Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Ярославская область.История Ярославской области

Ярославская область во времена Киевской Руси

Ранняя история Ярославщины тесно связана со становлением Ярославля как укрепления для охраны пути от Волги к Ростову. Предание связывает возникновение Ярославля с именем князя Ярослава Мудрого, ставшего впоследствии великим князем киевским. Его воины разрушили поселение язычников под названием «Медвежий угол», жители которого занимались рыболовством и охотой. Согласно легенде, князь Ярослав Мудрый покорил местные языческие племена, зарубив боевым топором «священного» медведя, которому они поклонялись. Об этом событии напоминает герб Ярославля – «В серебряном щите медведь, стоячи, держит в левой лапе золотую секиру». Почти тысячу лет назад, в 1010 году, князь Ярослав Мудрый построил на месте поселения язычников на правом берегу Волги, у слияния с ней речки Которосли, город-крепость и назвал его «во свое имя».
В 1218 году Ярославль становится «стольным градом» самостоятельного княжества. Начавшийся блестящий расцвет богатого волжского города на долгие годы прервало монголо-татарское нашествие. Как и многие другие русские города, Ярославль в 1238 году был сожжен дотла, но не стал на колени перед врагом. Неоднократно здесь поднимались восстания. В память об одном из них невысокая гора за речкой Которослью зовется Туговой, что в переводе со старославянского означает Скорбная: здесь похоронены ярославцы, погибшие в борьбе за независимость Родины.

Ярославская область в XV-XVII вв.

В 1463 году Ярославское княжество вошло в состав объединенного Московского. В XVI-XVII веках Ярославль – важный пункт торговых связей со странами Востока и Европы. Иноземные купцы имели в городе многочисленные подворья, откуда направляли товары в Москву, другие русские города и даже в Персию (Иран).
В 1612 году в Ярославле на деньги местного купечества было сформировано 25-тысячное народное ополчение, которое под предводительством князя Дмитрия Пожарского освободило захваченную поляками Москву. Самые  влиятельные ярославцы приняли участие в выборах нового русского государя. На царство был призван Михаил Романов, положивший начало 300-летней романовской династии.

Ярославская область в XVII-XIX вв.

XVII столетие – золотой век для Ярославщины, характеризующийся расцветом самобытной ярославской школы архитектуры, иконописного мастерства.
XVIII век - промышленный расцвет края, переход от ремесел к мануфактуре. В 1722 году образована Ярославская большая мануфактура (ныне комбинат «Красный Перекоп»), появились текстильные предприятия в Переславле, Ростове, Угличе.
В 1796 году образована Ярославская губерния с центром в Ярославле, в которую входили, кроме старых городов (Ростов, Углич, Романов) вновь учрежденные (Данилов, Мышкин, Рыбинск и др.). Данное административное устройство сохранялось до начала XX века.
К началу XIX века в Ярославле уже насчитывалось 12 мануфактур и 69 заводов. В 1838 году купцом А. Ф. Вахромеевым построен завод для производства свинцовых белил (ныне лакокрасочный завод ОАО «Русские краски»), в конце XIX века в местечке Константиновка построен первый нефтеперерабатывающий завод по производству минеральных масел, у истоков которого стоял ученый-химик Д. И. Менделеев. Массовое развитие получили отхожие промыслы, росло торговое земледелие, развивалось животноводство.
В 1870-1898 годах Ярославская губерния была связан железными дорогами с Москвой, Вологдой, Костромой, Петербургом. По числу рабочих сам Ярославль занимал восьмое место среди 103 важнейших промышленных центров России.

Ярославская область в первой половине XX в.

