Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Конституция Республики Хакасия

Конституция Республики Хакасия
(с изменениями от 17 февраля, 17 ноября 1998 г., 
5 сентября, 21 ноября 2000 г., 10 декабря 2001 г., 
10 февраля, 1 июля 2003 г., 27 февраля 2004 г., 
5 июля 2005 г., 26 июня 2006 г.)

Верховный Совет Республики Хакасия, выражая волю многонационального народа Хакасии, исходя из высокой ответственности перед нынешним и будущими поколениями, утверждая права и свободы человека и гражданина, гражданский мир и согласие, веру в добро и справедливость, основываясь на Конституции Российской Федерации, принимает Конституцию - Основной Закон Республики Хакасия.

Глава I. Основы конституционного строя

     Статья 1. Республика Хакасия - Хакасия является субъектом Российской Федерации.
     Наименования Республика Хакасия и Хакасия равнозначны.

     Статья 2. Человек, его права и свободы являются в Республике Хакасия высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность Республики Хакасия.

     Статья 3. Источником власти в Республике Хакасия является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
     Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
     Захват власти или присвоение властных полномочий в Республике Хакасия преследуются по закону.

     Статья 4. Конституция Республики Хакасия является актом прямого действия и применяется на всей ее территории. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Хакасия, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а также Конституции Республики Хакасия.
     Органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, должностные лица, граждане и их объединения в Республике Хакасия обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Конституцию Республики Хакасия и законы Республики Хакасия.
     Законы Республики Хакасия подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

     Статья 5. Республика Хакасия вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Хакасия обладает на своей территории всей полнотой государственной власти.
     Территория Республики Хакасия входит в единую территорию Российской Федерации. Территория Республики Хакасия не может быть изменена без ее согласия.

     Статья 6. Исключена

     Статья 7. Государственная власть в Республике Хакасия осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Хакасия. Органы государственной власти Республики Хакасия в пределах своей компетенции самостоятельны.

     Статья 8. Система органов государственной власти Республики Хакасия устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

     Статья 9. В Республике Хакасия признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление организуется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, и федеральными законами, Конституцией Республики Хакасия и законами Республики Хакасия.

     Статья 10. В Республике Хакасия признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
     Земля и другие природные ресурсы Республики Хакасия используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов Хакасии. На территории Республики Хакасия не допускается захоронение экологически вредных отходов производства, доставленных из-за пределов Республики Хакасия, если иное не установлено федеральным законом.
     Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

     Статья 11. В Республике Хакасия признается идеологическое и политическое многообразие, гарантируется свобода вероисповедания. Никакая идеология и религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
     Общественные объединения равны перед законом.
     Запрещается создание и деятельность общественных и религиозных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации и Республики Хакасия, создание незаконных вооруженных и военизированных формирований и поселений, разжигание социальной расовой, национальной и религиозной розни.

     Статья 12. В Республике Хакасия человеку и гражданину гарантируются общепризнанные права и свободы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
     Республика Хакасия может установить дополнительные права и гарантии прав для граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на ее территории.
     Республика Хакасия оказывает помощь в развитии культуры, языка, сохранении самобытности всех национальных общностей в Республике Хакасия, проявляет заботу о гражданах Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в Республике Хакасия, находящихся за пределами ее территории.

     Статья 13. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Республики Хакасия. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Республики Хакасия.

Глава II. Права, свободы и обязанности человека и гражданина

     Статья 14. В Республике Хакасия признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией, Конституцией Российской Федерации.
     Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
     Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
     Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

     Статья 15. Все равны перед законом и судом.
     В Республике Хакасия гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
     Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

     Статья 16. Каждый имеет право на жизнь.
     Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

     Статья 17. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
     Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

     Статья 18. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются по судебному решению или в случаях, установленных федеральным законом.

     Статья 19. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
     Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

     Статья 20. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
     Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

     Статья 21. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

     Статья 22. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
     Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

     Статья 23. Каждый, кто законно находится на территории Республики Хакасия, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

     Статья 24. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

     Статья 25. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
     Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
     Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
     Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
     Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

     Статья 26. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется федеральными законами и законами Республики Хакасия.
     Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

     Статья 27. В Республике Хакасия граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

     Статья 28. Граждане Российской Федерации в Республике Хакасия имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
     Граждане Российской Федерации в Республике Хакасия имеют право быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Граждане Российской Федерации, проживающие в Республике Хакасия, имеют право избирать органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
     Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
     Граждане Российской Федерации в Республике Хакасия имеют равный доступ к государственной и муниципальной службе.
     Граждане Российской Федерации в Республике Хакасия имеют право участвовать в отправлении правосудия.

     Статья 29. В Республике Хакасия граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок.

     Статья 30. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
     Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

     Статья 31. Право частной собственности охраняется законом.
     Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
     Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
     Право наследования гарантируется.

     Статья 32. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
     Условия и порядок пользования землей и другими природными ресурсами определяются на основе закона.

