Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Образование и мировой признание СССР

Принципы национальной политики РСФСР

Национальная политика являлась основой международных внутренних и внешних отношений на всем протяжении формирования Российской империи, Советской России, Союза ССР. Учитывая исторические тенденции складывания многонационального Российского государства, роль национального фактора в революционной борьбе и социалистическом строительстве, многие государственные и политические деятели уделяли этой проблеме особое внимание.

Разрешение национальных проблем являлось основой сильного государства и залогом его процветания. Понимая это, большевики, захватив власть, сразу же поставили национальный вопрос в повестку дня. 2 ноября 1917 г. СНК РСФСР принял «Декларацию прав народов России», в которой резко осуждалась царская политика натравливания одной нации на другую, «трусливого недоверия к народам России» со стороны Временного буржуазного правительства и провозглашались: 

1. Равенство и суверенитет народов России.

2. Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

3. Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.

4. Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

В январе 1918 г. на III Всероссийском съезде Советов принимается более расширенная «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в которой Россия провозглашалась Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, власть в которой должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам. Устанавливался федеративный принцип устройства Советского государства как союза свободных наций. В Декларации были закреплены и принципы советской внешней политики: политика мира, отмена тайных договоров, уважение к национальному суверенитету всех народов. Были одобрены провозглашенные СНК независимость Финляндии, вывод войск из Ирана, объявление свободы самоопределения Армении и закон об аннулировании займов, заключенных царским и буржуазным Временными правительствами

В Декларации провозглашался курс «на установление социалистической организации общества и победу социализма во всех странах». Декларация была полностью включена в Конституцию РСФСР.

Общность революционных интересов и важность национального единения способствовали созыву в марте 1919 г. I (Учредительного) конгресса нового, Коммунистического, Интернационала, ставившего своей главной задачей опрокинуть буржуазный миропорядок «и воздвигнуть на его месте здание социалистического строя». Участники конгресса Коминтерна призвали рабочих всех стран объединиться на принципах пролетарского интернационализма в революционной борьбе за свержение буржуазии и установление диктатуры пролетариата.

К концу гражданской войны и прекращению военной интервенции в Советской России большевистское руководство начинает осознавать, а главное, ощущать на практике, необходимость установления нормальных международных отношений со всеми странами. Об основах взаимоотношений говорится в письме В.ИЛенина «Американским рабочим», в материалах VIII Всероссийской конференции РКП (б) и VII Всероссийского съезда Советов.

2 февраля 1920 г. был подписан мирный договор между РСФСР и Эстонией — первый мирный договор, заключенный Советской республикой с европейским буржуазным государством. 12 июля 1920 г. аналогичный договор был подписан между РСФСР и Литвой, 11 августа — между РСФСР и Латвией.

Неоднократно правительство Советской России предлагало польскому правительству прекратить конфронтацию и сесть за стол переговоров. Однако советско-польский конфликт обострялся, вылившись в 1920 г. в настоящую войну. Лишь 12 октября 1920 г. военные действия прекратились, а 18 марта 1921 г. в Риге был подписан мирный договор между РСФСР и УССР, с одной стороны, и Польшей — с другой.

Курс перехода Советской России от войны к миру существенным образом корректировал международные отношения и национальную политику. После бурных дискуссий делегаты X съезда РКП (б) приняли резолюцию «Советская республика в капиталистическом окружении», в. которой отмечалось, что отражение интервенции обеспечило Советскому государству возможность вступить в общение с капиталистическими странами «на основе взаимных обязательств политического и торгового характера». Съезд выдвинул перед советской внешней политикой задачу превратить завоеванную мирную передышку в длительный мир, вывести страну из состояния внешнеполитической и экономической изоляции и установить «постоянные мирные отношения со всеми государствами».

 

Нормализация отношений РСФСР со странами запада в 1921 г.

В урегулировании международных отношений к началу 20-х годов были заинтересованы все страны. Во-первых, разлад международных отношений, вызванный мировой войной, нарушил нормальные экономические связи, что сказалось на развитии многих стран; во-вторых, объединенный блок капиталистических стран не выиграл в результате военной интервенции против Советской России; в-третьих, необходимо было в мирном экономическом соперничестве показать «кто кого»; в-четвертых, мирную передышку необходимо было использовать для подготовки к новому военному противоборству. Главное же, Советская Россия не способна была вести какую-либо войну, а международный пролетариат еще не был готов ко всемирной революции.

