Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Президенты Республики Саха

Штыров Вячеслав Анатольевич
Глава в 2002 – н.в.

Президент Республики Саха (Якутия) с января 2002 г.; родился 23 мая 1953 г. в п. Хандыга Томпонского района Якутской АССР; окончил инженерно-строительный факультет Дальневосточного политехнического института в 1975 г., Академию общественных наук при ЦК КПСС, кандидат экономических наук; с 1975 г. работал на строительстве объектов энергетики и алмазодобывающей промышленности в Западной Якутии на должностях от мастера участка до первого заместителя управления "Вилюйскгэсстрой"; 1991-1992 - министр строительства и инвестиций Республики Саха (Якутия); в 1992 г. был избран вице-президентом Республики Саха (Якутия), одновременно занял пост председателя Правительства Республики; в декабре 1994 г. после принятия республиканского конституционного закона "О Правительстве" сложил с себя полномочия премьер-министра, сохранив пост вице-президента; в январе 1997 г. оставил пост вице-президента Республики в связи с истечением срока полномочий; принимал непосредственное участие в создании акционерной компании "Алмазы России - Саха" (АЛРОСА), образованной в 1992 г. по указу Президента РФ, 1995-2002 - президент компании, одновременно с 1998 г. являлся председателем правления; в декабре 1997 г. был избран депутатом Палаты Республики Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха; занял первое место в первом туре очередных выборов президента Республики Саха (Якутия) 23 декабря 2001 г., получив 45,5% голосов избирателей; был избран на пост Президента Республики во втором туре выборов 13 января 2002 г., набрав более 59% голосов; заместитель председателя Наблюдательного совета компании АЛРОСА с июля 2002 г.; входил в состав Президентского совета Республики Саха (1997-2001); был членом совета директоров и членом правления ООО "Объединенный банк регионов" (1996-2002), сопредседателем наблюдательного совета компаний "Алмазы России - Саха" и De Beers (1998-2002), членом совета директоров ОАО "Севералмаз" (1998-2002); действительный член Международной академии наук о природе, член-корреспондент Международной инженерной академии; лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники за 2005 год; был признан лучшим менеджером России 1999 г.; Заслуженный строитель РФ (2001); награжден орденами Почета, "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2007), медалями; удостоен орденов Русской православной церкви Преподобного Сергия Радонежского I и II степени, общественного ордена Петра Великого (1999); женат, имеет двух дочерей.
Совмещение В.Штыровым постов вице-президента республики и президента акционерной компании стало предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Саха (Якутия) в апреле 1996 г. Суд не нашел в указанном совмещении каких-либо противоречий Конституции республики и подтвердил правомочность совмещения постов.
"У меня нет волшебной палочки, чтобы все быстро сделать, обещаю вам лишь много работы", - сказал он после инаугурации.
Среди своих первоочередных задач Штыров назвал серьезную работу в области государственного строительства. "Мы должны выполнить свой долг перед Российской Федерацией и привести свою конституцию в соответствие с федеральным законодательством", - сказал он. Значительное внимание руководитель республики предполагает уделить развитию местного самоуправления в Якутии. Одной из важнейших задач он считает ликвидацию монотраслевого характера якутской экономики, когда все держится только на алмазах. Вполне реально, полагает он, в течение 5-7 лет создать ряд предприятий, подобных компании "АЛРОСА", в угольной, газовой, нефтяной отраслях, в золотодобыче. Разработана схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха до 2020 года.
К достижениям Вячеслава Анатольевича и его соратников можно отнести относятся обеспечение стабильности в социально-экономическом развитии республики, реализация экономических программ стратегического назначения. Созданы условия для организации перерабатывающей промышленности, развития сельского хозяйства, роста товарного производства на основе увеличения заготовок, переработки сельхозпродукции, широкого внедрения кооперации, механизации. Эти меры способствуют стабильному развитию всего народного хозяйства.

Николаев Михаил Ефимович
Глава в 1991 – 2001 гг.

Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ с января 2002 г., представитель в Совете Федерации РФ от исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) с января 2002 г. (полномочия вновь подтверждены 25 апреля 2008 г., срок окончания полномочий - январь 2012 г.); бывший Президент Республики Саха (Якутия) (1991-2001); родился 13 ноября 1937 г. в Октемском наслеге Орджоникидзевского района Якутии, якут; окончил Омский государственный ветеринарный институт в 1961 г., Высшую партийную школу при ЦК КПСС в 1971 г.; работал главным ветеринарным врачом Жиганского района; был секретарем Жиганского райкома ВЛКСМ, заведующим отделом комсомольских органов Якутского обкома комсомола, первым секретарем Якутского горкома ВЛКСМ (г. Якутск); с 1971 г. - секретарь, затем первый секретарь Верхневилюйского райкома КПСС; с 1975 г. - заместитель Председателя Совета Министров Якутской АССР; 1979-1985 - министр сельского хозяйства Якутской АССР; 1985-1989 - секретарь Якутского обкома КПСС; избирался депутатом Верховного Совета Якутской АССР трех созывов; с декабря 1989 г. - Председатель Президиума Верховного Совета Якутской АССР; 4 марта 1990 г. был вновь избран народным депутатом Якутской АССР, 25 апреля 1990 г. - Председателем Верховного Совета Якутской АССР; одновременно являлся народным депутатом РФ (1990-1993); 20 декабря 1991 был избран президентом Якутской АССР, которая 28 декабря 1991 г. была переименована в Республику Саха (Якутия); 16 января 1992 г. одновременно возглавил правительство республики; 22 декабря 1996 г. был избран Президентом Республики Саха (Якутия) на второй срок; в 2001 г. вновь баллотировался на пост президента Республики, но перед выборами, назначенными на 23 декабря, снял свою кандидатуру; в декабре 1993 г. был избран членом Совета Федерации РФ первого созыва, входил в состав Комитета по международным делам; с января 1996 г. входил в состав Совета Федерации РФ по должности, являлся заместителем председателя Комитета по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике; в декабре 2000 г. был избран председателем попечительского совета Якутского государственного университета; Заслуженный работник народного хозяйства Якутской АССР; награжден орденами Трудового Красного Знамени (1973), Дружбы народов (1986), "За заслуги перед Отечеством" III (1996), II (2000) и IV (2008) степеней, медалями; женат, имеет двух дочерей и сына.
В 1991 г. происходит ухудшение состояния в основных отраслях народного хозяйства, увеличивается напряженность в обеспечении населения продуктами питания и непродовольственными товарами, в основном, за счет снижения поставок их по рыночному фонду из государственных ресурсов. Отменяется большая часть дотаций из бюджетов СССР и РСФСР. Снижалось финансовое состояние большинства предприятий. В связи с этим сокращается поступление по налогам из их прибыли, а также по налогу с оборота. Это привело к сокращению бюджета республики по сравнению с 1990 г. на 25%. Начавшаяся экономическая депрессия наиболее тяжело начинает отражаться на социальной сфере. По мере падения покупательной способности рубля происходил процесс разрушения сложившихся хозяйственных связей между отдельными регионами страны.
В 1992 г. доходы государственного бюджета прогнозировались в сумме 65 млрд руб. Из них более 1/3 составляли поступления в виде платы за природные ресурсы. Республика приступила к попытке создания собственных кредитных ресурсов. Образованы алмазный фонд, золотой запас, созданный для сохранения части средств, поступающих от эксплуатации невозобновляемых природных ресурсов, для будущего поколения Якутии. С 1995-1997 гг. постепенно сокращается количество малых предприятий, имевшее свою причинную закономерность: с 1996 г. в России число желающих открыть свое дело сокращается. В городах Якутии этот слой малых предпринимателей отличался большей степенью автономности и получал прибыль, не требуя у государства материальных вложений. А фермеры более зависимы от государственных дотаций. В целом, в 90-х гг. модернизация общества сопровождалась усложнением его социальной структуры. Происходил процесс стабилизации сословия собственников преимущественно из числа бывшей номенклатуры и их потомков.
При подготовке статьи использовалась информация с www.viperson.ru

 

 Copyright В© ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.