     Статья 33. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
     Принудительный труд запрещен.
     Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
     Признается право на ведение коллективных переговоров, заключение и выполнение коллективных договоров и соглашений, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
     Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

     Статья 34. Материнство, отцовство, детство и семья находятся под защитой государства.
     Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
     Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

     Статья 35. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
     Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются федеральным законом и гарантируются официально установленным прожиточным минимумом.
     Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

     Статья 36. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
     Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
     Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

     Статья 37. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
     В Республике Хакасия финансируются программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
     Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

     Статья 38. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

     Статья 39. Каждый имеет право на образование.
     Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, среднего полного (общего) и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях в пределах государственных образовательных стандартов, установленных Российской Федерацией.
     Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
     Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

     Статья 40. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
     Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
     Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

     Статья 41. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Республике Хакасия гарантируется.
     Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

     Статья 42. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
     Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
     Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

     Статья 43. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
     Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

     Статья 44. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
     Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

     Статья 45. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
     Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
     Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

     Статья 46. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
     При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
     Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

     Статья 47. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
     Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

     Статья 48. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

     Статья 49. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

     Статья 50. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
     Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

     Статья 51. Перечисление в Конституции Республики Хакасия основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
     В Республике Хакасия не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
     Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

     Статья 52. Чрезвычайное положение на всей территории Республики Хакасия и в ее отдельных местностях вводится в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
     Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 16, 17, 19 (часть 1), 20, 24, 30 (часть 1), 36 (часть 1), 42-50 Конституции Республики Хакасия.

     Статья 53. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

     Статья 54. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

     Статья 55. Защита Отечества - России является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, проживающего на территории Республики Хакасия.
     Гражданин Российской Федерации, проживающий на территории Республики Хакасия, несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
     Гражданин Российской Федерации, проживающий на территории Республики Хакасия, в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

     Статья 56. Гражданин Российской Федерации в Республике Хакасия может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

     Статья 57. Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Республике Хакасия и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Хакасия.

Глава III. Статус и административно-территориальное устройство Республики Хакасия

     Статья 58. Республика Хакасия - государство в составе Российской Федерации. Статус Республики Хакасия определяется Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Хакасия.
     Статус Республики Хакасия может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Республики Хакасия в соответствии с федеральным конституционным законом.

     Статья 59. Предметы ведения и полномочия Республики Хакасия определяются на основании разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Хакасия.
     Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Хакасия осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

     Статья 60. В ведении Республики Хакасия находятся:
     а) принятие, изменение Конституции Республики Хакасия и законов Республики Хакасия, контроль за их соблюдением;
     б) определение административно-территориального устройства Республики Хакасия;
     в) обеспечение самобытного развития народов Хакасии, сохранение культуры коренного этноса, обеспечение прав национальных меньшинств;
     г) установление системы органов государственной власти Республики Хакасия, порядка их организации и деятельности; формирование республиканских органов государственной власти;
     д) законодательное обеспечение организации местного самоуправления;
     е) государственная собственность Республики Хакасия и управление ею;
     ж) определение политики Республики Хакасия и принятие республиканских программ в сфере государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Республики Хакасия;
     з) республиканский бюджет, республиканские налоги и сборы, республиканские фонды развития;
     и) исключен
     к) установление и поддержание политических, экономических и социально-культурных связей и отношений с субъектами Российской Федерации;
     л) установление внешнеэкономических, научных и культурных связей и отношений с зарубежными организациями в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;
     м) государственные награды и почетные звания Республики Хакасия;
     н) государственная служба Республики Хакасия;
     о) иные вопросы, отнесенные в соответствии с настоящей Конституцией, другими правовыми актами к ведению Республики Хакасия, а также вопросы, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Хакасия.

     Статья 61. В совместном ведении Российской Федерации и Республики Хакасия находятся:
     а) обеспечение соответствия Конституции Республики Хакасия, законов и иных нормативных правовых актов Республики Хакасия Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
     б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
     в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
     г) разграничение государственной собственности;
     д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
     е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
     ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
     з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
     и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
     к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
     л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура; нотариат;
     м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
     н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
     о) координация международных и внешнеэкономических связей Республики Хакасия, выполнение международных договоров Российской Федерации.
     Полномочия Республики Хакасия по предметам совместного ведения Республики Хакасия и Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Конституцией Республики Хакасия и законами Республики Хакасия, а также Федеративным договором и иными договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Хакасия.

     Статья 62. Республика Хакасия вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения с Республикой Хакасия осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
     Законы и иные нормативные правовые акты Республики Хакасия не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения с Республикой Хакасия. В случае противоречия между законом и иным нормативным правовым актом Республики Хакасия и федеральным законом действует федеральный закон.
     В случае противоречия между законом и иным нормативным правовым актом Республики Хакасия, принятыми по предметам ведения Республики Хакасия, и федеральным законом действует нормативный правовой акт Республики Хакасия.

     Статья 63. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Хакасия федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти Республики Хакасия образуют единую систему исполнительной власти.
     Органы исполнительной власти Республики Хакасия по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий и принимать от федеральных органов исполнительной власти осуществление части их полномочий.

     Статья 64. В Республике Хакасия территориальные федеральные органы государственной власти могут действовать в пределах полномочий Российской Федерации и совместного ведения Республики Хакасия и Российской Федерации.
     Органы государственной власти Республики Хакасия содействуют федеральным органам государственной власти в осуществлении ими своих полномочий на территории Республики Хакасия.

     Статья 65. Органы государственной власти Республики Хакасия участвуют в осуществлении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором, федеральными законами, договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Хакасия.

     Статья 66. Нормативные правовые акты органов государственной власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления в Республике Хакасия не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, Конституции Республики Хакасия и законам Республики Хакасия.

