Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Устав Тульской области

Устав Тульской области
от 12 ноября 2001 г. N 265-ЗТО
     (принят постановлением Тульской областной Думы от 1 ноября 2001 г. N 18/382)
     (с изменениями от 26 апреля 2004 г., 3 марта, 31 октября 2005 г., 3 июля 2006 г.)


Признавая права и свободы человека и гражданина как высшие ценности, понимая необходимость сохранения целостности Российского государства и равноправия Тульской области с другими субъектами Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти,
     стремясь обеспечить благополучие и процветание Тульской области и Российской Федерации в целом,
     сознавая ответственность перед населением Тульской области,
     руководствуясь Конституцией Российской Федерации,
     Тульская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Тульской области - принимает настоящий Устав (Основной Закон) Тульской области.

Глава I. Конституционно-правовой статус Тульской области - субъекта Российской Федерации

     Статья 1. Статус Тульской области
     1. Тульская область (далее - область) является субъектом Российской Федерации и входит в состав Российской Федерации.
     2. Область равноправна с другими субъектами Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
     3. Статус области определяется Конституцией Российской Федерации и Уставом (Основным Законом) Тульской области (далее по тексту - Устав области).
     4. Территория области является неотъемлемой частью территории Российской Федерации и включает в себя земную и водную поверхность в границах области.
     5. Изменение границ области с другими субъектами Российской Федерации производится на основании соглашения между ними в соответствии с законодательством.

     Статья 2. Предметы ведения области
     1. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации область обладает всей полнотой государственной власти, осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
     До принятия федеральных законов область вправе осуществлять собственное правовое регулирование по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты области приводятся в соответствие с принятым федеральным законом в течение трех месяцев.
     2. Законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти области не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения.

     Статья 3. Международные, внешнеэкономические и межрегиональные связи области
     1. Область осуществляет международные и внешнеэкономические связи, не противоречащие международным договорам и соглашениям Российской Федерации, координирует свою деятельность с соответствующими федеральными органами государственной власти Российской Федерации.
     2. Область осуществляет связи с другими субъектами Российской Федерации, заключает с ними договоры и соглашения в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами области.

     Статья 4. Административно-территориальное устройство области
     1. Вопросы административно-территориального устройства области решаются в порядке, установленном законом области.
     2. В состав области входят: районы, включающие в себя города районного подчинения, поселки и сельские поселения; города областного подчинения, в том числе включающие в себя районы в городах.

     Статья 5. Административный центр области
     Административным центром области является город Тула. Статус административного центра определяется законом области.

     Статья 6. Официальная символика области
     Область может иметь свой герб, гимн и флаг. Символы области, их описание и порядок официального использования устанавливаются законами области.

     Статья 7. Народовластие
     1. Источником государственной власти в области является население, проживающее на ее территории.
     2. Население осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти области и органы местного самоуправления.
     3. Высшим и непосредственным выражением народовластия являются областной и местные референдумы и свободные выборы в органы государственной власти области и органы местного самоуправления.

     Статья 8. Система органов государственной власти области
     1. Систему органов государственной власти области составляют:
     законодательный (представительный) орган государственной власти области - Тульская областная Дума (далее - областная Дума);
     высший исполнительный орган государственной власти области - администрация Тульской области (далее - администрация области).
     2. Высшим должностным лицом области является губернатор Тульской области (далее - губернатор области).

     Статья 9. Избирательная комиссия Тульской области
     1. Избирательная комиссия Тульской области (далее - избирательная комиссия области) является государственным органом области и в пределах своих полномочий обеспечивает на территории области реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а также решение иных вопросов, отнесенных к ее компетенции законодательством.
     2. Члены избирательной комиссии области, замещающие должности председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии области, работают на постоянной (штатной) основе.

     Статья 9.1. Государственные должности Тульской области
     Для непосредственного исполнения полномочий органов государственной власти области, иных государственных органов области учреждаются следующие государственные должности:
     губернатор Тульской области;
     председатель Тульской областной Думы;
     вице-губернатор Тульской области;
     первый заместитель губернатора области - руководитель аппарата администрации области;
     первый заместитель председателя Тульской областной Думы;
     председатель избирательной комиссии Тульской области;
     заместитель губернатора Тульской области;
     заместитель председателя Тульской областной Думы;
     заместитель председателя избирательной комиссии Тульской области;
     председатель комитета, комиссии Тульской областной Думы;
     заместитель председателя комитета, комиссии Тульской областной Думы;
     секретарь комитета, комиссии Тульской областной Думы;
     руководитель финансового органа Тульской области;
     руководитель органа по управлению государственным имуществом Тульской области;
     член комитета Тульской областной Думы;
     секретарь избирательной комиссии Тульской области.

Глава II. Экономическая и финансовая основы Тульской области

     Статья 10. Экономическая основа
     1. Экономическую основу области составляет государственная (федеральная собственность и собственность области), муниципальная, частная и иная собственность.
     2. На территории области признаются и защищаются равным образом все формы собственности.
     3. Экономическую основу деятельности органов государственной власти области составляют находящиеся в собственности области имущество, средства бюджета области и территориальных государственных внебюджетных фондов области, а также имущественные права области.