Особое внимание большевистским руководством обращалось на установление экономических отношений с развитыми капиталистическими странами путем предоставления концессий, заключения торговых договоров и соглашений. 16 марта 1921 г. было подписано торговое соглашение между РСФСР и Великобританией, положившее начало фактическому признанию Советской России крупными капиталистическими державами. Однако главным препятствием на пути более широких экономических и дипломатических отношений с ведущими европейскими странами была проблема выплаты долгов царского, буржуазного Временного и белогвардейских правительств. Советская сторона вначале аннулировала все долги, а несколько позднее заявила о принципиальном согласии выплатить их, но при условии предоставления ей на выгодных условиях кредитов и займов; установления торговых отношений и официального признания Советской России. 28 октября 1921 г. советское правительство направило западным державам ноту с предложением созвать международную конференцию для обсуждения спорных проблем и вопроса о юридическом признании Советской России. 10 апреля 1922 г. в Генуе открылась всеевропейская конференция по вопросу урегулирования международных отношений на континенте. На конференцию были приглашены все независимые советские республики, которые вручили свои полномочия делегации РСФСР. Москву пригласили на определенных условиях.

Переговоры с первых дней зашли в тупик.

Как бы компенсацией неудачных переговоров в Генуе явились советско-германские соглашения, подписанные 16 апреля 1922 г. в Раппало. Договаривающиеся стороны отказывались от взаимных претензий о долгах, о возмещении ущерба и национализированном имуществе, предоставляли друг другу режим наибольшего благоприятствования в торговле и устанавливали дипломатические и консульские отношения. Обе стороны отвергали Версальский договор.

Советско-германские отношения получили свое развитие: 12 октября 1925 г. в Локарно было подписано торговое соглашение; 24 апреля 1926 г. — договор о дружбе и взаимном нейтралитете, продлевавший на пять лет Раппальские соглашения. В 1927—1928 гг. на Германию приходилось 30% внешнеторгового оборота СССР.

Весьма важную роль в урегулировании отношений со странами Запада и Востока имела в 1922—1923 гг. международная конференция в Лозанне по урегулированию мирных отношений с Турцией и черноморским проливам. По проблеме урегулирования международных отношений большинства большевистских руководителей наметились две линии. Первая — за большую свободу торговли (инициатор Сокольников), вторая — полная монополия (отстаивал Красин). «Торговать свободно мы не можем: это гибель России», — утверждал Ленин. Урегулирование международных отношений во многом зависело от взаимоотношений самостоятельных советских республик, образовавшихся после распада Российской империи.

Образование СССР

Проблема национально-государственного строительства на территории бывшей Российской империи являлась одним из ключевых внутренних и международных условий построения социализма. Провозглашая свободу, равенство и право на самоопределение, большевики, с одной стороны, стремились привлечь на свою сторону все силы многонациональной России; с другой стороны, они прекрасно понимали последствия национального дробления России. Часть большевистских деятелей, в том числе и наркомнац И.В.Сталин, изначально считали создание независимых национальных республик временным решением чисто политических задач.

Во избежание обострения «националистических тенденций» сторонники многонационального объединения подчеркивали «учет национальной специфики». Это выразилось в проектах и практике создания Татаро-Башкирской и Горской республик, Туркестана1, в отрицательном отношении к Белорусской республике, почти сразу же преобразованной в Литовско-Белорусскую,

'В составе РСФСР были образованы автономии: в 1918—1919 гг. — Туркестанская и Башкирская; в 1920—1922 гг. — Киргизская (Казахская), Татарская, Дагестанская, Горская, Якутская автономные республики; Коммуна немцев Поволжья; автономные области — Чувашская, Калмыцкая, Марийская, Удмуртская, Коми-Зырянская, Адыгейская, Кабардино-Балкарская (преобразованная в 1923 г. в автономную республику); Карельская трудовая коммуна (преобразованная в 1923 г. в автономную республику) в возражениях против укрепления суверенности Украины, поспешности образования Закавказской федерации.

