Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Устав Вологодской области

Устав Вологодской области
от 18 октября 2001 г. N 716-ОЗ
(с изменениями от 6 декабря 2001 г., 21 февраля, 4 ноября 2003 г., 29 января, 23 апреля 2004 г., 23 июня, 31 октября 2005 г., 30 марта 2006 г.)

Принят Законодательным Собранием области 3 октября 2001 г.

     Настоящий Устав в соответствии с законодательством Российской Федерации определяет предметы ведения Вологодской области, территориальное устройство области, статус органов государственной власти области, порядок их формирования, взаимодействия, полномочия и ответственность, правовую и материальную основу их деятельности, формы прямого волеизъявления населения Вологодской области и его участие в осуществлении государственной власти области.

Глава 1. Основы правового статуса Вологодской области

     Статья 1. Вологодская область - субъект Российской Федерации
     1. Вологодская область является субъектом Российской Федерации.
     2. Статус области определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.
     3. Статус области может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и области в соответствии с федеральным конституционным законом.
     4. Изменение статуса, наименования, границ области, а также ее объединение с другими субъектами Российской Федерации могут быть осуществлены в порядке, установленном действующим законодательством, на основе выраженного на областном референдуме волеизъявления большинства граждан.

     Статья 2. Символика области
     1. Область имеет свою символику - герб, флаг.
     2. Описание и порядок официального использования символики области определяются законами области.

     Статья 3. Взаимоотношения области и Российской Федерации
     Взаимоотношения Вологодской области и Российской Федерации строятся на основе принципов государственной и территориальной целостности Российской Федерации, распространения суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию, верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и областью, самостоятельного осуществления областью своих полномочий.

     Статья 4. Предметы ведения области и полномочия органов государственной власти области
     1. Предметы ведения области и полномочия органов государственной власти области:
     а) полномочия органов государственной власти области, полномочия органов государственной власти области по предметам совместного ведения Российской Федерации и области согласно Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, договору о разграничении полномочий;
     б) предметы ведения Вологодской области;
     в) исключен.
     Органы исполнительной государственной власти области осуществляют также полномочия, переданные им соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной государственной власти области, а также возложенные на них федеральными законами.
     2. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий федеральных органов государственной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации область обладает всей полнотой государственной власти.
     По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации органы государственной власти области осуществляют полномочия в пределах и порядке, установленных федеральными законами, законами области.
     3. Вологодская область самостоятельно в пределах полномочий по предметам ее ведения решает следующие вопросы:
     а) принятие Устава области и поправок к нему;
     б) правовое регулирование по вопросам ведения области;
     в) установление системы органов государственной власти области, определение порядка их образования, формирования и деятельности;
     г) международные и внешнеэкономические связи области;
     д) экономические, научно-технические и культурные связи области с другими субъектами Российской Федерации;
     е) административно-территориальное устройство области;
     з) осуществление правомочий собственника в отношении имущества, находящегося в государственной собственности области;
     и) областной бюджет, внебюджетные фонды;
     к) определение социально-экономической политики области, принятие, исполнение областных программ в сфере государственного, экономического, социального, экологического, культурного развития области, социальной защиты населения;
     л) создание и функционирование областных систем жизнеобеспечения области;
     м) организация и функционирование государственной службы области;
     н) учреждение областных государственных наград, почетных званий, премий Вологодской области, грантов области;
     о) иные вопросы, не отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами к ведению Российской Федерации, совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, вопросам местного значения.

     Статья 5. Устав области
     1. Устав Вологодской области является основным законом Вологодской области и имеет высшую юридическую силу по отношению к другим нормативным правовым актам Вологодской области.
     2. Устав области имеет прямое действие и применяется на всей территории Вологодской области.

     Статья 6. Нормативные правовые акты области
     1. По предметам самостоятельного ведения область осуществляет собственное правовое регулирование.
     2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и Вологодской области принимаются законы и иные нормативные правовые акты области в соответствии с федеральными законами.
     3. До принятия федеральных законов по вопросам совместного ведения Вологодская область вправе осуществлять по ним собственное правовое регулирование. При принятии федеральных законов по данным вопросам нормативные правовые акты области приводятся в соответствие с федеральными законами.
     4. Законы области и иные нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти области, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и области. В случае противоречия между ними действует федеральный закон.
     5. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом области, изданным по предметам ведения области, действует нормативный правовой акт области.
     6. Устав, законы, иные нормативные правовые акты области, принятые в соответствии с полномочиями области, подлежат обязательному исполнению и государственной защите на территории области.

     Статья 7. Отношения области с другими субъектами Российской Федерации
     1. Вологодская область самостоятельно устанавливает связи с другими субъектами Российской Федерации по социально-экономическим, политическим, культурным и иным вопросам.
     2. Область может участвовать в региональных объединениях.

     Статья 8. Международные и внешнеэкономические связи области
     Область в пределах полномочий, предоставленных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, договорами и соглашениями, обладает правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей, а также на участие в деятельности международных организаций (при координации органов государственной власти Российской Федерации).

     Статья 9. Территория области
     1. Территория области в пределах административных границ, установленных постановлением ЦИК СССР от 23 сентября 1937 г. и последующими актами СССР, РСФСР и Российской Федерации, является частью единой территории Российской Федерации.
     2. Административные границы между областью и другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с взаимного согласия в порядке, определенном Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
     3. Описание административных границ области, содержащее необходимые пояснения и картографические материалы, признается официальным документом, фиксирующим границы области.

     Статья 10. Административно-территориальное устройство области
     1. Вопросы административно-территориального устройства области решаются органами государственной власти области самостоятельно в соответствии с федеральным и областным законодательством.
     2. Вологодская область включает:
     районы - Бабаевский, Бабушкинский, Белозерский, Вашкинский, Великоустюгский, Верховажский, Вожегодский, Вологодский, Вытегорский, Грязовецкий, Кадуйский, Кирилловский, Кичменгско-Городецкий, Междуреченский, Никольский, Нюксенский, Сокольский, Сямженский, Тарногский, Тотемский, Усть-Кубинский, Устюженский, Харовский, Чагодощенский, Череповецкий, Шекснинский;
     города областного значения - Великий Устюг, Вологда, Сокол, Череповец.

     Статья 11. Административный центр области
     1. Административным центром Вологодской области - местом нахождения органов государственной власти области - является город Вологда.
     2. Статус областного административного центра определяется законом области.

     Статья 12. Система органов государственной власти области
     1. Систему органов государственной власти области составляют:
     Губернатор области - высшее должностное лицо области, руководитель высшего исполнительного органа государственной власти области,
     Законодательное Собрание области - законодательный (представительный) орган государственной власти области;
     Правительство области - высший исполнительный орган государственной власти области;
     органы исполнительной государственной власти области.
     2. Органы законодательной и исполнительной власти области при осуществлении своих полномочий самостоятельны в пределах своей компетенции.