     Статья 67. В составе Республики Хакасия находятся города: Абакан, Абаза, Саяногорск, Сорск, Черногорск; районы: Алтайский, Аскизский, Бейский, Боградский, Орджоникидзевский, Таштыпский, Усть-Абаканский, Ширинский.

     Статья 68. Изменения административно-территориального устройства Республики Хакасия осуществляются с учетом мнения населения соответствующих территорий с обязательным участием органов местного самоуправления.
     Порядок изменения административно-территориального устройства Республики Хакасия устанавливается в соответствии с законодательством Республики Хакасия

     Статья 69. Государственными языками Республики Хакасия являются русский и хакасский языки.
     Республика Хакасия гарантирует всем национальным общностям, проживающим на ее территории, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

     Статья 70. Государственный герб, флаг и гимн Республики Хакасия, их описание и порядок официального использования устанавливаются законом Республики Хакасия.

     Статья 71. Столицей Республики Хакасия является город Абакан. Статус столицы устанавливается законом Республики Хакасия.

Глава IV. Законодательная власть

     Статья 72. Верховный Совет Республики Хакасия является постоянно действующим высшим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Хакасия.

     Статья 73. Верховный Совет Республики Хакасия состоит из 75 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающими на территории Республики Хакасия на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года.
     Порядок организации и проведения выборов в Верховный Совет Республики Хакасия устанавливается законом Республики Хакасия о выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия.

     Статья 74. Депутатом Верховного Совета Республики Хакасия может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, обладающий избирательным правом.
     Депутат Верховного Совета Республики Хакасия в течение срока своих полномочий не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности Республики Хакасия или государственные должности государственной службы Республики Хакасия, быть депутатом представительного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом Республики Хакасия и органа местного самоуправления, занимать иные муниципальные должности муниципальной службы Республики Хакасия, а также находиться на муниципальной службе.
     Депутат Верховного Совета Республики Хакасия осуществляет свои депутатские полномочия, как правило, без отрыва от основной деятельности.
     В случае, если деятельность депутата Верховного Совета Республики Хакасия осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     Гарантии деятельности депутата Верховного Совета Республики Хакасия устанавливаются Конституцией Республики Хакасия и законом Республики Хакасия.
     Депутат Верховного Совета Республики Хакасия не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.

     Статья 75. Верховный Совет Республики Хакасия формирует на своем заседании в порядке, определяемом Регламентом Верховного Совета Республики Хакасия, Президиум Верховного Совета Республики Хакасия в составе не более одной пятой от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия.
     Член Президиума Верховного Совета Республики Хакасия осуществляет свои депутатские полномочия, как правило, на профессиональной постоянной основе.
     Исключена
     Порядок деятельности и полномочия Президиума Верховного Совета Республики Хакасия определяются Регламентом Верховного Совета Республики Хакасия и иными нормативными правовыми актами Республики Хакасия.

     Статья 76. Гарантии неприкосновенности депутата Верховного Совета Республики Хакасия устанавливаются в соответствии с федеральным законом.
     Депутат Верховного Совета Республики Хакасия не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата Верховного Совета Республики Хакасия, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата Верховного Совета Республики Хакасия были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
     Порядок привлечения депутата Верховного Совета Республики Хакасия к уголовной и административной ответственности, лишения депутатской неприкосновенности устанавливается федеральными законами.
     Основания прекращения депутатских полномочий депутата Верховного Совета Республики Хакасия устанавливаются федеральными законами, Конституцией Республики Хакасия, законом Республики Хакасия.

     Статья 77. Верховный Совет Республики Хакасия является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного общего числа депутатов.
     Верховный Совет Республики Хакасия собирается на первое заседание не позднее пятнадцати дней после избрания. Первое заседание Верховного Совета Республики Хакасия открывает председатель Избирательной комиссии Республики Хакасия.
     С момента начала работы Верховного Совета Республики Хакасия нового созыва полномочия Верховного Совета Республики Хакасия прежнего созыва прекращаются.

     Статья 78. Заседания Верховного Совета Республики Хакасия являются открытыми. Верховный Совет Республики Хакасия вправе проводить закрытые заседания. Заседание Верховного Совета правомочно, если в его работе участвует не менее двух третей от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия.
     Порядок деятельности Верховного Совета Республики Хакасия определяется Регламентом Верховного Совета Республики Хакасия.