Постоянное объединение, по мнению председателя Совнаркома УССР Х.Г.Раковского, было возможно только на началах федеративного устройства, когда создается единый орган верховного управления в виде Федеративного Совета Республик. В качестве временных предварительных шагов предлагалось введение в состав ВЦИК представителей республик и подчинение ряда республиканских наркоматов соответствующим ведомствам РСФСР.

В 1920—1921 гг. проходит интенсивный процесс заключения военно-экономических и военно-политических договоров между РСФСР и советскими республиками. Началось объединение наиболее важных комиссариатов: железнодорожного транспорта, финансов, продовольствия и др. Но так как договоры не предусматривали подчинения высших органов государственного управления в республиках аналогичным органам РСФСР, это вызывало трения, споры, конфликты, что мешало оперативной и продуктивной работе.

Выступая на X съезде РКП(б) с докладом по национальному вопросу И.В.Сталин заявил, что РСФСР является «живым воплощением» искомой формы государственного союза республик. Несмотря на критику, он сумел убедить членов комиссии Оргбюро ЦК РКП(б) (создана в августе 1922 г.) принять проект резолюции «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками», по которому они входили в Российскую Федерацию на правах автономных республик. И хотя под давлением с мест Сталин согласится на заключение договоров между республиками об их добровольном вхождении в РСФСР, настояв на обязательности постановлений ВЦИК РСФСР для центральных учреждений республик.

«Надо абсолютно настоять,— писал Ленин, — чтобы в союзном ЦИКе председательствовали по очереди русский, украинец, грузин и т.д. Абсолютно!»

Карта вновь образованного СССР
Карта вновь образованного СССР (увеличить изображение)

В то же время IV конгресс Коминтерна в ноябре 1922 г. (последний конгресс, на котором выступал Ленин) принимает резолюцию о невозможности построения «полного» социализма в одной стране без торжества мировой революции.

Первым шагом в расширении международного масштаба социалистического переустройства и должен был стать Союз Советских Социалистических Республик, как плацдарм, с которого необходимо было сделать «новый решительный шаг, — отмечалось в первой Конституции СССР 1924 г., — по пути объединения всех трудящихся в мировую Социалистическую Советскую Республику».

30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик, избрал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК). 31 января 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов одобрил Конституцию СССР. Высшим органом власти объявлялся Всесоюзный съезд Советов, в перерыве между съездами — ЦИК, состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Исполнительно-распорядительным органом являлось правительство — Совет Народных Комиссаров (Совнарком — СНК). Сопредседатели ЦИК СССР представляли субъекты Союза и руководили поочередно.

Образование Союза ССР было жизненно необходимо для новой власти, ибо, с трудом выжившая в годы гражданской войны и военной интервенции, она была окружена плотным санитарным кордоном, фактически сочетающим экономическую и политическую изоляцию. И все же большевики надеялись на естественные разногласия в капиталистическом окружении и использование «советской карты». К тому же единый мировой экономический процесс был значительно затруднен без огромных природных ресурсов России и ее безграничного рынка.

 

Взаимоотношения вновь образованного СССР со странами Востока

Более взаимовыгодными и успешными могли стать международные отношения со странами Востока. После Октября 1917 г. Советская Россия отказывается от царских привилегий в восточных странах, возвращает им их религиозные святыни, прощает финансовые долги, устанавливает благоприятные условия использования Каспийского моря и т.п.

Антиимпериалистический характер социалистической революции в России способствовал взрыву национально-освободительного движения в Афганистане, Иране, Турции. Российские большевики предпринимают очередную попытку разрешения вековой проблемы — объединения России с Востоком.

Взаимоотношения СССР со странами Востока были двоякими. С одной стороны, они признавали СССР как равного партнера и особенно охотно принимали советскую помощь. С другой — националистические буржуазно-байские, фанатически религиозные правительства опасались социалистически-атеистических идей большевиков.

Важнейшим направлением советской внешней политики был Дальний Восток. Удачным дипломатическим приемом по урегулированию отношений Советской России с Японией стало создание Дальневосточной республики.

Как только Япония вывела свои войска из Приморья, Советская Россия в ноябре 1922 г. не только включила в свой состав ДВР, но и потребовала эвакуации японских войск с Северного Сахалина, а также официального дипломатического признания. В январе 1925 г. был заключен советско-японский договор об основах взаимоотношений. Но оставался ряд вопросов, вызывающих споры и обострение отношений. Это права на рыбную ловлю, конкуренция между КВЖД и японской Южно-Маньчжурской железной дорогой, снабжавшей контролируемый японцами порт Дайран (Далянь, Дальний).