     Статья 13. Цели и принципы деятельности органов государственной власти области
     1. Целями деятельности органов государственной власти являются:
     защита и обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
     утверждение гражданского мира;
     сохранение исторических, культурных традиций;
     обеспечение благополучия населения области.
     2. Деятельность органов государственной власти области осуществляется в соответствии со следующими принципами:
     государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
     распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
     верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
     единство системы государственной власти;
     разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
     разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области;
     самостоятельное осуществление органами государственной власти области принадлежащих им полномочий;
     самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

     Статья 14. Органы государственной власти области и органы государственной власти Российской Федерации
     1. Органы государственной власти области строят свои взаимоотношения с федеральными органами государственной власти и входящими в их систему органами, расположенными на территории области, на основе сотрудничества и координации действий в соответствии с принципами разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области, самостоятельного осуществления органами государственной власти области принадлежащих им полномочий.
     3. В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством входят два представителя от Вологодской области: один от Законодательного Собрания области и один от высшего исполнительного органа государственной власти области.
     4. Органы исполнительной государственной власти области в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Уставом, могут заключать с федеральными органами исполнительной власти соглашения о передаче части своих полномочий, а также соглашения о формировании и реализации на территории области федеральных государственных программ, о совместном решении иных задач, представляющих взаимный интерес.

Глава 2. Человек, гражданин и государственная власть. Институты народовластия

     Статья 15. Обеспечение и защита прав и свобод личности
     1. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются главной обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления области.
     2. Расширение социальных льгот и гарантий прав граждан Российской Федерации, предоставление дополнительных мер социальной поддержки на территории области возможно на основании законов и иных нормативных правовых актов области, муниципальных правовых актов за счет средств областного и местного бюджетов.

     Статья 16. Население и государственная власть
     Население области осуществляет свою власть непосредственно или через органы государственной власти и органы местного самоуправления области.

     Статья 17. Непосредственное участие населения в осуществлении государственной власти в области
     Граждане принимают непосредственное участие в осуществлении государственной власти в области посредством участия в референдумах, выборах, в народных обсуждениях, а также в иных формах, предусмотренных федеральным и областным законодательством.

     Статья 18. Выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления
     1. Депутаты Законодательного Собрания области, депутаты представительных органов муниципальных образований и выборные должностные лица местного самоуправления избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными и областными законами. При этом в Законодательное Собрание области 17 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, 17 депутатов - по единому избирательному округу с распределением мандатов пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями.
     Главы муниципальных образований могут избираться из числа депутатов представительных органов местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.
     2. Никто не может присваивать полномочия законно избранных должностных лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления области.
     3. Депутаты и выборные должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления представляют интересы населения и ответственны перед ним.

     Статья 19. Референдум
     1. Наиболее важные вопросы, находящиеся в ведении области или в совместном ведении Российской Федерации и области, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, могут быть вынесены на областной референдум.
     2. Порядок назначения, проведения областного референдума устанавливается законом области.

     Статья 20. Народные обсуждения
     1. Законодательное Собрание области по своей инициативе или по предложению Губернатора области может выносить на областное народное обсуждение наиболее важные вопросы жизнедеятельности области, проекты нормативных правовых актов области.
     2. Народное обсуждение осуществляется гласно путем проведения собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий. Свои предложения граждане вправе направлять Губернатору области, в Законодательное Собрание области. Народное обсуждение освещается в средствах массовой информации.

     Статья 21. Общественная и политическая деятельность населения
     1. Общественная, в том числе политическая деятельность в области осуществляется свободно, на основе идеологического многообразия.
     2. Цели, организация, формы и методы работы партий и иных общественных объединений, осуществляющих свою деятельность на территории области, должны соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральным законам.
     3. Политические партии и иные общественные объединения, а также региональные или иные структурные подразделения политических партий и общественных объединений, осуществляющие свою деятельность на территории области, зарегистрированные в установленном порядке и имеющие в соответствии с федеральным законодательством право участвовать в выборах соответствующего уровня, могут выдвигать кандидатов или списки кандидатов в органы государственной власти и органы местного самоуправления области.

     Статья 22. Гласность в работе органов государственной власти области
     1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления области обязаны информировать население о социально-экономическом положении области, вопросах, обсуждаемых в органах государственной власти и органах местного самоуправления, принимаемых ими решениях, а также публиковать иную информацию в соответствии с действующим законодательством, за исключением информации, распространение которой ограничено федеральными законами.
     2. Законы и иные нормативные правовые акты области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат обязательному опубликованию для всеобщего сведения и вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

     Статья 23. Ответственность органов государственной власти области
     Органы государственной власти области несут ответственность за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов области, а также обеспечивают соответствие принимаемых (принятых) ими нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам.

Глава 3. Экономическая и финансовая основы области

     Статья 24. Экономическая политика области
     1. При осуществлении экономической политики область исходит из признания единства экономического пространства Российской Федерации и обеспечивает на своей территории равенство всех форм собственности, свободное перемещение товаров, финансовых средств, иного имущества, работ и услуг.
     2. Экономическая политика области основывается на началах поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности в интересах населения области и с учетом общегосударственных потребностей и направлена на обеспечение:
     а) экономического роста, являющегося основой для эффективной занятости, повышения уровня и качества жизни населения;
     б) содействия развитию предпринимательства;
     в) привлечения инвестиций, способствующих развитию экономики области;
     г) относительного выравнивания условий для социально-экономического развития муниципальных образований и создания равных возможностей для реализации прав и законных интересов всего населения области;
     д) экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов;
     е) повышения эффективности управления государственной собственностью области.

     Статья 25. Собственность области
     1. Имущество, принадлежащее на праве собственности Вологодской области, является государственной собственностью.
     2. В собственности области может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий органов государственной власти области, обеспечения деятельности органов государственной власти области, государственных гражданских служащих области, работников государственных унитарных предприятий области и работников государственных учреждений области в соответствии с законами области, в том числе:
     а) казна, финансовые ресурсы (денежные средства, не входящие в состав казны);
     б) земельные участки, природные объекты, объекты инженерной инфраструктуры;
     в) имущество, переданное области Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, физическими и юридическими лицами;
     г) имущество органов государственной власти области;
     д) иное имущество, находящееся на территории области и за ее пределами, в соответствии с действующим законодательством.
     3. Вологодской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и области могут принадлежать исключительные права на объекты интеллектуальной собственности.
     4. Правомочия собственника от имени области осуществляют органы государственной власти области, определенные законодательством области в рамках их компетенции.
     5. Порядок управления и распоряжения объектами областной собственности регулируется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными нормативными правовыми актами областными законами и иными областными нормативными правовыми актами.
     6. Управление и распоряжение объектами иной, кроме областной, собственности органы государственной власти области осуществляют в пределах полномочий, предоставленных собственником.

     Статья 26. Организация учета имущества, находящегося в государственной собственности области
     Имущество, находящееся в государственной собственности области, подлежит учету в порядке, установленном законодательством области в соответствии с федеральным законом.

     Статья 27. Финансовая основа области
     1. Область в пределах своей компетенции самостоятельно определяет финансовую политику.
     2. Целью финансовой политики области является повышение благосостояния, улучшение качества жизни населения и социально-экономическое развитие территории.
     3. Финансовую основу области составляют средства областного и местных бюджетов, территориальных государственных внебюджетных фондов, а также иные финансовые ресурсы, которыми может располагать Вологодская область в соответствии с законодательством.

