Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Устав Иркутской области

Устав Иркутской области
от 10 февраля 1995 г.
(с изменениями от 3 января, 9 сентября, 14 декабря 1996 г., 28 июля, 7 декабря 1998 г., 16 апреля 2001 г., 7 октября 2002 г., 15 июля, 10 декабря, 29 декабря 2003 г., 1 марта, 28 мая, 29 декабря, 31 декабря 2004 г., 5 июля 2005 г., 12 января 2006 г.)

Законодательное собрание Иркутской области, проявляя уважение к истории, традициям и культуре народов, проживающих в области, утверждая права и свободы человека как высшие ценности, исходя из принципа равноправия субъектов Российской Федерации и необходимости сохранения целостности Российского государства, стремясь укрепить межнациональное согласие, доверие и взаимопонимание в области, учитывая планетарное значение озера Байкал, уникальные природные богатства области и необходимость их рационального использования, признавая необходимость закрепления государственно-правового статуса области и создания правовой основы для ее всестороннего развития, в интересах всего населения области и будущих поколений ее жителей принимает в соответствии с Конституцией Российской Федерации настоящий Устав.

Глава 1. Основы государственно-правового устройства области

     Статья 1. Статус области
     1. Область - равноправный субъект Российской Федерации.
     Территория области является частью единой территории Российской Федерации.
     2. Статус области определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.
     3. Изменение статуса области производится в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным Конституционным законом. Статус области не может быть изменен без ее согласия, выраженного населением путем областного референдума.
     4. Конституция Российской Федерации, федеральные законы подлежат государственной защите на территории области.

     Статья 2. Права и свободы человека и гражданина
     1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Права и свободы человека и гражданина обеспечиваются в области в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью органов государственной власти области.
     2. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации.
     3. Равноправие граждан на территории области обеспечивается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, должностного и социального положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
     4. В области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации гарантируются права коренных малочисленных народов.

     О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ см. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ

     5. В целях обеспечения государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и уважения государственными органами области, органами местного самоуправления и должностными лицами на территории области учреждается должность Уполномоченного по правам человека в области.
     Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в области, его компетенция, организационные формы и условия его деятельности определяются законом области.

     Статья 3. Народовластие
     1. Единственным источником власти в области как в субъекте Российской Федерации является многонациональный народ Российской Федерации.
     Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
     2. Высшим и непосредственным выражением народовластия в области являются областной и местные референдумы и свободные выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

     3. Областной референдум - проводимое в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом, законом области по важным вопросам государственного значения голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, место жительства которых расположено на территории области.

     Местный референдум - проводимое в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом, законом области, уставом муниципального образования по важным вопросам местного значения голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, место жительство которых расположено в границах муниципального образования.

     4. Выборы проводятся на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.
     5. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому, обеспечивается право на получение достоверной информации по всем вопросам жизни общества, кроме сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.

     Статья 4. Государственная власть области
     1. Деятельность органов государственной власти области осуществляется в соответствии с принципами, закрепленными в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, настоящем Уставе и принимаемых в соответствии с ними законах области.

     2. Государственную власть в области осуществляют Губернатор, Законодательное собрание, возглавляемая Губернатором администрация и формируемые администрацией иные исполнительные органы государственной власти области, Уставный суд и мировые судьи области.
     Органы законодательной, исполнительной и судебной власти области самостоятельны.
     3. Полномочия органов государственной власти области устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, принятия новых федеральных законов, Устава и законов области либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.
     4. Органы государственной власти области несут ответственность за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам настоящего Устава, законов области, иных принимаемых ими нормативных правовых актов, а также осуществляемой ими деятельности.
     В случае принятия органами государственной власти области нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, органы государственной власти области несут ответственность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

     См. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ

     5. Органы государственной власти области несут ответственность перед населением области за ненадлежащее выполнение своих полномочий.

     Статья 5. Предметы ведения и полномочия области
     1. Вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации область обладает всей полнотой государственной власти.

     См. Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий

     В ведении области находятся:
     а) принятие и изменение Устава области и законов области,
     б) согласование изменения статуса и территории области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
     в) административно-территориальное устройство области,
     г) установление системы органов государственной власти области в соответствии с общими принципами, закрепленными Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом; формирование органов государственной власти области,

     См. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ

     д) областная государственная собственность,
     е) областной бюджет, областные налоги и сборы, акцизы, рентные и иные платежи,
     ж) исключен,
     з) областные программы экономического, экологического, научно-технического, социального, культурного развития области,
     и) областные энергетические и иные системы жизнеобеспечения, транспорт, информация, связь области,
     к) межрегиональные связи области,

     л) организация областной государственной гражданской службы,
     м) награды и почетные звания области,
     н) иные вопросы, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения с субъектами Российской Федерации.
     2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами принимаются законы области и иные областные нормативные правовые акты.
     До издания соответствующих федеральных законов по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов область вправе осуществлять по этим вопросам собственное правовое регулирование.
     После принятия соответствующего федерального закона законы области и иные областные нормативные правовые акты приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.

     Статья 6. Отношения Иркутской области с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом
     1. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ является ее субъектом Российской Федерации и входит в Иркутскую область.
     2. Область строит свои взаимоотношения с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом области, договорами (соглашениями) между органами государственной власти Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

     3. Граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в пределах Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, обладающие в соответствии с федеральным законом и законом области активным и пассивным избирательным правом, принимают участие в выборах депутатов Законодательного собрания в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.

     См. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", Закон Иркутской области от 11 июля 2003 г. N 34-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного собрания Иркутской области"

     Статья 7. Государственный язык в области. Символика области. День области
     1. Государственным языком в области в соответствии с Конституцией Российской Федерации является русский язык.
     2. Область имеет свой герб и флаг.
     Описание и порядок использования официальной символики области определяется законом области.
     3. День Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1937 г. об образовании Иркутской области считается Днем Иркутской области. День Иркутской области отмечается в во второе воскресенье октября.

Глава 2. Собственность, финансы, бюджет и налоги области

     Статья 8. Отношения собственности
     1. Экономической основой области являются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
     2. Все формы собственности на территории области обеспечиваются равной правовой защитой.
     3. Правомочия собственника, а также порядок возникновения и прекращения права собственности определяются федеральным законодательством.