     Статья 11. Собственность области
     1. В собственности области находится:
     1) имущество, необходимое для осуществления полномочий органов государственной власти области по предметам ведения области;
     2) имущество, необходимое для осуществления полномочий органов государственной власти области по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета области (за исключением субвенций из федерального бюджета):
     а) имущество, необходимое для материально-технического обеспечения деятельности органов государственной власти области и государственных учреждений области, включая нежилые помещения для размещения указанных органов и учреждений;
     б) имущество, необходимое для материально-технического обеспечения проведения выборов в органы государственной власти области, референдумов области;
     в) архивные фонды и иное имущество, необходимое для их хранения;
     г) имущество, включая защитные сооружения, необходимое для предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий;
     д) имущество, необходимое для содержания и обеспечения охраны государственных природных заказников и памятников природы регионального значения;
     е) автомобильные дороги общего пользования регионального значения, включая имущество, необходимое для их обслуживания;
     ж) имущество, необходимое для предоставления начального и среднего профессионального образования;
     з) имущество библиотек области, межмуниципальных библиотек;
     и) музейные фонды и имущество, необходимое для их хранения, изучения и публичного представления;
     к) имущество государственных учреждений культуры и искусства области;
     л) имущество, необходимое для оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, туберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях;
     м) имущество, необходимое для оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи;
     н) имущество, необходимое для социального и медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей;
     о) служебные жилые помещения для государственных гражданских служащих области, работников государственных учреждений области;
     п) пожарные объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, необходимые для тушения пожаров;
     р) имущество, необходимое для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти области, иной официальной информации;
     с) имущество, необходимое для реализации межмуниципальных программ в области физической культуры и спорта;
     т) объекты культурного наследия регионального значения;
     у) пассажирский транспорт и другое имущество, необходимое для осуществления пассажирских перевозок межмуниципального сообщения;
     ф) имущество, необходимое для материально-технического обеспечения деятельности мировых судей;
     х) имущество, необходимое для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения;
     ц) иное имущество в соответствии с федеральным законодательством;
     3) имущество, необходимое для осуществления полномочий органов государственной власти области по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет субвенций из федерального бюджета;
     4) имущество, необходимое для исполнения органами исполнительной власти области отдельных полномочий по предметам ведения Российской Федерации, переданных органам исполнительной власти области по соглашениям с федеральными органами исполнительной власти;
     5) имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти области, государственных гражданских служащих области, работников государственных унитарных предприятий области и работников государственных учреждений области в соответствии с законами области.
     2. Учет объектов собственности области осуществляется в порядке, установленном законодательством.
     3. От имени области права собственника в отношении объектов собственности области осуществляют в пределах своей компетенции органы государственной власти области в порядке, установленном федеральным законодательством, настоящим Уставом и законами области.

     Статья 12. Земля и другие природные ресурсы области
     1. Порядок владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируется федеральными законами и нормативными правовыми актами области.
     2. Органы государственной власти области в пределах своих полномочий осуществляют контроль за целевым, эффективным, экологически безопасным использованием всех земель и природных ресурсов на территории области независимо от того, в чьей собственности они находятся, обеспечивают охрану природных ресурсов, сохранение и улучшение окружающей среды.

     Статья 13. Финансовые ресурсы области
     1. Финансовые ресурсы области составляют средства бюджета области, местных бюджетов, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, финансовые ресурсы организаций и населения, кредитные ресурсы, ассигнования из федерального бюджета, иностранные инвестиции и инвестиции из иных источников.
     2. В соответствии с законодательством объекты финансовых ресурсов области могут быть объединены на договорной основе.

     Статья 14. Бюджетная система области
     1. Бюджетная система области является составной частью бюджетной системы Российской Федерации и представляет собой основанную на экономических отношениях и урегулированную нормами права совокупность бюджета области, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов.
     Бюджетная система области основана на принципах, определенных федеральным законодательством.
     2. Бюджет области (областной бюджет) представляет собой форму образования и расходования денежных средств в целях реализации функций органов государственной власти области по решению государственных задач области.
     3. Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) представляют собой форму образования и расходования денежных средств в целях реализации функций органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и реализации отдельных государственных полномочий.
     4. Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов представляют собой форму образования и расходования денежных средств, аккумулируемых вне бюджета области.

     Статья 15. Бюджетный процесс в области
     1. Бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти области, органов местного самоуправления, а также деятельность иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета области и местных бюджетов, проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, по утверждению, исполнению бюджета области, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, а также по контролю за их исполнением.
     2. Порядок составления и рассмотрения проектов бюджета области и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения исполнения бюджета области и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за исполнением указанных бюджетов и утверждения отчетов об их исполнении устанавливается законами области.
     3. Порядок составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения, исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об их исполнении устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
     4. Утвержденные бюджеты, отчеты об их исполнении подлежат обязательному официальному опубликованию.
     5. Межбюджетные отношения осуществляются на основании законов области в соответствии с федеральным законодательством.

Глава III. Законодательная власть области

     Статья 16. Областная Дума
     1. Областная Дума является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области.

     2. Областная Дума является однопалатным органом и состоит из 48 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
     Половина депутатов областной Думы избирается по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями. Другая половина депутатов избирается по одномандатным избирательным округам.
     3. Порядок организации и проведения выборов в областную Думу устанавливается законом области в соответствии с федеральным законодательством.
     4. Областная Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей депутатов от установленного числа депутатов.
     5. Полномочия областной Думы предыдущего созыва и ее депутатов прекращаются со дня первого заседания областной Думы нового созыва.
     6. Областная Дума обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать, самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально - технического и финансового обеспечения своей деятельности.
     7. Расходы на обеспечение деятельности областной Думы утверждаются областной Думой и предусматриваются отдельной строкой в бюджете области.

     Статья 17. Депутат областной Думы
     1. Депутатом областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право быть избранным в соответствии с федеральным и областным законодательством.
     2. В течение срока своих полномочий депутат областной Думы не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, иные государственные должности области и других субъектов Российской Федерации или должности государственной гражданской службы области и других субъектов Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
     3. Депутат областной Думы вправе осуществлять свою деятельность как на профессиональной постоянной основе, так и без отрыва от основной деятельности.
     Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом области.
     Депутат областной Думы, работающий на профессиональной постоянной основе, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не установлено федеральным законодательством.
     4. Статус депутата областной Думы, условия и гарантии осуществления депутатской деятельности определяются законами области.