     Статья 28. Казна области
     Средства областного бюджета и иное государственное имущество области, не закрепленное за областными государственными предприятиями и учреждениями, составляют казну области.

     Статья 29. Налоги и сборы на территории области
     1. Установление налогов и сборов на территории области должно соответствовать общим принципам налогообложения и сборов в Российской Федерации, устанавливаемым законодательством Российской Федерации.
     2. На территории области взимаются налоги и сборы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и области, муниципальными правовыми актами и зачисляемые в соответствии с ними в федеральный, областной или местные бюджеты и внебюджетные фонды.

     Статья 30. Бюджетная политика области
     Бюджетная политика проводится органами государственной власти и местного самоуправления области в соответствии с социально-экономической, налоговой, кредитно-финансовой и валютной политикой Российской Федерации и направлена на обеспечение бюджетными ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления для выполнения ими своих функций.

Глава 4. Основы социально-культурной политики области

     Статья 31. Социальная защита населения области
     Органы государственной власти области определяют политику в сфере социальной защиты населения, основываясь на следующих основных принципах:
     а) содействия обеспечению занятости трудоспособного населения;
     б) предотвращения снижения доходов малоимущих групп населения за счет реализации системы адресной социальной помощи;
     в) предоставления мер социальной поддержки категориям граждан, определенным федеральными законами и областным законодательством;
     г) повышения качества и расширения сферы социальных услуг, предоставляемых в надомных условиях нуждающимся гражданам пожилого возраста и инвалидам;
     д) развития сети стационарных и полустационарных учреждений социальной защиты;
     е) обеспечения необходимых условий для реализации семьей своих функций и повышения качества жизни семьи;
     ж) развития реабилитационных форм работы с инвалидами и другими категориями граждан.

     Статья 32. Организация охраны здоровья населения области
     1. Органы государственной власти области принимают меры по развитию здравоохранения, поощряют деятельность по укреплению здоровья человека, охране труда, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию, обеспечивают функционирование областных лечебных и профилактических учреждений.

     Статья 33. Государственная политика области в сферах воспитания, образования и культуры
     1. Органы государственной власти области обеспечивают осуществление государственной политики в сферах воспитания, образования, культуры, искусства и использования историко-культурного наследия, разрабатывают и обеспечивают выполнение областных программ в названных сферах.
     2. В области создаются условия для занятий физической культурой и различными видами спорта.

     Статья 34. Социальное партнерство в области
     1. В Вологодской области поддерживается развитие социального партнерства - сотрудничества органов государственной власти области, органов местного самоуправления, работодателей (представителей работодателей), работников (представителей работников).
     2. Отношения социального партнерства в области регулируются законом области.

Глава 5. Губернатор области

     Статья 35. Губернатор области
     Губернатор области является высшим должностным лицом области и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти области - Правительство области.

     Статья 36. Наделение полномочиями Губернатора области, вступление в должность Губернатора области
     1. Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями Губернатора области Законодательным Собранием области по представлению Президента Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом и настоящим Уставом.
     2. Губернатором области может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет.
     2/1. Законодательное Собрание области рассматривает предложение о кандидатуре Губернатора области, инициированное политической партией, список кандидатов которой по результатам выборов в Законодательное Собрание области был допущен к распределению депутатских мандатов и получил поитогам распределения наибольшее число депутатских мандатов, либо предложения двух и более политических партий, списки кандидатов которых получили наибольшее и при этом равное число депутатских мандатов.
     Предложение политической партии подлежит рассмотрению Законодательным Собранием области с учетом сроков, установленных федеральным законодательством, в порядке, установленном законом области.
     3. Законодательное Собрание области рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Губернатора области в течение 14 дней со дня внесения представления в порядке, установленном законом области.
     4. Губернатор области вступает в должность со дня вступления в силу постановления Законодательного Собрания области о наделении его полномочиями и приносит населению области присягу следующего содержания:
     "Вступая в должность Губернатора Вологодской области, клянусь добросовестно исполнять обязанности Губернатора области, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, защищать интересы населения области, соблюдать Конституцию и федеральные законы, Устав и законы Вологодской области".
     Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Законодательного Собрания области, председателя Избирательной комиссии области. На церемонию принесения присяги приглашаются представители судов, расположенных на территории области, прокуратуры области, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти области, органов местного самоуправления области, политических партий, общественных движений и организаций.

     Статья 37. Срок полномочий Губернатора области
     1. Срок полномочий Губернатора области составляет 5 лет.
     3. Срок полномочий Губернатора области исчисляется со дня вступления в должность.
     4. Полномочия Губернатора области прекращаются с момента вступления в должность Губернатора области лица, наделенного полномочиями в соответствии со статьей 36 настоящего Устава, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Уставом.

     Статья 38. Основные полномочия Губернатора области
     1. Губернатор области как высшее должностное лицо и руководитель Правительства области:
     а) представляет область лично или через уполномоченных им представителей в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей;
     б) подписывает и обнародует (официально опубликовывает) законы области либо отклоняет законы области в установленном порядке;
     в) представляет в Законодательное Собрание области проект областного бюджета, проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, проекты программ социально-экономического развития области, публикует проект областного бюджета;
     г) ежегодно представляет в Законодательное Собрание области отчет об исполнении областного бюджета, в состав которого входит отчет (информация) о выполнении программ социально-экономического развития области;
     д) ежемесячно представляет Законодательному Собранию области информацию об исполнении областного бюджета;
     е) информирует Законодательное Собрание области об исполнении законов области;
     ж) формирует высший исполнительный орган государственной власти области - Правительство области, руководит Правительством области, председательствует на заседаниях Правительства области и принимает решение об отставке Правительства области;
     з) осуществляет полномочия по внутриорганизационному управлению и функции руководителя Правительства области как юридического лица;
     и) вправе требовать созыва внеочередной сессии Законодательного Собрания области, а также созывать первую сессию Законодательного Собрания области на первое заседание ранее установленного срока;
     к) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания области при наличии оснований и в порядке, определенных действующим законодательством;
     л) вправе участвовать в работе Законодательного Собрания области с правом совещательного голоса;
     м) дает заключения по проектам нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством;
     н) вправе подписывать договоры от имени области как субъекта Российской Федерации, за исключением государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд области, а также договоры о разграничении полномочий, соглашения с федеральными органами государственной власти от имени Правительства области, определяет порядок подготовки органами исполнительной государственной власти области проекта договора о разграничении полномочий, направляет проект договора о разграничении полномочий в Законодательное Собрание области;
     о) награждает государственными наградами области и присуждает почетные звания области;
     п) осуществляет руководство гражданской обороной на территории области, в том числе по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     р) вправе обращаться в Законодательное Собрание области с предложениями о внесении изменений и (или) дополнений в постановления Законодательного Собрания области либо об их отмене, вправе обжаловать в судебном порядке постановления Законодательного Собрания области;
     с) подписывает запросы и ходатайства в Конституционный Суд Российской Федерации;
     т) вправе обращаться в суды;
     у) определяет структуру исполнительных органов государственной власти области;
     ф) согласовывает назначение должностных лиц территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в соответствии с федеральным законодательством;
     х) назначает половину состава избирательной комиссии области;
     ц) решает вопросы о представительстве Губернатора области в Федеральном Собрании Российской Федерации, при Президенте Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации, в Северо-Западном федеральном округе, Законодательном Собрании области;
     ч) при необходимости, в пределах своей компетенции, назначает представителей в иных органах государственной власти, в других субъектах Российской Федерации, а также международных, экономических организациях;
     ш) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной государственной власти области с иными органами государственной власти области и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной государственной власти области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;
     щ) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.
     2. Губернатор области как высшее должностное лицо и руководитель высшего исполнительного органа государственной власти области имеет первых заместителей и заместителей. Количество заместителей и распределение обязанностей между ними устанавливается решением Губернатора области.
     3. Губернатор области может поручать выполнение отдельных функций, за исключением функций, относящихся к полномочиям, предусмотренным пунктами "б"-"г", "ж", "и"-"л", "н"-"с", "у"-"ч", "щ" части 1, частью 2 настоящей статьи, вторым предложением части 1 статьи 67 настоящего Устава, первым заместителям Губернатора области, другим должностным лицам органов исполнительной государственной власти.
     4. Губернатор области при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, настоящий Устав и законы области, а также исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