     Статья 79. К ведению Верховного Совета Республики Хакасия относится:
     а) принятие Конституции Республики Хакасия и поправок к ней;
     б) осуществление законодательного регулирования по предметам ведения Республики Хакасия и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Хакасия в пределах полномочий Республики Хакасия;
     в) утверждение бюджета Республики Хакасия и отчета о его исполнении, представленных Председателем Правительства Республики Хакасия;
     г(1) наделение гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Председателя Правительства Республики Хакасия;
     д) установление порядка проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Республики Хакасия в пределах полномочий, определенных федеральным законом;
     е) утверждение программ социально-экономического развития Республики Хакасия и отчeтов об их исполнении, представленных Председателем Правительства Республики Хакасия;
     ж) установление налогов и сборов, установление которых отнесено федеральным законом к ведению Республики Хакасия, а также порядка их взимания;
     з) утверждение бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Хакасия и отчетов об их исполнении;
     и) установление порядка управления и распоряжения собственностью Республики Хакасия;
     к) утверждение заключения и расторжения договоров Республики Хакасия;
     л) установление порядка назначения и проведения референдума Республики Хакасия;
     м) установление порядка проведения выборов депутатов Верховного Совета Республики Хакасия;
     н) установление административно-территориального устройства Республики Хакасия и порядка его изменения;
     о) установление системы исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия;
     п) определение порядка деятельности Верховного Совета Республики Хакасия и утверждение Регламента Верховного Совета Республики Хакасия;
     р) дача согласия на назначение на должность первого заместителя и заместителей Председателя Правительства Республики Хакасия, министра финансов Республики Хакасия, постоянных представителей Республики Хакасия за ее пределами;
     с) согласование назначения на должность прокурора Республики Хакасия;
     т) назначение на должности судей Конституционного суда Республики Хакасия и мировых судей в Республике Хакасия; назначение представителей общественности в квалификационной коллегии судей Республики Хакасия;
     у) назначение даты выборов в Верховный Совет Республики Хакасия;
     ф) назначение референдума Республики Хакасия в случаях, предусмотренных законом Республики Хакасия;
     х) заслушивание ежегодных докладов Председателя Правительства Республики Хакасия о деятельности Правительства Республики Хакасия;
     ц) принятие решения о недоверии (доверии) Председателю Правительства Республики Хакасия, а также решения о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти (должностным лицам) Республики Хакасия, в назначении на должность которых Верховный Совет Республики Хакасия принимал участие в соответствии с Конституцией Республики Хакасия;
     ч) утверждение соглашений об изменении границ Республики Хакасия с субъектами Российской Федерации;
     ш) установление государственных наград и почетных званий Республики Хакасия;
     щ) осуществление наряду с другими уполномоченными на то органами контроля за соблюдением и исполнением законов Республики Хакасия, исполнением бюджета Республики Хакасия, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Республики Хакасия в пределах и формах, установленных Конституцией Республики Хакасия и законами Республики Хакасия;
     э) одобрение проекта договора о разграничении полномочий;
     ю) осуществление иных полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Конституцией и законами Республики Хакасия.

     Статья 80. Нормативные правовые акты Верховного Совета Республики Хакасия,изданные в пределах его компетенции, обязательны для исполнения органами государственной власти Республики Хакасия и органами местного самоуправления, всеми находящимися на ее территории предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
     Верховный Совет Республики Хакасия за нарушение законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам его ведения устанавливает санкции и определяет порядок их наложения.

     Статья 81. Верховный Совет Республики Хакасия имеет право законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации.
     Верховный Совет Республики Хакасия вправе обращаться в Конституционный суд и другие суды Российской Федерации, Конституционный суд Республики Хакасия для разрешения споров в соответствии с законодательством.

     Статья 82. Полномочия Верховного Совета Республики Хакасия могут быть прекращены досрочно в случае:
     а) принятия Верховным Советом Республики Хакасия решения о его самороспуске в порядке, предусмотренном законодательством Республики Хакасия;
     б) роспуска Верховного Совета Республики Хакасия Председателем Правительства Республики Хакасия по основаниям, предусмотренным частью второй настоящей статьи;
     в) вступления в силу решения Верховного Суда Республики Хакасия о неправомочности данного состава депутатов Верховного Совета Республики Хакасия, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
     г) роспуска Верховного Совета Республики Хакасия по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законом.
     Председатель Правительства Республики Хакасия вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Верховного Совета Республики Хакасия в случае принятия Верховным Советом Республики Хакасия Конституции и закона Республики Хакасия, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции Республики Хакасия, если такие противоречия установлены в судебном порядке, а Верховный Совет Республики Хакасия не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
     Решение Председателя Правительства Республики Хакасия о досрочном прекращении полномочий Верховного Совета Республики Хакасия принимается в форме постановления.
     В случае досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Республики Хакасия внеочередные выборы депутатов Верховного Совета Республики Хакасия назначаются и проводятся в соответствии с федеральным законом, Конституцией и законом Республики Хакасия.

     Статья 83. Председатель Верховного Совета Республики Хакасия избирается на заседании Верховного Совета Республики Хакасия из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий Верховного Совета Республики Хакасия и выполняет свои обязанности до избрания Председателя Верховного Совета Республики Хакасия нового созыва.
     Председатель Верховного Совета Республики Хакасия подотчетен Верховному Совету Республики Хакасия и может быть отозван путем тайного голосования на заседании Верховного Совета Республики Хакасия.
     Порядок избрания, отставки и освобождения Председателя Верховного Совета Республики Хакасия от должности определяется Регламентом Верховного Совета Республики Хакасия.
     Добровольное сложение Председателем Верховного Совета Республики Хакасия своих полномочий удовлетворяется на основании его письменного заявления.
     В случае непринятия Верховным Советом Республики Хакасия отставки Председатель Верховного Совета Республики Хакасия вправе сложить свои полномочия по истечении месяца после подачи заявления.

