Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Устав Костромской области

Устав Костромской области
(принят Костромской областной Думой 29 июня 1995 г.)
(с изменениями от 14 сентября 1995 г., 1 апреля 1996 г., 3 февраля 1997 г., 29 января 1999 г., 20 июля, 27 октября 2000 г., 9 июня, 25 июня 2003 г., 24 февраля, 20 октября , 30 декабря 2004 г., 31 января, 11, 28 апреля 20 июня, 22 ноября 2005 г., 25 января, 3 апреля, 12 июля 2006 г.)

Костромская областная Дума, выражая интересы населения, проживающего на территории области, осознавая свою ответственность за его судьбу, в целях утверждения прав и свобод человека и гражданина, создания условий для развития культуры и экономики области, обеспечения достойной жизни и социальной защищенности людей, уважая многовековые традиции и историю Костромской земли, трудовые и ратные свершения костромичей, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, российского законодательства, действуя в рамках своих полномочий, принимает настоящий Устав.

Раздел I. Конституционно-правовой статус области

     Статья 1. Костромская область - субъект Российской Федерации
     Костромская область - государственно-территориальное образование Российской Федерации, являющееся равноправным и неотделяемым ее субъектом.
     Единственным источником власти в области являются граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории области. Они осуществляют власть непосредственно: на референдумах, свободных выборах, собраниях (сходах) и конференциях, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

     Статья 2. Органы государственной власти в Костромской области
     Государственная власть в области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством на основе разделения властей на законодательную (представительную), исполнительную и судебную.
     Систему органов государственной власти Костромской области составляют:
     1) законодательный (представительный) орган государственной власти Костромской области - Костромская областная Дума;
     2) высший исполнительный орган государственной власти Костромской области - администрация Костромской области;
     3) органы исполнительной власти, образуемые в соответствии с настоящим Уставом и законами Костромской области.
     Судебная власть на территории области осуществляется соответствующими судами.

     Статья 3. Права, свободы, государственные гарантии и обязанности граждан в Костромской области
     Органы государственной власти совместно с органами местного самоуправления области обязаны защищать жизнь и здоровье, честь, достоинство, права и свободы человека и гражданина.
     Права, свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл и содержание деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
     На территории области человек и гражданин обладают всеми правами и свободами, несут равные обязанности, определенные Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством, а также нормами международного права.
     Лица, постоянно или преимущественно проживающие, или временно находящиеся на территории области, обязаны:
     соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральное и областное законодательство, нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
     сохранять природу и окружающую среду, историческое и культурное наследие области;
     не нарушать права, свободы других лиц;
     платить законно установленные налоги и сборы, нести иные обязанности перед обществом и государством.
     Защита Отечества является долгом и обязанностью каждого гражданина.

     Статья 4. Устав (Основной закон) Костромской области
     Настоящий Устав является Основным законом области, обладающим высшей юридической силой по отношению к законам и иным нормативным правовым актам области, которые не могут противоречить Уставу.
     В Уставе области закрепляются конституционно-правовой статус области, ее административно-территориальное устройство, права, свободы и обязанности граждан, функции и полномочия органов государственной власти области и органов местного самоуправления, порядок их образования, формы участия граждан в осуществлении власти; иные положения, не противоречащие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

     Статья 5. Взаимодействие Костромской области и Российской Федерации
     В соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом Костромская область:
     1) содействует реализации полномочий, относящихся к ведению Российской Федерации;
     2) осуществляет полномочия, отнесенные к предметам совместного ведения Российской Федерации и области;
     3) вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации и области область обладает всей полнотой государственной власти.
     Органы государственной власти области строят свои взаимоотношения с федеральными органами государственной власти и входящими в их систему территориальными органами на основе сотрудничества и координации действий при соблюдении принципа самостоятельности в решении вопросов, входящих в их компетенцию.

     Статья 6. Предметы ведения Костромской области
     В ведении Костромской области находятся:
     1) правовое регулирование по вопросам ведения области и совместного ведения Российской Федерации и области;
     2) административно-территориальное устройство области;
     3) осуществление мер по защите прав и свобод человека и гражданина на территории области;
     4) установление системы органов государственной власти области, порядка их организации и деятельности;
     5) формирование органов государственной власти области;
     6) государственная собственность области, владение, пользование и распоряжение ею;
     7) областной бюджет, областные налоги и сборы, областные внебюджетные, целевые бюджетные и валютные фонды;
     8) организация и осуществление межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
     9) вопросы землепользования в соответствии с действующим законодательством;
     10) осуществление мер по социальной защите населения;
     11) осуществление мер по защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях;
     12) правовое регулирование отношений в области местного самоуправления согласно полномочиям, установленным федеральным законом;
     13) областные энергетические, транспортные, информационные и иные системы жизнеобеспечения;
     14) международные и внешнеэкономические связи области в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации;
     15) организация государственной гражданской службы области;
     16) архивы области;
     17) награды и почетные звания области;
     18) иные вопросы, отнесенные к ведению области Уставом области, федеральным и областным законодательством.

     Статья 7. Законодательство Костромской области и пределы его действия
     Устав области, кодексы, законы области, нормативные правовые акты областной Думы, администрации области, главы администрации (губернатора) области, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения на территории области.
     По предметам совместного ведения Российской Федерации и Костромской области область принимает кодексы, законы и иные нормативные правовые акты. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты Костромской области подлежат приведению в соответствие с принятым федеральным законом в течение трех месяцев, если иной срок не установлен федеральным законом.
     Вне предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения область осуществляет собственное правовое регулирование посредством принятия Устава области, кодексов, законов и иных нормативных правовых актов.
     В случае противоречия между законом, иным нормативным правовым актом области и федеральным законом, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и Костромской области, действует федеральный закон.
     В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом области, принятым вне предметов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и области, действует нормативный правовой акт области.
     В случае возникновения разногласий по вопросам разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти области они разрешаются с использованием согласительных процедур или посредством обращения в Конституционный Суд Российской Федерации.

     Статья 8. Местное самоуправление в Костромской области
     В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Костромской области гарантируется местное самоуправление. В пределах своих полномочий местное самоуправление самостоятельно.

     Статья 9. Образование Костромской области
     Костромская область образована Указом Президиума Верховного Совета СССР "Об образовании Костромской области в составе РСФСР" от 13 августа 1944 года N 801/1.

     Статья 10. Статус Костромской области
     Статус области определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом. Его изменение может быть произведено по взаимному согласию Российской Федерации и области на основании федерального конституционного закона.
     Границы области не могут быть изменены без ее согласия.
     Костромская область имеет свой герб, флаг и гимн. Описание герба, флага и гимна Костромской области, порядок их официального использования устанавливаются законами Костромской области.
     Административным центром области является город Кострома. Статус административного центра области определяется законом Костромской области.