Первая мировая война ворвалась  в  жизнь  спокойной Ярославской губернии. Появились  беженцы  из  западных  губерний.  Фабрики  и мастерские перестраивались на военный лад. Выгодные заказы получили  хозяева Большой Ярославской мануфактуры, крупных мельниц. Из прифронтовых районов  в Ярославль  эвакуировались  литейно-механический   и   проволочно-гвоздильный заводы, шерстопрядильная, ватная, ткацкая фабрики.
Трудности  с  доставкой  из-за  границы  автомашин  вынудили  развивать отечественную   автомобильную   промышленность.   В   1915   году    царское правительство приняло решение о  строительстве  собственных  автозаводов,  в том числе и в Ярославской губернии.
Строительство Ярославского завода  осуществляло  «Акционерное  общество воздухоплавания В.А.Лебедева».  Владимир  Александрович  Лебедев  был  очень грамотным инженером и работал  летчиком-испытателем  на  авиационном  заводе им. Щетинина. Интерес Лебедева к Ярославлю был вызван авиационными  планами:
первоначально в Ярославле  предполагалось  построить  авиационный  завод.  В январе 1916 года на  окраине  Ярославля  за  Романовской  заставой  началось строительство завода.  В  начале  1917  года  на  заводе  уже  работало  100 человек. Выпустили 285 кабин и 105 кузовов для санитарных машин «Рено». В марте 1917  года  в  Ярославле  по  примеру  питерцев   были  созданы фабрично- заводские комитеты и введен 8-ми часовой рабочий день.
Началась гражданская война. В Ярославль эвакуировали автомастерские  из Смоленска, и в середине августа 1918 года произошло слияние автомастерских  и завода.
В тревожном 1918  году  в  Ярославле  вспыхнул  белогвардейский  мятеж. Рабочие комитеты Ярославля создали красноармейские отряды и  отразили  атаки белогвардейцев. Многие рабочие после этих событий не  вернулись  на  рабочие места, а вступили в Красную Армию.
28 июня 1918 вышел декрет Совнаркома о национализации. Завод  Лебедева  тоже   был   национализирован   и   получил   название «Ярославский государственный авторемонтный завод».
11 августа 1919 года вышло  постановление  Совета  Труда  и  Обороны  о выделении наиболее важных оборонных объектов в ударную группу.  Реввоенсовет выделил  заводу  200  квалифицированных  рабочих,   а   также   средства   и оборудование для достройки цехов.
В 1929 году Ярославская губерния была упразднена, а её территория включена во вновь образованную Ивановскую область.
Административно-территориальное образование Ярославская область было учреждено в 1936 году в результате разделения Ивановской промышленной области на Ивановскую и Ярославскую. В границах Ярославской области оказалась территория бывшей Ярославской губернии, а также большая часть бывшей Костромской губернии и Переславский уезд бывшей Владимирской губернии.
В 1944 году область разделена на Костромскую и Ярославскую области.

Ярославская область в годы Великой Отечественной войны

Осенью 1941 года Ярославская область оказалась в прифронтовой зоне. Руководством страны было принято  решение  о  налаживании  производства пистолетов – пулеметов Шпагина (ППШ) на  Ярославском  авторемонтном  заводе.
28 ноября  1941  года  Ярославский  городской  комитет  обороны  постановил:
«Организовать  производство  пистолетов-пулеметов  (ППШ)   на   предприятиях Ярославля и Костромы, доведя к 01.02.1942 года  до  20  тысяч  комплектов  в месяц». Рабочие некоторых предприятий Ярославля получили «бронь» от Армии.
    Осенью 1941  года  начала  формироваться  Ярославская  Коммунистическая дивизия. Многие мужчины, имеющие «бронь» добровольно в нее  записались.  Фронт становился ближе. Ярославцы двумя эшелонами выезжали строить  укрепления  на станцию Большая Вишера и на Калининский фронт.
    Ушедших на фронт мужчин заменяли на  производстве  женщины,  подростки. Они овладевали непростыми специальностями  сварщиков,  водителей. Для  подростков  установили  8-ми  часовой   рабочий   день.   Выдавали дополнительное питание, открыли школу. В 1942 году открыли  автомеханический техникум.
    Многие ярославцы воевали и награждены медалями и орденами  за  воинские заслуги. В  годы  войны  не  раз  в  кинотеатрах  показывали  документально-художественный фильм «69-ая параллель» про героев  –  подводников,  которыми командовал прославленный подводник   Герой  Советского  Союза   Н.А.  Лунин.
Один из реальных героев фильма – ярославец Сергей Александрович Лысов.  Он  в годы  войны  был  капитаном   3-его   ранга   на   этой   подводной   лодке, торпедировавшей 17 фашистских боевых кораблей.
    Ярославская Коммунистическая 234-ая стрелковая  дивизия  вела  наиболее ожесточенные бои на Смоленщине в Пречистинском районе.  В  ходе  боев  1942-1943 годов в этом районе сложили головы свыше трех тысяч ярославцев.
    По инициативе ветеранов дивизии и при активном участии Смоленской  ГРЭС на месте боев в поселке Озерный к  50-летию  Победы  был  сооружен  памятник воинам - ярославцам, погибшим на Смоленщине.
    Помощь фронту жителями  Ярославской области  не  ограничивалась  выпуском  боевой техники.
    В октябре 1941 года в Ярославле произошел сбор средств  на  бронепоезд, который был направлен на фронт в район Великих Лук. Ярославские  комсомольцы собрали  средства  на  подводную  лодку  «Ярославский  комсомолец»,  которой руководил прославленный ярославец контр-адмирал Колышкин.