     Статья 39. Досрочное прекращение полномочий Губернатора области
     1. Полномочия Губернатора области прекращаются досрочно в случае:
     а) его смерти;
     б) его отставки по собственному желанию;
     в) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации по основаниям, предусмотренным федеральными законами, в том числе в связи с выражением недоверия Законодательным Собранием области;
     г) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
     д) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
     з) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
     ж) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
     з) утраты им гражданства Российской Федерации.
     2. Решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора области принимается Законодательным Собранием области по представлению Президента Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами "а", "в" части 1 настоящей статьи. Решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора области в случае, предусмотренном пунктом "а" части 1 настоящей статьи, принимается Законодательным Собранием области.

     Статья 40. Ограничения, связанные с осуществлением полномочий Губернатора области
     Губернатор области не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта Российской Федерации или государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

     Статья 41. Временное исполнение обязанностей Губернатора области
     1. В случаях, предусмотренных федеральными законами, исполнение обязанностей Губернатора области на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями Губернатора области, осуществляется временно исполняющим обязанности Губернатора области, назначенным Президентом Российской Федерации.
     2. Должностное лицо, временно исполняющее обязанности Губернатора области, в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, не вправе;
     а) формировать и распускать высший исполнительный орган государственной власти области - Правительство области;
     б) утверждать и изменять структуру органов исполнительной государственной власти области;
     в) вносить предложения об изменении Устава области;
     г) принимать решение о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания области.
     3. В случаях временного отсутствия Губернатора области его обязанности исполняет первый заместитель Губернатора области, им уполномоченный.
     4. Должностное лицо, исполняющее обязанности Губернатора области в случаях его временного отсутствия, не вправе совершать действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, частью 2 статьи 38, вторым предложением части 1 статьи 67 настоящего Устава, а также не вправе подписывать от имени области как субъекта Российской Федерации договоры государственно-правового характера, договоры о разграничении полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной исполнительной власти области, подписывать и обнародовать законы области.

Глава 6. Законодательная (представительная) власть области

     Статья 42. Законодательное Собрание области - орган законодательной (представительной) власти области
     1. Законодательное Собрание области является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной (представительной) власти области.
     2. Законодательное Собрание области осуществляет свои полномочия самостоятельно в соответствии с конституционным принципом разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.
     3. В структуру Законодательного Собрания области входят Председатель Законодательного Собрания области, заместители Председателя Законодательного Собрания области, коллегия Законодательного Собрания области, постоянные комитеты и комиссии.
     4. Законодательное Собрание области обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
     5. Порядок деятельности Законодательного Собрания области определяется федеральным законодательством, настоящим Уставом, законами области, Регламентом Законодательного Собрания области.

     Статья 43. Формирование Законодательного Собрания области
     1. Законодательное Собрание области состоит из 34 депутатов (установленное число депутатов) и формируется на срок полномочий депутатов одного созыва.
     2. Срок полномочий депутатов одного созыва - 5 лет.
     3. Законодательное Собрание области является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
     4. Порядок подготовки и проведения выборов депутатов Законодательного Собрания области определяется законом области.

     Статья 44. Основные полномочия Законодательного Собрания области
     1. Законодательное Собрание области:
     а) принимает Устав области и поправки к нему;
     б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения области и предметам совместного ведения Российской Федерации и области в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;
     в) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.
     2. Законом области:
     а) утверждаются областной бюджет и отчет о его исполнении, представленные Губернатором области;
     б) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории области;
     в) утверждаются программы социально-экономического развития области, представленные Губернатором области;
     г) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъектов Российской Федерации, а также порядок их взимания;
     д) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении;
     е) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью области, в том числе долями (паями, акциями) области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и иных организаций;
     ж) утверждается заключение и расторжение государственно-правовых договоров от имени области как субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом области;
     з) устанавливается порядок назначения и проведения референдума области;
     и) устанавливается порядок проведения выборов в Законодательное Собрание области;
     к) устанавливается административно-территориальное устройство области и порядок его изменения;
     л) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области к ведению и полномочиям области.
     3. Постановлением Законодательного Собрания области:
     а) принимается Регламент Законодательного Собрания области и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности;
     б) оформляется решение об избрании на должность и освобождении от должности председателя Законодательного Собрания области, его заместителей, председателей, заместителей председателей постоянных комитетов и комиссий Законодательного Собрания области;
     в/1) оформляется решение о предложении Президенту Российской Федерации кандидатуры Губернатора области;
     г) назначается дата выборов в Законодательное Собрание области;
     д) оформляется решение о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Губернатора области;
     е) назначается референдум области в случаях, предусмотренных законом области;
     ж) оформляется решение о недоверии Губернатору области;
     з) утверждается соглашение об изменении границ области;
     и) принимается текст обращения в федеральные органы государственной власти;
     к) назначается половина состава избирательной комиссии области;
     л) принимается решение об осуществлении права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
     м) одобряется или отклоняется проект договора о разграничении полномочий;
     н) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом, законами области к ведению Законодательного Собрания области.

     Статья 45. Контрольные полномочия Законодательного Собрания области
     1. Законодательное Собрание области самостоятельно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за:
     а) соблюдением и исполнением законов и постановлений Законодательного Собрания области;
     б) исполнением областного бюджета, использованием кредитных ресурсов и ассигнований из федерального бюджета;
     в) исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
     г) использованием органами местного самоуправления средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством;
     д) выполнением программ социально-экономического развития области;
     е) соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью области;
     ж) исполнением договоров, заключенных от имени области как субъекта Российской Федерации.
     2. Порядок и формы осуществления контрольных полномочий Законодательного Собрания области устанавливаются законом области.