     Статья 11. Административно-территориальное устройство Костромской области
     Костромская область самостоятельно решает вопросы административно-территориального устройства.
     Порядок образования, объединения, преобразования административно-территориальных единиц, изменения их границ и наименований, наименование и переименование населенных пунктов определяются и осуществляются в соответствии с федеральным и областным законодательством органами государственной власти области и органами местного самоуправления с учетом мнения населения.
     В состав Костромской области входят:
     районы: Антроповский, Буйский, Вохомский, Галичский, Кадыйский, Кологривский, Костромской, Красносельский, Макарьевский, Мантуровский, Межевской, Нейский, Нерехтский, Октябрьский, Островский, Павинский, Парфеньевский, Поназыревский, Пыщугский, Солигаличский, Судиславский, Сусанинский, Чухломский, Шарьинский;
     города: Буй, Волгореченск, Галич, Кострома, Мантурово, Нея, Нерехта, Шарья;
     города в районах: Кологрив, Макарьев, Солигалич, Чухлома, а также - поселки, сельские населенные пункты, иные территориальные образования, исходя из исторически сложившегося расселения, социально-экономических и культурных связей, в целях осуществления прав граждан на местное самоуправление.

     Статья 12. Муниципальные образования в Костромской области
     В составе Костромской области находятся муниципальные образования:
     - город Буй, город Волгореченск, город Галич, город Кострома, город Мантурово, город Шарья;
     - город Нерехта и Нерехский район, город Нея и Нейский район;
     - Антроповский район, Буйский район, Вохомский район, Галичский район, Кадыйский район, Кологривский район, Костромской район, Красносельский район, Макарьевский район, Мантуровский район, Межевской район, Октябрьский район, Островский район, Павинский район, Парфеньевский район, Поназыревский район, Пыщугский район, Солигаличский район, Судиславский район, Сусанинский район, Чухломский район, Шарьинский район.
     В соответствии с федеральным законодательством на территории Костромской области образуются муниципальные образования, которые наделяются статусом:
     1) сельских поселений;
     2) городских поселений;
     3) муниципальных районов;
     4) городских округов.
     Образование, преобразование муниципальных образований, наделение их соответствующим статусом, установление административного центра, границ муниципальных образований и их изменение осуществляется законами области.

Раздел II. Народовластие в Костромской области

     Статья 13. Формы непосредственной демократии в Костромской области
     На территории области обеспечивается реализация прав граждан Российской Федерации на участие во всех формах непосредственной демократии, предусмотренных федеральным и областным законодательством.
     Высшим непосредственным выражением народовластия в Костромской области являются референдум Костромской области, местный референдум в муниципальном образовании, демократические, периодические и свободные выборы депутатов Костромской областной Думы, депутатов представительных (выборных) органов местного самоуправления и глав муниципальных образований. Они проводятся в соответствии с федеральными законами, Кодексом о референдумах в Костромской области, Избирательным кодексом Костромской области, уставами муниципальных образований.
     Население области реализует право на участие в решении вопросов местного значения на собраниях (сходах), конференциях граждан в порядке, установленном законодательством области, уставами муниципальных образований, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

     Статья 14. Избирательная система в Костромской области
     Референдумы и выборы в Костромской области проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права, права на участие в референдуме, при тайном голосовании.
     Обеспечение реализации и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществление подготовки и проведения выборов и референдумов в Костромской области возлагаются на избирательные комиссии, комиссии референдума, которые в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Статус, полномочия и порядок формирования избирательных комиссий, комиссий референдума устанавливаются федеральными законами, Избирательным кодексом Костромской области, Кодексом о референдумах в Костромской области, законами Костромской области, уставами муниципальных образований.
     Государственным органом Костромской области, осуществляющим подготовку и проведение референдума Костромской области, выборов депутатов Костромской областной Думы, а также другие полномочия в соответствии с установленной компетенцией является избирательная комиссия Костромской области, формируемая на паритетных началах Костромской областной Думой и главой администрации Костромской области в составе 14 членов комиссии, сроком на четыре года, действующая на постоянной основе и обладающая правами юридического лица.

     Статья 15. Референдум Костромской области
     Непосредственное (прямое) волеизъявление граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории Костромской области, по важным вопросам государственного значения осуществляется через законодательно установленную процедуру тайного голосования на референдуме Костромской области.
     На референдум Костромской области могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Костромской области, а также вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и Костромской области, которые не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
     Вопросы, выносимые на референдум Костромской области, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод, противоречить законодательству Российской Федерации.
     Вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум Костромской области, определяются в соответствии с федеральным законодательством Кодексом о референдумах в Костромской области.
     Право инициативы проведения референдума Костромской области принадлежит: гражданам Российской Федерации, достигшим возраста 18 лет, постоянно или преимущественно проживающим на территории Костромской области, а также избирательным объединениям, общественным объединениям, отвечающим условиям, определенным федеральным законом и Кодексом о референдумах в Костромской области.
     Для назначения референдума Костромской области необходимы подписи граждан в поддержку данной инициативы в количестве 2 процентов от числа граждан, имеющих право на участие в референдуме Костромской области.
     Референдум считается состоявшимся, если в нем приняло участие не менее пятидесяти процентов участников референдума от числа внесенных в списки участников референдума. Решение по вопросу, вынесенному на референдум, считается принятым, если за него проголосовало не менее половины граждан, принявших участие в референдуме.
     Решение, принятое на референдуме Костромской области, не нуждается в дополнительном утверждении каким-либо органом государственной власти, должностным лицом, действует на территории всей Костромской области, обязательно для исполнения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами. Оно может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на референдуме Костромской области, но не ранее двух лет после его принятия либо признано недействительным в судебном порядке.

     Статья 16. Гражданская законодательная и правотворческая инициатива
     Граждане реализуют право на законодательную, правотворческую инициативу в области путем внесения проектов законов области, иных нормативных правовых актов в Костромскую областную Думу, проектов нормативных правовых актов в представительный (выборный) орган местного самоуправления в порядке, установленном законодательством области, уставом муниципального образования.
     Проекты законов и иных нормативных правовых актов, внесенные гражданами в порядке законодательной и правотворческой инициативы в органы государственной власти и органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению с участием представителей населения, а результаты рассмотрения обязательному опубликованию.