     Статья 18. Полномочия областной Думы
     1. Областная Дума:
     1) принимает Устав области и поправки к нему;
     2) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения области и по предметам совместного ведения Российской Федерации и области в пределах полномочий области.
     3) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и законами области.
     2. Законом области:
     1) утверждается бюджет области и отчет о его исполнении, представленные губернатором области;
     1-1) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов области и отчеты об их исполнении;
     2) утверждаются программы социально - экономического развития области, представленные губернатором области;
     2-1) утверждаются областные целевые программы;
     3) устанавливаются и вводятся в действие, изменяются и отменяются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания, устанавливаются льготы по налогам и сборам в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
     4) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью области, в том числе долями (паями, акциями) области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно - правовых форм;
     5) утверждается заключение и расторжение договоров и соглашений, подписанных от имени области;
     6) устанавливается порядок назначения и проведения референдума области и местных референдумов;
     7) устанавливается порядок проведения выборов в областную Думу;
     8) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории области;
     9) устанавливается административно - территориальное устройство области и порядок его изменения;
     10) устанавливается порядок решения вопросов муниципального устройства области;
     11) устанавливается административная ответственность граждан, должностных и юридических лиц за неисполнение законов и иных нормативных правовых актов области;
     12) учреждаются награды, почетные звания и премии области, а также устанавливается порядок присвоения почетных званий и награждения наградами и премиями области;
     13) определяется порядок привлечения областью заемных средств, а также обслуживания и погашения внутренних и внешних долгов области;
     14) устанавливается в соответствии с федеральным законодательством порядок охраны и использования расположенных на территории области объектов, имеющих историческую, культурную, научную, оздоровительную ценность;
     15) устанавливается порядок распоряжения и пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в собственности либо ведении области;
     16) устанавливается порядок согласования вопросов размещения объектов на территории области;
     17) устанавливается система исполнительных органов государственной власти области;
     18) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом области и законами области к ведению и полномочиям области.
     3. Областная Дума постановлением:
     1) принимает Регламент областной Думы и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности;
     2) назначает дату выборов в областную Думу;
     3) назначает референдум области в случаях, предусмотренных законом области;
     4) оформляет согласие на назначение вице - губернатора, первого заместителя губернатора - руководителя аппарата администрации области, руководителя органа по управлению государственным имуществом области, руководителя финансового органа;
     5) оформляет согласие на назначение на должности прокурора области, а также руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом;
     6) назначает на должности руководителя аппарата областной Думы и председателя контрольной комиссии областной Думы;
     7) утверждает расходы на обеспечение деятельности Думы, структуру аппарата областной Думы;
     8) оформляет решение об осуществлении права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
     9) принимает решение по обращениям губернатора области, протестам и представлениям прокурора области;
     10) выносит на обсуждение населением важные вопросы жизни области и проекты нормативных правовых актов области;
     10-1) одобряет или отклоняет проект договора о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти области;
     11) оформляет решение о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями губернатора области;
     12) оформляет решение о досрочном прекращении полномочий губернатора области по представлению Президента Российской Федерации;
     13) утверждает соглашения об изменении границ области;
     14) оформляет решения об избрании и освобождении от должности председателя областной Думы и его заместителей, председателей комитетов Думы; об образовании и упразднении комитетов, комиссий, об избрании и изменении их состава;
     15) оформляет запрос в Конституционный Суд Российской Федерации, иные суды Российской Федерации для разрешения споров, защиты прав и законных интересов области;
     15-1) назначает на должность судей Уставного суда области, мировых судей;
     16) избирает на срок своих полномочий, а также прекращает досрочно полномочия члена Совета Федерации Федерального Qобрания Российской Федерации - представителя от Тульской областной Думы;
     17) назначает членов избирательной комиссии области и освобождает их от исполнения обязанностей в соответствии с федеральным и областным законодательством;
     18) оформляет решения по запросам и обращениям депутатов областной Думы;
     19) оформляет иные решения по вопросам, отнесенным к ее компетенции.

     Статья 19. Право законодательной инициативы в областной Думе
     1. Право законодательной инициативы в областной Думе принадлежит депутатам областной Думы, депутатским комитетам, губернатору области, лицу, официально его замещающему, прокурору области, представительным органам местного самоуправления. Право законодательной инициативы принадлежит также избирательной комиссии области, Тульскому областному суду и Арбитражному суду Тульской области по вопросам их ведения, общественной организации "Тульская федерация профсоюзов" - по вопросам, касающимся социально - трудовой сферы.
     2. Законопроекты, внесенные в областную Думу губернатором области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
     3. Законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета области, рассматриваются областной Думой по представлению губернатора области либо при наличии его заключения. Данное заключение представляется в областную Думу не позднее 30 календарных дней со дня поступления проекта закона губернатору области.

     Статья 20. Нормативные правовые акты областной Думы
     1. Областная Дума принимает Устав области, законы области и постановления.
     2. Закон области принимается большинством голосов от установленного числа депутатов областной Думы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
     Постановления Думы принимаются на заседании Думы большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не установлено федеральным законом.
     3. Порядок рассмотрения, принятия и опубликования законов области устанавливается федеральным законом, настоящим Уставом, законом области и Регламентом областной Думы.
     4. Законы области вступают в силу после их официального опубликования, если иное не установлено федеральным законодательством. Законы и иные нормативные правовые акты области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

     Статья 21. Порядок подписания и опубликования законов области
     1. Председатель областной Думы в десятидневный срок со дня принятия областной Думой подписывает закон области и направляет его для подписания и официального опубликования губернатору области.
     Губернатор области подписывает и официально опубликовывает закон области в течение двадцати календарных дней со дня его поступления.

     2. Губернатор области вправе отклонить закон в течение четырнадцати календарных дней со дня его поступления. При этом закон возвращается в областную Думу с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений. Губернатор области может внести предложение по созданию согласительной комиссии для преодоления возникших разногласий.
     При повторном рассмотрении областная Дума вправе одобрить закон в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов областной Думы.
     Закон области, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен губернатором области и подлежит подписанию и опубликованию в течение двадцати календарных дней со дня его поступления.

     Статья 22. Организационные основы деятельности областной Думы
     1. Основной формой работы областной Думы является заседание, на котором решаются вопросы, отнесенные к ведению областной Думы.
     2. Заседания областной Думы проводятся открыто, за исключением случаев, предусмотренных Регламентом областной Думы.
     3. Заседание правомочно, если на нем присутствует более половины от установленного числа депутатов.
     4. Областная Дума собирается на первое заседание не позднее чем на тридцатый день после официального опубликования результатов выборов.
     5. Первое заседание областной Думы открывает и ведет старейший депутат областной Думы.
     6. Областная Дума избирает из числа депутатов на срок своих полномочий комитеты для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению областной Думы, и комиссии - для решения отдельных задач, а также создает Совет Думы.
     Порядок формирования, направления деятельности и организация работы комитетов, комиссий, Совета Думы определяются Регламентом областной Думы и положениями о комитетах, комиссиях и Совете Думы.

     Статья 23. Аппарат областной Думы
     1. Для организационного, правового, информационного, материально - технического, финансового и иного обеспечения деятельности депутатов, комитетов и комиссий областной Думы создается аппарат, который является постоянно действующим государственным органом.
     2. Работники аппарата областной Думы являются государственными гражданскими служащими.
     3. Организация деятельности аппарата областной Думы регулируется Положением, утверждаемым областной Думой.