     4. Вопросы размещения организаций всех форм собственности, их реконструкция и расширение на территории области, рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды решаются органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством.

     Статья 9. Государственная собственность в области
     1. Государственная собственность на территории области выступает в виде федеральной собственности, областной собственности, собственности Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, и иных субъектов Российской Федерации.
     2. В государственной собственности области находится имущество и иные объекты, обеспечивающие ее самостоятельность как субъекта Российской Федерации.
     3. Разграничение государственной собственности на федеральную и областную осуществляется федеральными и областными органами государственной власти совместно в соответствии с законодательством.
     4. Государственная собственность области формируется любыми не запрещенными законодательством Российской Федерации способами.
     5. Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в государственной власти области, осуществляется органами государственной власти области в порядке, установленном законодательством.

     6. Органы государственной власти по отношению к организациям федеральной собственности в установленном порядке осуществляют контроль за эффективным размещением объектов социальной сферы, исполнением законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, охране окружающей среды и социальной защите населения.
     Органы государственной власти области участвуют в управлении объектами федеральной собственности в порядке, определенном федеральным и областным законодательством.

     Статья 10. Природные ресурсы
     1. Земля и ее недра, растительный и животный мир, другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности населения области.
     2. Правовой режим природных ресурсов, расположенных на территории области, определяется федеральными законами и законами области, принимаемыми на основе установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

     Статья 11. Областные финансовые ресурсы
     1. Областные финансовые ресурсы находятся в ведении органов государственной власти области и состоят из налоговых и неналоговых видов доходов, а также безвозмездных и безвозвратных перечислений в областной бюджет.
     2. Утратил силу.

     Статья 12. Исключена.

     Статья 13. Областной бюджет и консолидированный бюджет области
     1. Областной бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств области.
     2. Областной бюджет и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав области (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет области.

     Статья 14. Исключена.

     Статья 15. Налогообложение и сборы в области
     Установление и отмена областных налогов и сборов осуществляются областью самостоятельно в соответствии с налоговым законодательством.

Глава 3. Основы административно-территориального устройства области

     Статья 16. Административно-территориальное устройство области
     1. Административно-территориальное устройство есть территориальная организация области путем деления ее территории на части - административно-территориальные образования, представляющие единую систему, с целью оптимальной организации государственного управления.
     2. Административно-территориальное устройство области основывается на следующих принципах:
     - учета исторически сложившейся системы расселения населения и тенденций ее развития;
     - учета географического положения, размера территории, численности ее населения;
     - социально-экономического единства территории;
     - содействия рациональному использованию природных ресурсов и развитию социально-экономического потенциала территории;
     - учета границ муниципальных образований при установлении и изменении административно-территориальных границ;
     - учета исторических, национальных и иных местных традиций.
     3. Органы государственной власти области самостоятельно решают вопросы административно-территориального устройства области в соответствии с федеральным и областным законодательством.
     4. При возникновении споров по вопросам административно-территориального устройства области и невозможности разрешения их на основе согласительных процедур решение принимается в судебном порядке.

     Статья 17. Административно-территориальные образования в области
     1. Административно-территориальными образованиями в области являются поселения, объединения поселений, части поселений.
     Виды и статус административно-территориальных образований определяются законом области.
     2. Образование, преобразование и упразднение административно-территориальных образований, установление и изменение их границ и наименований осуществляются в порядке, предусмотренном законом области.

     Статья 18. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ и административно-территориальное устройство Иркутской области
     1. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ определяет вопросы территориальных взаимоотношений с областью на основе Договора с Иркутской областью и в соответствии с федеральным законом.
     2. Вопросы собственного административно-территориального устройства Усть-Ордынский Бурятский автономный округ решает самостоятельно.

     Статья 19. Областной центр Иркутской области
     1. Областным центром Иркутской области является город Иркутск.
     Областной центр является местом нахождения областных органов государственной власти и территориальных органов федеральных органов государственной власти.
     2. Статус областного центра, его взаимоотношения с областью, механизм компенсации городу Иркутску дополнительных затрат, связанных с осуществлением им функций областного центра, устанавливаются законом области.

Глава 4. Нормативно-правовая система области

     Статья 20. Понятие нормативно-правовой системы области
     1. Нормативно-правовую систему области образуют Устав области, областные законы и иные нормативные правовые акты областных органов государственной власти и органов местного самоуправления области договоры и соглашения области.
     Нормативно-правовая система области является частью нормативно-правовой системы Российской Федерации.
     2. Законы и иные областные нормативные правовые акты области издаются по вопросам совместного ведения Российской Федерации и области в соответствии и в развитие федерального законодательства, принятого в пределах полномочий Российской Федерации.
     Законы и иные областные нормативные правовые акты по вопросам исключительного ведения области принимаются областными органами государственной власти самостоятельно.
     3. Устав области, законы области и иные областные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты органов местного самоуправления подлежат государственной защите на территории области в соответствии с федеральным и областным законодательством.

     Статья 21. Устав области. Законы области
     1. Устав области является конституционным актом области, определяющим основы жизнедеятельности и развития области.
     2. Законы области принимаются в соответствии и в развитие Устава области и регламентируют важнейшие сферы жизнедеятельности области.

     3. Порядок принятия и обнародования Устава области и законов области определяется федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.

     Статья 22. Иные областные нормативные правовые акты

     1. Иные областные нормативные правовые акты, издаваемые Законодательным собранием, губернатором, администрацией области, иными исполнительными органами государственной власти области, входят в единую нормативно-правовую систему области и принимаются в соответствии и в развитие федерального и областного законодательства.
     Иные областные нормативные правовые акты не должны противоречить Уставу и законам области. В случае противоречия действуют законы области.
     2. Виды областных нормативных правовых актов устанавливаются Уставом и Законом области.

     Статья 23. Нормативные правовые акты местного самоуправления
     1. Нормативные правовые акты местного самоуправления являются составной частью единой нормативно-правовой системы области.
     2. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления принимаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами.