Раздел III. Законодательная (представительная) государственная власть
     Костромской области - Костромская областная Дума

     Статья 17. Костромская областная Дума - законодательный орган Костромской области
     Костромская областная Дума - постоянно действующий высший и единственный законодательный (представительный) орган государственный власти Костромской области. Она является юридическим лицом, имеет печать с изображением герба Костромской области. Костромская областная Дума - правопреемник Костромского областного Совета народных депутатов.
     Областная Дума решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. Расходы на обеспечение деятельности областной Думы определяются ею самостоятельно и предусматриваются отдельной строкой в областном бюджете.
     Областная Дума избирается сроком на 5 лет. Она состоит из 36 депутатов, которые избираются населением области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 18 депутатов областной Думы избираются по одномандатным избирательным округам, 18 - по областному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за областные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

     Статья 18. Статус депутата Костромской областной Думы и гарантии депутатской деятельности и неприкосновенности
     Статус депутата Костромской областной Думы и гарантии депутатской деятельности в соответствии с федеральным законодательством определяется настоящим Уставом, и законодательством области.
     Депутат областной Думы может осуществлять свои полномочия как на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности.
     В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности Костромской области или государственные должности государственной службы Костромской области, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
     Если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     Депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.
     Число депутатов, работающих на постоянной профессиональной основе, устанавливается Законом Костромской области "О Костромской областной Думе".
     В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.
     Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом. Депутат вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением им своих полномочий.
     Депутат областной Думы имеет право на обращение, внесение депутатского запроса, внеочередного приема руководителями, другими должностными лицами органов государственной власти области, органов местного самоуправления, организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности.

     Статья 19. Правомочность и порядок деятельности областной Думы
     Областная Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
     Срок полномочий областной Думы заканчивается в день проведения первого заседания областной Думы, избранной в правомочном составе.
     Областная Дума нового созыва собирается на первое заседание на двадцатый день после официального опубликования общих итогов выборов.
     Порядок деятельности и правомочность областной Думы устанавливаются законом области "О Костромской областной Думе" и Регламентом областной Думы.

     Статья 20. Председатель и заместители председателя Костромской областной Думы
     Областная Дума из числа депутатов избирает председателя областной Думы и его заместителей.
     Председатель Думы и его заместители подотчетны областной Думе и могут быть освобождены от должности путем тайного голосования на ее заседании. Порядок внесения предложений об избрании, освобождении от должности председателя и заместителей председателя областной Думы определяется законом области и Регламентом областной Думы.
     Председатель областной Думы:
     1) представляет областную Думу во взаимоотношениях с федеральными органами, другими субъектами Российской Федерации, а также на территории области;
     2) созывает и ведет заседания областной Думы;
     3) подписывает постановления областной Думы;
     4) председательствует на заседании Совета областной Думы;
     5) руководит аппаратом областной Думы;
     6) назначает и освобождает от должности работников аппарата областной Думы;
     7) оказывает содействие депутатам областной Думы в осуществлении ими своих полномочий;
     8) открывает и закрывает расчетные счета областной Думы в банках и является распорядителем по этим счетам;
     9) решает иные вопросы, которые возложены на него законодательством области.
     По вопросам своей компетенции председатель областной Думы издает распоряжения.
     Заместители председателя областной Думы выполняют функции в соответствии с распределением обязанностей, установленных Регламентом областной Думы, и поручениями ее председателя.
     Председатель, заместители председателя регулярно, но не реже одного раза в год отчитываются перед областной Думой об исполнении своих обязанностей.

     Статья 21. Рабочие органы областной Думы
     Областная Дума для реализации своих полномочий образует из числа депутатов Совет областной Думы, комитеты (постоянные комиссии) областной Думы, регистрирует депутатские объединения, создает временные комиссии и рабочие группы, имеет аппарат.
     Структура, порядок формирования, полномочия и организация деятельности Совета областной Думы, комитетов (постоянных комиссий), депутатских объединений, временных комиссий и рабочих групп устанавливаются соответствующими положениями о них.
     Временные комиссии и рабочие группы возглавляют депутаты областной Думы, в них могут включаться соответствующие специалисты.

     Статья 22. Формы реализации полномочий областной Думы
     Областная Дума реализует свои полномочия путем законодательной деятельности, осуществления контрольных и иных функций.
     Порядок подготовки, внесения и рассмотрения вопросов на заседании областной Думы, образования ее органов, заслушивания отчетов об их работе, рассмотрения запросов Костромской областной Думы, проектов постановлений областной Думы, порядок голосования, другие вопросы организации работы Думы и ее органов, а также ответственность депутатов за систематическое неучастие в работе заседаний областной Думы и ее органов без уважительной причины определяются законом области и регламентом областной Думы.

     Статья 23. Полномочия областной Думы
     Областная Дума осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Костромской области, предметам совместного ведения Российской Федерации и Костромской области в пределах конституционных полномочий Костромской области - субъекта Российской Федерации.
     Костромская областная Дума:
     1) принимает Устав, кодексы и законы области, постановления областной Думы;
     2) вносит изменения в Устав, кодексы и законы области, постановления областной Думы;
     3) дает толкование Устава, кодексов и законов области, постановлений областной Думы.
     4) устанавливает и изменяет административно-территориальное устройство области, утверждает соглашения об изменении границ области;
     5) по представлению главы администрации области утверждает областной бюджет и отчет о его исполнении, при необходимости, вносит изменения в бюджет;
     6) утверждает прогноз социально-экономического развития области на соответствующий год, программы развития области, программу социально-экономического развития области и областные целевые программы;
     7) устанавливает налоги, сборы, ставки платежей (в том числе за использование земельных участков), установление которых отнесено действующим законодательством к компетенции представительного (законодательного) органа государственной власти области, а также порядок их взимания;
     8) устанавливает нормативы отчислений регулирующих доходов и налогов в бюджеты муниципальных образований, а также размер дотаций и субвенций при несбалансированности бюджетов;
     9) устанавливает порядок образования и деятельности внебюджетных, целевых бюджетных и валютных фондов области, утверждает их бюджеты, заслушивает отчеты о расходовании средств этих фондов;
     10) осуществляет правовое регулирование земельных правоотношений в соответствии с федеральным законодательством;
     11) объявляет находящиеся на территории области природные, предметные и иные объекты, имеющие историческую, экологическую, культурную и научную ценность, охраняемыми памятниками истории, природы, культуры;
     12) устанавливает в соответствии с законодательством Российской Федерации порядок охраны и использования объектов исторического, природного и культурного наследия на территории области;
     13) определяет порядок управления и распоряжения государственной собственностью области и порядок передачи областной собственности в муниципальную собственность, осуществляет контроль за распоряжением областной собственностью;
     14) осуществляет законодательное регулирование приватизации государственного имущества Костромской области и контроль за ее проведением;
     15) осуществляет законодательное регулирование референдума Костромской области, выборов депутатов Костромской областной Думы, местных референдумов в Костромской области, выборов депутатов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления в пределах полномочий, определенных федеральными законами;
     15.1.) принимает решение о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями главы администрации (губернатора) Костромской области;
     16) учреждает областные награды и почетные звания;
     17) устанавливает ответственность за нарушение, неисполнение и ненадлежащее исполнение законодательства области;
     18) по представлению главы администрации области устанавливает систему исполнительных органов государственной власти области, структуру администрации области, порядок ее формирования, согласовывает назначение первого заместителя главы администрации области, который исполняет обязанности главы администрации области в его отсутствие;
     19) образует контрольно-счетную палату Костромской областной Думы;
     20) в пределах собственных полномочий определяет порядок деятельности органов местного самоуправления;
     21) утверждает заключение и расторжение договоров Костромской области в порядке, установленном законом области;
     22) в порядке и случаях, определенных федеральным законодательством и настоящим Уставом, принимает решение о недоверии главе администрации области, первого заместителя главы, в назначении которого на должность областная Дума принимала участие;
     23) назначает на должность мировых судей;
     24) согласовывает назначение на должность прокурора области, назначает членов квалификационной коллегии судей области - представителей общественности, избирает членов квалификационной комиссии при адвокатской палате области - представителей областной Думы;
     25) на паритетных началах с главой администрации области назначает членов избирательной комиссии области;
     26) избирает, а также принимает решение о досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации - представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от областной Думы, а также согласовывает назначение и досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации - представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от администрации области в соответствии с федеральным законом;
     26.1) вправе направить запрос к любым органам, их должностным лицам, организациям, расположенным на территории Костромской области, должностным лицам Костромской области, по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц;
     27) одобряет проект договора о разграничении полномочий;
     28) в порядке и случаях, предусмотренных федеральными законами, принимает участие в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
     29) осуществляет иные полномочия, определенные федеральным законодательством и законодательством Костромской области.