     Статья 84. Председатель Верховного Совета Республики Хакасия:
     а) представляет Верховный Совет Республики Хакасия в отношениях с населением, органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями;
     б) осуществляет общее руководство работой Верховного Совета Республики Хакасия, организует подготовку и проведение его заседаний;
     в) руководит работой Президиума Верховного Совета Республики Хакасия, организует подготовку и проведение его заседаний;
     г) ведет заседания Верховного Совета и Президиума Верховного Совета Республики Хакасия, ведает внутренним распорядком в зале заседаний;
     д) подписывает решения Верховного Совета и Президиума Верховного Совета Республики Хакасия, протоколы заседаний, другие документы Верховного Совета и Президиума Верховного Совета Республики Хакасия;
     е) руководит работой аппарата Верховного Совета Республики Хакасия, назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений аппарата Верховного Совета Республики Хакасия; пользуется правом найма и увольнения специалистов, вспомогательного и технического персонала аппарата Верховного Совета Республики Хакасия;
     ж) координирует деятельность комитетов и комиссий Верховного Совета Республики Хакасия, дает им поручения во исполнение решений Верховного Совета Республики Хакасия;
     з) организует в Верховном Совете Республики Хакасия прием граждан, рассмотрение их заявлений и жалоб, относящихся к вопросам законодательства;
     и) открывает и закрывает расчетные и текущие счета Верховного Совета Республики Хакасия в банках и является распорядителем по этим счетам; является распорядителем кредитов по расходам, предусмотренным республиканским бюджетом, связанным с деятельностью Верховного Совета Республики Хакасия;
     к) от имени Верховного Совета Республики Хакасия подписывает исковые заявления, направляемые в суд или арбитражный суд, в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
     л) принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения о деятельности Верховного Совета Республики Хакасия;
     м) решает иные вопросы, которые могут быть ему поручены Верховным Советом Республики Хакасия или возложены на него законодательством.
     По вопросам своей компетенции Председатель Верховного Совета Республики Хакасия издает распоряжения.

     Статья 85. Верховный Совет Республики Хакасия образует комитеты и комиссии. Порядок образования и деятельности комитетов и комиссий определяется законами Республики Хакасия и Регламентом Верховного Совета Республики Хакасия.

     Статья 86. Право законодательной инициативы в Верховном Совете Республики Хакасия принадлежит депутатам Верховного Совета Республики Хакасия, Председателю Правительства Республики Хакасия, и представительным органам местного самоуправления в Республике Хакасия. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Республики Хакасия, Верховному Суду Республики Хакасия, Арбитражному суду Республики Хакасия, прокурору Республики Хакасия, Избирательной комиссии Республики Хакасия, объединениям профсоюзов в лице республиканских профсоюзных органов. Съезду (Чыылыг) хакасского народа по вопросам их ведения, а также в порядке народной инициативы гражданам, проживающим на территории Республики Хакасия, при наличии не менее 5 процентов подписей граждан, обладающих избирательным правом.
     Законопроекты вносятся в Верховный Совет Республики Хакасия.
     Законопроекты, внесенные в Верховный Совет Республики Хакасия Председателем Правительства Республики Хакасия, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
     Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске республиканских займов, об изменении финансовых обязательств Республики Хакасия, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия или внебюджетных фондов Республики Хакасия, рассматриваются Верховным Советом Республики Хакасия по представлению Председателя Правительства Республики Хакасия либо при наличии заключения Председателя Правительства Республики Хакасия.
     Заключения Председателя Правительства Республики Хакасия на законопроекты, указанные в части четвертой настоящей статьи, представляются в Верховный Совет Республики Хакасия в течение 20 календарных дней со дня поступления законопроекта в Правительство Республики Хакасия.

     Статья 87. Закон Республики Хакасия принимается большинством голосов от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия, если иное не предусмотрено федеральным законом.
     Закон Республики Хакасия, принятый Верховным Советом Республики Хакасия, в течение 7 дней направляется для подписания и обнародования Председателю Правительства Республики Хакасия.
     Председатель Правительства Республики Хакасия подписывает и обнародует закон Республики Хакасия либо отклоняет закон в течение 14 календарных дней со дня его получения. В случае отклонения закона Республики Хакасия Председателем Правительства Республики Хакасия отклоненный закон возвращается в Верховный Совет Республики Хакасия с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений.
     В случае отклонения Председателем Правительства Республики Хакасия закона Республики Хакасия указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия. Закон, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Председателем Правительства Республики Хакасия и подлежит подписанию и обнародованию в течение 7 дней со дня его получения.
     Законы Республики Хакасия вступают в силу со дня их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты Республики Хакасия по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.

Глава V. Исполнительная власть

     Статья 88. Исполнительную власть Республики Хакасия осуществляет Правительство Республики Хакасия, возглавляемое Председателем Правительства Республики Хакасия.
     В систему исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия входят Правительство Республики Хакасия, министерства, государственные комитеты Республики Хакасия, комитеты и иные органы исполнительной власти.

     Статья 89. Председатель Правительства Республики Хакасия является высшим должностным лицом Республики Хакасия.
     Полномочиями Председателя Правительства Республики Хакасия гражданин Российской Федерации наделяется по представлению Президента Российской Федерации Верховным Советом Республики Хакасия в порядке, предусмотренном федеральным законом и настоящей Конституцией, сроком на четыре года.
     Исключена.

     Статья 90. Председателем Правительства Республики Хакасия может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет.
     Председатель Правительства Республики Хакасия не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности Республики Хакасия и государственные должности государственной службы Республики Хакасия, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     Исключена.