Политика коммунистов к колониальным и полуколониальным странам была сформулирована на II конгрессе III Коминтерна в июле 1920 г.

Конкретными делами в реализации восточной политики большевиков стали съезд народов Востока в Баку, на который прибыло более 2 тыс. делегатов, в основном мусульман из районов Средней Азии и Ближнего Востока, и московский съезд народов Дальнего Востока в январе 1922 г., на которых была выражена поддержка советскому правительству по разрешению национальных проблем.

Наиболее острая обстановка возникла в Монголии, где сосредоточилась одна из мощных белогвардейских группировок под командованием генерала Унгерна. Советское правительство нашло контакты с лидерами национально-освободительного движения Сухэ-Батором и Чойбалсаном. Красная Армия с монгольскими аратами не только разгромила войска барона Унгерна, но и помогла им создать в ноябре 1924 г. Монгольскую Народную Республику.

Важнейшим результатом советской внешней политики на Дальнем Востоке стало восстановление отношений с Китаем. Были установлены контакты РКП (б) с национальной партией Гоминьдан, укреплялись отношения и с Компартией Китая, созданной с помощью Коминтерна еще летом 1921 г. По просьбе руководителя революционного правительства Южного Китая Сунь Ятсена Советское правительство направило в Кантон (Гуанчжоу) группу военных специалистов во главе с П.А.Павловым, затем В.К.Блюхером.

Осенью 1923 г. помощник Сунь Ятсена — Чан Кайши был послан в Москву на переговоры о поставках оружия и боеприпасов. В Кантон прибыл политический советник большевик М.М.Бородин (Грузенберг), при активном участии которого была организована партия Гоминьдан, включившая в свои ряды коммунистов.

В августе 1923 г. в Пекин прибыл в качестве советского дипломатического представителя при китайском правительстве Л.М.Карахан, в мае 1924 г. он подписал договор об урегулировании советско-китайских отношений. Советское правительство отказалось от экстерриториальных прав и концессий, которыми ранее пользовалась Россия. И все же до конца не были разрешены две проблемы: Внешняя Монголия, на которую претендовало китайское правительство, и Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), построенная русскими, но на пути во Владивосток пересекающая Маньчжурию. Летом 1927 г. позиции СССР в Китае крайне ухудшились. Что касается Индии и Индонезии, где были созданы коммунистические партии, то никаких официальных контактов у СССР с ними не было, как и со странами Ближнего Востока — Египтом, Палестиной.

 

Признание СССР странами Запада

Отношения со странами Востока прорвали международную изоляцию Советского государства. И все же полоса дипломатических признаний СССР ведущими западными странами начинается с 1924 г. с приходом к власти первого лейбористского правительства. Англия 1 февраля 1924 г. де-юре признала Советский Союз (в 1927 г. консервативное правительство разорвало с ним торговые и дипломатические отношения). Несколько дней спустя СССР признала Италия. В октябре 1924 г., несмотря на мощное противодействие французских держателей русских дореволюционных акций, Советский Союз признала Франция. В 1924 г. в Нью-Йорке была учреждена советскими властями торговая корпорация — Амторг. Неофициальный советский представитель постоянно находился в Вашингтоне и в качестве частного лица периодически посещал госдепартамент. В 1925 г. американский финансист Гарриман пытался организовать на Кавказе концессию для добычи марганцевой руды.

В 1925 г. Великобритания совместно с Германией организовали международную конференцию в Локарно (Швейцария). В ней участвуют Франция, Бельгия, Италия, Польша и Чехословакия. Германия получает гарантии неприкосновенности западных границ, обусловленных Версальским договором. Относительно восточных границ (Польша, Чехословакия) таких гарантий получено не было.

Чтобы как-то застраховаться от последствий Локарнских соглашений, советское правительство подписывает договоры о нейтралитете с Турцией, Ираном, Афганистаном, Литвой, Германией.

В соответствии с духом Раппало в 1926 г. в Берлине был подписан советско-германский договор о ненападении и нейтралитете сроком на 5 лет, продленный в 1931 г.