     Статья 24. Контрольные функции областной Думы
     Областная Дума самостоятельно или через создаваемые ею органы осуществляет контроль за:
     1) исполнением законов и иных нормативных правовых актов области, принимаемых областной Думой;
     2) исполнением бюджета области, использованием кредитных ресурсов и ассигнований из бюджета Российской Федерации, средств внебюджетных, целевых бюджетных и валютных фондов области;
     3) выполнением прогноза социально-экономического развития области, программ развития области;
     4) соблюдением установленного порядка распоряжением собственностью области, федеральной и иной собственностью, переданной в управление областью;
     5) осуществлением иных контрольных функций в соответствии с федеральным и областным законодательством.

     Статья 25. Контрольно-счетная палата Костромской областной Думы
     Контрольно-счетная палата областной Думы является органом государственного контроля, созданным областной Думой, и ей подотчетный.
     Контрольно-счетная палата действует на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности. Ее образование и деятельность ведутся в соответствии с законом Костромской области.

     Статья 26. Право законодательной инициативы
     Право законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принадлежит областной Думе, членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Костромской области.
     Право законодательной инициативы в Костромской областной Думе принадлежит депутатам областной Думы, комитетам (постоянным комиссиям), депутатским объединениям областной Думы, главе администрации области, представительным (выборным) органам местного самоуправления муниципальных образований, федерации организаций профессиональных союзов Костромской области, организациям и отделениям общероссийских, межрегиональных общественных объединений, областным (региональным) общественным объединениям, зарегистрированным и действующим на территории области в соответствии с федеральным и областным законодательством, гражданам, собравшим подписи не менее пяти тысяч жителей области, обладающих избирательным правом, а также областному суду, Арбитражному суду Костромской области, прокурору области, избирательной комиссии Костромской области по вопросам их ведения.
     Проекты законов, поступившие от субъектов законодательной инициативы, подлежат рассмотрению областной Думой в соответствии с законодательством области.

     Статья 27. Гарантии защиты прав и интересов Костромской области
     Областная Дума в целях защиты прав и интересов Костромской области вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о толковании Конституции Российской Федерации, а также с запросами о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации.
     Областная Дума вправе обращаться в другие суды Российской Федерации по вопросам обжалования актов и решений, принятых органами государственной власти области, а также их должностными лицами.
     Областная Дума в порядке, установленном федеральным конституционным законом рассматривает поправки к Конституции Российской Федерации, проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, одобряет их либо направляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации свои возражения.
     Дума вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с вопросом о толковании Конституции Российской Федерации.

     Статья 28. Досрочное прекращение полномочий областной Думы
     Полномочия областной Думы могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:
     1) принятия областной Думой решения о самороспуске. Решение о самороспуске до истечения срока полномочий принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Думы;
     2) роспуска областной Думы главой администрации (губернатором) области в случае принятия ею Устава (Основного закона) Костромской области, закона Костромской области, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Уставу области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а областная Дума не устранила их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения;
     З) роспуска областной Думы Президентом Российской Федерации в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом;
     4) вступления в силу решения областного суда о неправомочности данного состава депутатов областной Думы, в том числе и в связи со сложением депутатами своих полномочий.
     В случае досрочного прекращения полномочий областной Думы в соответствии с федеральным законом, Уставом и законом области назначаются внеочередные выборы в областную Думу, которые проводятся не позднеечем через 120 дней со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий областной Думы.

     Статья 29. Постоянные представительства органов государственной власти области
     Областная Дума совместно с администрацией области может создавать постоянные представительства при федеральных органах государственной власти, а также в субъектах Российской Федерации. Руководители представительства назначаются постановлением областной Думы и постановлением главы администрации (губернатора) области.

Раздел IV. Исполнительная государственная власть Костромской области

     Статья 30. Система органов исполнительной власти Костромской области
     В Костромской области формируется и действует система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти области - администрацией Костромской области. Систему органов исполнительной власти составляют администрация Костромской области, возглавляемая высшим должностным лицом главой администрации (губернатором) области; органы исполнительной власти - департаменты, управления, службы, комитеты, инспекции, отделы.
     Высший исполнительный орган государственной власти Костромской области возглавляет глава администрации (губернатор) области, являющийся высшим должностным лицом Костромской области. Наименование должности "глава администрации области" и "губернатор области" - равнозначны.
     Администрация области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти области, правопреемником исполнительного комитета Костромского областного Совета народных депутатов. По предметам совместного ведения Российской Федерации и Костромской области органы исполнительной власти области входят в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
     Администрация области в пределах своей компетенции на территории Костромской области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федерального и областного законодательства.
     Структура исполнительных органов государственной власти Костромской области определяется главой администрации (губернатором) Костромской области в соответствии с настоящим Уставом.
     Финансирование администрации области и возглавляемых ею органов исполнительной власти осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных в нем отдельной строкой.
     Администрация области обладает правами юридического лица, имеет печать с изображением герба Костромской области.