     Статья 46. Контрольно-счетная палата Вологодской области
     1. Контрольно-счетная палата Вологодской области является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Законодательным Собранием области и подотчетным ему, действующим на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности. В рамках своих задач, определенных действующим законодательством. Контрольно-счетная палата Вологодской области обладает организационной и функциональной независимостью.
     2. Порядок образования, статус и полномочия Контрольно-счетной палаты Вологодской области определяются законом области.

     Статья 47. Прекращение полномочий Законодательного Собрания области
     1. Полномочия Законодательного Собрания области могут быть прекращены досрочно в случае:
     а) принятия Законодательным Собранием области решения о самороспуске по инициативе не менее чем одной трети депутатов Законодательного Собрания области;
     б) роспуска Законодательного Собрания области Губернатором области по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством;
     в) вступления в силу решения областного суда о неправомочности состава депутатов Законодательного Собрания области, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
     г) роспуска Законодательного Собрания области в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.
     2. Постановление о самороспуске Законодательного Собрания области принимается большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания области. Данное постановление не может быть принято Законодательным Собранием области менее чем за шесть месяцев до окончания срока полномочий части депутатов Законодательного Собрания области.
     3. В случае досрочного прекращения полномочий Законодательного Собрания области назначаются внеочередные выборы. Указанные выборы проводятся в соответствии с федеральным законом и законом области.

     Статья 48. Статус депутата Законодательного Собрания области
     1. Депутатом Законодательного Собрания области может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с федеральным и областным законодательством пассивным избирательным правом.
     2. Статус депутата Законодательного Собрания области устанавливается федеральными законами, настоящим Уставом, законом области.
     3. Депутаты Законодательного Собрания могут осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, условия осуществления депутатами депутатской деятельности устанавливаются законом области.
     4. Депутат Законодательного Собрания области, являющийся Председателем Законодательного Собрания области, заместителем Председателя Законодательного Собрания области, осуществляет свою деятельность на профессиональной постоянной основе.
     5. Депутат Законодательного Собрания области участвует в работе сессий Законодательного Собрания, пользуется правом решающего голоса по всем рассматриваемым вопросам, выполняет поручения Законодательного Собрания, рассматривает поступившие к нему обращения граждан, осуществляет иную деятельность, предусмотренную федеральным и областным законодательством.

     Статья 49. Ограничения, связанные с осуществлением депутатской деятельности
     1. В течение срока своих полномочий депутат Законодательного Собрания области не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом иных представительных органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта Российской Федерации или государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
     2. Депутат Законодательного Собрания области, осуществляющий свою депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
     3. Депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.

     Статья 50. Полномочия депутата Законодательного Собрания области
     1. Срок полномочий депутата Законодательного Собрания области начинается со дня избрания и заканчивается в день голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания области следующего созыва, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
     2. Полномочия депутата Законодательного Собрания области прекращаются досрочно в случае:
     а) его письменного заявления о сложении депутатских полномочий;
     б) утраты им гражданства Российской Федерации;
     в) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
     г) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
     д) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
     е) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
     ж) его смерти;
     з) несоблюдения им ограничений, связанных со статусом депутата;
     и) отзыва его избирателями;
     к) досрочного прекращения полномочий Законодательного Собрания области.
     3. Порядок и условия осуществления полномочий депутатами Законодательного Собрания области определяются законом области.

     Статья 51. Законодательная инициатива
     Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании области принадлежит:
     Губернатору области;
     депутатам Законодательного Собрания области;
     представительным органам местного самоуправления области.

     Статья 52. Порядок принятия Законодательным Собранием области правовых актов
     1. Законы области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено федеральными законами и настоящим Уставом.
     2. Постановления Законодательного Собрания области принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено федеральными законами, настоящим Уставом.
     3. Постановление Законодательного Собрания области о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями Губернатора области считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов.
     Постановление Законодательного Собрания области о выражении недоверия Губернатору области принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.
     4. Порядок внесения и рассмотрения проектов законов области, правовых актов Законодательного Собрания области, поправок к ним устанавливается настоящим Уставом, законами области, Регламентом Законодательного Собрания области.

     Статья 53. Участие Губернатора области в законодательном процессе
     1. Законодательное Собрание направляет проекты законов и других нормативных правовых актов области Губернатору области и в обязательном порядке рассматривает его заключения по указанным проектам и поправки к ним.
     2. Отсутствие заключения Губернатора области на законопроект в месячный срок рассматривается как его одобрение.
     3. Законопроекты о введении или отмене налогов и сборов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, рассматриваются Законодательным Собранием области по представлению Губернатора области либо при наличии заключения Губернатора области. Данное заключение представляется в Законодательное Собрание области в месячный срок со дня поступления законопроекта Губернатору области. При отрицательном заключении Губернатора области по решению Законодательного Собрания области дальнейшее рассмотрение проекта откладывается на один месяц, создается согласительная комиссия из депутатов Законодательного Собрания области и представителей Губернатора области на паритетных началах, которая представляет на очередную сессию по нему рекомендации.
     4. Губернатор области вправе внести в качестве срочного в Законодательное Собрание области законопроект без соблюдения сроков внесения и рассмотрения, установленных Регламентом Законодательного Собрания области, который рассматривается по его предложению в первоочередном порядке.

     Статья 54. Обнародование и вступление в силу законов области, правовых актов Законодательного Собрания области
     1. Законы области, принятые Законодательным Собранием области, направляются в десятидневный срок Губернатору области для подписания и обнародования (официального опубликования).
     2. Губернатор области в течение четырнадцати дней подписывает и обнародует закон области или отклоняет закон области.
     3. Отклоненный закон направляется Губернатором области для повторного рассмотрения Законодательному Собранию области. Причины и основания возвращения закона для повторного рассмотрения излагаются Губернатором области в письменном виде. Если при повторном рассмотрении закон принят в прежней редакции не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания области, Губернатор области обязан подписать и обнародовать его в четырнадцатидневный срок в установленном порядке.
     4. Законы области и нормативные правовые акты Законодательного Собрания области подлежат обнародованию (официальному опубликованию) в порядке, устанавливаемом законом области.
     5. Законы области вступают в силу в установленном порядке после их официального опубликования (обнародования).
     6. Губернатор области вправе обратиться в Законодательное Собрание области с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановление Законодательного Собрания области либо о его отмене. Обращение Губернатора области с необходимым обоснованием вносится в письменной форме в Законодательное Собрание области не позднее десяти дней со дня поступления данного постановления Губернатору области. Законодательное Собрание области отклоняет обращение Губернатора области, если за постановление об отклонении проголосует более половины от избранного числа депутатов Законодательного Собрания области. В этом случае акт Законодательного Собрания области вступает в силу в указанный в нем срок.
     7. Если в течение месяца отклоненный Губернатором области закон области не будет рассмотрен и отклонен Законодательным Собранием области, указанный закон считается недействующим.