Особо широко развернулось военно-техническое сотрудничество Германии и СССР. Были созданы тренировочно-испытательные базы для подготовки германских летчиков в Липецке и танкистов под Казанью, в обход Версальских запретов. В Саратове функционировала советско-германская станция по испытаниям боевых отравляющих веществ. В течение 6—8 лет ежегодно в Советском Союзе проходили подготовку до 80 офицеров вермахта. Руководители рейхсвера присутствовали на маневрах Красной Армии. В германских военных учебных заведениях прошли обучение известные советские военачальники: М. Тухачевский, И. Уборевич, Р. Эйдеман, И. Якир и др.

После разрыва дипломатических отношений с Великобританией (май 1927 г.), фиаско коммунистов в революционной деятельности в Китае во внешней политике СССР наступило затишье. Советское правительство старалось активизировать свою международную деятельность, но встречало враждебный отпор. Переговоры с Францией о долгах и кредитах были прерваны, и хотя дипломатические отношения не были разорваны, французское правительство потребовало отозвать советского посла Х.Раковского.

Отношения с Германией, даже несмотря на подписание ею Локарнских договоров, оставались тесными и плодотворными, так как у обеих стран (СССР и Германии) был общий недруг — Польша.

Отношения Советского Союза с Польшей особенно ухудшились с мая 1926 г., когда Пилсудский пришел к власти и стал антисоветским лидером, объединяя и настраивая против СССР его соседей — Финляндию, Прибалтийские государства и Румынию.

Самым важным моментом для советской дипломатии 20-х годов было участие в международной жизни различных организаций и в первую очередь в Лиге Наций. Хотя большевики считали Лигу Наций ширмой для антисоветской деятельности и военных приготовлений против СССР, они стремились иметь международную пропагандистскую трибуну. В мае 1927 г. в Женеву на Международную экономическую конференцию прибыла советская делегация. Она, принимая участие в пленарных заседаниях и в работе комиссий, резко критиковала пороки капитализма, но активно призывала к мирному сосуществованию двух противоположных экономических систем, защищала монополию внешней торговли.

Весьма актуальным вопросом международных отношений в 20-е годы было сокращение национальных вооружений. В январе 1926 г. Лига Наций пригласила Советский Союз принять участие в конференции по разоружению. Советское правительство ответило согласием, но в Женеву делегация могла прибыть лишь после нормализации швейцарско-советских отношений (конфликт был вызван убийством в Лозанне В.Воровского).

20 мая «Правда» с «большевистской прямотой» писала, что «каждый из участников конференции помышляет вовсе не о том, чтобы разоружить себя, но о том, чтобы разоружить другого и, таким образом, стать самому в вооруженном отношении сильнее... Торг пошел не по вопросу о "разоружении", а по вопросам "равновесия" вооруженных сил различных держав, причем каждая из держав склонна толковать "равновесие" именно в свою пользу».

30 ноября 1927 г. советская делегация во главе с Литвиновым, заместителем наркома по иностранным делам, прибывшая в Женеву на IV сессию подготовительной комиссии по разоружению, изложила основные принципы полного и всеобщего разоружения.

Лига Наций, как заявил французский делегат Поль Бонкур, не может согласиться со «столь упрощенным» подходом к сложному вопросу разоружения.

Разрабатывали договор «о вечном мире» и ведущие западные державы. 27 августа 1928 г. в Париже государственный секретарь США Келлог предложил 15 странам подписать международный договор, осуждающий войну «как средство национальной политики». Так называемый пакт Бриана—Келлога 9 февраля был подписан в Москве СССР, Польшей, Эстонией, Латвией, Румынией, в апреле к нему присоединились Турция, Иран и Литва. 24 июля 1929 г. договор, объединивший 44 государства, вступал в силу.

 

Деятельность организации Коммунистического Интернационала (Коминтерна)

20-е годы были периодом расцвета деятельности Коммунистического Интернационала — одного из важнейших органов внешнеполитической деятельности российских большевиков.

2—6 марта 1919 г. в Москве состоялся первый (учредительный) конгресс третьего Коминтерна, на который прибыло 52 делегата от 35 партий и групп из 21 страны мира. На повестке дня стояла задача завоевания и установления диктатуры пролетариата, путь к которой лежал, по мнению РКП(б), через сплочение всех революционных сил, разрыв с оппортунизмом всех мастей, через международную солидарность трудящихся.