     Статья 31. Глава администрации (губернатор) Костромской области
     Администрацию Костромской области возглавляет глава администрации (губернатор) Костромской области - высшее должностное лицо Костромской области, который руководит ее деятельностью на принципах единоначалия.
     Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями главы администрации (губернатора) Костромской области сроком на пять лет по представлению Президента Российской Федерации областной Думой в порядке, предусмотренном федеральным законом и настоящим Уставом.
     Главой администрации (губернатором) Костромской области может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет.
     При вступлении в должность глава администрации (губернатор) Костромской области на заседании областной Думы приносит следующую присягу:
     "Клянусь верно служить населению области, добросовестно и честно выполнять высокие обязанности главы администрации (губернатора) Костромской области, уважать и защищать права и свободы человека и гражданина, строго соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральное законодательство, Устав (Основной закон) Костромской области и законодательство Костромской области".
     Глава администрации (губернатор) Костромской области не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности Костромской области, государственные должности государственной службы Костромской области, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

     Статья 31.1. Порядок наделения гражданина Российской Федерации полномочиями главы администрации (губернатора) Костромской области
     В соответствии с федеральным законом предложение о кандидатуре главы администрации (губернатора) Костромской области вносится Президентом Российской Федерации в областную Думу не позднее чем за 35 дней до истечения срока полномочий главы администрации (губернатора) Костромской области.
     Областная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру главы администрации (губернатора) Костромской области в течение 14 дней со дня внесения представления.
     Решение областной Думы о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями главы администрации (губернатора) Костромской области считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов областной Думы.

     Статья 32. Полномочия главы администрации Костромской области
     Глава администрации Костромской области:
     1) осуществляет меры по обеспечению законных прав и интересов граждан;
     2) представляет область в отношениях с федеральными органами государственной власти, иными субъектами Российской Федерации, зарубежными государствами, а также в отношениях с органами местного самоуправления, общественными объединениями, от имени Костромской области подписывает с ними договоры и соглашения;
     3) представляет на утверждение областной Думы прогноз социально-экономического развития области, программы развития области, программу социально-экономического развития области и областные целевые программы, бюджеты, отчеты об их исполнении, вносит одновременно с проектом закона области о бюджете области прогнозный план приватизации имущества области;
     4) осуществляет руководство гражданской обороной на территории Костромской области, а также подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     5) обладает правом законодательной инициативы в областной Думе;
     6) в соответствии с законодательством области формирует администрацию области и принимает решение об отставке администрации области;
     6.1) в соответствии с системой органов исполнительной власти Костромской области определяет структуру этих органов;
     7) назначает на должность и освобождает от должности руководителей органов исполнительной власти области, принимает меры поощрения и наказания к назначенным им должностным лицам;
     8) согласовывает с соответствующими федеральными органами назначение на должность и освобождение от должности руководителей территориальных органов федеральных органов государственной власти в порядке, предусмотренном федеральным законодательством;
     9) подписывает и опубликовывает законы, принятые областной Думой;
     10) вправе возвращать на повторное рассмотрение в областную Думу принятые ею законы;
     11) участвует в работе областной Думы с правом совещательного голоса;
     12) осуществляет функции распорядителя кредитов при исполнении областного бюджета, за исключением расходов, предусмотренных на содержание областной Думы;
     13) вправе вносить на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты актов, принятие которых находится в их компетенции;
     15) назначает выборы депутатов областной Думы в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Устава;
     16) на паритетных началах с областной Думой назначает членов избирательной комиссии области;
     17) вправе предложить органу местного самоуправления привести в соответствие с федеральным и (или) областным законодательством изданные им правовые акты, если они противоречат действующему законодательству, либо обратиться в суд с заявлением о приведении их в соответствие с действующим законодательством;
     18) вправе требовать созыва внеочередного заседания областной Думы, а также созывать вновь избранную областную Думу на первое заседание ранее срока, установленного настоящим Уставом;
     18.1.) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Костромской области с иными органами государственной власти Костромской области и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти Костромской области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;
     19) осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.
     Глава администрации области выступает на заседаниях областной Думы с отчетами об исполнении законов области, бюджета, реализации прогноза социально-экономического развития области, программ развития области.
     Глава администрации (губернатор) области при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав (Основной закон) Костромской области, законы Костромской области, а также исполнять указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации.

     Статья 33. Досрочное прекращение полномочий главы администрации (губернатора) Костромской области
     Полномочия главы администрации (губернатора) Костромской области прекращаются досрочно в случае:
     1) его смерти;
     2) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия областной Думой;
     3) его отставки по собственному желанию;
     4) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом;
     5) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
     6) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
     7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
     8) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
     9) утраты им гражданства Российской Федерации.
     Решение о досрочном прекращении полномочий главы администрации области принимается областной Думой по представлению Президента Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 4 части первой настоящей статьи.
     Областная Дума вправе выразить недоверие главе администрации (губернатору) Костромской области в случае:
     1) издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному закону) Костромской области, законам Костромской области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а глава администрации (губернатор) Костромской области не устранил указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
     2) установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава (Основного закона) Костромской области, законов Костромской области, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан;
     3) ненадлежащего исполнения главой администрации (губернатором) Костромской области своих обязанностей.
     Решение областной Думы о недоверии главе администрации (губернатору) Костромской области принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов. Указанное решение направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении главы администрации (губернатора) Костромской области от должности. Решение Президента Российской Федерации об отрешении главы администрации (губернатора) Костромской области от должности влечет за собой отставку администрации области. В случае отставки администрации области, она продолжает действовать до сформирования новой администрации области.";

     Статья 34. Структура и порядок формирования администрации области
     Администрация области состоит из главы администрации (губернатора) области, первых заместителей, заместителей главы администрации области, руководителя аппарата администрации области, руководителей департаментов.
     Обеспечение деятельности высшего исполнительного органа государственной власти области осуществляет аппарат администрации области, который формируется и работает в соответствии с федеральным и областным законодательством.
     Глава администрации (губернатор) области формирует администрацию области, назначает лиц, указанных в части первой настоящей статьи. Назначение на должность первого заместителя главы администрации области, исполняющего в отсутствие главы администрации (губернатора) области его обязанности, согласовывается с областной Думой. При трехкратном отклонении областной Думой кандидатур первого заместителя главы администрации области, представленных для согласования, глава администрации (губернатор) области назначает его самостоятельно.
     Заместители главы администрации области выполняют функции в соответствии с распределением обязанностей, установленных главой администрации (губернатором) области, и его поручениями.
     Структура администрации области устанавливается законом Костромской области.