     Статья 24. Председатель областной Думы и его заместители
     1. Областная Дума избирает из числа депутатов председателя, первого заместителя, заместителей председателя областной Думы.
     2. Председатель областной Думы и его заместители избираются тайным голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов областной Думы на срок полномочий депутатов областной Думы действующего созыва.
     3. Заместители председателя областной Думы выполняют функции в соответствии с распределением обязанностей, поручениями председателя областной Думы.
     4. Первый заместитель председателя областной Думы осуществляет полномочия председателя Думы в случае:
     1) отсутствия председателя;
     2) досрочного прекращения полномочий председателя;
     3) во всех случаях, когда председатель не может выполнять свои обязанности.
     5. Председатель областной Думы и его заместители подотчетны областной Думе и могут быть по инициативе не менее одной трети от числа избранных депутатов освобождены от должности тайным голосованием большинством не менее двух третей голосов от числа избранных депутатов областной Думы.
     6. Председатель областной Думы, его заместители вправе подать в отставку.
     В случае непринятия отставки областной Думой председатель областной Думы, его заместители вправе сложить свои полномочия по истечении двух недель после подачи заявления.
     7. Порядок внесения предложений об избрании, отставке и освобождении от должности председателя областной Думы, его заместителей определяется Регламентом областной Думы.

     Статья 25. Полномочия председателя областной Думы
     1. Председатель областной Думы:
     1) представляет областную Думу в отношениях с населением, органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области, с другими субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями внутри страны и за рубежом;
     2) созывает заседания областной Думы, доводит до сведения депутатов время и место их проведения, проект повестки дня; информирует население о проведении заседаний областной Думы;
     3) созывает внеочередные заседания областной Думы;
     4) осуществляет руководство подготовкой заседаний областной Думы;
     5) ведет заседания областной Думы в соответствии с ее Регламентом;
     6) подписывает законы области, постановления областной Думы, протоколы заседаний и другие документы областной Думы;
     7) осуществляет общее руководство работой аппарата областной Думы, принимает и увольняет работников аппарата, применяет к ним меры поощрения и налагает на них дисциплинарные взыскания;
     8) представляет для назначения областной Думой кандидата на должность руководителя аппарата областной Думы и кандидата на должность председателя контрольной комиссии областной Думы;
     9) оказывает содействие депутатам областной Думы в осуществлении ими полномочий, организует обеспечение депутатов необходимой информацией;
     10) координирует деятельность комитетов и комиссий областной Думы;
     11) обеспечивает в соответствии с постановлениями областной Думы обсуждение населением области проектов важнейших нормативных правовых актов, рассматриваемых областной Думой, а также вопросов государственного значения;
     12) организует в областной Думе прием граждан, рассмотрение их обращений;
     13) открывает и закрывает расчетный и текущий счета областной Думы в банках и является распорядителем по этим счетам, исполняет функции распорядителя кредитов по расходам, предусмотренным бюджетом области на обеспечение деятельности областной Думы;
     14) от имени областной Думы подписывает запросы, ходатайства, исковые заявления и другие документы, направляемые в суды в случаях, предусмотренных законодательством;
     15) решает иные вопросы, порученные ему областной Думой или возложенные на него законодательством.
     2. Председатель областной Думы в пределах своей компетенции издает распоряжения.

     Статья 26. Досрочное прекращение полномочий областной Думы
     1. Полномочия областной Думы могут быть прекращены досрочно в случае:
     1) принятия областной Думой решения о самороспуске до истечения срока полномочий; при этом решение о самороспуске принимается большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов;
     2) роспуска областной Думы губернатором области по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи;
     3) вступления в силу решения областного суда о неправомочности данного состава депутатов областной Думы, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
     4) роспуска областной Думы в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
     2. Губернатор области вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий областной Думы в случае принятия ею Устава области, закона области, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Уставу области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а областная Дума не устранила их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
     3. Решение губернатора области о досрочном прекращении полномочий областной Думы принимается в форме постановления.

     4. В случае досрочного прекращения полномочий областной Думы в соответствии с законодательством избирательная комиссия области или Тульский областной суд назначают внеочередные выборы в областную Думу. Указанные выборы проводятся в сроки, установленные федеральным законодательством.

     Статья 27. Контрольные функции областной Думы
     1. Областная Дума осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов области, исполнением областного бюджета, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Тульской области.
     2. Областная Дума осуществляет иные контрольные функции, установленные федеральным законодательством и законодательством области.
     3. Областная Дума образует контрольную комиссию, которая является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. Полномочия и порядок ее деятельности определяются законом области.

Глава IV. Исполнительная власть области

     Статья 28. Система органов исполнительной власти области
     1. В области устанавливается система органов исполнительной власти во главе с администрацией области.
     2. Губернатор области является руководителем администрации области.
     3. Структура исполнительных органов государственной власти области определяется губернатором области.
     4. Органы исполнительной власти области в пределах своих полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации входят в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

     Статья 29. Губернатор области
     1. Губернатором области может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет.
     Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями губернатора области на пять лет.
     2. Губернатор области вступает в должность с момента принесения торжественной присяги следующего содержания: "Я (фамилия, имя, отчество), вступая в должность губернатора Тульской области, торжественно клянусь соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Тульской области и законы области, уважать и охранять права человека и гражданина, верно служить народу".
     Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов областной Думы, представителей органов местного самоуправления и общественности в день вступления в силу постановления областной Думы о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями губернатора области.
     3. Полномочия губернатора области прекращаются в связи с вступлением в должность гражданина Российской Федерации, наделенного полномочиями губернатора области, либо назначением временно исполняющего обязанности губернатора области, но не ранее истечения срока, на который он был ими наделен.
     4. Губернатор области обязан сформировать новый состав администрации области не позднее тридцати дней со дня принесения присяги.
     5. Губернатор области не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, иные государственные должности области и других субъектов Российской Федерации или должности государственной гражданской службы области и других субъектов Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     6. Губернатор области при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав области и законы области, а также исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.";