Ярославская область в послевоенные годы

Война нанесла огромный ущерб Ярославской области. Часть заводов к концу 1945 года так и не была восстановлена после бомбардировок. До предела было изношено промышленное оборудование, так как в годы войны оно не модернизировалось и капитально не ремонтировалось.
Предприятия должны были в короткий срок перейти на выпуск гражданской продукции, что требовало серьёзных изменений в технологическом процессе. В результате в 1945 г. объёмы промышленного производства в промышленности составили лишь 72% от довоенного уровня.
Восстановление народного хозяйства осуществлялось в рамках 4-й пятилетки (1946-1950 гг.). В промышленности Ярославской области в эти годы реконструировалось и возводилось 15 промышленных объектов. Общие показатели промышленной области к концу пятилетки должны были достичь показателей 1940 г. и превзойти их, что позволило бы решить целый ряд социальных проблем: отмена карточной системы, снижение цен, жилищное строительство.
В годы пятилетки особое внимание уделяли крупным предприятиям тяжёлой промышленности, которые при успешной работе, должны были везти за собой всю индустрию региона. Одним из таких предприятий оставался Ярославский автомобильный завод. Автомобильной промышленности правительство  уделяло тогда очень большое внимание. Летом 1945 г. в Москве, на территории Кремля, проходила демонстрация новой советской автомобильной техники. Среди множества моделей автомашин: ЗИС-110, ГАЗ, УАЗ, «Победа», «Москвич».
Серьёзные изменения происходили и на других предприятиях области. Рыбинский полиграфический завод вновь вернулся к производству полиграфического оборудования. В эти послевоенные годы было завершено строительство Рыбинской ГЭС. Здесь были пущены в эксплуатацию ещё четыре энергоблока. Станция вышла на проектную мощность. Полностью завершилось наполнение Рыбинского водохранилища. Таким образом, закончились крупные гидротехнические работы, которые велись в 30-х гг. Кроме названных предприятий следует отметить Рыбинский  электротехнический завод, который поначалу возник как ремонтный, но вскоре стал крупным самостоятельным производством, а также Семибратовский завод газоочистительной аппаратуры.
Планы пятилетки ярославская промышленность выполнила уже к концу 1948 г., а к концу пятилетки промышленность превзошла уровень 1940 г. на 46%. Это были очень существенные показатели.
И всё же годы семилетки  стали для промышленной области временем самого настоящего промышленного бума. За семь лет на карте области должно было появиться около 300 новых промышленных объектов, в том числе такой гигант индустрии, как Ново-Ярославский нефтеперерабатывающий завод.
По объёмам производства Ярославская область перевыполнила план семилетки в области промышленности на 57%. Основные производственные фонды увеличились почти в два раза.
Всё это свидетельствовало о том, что Ярославская область в промышленном отношении была более развитой, чем весь СССР в целом. Показатели её промышленного развития были существенно выше средних показателей в стране.

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.