     См. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"

Глава 5. Законодательная власть области

     Статья 24. Законодательное собрание области
     1. Законодательное собрание области является постоянно действующим высшим и единственным однопалатным законодательным и представительным органом государственной власти области.

     2. Законодательное собрание состоит из 45 депутатов и избирается гражданами Российской Федерации, обладающими в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.
     З. Депутатом Законодательного собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, настоящим Уставом и законом области пассивным избирательным правом.

     См. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", Закон Иркутской области от 11 июля 2003 г. N 34-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного собрания Иркутской области"

     4. Порядок выборов депутатов Законодательного собрания устанавливается законом области в соответствии с федеральными законами и Уставом области.
     5. Полномочия Законодательного собрания прежнего созыва прекращаются с момента начала работы первой сессии Законодательного собрания нового созыва.
     6. Законодательное собрание обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

     Статья 25. Организация деятельности Законодательного собрания
     1. Законодательное собрание на свое первое, после выборов, заседание созывается председателем избирательной комиссии области прежнего созыва не позднее 20 дней после избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов Законодательного собрания. Губернатор вправе созвать Законодательное собрание нового созыва на первое заседание ранее указанного срока.

     2. Основной организационной формой деятельности Законодательного собрания являются сессии, состоящие из заседаний Законодательного собрания и проводимых между ними заседаний его комитетов и комиссий, публичных депутатских слушаний.
     Заседание Законодательного собрания правомочно при участии в его работе не менее двух третей от установленного числа депутатов Законодательного собрания.
     Сессии Законодательного собрания созываются председателем Законодательного собрания. В случае отсутствия установленного кворума Председатель Законодательного собрания повторно созывает сессию не ранее чем через 10 и не позднее чем через 20 дней.
     Внеочередная сессия Законодательного собрания созывается по требованию не менее одной трети депутатов Законодательного собрания либо по требованию губернатора, либо по требованию не менее двух третей органов местного самоуправления.

     3. Для ведения заседаний Законодательного собрания и осуществления внутриорганизационных полномочий Законодательное собрание избирает председателя Законодательного собрания и его заместителей. Количество заместителей председателя Законодательного собрания определяется Законодательным собранием.
     Председатель Собрания и его заместители подотчетны Законодательному собранию и могут быть им освобождены от должности.

     4. Законодательное собрание для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, отнесенных к его ведению, образует из числа депутатов постоянные комитеты и комиссии.
     Законодательное собрание в целях реализации своих полномочий может образовать временные комиссии и рабочие группы.
     Для осуществления контроля за исполнением областного бюджета, бюджетов государственных территориальных внебюджетных фондов и соблюдением установленного порядка распоряжения областной государственной собственностью Законодательное собрание образует Контрольно-счетную палату.

     5. Порядок организации и деятельности Законодательного собрания устанавливается законом области.
     Постановлением Законодательного собрания принимается Регламент Законодательного собрания и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности.

     Статья 26. Полномочия Законодательного собрания
     1. Законодательное собрание:
     а) принимает Устав области и поправки к нему;
     б) принимает законы области по предметам ведения области как субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий области;
     в) в пределах и формах, установленных настоящим Уставом и законами области, наряду с другими уполномоченными на то государственными органами осуществляет контроль:
     - за соблюдением и исполнением законов области;
     - за исполнением областного бюджета, исполнением бюджетов государственных территориальных внебюджетных фондов; ;
     - за соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью области;
     г) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.

     2. Законом области:
     а) утверждается областной бюджет и отчет о его исполнении, представленные Губернатором;
     б) устанавливается порядок организации и деятельности Законодательного собрания;
     в) определяются структура и порядок формирования администрации области;
     г) осуществляется регулирование вопросов организации местного самоуправления в области в случаях и порядке, установленных федеральными законами;
     д) устанавливается порядок проведения выборов депутатов Законодательного собрания;
     е) утратил силу;
     ж) в пределах полномочий, определенных федеральным законом устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории области;
     з) утверждаются программы социально-экономического развития области, представленные Губернатором;
     и) устанавливаются, изменяются или отменяются областные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством;
     к) утверждаются бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов; утверждаются отчеты об исполнении бюджетов государственных территориальных внебюджетных фондов;
     л) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью области, в том числе долями (паями, акциями) области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и юридических лиц иных организационно-правовых форм;
     м) определяются порядок и условия заключения, вступления в силу, исполнения и прекращения договоров и соглашений, заключаемых от имени области; утверждается заключение и расторжение договоров области;
     н) устанавливается порядок назначения и проведения областного референдума;
     о) устанавливается административно-территориальное устройство области и порядок его изменения;
     п) устанавливается система исполнительных органов государственной власти области;
     р) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области к ведению и полномочиям области как субъекта Российской Федерации.

     3. Постановлением Законодательного собрания:
     а) принимается Регламент Законодательного собрания;
     а(1)) оформляется решение о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями Губернатора по представлению Президента Российской Федерации в Порядке, предусмотренном федеральным законом и настоящим Уставом;
     б) в соответствии с федеральным законом оформляется решение об избрании члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Законодательного собрания;
     в) назначается дата выборов в Законодательное собрание;
     г) в случаях, предусмотренных законом области, назначается областной референдум;
     д) утверждается соглашение об изменении границ области;
     е) оформляется законодательная инициатива Законодательного собрания в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
     ж) по представлению Губернатора назначаются на должности судьи Уставного суда области и мировые судьи области;
     з) по представлению Губернатора согласовывается назначение на должность первого заместителя главы администрации области;
     и) совместно с Губернатором согласовывается назначение на должность прокурора области;
     к) согласовывается назначение на должность руководителей территориальных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом;
     л) назначается на должности и освобождается от должностей половина членов Избирательной комиссии области;
     м) назначаются на должности и освобождаются от должностей аудиторы Контрольно-счетной палаты области;
     н) принимается решение о самороспуске Законодательного собрания;
     о) принимается отставка Губернатора; констатируется досрочное прекращение полномочий Губернатора по иным основаниям;
     п) оформляется решение о недоверии (доверии) Губернатору по основаниям, установленным федеральным законом;
     р) оформляется решение о выражении недоверия первому заместителю главы администрации области;
     с) оформляются обращения в суды;
     т) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами области к ведению Законодательного собрания.
     4. Законодательное собрание вправе принимать обращения, заявления, декларации и иные акты.
     5. Законодательное собрание самостоятельно решает все вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области к его компетенции. Иные органы не вправе принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции Законодательного собрания.