     Статья 29.1. Порядок наделения гражданина Российской Федерации полномочиями губернатора области
     1. Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями губернатора области по представлению Президента Российской Федерации областной Думой в порядке, предусмотренном федеральным законом и настоящим Уставом области.
     2. В соответствии с федеральным законом предложение о кандидатуре губернатора области вносится Президентом Российской Федерации в областную Думу не позднее чем за 35 дней до истечения срока полномочий губернатора области.
     3. Областная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру губернатора области в течение 14 дней со дня внесения представления.
     Порядок рассмотрения представленной кандидатуры устанавливается Регламентом областной Думы.
     4. Решение областной Думы о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями губернатора области считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов областной Думы. Постановление областной Думы о наделении полномочиями губернатора области вступает в силу с даты наделения гражданина Российской Федерации полномочиями губернатора, которая указывается в тексте постановления. Указанное постановление подлежит официальному опубликованию.
     5. В случае отклонения областной Думой представленной кандидатуры губернатора области повторное рассмотрение кандидатуры производится в порядке, предусмотренном пунктами 3, 4 настоящей статьи.";

     Статья 30. Полномочия губернатора области
     1. Губернатор области:
     1) представляет область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать от имени области договоры и соглашения; вносит в областную Думу на утверждение договоры и соглашения, заключаемые от имени области; представляет в областную Думу проекты договоров о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти области для одобрения; сообщает о результатах рассмотрения проектов договоров в областной Думе Президенту Российской Федерации; подписывает соглашения с федеральными органами исполнительной власти о передаче федеральными органами исполнительной власти осуществления части своих полномочий исполнительным органам власти области и о передаче исполнительными органами государственной власти области осуществления части своих полномочий федеральным органам исполнительной власти;
     2) подписывает и обнародует законы области либо отклоняет законы области, принятые областной Думой;
     3) формирует в соответствии с законом области администрацию области и принимает решение об отставке администрации области;
     4) разрабатывает основные направления областной государственной политики;
     4.1 обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти области с иными органами государственной власти области и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;
     5) представляет в областную Думу ежегодное послание о положении в области;
     6) представляет в областную Думу проект бюджета области и отчет об исполнении бюджета области, а также проекты программ социально - экономического развития области и отчеты об их выполнении;
     7) вносит на утверждение областной Думы областные целевые программы, предусматривающие финансирование из бюджета области;
     8) вправе требовать созыва внеочередного заседания областной Думы, а также созывать вновь избранную областную Думу на первое заседание ранее срока, установленного пунктом 4 статьи 22 настоящего Устава;
     9) вносит в областную Думу представление о согласовании назначения на должности вице - губернатора области, первого заместителя губернатора - руководителя аппарата администрации области, руководителя органа по управлению государственным имуществом области, руководителя финансового органа;
     10) дает согласие в соответствии с Конституцией Российской Tедерации и федеральными законами на назначение на должности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в области;
     11) дает согласие на назначение на должность прокурора области;
     12) назначает на срок своих полномочий, а также прекращает досрочно полномочия члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя от администрации области;
     13) Утратил силу;
     14) вносит представления (заключения) в областную Думу об утверждении и изменении административно - территориальных границ и границ муниципальных образований в области;
     15) награждает наградами области, присваивает почетные звания области, представляет к награждению государственными наградами и присвоению почетных званий Российской Федерации;
     16) осуществляет иные полномочия, определенные федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.
     2. Утратил силу;
     3. Губернатор области в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на территории области.

     Статья 31. Досрочное прекращение полномочий губернатора области
     1. Полномочия губернатора области прекращаются досрочно в случае:
     1) его смерти;
     2) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия областной Думой;
     3) его отставки по собственному желанию;
     4) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом;
     5) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
     6) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
     7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
     8) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
     9) утраты им гражданства Российской Федерации.
     2. Решение о досрочном прекращении полномочий губернатора области принимается областной Думой по представлению Президента Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи.
     3. Областная Дума вправе выразить недоверие губернатору области в случае:
     издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу области и законам области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а губернатор области не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
     установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава области и законов области, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан;
     ненадлежащего исполнения губернатором области своих обязанностей.
     Решение областной Думы о недоверии губернатору области принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.
     Решение областной Думы о недоверии губернатору области направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении губернатора области от должности.
     4. Решение Президента Российской Федерации об отрешении губернатора области от должности влечет за собой отставку возглавляемой им администрации области. В случае отставки администрации области она продолжает действовать до сформирования новой администрации области.

     Статья 31.1. Временное исполнение обязанностей губернатора области
     1. Временное исполнение обязанностей губернатора области в случаях, предусмотренных федеральным законом, осуществляется лицом, назначаемым Президентом Российской Федерации.
     2. Временно исполняющий обязанности губернатора области не имеет права распускать областную Думу, вносить предложения о поправках в Устав области.

     Статья 32. Вице-губернатор
     1. Вице-губернатор является первым заместителем губернатора области, назначается на должность губернатором области по согласованию с областной Думой.
     2. Должностные обязанности вице-губернатора устанавливаются губернатором области.
     3. Вице-губернатор осуществляет полномочия губернатора области в случае, когда губернатор области в связи с болезнью или отпуском не может исполнять свои обязанности.
     4. Вице-губернатор при осуществлении полномочий губернатора не имеет права распускать областную Думу, не вправе производить по собственной инициативе назначения на должности и освобождение от должности лиц, замещающих высшие государственные должности государственной службы органов исполнительной власти области, вносить предложения о поправках в Устав области.

     Статья 33. Администрация области
     1. Администрация области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области.
     2. Администрация области состоит из губернатора области, вице-губернатора, первого заместителя губернатора области - руководителя аппарата администрации области, заместителей губернатора области, руководителя органа по управлению государственным имуществом области и руководителя финансового органа.
     3. Администрация области формируется губернатором области. Структура и порядок ее формирования устанавливаются законом об администрации области.
     4. Администрация области обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
     5. Финансирование администрации области, возглавляемых ею органов исполнительной власти области осуществляется за счет средств бюджета области, предусмотренных отдельной статьей.
     6. Администрация области слагает свои полномочия перед вступившим в должность лицом, наделенным полномочиями губернатора области, а также в случае принятия губернатором области решения о ее отставке.