     Статья 55. Организация деятельности Законодательного Собрания области
     1. Организационными формами деятельности Законодательного Собрания области являются сессии Законодательного Собрания, заседания коллегии, постоянных комитетов и комиссий Законодательного Собрания области, депутатских объединений, публичные депутатские слушания.
     2. Для подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности Законодательного Собрания области создается коллегия Законодательного Собрания области.
     3. Законодательное Собрание области для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, отнесенных к его ведению, образует из числа депутатов постоянные комитеты и комиссии.
     4. Законодательное Собрание области в целях реализации своих полномочий может образовывать временные комиссии и рабочие группы.
     5. Законодательное Собрание области не вправе передать свои полномочия Председателю Законодательного Собрания области, коллегии, комитетам и комиссиям Законодательного Собрания области, отдельному депутату или группе депутатов, а также любому иному лицу или группе лиц.
     6. Законодательное Собрание области самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
     7. Расходы на обеспечение деятельности Законодательного Собрания области предусматриваются в областном бюджете отдельно от других расходов.
     8. Для обеспечения деятельности Законодательного Собрания области создается аппарат, положение о котором утверждается постановлением Законодательного Собрания области.

     Статья 56. Сессии Законодательного Собрания области
     1. Основной формой работы Законодательного Собрания области являются сессии, состоящие из заседаний. Сессии проводятся, как правило, не реже одного раза в месяц.
     2. Сессия правомочна, если на ее заседании присутствует не менее двух третей от установленного числа депутатов Законодательного Собрания области.
     3. Законодательное Собрание области собирается на первую сессию не позднее чем на тридцатый день после избрания депутатов очередного созыва. Губернатор Вологодской области может созвать первую сессию Законодательного Собрания области ранее этого срока.
     4. Первое заседание сессии Законодательного Собрания области открывает старейший по возрасту депутат.
     5. Внеочередная сессия Законодательного Собрания области созывается по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов, либо Председателя Законодательного Собрания области, либо Губернатора области не позднее чем в двухнедельный срок.
     6. Заседания сессий Законодательного Собрания области являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами области и Регламентом Законодательного Собрания области.
     7. На заседаниях сессий Законодательного Собрания области вправе присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти области или лица, уполномоченные указанными руководителями, полномочные представители Губернатора области и Правительства области, а также руководители территориальных органов федеральных органов государственной власти.

     Статья 57. Председатель Законодательного Собрания области, его заместители
     1. Законодательное Собрание области избирает из числа депутатов Председателя Законодательного Собрания области и заместителя (заместителей) Председателя Законодательного Собрания области.
     2. Председатель Законодательного Собрания области и его заместитель (заместители) избираются тайным голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания области.
     3. Председатель Законодательного Собрания области и его заместитель (заместители) подотчетны Законодательному Собранию области и могут быть освобождены от должности тайным голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания области.
     4. Порядок рассмотрения вопросов об избрании, принятии отставки и освобождении от должности Председателя Законодательного Собрания области и его заместителя (заместителей) определяется Регламентом Законодательного Собрания области.

     Статья 58. Полномочия Председателя Законодательного Собрания области, его заместителей
     1. Председатель Законодательного Собрания области:
     а) осуществляет внутриорганизационные полномочия и функции руководителя Законодательного Собрания области как юридического лица;
     б) организует работу Законодательного Собрания области, в пределах своих полномочий представляет его внутри области и за ее пределами, подписывает договоры от имени Законодательного Собрания области как юридического лица;
     в) обеспечивает деятельность депутатов Законодательного Собрания области;
     г) по поручению Законодательного Собрания области представляет его во взаимоотношениях с иными организациями и лицами;
     д) формирует аппарат Законодательного Собрания области и руководит им;
     е) по решению Законодательного Собрания области подписывает запросы и ходатайства в Конституционный Суд Российской Федерации;
     ж) от имени Законодательного Собрания области обращается в суды;
     з) дает поручения постоянным комитетам и комиссиям Законодательного Собрания области по исполнению законов и постановлений Законодательного Собрания области в соответствии с Регламентом Законодательного Собрания области;
     и) принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения о работе Законодательного Собрания области;
     к) выполняет другие полномочия в соответствии с Уставом области, законами области и Регламентом Законодательного Собрания области.
     2. Председатель Законодательного Собрания области в пределах своей компетенции издает распоряжения.
     3. Заместитель (заместители) Председателя Законодательного Собрания области осуществляет полномочия Председателя в его отсутствие, а также осуществляет деятельность в соответствии с распределением обязанностей между ними.
     4. В случае досрочного прекращения полномочий председателя Законодательного Собрания области временное исполнение его обязанностей до избрания председателя Законодательного Собрания области возлагается Законодательным Собранием области на одного из его заместителей.

     Статья 59. Председатели, заместители председателей постоянных комитетов и комиссий Законодательного Собрания области
     Председатели, заместители председателей постоянных комитетов и комиссий Законодательного Собрания области избираются из числа депутатов открытым голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания области по представлению соответствующего комитета, комиссии.

Глава 7. Исполнительная государственная власть области

     Статья 60. Система органов исполнительной государственной власти области
     1. В систему органов исполнительной государственной власти области входят:
     Правительство области - высший исполнительный орган государственной власти области, возглавляемый Губернатором области;
     органы исполнительной государственной власти области.
     2. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной государственной власти области входят в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
     3. Финансирование органов исполнительной государственной власти области осуществляется за счет средств областного бюджета.

     Статья 61. Правительство области
     1. Правительство области - постоянно действующий коллегиальный орган, возглавляемый Губернатором области. Губернатор области самостоятельно определяет персональный состав Правительства области, осуществляет руководство деятельностью Правительства области.
     2. Структура Правительства области устанавливается настоящим Уставом.
     3. Порядок деятельности Правительства области определяется Регламентом Правительства области, утверждаемым Правительством области.
     4. Правительство области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Устава, законов и иных нормативных правовых актов области на территории области.
     5. Правительство области обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

     Статья 62. Структура Правительства области
     1. Структура Правительства области включает в себя Губернатора области - руководителя Правительства области, первых заместителей Губернатора области, а также членов Правительства области, назначаемых Губернатором области из числа заместителей Губернатора области, руководителей органов исполнительной власти области.
     2. Члены Правительства области координируют и контролируют деятельность органов исполнительной власти области, выполняют иные поручения Губернатора области и Правительства области.

     Статья 63. Основные полномочия Правительства области
     1. Правительство области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.
     2. Правительство области:
     а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
     б) разрабатывает для представления Губернатором области в Законодательное Собрание области проект областного бюджета, в составе материалов, представляемых с проектом областного бюджета, - проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, отчетов об их исполнении, а также проекты областных программ социально-экономического развития;
     в) обеспечивает исполнение областного бюджета, готовит отчет о его исполнении, включая отчет (информацию) о выполнении программ социально-экономического развития области для представления их Губернатором области в Законодательное Собрание области;
     г) формирует в соответствии со статьей 67 настоящего Устава органы исполнительной государственной власти области - утверждает положения о них, структуру и штатную численность, если иное не установлено федеральным законодательством;
     д) разрабатывает, реализует финансовую, инвестиционную, ценовую политику в области, способствует развитию предпринимательства, содействует укреплению и развитию банковской и кредитной системы;
     е) управляет и распоряжается собственностью области в соответствии с законами области, а также федеральной собственностью, переданной в управление области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
     ж) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, настоящему Уставу, законам и иным нормативным правовым актам области, а также вправе обращаться в суд;
     з) решает вопрос об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации;
     и) осуществляет иные полномочия, установленные федеральным законодательством, настоящим Уставом и законами области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

     Статья 64. Прекращение полномочий Правительства области
     1. Перед вступившим в должность Губернатором области Правительство области слагает свои полномочия.
     2. Полномочия Правительства области как высшего исполнительного органа области прекращаются в случае его отставки:
     а) по решению Губернатора области;
     б) при принятии Президентом Российской Федерации решения об отрешении Губернатора области от должности.
     3. В случаях, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи. Правительство области продолжает действовать до сформирования нового Правительства области.