     Статья 35. Основные полномочия администрации области
     Администрация области:
     1) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития области, участвует в проведении единой государственной политики в сфере финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии и т.д.;
     2) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
     3) разрабатывает и осуществляет программы в области развития экономики, образования, культуры, социальной политики, науки и техники, роста благосостояния населения, экологической безопасности;
     4) разрабатывает для представления главой администрации области областной Думе проекты бюджета области, прогноз социально-экономического развития области, программы развития области и обеспечивает их исполнение; определяет источники доходов и направления расходования внебюджетных, целевых бюджетных и валютных фондов области;
     5) в соответствии с законом области управляет и распоряжается государственной собственностью области;
     6) проводит государственную политику ценообразования и оплаты труда;
     7) содействует организации государственного и частного страхования, единой системы учета и статистики;
     8) готовит отчеты об исполнении бюджета области, программ социально-экономического развития области для представления их главой администрации области областной Думе;
     9) формирует иные органы исполнительной власти области;
     10) вправе предложить органу местного самоуправления, главе муниципального образования или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с федеральным и (или) областным законодательством изданные ими правовые акты, если они противоречат действующему законодательству, а также обратиться в суд;
     11) осуществляет иные исполнительно-распорядительные функции и полномочия, возложенные на нее законодательством Российской Федерации, соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами Костромской области.

     Статья 35.1. Исполнительные органы государственной власти Костромской области
     1. Исполнительные органы государственной власти Костромской области формируются администрацией области в соответствии с законом Костромской области о системе исполнительных органов государственной власти Костромской области и структурой исполнительных органов государственной власти Костромской области, определяемой главой администрации (губернатором) области.
     2. Полномочия, порядок создания, реорганизации, ликвидации, организации деятельности исполнительных органов государственной власти Костромской области устанавливаются главой администрации (губернатором) области на основании федеральных законов, настоящего Устава и законов Костромской области.
     3. Исполнительные органы государственной власти Костромской области могут обладать правами юридического лица, иметь гербовую печать со своим наименованием и финансируются за счет средств областного бюджета, предусмотренных на обеспечение деятельности исполнительных органов государственной власти Костромской области.
     4. Исполнительные органы государственной власти Костромской области для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Раздел V. Законодательные и иные нормативные правовые акты Костромской области

     Статья 36. Законодательство Костромской области
     Законодательство Костромской области составляют:
     - Устав (Основной закон) Костромской области;
     - кодексы Костромской области;
     - законы Костромской области;
     - постановления областной Думы;
     - постановления администрации области;
     - постановления главы администрации (губернатора) области.

     Статья 37. Принятие и обнародование нормативных правовых актов Костромской области
     Устав области, изменения в него принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов областной Думы. Законы области, изменения в них принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов областной Думы, если иное не предусмотрено федеральным законом. Постановления областной Думы, постановления администрации области, постановления главы администрации (губернатора) области принимаются в соответствии с регламентом областной Думы, регламентом администрации области.
     Устав и законы области, принятые областной Думой, направляются главе администрации (губернатору) области в течение 7 календарных дней, который обязан их подписать и опубликовать либо отклонить в течение 14 календарных дней с момента поступления.
     Закон области, отклоненный главой администрации (губернатором) области, возвращается в областную Думу с мотивированным обоснованием его отклонения, либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений.
     Отклоненный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов областной Думы.
     Закон области, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен главой администрации (губернатором) области и подлежит обнародованию в течение 10 календарных дней.
     Устав и закон области вступают в силу после их официального опубликования. Неопубликованные законы не применяются.
     Законы и иные нормативные правовые акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
     Любые нормативные правовые акты Костромской области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

     Статья 38. Пределы действия законодательства области
     Устав, кодексы, законы, постановления областной Думы, администрации области и главы администрации (губернатора) области, принятые в пределах соответствующей компетенции, обязательны для исполнения на территории Костромской области органами государственной власти, местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами, гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства.
     Невыполнение или нарушения перечисленных выше актов влечет административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.
     В случае, если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом Костромской области.

Раздел VI. Взаимодействие государственных органов законодательной
     (представительной) и исполнительной властей Костромской области

     Статья 39. Взаимодействие органов государственной власти Костромской области
     Государственные органы законодательной (представительной) и исполнительной властей области в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития области осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуют, исходя из принципа разделения властей, интересов населения, единства целей и задач в решении проблем области.
     Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, рассматриваются областной Думой по представлению главы администрации (губернатора) области либо при наличии его заключения. Данное заключение представляется в областную Думу в срок не более одного месяца со дня получения законопроекта.
     Областная Дума осуществляет функции правотворчества в рамках закона и возложенных на нее полномочий, не подменяя администрацию в исполнении законов и управлении социально-экономическим развитием области. В том случае, если в законодательстве нет определенности, к ведению какого органа относится возникший вопрос, функцию его правового регулирования до принятия соответствующего решения областной Думой осуществляет глава администрации области.
     Постановления администрации области и постановления главы администрации (губернатора) области не позднее десяти дней направляются в областную Думу. Областная Дума может обратиться к главе администрации с предложением о внесении изменений, дополнений в указанные акты или об отмене их, а также обжаловать их в судебном порядке.
     Нормативные правовые акты, принятые областной Думой, в десятидневный срок направляются главе администрации области, который может обратиться в Думу с предложением об их отмене, дополнении и изменении, а также обжаловать их в судебном порядке.
     Областная Дума направляет главе администрации (губернатору) области план законопроектной работы и проекты законов Костромской области.

     Статья 40. Рассмотрение областной Думой обращений главы администрации области
     Глава администрации вправе вносить вопросы на рассмотрение областной Думы, которые подлежат обязательному включению в повестку дня заседаний Думы и по его предложению рассматриваются ею в первоочередном порядке.
     Глава администрации обязан своевременно вносить на рассмотрение областной Думы те вопросы, которые в соответствии с Уставом области и законами области находятся в его компетенции.

     Статья 41. Участие в законодательном процессе главы администрации области
     Законы, принятые областной Думой, подписываются главой администрации в установленный настоящим Уставом срок.
     Глава администрации вправе:
     - отклонить закон, принятый областной Думой;
     - возвратить закон для повторного рассмотрения с возражениями по закону области в целом в случае несогласия с его принципиальными положениями либо по отдельным статьям, положениям статей с предложением об их пересмотре.

     Статья 42. Участие представителей органов государственной власти в их работе
     На заседаниях областной Думы и ее органов вправе присутствовать и выступать руководители органов исполнительной власти области, либо уполномоченные ими лица. На заседаниях органов администрации области вправе присутствовать и выступать депутаты областной Думы, лица, уполномоченные Думой.

     Статья 43. Разрешение разногласий между органами государственной власти области
     Споры между органами законодательной (представительной) и исполнительной государственной власти области, возникающие по вопросам осуществления их полномочий, принятия законов, иных нормативных правовых актов, другим вопросам, решаются путем создания на паритетной основе согласительных комиссий. При отсутствии согласия в решении возникших проблем рассмотрение спора может быть передано в соответствующий суд.

