правовое положение Председателя Правительства Пензенской области, его полномочия определяются законом Пензенской области, регулирующим основы организации и деятельности Правительства Пензенской области.
     2. Правительство Пензенской области действует в пределах срока полномочий Губернатора Пензенской области и слагает свои полномочия перед лицом, вновь наделенным полномочиями Губернатора.
     3. Деятельностью Правительства Пензенской области руководит Губернатор Пензенской области.
     4. Руководители органов исполнительной власти Пензенской области или лица, уполномоченные указанными руководителями, вправе присутствовать с правом совещательного голоса на сессиях Законодательного Собрания Пензенской области и заседаниях его органов.
     5. На заседаниях органов исполнительной власти Пензенской области вправе присутствовать депутаты Законодательного Собрания Пензенской области либо по поручению Законодательного Собрания или его Председателя работники аппарата Законодательного Собрания.

     Статья 42.1.

     1. Председатель Правительства Пензенской области назначается Губернатором Пензенской области с согласия Законодательного Собрания Пензенской области.
     2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Пензенской области вносится в Законодательное Собрание Пензенской области не позднее двухнедельного срока:
     1) после вступления в должность Губернатора Пензенской области;
     2) после освобождения от должности Председателя Правительства Пензенской области (в случае назначения Председателя Правительства Пензенской области впервые после установления такой государственной должности Пензенской области).

     2. Законодательное Собрание Пензенской области рассматривает представленную Губернатором Пензенской области кандидатуру в течение двух недель со дня внесения предложения о кандидатуре.
     3. В случае отклонения Законодательным Собранием Пензенской области представленной кандидатуры Губернатор Пензенской области не позднее двухнедельного срока вносит на согласование Законодательному Собранию Пензенской области новую кандидатуру.
     4. В случае отклонения Законодательным Собранием Пензенской области представленной кандидатуры Председателя Правительства Пензенской области допускается повторное внесение указанной кандидатуры, но не более чем один раз.

     Статья 43.

     1. Правительство Пензенской области:
     1) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Пензенской области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии;
     2) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;
     3) разрабатывает для представления Губернатором Пензенской области в Законодательное Собрание Пензенской области проект бюджета Пензенской области, а также проекты программ социально-экономического развития Пензенской области;
     4) обеспечивает исполнение бюджета Пензенской области и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Пензенской области для представления Губернатором Пензенской области в Законодательное Собрание Пензенской области;
     4.1) согласовывает кандидатуру для назначения на должность прокурора Пензенской области;
     5) формирует иные исполнительные органы государственной власти Пензенской области, утверждает положения о них;
     6) управляет и распоряжается собственностью Пензенской области в соответствии с законами Пензенской области, а также федеральной собственностью, переданной в управление Пензенской области в соответствии с действующим законодательством;
     7) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу, законам и иным нормативным правовым актам Пензенской области, а также вправе обратиться в суд;
     8) управляет государственным долгом Пензенской области, осуществляет заимствования и предоставляет государственные гарантии Пензенской области в соответствии с действующим законодательством;
     9) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом и законами Пензенской области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.
     2. По вопросам деятельности Правительства Пензенской области издаются постановления и распоряжения, порядок вступления которых в силу определяется соответствующим постановлением или распоряжением. Указанные постановления и распоряжения подписываются Губернатором Пензенской области. Постановления и распоряжения Правительства Пензенской области подписываются Губернатором Пензенской области или лицом, исполняющим его обязанности. Указанные акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящему Уставу и законам Пензенской области.
     3. Постановления Правительства Пензенской области направляются в Законодательное Собрание Пензенской области в течение пяти дней со дня их подписания.

     Статья 44.

     1. В соответствии с установленной законом Пензенской области системой исполнительных органов государственной власти Пензенской области и определенной Губернатором Пензенской области структурой указанных органов Правительство Пензенской области формирует иные исполнительные органы государственной власти Пензенской области.
     2. Руководители указанных органов в пределах своей компетенции издают приказы.
     3. Правительство Пензенской области осуществляет руководство деятельностью и контроль за работой исполнительных органов государственной власти Пензенской области, имеет право отменять акты указанных органов и их руководителей.

Глава V. Судебная власть в Пензенской области

     Статья 45.

     Судебная власть в Пензенской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, деятельность мировых судей - также в соответствии с законодательством Пензенской области.

     Статья 46.

     Оказание юридической помощи, защита и представление интересов граждан и юридических лиц в суде и иных органах осуществляются коллегиями, объединениями адвокатов, а также отдельными лицами в соответствии с федеральными законами и законами Пензенской области, иными нормативными правовыми актами.

     Статья 47.

     Нотариальная деятельность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществляется государственными и частными нотариусами в порядке, определенном федеральными законами и законами Пензенской области, иными нормативными правовыми актами.

Глава VI. Экономическая основа деятельности органов государственной власти Пензенской области

     Статья 48.

     Экономическую основу деятельности органов государственной власти Пензенской области составляют находящиеся в собственности Пензенской области имущество, средства бюджета и внебюджетных фондов Пензенской области, а также имущественные права Пензенской области.

     Статья 49.

     Утратила силу.

     Статья 50.