     Статья 91. Председатель Правительства Республики Хакасия вступает в должность с момента принесения следующей присяги:
     "Вступая в должность Председателя Правительства Республики Хакасия, торжественно клянусь верно служить народу Республики Хакасия, строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Конституцию Республики Хакасия и законы Республики Хакасия, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Председателя Правительства Республики Хакасия".
     Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Верховного Совета Республики Хакасия и судей Конституционного суда Республики Хакасия не позднее месячного срока со дня принятия Верховным Советом Республики Хакасия постановления о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями Председателя Правительства Республики Хакасия.

     Статья 92. Председатель Правительства Республики Хакасия не позднее месячного срока со дня вступления в должность представляет Верховному Совету Республики Хакасия предложения для установления системы исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия.

     Статья 93. Правительство Республики Хакасия является постоянно действующим высшим исполнительным коллегиальным органом государственной власти Республики Хакасия.
     Правительство Республики Хакасия обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Хакасия, законов и иных нормативных правовых актов Республики Хакасия на территории Республики Хакасия.
     Порядок формирования и деятельности Правительства Республики Хакасия устанавливается Конституцией Республики Хакасия и законами Республики Хакасия.
     В состав Правительства Республики Хакасия входят Председатель Правительства Республики Хакасия, первый заместитель и заместители Председателя Правительства Республики Хакасия, министры и председатели государственных комитетов Республики Хакасия.

     Статья 94. Правительство Республики Хакасия разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Республики Хакасия, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.
     Правительство Республики Хакасия:
     а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
     б) разрабатывает для представления Председателем Правительства Республики Хакасия в Верховный Совет Республики Хакасия проект бюджета Республики Хакасия, а также проекты программ социально-экономического развития Республики Хакасия;
     в) обеспечивает исполнение бюджета Республики Хакасия и готовит отчет о его исполнении, а также отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Республики Хакасия для представления их Председателем Правительства Республики Хакасия в Верховный Совет Республики Хакасия;
     г) формирует иные органы исполнительной власти Республики Хакасия;
     д) управляет и распоряжается собственностью Республики Хакасия в соответствии с законами Республики Хакасия, а также федеральной собственностью, переданной Республике Хакасия в управление в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
     е ) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления в Республике Хакасия привести в соответствие с федеральным законодательством или законодательством Республики Хакасия изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Конституции Республики Хакасия, законам и иным нормативным правовым актам Республики Хакасия, а также вправе обратиться в суд;
     ж) Исключен
     з) производит награждение государственными наградами Республики Хакасия и присваивает почетные звания Республики Хакасия;
     и) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, законами Республики Хакасия, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

     Статья 95. Правительство Республики Хакасия формируется на срок полномочий Председателя Правительства Республики Хакасия и слагает свои полномочия при новом наделении гражданина Российской Федерации полномочиями Председателя Правительства Республики Хакасия, продолжая выполнять свои обязанности до сформирования Правительства Республики Хакасия нового состава.

     Статья 96. Председатель Правительства Республики Хакасия:
     а) представляет Республику Хакасия в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени Республики Хакасия;
     б) обнародует Конституцию Республики Хакасия и законы Республики Хакасия, удостоверяя их обнародование путем подписания и опубликования законов, либо отклоняет законы, принятые Верховным Советом Республики Хакасия, в течение 14 календарных дней со дня их поступления в Правительство Республики Хакасия;
     в) в предусмотренных Конституцией Республики Хакасия случаях дает заключения по законопроектам Республики Хакасия;
     г) вправе участвовать в работе Верховного Совета Республики Хакасия с правом совещательного голоса;
     д) вправе требовать созыва внеочередной сессии Верховного Совета Республики Хакасия, а также созывать вновь избранный Верховный Совет Республики Хакасия на первое заседание ранее срока, установленного для этого Конституцией Республики Хакасия, в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Хакасия;
     е) определяет основные направления деятельности Правительства Республики Хакасия, организует его работу и руководит его заседанием;
     ж) формирует Правительство Республики Хакасия и принимает решение о его отставке, определяет структуру исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, назначает и освобождает от должности членов Правительства Республики Хакасия и руководителей иных органов исполнительной власти Республики Хакасия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Хакасия;
     з) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Республики Хакасия с иными органами государственной власти Республики Хакасия и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти Республики Хакасия с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;
     и) с согласия Верховного Совета Республики Хакасия назначает на должность первого заместителя и заместителей Председателя Правительства Республики Хакасия, министра финансов Республики Хакасия, постоянных представителей Республики Хакасия за ее пределами;
     к) принимает решения о досрочном прекращении полномочий Верховного Совета Республики Хакасия или Правительства Республики Хакасия в соответствии с федеральным законом;
     л) представляет Верховному Совету Республики Хакасия ежегодные доклады о деятельности Правительства Республики Хакасия;
     м) представляет Верховному Совету Республики Хакасия для утверждения разработанные Правительством Республики Хакасия проекты бюджета Республики Хакасия, программ социальноэкономического развития Республики Хакасия, бюджетов внебюджетных фондов Республики Хакасия, обеспечивает их исполнение, представляет отчеты об их исполнении;
     н) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, Конституцией и законами Республики Хакасия.

     Статья 97. Председатель Правительства Республики Хакасия в пределах своих полномочий на основе и во исполнение действующего законодательства издает постановления и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Хакасия.
     В случае противоречия этих актов Конституции Республики Хакасия, закону Республики Хакасия действует Конституция Республики Хакасия, закон Республики Хакасия.