     Статья 27. Принятие законов области и постановлений Законодательного собрания

     1. Право законодательной инициативы в Законодательном собрании принадлежит Губернатору, депутатам Законодательного собрания, Думе Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, главам муниципальных образований, представительным органам местного самоуправления, прокурору области, а также Уставному суду, областному суду, арбитражному суду, Уполномоченному по правам человека в области, Избирательной комиссии области, областному объединению профсоюзов в лице его выборных органов (конференции, совета объединения) по вопросам их ведения.
     Законопроекты, внесенные Губернатором по его предложению, рассматриваются Законодательным собранием в первоочередном порядке.
     Проекты законов области могут быть внесены в порядке народной законотворческой инициативы, осуществляемой в соответствии с законом области.
     Проекты законов, исходящие от государственных и общественных органов, не обладающих право законодательной инициативы, или от граждан, могут быть внесены в Законодательное собрание через государственные органы и лица, которые обладают правом законодательной инициативы.
     Проекты законов области рассматриваются не менее чем в двух чтениях.

     2. Проекты законов области о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, рассматриваются Законодательным собранием по представлению Губернатора либо при наличии его заключения. Указанные законопроекты, внесенные в Законодательное собрание иными субъектами права законодательной инициативы, в течение трех календарных дней со дня их поступления в Законодательное собрание направляются Губернатору для дачи заключения. Данное заключение представляется Губернатором в Законодательное собрание в течение тридцати календарных дней со дня получения соответствующего проекта закона области.
     Срок представления заключения Губернатора, установленный частью первой настоящего пункта, может быть увеличен на десять календарных дней в порядке, установленном законом области.
     3. Законы области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного собрания, если иное не предусмотрено федеральным законом.
     4. Постановления Законодательного собрания принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

     Статья 28. Обнародование и вступление в силу законов области
     1. Принятый закон области в течение 14 календарных дней направляется Губернатору области для обнародования.
     2. Губернатор области в течение 14 календарных дней с момента поступления принятого Законодательным собранием закона области обнародует его, удостоверив обнародование закона путем подписания.

     3. Принятый закон области до истечения срока, установленного для его обнародования, может быть отклонен и возвращен Губернатором в Законодательное собрание с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений. При повторном рассмотрении отклоненный Губернатором области закон может быть принят Законодательным собранием в прежней редакции в случае его одобрения большинством не менее двух третей от установленного числа депутатов Законодательного собрания. В этом случае Губернатор области обязан обнародовать его в течение пяти дней с момента поступления.
     4. Законы области вступают в силу после их официального опубликования.
     Законы области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять календарных дней после их официального опубликования.
     Законы области о налогах и сборах, об областном бюджете на очередной финансовый год вступают в силу в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации.

     Статья 29. Основы статуса депутата Законодательного собрания

     1. Депутаты Законодательного собрания осуществляют депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе либо путем совмещения депутатской деятельности с выполнением трудовых или служебных обязанностей по месту основной работы.
     Число депутатов Законодательного собрания, работающих на постоянной основе, устанавливается законом области.

     2. В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта Российской Федерации или государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы если иное не предусмотрено федеральным законом.
     В случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, депутат Законодательного собрания не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     3. Депутат Законодательного собрания при осуществлении депутатских полномочий не связан чьим-либо мнением и руководствуется своими убеждениями и интересами населения области.
     4. Депутат Законодательного собрания не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.
     5. Депутат Законодательного собрания обладает неприкосновенностью в соответствии с федеральным законом.

     См. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ

     6. В соответствии с федеральным законом депутат Законодательного собрания вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением им своих полномочий.

     См. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ

     7. Исключен.
     8. Права, обязанности и гарантии деятельности депутатов Законодательного собрания определяются федеральным законом и законом области.
     Закон об изменении установленных ранее прав, обязанностей и гарантий деятельности депутатов Законодательного собрания вступает в действие с момента начала работы Законодательного собрания нового созыва.

     Статья 30. Срок и основания прекращения полномочий депутата Законодательного собрания
     1. Полномочия депутата Законодательного собрания начинаются с момента его избрания и прекращаются с момента начала работы Законодательного собрания нового созыва.
     2. Полномочия депутата Законодательного собрания прекращаются досрочно в случаях:
     а) письменного заявления депутата о сложении полномочий (об отставке);
     б) Исключен;
     в) прекращения гражданства Российской Федерации;
     г) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом;
     д) признание депутата недееспособным решением суда, вступившего в законную силу;
     е) объявление депутата умершим решением суда, вступившем в законную силу;
     ж) смерти депутата;

     з) наступления обстоятельств, предусмотренных частью первой пункта 2 статьи 29 настоящего Устава;
     и) досрочного прекращения полномочий Законодательного собрания;
     к) лишения депутатского мандата в связи с неучастием в работе сессий Законодательного собрания в течение четырех месяцев подряд без уважительных причин;
     л) Исключен.
     3. Полномочия депутата Законодательного собрания досрочно прекращаются в случае направления депутатом письменного заявления о сложении депутатских полномочий (об отставке) с момента принятия Законодательным собранием соответствующего постановления. Отставка депутата констатируется постановлением Законодательного собрания, принимаемым без голосования.
     В случаях, предусмотренных подпунктами "б", "з" и "к" пункта 2 настоящей статьи, полномочия депутата Законодательного собрания досрочно прекращаются с момента принятия Законодательным собранием соответствующего постановления. Постановление о прекращении полномочий депутата принимается Законодательным собранием не позднее чем через один месяц с момента наступления указанных обстоятельств.
     Полномочия депутата Законодательного собрания считаются досрочно прекращенными в случае досрочного прекращения полномочий Законодательного собрания со дня вступления в силу правового акта о досрочном прекращении полномочий Законодательного собрания.
     По иным основаниям полномочия депутата Законодательного собрания досрочно прекращаются с момента наступления соответствующих событий либо совершения указанных действий и констатируются постановлением Законодательного собрания, принимаемым без голосования.