     Собственность Пензенской области составляют:
     1) земельные, водные и иные природные ресурсы, отнесенные в соответствии с федеральным законодательством к собственности Пензенской области;
     2) объекты инженерной инфраструктуры, отнесенные в соответствии с федеральным законодательством к собственности Пензенской области;
     3) предприятия, учреждения и другие организации, находящиеся на территории Пензенской области и за ее пределами, созданные или приобретенные за счет средств Пензенской области, в том числе на долевых началах, или переданные органам государственной власти Пензенской области другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также имущество Пензенской области, находящееся за ее пределами в соответствии с договорами (соглашениями) или по другим основаниям согласно федеральному, областному и иному (в том числе иностранному) законодательству;
     4) имущество Законодательного Собрания Пензенской области, Правительства Пензенской области и других органов государственной власти Пензенской области как юридических лиц;
     5) средства бюджета Пензенской области, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций;
     6) средства целевых бюджетных и внебюджетных фондов, находящихся в собственности Пензенской области;
     7) финансовые активы Пензенской области, предприятий и учреждений, являющихся собственностью Пензенской области.

     Статья 51.

     1. Утратила силу.
     2. Порядок управления и распоряжения собственностью Пензенской области, в том числе долями (паями, акциями) Пензенской области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм, устанавливается законом Пензенской области. Законодательное Собрание Пензенской области осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения собственностью Пензенской области.
     3. Правительство Пензенской области управляет и распоряжается собственностью Пензенской области в соответствии с законами Пензенской области, а также федеральной собственностью, переданной в управление Пензенской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

     Статья 52.

     Порядок передачи собственности Пензенской области в федеральную и муниципальную собственность регулируется законом Пензенской области, принятым в соответствии с федеральным законодательством.

     Статья 53.

     1. Земля в Пензенской области в соответствии с федеральными законами может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.
     2. Порядок управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Пензенской области, определяется законами Пензенской области в соответствии с федеральными законами.

     Статья 54.

     Недра, а также земли и объекты общего пользования Пензенской области (леса, лесопарки, сады, ботанические сады, парки, скверы, бульвары, водоемы, пляжи, естественные водоисточники, набережные, площади, улицы, проезды, дороги, объекты оздоровительного, культурного наследия (памятники истории и культуры областного значения)), находящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством в собственности Пензенской области, отчуждению не подлежат.

     Статья 55.

     Утратила силу.

     Статья 56.

     Исключена.

     Статья 57.

     Утратила силу.

     Статья 58.

     Утратила силу.

Глава VII. Финансовая система Пензенской области

     Статья 59.

     Финансовая система Пензенской области является составной частью финансовой системы Российской Федерации.

     Статья 60.

     Утратила силу.

     Статья 61.

     1. Пензенская область имеет собственный бюджет.
     2. Органы государственной власти Пензенской области обеспечивают сбалансированность бюджета Пензенской области и соблюдение установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита бюджета, размеру и составу государственного долга Пензенской области, исполнению бюджетных и долговых обязательств Пензенской области.
     3. Формирование, утверждение, исполнение бюджета Пензенской области и контроль за его исполнением осуществляются органами государственной власти Пензенской области самостоятельно с соблюдением требований, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними законами Пензенской области.
     4. Доходы бюджета Пензенской области, полученные дополнительно в ходе его исполнения, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате перевыполнения доходной части бюджета или экономии в расходах, изъятию не подлежат и используются Правительством Пензенской области в соответствии с законами Пензенской области.

     Статья 62.

     Утратила силу.

     Статья 63.

     Утратила силу.

     Статья 64.

     Исключена.

     Статья 65.

     Утратила силу.

     Статья 66.

     Утратила силу.

Глава VIII. Местное самоуправление в Пензенской области

     Статья 67.

     Местное самоуправление в Пензенской области - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами Пензенской области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

     Статья 68.

     1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Пензенской области в границах городских, сельских поселений, муниципальных районов и городских округов.
     2. Границы муниципальных образований устанавливаются законом Пензенской области в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
     3. Изменение границ и преобразование муниципальных образований, изменение статуса муниципальных образований осуществляется законами Пензенской области.

     Статья 69.

     Утратила силу.

     Статья 70.

     Утратила силу.

     Статья 71.

     Утратила силу.

     Статья 72.

     1. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
     2. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними законами Пензенской области.

     Статья 73.

     В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан в пределах действующего законодательства, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления, органами территориального общественного самоуправления и гражданами.
     Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, органами территориального общественного самоуправления и гражданами.
     За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами Пензенской области.

     Статья 74.

     Утратила силу.

     Статья 75.

     Утратила силу.

     Статья 76.

     Утратила силу.

Глава IX. Обеспечение законности в деятельности Законодательного Собрания Пензенской области, Губернатора Пензенской области и Правительства Пензенской области, их прав и ответственности. Государственная служба в Пензенской области

     Утратила силу.

Глава X. Принятие Устава Пензенской области и поправок к нему

     Статья 82.

     Устав Пензенской области (его новая редакция) принимается Законодательным Собранием Пензенской области не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания открытым, в том числе поименным или тайным голосованием после обсуждения проекта Устава (проекта его новой редакции) населением Пензенской области и вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.

     Статья 83.

     1. Законы Пензенской области о внесении изменений и дополнений в Устав Пензенской области принимаются не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Пензенской области открытым, в том числе поименным, или тайным голосованием по предложению:
     1) населения Пензенской области при наличии не менее 10 тысяч подписей граждан, обладающих активным избирательным правом на день сбора подписей;
     2) Председателя Законодательного Собрания Пензенской области;
     3) Губернатора Пензенской области;
     4) депутата Законодательного Собрания Пензенской области;
     5) представительного органа муниципального образования.
     2. Законы Пензенской области о внесении изменений и дополнений в Устав Пензенской области вступают в силу через десять дней после дня их официального опубликования.

     Председатель

     Законодательного Собрания  Ю.И. Вечкасов 

     Глава Администрации

     Пензенской области  А.Ф. Ковлягин

 

 Copyright В© ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.