     Статья 34. Полномочия администрации области
     1. Администрация области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития области, участвует в проведении единой государственной политики в сфере экономики, финансов и в социальной сфере.
     2. Администрация области:
     1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
     2) разрабатывает проект бюджета области, а также проекты программ социально-экономического развития области, предусматривающие финансирование из бюджета области;
     3) обеспечивает исполнение бюджета области, готовит отчет о его исполнении и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития области;
     4) формирует иные органы исполнительной власти области;
     5) управляет и распоряжается собственностью области в соответствии с законами области, а также федеральной собственностью, переданной в управление области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
     6) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации и области изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, настоящему Уставу, законам и иным нормативным правовым актам области, а также вправе по указанным основаниям обратиться в суд;
     7) Утратил силу;
     8) обеспечивает взаимодействие органов исполнительной власти с областной Думой;
     8.1) утверждает и изменяет черту городских и сельских поселений в соответствии с земельным законодательством
     9) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом области и законами области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.
     3. Администрация области в пределах своих полномочий принимает постановления, которые обязательны для исполнения на территории области.

     Статья 35. Аппарат администрации области
     1. Для обеспечения деятельности губернатора и администрации области формируется постоянно действующий государственный орган аппарат администрации.
     2. Работники аппарата администрации являются государственными гражданскими служащими.
     3. Организация деятельности аппарата администрации регулируется актами губернатора области.

Глава V. Взаимоотношения областной думы, губернатора области и администрации области

     Статья 36. Взаимодействие областной Думы, губернатора области и администрации области
     1. В соответствии с конституционным принципом разделения властей областная Дума и администрация области осуществляют свои полномочия самостоятельно.
     2. Областная Дума и администрация области взаимодействуют в установленных федеральным и областным законами формах в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития области и в интересах ее населения.
     3. Постановления губернатора области и постановления администрации области направляются в областную Думу в десятидневный срок со дня принятия.
     Областная Дума вправе обратиться к губернатору области с предложением о внесении в постановления губернатора и постановления администрации области изменений и дополнений либо об их отмене, а также обжаловать их в судебном порядке.
     4. Постановления областной Думы направляются губернатору области в десятидневный срок со дня принятия.
     Губернатор области вправе обратиться в областную Думу с предложением о внесении изменений и дополнений в ее постановления либо об их отмене, а также вправе обжаловать их в судебном порядке.
     5. Областная Дума направляет планы законопроектной работы губернатору области.
     Губернатору области направляются проекты законов области, внесенные иными субъектами права законодательной инициативы. Заключения губернатора и поправки к законопроектам рассматриваются областной Думой в обязательном порядке.

     6. Губернатор области вправе участвовать в работе областной Думы с правом совещательного голоса.
     На заседаниях областной Думы и ее органов вправе присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти области или уполномоченные ими лица.
     По приглашению Думы на ее заседаниях присутствуют должностные лица администрации области.
     7. На заседаниях органов исполнительной власти области вправе присутствовать депутаты областной Думы либо, по поручению ее председателя, работники аппарата областной Думы.

     Статья 37. Разрешение споров между областной Думой и администрацией области
     Споры между областной Думой и администрацией области по вопросам осуществления их полномочий решаются путем создания на паритетной основе согласительных комиссий на срок не более одного месяца. По истечении установленного срока при отсутствии согласия в решении возникающих вопросов, рассмотрение спора может быть передано в судебные органы в установленном законом порядке.

Глава VI. Судебная система и прокуратура в Тульской области

     Статья 38. Судебная система в области
     1. Судебная система в области устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.
     2. В области судебная власть осуществляется Тульским областным судом, районными, городскими судами, военными судами, мировыми судьями, Арбитражным судом Тульской области, Уставным судом Тульской области.

     Статья 39. Прокуратура области
     1. Органы прокуратуры, действующие на территории области, являются частью единой системы прокуратуры Российской Федерации.
     2. Организация и порядок деятельности органов прокуратуры области и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Глава VII. Местное самоуправление

     Статья 40. Местное самоуправление в области
     1. Местное самоуправление в области - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
     2. Местное самоуправление осуществляется на всей территории области в районах, городских, сельских поселениях и на иных территориях. Территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами области.
     3. Организация деятельности населения, выборных и других органов местного самоуправления, должностных лиц по осуществлению местного самоуправления закрепляется в уставе муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами области.
     4. Установление и изменение границ муниципальных образований, в том числе при образовании, объединении, преобразовании и упразднении муниципальных образований, осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций и определяются законами области.

     Статья 41. Полномочия органов государственной власти области в вопросах местного самоуправления
     1. К полномочиям органов государственной власти области в вопросах местного самоуправления относится принятие законов области о местном самоуправлении, а также иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.
     2. Органы государственной власти области вправе в порядке, установленном законодательством, привлекать органы местного самоуправления к осуществлению целевых федеральных и областных государственных программ, с передачей средств, необходимых для их реализации.

     Статья 42. Государственная поддержка местного самоуправления
     Органы государственной власти области создают необходимые правовые, организационные, финансово - экономические условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.

     Статья 43. Формы осуществления местного самоуправления
     1. Формы осуществления местного самоуправления определяются населением муниципального образования в уставе муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами области.
     2. Местное самоуправление осуществляется населением муниципального образования путем прямого волеизъявления граждан: местного референдума, муниципальных выборов, собраний (сходов) граждан, народной правотворческой инициативы, территориального общественного самоуправления и других, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

     Статья 44. Органы местного самоуправления
     1. На территориях муниципальных образований населением самостоятельно, в соответствии с законодательством создаются органы местного самоуправления; их структура, порядок формирования и полномочия определяются уставами муниципальных образований.
     2. Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.
     3. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

     Статья 45. Предметы ведения местного самоуправления
     В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми органы местного самоуправления могут наделяться в соответствии с федеральными законами и законами области с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

     Статья 46. Экономическая основа местного самоуправления
     Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законодательством иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

     Статья 47. Гарантии местного самоуправления
     1. Не допускается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.
     2. В области гарантируется компенсация увеличения расходов или уменьшения доходов органов местного самоуправления, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти области.
     3. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями, а также органами местного самоуправления и гражданами.
     4. Обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти области, должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены.

     Статья 48. Символика муниципального образования
     Муниципальное образование вправе иметь собственную символику, отражающую исторические, культурные, социально - экономические, национальные и иные местные традиции. Порядок учреждения символики муниципального образования определяется его уставом.

Глава VIII. Защита интересов области. Обеспечение ответственности органов государственной власти области и органов местного самоуправления

     Статья 49. Защита интересов области
     1. Органы государственной власти области, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, должностные лица и граждане на территории области обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, настоящий Устав и законы области.
     2. Настоящий Устав, законы области и иные нормативные правовые акты органов государственной власти области, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории области органами государственной власти области, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
     3. Органы государственной власти области имеют право обжаловать в установленном порядке противоречащие Конституции Российской Федерации акты Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств.
     4. Органы местного самоуправления на территории области в своей деятельности обязаны учитывать интересы области.
     5. Органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, должностные лица и граждане несут ответственность за невыполнение нормативных правовых актов органов государственной власти области.