     Статья 65. Статус члена Правительства области
     1. Член Правительства области - государственная должность области, установленная настоящим Уставом для непосредственного исполнения полномочий Правительства области.
     2. Статус члена Правительства области определяется законом области.
     3. Порядок замещения государственной должности члена Правительства области, срок полномочий, права, обязанности, ответственность, денежное содержание, условия прекращения полномочий, другие условия деятельности члена Правительства области устанавливаются служебным контрактом, постановлениями Губернатора области, Регламентом Правительства области.
     4. Член Правительства области:
     а) участвует с правом решающего голоса в заседаниях Правительства области;
     б) принимает участие в выработке и реализации политики Правительства области;
     в) по поручению Губернатора области координирует в соответствии с распределением обязанностей работу органов исполнительной государственной власти области, дает им поручения и контролирует их деятельность;

     Статья 66. Организация деятельности Правительства области
     1. Деятельность Правительства области осуществляется в форме заседаний и иных формах, предусмотренных Регламентом Правительства области.
     2. Заседание Правительства области правомочно, если на нем присутствует более половины членов Правительства области.
     3. На заседаниях высшего исполнительного органа государственной власти области - Правительства области вправе присутствовать депутаты Законодательного Собрания области либо по поручению Законодательного Собрания области или его Председателя работники аппарата Законодательного Собрания области.
     4. В заседаниях Правительства области вправе принимать участие с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной государственной власти области, руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководители органов местного самоуправления муниципальных образований области, а также иные лица, определенные Губернатором области.
     5. Правительство области не вправе передавать свои полномочия Губернатору области, отдельным членам Правительства области, любому иному лицу или группе лиц.
     6. Правительство области самостоятельно решает вопросы организационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

     Статья 67. Органы исполнительной государственной власти области
     1. Органы исполнительной государственной власти области являются постоянно действующими, осуществляющими отраслевое, межотраслевое управление, специальные, контрольные, разрешительные, иные функции в соответствии с компетенцией, определенной действующим законодательством. Руководители указанных органов власти и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Губернатором области, подотчетны и подконтрольны Губернатору области и Правительству области.
     2. Органы исполнительной государственной власти области могут обладать правами юридического лица, иметь гербовую печать.

     Статья 68. Акты Губернатора области, Правительства области и органов исполнительной государственной власти области
     1. Губернатор области как высшее должностное лицо и руководитель высшего исполнительного органа государственной власти области - Правительства области в пределах своих полномочий издает правовые акты в форме постановлений и распоряжений.
     2. Полномочия Правительства области реализуются коллегиально путем принятия решений и постановлений.
     3. Постановления Правительства области подписываются и обнародуются (официально опубликовываются) Губернатором области либо должностным лицом, им уполномоченным.
     4. Органы исполнительной государственной власти области по вопросам, входящим в их компетенцию, издают приказы, инструкции, распоряжения.
     5. Акты Губернатора области, Правительства области, органов исполнительной государственной власти области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и области, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящему Уставу, законам области.

Глава 8. Взаимоотношения органов законодательной (представительной) и исполнительной власти области

     Статья 69. Основы взаимодействия органов законодательной (представительной) и исполнительной власти области
     1. Законодательное Собрание области, Губернатор области, Правительство области взаимодействуют в установленных формах в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития области и в интересах населения.
     2. Правовые акты Губернатора области, нормативные правовые акты органов исполнительной государственной власти области направляются в Законодательное Собрание области в пятидневный срок с момента принятия.
     3. Законодательное Собрание области направляет Губернатору области планы законопроектных работ и проекты законов области, других нормативных правовых актов.
     4. Губернатор области направляет в Законодательное Собрание области планы законопроектных работ Правительства области.
     5. Законодательное Собрание области вправе обратиться к Губернатору области или в органы исполнительной государственной власти области с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в нормативные правовые акты губернатора области, нормативные правовые акты органов исполнительной государственной власти области либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации указанных нормативных правовых актов.
     6. Губернатор области вправе обратиться в Законодательное Собрание области с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления Законодательного Собрания области либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке.
     7. Депутаты Законодательного Собрания области пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами органов исполнительной государственной власти области по вопросам, относящимся к осуществлению ими депутатских полномочий.
     8. Губернатор области, должностные лица органов исполнительной государственной власти области обязаны представлять официальные ответы на запросы Законодательного Собрания области или необходимые сведения в установленные законом сроки.
     9. Законодательное Собрание области обязано представлять официальные ответы, а также необходимые сведения по обращению Губернатора области.

     Статья 70. Разрешение споров между органами законодательной (представительной) и исполнительной государственной власти области
     Споры между Законодательным Собранием области, Губернатором области, Правительством области по вопросам осуществления их полномочий разрешаются посредством создания комиссий, рабочих групп, осуществления иных согласительных процедур, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, настоящим Уставом, законами области, а также в судебном порядке.

Глава 9. Государственные должности области. Государственная гражданская служба области

     Статья 71. Основы государственной службы в области
     2. К государственным должностям области, устанавливаемым для непосредственного исполнения полномочий государственных органов области - относятся:
     Губернатор области;
     Председатель Законодательного Собрания области,
     заместители Председателя Законодательного Собрания области;
     депутаты Законодательного Собрания области, работающие на профессиональной постоянной основе;
     члены Правительства области;
     председатель и заместитель председателя Контрольно-счетной палаты области;
     председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии области.
     3. Статус лиц, замещающих государственные должности области, определяется законами области.

     Статья 72. Гарантии лицам, замещающим государственные должности
     1. Губернатору области, Председателю Законодательного Собрания области, заместителям Председателя Законодательного Собрания области, депутатам Законодательного Собрания области, работающим на постоянной основе, членам Правительства области, председателю, заместителю председателя и секретарю избирательной комиссии области, председателю, заместителю председателя Контрольно-счетной палаты области сохраняется установленное им денежное содержание (с учетом индексации) до устройства на новое место службы (работы) в течение одного года после освобождения их от должности в следующих случаях:
     а) неизбрания на должность;
     б) в связи с истечением срока служебного контракта;
     в) сокращение численности или штата работников;
     г) сложения полномочий;
     д) удовлетворения заявления об отставке;
     2. В случае, если на новом месте службы (работы) размер оплаты труда указанных лиц ниже размеров установленного им денежного содержания, то производится доплата до уровня прежнего размера содержания, но не более календарного года со дня освобождения от должности. Оплата производится за счет средств областного бюджета.
     3. Выплаты, установленные настоящей статьей, производятся за счет средств областного бюджета.