     Статья 31. Досрочное прекращение полномочий Законодательного собрания
     1. Полномочия Законодательного собрания могут быть прекращены досрочно в случаях:
     а) принятия Законодательным собранием области решения о самороспуске. Постановление о самороспуске Законодательного собрания принимается большинством не менее двух третей от установленного числа депутатов по инициативе не менее чем одной трети от установленного числа депутатов;
     б) роспуска Законодательного собрания Губернатором. В соответствии с федеральным законом Губернатор вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Законодательного собрания в случае принятия Законодательным собранием Устава области, закона области, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Уставу области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Законодательное собрание не устранило их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения;
     в) вступления в силу решения областного суда о неправомочности данного состава депутатов Законодательного собрания, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
     г) роспуска Законодательного собрания Президентом Российской Федерации в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

     См. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ

     2. В случае принятия решения о досрочном прекращении полномочий Законодательного собрания в соответствии с федеральным законом и законом области назначаются внеочередные выборы депутатов Законодательного собрания.

     См. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, Закон Иркутской области от 11 июля 2003 г. N 34-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного собрания Иркутской области"

Глава 6. Губернатор области. Исполнительная власть области

     Статья 32. Губернатор области
     1. Губернатор является высшим должностным лицом области и главой администрации области.
     2. Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями Губернатора по представлению Президента Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом и настоящим Уставом.
     Решение Законодательного собрания о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями Губернатора принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного собрания тайным голосованием и оформляется постановлением, принимаемым без голосования.

     См. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, Положение, утвержденное Указом Президента от 27 декабря 2004 г. N 1603

     3. Губернатором может быть гражданин Российской Федерации, достигший тридцати лет.
     Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями Губернатора на срок 5 лет.
     4. Губернатор не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта Российской Федерации или государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     5. Губернатор приносит торжественную присягу: "Вступая в должность губернатора Иркутской области, торжественно клянусь добросовестно исполнять обязанности губернатора, защищать интересы населения области, уважать и охранять права и свободы человека, соблюдать Конституцию Российской Федерации и Устав Иркутской области".
     Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Законодательного собрания, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Иркутской области, глав муниципальных образований области.

     Статья 33. Полномочия Губернатора

     1. Губернатор области:
     а) подписывает договоры и соглашения от имени области;
     б) в порядке, установленном федеральным законом, назначает члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя от администрации области;

     См. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ"

     в) обнародует законы области, удостоверяя их обнародование путем подписания законов, либо отклоняет их;
     г) распускает Законодательное собрание по основаниям и в порядке, установленном федеральным законом;
     д) вправе требовать созыва внеочередного заседания Законодательного собрания, а также созывать вновь избранное Законодательное собрание на первое заседание ранее срока, установленного для этого настоящим Уставом;
     е) ежегодно информирует Законодательное собрание о положении дел в области;
     ж) представляет Законодательному собранию кандидатуры для назначения на должности судей Уставного суда области и мировых судей области;
     з) по основаниям и в порядке, установленном федеральным законом, отрешает от должности глав муниципальных образований или глав местных администраций муниципальных образований, а также принимает иные меры в целях привлечения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления к ответственности перед государством;
     и) назначает половину членов Избирательной комиссии Иркутской области;
     к) утратил силу;
     л) совместно с Законодательным собранием согласовывает назначение на должность прокурора области;
     м) Исключен;
     н) награждает наградами области и присваивает почетные звания области;
     о) вносит в Законодательное собрание проекты областного бюджета и отчета о его исполнении, а также проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и отчетов об их исполнении;
     о(1)) вносит в Законодательное собрание проект закона о системе исполнительных органов государственной власти области;
     п) возглавляет администрацию области;
     р) формирует администрацию области в соответствии с законодательством области и принимает решение об отставке администрации области;
     с) назначает на должность с согласия Законодательного собрания первого заместителя главы администрации области. При согласовании с Законодательным собранием назначения на должность первого заместителя главы администрации области одна и та же кандидатура не может предлагаться Губернатором более двух раз;
     т) назначает и освобождает от должности заместителей главы администрации области, руководителей иных исполнительных органов государственной власти области, определяет их полномочия;
     у) рассматривает постановление Законодательного собрания о выражении недоверия первому заместителю главы администрации области и принимает по нему решение в порядке, предусмотренном настоящим Уставом;
     ф) определяет структуру исполнительных органов государственной власти области в соответствии с настоящим Уставом;
     х) учреждает и формирует совещательные и вспомогательные органы при Губернаторе области;
     ц) обращается в Конституционный Суд Российской федерации и в Уставный суд области в порядке, установленном законодательством;

     См. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ", Закон Иркутской области от 1 июня 2000 г. N 32-ОЗ "Об Уставном суде Иркутской области"

     ч) отчитывается перед населением области за исполнение своих полномочий.
     ш) обеспечивает координацию деятельности исполнительных органов государственной власти области с иными органами государственной власти области и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие исполнительных органов государственной власти области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.
     2. Губернатор как глава администрации области:
     а) представляет область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при осуществлении международных и внешнеэкономических связей;
     б) реализует право законодательной инициативы в Законодательном собрании;
     в) вправе участвовать в работе Законодательного собрания с правом совещательного голоса;
     г) вносит обязательные для рассмотрения Законодательным собранием заключения на проекты правовых актов;
     д) представляет в Законодательное собрание для утверждения в форме законов области программы социально-экономического развития области;
     е) учреждает и формирует совещательные и вспомогательные органы при администрации области;
     ж) обращается в суды (за исключением Конституционного Суда Российской Федерации и Уставного суда области) в порядке, установленном законодательством;
     з) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.

     См. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ

     3. Губернатор при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, настоящий Устав и законы области, а также исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
     4. Губернатор в пределах, установленных настоящим Уставом, самостоятельно решает все вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области к его компетенции. Иные органы не вправе принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции Губернатора.

     Статья 34. Временное исполнение обязанностей главы администрации области
     1. В период временного отсутствия Губернатора обязанности главы администрации области исполняет первый заместитель главы администрации области.
     2. Губернатор вправе установить иной порядок временного исполнения обязанностей главы администрации области.