     Статья 50. Обеспечение ответственности органов государственной власти области и их должностных лиц
     1. Органы государственной власти области несут ответственность за принятые ими нормативные правовые акты в соответствии с законодательством.
     2. Ущерб, причиненный предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям и гражданам в результате принятия противоречащих федеральным законам нормативных правовых актов органами государственной власти и должностными лицами области, а также совершения ими неправомерных действий, возмещается в соответствии с законодательством.

     Статья 51. Оплата труда лиц, замещающих государственные должности области и должности государственной гражданской службы области, и социальные гарантии указанным лицам
     1. Оплата труда лиц, замещающих государственные должности области и должности государственной гражданской службы области, осуществляется в соответствии с законами области.
     2. Денежные вознаграждения председателя областной Думы и губернатора области устанавливаются в соответствии с законом области.
     3. Лицам, замещавшим государственные должности области и должности государственной гражданской службы области, замещаемые как на определенный срок полномочий, так и ограниченный сроком полномочий лиц, замещающих государственные должности области, после увольнения ежемесячно производится выплата компенсации в размере 50 процентов среднемесячной суммы оплаты труда по ранее занимаемой должности за последний рабочий год (с учетом изменения оплаты труда на период трудоустройства), но не более одного года со дня увольнения, по следующим основаниям:
     1) неназначение на должность после окончания срока полномочий;
     2) ненаделение полномочиями губернатора области на новый срок;
     3) неизбрание депутатом областной Думы;
     4) неизбрание на должности в избирательной комиссии области, замещаемые на постоянной (штатной) основе;
     5) упразднение должностей в связи с изменением административно-территориального деления, структуры органов государственной власти области, аппарата областной Думы и аппарата администрации области;
     6) удовлетворение заявления о добровольной отставке указанных лиц, если они проработали в этой должности не менее одного года;
     7) досрочное прекращение полномочий областной Думы;
     8) в случае принятия губернатором области решения об отставке администрации области.
     4. В случаях если на новом месте работы (в другой организации) указанные лица получают заработную плату, денежное вознаграждение или денежное содержание ниже размера компенсации, предусмотренной пунктом 3 настоящей статьи, то им производится выплата разницы между получаемой заработной платой, денежным вознаграждением или денежным содержанием и указанной компенсацией, но не более одного календарного года со дня увольнения. Оплата производится из бюджета области (с учетом изменения оплаты труда).
     5. Лицам, замещающим государственные должности области, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 45 календарных дней с выплатой пособия на лечение в размере двойного ежемесячного денежного вознаграждения.
     6. Государственным гражданским служащим области при увольнении предоставляются социальные гарантии, предусмотренные законодательством о труде Российской Федерации с особенностями законодательства о государственной гражданской службе.
     7. Лица, замещающие государственные должности области и должности государственной гражданской службы области, обязаны соблюдать ограничения, установленные законодательством.

Глава IX. Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина

     Статья 52. Права и свободы человека и гражданина
     1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Права и свободы человека и гражданина обеспечиваются в области в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и с Конституцией Российской Федерации.
     Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью органов государственной власти области и органов местного самоуправления, их должностных лиц.
     2. Равноправие граждан обеспечивается в области независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также иных обстоятельств.

     Статья 53. Защита прав и свобод человека и гражданина
     1. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления создают условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека и гражданина.
     2. Каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконным действием или бездействием органов государственной власти области и органов местного самоуправления, их должностных лиц.
     3. Должностные лица органов государственной власти области и органов местного самоуправления, признанные виновными в нарушении прав и свобод человека и гражданина, несут ответственность в соответствии с законодательством.

     Статья 54. Уполномоченный по правам человека в Тульской области
     1. Уполномоченный по правам человека в Тульской области осуществляет контроль за соблюдением прав и свобод человека на территории области.
     2. Правовой статус, порядок назначения (избрания), освобождения от должности и деятельности Уполномоченного по правам человека определяются законом области.

     Статья 55. Право на обращение в органы государственной власти области и органы местного самоуправления
     1. Жители области имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти области и органы местного самоуправления.
     2. Депутаты, должностные лица органов государственной власти области и органов местного самоуправления обязаны дать ответ на письменное или устное обращение в установленные законом сроки.

     Статья 56. Гласность в деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления
     1. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления обязаны регулярно информировать население о своей деятельности, о положении дел в области и на территории соответствующего муниципального образования.
     2. Органы государственной власти области могут выносить на обсуждение населения области важные вопросы, проекты нормативных правовых актов области.

     Статья 57. Общественные объединения
     Органы государственной власти области и органы местного самоуправления обеспечивают на территории области соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, условия для выполнения ими уставных целей.

     Статья 58. Гарантии юридической помощи
     1. Каждому гарантируется право на юридическую помощь в защите прав и свобод человека и гражданина.
     2. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь оказывается бесплатно.
     3. Органы государственной власти области содействуют созданию условий для оказания юридической помощи в защите прав и свобод человека и гражданина в установленном законом порядке.

     Статья 59. Обеспечение прав национальных меньшинств
     В области обеспечиваются права лиц, относящихся к национальным меньшинствам, и создаются условия для сохранения и развития национальных культур в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными законами, законами области.

     Статья 60. Защита права частной собственности и предпринимательства
     Органы государственной власти области обеспечивают гражданам реализацию права частной собственности, права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательства и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

     Статья 61. Защита права граждан на труд. Социальное партнерство в области
     1. Органы государственной власти области создают необходимые условия для реализации гражданами права на труд.
     2. На территории области в соответствии с законодательством осуществляется социальное партнерство с целью регулирования социально - трудовых отношений на основе сотрудничества органов государственной власти, органов местного самоуправления, работодателей и их объединений, а также иных уполномоченных работодателями представительных органов, профсоюзов и их объединений.
     3. В области осуществляется контроль за обеспечением безопасных условий труда.

     Статья 62. Гарантии соблюдения государственных минимальных социальных стандартов
     Органы государственной власти области и органы местного самоуправления гарантируют соблюдение государственных минимальных социальных стандартов в соответствии с законодательством.