     Статья 72.1. Основы государственной гражданской службы области
     1. Государственной гражданской службой области является профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы области по обеспечению исполнения полномочий государственных органов области и лиц, замещающих государственные должности области.
     2. Правовое регулирование организации, а также отношений, связанных с поступлением на государственную гражданскую службу области, ее прохождением и прекращением, определением статуса государственного гражданского служащего области, осуществляется федеральными и областными законами.

Глава 10. Судебная власть в области

     Статья 73. Судебная власть в области
     1. В области действуют федеральные суды и мировые судьи, входящие в судебную систему Российской Федерации.
     2. Порядок назначения и деятельности мировых судей определяется федеральным и областным законодательством.

Глава 11. Местное самоуправление

     Статья 74. Осуществление местного самоуправления на территории области
     Местное самоуправление на территории области осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством.

     Статья 75. Принципы деятельности органов государственной власти области в сфере местного самоуправления
     Органы государственной власти области руководствуются следующими принципами:
     1) организационной независимости местного самоуправления, органов местного самоуправления;
     2) самостоятельности органов местного самоуправления в пределах своих полномочий при решении вопросов местного значения;
     3) экономической и финансовой самостоятельности муниципальных образований;
     4) достаточности материальных и финансовых ресурсов для осуществления предусмотренных законом функций органов местного самоуправления и переданных им отдельных государственных полномочий;
     5) взаимодействия с органами местного самоуправления при осуществлении общих задач и функций;
     6) обеспечения государственных гарантий осуществления местного самоуправления;
     7) государственного контроля за реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за исполнением органами местного самоуправления федерального и областного законодательства, обеспечения соответствия муниципальных правовых актов федеральному и областному законодательству.

     Статья 76. Территориальная организация местного самоуправления в области
     1. Местное самоуправление осуществляется населением в пределах границ муниципальных образований.
     2. Преобразование муниципальных образований (объединение, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа), установление и изменение границ муниципальных образований осуществляются законом области.

     Статья 77. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
     Органы местного самоуправления могут наделяться законами области отдельными государственными полномочиями органов государственной власти области с одновременной передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

     Статья 78. Контроль за соблюдением органами местного самоуправления федерального и областного законодательства и осуществлением отдельных государственных полномочий
     1. Органы государственной власти области в пределах полномочий, установленных действующим законодательством, осуществляют контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, а также обеспечивают соответствие муниципальных правовых актов федеральному и областному законодательству.
     2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления представляют принятые ими муниципальные правовые акты органам государственной власти области в установленном ими порядке.
     3. Условия и порядок контроля определяется федеральным и областным законодательством.

     Статья 79. Гарантии прав на осуществление местного самоуправления
     Органы государственной власти области создают условия для развития муниципальных образований, принимают меры по их поддержке.

     Статья 80. Ответственность органов государственной власти области и должностных лиц органов государственной власти области, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
     1. Ответственность органов государственной власти области и их должностных лиц в области местного самоуправления устанавливается законами области в случаях и порядке, установленных федеральными законами.
     2. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения области, в пределах полномочий органов государственной власти области по предметам совместного ведения Российской Федерации и области, а также при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами области, устанавливается законами области.

Глава 12. Порядок принятия Устава области и внесения в него поправок

     Статья 82. Порядок принятия Устава области, внесения в него поправок
     1. Устав области, внесение в него поправок (изъятий, изменений и дополнений) принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания области.
     2. Предложения о поправках в Устав области могут вносить Губернатор области, не менее одной трети депутатов Законодательного Собрания области, а также не менее одной трети представительных органов муниципальных образований.
     3. По решению Законодательного Собрания области проект Устава области, а также проект закона области о внесении в него поправок могут быть вынесены на областное народное обсуждение.

Глава 13. Заключительные и переходные положения

     Статья 83. Вступление в силу Устава области, изменений и дополнений в Устав области
     1. Устав области, изменения и дополнения в Устав области вступают в силу через десять дней со дня их официального опубликования.
     2. Статьи 40, 49 настоящего Устава в части установления ограничений по членству в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации вступают в силу со дня вступления в силу решений об избрании (о назначении) членов Совета Федерации - представителей от области как субъекта Российской Федерации в установленном порядке, но не позднее 1 января 2002 года.

     Статья 84. Переходные положения
     1. Часть 1 статьи 37, часть 2 статьи 43 настоящего Устава не распространяются на избранных до вступления в силу настоящего Устава Губернатора области, депутатов Законодательного Собрания области.
     Изменения, внесенные в часть 1 статьи 49 настоящего Устава, распространяются на депутатов Законодательного Собрания области, избранных после вступления в силу Федерального закона от 7 мая 2002 года N 47-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
     На первом заседании после выборов депутатов Законодательного Собрания области в декабре 2003 года принимается постановление об освобождении от должности председателя Законодательного Собрания области, его заместителей, председателей постоянных комитетов и комиссий Законодательного Собрания области и их заместителей.
     2. На основании положений настоящего Устава:
     Губернатор области:
     формирует Правительство области в срок до 1 января 2002 г.;
     с момента сформирования Правительства области заключает срочные трудовые договоры с членами Правительства области;
     Правительство области формирует органы исполнительной государственной власти области в срок до 1 июля 2002 года.
     3. До принятия Регламента Правительства области сохраняется действующий порядок принятия нормативных правовых актов органов исполнительной государственной власти области.
     4. До сформирования Правительства области сохраняется действующий порядок финансового, материально-технического, кадрового обеспечения деятельности органов исполнительной власти области.

     Статья 85. Приведение в соответствие настоящему Уставу правовых актов области
     1. С момента вступления в силу настоящего Устава правовые акты области, действующие на ее территории, применяются в части, ему не противоречащей.
     2. Законодательному Собранию области, Губернатору области привести правовые акты в соответствие с настоящим Уставом.
     3. Признать утратившими силу с момента вступления в силу настоящего Устава области:
     Устав Вологодской области, принятый Законодательным Собранием области 14 сентября 1995 г.,
     закон Вологодской области от 23 февраля 1996 г. N 66-О3 "О внесении дополнений в Устав Вологодской области",
     закон Вологодской области от 17 апреля 1996 г. N 74-О3 "О внесении изменений и дополнений в Устав Вологодской области",
     закон Вологодской области от 2 апреля 1997 г. N 140-О3 "О внесении изменений и дополнений в Устав Вологодской области",
     закон Вологодской области от 9 октября 1997 г. N 194-О3 ""О внесении дополнений в Устав Вологодской области",
     закон Вологодской области от 3 ноября 1997 г. N 200-О3 "О внесении изменений и дополнений в Устав Вологодской области",
     закон Вологодской области от 22 января 1998 г. N 239-О3 ""О внесении изменений в Устав Вологодской области",
     закон Вологодской области от 28 сентября 1999 г. N 404-О3 "О внесении дополнений в статью 72 Устава Вологодской области",
     закон Вологодской области от 11 января 2001 г. N 645-О3 "О внесении изменений и дополнений в Устав Вологодской области".

     Губернатор области В.Е. Позгалев 

     г. Вологда
     18 октября 2001 года
     N 716-ОЗ

 

 Copyright В© ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.