     Статья 35. Прекращение полномочий Губернатора
     1. Полномочия Губернатора прекращаются в случае:
     а) истечения их срока;
     б) его смерти;
     в) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия Законодательным собранием;
     г) его отставки по собственному желанию;
     г(1)) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом;
     д) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
     е) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
     ж) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
     з) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
     и) утраты им гражданства Российской Федерации;
     к) утратил силу;
     л) утратил силу.
     2. Полномочия Губернатора, в связи с истечением их срока прекращаются в последний день срока полномочий.
     Решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора принимается Законодательным собранием по представлению Президента Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "в", "г(1)" пункта 1 настоящей статьи.
     Полномочия Губернатора в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г", "д" - "и" пункта 1 настоящей статьи, прекращаются досрочно с момента принятия Законодательным собранием по представлению Президента Российской Федерации постановления о досрочном прекращении полномочий Губернатора, принимаемого без голосования.
     Порядок прекращения полномочий Губернатора в случаях, указанных в под пунктах "в", "г(1)" пункта 1 настоящей статьи, устанавливается федеральным законом.
     3. В соответствии с федеральным законом Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности Губернатора на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями Губернатора, в случаях:
     а) досрочного прекращения полномочий Губернатора;
     б) временного отстранения Губернатора от должности в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом;
     в) отсутствия Законодательного собрания или его самороспуска;
     г) непринятия Законодательным собранием по представленной Президентом Российской Федерации кандидатуре Губернатора в установленный федеральным законом срок решения о ее отклонении или о наделении указанной кандидатуры полномочиями Губернатора;
     д) двукратного отклонения Законодательным собранием представленной кандидатуры (представленных кандидатур) на должность Губернатора.
     4. Временно исполняющий обязанности Губернатора не имеет права распускать Законодательное собрание, вносить предложения об изменении настоящего Устава.

     См. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ

     Статья 36. Выражение Законодательным собранием недоверия Губернатору
     1. В соответствии с федеральным законом Законодательное собрание вправе выразить недоверие Губернатору в случаях:
     а) издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу области, законам области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Губернатор не устранил указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
     б) установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава области и законов области, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.
     в) ненадлежащего исполнения Губернатором своих обязанностей.
     2. Решение Законодательного собрания о недоверни Губернатору принимается тайным голосованием двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.
     3. В соответствии с федеральным законом решение Законодательного собрания о недоверии Губернатору направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении Губернатора от должности.
     4. В соответствии с федеральным законом решение Президента Российской Федерации об отрешении Губернатора от должности влечет за собой отставку администрации области. В указанном случае администрация области продолжает действовать, до сформирования новой администрации области.

     См. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ

     Статья 37. Система исполнительных органов государственной власти области. Администрация области
     1. В области устанавливается система органов исполнительной власти области во главе с администрацией - постоянно действующим высшим органом исполнительной власти области.
     Структура исполнительных органов государственной власти области определяется постановлением Губернатора в соответствии с настоящим Уставом.
     Система исполнительных органов государственной власти области устанавливается и изменяется законом области по представлению Губернатора области.
     2. Администрация области состоит из Губернатора - главы администрации области, первого заместителя главы администрации области, заместителей главы администрации области, руководителей иных исполнительных органов государственной власти области.
     3. Администрация области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Устава, законов области и иных областных нормативных правовых актов на территории области.
     4. Администрация области обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
     5. Финансирование администрации области осуществляется за счет средств областного бюджета. Указанные средства предусматриваются в законе области об областном бюджете отдельной статьей.

     Статья 37(1). Иные исполнительные органы государственной власти области
     1. Иные исполнительные органы государственной власти области осуществляют отраслевое и межотраслевое управление, исполнительнораспорядительные, контрольные и иные функции.
     2. Иные исполнительные органы государственной власти области формируются администрацией области.
     Администрация области утверждает положения об иных исполнительных органах государственной власти области, устанавливает предельную численность их работников.
     3. Руководители иных исполнительных органов государственной власти области назначаются на должность и освобождаются от должности Губернатором.

     Статья 38. Основные полномочия администрации области
     1. Администрация области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития области, участвует в проведении единой государственной политики в сфере финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии и иных сферах деятельности.

     2. Администрация области:
     а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
     б) разрабатывает для представления Губернатором в Законодательное собрание проект областного бюджета, а также проекты программ социально-экономического развития области;
     в) обеспечивает исполнение областного бюджета, распоряжается средствами областного бюджета, за исключением средств, предусмотренных на содержание Законодательного собрания; организует реализацию программ социально-экономического развития области; готовит отчет об исполнении областного бюджета и отчеты о выполнении программ социально- экономического развития области для представления их Губернатором в Законодательное собрание;
     в(1)) формирует иные исполнительные органы государственной власти области;
     г) управляет и распоряжается собственностью области в соответствии с законами области, а также федеральной собственностью, переданной в управление области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
     д) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с федеральным законодательством и (или) законодательством области изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, настоящему Уставу, законам области и иным областным нормативным правовым актам, а также вправе обратиться по этим вопросам в соответствующий суд;

     е) заключает в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами соглашения с федеральными органами исполнительной власти о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;
     ж) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, настоящим Уставом и законами области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

     Статья 38*. Правовые акты Губернатора, администрации области и иных исполнительных органов государственной власти области
     1. Губернатор на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов области издает постановления и распоряжения. Губернатор издает постановления по вопросам, требующим нормативного правового регулирования, а также в иных случаях, установленных законами области.
     По организационным, оперативным и иным вопросам, не требующим нормативного правового регулирования, Губернатор издает распоряжения.