     Статья 63. Обеспечение права граждан на жилище
     1. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права граждан на жилище.
     2. Малоимущим, иным, указанным в законодательстве гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

     Статья 64. Социальное обеспечение и социальная защита населения
     В области обеспечивается право граждан на социальное обеспечение и социальную защиту.

     Статья 65. Защита прав семьи, материнства, отцовства и детства
     В области создаются условия для укрепления семьи, рождения и воспитания детей, охраны материнства и отцовства, защиты прав детей.

     Статья 66. Обеспечение прав граждан в сфере образования, воспитания, науки и культуры
     1. В области поощряется и поддерживается деятельность по развитию науки, культуры, искусства, народных художественных промыслов и ремесел, по повышению культурно - образовательного уровня населения, воспитанию патриотизма.
     2. В области гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также создаются условия для получения на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального образования, высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
     3. Каждый имеет право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям области.
     4. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления обеспечивают сохранение и развитие исторического и культурного наследия.

     Статья 67. Охрана здоровья населения и среды обитания
     1. В области гарантируется право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, санитарно-эпидемиологическое благополучие и здоровую среду обитания. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно - за счет средств бюджета области и местных бюджетов, страховых взносов, других поступлений.
     2. В области финансируются областные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

     Статья 68. Контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды
     1. Органы государственной власти области обеспечивают контроль за соблюдением федеральных и областных законов по охране окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
     2. Законом области может устанавливаться особый статус областных природных заповедников, заказников, парков, памятников природы, а также режим охраны редких растений, животных и мест их обитания.
     3. В области обеспечивается регулярное и своевременное информирование населения об экологической и санитарно-эпидемиологической обстановке.

Глава X. Порядок принятия, вступления в силу Устава области и внесения в него поправок

     Статья 69. Порядок принятия Устава области и внесения в него поправок
     1. Устав области, закон области о поправках в Устав области принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов областной Думы, в десятидневный срок со дня принятия подписываются председателем областной Думы и направляются для подписания и официального опубликования губернатору области.
     2. Губернатор области в течение двадцати календарных дней со дня поступления Устава области, закона области о поправках в Устав области подписывает и официально их опубликовывает.

     3. Губернатор области вправе отклонить Устав области, закон области о поправках в Устав области в течение четырнадцати календарных дней со дня их поступления. При этом они возвращаются в областную Думу с мотивированным обоснованием их отклонения либо с предложением о внесении в них изменений и дополнений. Губернатор области может внести предложение по созданию согласительной комиссии для преодоления возникших разногласий.
     4. При повторном рассмотрении отклоненный губернатором Устав области, закон области о поправках в Устав области могут быть приняты областной Думой в прежней редакции в случае их одобрения не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов. Принятые областной Думой Устав области, закон области о поправках в Устав области в течение десяти календарных дней направляются губернатору области, который обязан подписать и опубликовать их в течение четырнадцати календарных дней со дня поступления.

     Статья 70. Право законодательной инициативы по внесению поправок в Устав области
     Законопроекты о поправках в Устав области могут вносить:
     группа депутатов областной Думы численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов областной Думы,
     председатель областной Думы,
     губернатор области,
     не менее одной трети от числа представительных органов местного самоуправления муниципальных образований.

     Статья 71. Вступление в силу Устава области, закона области о поправках в Устав области
     Устав области, закон области о поправках в Устав области вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Глава XI. Заключительные и переходные положения

     Статья 72. Вступление в силу настоящего Устава
     Настоящий Устав вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

     Статья 73. Приведение законодательства области в соответствие с настоящим Уставом
     1. Нормативные правовые акты области подлежат приведению в соответствие с настоящим Уставом в шестимесячный срок.
     2. Губернатору области внести в областную Думу в порядке законодательной инициативы в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Устава проекты законов области об администрации области, о схеме управления и структуре администрации области.

     Статья 74. Переходные положения
     1. Законы области и иные нормативные правовые акты, действовавшие на территории области до вступления в силу настоящего Устава, применяются в части, не противоречащей Уставу (Основному Закону) области.
     2. Губернатор области, избранный в соответствии с Уставом (Основным Законом) Тульской области, действовавшим до вступления в силу настоящего Устава, и Законом Тульской области "О выборах губернатора Тульской области - главы исполнительного органа государственной власти Тульской области", со дня вступления в силу настоящего Устава осуществляет установленные полномочия высшего должностного лица области и руководителя администрации области до истечения срока, на который он был избран.
     3. Губернатор области и должностные лица, назначенные им в соответствии с Уставом (Основным Законом) Тульской области, действовавшим до вступления в силу настоящего Устава: вице - губернатор области, первый заместитель губернатора области - руководитель аппарата администрации области, заместители губернатора области, заместитель губернатора области - председатель комитета по управлению государственным имуществом области, начальник финансового управления администрации области - со дня вступления в силу настоящего Устава приобретают полномочия администрации Тульской области, установленные настоящим Уставом.
     4. Тульская областная Дума третьего созыва, избранная в соответствии с Уставом (Основным Законом) Тульской области, действовавшим до вступления в силу настоящего Устава, и Законом Тульской области "О выборах депутатов Тульской областной Думы", осуществляет установленные настоящим Уставом полномочия до истечения срока, на который она была избрана.
     5. Структурные подразделения администрации области: департаменты, главные управления, управления, комитеты, отделы, созданные в соответствии с Уставом (Основным Законом) Тульской области, действовавшим до вступления в силу настоящего Устава, осуществляют установленные положениями о них полномочия, права и обязанности до формирования органов исполнительной власти области и аппарата администрации, согласно настоящему Уставу, но не более шести месяцев со дня вступления в силу закона области, устанавливающего схему управления областью и структуру администрации области.
     6. Со дня вступления в силу настоящего Устава признать утратившими силу Устав (Основной Закон) Тульской области (Тульские известия. 1995. 11 ноября. N 15; 1995. 23 ноября. N 225; 1999. 2 декабря. N 267-268; 2000. 4 января. N 1; 2000. 1 февраля. N 5) и Закон Тульской области "Об органах государственной власти Тульской области" (Тульские известия. 1995. 12 мая. N 88).

     Председатель Тульской

     областной Думы  О.Д.Лукичев 

     Губернатор - глава
     исполнительного органа
     государственной власти

     Тульской области  В.А.Стародубцев

 
купить виагру

 Copyright В© ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.