Раздел VII. Судебная власть

     Статья 44. Судебная власть в Костромской области
     Правосудие на территории области осуществляется только судами, учрежденными и действующими в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством посредством гражданского, административного, уголовного судопроизводства.
     На территории области действуют мировые судьи, районные суды, областной суд, Арбитражный суд Костромской области.
     Судебная власть принадлежит судам в лице судей и заседателей, привлекаемых к осуществлению правосудия в установленных законом случаях и порядке.

     Статья 45. Порядок назначения судей в Костромской области
     Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Правовой статус судей определяется законодательством Российской Федерации.
     Судьи районных, городских, областного и Арбитражного судов назначаются в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", другими федеральными законами.
     Мировые судьи назначаются на должность областной Думой в соответствии с законодательством области.
     Кадры судебных органов находятся в совместном ведении Российской Федерации и Костромской области.

     Статья 46. Финансирование судов в Костромской области
     Финансирование судов производится из федерального бюджета, оно должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с законом.
     Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется за счет средств областного бюджета.

Раздел VIII. Обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности

     Статья 47. Прокурорский надзор на территории Костромской области
     Надзор за исполнением законов на территории области осуществляется органами прокуратуры.
     В соответствии с Конституцией Российской Федерации прокурор области назначается на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с областной Думой и главой администрации области.
     Полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются федеральным законом.
     Прокурор области имеет право законодательной инициативы в областной Думе, он вправе присутствовать на заседаниях областной Думы и администрации области, выступать с заключениями о законности принимаемых ими нормативных правовых актов.

     Статья 48. Обеспечение безопасности граждан на территории Костромской области
     Охрана общественного порядка, обеспечение государственной и личной безопасности граждан на территории области осуществляются органами внутренних дел и федеральной службы безопасности, другими правоохранительными органами, организация и деятельность которых регулируется федеральным законодательством.
     Для поддержания общественного порядка и обеспечения личной безопасности граждан в области создаются подразделения и службы милиции общественной безопасности. Создание, состав, задачи, функции соответствующих подразделений, прохождение службы в них определяются на основе федеральных законов и законодательства области.
     На территории области в соответствии с законами области создаются и действуют общественные органы охраны правопорядка.

     Статья 49. Нотариальная деятельность в Костромской области
     Нотариальная деятельность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществляется органами нотариата в порядке, определенном законами Российской Федерации и законами области.
     Нотариальные действия совершают нотариусы государственных нотариальных контор или нотариусы, занимающиеся частной практикой.
     В случаях отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов местного самоуправления, уполномоченные на совершение этих действий в порядке, определенном федеральным и областным законодательством.
     Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства и профессиональных обязанностей нотариусами государственных нотариальных контор осуществляет управление Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой - управление Министерства юстиции Российской Федерации совместно с нотариальной палатой Костромской области. Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, занимающимися частной практикой осуществляет нотариальная палата Костромской области.

     Статья 50. Право граждан на юридическую помощь и защиту
     Право граждан и юридических лиц на юридическую помощь и защиту обеспечивают коллегии адвокатов.
     Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются федеральным законодательством.
     В соответствии с законодательством Российской Федерации на территории области допускается охранная деятельность, состоящая в оказании на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, в целях защиты их законных прав и интересов, организациями и (или) гражданами, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел.

Раздел IX. Экономическая и финансовая основы Костромской области

     Статья 51. Экономическая основа Костромской области
     Экономическую основу Костромской области составляют природные ресурсы (земля, ее недра, вода, леса, растительный и животный мир), государственная собственность области, федеральная собственность (переданная области), муниципальная, частная, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения области.

     Статья 52. Использование собственности на территории Костромской области
     В Костромской области признаются и равным образом защищаются все формы собственности.
     По отношению к объектам федеральной собственности органы государственной власти области осуществляют контроль за эффективным размещением производственных и социальных объектов с целью рационального использования природных ресурсов, социальной защиты населения, охраны окружающей природной среды.
     Органы государственной власти области в соответствии с федеральным и областным законодательством и собственной компетенцией содействуют рациональному использованию и развитию муниципальной, общей, частной и иным формам собственности на территории области в интересах населения, осуществляют экологический контроль за ее использованием.

     Статья 53. Собственность Костромской области
     В собственности Костромской области может находиться имущество, необходимое:
     1) для осуществления полномочий органов государственной власти области по предметам совместного ведения Российской Федерации и области;
     2) для осуществления полномочий органов государственной власти области по предметам ведения области;
     3) для осуществления отдельных полномочий по предметам ведения Российской Федерации, возложенных на исполнительные органы государственной власти области;
     4) для обеспечения деятельности органов государственной власти области, государственных гражданских служащих области, работников унитарных предприятий области и работников областных государственных учреждений.
     Виды имущества, указанного в пункте 1 части первой настоящей статьи, устанавливаются федеральными законами и законами Костромской области.
     Виды имущества, указанного в пунктах 2, 4 части первой настоящей статьи, устанавливаются законом Костромской области.
     Виды имущества, указанного в пункте 3 части первой настоящей статьи, определяются федеральными законами, нормативными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации либо заключенными с федеральными органами исполнительной власти соглашениями, которыми возложены соответствующие полномочия на органы исполнительной власти области.

     Статья 54. Реализация права собственности Костромской области
     Государственная собственность области является достоянием ее населения.
     Областная Дума в пределах своей компетенции принимает законы области и иные нормативные правовые акты о порядке создания, приобретения, использования, передачи и отчуждения объектов собственности области, осуществляет контроль за их исполнением.
     Администрация области управляет и распоряжается областной собственностью в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Костромской области.

     Статья 55. Юридическое регулирование права собственности Костромской области
     Порядок владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируется законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами области.
     Статус федеральных природных ресурсов определяется соглашениями федеральных и областных органов государственной власти.
     Органы государственной власти области в пределах своих полномочий осуществляют контроль за целесообразным, экологически безопасным и соответствующим законодательству использованием земель и природных ресурсов на территории области независимо от форм собственности; обеспечивают охрану природных ресурсов, сохранение и улучшение окружающей природной среды.

     Статья 56. Передача собственности на территории Костромской области
     Объекты государственной собственности области могут быть переданы в муниципальную собственность:
     1) по инициативе областной Думы, областной администрации, при согласии соответствующих органов местного самоуправления;
     2) по предложениям органов местного самоуправления, направленным в областную Думу и администрацию области.
     При решении вопросов о передаче объектов собственности учитываются их направленность на обслуживание потребностей местного значения и наличие местных ресурсов, необходимых для функционирования этих объектов.
     Областная Дума, администрация области вправе вносить в компетентные органы Российской Федерации представления о передаче в собственность области предприятий и иных объектов федеральной собственности, обеспечивающих жизнедеятельность области.