Ленин призывал компартии «научиться с максимальной быстротой дополнять или изменять, если требуется, одну форму борьбы другой, приспособлять свою тактику ко всякой такой смене, вызываемой не нашим классом или не нашими усилиями».

В июле—августе 1920 г. в Петрограде—Москве состоялся II конгресс Коминтерна, в работе которого участвовало 217 делегатов от 67 организаций (в том числе 27 компартий) из 37 стран. С докладом о международном положении и основных задачах Коминтерна выступил Ленин. «Надо... использовать этот кризис, — убеждал он, — для успешной победоносной революции».

II конгресс принял двадцать одно условие приема в Коминтерн. Эти условия включали: признание партиями, вступающими в Коминтерн, диктатуры пролетариата как главного принципа революционной борьбы и теории марксизма; полный разрыв с реформистами и центристами; признание демократического централизма как главного организационного принципа партии; беззаветную верность принципам пролетарского интернационализма и др.

Принципиальное значение имели принятые II конгрессом Коминтерна решения по национальным и колониальным вопросам. Была поставлена задача объединить революционную борьбу пролетариата развитых стран с национально-освободительной борьбой угнетенных народов против империалистических сил.

22 июня 1921 г. в Москве открылся III конгресс Коминтерна, в котором участвовало 605 делегатов из 103 партий и организаций (в том числе 48 компартий) из 52 стран.

В ноябре—декабре 1922 г. в Москве—Петрограде состоялся IV конгресс Коминтерна, в котором участвовало 408 делегатов от 66 партий и организаций из 58 стран.

V конгресс Коминтерна состоялся 17 июня—8 июля 1924 г. в Москве. В нем участвовало 504 делегата, представляющих 49 компартий, одну народно-революционную партию и 10 международных организаций. Конгресс Коминтерна проходил после смерти В.И.Ленина, но вошел в историю как конгресс за большевизацию компартий.

«Большевизм, — отмечалось в решениях пятого расширенного пленума Исполнительного Комитета Коминтерна (ИККИ) в апреле 1925 г., — есть умение применить общие принципы ленинизма к данной конкретной обстановке в той или другой стране».

Тезисы V конгресса содержали неверные положения и об отсутствии по существу разницы между социал-демократией и фашизмом, что являлось следствием идейной борьбы Социн-терна и Коминтерна, полностью поддерживающего позицию ЦК ВКП(б), его нового лидера — И.В.Сталина.

Во второй половине 20-х годов Коминтерн подключился к ожесточенной борьбе Сталина с Троцким, идеи которого выходили за рамки ВКП(б).

В конце 20-х годов Коминтерн стал «пятой колонной» Сталина, приняв на девятом пленуме ИККИ в феврале 1928 г. тезис о том, что «защита Союза Советских Социалистических Республик от международной буржуазии отвечает классовым интересам и является долгом чести международного пролетариата».

С конца 20-х годов в СССР усилились командно-административные методы управления, что фактически перешло и на международное коммунистическое движение.

В мире стал проявляться экономический кризис, что нашло отражение не только в ужесточении борьбы с рабочим движением внутри капиталистических стран, но и на международной арене.

Советско-большевистское руководство все более и более убеждалось в правоте ленинского курса.

«Сейчас главное свое воздействие на международную революцию, — отмечал Ленин, — мы оказываем свой хозяйственной политикой... Решим мы эту задачу — и тогда мы выиграли в международном масштабе наверняка и окончательно».

Во-первых, по мнению Ленина, успешное социалистическое строительство будет самым мощным катализатором революционного подъема. Во-вторых, создание мощной советской экономики послужит базой военного могущества СССР, перспективной помощью в борьбе трудящихся капиталистических стран и колониальных народов за свои права, за социализм.

Источники и литература

Лвторханов А. Империя Кремля. Вильнюс, 1990.

Ленин В.И. О внешней политике Советского государства. М., 1960.

Несостоявшийся юбилей: Почему СССР не отпраздновал своего 70-летия? / Сост. А.Ненароков и др. М., 1992.

О'Коннар Т. Чичерин и советская внешняя политика. 1918— 1930 гг. М., 1991.

Чичерин Г.В. Ленин и внешняя политика СССР. М., 1977.

История России

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.