     Статья 98. Председатель Правительства Республики Хакасия при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Конституцию Республики Хакасия и законы Республики Хакасия, а также исполнять указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации.
     Полномочия Председателя Правительства Республики Хакасия не могут быть использованы для изменения государственного устройства Республики Хакасия, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти и местного самоуправления, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Конституцией и законами Республики Хакасия.

     Статья 99. Полномочия Председателя Правительства Республики Хакасия прекращаются досрочно в случае:
     а) его смерти;
     б) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия Верховным Советом Республики Хакасия;
     в) его отставки по собственному желанию;
     г) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
     д) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
     е) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
     ж) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
     з) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
     и) утраты им гражданства Российской Федерации;
     к) Утратил силу.
     Решение о досрочном прекращении полномочий Председателя Правительства Республики Хакасия принимается Верховным Советом Республики Хакасия по представлению Президента Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами "б" и "г" части первой настоящей статьи.

     Статья 100. Верховный Совет Республики Хакасия вправе выразить недоверие Председателю Правительства Республики Хакасия в случае:
     издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции Республики Хакасия и законам Республики Хакасия, если такие противоречия установлены в судебном порядке, а Председатель Правительства Республики Хакасия не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
     установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации и федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Хакасия, законов Республики Хакасия, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.
     ненадлежащего исполнения им своих обязанностей.
     Решение Верховного Совета Республики Хакасия о недоверии Председателю Правительства Республики Хакасия принимается при тайном голосовании двумя третями голосов от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия по инициативе нe менее одной трети от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия.
     Решение Верховного Совета Республики Хакасия о недоверии Председателю Правительства Республики Хакасия направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении Председателя Правительства Республики Хакасия от должности.
     Решение Президента Российской Федерации об отрешении Председателя Правительства Республики Хакасия от должности влечет за собой отставку Правительства Республики Хакасия.
     Председатель Правительства Республики Хакасия может объявить о своей отставке по собственному желанию.

     Статья 101. В случае временного отсутствия Председателя Правительства Республики Хакасия его обязанности исполняет первый заместитель Председателя Правительства Республики Хакасия, а в случае отсутствия первого заместителя Председатель Правительства Республики Хакасия возлагает временное исполнение своих обязанностей на одного из своих заместителей.
     В случае досрочного прекращения полномочий Председателя Правительства Республики Хакасия предложение о кандидатуре Председателя Правительства Республики Хакасия вносится Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством.
     В случае досрочного прекращения полномочий Председателя Правительства Республики Хакасия Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности Председателя Правительства Республики Хакасия в соответствии с федеральным законодательством.

     Статья 102. Председатель Правительства Республики Хакасия по истечении срока его полномочий продолжает временно исполнять свои обязанности до дня принесения присяги гражданином Российской Федерации, наделенным полномочиями Председателя Правительства Республики Хакасия.
     Исключена

     Статья 103. Временно исполняющий обязанности Председателя Правительства Республики Хакасия не вправе осуществлять полномочия Председателя Правительства Республики Хакасия:
     а) по формированию Правительства Республики Хакасия, назначению и освобождению от должности членов Правительства Республики Хакасия и руководителей иных органов исполнительной власти Республики Хакасия;
     б) по принятию решений о досрочном прекращении полномочий Верховного Совета Республики Хакасия или Правительства Республики Хакасия.
     в) по внесению предложений об изменении Конституции Республики Хакасия.

Глава VI. Исключена

Глава VII. Местное самоуправление в Республике Хакасия

     Статья 109. В Республике Хакасия гарантируется местное самоуправление, которое самостоятельно в пределах своих полномочий.
     Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
     Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления.
     Исключена

     Статья 110. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.
     Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

     Статья 111. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
     Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
     Исключена

     Статья 112. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают другие вопросы местного значения.
     Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

     Статья 113. Местное самоуправление в Республике Хакасия гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и законами Республики Хакасия, Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Глава VIII. Судебная власть. Прокуратура

     Статья 114. Судебная власть в Республике Хакасия принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа. Она самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей, а также от политических партий и иных общественных объединений.
     Вступившие в законную силу акты судебной власти обязательны для всех государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Республики Хакасия и Российской Федерации.

     Статья 115. Разбирательство дел в судах осуществляется коллегиально, за исключением случаев, когда судье предоставлено право единоличного рассмотрения дела.
     В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

     Статья 116. Правосудие в Республике Хакасия осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом, независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

     Статья 117. Дела в судах рассматриваются в открытых заседаниях. Заочное разбирательство и слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в случаях, установленных федеральным законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства.

     Статья 118. Судопроизводство в Республике Хакасия осуществляется на основе состязательности, равноправия сторон и ведется на языках в соответствии с федеральным законодательством.
     Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается реализация их прав на родном языке через переводчика.

     Статья 119. Судебную власть в Республике Хакасия осуществляет Конституционный суд Республики Хакасия, Верховный суд Республики Хакасия, Арбитражный суд Республики Хакасия, районные и другие суды.
     Судебная власть в Республике Хакасия осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства.

     Статья 120. Статус судьи Верховного суда Республики Хакасия, Арбитражного суда Республики Хакасия, районных, и других судов в Республике Хакасия определяется Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.
     Статус судьи Конституционного суда Республики Хакасия определяется федеральным конституционным законом и законом Республики Хакасия о Конституционном суде Республики Хакасия.