     Статья 57. Предпринимательская деятельность на территории Костромской области
     Область открыта для осуществления на ее территории предпринимательской и иной, не запрещенной законом, деятельности.
     Органы государственной власти области в целях удовлетворения социально-культурных и бытовых потребностей ее населения, наполнения области продовольственными и промышленными товарами содействуют экономическими и организационными мерами предпринимательской деятельности, основанной на всех формах собственности, развитию производства товаров народного потребления, оказанию услуг жителям области, созданию рабочих мест.
     Органы государственной власти области не вправе вводить не предусмотренные федеральным законодательством ограничения, которые бы препятствовали свободе предпринимательской деятельности, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств на территории области.
     В области осуществляются меры, направленные на привлечение и защиту иностранных инвестиций.

     Статья 58. Финансовые основы Костромской области
     Финансовые ресурсы области составляют средства областного бюджета, областных внебюджетных, бюджетных и валютных фондов, кредитных ресурсов, а также ассигнований из бюджета Российской Федерации и иные средства, получаемые областью в соответствии с действующим законодательством.
     Финансовые ресурсы области могут на договорной основе объединяться с финансовыми ресурсами других субъектов Российской Федерации, организаций различных форм собственности, общественных объединений и граждан для финансирования совместных, в том числе межгосударственных и межрегиональных программ социально-экономического развития.

     Статья 59. Бюджетная система в Костромской области
     Бюджетная система области состоит из консолидированного бюджета, в который входят: областной бюджет, местные бюджеты, каждый из которых является его самостоятельной частью; бюджеты ежегодно разрабатываются, утверждаются и исполняются соответствующими органами государственной власти области и местного самоуправления.
     Порядок составления и рассмотрения проектов областного бюджета, консолидированного бюджета области, утверждения и исполнения областного бюджета, перераспределения финансовых ресурсов между бюджетами устанавливается законом области о бюджетном процессе, принимаемом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Статья 60. Внебюджетные, бюджетные и валютные фонды области
     Областная Дума вправе принимать постановления о порядке образования и расходования средств целевых внебюджетных, бюджетных и валютных фондов, определении размеров и источников их формирования.
     Бюджеты фондов утверждаются законом области.
     Бюджетные средства не должны перечисляться во внебюджетные и валютные фонды.
     Средства внебюджетных, бюджетных и валютных фондов находятся на специальных счетах, открываемых администрацией области или органом управления внебюджетным, бюджетным и валютным фондом в банковских учреждениях.
     Эти средства изъятию не подлежат и расходуются администрацией области или органом управления внебюджетным, бюджетным и валютным фондом в соответствии с целевым назначением.

Раздел X. Местное самоуправление

     Статья 61. Местное самоуправление в Костромской области
     Местное самоуправление в Костромской области - это деятельность населения, обеспечивающая ему возможность самостоятельно и под свою ответственность решать, исходя из интересов населения, традиций и иных особенностей территорий, вопросы местного значения в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством, уставами муниципальных образований.
     Местное самоуправление осуществляется гражданами посредством референдумов, выборов, сходов, собраний, а также через представительные и иные органы местного самоуправления.
     Субъекты местного самоуправления вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы и т.п.), отражающую исторические, культурные, социально-экономические и иные особенности.
     Местное самоуправление принадлежит к основам конституционного строя Российской Федерации.

     Статья 62. Экономическая основа местного самоуправления в Костромской области
     Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, природные ресурсы, имущество, переданное в управление органам местного самоуправления, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

     Статья 63. Территория местного самоуправления в Костромской области
     Местное самоуправление осуществляется на всей территории Костромской области в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах с зачетом исторических и иных местных традиций.
     Органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица.

     Статья 64. Взаимодействие органов государственной власти области с органами местного самоуправления муниципальных образований
     Органы государственной власти области обязаны создавать необходимые правовые, организационные и материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления, оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.
     Взаимоотношения между органами государственной власти области и органами местного самоуправления осуществляются посредством:
     - заключения договоров и соглашений;
     - создания координационных, консультативных, совещательных и иных рабочих органов.
     На органы местного самоуправления в соответствии с законодательством может быть возложено исполнение отдельных государственных полномочий, принадлежащих к ведению области. Возложение указанных полномочий должно предусматривать передачу органам местного самоуправления достаточных материальных и финансовых ресурсов.

     Статья 65. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Костромской области
     Органы местного самоуправления обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не отнесен к компетенции органов государственной власти Российской Федерации и области.
     Органы местного самоуправления:
     1) владеют, пользуются и распоряжаются самостоятельно, в соответствии с законом, муниципальной собственностью;
     2) формируют, утверждают и исполняют местный бюджет;
     3) устанавливают местные налоги и сборы;
     4) представляют местное население в органах государственной власти, межтерриториальных и других отношениях;
     5) определяют порядок, условия деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций и регулируют цены и тарифы на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями;
     6) участвуют в развитии промышленности и сельского хозяйства на подведомственной территории;
     7) выделяют средства на поддержку малоимущих и других наименее социально защищенных слоев населения;
     8) осуществляют контроль за использованием муниципальных земель и земель, переданных им федеральными и областными органами государственной власти, а также за законностью взимаемой платы за владение, пользование и распоряжение указанными землями;
     9) решают иные вопросы местного значения.

     Статья 66. Учет мнения населения органами государственной власти Костромской области
     Органы государственной власти и местного самоуправления области обязаны обеспечить гражданам, общественно-политическим объединениям право на получение информации о своей деятельности, возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и законные интересы.
     Областная Дума и администрация области при принятии решений, непосредственно касающихся местных сообществ, проводят с ними предварительные консультации по этим вопросам и учитывают их предложения.
     Права, обязанности и ответственность органов государственной власти области во взаимоотношениях с органами местного самоуправления определяются федеральными и областными законами.

Раздел XI. Международные и межрегиональные связи Костромской области

     Статья 67. Международная деятельность Костромской области
     Область вправе быть самостоятельным участником международных и внешнеэкономических связей, заключать договоры и соглашения с другими субъектами Российской Федерации, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и ее законам.
     Областная администрация осуществляет внешнеэкономические связи в установленном законодательством Российской Федерации порядке, обеспечивает условия для привлечения иностранных инвесторов, создание условий по импорту сырья, товаров и изделий.
     При осуществлении внешнеэкономических связей органы государственной власти области, субъекты хозяйственной деятельности соблюдают режим квотирования и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг), устанавливаемый федеральным законодательством.

     Статья 68. Взаимодействие Костромской области с другими субъектами Российской Федерации
     Сотрудничество области с другими субъектами Российской Федерации организуется на основе договоров, соглашений и текущих деловых контактов.
     Областная Дума, администрация области оказывают содействие органам государственной власти субъектов Российской Федерации в удовлетворении их законных интересов на территории области.

     Глава администрации

     Костромской области  В.П. Арбузов 

     7 июля 1995 года
     N 9

 

 Copyright В© ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.