     См. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, Закон Иркутской области от 17 января 1997 г. N 4-ОЗ "О законах и иных областных правовых актах"

     2. Администрация области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов области, актов Губернатора издает постановления и распоряжения.
     Администрация области издает постановления по вопросам, требующим нормативного правового регулирования.
     По организационным, оперативным и иным вопросам, не требующим нормативного правового регулирования, администрация области издает распоряжения.
     Постановления и распоряжения администрации области подписываются Губернатором.
     3. Первый заместитель главы администрации области, заместители главы администрации области, иные исполнительные органы государственной власти области издают правовые акты в порядке и формах, определенных законом области.
     4. Акты Губернатора, администрации и иных исполнительных органов государственной власти области, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению на всей территории области.
     5. Акты Губернатора и администрации области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящему Уставу и законам области.
     Акты администрации области не должны противоречить актам Губернатора.
     Акты иных исполнительных органов государственной власти области не должны противоречить актам, указанным в частях первой и второй настоящего пункта.
     6. Правовые акты Губернатора, нормативные правовые акты администрации области и иных исполнительных органов государственной власти области направляются в Законодательное собрание в течение трех дней со дня их подписания.

     Статья 39. Выражение недоверия первому заместителю главы администрации области
     1. В случае установления фактов нарушения первым заместителем главы администрации области Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, настоящего Устава, законов области Законодательное собрание вправе выразить ему недоверие.
     Законодательное собрание рассматривает вопрос о выражении недоверия по инициативе не менее одной трети депутатов.
     Постановление о выражении недоверия принимается тайным голосованием большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Законодательного собрания.
     2. В случае выражения недоверия первому заместителю главы администрации области губернатор в месячный срок обязан отстранить первого заместителя главы администрации области от должности, либо мотивированно отклонить постановление Законодательного собрания.

Глава 7. Местное самоуправление в области

     Статья 40. Понятие и система местного самоуправления
     1. Местное самоуправление в области - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением области непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения области с учетом исторических и иных местных традиций.
     2. Систему местного самоуправления составляют выборные и другие органы местного самоуправления, а также формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.

     Статья 41. Правовая основа местного самоуправления
     1. Правовую основу местного самоуправления в области составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Устав, законы и иные нормативные правовые акты области, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
     2. Уставом муниципального образования определяются:
     а) наименование муниципального образования;
     б) перечень вопросов местного значения;
     в) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;
     г) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
     д) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;
     е) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
     ж) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;
     з) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
     и) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;
     к) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования;
     л) иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами области.

     Статья 42. Основные принципы местного самоуправления.
     Местное самоуправление основывается на принципах:
     - соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
     - гарантированности прав граждан на осуществление местного самоуправления, запрета на ограничение прав местного самоуправления;
     - самостоятельности и ответственности населения муниципального образования в решении вопросов местного значения;
     - организационной, экономической и финансовой самостоятельности;
     - недопустимости подчиненности одного муниципального образования другому;
     - государственной поддержки местного самоуправления;
     - ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством.

     Статья 43. Право граждан на участие в местном самоуправлении
     Право граждан на участие в местном самоуправлении включает в себя:
     - право непосредственно или через органы местного самоуправления участвовать в решении вопросов местного значения;
     - право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;
     - право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;
     - право отзывать избранных представителей;
     - право состоять на муниципальной службе;
     - право получения информации о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления;
     - судебную защиту права на участие в местном самоуправлении;
     - право участвовать в местном референдуме;
     - право на правотворческую инициативу;
     - иные права, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, настоящему Уставу и законам области.

     Законом Иркутской области от 5 июля 2005 г. N 41-ОЗ статья 44 настоящего Устава изложена в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Закона. До 1 января 2006 г. текст настоящей статьи применяется исключительно к правоотношениям, возникающим в силу требований статей 84 и 85 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

     Статья 44. Муниципальные образования области
     1. Муниципальными образованиями области являются городские и сельские поселения, городские округа, муниципальные районы.
     2. Границы муниципальных образований области устанавливаются и изменяются законами области в соответствии с требованиями федеральных законов.
     3. Преобразование муниципальных образований области осуществляется законами области в соответствии с федеральными законами.

     Статья 45. Предметы ведения местного самоуправления
     1. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

     2. Органы местного самоуправления муниципальных образований области вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами области, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и областного бюджета).

     Законом Иркутской области от 5 июля 2005 г. N 41-ОЗ статья 46 настоящего Устава изложена в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Закона. До 1 января 2006 г. текст настоящей статьи применяется исключительно к правоотношениям, возникающим в силу требований статей 84 и 85 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

     Статья 46. Органы местного самоуправления. Муниципальные должности
     1. Органы местного самоуправления муниципального образования области - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
     2. Структуру органов местного самоуправления муниципального образования области составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
     3. Муниципальная должность - должность, предусмотренная уставом муниципального образования области в соответствии с законом области, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования области, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
     4. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - законами области.

     Статья 47. Территориальное общественное самоуправление в области
     1. Территориальное общественное самоуправление в области осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
     2. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.
     3. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования области.

     Статья 48. Формы непосредственного осуществления населением области местного самоуправления и участия населения области в осуществлении местного самоуправления
     Формами непосредственного осуществления населением области местного самоуправления и участия населения области в осуществлении местного самоуправления в соответствии с федеральными законами являются:
     а) местный референдум;
     б) муниципальные выборы;
     в) голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления;
     г) голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
     д) сход граждан;
     е) правотворческая инициатива граждан;
     ж) территориальное общественное самоуправление;
     з) публичные слушания;
     и) собрание граждан;
     к) конференция граждан (собрание делегатов);
     л) опрос граждан;
     м) обращения граждан в органы местного самоуправления;
     н) иные формы, не противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам области.

     Статья 49. Экономическая основа местного самоуправления в области
     Экономическую основу местного самоуправления в области составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований области.

     Статья 50. Финансовая основа местного самоуправления

     1. Финансовую основу местного самоуправления составляют средства местного бюджета.

     2. Органы местного самоуправления устанавливают, изменяют или отменяют местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством.

     См. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"

     3. Утратил силу.

     Статья 51. Местный бюджет
     1. Муниципальное образование имеет самостоятельный бюджет. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством и уставом муниципального образования.

     См. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ"

     2. Доходы местного бюджета формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
     3. Органы государственной власти области в соответствии с установленной компетенцией осуществляют регулирование отношений между областным и местными бюджетами.

     Статья 52. Гарантии местного самоуправления
     1. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
     2. Местное самоуправление имеет право на судебную защиту своих прав.
     3. Ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами области, запрещается.
     4. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам местного значения в пределах своей компетенции принимают муниципальные правовые акты, обязательные для исполнения на всей территории муниципального образования.