     Статья 121. Кадры судебных органов Республики Хакасия находятся в совместном ведении Республики Хакасия и Российской Федерации.
     Порядок назначения судей в Республике Хакасия устанавливается федеральным законом и законом Республики Хакасия.

     Статья 122. Конституционный суд Республики Хакасия является органом судебной власти по защите конституционного строя Республики Хакасия.

     К компетенции Конституционного суда Республики Хакасия относятся:
     а) толкование Конституции Республики Хакасия;
     б) разрешение дел о конституционности актов органов государственной власти и местного самоуправления Республики Хакасия;
     в) проверка конституционности закона Республики Хакасия, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Республики Хакасия.

     Статья 123. Конституционный суд Республики Хакасия разрешает дела, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Хакасия, воздерживаясь от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

     Статья 124. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Республики Хакасия межправительственные соглашения Республики Хакасия не подлежат введению в действие и применению.

     Статья 125. Исключена

     Статья 126. Организация и порядок деятельности Конституционного суда Республики Хакасия определяется законом Республики Хакасия о Конституционном суде Республики Хакасия.

     Статья 127. Верховный суд Республики Хакасия является судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в процессуальных формах надзор за судебной деятельностью судов общей юрисдикции в Республике Хакасия и разрешает дела, отнесенные к его ведению.
     Организация и порядок деятельности судов общей юрисдикции в Республике Хакасия определяются федеральным законом.

     Статья 128. Арбитражный суд Республики Хакасия является судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, подсудных арбитражным судам.
     Организация и порядок деятельности Арбитражного суда Республики Хакасия определяются федеральным законом.

     Статья 129. Прокурор Республики Хакасия и подчиненные ему прокуроры входят в единую централизованную систему органов прокуратуры Российской Федерации, осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов Республики Хакасия и Российской Федерации на территории Республики Хакасия в соответствии с федеральным законом.

     Статья 130. Прокурор Республики Хакасия назначается на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Республики Хакасия.
     Иные прокуроры Республики Хакасия назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по представлению прокурора Республики Хакасия.
     Порядок организации и деятельности органов прокуратуры определяется федеральным законом.

     Статья 131. Юридическая помощь гражданам и организациям в Республике Хакасия оказывается коллегией и иными добровольными объединениями адвокатов, адвокатскими бюро и фирмами, а также отдельными лицами, имеющими право на занятие адвокатской деятельностью.
     В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь гражданам оказывается за счет государства.
     Порядок организации и деятельности адвокатуры определяется законом.

Глава IX. Вступление в силу и порядок изменения Конституции Республики Хакасия

     Статья 132. Конституция Республики Хакасия вступает в силу со дня ее официального опубликования.

     Статья 133. Изменения и дополнения Конституции Республики Хакасия принимаются Верховным Советом Республики Хакасия в форме конституционных законов, которые принимаются не менее чем двумя третями голосов от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия.

     Статья 134. Предложения об изменении Конституции Республики Хакасия могут внести в Верховный Совет Республики Хакасия:
     а) не менее одной трети депутатов Верхового Совета Республики Хакасия;
     б) Председатель Правительства Республики Хакасия;
     в) Конституционный суд Республики Хакасия;
     г) не менее 5 процентов граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории Республики Хакасия, обладающих избирательным правом.
     Внесенные в Верховный Совет Республики Хакасия предложения об изменении Конституции Республики Хакасия рассматриваются конституционной комиссией Республики Хакасия.
     Конституционная комиссия Республики Хакасия после рассмотрения предложений об изменении Конституции Республики Хакасия предлагает Верховному Совету Республики Хакасия либо подтвердить неизменность Конституции Республики Хакасия, либо внести изменения и дополнения в Конституцию Республики Хакасия.
     Порядок образования и деятельности конституционной комиссии Республики Хакасия определяется законом Республики Хакасия.

     Статья 135. Предложение об изменении Конституции Республики Хакасия, не принятое Верховным Советом Республики Хакасия, может быть вновь внесено на рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасия не ранее, чем через один год со дня его отклонения.

Глава Х. Переходные положения

     1. Законы и другие нормативные правовые акты, действовавшие на территории Республики Хакасия до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Республики Хакасия.
     2. Глава IV Конституции Республики Хакасия вступает в силу с момента избрания Верховного Совета Республики Хакасия нового созыва.
     Действующий Верховный Совет Республики Хакасия сохраняет полномочия до начала работы Верховного Совета Республики Хакасия, избранного в соответствии с настоящей Конституцией.
     3. Председатель Правительства Республики Хакасия, избранный в результате выборов, назначенных Верховным Советом Республики Хакасия до вступления в силу Федерального закона от 11 декабря 2004 года N 159-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", осуществляет свои полномочия до истечения срока полномочий, установленного настоящей Конституцией в соответствии с федеральным законом.
     4. Городские (городов республиканского значения), районные Советы депутатов, главы администраций городов республиканского значения и районов Республики Хакасия осуществляют полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией, в течение срока, на который они были избраны.
     5. После вступления в силу Конституции Республики Хакасия судьи всех судов Республики Хакасия сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны.
     Впредь до введения в действие федерального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел судом с участием присяжных заседателей, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих дел.
     6. Исчисление первого срока избрания на должность Председателя Правительства Республики Хакасия считать с 24 декабря 2000 года.

 

 Copyright В© ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.