     Статья 53. Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления
     1. Органы государственной власти области обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.
     2. Отношения органов государственной власти области и органов местного самоуправления строятся на принципах сотрудничества и самостоятельности в решении вопросов собственной компетенции.
     Органы государственной власти области определяют условия, порядок и формы взаимодействия с органами местного самоуправления на основе закона или договора.
     3. Органы местного самоуправления могут наделяться законом области отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
     Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям области на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

     Статья 54. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
     1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
     2. Утратил силу.
     3. Органы государственной власти области в соответствии с установленной компетенцией осуществляют контроль за соблюдением на территории области настоящего Устава и законов области органами местного самоуправления.
     4. Органы государственной власти области осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий в порядке, определенном в соответствии с федеральными законами законом области.
     5. Полномочия органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления могут быть прекращены досрочно по основаниям и в порядке, установленном федеральным законом.
     6. Исключен.

Глава 8. Государственная защита Устава области

     Статья 55. Органы, осуществляющие государственную защиту Устава области
     1. Целью государственной защиты Устава области является обеспечение соответствия областных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов местного самоуправления Уставу области.
     2. Государственную защиту Устава области осуществляют федеральные и областные государственные органы.
     Суды осуществляют судебную защиту Устава области, а органы прокуратуры - прокурорский надзор за исполнением Устава области в соответствии с федеральным законодательством.

     См. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"

     Статья 56. Уставный суд
     1. Уставный суд - судебный орган уставного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством уставного судопроизводства. Уставный суд входит в судебную систему Российской Федерации.
     2. Уставный суд:
     1) разрешает дела о соответствии Уставу области:
     а) областных законов, иных областных нормативных правовых актов, уставов муниципальных образований, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
     б) не вступивших в силу договоров и соглашений, заключенных от имени области;
     2) разрешает споры о компетенции:
     а) между органами государственной власти области;
     б) между органами государственной власти области и органами местного самоуправления;
     в) между органами местного самоуправления муниципальных образований;
     3) дает толкование Устава области;
     3. Уставный суд может принять к производству дела, вытекающие из содержания договора (соглашения) между органами государственной власти области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
     4. Уставный суд не рассматривает вопросы, отнесенные к компетенции других судов.
     5. Решение Уставного суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.
     6. Полномочия, порядок организации и деятельности Уставного суда. определяются Уставом области и законом области.

     Статья 57. Контрольно-счетная палата области
     Контрольно-счетная палата - орган, осуществляющий контроль за исполнением областного бюджета и соблюдением установленного порядка распоряжения областной государственной собственностью.
     Контрольно-счетная палата образуется Законодательным собранием и в своей деятельности подконтрольна и подотчетна ему.
     Порядок организации и деятельности Контрольно-счетной палаты определяется законом области.

Глава 9. Внесение поправок в Устав области

     Статья 58. Порядок пересмотра и внесения поправок в Устав области
     1. Устав области принимается Законодательным собранием области большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
     Поправки в Устав области вносятся законом области, принимаемым Законодательным собранием большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
     2. Предложения о пересмотре Устава области и о поправках к Уставу области могут вносить: губернатор, группа депутатов Законодательного собрания численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов, а также не менее одной трети глав муниципальных образований.
     3. Принятый Законодательным собранием Устав области либо закон области о внесении поправок в Устав области в течение 14 дней направляется Губернатору области для обнародования.
     4. Губернатор в течение 14 календарных дней с момента поступления принятого Законодательным собранием Устава области либо закона области о внесении поправок в Устав области обнародует его, удостоверив обнародование путем подписания.
     5. Принятый Устав области либо закон области о внесении поправок в Устав области до истечения срока, установленного для его обнародования, может быть отклонен и возвращен Губернатором в Законодательное собрание с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений. При повторном рассмотрении отклоненный губернатором Устав области либо закон области о внесении поправок в Устав может быть принят Законодательным собранием в прежней редакции в случае его одобрения большинством не менее трех четвертей от установленного числа депутатов Законодательного собрания. В этом случае губернатор области обязан обнародовать его в течение 5 дней с момента его поступления.
     6. Устав области либо закон области о внесении поправок в Устав области подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования законов области.

     Статья 59. Толкование Устава области
     Толкование Устава области дает Уставный суд области в порядке, предусмотренном законом области.

Глава 10. Заключительные и переходные положения

     Статья I
     1. Устав области вступает в силу на всей территории области по истечении 10 дней после его официального опубликования.
     2. Положения подпунктов "б","в" пункта 4 статьи 26,подпункта "а" пункта 1 статьи 33, части пункта 2 статьи 55 Устава области вступают в действие после издания соответствующих федеральных законов.
     Положения пункта 2 и 3 статьи 44 Устава области вступают в действие в порядке, установленном законами области об организации местного самоуправления.
     Положения статей 36 и 59 Устава области о предоставлении заключения Уставной палаты вступают в силу с момента ее формирования.
     3. Утратил силу.

     Статья II
     Законы области и иные областные нормативные правовые акты, действовавшие в области до вступления в силу Устава области, применяются в части, не противоречащей Уставу области.

     Статья III
     1. Губернатор области осуществляет полномочия, установленные Уставом области, до истечения срока, на который он был избран.
     Законодательное собрание первого созыва сохраняет свои полномочия в течение срока, закрепленного пунктом 2 статьи 24 Устава.
     2. Должностные лица администрации области сохраняют свои полномочия до истечения срока полномочий губернатора.
     3. Полномочия членов Региональной избирательной комиссии сохраняются до формирования новой Региональной избирательной комиссии в соответствии с Законом области.
     4. Уставная и Контрольно-счетная палаты области формируются не позднее трех месяцев со дня вступления в силу законов области, определяющих их статус.
     5. Полномочия мэров, старост городов, районов, поселков, иных поселений сохраняются до истечения срока, на который они были избраны.
     Полномочия депутатов представительных органов местного самоуправления сохраняются до назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в соответствии с Законом Иркутской области "О местном самоуправлении".

Губернатор Иркутской области  Ю.А.Ножиков

 

 Copyright В© ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.